3 класс знаки препинания – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами»с использованием приемов работы с несплошным текстом.

«Знаки препинания в предложении с однородными членами». 3-й класс

Мотивирование к учебной деятельности

На доске модели:

  • [O, O, O]
  • [O, O и O]
  • [O и O]

(1 слайд)

– Ребята, что это за модели?

(Это предложения с однородными членами)

Сформулируйте тему нашего урока.

Чему будем учиться?

(Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами)

 

Регулятивные УУД

 

Дают ответ.

 

Чистописание.

ц

ци цы

цифра цыган столица цирк

Работа в рабочей тетради.

Какой звук обозначает буква ц?

Как пишется строчная буква ц?

Когда после ц пишется и, а когда ы?

(В корне слова пишется и, кроме слов – исключений: цыган, цыц, цыпочки, цыкнул, в словах на -ция пишется и, а в окончаниях – ы)

Какое слово «лишнее»? («столица», т.к. это словарное, а остальные слова на орфограмму «Звук [ы] после ц»)

Регулятивные УУД

Проговаривают правило о правописании звука [ы] после ц.

Составление предложения из слов: катаются, Зимой, санках, коньках, ребята, лыжах, на

Зимой ребята на санках, коньках, лыжах.

[- = O, O, O]

Постановка учебной цели и (постановка проблемы)

Наблюдение.

Изложение нового материала (открытие нового знания, действия)

На доске предложения:

Снег выпал, но скоро растаял.

[O, но O]

На улице шел не дождь, а снег.

[O, а O]

Мороз щипал уши и лицо.

[O и O] 

Мороз щипал и уши, и лицо, и руки.

[и O, и O, и O]

Ребята, что уже знаете об однородных членах?

(Они произносятся с интонацией перечисления, между ними ставятся запятые, если нет союзов)

Запись предложения.

 

 

 

Ребята, помогите разобраться, когда в предложениях с однородными членами, где есть союзы, ставится запятая, а когда – нет?

Делаем вывод.

(Между однородными членами, соединёнными союзами

а, но, ставится запятая.

Между однородными членами, соединёнными одиночными союзами и, или, запятая не ставится.

Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзамии, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами).

Чтение тайны русского языка на стр.131

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Наблюдают, делают выводы, моделируют.

Коллективная работа.

Составить из данных слов предложения, соответствующие схемам.

Мама, купила, яблоки, мандарины, груши, бананы.

[- = O, O, O, O].

[- = O, O. O и O].

[- = O, и O, и O, и O].

[- = и O, и O, и O, и O].

Последнее предложение записать.

 

 

 

Познавательные УУД

Дают ответы на вопросы, Рассуждают, делают выводы.

Коммуникативные УУД

 

 

Работа в парах.

Даются карточки, где надо расставить знаки препинания.

Карточка

  1. Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.
  2. На улице шёл не дождь а снег.
  3. Взошло заиграло над лесом веселое солнышко.
  4. Снег засыпал лесные дорожки тропинки и полянки.

Проверка.

Повторяем правила работы в парах:

 

  • уважать мнение товарищей;
  • слушать и слышать друг друга;
  • не обижать и не обижаться;
  • быть внимательным;
  • уметь договариваться.

Регулятивные УУД

Проговаривают устно алгоритм.

Коммуникативные УУД

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс): русский язык 3 класс «Знаки препинания в конце предложения»

Слайд 1

Русский язык 3 класс «Планета знаний» Тема урока: «Знаки препинания в конце предложений»

Слайд 2

Подготовка к работе На уроке не зевай – Сразу всё запоминай! Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе!

Слайд 3

Тетрадь с.32 задание № 4 Вспоминаем орфограммы

Слайд 4

П р о в е р к а Д о рога в соседн юю д е ревню была гла д кой и ровн ой . По обе стор о ны д о роги т я нулись ш и рокие п о ля. Они были покрыты снежн ой скатерт ь ю. Сне г л е жал лё г кой пел е ной, словно л е бяж ий пух. За у з кой ре чк ой тёмн ой ст е ной возвышался лес.

Слайд 5

Дополни высказывания нужными по смыслу словами. Слова и словосочетания называют предметы, действия, признаки, а предложения … … и чувства. Речевую задачу (цель) высказывания, чувства говорящего можно точнее выразить в устной речи с помощью интонации, а в письменной — … … .

Слайд 6

Дополни высказывания нужными по смыслу словами. Слова и словосочетания называют предметы, действия, признаки, а предложения выражают мысли и чувства. Речевую задачу (цель) высказывания, чувства говорящего можно точнее выразить в устной речи с помощью интонации, а в письменной – знаков препинания .

Слайд 7

«Знаки препинания в конце предложений»

Слайд 8

Заполни таблицы. Допиши названия групп предложений и распредели номера предложений, которые видишь на экране. 1) Миша каждую неделю ходит в бассейн. 2) Вы записались в группу по плаванию? 3) Ты прочитай правила поведения на воде. 4) Как красиво плывут ребята брассом!

Слайд 9

У н а с г о с т и

Слайд 10

Греки в конце вопросительного предложения ставят не вопросительный знак, а точку. Слово точка произошло от древнерусского «ткнуть». Испанцы и португальцы в вопросительных и восклицательных предложениях ставят знаки не только в конце, но и вначале предложения.

Слайд 11

У н а с п р о б л е м а

Слайд 13

Хочу о чём то сообщить .

Слайд 14

Хочу о чём то сообщить . Хочу призвать кого-то совершить действие; хочу выразить чувства.

Слайд 15

Хочу о чём то сообщить . Хочу призвать кого-то совершить действие; хочу выразить чувства. Хочу о чём то спросить.

Слайд 16

Хочу о чём то сообщить . Хочу призвать кого-то совершить действие; хочу выразить чувства. Хочу о чём то спросить. Хочу выделить.

Слайд 22

-Да, завтра. -Да, я. — Да, поеду. -Да, к бабушке.

Слайд 25

Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Меня удивило… Я смог…

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока «Знаки препинания» 3 класс

№ этапа

Название этапа урока, время

Деятельность

Формируемые УУД

I

Организационный момент

Цель: эмоциональная подготовка к усвоению изучаемого материала

(1-2 мин)

-На уроке мы познакомимся с новой темой, а с какой вы определите сами.

-Приветствуют.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

II

Минутка чистописания

(3-4)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа,обозначьте орфограммы.

-Обратите внимание, на доске записан ряд слов, прочтите его и запишите в тетрадь (Скоро в школу) .

-Скажите, в это предложение? Чего не хватает?

— Давайте повторим признаки предложения. ( Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения стоит знак препинания, слова в предложении связаны по смыслу)

-Поставьте у себя в тетради точку после предложения.

Записывают:

Двадцать четвертое ноября. Классная работа.

-Нет,потому что в конце не стоит знак препинания.

Регулятивные: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Коммуникативные: -формирование умения слушать и понимать других;

 -использовать правила вежливости в различных ситуациях;

 -контролировать свои действия в коллективной работе, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учет различных мнений , оформление своей речи в устной форме; Личностные: 

-внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

III

Новая тема

(5-6 мин)

-А теперь, чтобы понять тему урока отгадаем загадки. Ответы на них-знаки препинания.

1)Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (?)

2) Бурным чувствам,

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (!)

1) Загораживает

Путь,

Предлагает

Отдохнуть. (.)

-А какое место они занимают в предложении?

-А что вы знаете о каждом из этих знаков? Когда мы их употребляем?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

— Наша тема: знак препинания в конце предложения.

-Мы узнали, что предложения бывают разные по эмоциональной окраске, от чего это зависит?

-Эмоции. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте прослушаем короткий текст

-О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

(Читаю выразительно текст, затем включаю запись этого текста, воспроизведённого роботом)

-Скажите, в чьем исполнении вам понравился текст? Почему?

-А давайте узнаем точное значение слова «эмоции»? Прочитаем в толковом словаре.

Чувства, если бы мы с вами не пользовались чувствами-эмоциями, то речь была бы бедной, сухой, невыразительной. В устной речи наши эмоции мы выражаем при помощи интонации. Сегодня на уроке вы узнаете, как оформляются на письме эмоционально окрашенные предложения.

-Вопросительный знак.

-Восклицательный знак.

-Точка.

-Это знаки препинания, ставятся в конце предложения.

-Точку мы употребляем, когда ходим кому-то сообщить о чем-нибудь; восклицательный знак употребляем, когда выражаем сильные чувства, эмоции, а вопросительный знак-когда хотим что-то спросить.

-Знаки препинания в конце предложения.

-От знака, который стоит в конце и от того, что мы хотите сказать.

-Чувства, интонационно окрашенные слова

-В исполнении учителя, потому что речь эмоциональная, чувственная.

1 ученик читает значение слова «эмоция»

Познавательные:

-овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям;

Регулятивные: 

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме;

-уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Личностные:

 -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

IV

Закрепление изученного материала  

(13-15 мин)

Физкультминутка

(2-3 мин)

-Откройте учебник на стр 72 упр 103 ( устно)

-Прочитает задание….

-Какие нужно вставить слова?

(Слова и словосочетания называют предметы, действия признаки, а предложения выражают мысли и чувства. Речевую задачу (цель) высказывания, чувства говорящего можно точнее выразить в устной речи с помощью интонации, а в письменной — с помощью знаков препинания)

-Прочитает правило в красной прямоугольнике…

-Что вы поняли из этого правила? Какие это знаки препинания?

-Какой раздел изучает правила постановки знаков препинания?

-А кто полностью повторит определение?

-Разберем таблицу в упр 105.

-Скажите, отчего зависит выбор знака?

-А какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

-Что значит повествовательное предложение?

-Какие знаки могут ставится в конце повествовательного предложения?

-Верно, например: «Наступила осень золотая!» Это повествовательное восклицательное предложение.

-А как вы понимаете побудительное предложение? Какой ставится знак?

-А вы можете привести примеры?

— Ну и вопросительное, когда мы кого-то спрашиваем. Какие знаки могут ставиться у вопросительного предложения?

-Верно.

-Проведем физкульминутку.

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает.(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)

А теперь пора нам, братцы,

За уроки приниматься. (Дети садятся за парты.)

-Выполним упражнение 106 (письменно), чтобы закрепить знание. Прочитайте задание. Как будете выполнять упражнение?

-Вам нужно определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. После предложения в скобках запишите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске).

-Первое предложения я выполню сама в качестве примера.

 1.Малыша звали Лоськой.(повествовательное, невосклицательное)

Вызываю 1 ученика к доске (2-3 предложение), затем 2-ой ученик выполняет (4-5)

-Молодцы. Повторите, какие предложения бывают по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?

-Теперь выполним упражнение 108. Что нам нужно в нем сделать?

 

-Кто хочет попробовать прочитать?

-Что нам помогло правильно выбрать интонацию при чтении?

-Запишите теперь эти предложения, расставив правильно знаки, а в скобках укажите вид предложения.

Ученик читает задание

Ученик читает правило.

-Знаки препинания называют знаками пунктуации. Это точка, восклицательный и вопросительный знаки  Правила постановки знаков препинания изучает раздел науки о языке, который называется пунктуацией.

Ученик повторяет определение, не используя учебник.

Один ученик читает таблицу.

-От цели высказывания и от эмоциональной окраски.

-Восклицательные и не восклицательные

-Это предложение, заключающее в себе сообщение о каком либо-факте.

-Если это не восклицательное предложение, то точка, а если восклицательное-то восклицательный знак.

-Когда мы кого-то просим о чем-то, призываем. Ставится восклицательный знак

-Маша, возьми зонт!

-Знак вопроса, если это невосклицательное предложение, а если восклицательное, то вопросительный и восклицательный знак.

-Прочитаем предложение, выберем правильный знак в конце предложения и в скобках укажем его вид.

2. Какие хорошие у Лоськи были слух и чутьё!(повествовательное, восклицательное)

3. Что сделалось с лосёнком?(вопросительное, невосклицательное)

4. Лоська, угостись морковкой!(побудительное, восклицательное)

5. Как любил он

полакомиться ветками ивы! (повествовательное, восклицательное)

По цели высказывания: повествовательное, побудительное и вопросительное, а по эмоциональной окраске: восклицательное и невосклицательное

-Нам нужно правильно выбрать интонацию, чтобы прочитать. А затем списать, поставив правильно знаки препинания.

Наступил вечер(.)    Разве уже наступил вечер(?)   Какой чудный вечер(!)

( Слова помощники: во втором предложении вопросительная частица разве, а в 3 прилагательное какой чудный)

Наступил вечер. (повест.,невоскл)    Разве уже наступил вечер?(вопросит., невоскл)

Какой чудный вечер! (повест.,воскл)

Познавательные:

-овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям;

-формировать умение различать предложения по интонации и правильно их употреблять в речи;

Регулятивные:

 -овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме; уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Личностные: 

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;

— широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка.

V

Самостоятельная работа

(5-6 мин)

-А теперь поработаем в парах. Но для начала каждый возьмет карточки, которые у вас лежат на парте. Вам нужно будет после предложения поставить знак препинания, напротив написать, какое это предложение по интонации и по эмоциональной окраске. Приготовьтесь прочитать это стихотворение с выражением.

-Напомните правила работы в парах.

-Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения. Если предложение выполнено правило-поставьте «плюс», если не правильно – «минус».

Выполняют

Эй, бобёр, купи топор!   (?!.) (побуд.,воскл.)

А зачем бобру топор ? (?!.) (вопросит.,невоскл)

У работника бобра

Зубы вместо топора .     (?!.) (повест.,невоскл)

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Регулятивные:

 -овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации;

-оценивать ход и результат выполнения задания.

VI

Итог, рефлексия

(2-3 мин)

-Над какой темой мы работали на уроке? А еще над чем?

-Что нового узнали?

-У вас на партах лежат 3 знака-восклицательный, вопросительный и точка. Если вам на уроке было все понятно и интересно-поднимете восклицательный знак, если у вас остались вопросы- поднимите вопросительный знак, а если у вас остались вопросы и вам было трудно-точку.

-Мне очень понравилось с вами работать, вы проявляли активность, четко следовали моим инструкциям, уважительно относились к своим одноклассникам. Спасибо!

-Работали над темой: «Знаки препинания в конце предложения

Работали над правильной интонацией предложений

-Узнали о знаках препинания в конце предложения и от чего они зависят.

Личностные:

— навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

Коммуникативные:

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

VII

Домашнее задание

(1-2 мин)

-Откройте дневники и запишите домашнее задание, стр 73 упр 107. Вам нужно будет списать отрывки, поставить правильно знаки препинания в конце и уметь объяснить почему вы их поставили.

-Записывают

Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи;

 -формулировать собственное мнение и позицию;

nsportal.ru

План-конспект урока на тему: Урок русского языка «Знаки препинания 3 класс»

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Постановка учебной задачи.

3.Актуализация знаний.

4.Систематизация знаний.

5.Работа в парах.

6.Физкультминутка

7.Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений.

8.Итог урока и домашнее задание.

        

9. Рефлексия.

Приветствие ( 1 слайд)

Так же, как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит!

Язык- главное наследство,

Его должны беречь мы с детства.

Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь!

Чистописание

Подготовимся к письму – примем правильную посадку и пропишем узор.

Какое слово спрятано в узоре?

Что означает это слово?

Каково происхождение этого слова и когда на Руси появились знаки препинания?(В узоре – слово… пун…кту…а…ци…я)

Историческая справка (2слайд)

Определение цели урока

(3слайд)

Ребята, объясните приказ принцессы из сказки С.Я.Маршака:

Казнить нельзя помиловать

Ребята, как вы думаете, от чего зависят знаки препинания в конце  предложений?

А зачем нам это знать?

Чему будем учиться?

На уроке понаблюдаем за предложениями и попробуем узнать, что лежит в основе

 русской пунктуации,

какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания.

Фронтальная работа в печатной тетради. (4 слайд)

Разделить текст на предложения, дать характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске, расставить знаки препинания. Объяснить выделенные орфограммы.

Но что это ветер внезапно налетел и промчался что за свинцовая полоса на небосклоне но вот слабо сверкнула молния э, да это гроза (По И. Тургеневу)

Какие предложения встретились по цели высказывания, а по эмоциональной окраске? Как выбирали  знак препинания?

Выполним разбор 2 и4 предложений по членам.

Рассмотрим схему видов предложений.(5 слайд)

По цели высказывания:

повествовательные; вопросительные;

побудительные.

По эмоциональной окраске:

восклицательные и невосклицательные.

Приведите свои примеры предложений каждого вида.

Как выбрать знак препинания в конце предложения? Составьте алгоритм.

(6 слайд)

Пользуясь алгоритмом, выберите знак препинания и дайте  характеристику предложений:

-Тит, иди молотить

-Брюхо болит

-Тит, иди щи хлебать

-Где моя большая ложка

Проверим по слайду (6 слайд)

Прочитайте выразительно, что помогло выбрать нужную интонацию?

(7 слайд)

Послушайте шутливое стихотворение и покажите нужный знак препинания в конце предложений.

Точка – присесть на корточки.

Знак вопроса – наклон туловища, дотянуться до носков ног.

Восклицательный знак – по -тянуться вверх.

Согласны ли вы с выводом «Точки»?

(8 слайд)

Рассмотрите рисунки.

Что достойно восхищения или осуждения?

Попробуйте выразить разные чувства, произнося с разной интонацией. Переведите интонацию в знак препинания.

С какой целью мы используем знаки препинания?

(9 слайд)

Дифференцированная самостоятельная работа.

Как можно с помощью одних и тех же слов:

приехать, мама

  1. спросить,
  2. выразить просьбу,
  3. выразить восторг,
  4. сообщить.

Составьте и запишите эти предложения или составьте из них текст.

Какие  это будут предложения по цели высказывания? А по интонации?

(10 слайд)

Групповая работа.

Карнавал знаков препинания.

Обсудите в группах и узнайте, о каком знаке препинания  идёт речь.

Карнавал продолжается.

Игра с карточками.

Покажите нужный знак препинания в соответствии с характеристикой предложения:

  1. повеств., невоскл.
  2. вопросит., восклиц.
  3. побуд., невоскл.
  4. вопросит., невоскл.

(Дети показывают на карточках нужный знак препинания)

(11 слайд)

 Что лежит в основе русской пунктуации и какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания?

Домашнее задание:

подобрать стихотворное четверостишье и объяснить в нём употребление знаков препинания в конце предложений.

(12 слайд)

Решето:

  •  Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я смог…

Я благодарю вас за  активную работу. ( Учитель называет и комментирует оценки.)

Дети хором произносят выделенные слова.

Хором

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас , друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Пунктуация.

Раздел языка о правилах постановки знаков препинания.

1 ученик рассказывает:

Само слово пунктуация — от латинского слова пункция (укол). Пункт — точка. В древности греки использовали для письма палочку — стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку.

Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.

Мы по-русски называем знаки пунктуации знаками препинания. Препинание, то есть препятствие в речи.

Рождение запятой на Руси относят к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII – восклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.

В наше время знаков препинания стало ещё больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти.

.Ребята высказывают свои предположения.

Учиться ставить знаки препинания, выражать с помощью знаков мысли  и чувства.

Ребята комментируют выполнение задания по очереди.

 

Ученики приводят свои примеры предложений разных видов и с разными  знаками препинания.

  1. Определить вид предложения по цели высказывания.

2.  Определить вид        предложения по эмоциональной окраске.

  1. Выбрать знак предложения по схеме.

Ребята  анализируют предложения и обсуждают выбор знака в паре, проверяют свою работу с образцом.

Хором, читая на слайде:

Собралась компания

Знаков препинания…

Кто из них нужнее…

Кто из них важнее…

Прибежал чудак

Восклицательный знак…

-Ура…

-Долой…

-Караул…

-Разбой…

Притащился кривоносый

Вопросительный знак…

-Кто…

-Кого…

-Откуда…

-Как….

И сказала точка –

Точка одиночка….

-Мной кончается рассказ,

Значит я важнее вас…

1вариант – записывает предложение о грибе,

2 вариант – о мальчике.

Взаимопроверка.

Для достижения цели высказывания и выражения чувств, эмоций.

Ребята составляют и записывают предложения по своим возможностям.

Текст.

Утром мальчик спросил: «Мама приехала?» Услышав отрицательный ответ, он простоял до обеда у окна и просил: «Мама, приезжай скорее!» Увидев маму, он закричал: «Мама приехала!»

Вечером мальчик сообщил бабушке: «Мама приехала.»

Взаимопроверка.

Задания на карточках:

  1. Этот знак может стоять в повествовательном или  побудительном предложениях. но не может быть в восклицательном предложении. Приведите примеры.
  2. Этот знак может стоять в любом предложении по цели высказывания.

Приведите примеры.

  1. Этот знак не  может стоять в побудительном и повествовательном предложениях.

Приведите примеры.

Знаки препинания зависят от смысла предложения и чувств говорящего.

.

Дети договаривают предложения.

Самоопределение:

психологический  настрой на урок, создание условий мотивации к действиям на уроке, формирование внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. (Личностные  УУД)

Организация учащимися своей учебной деятельности.(Регулятивные УУД)

Общеучебные универсальные действия:

Поиск и выделение необходимой информации ,применение методов информационного поиска ,структурирование знаний. (Познавательные УУД)

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать  в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели.

Личностные УУД:

смыслообразование-

какое значение имеют для меня данные знания.

Регулятивные:

целеполагание.

Выявление знаний, умений  и навыков, необходимых для работы на уроке.

Познавательные УУД:

логические- анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, выведение следствий.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других, уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные УУД:

знаково-символические,

моделирование, построение логической цепи рассуждений, составление алгоритма.

Регулятивные УУД:

Коррекция и оценка.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с  партнёром. Умение вступать в диалог, приходить к общему мнению.

Регулятивные УУД:

контроль- сличение способа действия и его результата с образцом, оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Регулятивные УУД:

прогнозирование, контроль, коррекция,

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание, личностный моральный выбор.

 

Познавательные УУД:

действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске решения проблемы.

Познавательные УУД:

осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи ,самостоятельное решение творческого задания.

Регулятивные УУД:

прогнозирование, контроль и коррекция.

Личностные УУД:

выбор задания для самостоятельной работы.

Коммуникативные УУД:

разрешение конфликтов- поиск и оценка способов разрешения конфликтов, принятие решения — учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Познавательные УУД:

Логические- анализ и синтез, подведение под понятие, доказательство.

Личностные УУД:

смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание, самоопределение.

Познавательные УУД:

обоснование выводов.

Регулятивные УУД:

Способность к самооценке – выделение и осознание учащимся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

Самоопределение, смыслообразование,  нравственно-этическое оценивание.

nsportal.ru

Урок по русскому языку на тему «Знаки препинания в конце предложений» (3 класс

— Составьте устно предложение. (Весной цветёт душистый ландыш)

Подчеркиваем члены предложения.

— О чём говорится в предложении?

(Рассказ учителя про ландыш)

— Кто желает записать составленное предложение на доску?

— Прочитай предложение вслух.

— Каким голосом ты его произнёс? (Спокойным)

— Хорошо. Садись на своё место.

Значит в конце предложения мы поставим точку.

Составим схему этого предложения.

(Слайд №2)

Если в предложении о чём–то спокойно говорится, то в конце предложения ставится точка. И такое предложение называется ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ.

А теперь наше предложение прочитайте так как будто в конце стоит восклицательный знак.(учитель на доске меняет знаки

Задание № 2

— Представьте такую ситуацию. Скоро наступит лето. Закончатся уроки в школе. Ребята выбегут на улицу и кто-то крикнет: Ура, каникулы!

— Что выражает это предложение? (Радость)

— Каким голосом я произнесла предложение? (Громким, радостным

(Слайд №3)

Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. И такое предложение называется ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ.

(Проводится словарная работа)

(Слайд №4)

Если в предложении содержится вопрос, то в конце предложения ставим вопросительный знак. И такое предложение называется ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ.

Задание № 3 словарная работа.

Отгадать загадки и записать. отгадки.

Аптека….

5. Работа с учебником.стр.165 упр.19

С теорией справились хорошо, переходим к практической части.

— Открываем тетради.

— Подготовим пальцы к письму (5 раз сильно сжать и разжать пальцы)

— Запишите число, классная работа.

— Открываем учебники на стр. ….. упр. № …..

— Прочитайте задание про себя.

-Пришло время немного отдохнуть.

6. Физкультминутка. Игра «Нарисуй человечка».

Молодцы хорошие человечки у вас получились, а чтобы и дальше у вас на лицах была улыбка я хочу вам подарить брелки.

. 7. Рефлексия

— Пунктуация изучает знаки препинания и их постановку. Если мы не

будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в сказке А. Каневского.

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искали фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире.

— Какой вывод можно сделать?

8. Домашнее задание.

— Посмотрите, что нужно сделать в упражнении?

— Задание на дом аналогичное тому, которое выполняли в классе

9. Итог урока

Что нового узнали на уроке, нам расскажут ребята.

(1ученик) Если вам дают заданье

Стих для школы сочинить,

(2 ученик) Он про знаки препинанья

Очень даже может быть.

(3 ученик) Всех главней, конечно, точка,

Без неё ведь никуда.

(4 ученик) Ей заканчивают строчку

Она в тексте есть всегда.

(5 ученик) Знаки есть ещё другие:

Восклицанье и вопрос.

(6 ученик) Предложения простые,

А ответ порой не прост.

(7 ученик) Вот и всё. Конец страданьям.

Стих готов. Оценка «пять».

(8 ученик) Может знакам препинанья

Благодарность объявлять…

— Молодцы, ребята. А теперь, придумайте повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

— Спасибо всем за хорошую работу на уроке. Оценки за урок.

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами» ( 3 класс)

   Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

УМК: Начальная школа 21 века

Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения; составлять предложения с однородными членами.

 УУД:

Предметные:

Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Оборудование: учебник «Русский язык» автор Иванов С.В., тетрадь с печатной основой по русскому языку, мультимедийная презентация, проектор, карточки заданий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг. момент.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Работа по теме урока.

Закрепление знаний

Итог урока. Рефлексия.

Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по – доброму начат,

Значит, день принесет и удачу,

И здоровье, и радость нам всем.

— Словами «Добрый день» мы друг другу желаем только хорошее. — Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнемся им.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу всего хорошего. Наши улыбки длятся мгновение, а в памяти остаются навсегда.

— И я хочу всем вам пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни были добрыми. Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа, желаю вам всем успеха. Начинаем наш урок.

Девиз урока: Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

— Давайте откроем тетради, запишем дату, классная работа.

— Ребята, над каким разделом мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?

-Что изучает этот раздел?

— Предлагаю вам сейчас вспомнить, что мы уже знаем о предложениях, и проверить свои знания. Для этого выполним тест. Найдите нужный ответ и обведите его.

1. Выберите наиболее полный ответ

А) Предложение состоит из слов.

Р) Предложение выражает законченную мысль.

М) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

2. Главными членами предложения являются:

П) Подлежащее и дополнение

Е) Подлежащее и сказуемое

У) Сказуемое и определение

3. Подлежащее отвечает на вопросы:

С) Кто? Что?

Д) Где? Куда?

Н) Какой? Чей?

4. Определение подчеркивается:

К) Одной чертой

Т) Пунктирной линией

Я) Волнистой линией.

5. Дополнение, определение и обстоятельство – это…:

Ж) Главные члены предложения

Ч) Однородные члены предложения

Ц) Второстепенные члены предложения

— Поменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и проверьте работу. Оцените работу.

— Встаньте, кто получил «отлично», «хорошо».

— Молодцы.

Словарная работа.

— Если вы правильно ответили на вопросы, у вас получилось слово. Какое?

— Какое сейчас время года?

— Сегодня на уроке мы и поговорим с вами о зиме.

-Назовите мне зимние месяцы.

— Что это за слова с точки зрения русского языка?

— Давайте запишем эти словарные слова в тетрадь. Обозначим опасные места, поставим ударение. (1 человек работает у доски)

— Составьте предложение с одним из этих слов устно.

Минутка чистописания. Орфографическая минутка.

-А я предлагаю вам поработать вот с этим предложением.

Д.кабр. го. к.нч.ет зиму н.ч.нает.

— Почитайте предложение. Объясните смысл приметы.

— Объяснить орфограммы.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните члены предложения.

— Что интересного вы заметили?

— Как мы называем такие члены предложения?

-Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

— Это первый урок по теме?

-А зачем мы еще раз обращаемся к этой теме?

— Какую цель ставим на уроке?

— Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения.

 — Итак, ребята, подумайте, а затем   сформулируйте определение. Начинаем свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте своих одноклассников внимательно, не повторяйтесь.

— Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.

1.     Отвечают  на один и тот же вопрос.

2.     Являются одним членом предложения.

3.     Относятся к одному и тому же члену предложения.

4.     Произносятся с перечислительной интонацией.

— А однородными какие могут быть члены предложения?

— На какие вопросы отвечают дополнения, определения, обстоятельства?

— Прочитайте выразительно это предложение.

— Если в устной речи мы делаем паузу, то как показать это на письме?

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О, О

— Как можно изменить это предложение, чтобы не ставить запятую?

Если же вдруг появился союз,

То запятая, тогда лишний груз! О и О

— Значит, если между однородными членами стоит союз и то запятая не ставится.

— Измените предложение так, чтобы был союз, и ставилась запятая.

— Перед каким еще союзом всегда ставится запятая?

А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…

О, а О

О, но О

— Все мы назвали случаи, когда ставится запятая между однородными членами предложения, а когда нет…

— Какой случай мы еще не назвали?

Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О

— Давайте составим схему к нашему предложению.

— Ну что ж, молодцы! Вспомнили и повторили все правила об однородных членах. Давайте попробуем применить свои знания на практике, и выполним упражнение 1 на стр.135. Доказать, что пропала только одна запятая. Это предложение списать к себе в тетрадь.

( 1 ученик работает у доски)

Работа в парах

 — Мы с вами назвали основные  признаки однородных членов, а сейчас потренируемся в их распознавании. Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания.

  • Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.

  • Затем обсуждаете ответы с товарищем по парте.

  • И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

 1 вариант. Найти предложение с однородными членами, выписать его, расставить знаки препинания, однородные члены  подчеркнуть:

А)  Птицы  ищут корм.

Б) Зимой солнце светит редко.

В) Утром прилетали синицы и клевали пшено.

2 вариант. Найти предложение с однородными членами, выписать его, расставить знаки препинания, однородные члены  подчеркнуть:

А) Наступила долгожданная зима.

Б) Птицы летят в тёплые края стаями.

В) В наших  лесах живут медведи лисы волки.

    — А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует … 2 вариант – комментирует …

Физкультминутка

— Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами я назову.

На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы.

Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы. Летом солнце светит и греет.

Работа по картине Константина Федоровича Юона «Волшебница зима»

Рассмотрите картину.

-Придумайте и запишите предложение с однородными членами.

1 ряд – с однородными дополнениями.

2 ряд – с однородными обстоятельствами.

3 ряд – с однородными определениями.

— Поднимите руку, кому нужна подсказка.

1 ряд – Ребята играют ( во что?)… и … .

2 ряд – (Где?) На …, на …лежит пушистый снег.

3 ряд – ( Какой?) .., …, иней лежит на ветках деревьев.

-Зиму любят все люди. Ей посвящали свои произведения художники, композиторы и даже поэты и писатели.

Работа в группах

Поработайте в группах. Прочитайте отрывок из произведений писателей и поэтов.

-Как вы думаете какие предложения вы должны будете найти?

— Подчеркните однородные члены.

1). А.С.Пушкин « Вот север, тучи нагоняя…»

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

2). К.Ушинский «Проказы матушки зимы».

Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и разметала их по дорогам.

3).М. Гумилевская «Что такое снег?».

Что такое снег? Это очень много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на деревья. Они такие чистые, хрупкие, сверкающие.

— Давайте проверим.

Физминутка для глаз. «Снежинки».

— А, может быть, кто-то догадался, почему писатели и поэты в своих произведениях использовали и используют предложения с однородными членами?

Работа в группах

— Еще одно задание выполним в группах.

— Внимание на экран: (работа в группах)

Зима

Наступила зима. Белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег сверкает. Снег блестит. Снег искрится. Снег лежит на полях. Снег лежит на кустах. Снег лежит на деревьях. Всё одело снежный наряд.

— Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?

— Ваша задача — исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.

— Что у вас получилось?

-Для чего нужны однородные члены предложения в речи?

— Оказывается, мы еще не все знали об однородных членах предложения.

— Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.

— Ну а сейчас, я думаю, вы сможете показать свои знания в самостоятельной работе.

-Откройте ТПО на стр.41 и выполните № 2.

Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу.

Над какой темой мы работали?

-Что узнали нового?

— Чему научились на уроке?

— А теперь в преддверии нового года давайте нарядим нашу елочку кружочками.

— Кому было всё понятно выберите зелёный кружочек, не уверенны – жёлтый, кто затруднялся – красный.

— Всем большое спасибо за работу на уроке!

Записывают дату, классная работа

Синтаксис

Предложения, словосочетания

Работают с тестом

Проверяют работу

Месяц

Зима

Декабрь, январь, февраль.

— Словарные слова

Варианты предложений

Вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы.

Списываю в тетрадь, подчеркивают главные члены предложения.

— В предложении два сказуемых.

— Однородные члены предложения

— Нет

Мы должны повторить тему и потренироваться в нахождении, правописании однородных членов.

Ответы учащихся

-Подлежащие, сказуемые и второстепенные члены.

Ответы учащихся.

— Декабрь год кончает и зиму начинает.

— Декабрь год кончает, а зиму начинает.

-но

Составление схемы

Выполнение упражнения

Работа по вариантам на карточках.

Проверка задания

Составление предложений с однородными членами

Работа в группах

Предложения с однородными членами

Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.

— Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

-Однородные члены предложения.

— Что однородные члены бывают разными членами предложения. В устной речи они отделяются паузами, а на письме запятыми.

Перед союзами а , но всегда ставится запятая. Если есть союз и, то запятая не ставится, однородные члены предложения делают речь красивее.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8, 9,10

Слайд 11

Слайд 12, 13

Слайд 14

infourok.ru

Подборка текстов для работы на уроках русского языка для 2-3 классов

Расставь знаки препинания в тексте.

№1 Осень.

Быстро летело время уже пожелтели берёзки вода в реке потемнела холодный ветер обрывал листья и уносил их небо покрылось тёмными облаками часто моросил дождь каждый день неслись на юг перелётные птицы.

№2 Солнечная ванна гадюки.

Гадюка каждое утро выползает на сухой пенёк и греется на солнце она ещё с трудом ползает кровь у неё сильно остыла на холоде на солнышке гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками.

№3 Телеграмма из лесу.

Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег показалась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пошла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку.

№4 Снова в школу.

Первое сентября дети снова пришли в школу здравствуй, родная школа здравствуйте, дорогие учителя звенит звонок ученики с волнением входят в классы все ли пришли хорошо ли отдохнули

№5 Знатный человек.

Кончился учебный год ученики с учителями поехали на вечер в клуб быстро мчится голубой автобус мелькают зелёные бульвары в конце улицы автобус остановился дети вышли из машины по широкой лестнице поднялись в зал в зале по стенам висели портреты знатных людей завода Борис Коньков на портрете узнал своего отца Борис рад и счастлив.

№6 Тигр.

Из всех зверей на свете самый хищный зверь-тигр он живёт в зарослях шкуру у него рыжая, полосатая выходит тигр на охоту ночью сегодня оленя схватит, завтра- кабана все звери тигра боятся.

№7. Осень.

Поздняя осень низко несутся по небу осенние тучи ветер гнёт деревья и срывает с них листья дождь хлещет по жёлтой траве в стаю собираются перелётные птицы белка делает запас на зиму она рвёт орехи, сушит грибы.

№8. Снежные узоры.

За ночь сильно похолодало утро настало морозное, ясное на окнах появились удивительные узоры сверкает в лучах солнца длинная ветвь она похожа на листья папоротника как красивы снежные узоры.

№9. Летом.

По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой вились стрекозы у берёзы качались жёлтые кувшинки около ив купались ребятишки они кричали, смеялись и брызгались водой, а брызги так и сверкали на солнце.

№10. Май.

Всё цветёт, всё зеленеет как хорошо в эту пору в лесу в начале месяца он ещё не оделся листвой многие ветви кустов и деревьев уже цветут тепло, даже немного парит и вот загремел первый гром как из ведра хлынул весенний дождик первая гроза будто омыла землю.

№11. Зима в лесу.

Голый и холодный шумит лес плохо осенью в лесу белякам-зайцам сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка пушистым снегом покрылись деревья побелели лесные полянки обрадовались беляки-зайцы теперь никто не увидит их белую шубку.

№12. Уже весна.

В мае прошли первые грозы от обильных дождей весело зазеленела земля на осыпанных цветом ветвях распевали птички, жужжали пчёлы всё живое радовалось и спешило жить.

№13. Весна.

Чудесное утро зазеленела трава деревья на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется лес пахнет корой и берёзовым соком чуть дымится первая зелень на нивах оживает озимь.

№14. Белка лакомится мясным.

Белка всю зиму лущила шишки да ела заготовленные с осени грибы теперь пришло время полакомиться её мясным птицы уже в гнёздах отложили яйца некоторые вывели даже птенцов белка отыскивает птичьи гнёзда и таскает себе на обед птенцов и яйца.

№15. В степи.

Светит солнце уже пришла весна отец у Коли тракторист он с утра ушёл в поле и сын дорогу знает он тоже в степь шагает он помогать идёт отцу вот будет рад отец!

№16. Замёрзли пруды и реки.

С каждым днём всё холоднее и холоднее утром на улицах лужи покрыты тонким ледком но ходить по льду ещё опасно в конце ноября крепчают морозы в эту пору в городах заливают катки.

№17. Красное лето.

На реке раскрылись жёлтые кувшинки буйно цветёт над водою водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят летают над водою стрекозы хорошо бегать по душистому лугу.

№18. Грачи прилетели.

В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают.

№19. Пришло лето.

Сколько цветов на полях каких только нет: одуванчики, колокольчики, клевер, ромашки с белыми лепестками даже в глазах пестрит звонко трещат кузнечики зато птичьи песни слышатся реже теперь птицам не до пения с утра до вечера хлопотливые родители ловят разных жуков и лягушек.

№20. На лугу.

Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пёстрый ковёр много здесь разных трав и цветов вот дикий овёс золотится на солнце из земли выглядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порхают над цветами резвые бабочки.

№21 Злая мачеха.

Была зима шёл январь месяц снегу намело много деревья в лесу стояли по пояс в сугробах люди видели в домах и топили печи в такую погоду, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходит в лес за подснежниками заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес.

№22. Гроза прошла.

Был тёплый летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил первый гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы

Составь предложения из отдельных слов.

№1. Сбор урожая.

осень оврагах в позолотила кустарники

дни короче всё

минуты ни терять нельзя

закончили картофеля уборку колхозники

сев озимых уже начался

дорогам машины по овощам с движутся

№2. Пришла осень.

севера резкий с дует ветер

деревьев листья жёлтые с падают

днём частый и ночью дождь моросит

небе грустный крик раздаётся в журавлей

иней деревьях утром на появился

№3. Школьный сад.

большой и нашей за огород школой сад

много в ягод саду

грядках огурцы на морковь горох растут

собирают ученики урожай осенью хороший

№4. Урожай.

работы колхозникам осенью много

морковь и картофель срезать надо капусту выкопать

убрать полей следует богатый урожай с вовремя

загрузка успешно овощей в фруктов идёт и хранилищ

№5 Зимой.

на холодно дворе

покрыл и снег землю домов крыши

узорами стёкла разрисовал белыми мороз

снегу воробьи по прыгали

нахохлились холода от они

крошки прыгают подбирают воробьи

птицам и голодно холодно зимой

№6. После урока.

перемену во выходят на двор ученики

наш большой двор школьный

остаются классе только в дежурные

двери они и открывают окна

чистом классе хорошо работать в

№7. Зима.

зима уже пришла настоящая

голым мчится по холодный ветер ветвями

верхушки он деревьев качает

да ели только сосны зелёные

жалобно в деревья стонут лесу

№8. Сорока.

у спрятано сороки хорошо гнездо

вить кустарнике сороке в нравится гнездо густом

птичкам бед маленьким от много сороки

очень к трудно подойти сороке

хорошее у глаза чутье зоркие сороки и

№9. Собака Боб.

раз дом один загорелся

маленькая в была доме девочка

собаку в пожарные огонь Боба послали

минуту горевшего Боб дома через вынес из девочку

ребенка радости мать плакала от

№10. Весна-Красна.

весна радостная наступила

яркое день солнце целый светит

сна деревья от проснулись зимнего

появились и нежные листочки на них почки

зацветут в плодовых садах скоро деревья

лугах на пестреют цветы ранние

года прекрасное это какое время

№11. Весной в роще.

солнечный был денёк тёплый

рощу ребятишки в пошли берёзовую

ищут девочки щавель

ёжика кустах в нашли мальчики

лесу ребята бродили долго в

вечером домой поздно возвращались они

№12 Пришла весна.

к весна нам воротилась

небес с солнце золотыми льёт лучами

камешкам по ручьи весёлые зажурчали

цветы лугам по зацвели

голову одуванчик жёлтую поднял свою

подснежники в расцвели лесу

№13. Летнее утро.

чудесное наступило утро

весенний дул ветерок тёплый

журчал в овраге чистый ручеёк

насекомыми гонялись за ласточки

песенка жаворонка звонкая раздавалась

солнышко небу яркое по поднималось

№14. Была зима.

мороз на доме в улице а Наташе тепло

смотреть узоры и весело сидеть на окна у

мороз на расписал за стёклах ночь узоры

и звёздочки и кружочки и завитки тут

посмотрела окно в Наташа

снега дворе от всё на бело

№15. Гроза.

гроза сильная началась

дымом всё небо затянулось

лягушки и замолчали птицы

лес прокатился первый через гром

деревья заскрипели старые

треск раздался страшный

хлынул за каплями ливень дождя первыми

№16. Смелые мальчики.

два землянику собирали мальчики

огромный сверху орёл спустился вдруг

он схватил мальчика когтями острыми

поднялся воздух в хищник

не мальчик растерялся

орла горло он крепко сжал

орёл упал на мальчиком с землю

бросился товарищ мальчику на помощь

домой мальчики связали орла принесли и

№17. Черепаха и орёл.

её черепаха орла летать просила научить

советовал не орёл черепахе

просил продолжала она его

орёл поднял черепаху и вверх бросил тогда

разбилась упала камни черепаха на и

№18. Отдых.

хороший на выдался редкость день

за отправились город мы

дал старый нам дед лодку

берег переехал мы другой на реки

незабудки там крупные росли

забрались душистый сена ребята на стог

спустились Алла в Римме овраг и

№19. Зима.

дождливая долго осень хмурая стояла

первый неожиданно снег выпал

ночь снег покрыл ковром землю пушистым за

реку мороз сковал льдом

первыми на высыпали двор ребятишки

кататься горы хорошо санках лыжах с на

№20. Лето.

тёплое лето весёлое наступило

листвой давно деревья уже одеты все

деревьев ласковое освещает солнышко верхушки

птиц с лесу утра раздаётся пение

мёдом и поляне земляникой на пахнет

в хорошо летом лесу

Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст

№1. Осень.

Листьями усыпаны все дорожки.

В парках появились стайки красногрудых снегирей.

Осень пришла.

Идёшь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат.

Курлыкая, пролетели над городом журавли.

Дни становятся всё сумрачнее, а ночи длиннее.

№2. Смелый поступок.

Мальчик не испугался и открыл ворота.

Вдруг в тишине раздалось мычание коров.

Рано утром Толя пошёл ловить рыбу.

Смелый мальчик спас всех коров.

Горела уже крыша сарая.

Толя не растерялся и побежал к коровнику.

№3 Воробей.

Моя собака приближалась к нему.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.

Собака бежала впереди меня.

Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

Я поспешил отозвать пса- и удалился.

№4. Находчивость.

Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

Правильно говорят, что собака друг человека.

Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

Овцы были спасены.

№5. На заводе.

Отец Саши собирает моторы.

На заводе делают разные машины: грузовые, самосвалы и сильные вездеходы.

У Саши папа – рабочий.

Моторы нужны машинам.

Без мотора машина не работает.

Каждый рабочий на заводе делает свою работу.

№6. Петя едет к бабушке.

У билетной кассы мама стала в очередь.

Вскоре на станцию пришёл пассажирский поезд.

Наконец мама получила билет.

В последний раз мелькнул прощальный огонёк, и поезд скрылся из виду.

Вот Петя с мамой уже в вагоне.

Петя утром узнал, что с мамой поедет к бабушке.

№7. Пришла зима.

Замёрзли реки , пруд за деревней.

Наступила зима.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду.

Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.

Рады ребятишки.

Дует холодный ветер.

№8. Первый снег.

Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу.

Пришла зима.

Лес весь пушистый и белый.

Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.

Первые снежинки закружились в воздухе.

Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.

Хорошо там!

№9. В Москве.

Летом я с мамой ездил в Москву.

Мы целые дни ходили по Москве.

Какая это была чудесная поездка!

Да, я счастлива, что побывала в столице нашей Родины!

Мы были на Красной площади и в Мавзолее.

Москва- огромный и очень красивый город.

№10. Дождь.

Упали первые тяжёлые капли.

Большая тёмная туча накрыла полнеба.

Сверкнула молния, ударил гром.

Загромыхал гром, зашумели, закачались деревья, закружились над тропинкой сорванные листья.

Капля за каплей и хлынул тёплый проливной дождь.

№11. Журавлик.

На болоте он лакомился лягушками и ужами.

Лесник поймал маленького журавлика.

На лугу ловил кузнечиков.

Целый день журавлик бродил по окрестности.

Журавли жили на болоте.

Журавлик часто летал на луг и болото.

Скоро журавлик подружился с лесником.

№12. Берёзка.

Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол.

Выросла на опушке стройная кудрявая берёзка.

Точно зимний снег, белеет стройный её ствол.

Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная.

Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.

До осени ещё далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья.

Подставили ребятишки к ране желобок , и полился в кубышку прозрачный сок.

№13. Береги друзей.

Сам рассчитай, какой убыток приносишь , разорив птичье гнездо.

Они не думают , какой вред приносят себе и окружающим.

Часто ребята разоряют птичьи гнёзда.

А ведь в гнезде от четырёх до двадцати четырёх яиц или птенчиков.

Ученые высчитали, что даже самая маленькая птичка за лето приносит пользу сельскому и лесному хозяйству!

№14. Встреча в лесу.

Дети подошли поближе.

Это гадюка свернулась в клубок и грелась на солнце.

Дети пошли в лес.

Вдруг из клубка поднялась змеиная голова.

Зоркие глаза гадюки долго провожали ребят.

На дорожке они увидели серый клубок.

Ребята испугались и побежали.

№15 Прогулка.

Там протекал чистый ручеёк.

Всем было весело.

Осенью наш класс ходил на прогулку в лес.

День был тёплый и солнечный.

Мы вышли к оврагу.

Деревья стояли в золотом уборе.

Мальчики собирали сучья, листья, шишки и зажгли костёр.

№16. Весна.

Бревно унесло водой.

Когда ребята возвращались из школы, ручей стал широким и глубоким.

Было тёплое весеннее утро.

На их пути встретился ручей.

Ребята шли в школу.

Перебраться через ручей им помог колхозный сторож Андрей Иванович.

Они перебрались через него по бревну.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *