Наречие как часть речи. Видеоурок. Русский язык 5 Класс
Можете заметить различия в предложениях «Я учусь», «Я учусь хорошо», «Я учусь плохо»? В первом предложении мы назвали действие: «учусь». А во втором и третьем предложениях мы охарактеризовали это действие, поэтому смысл второго и третьего разный. Наверное, всем больше нравится второе предложение. Теперь мы видим, как важно охарактеризовать действие, т.е. назвать его признак. Часть речи, которая обозначает признак действия, называется наречием. Именно о наречии пойдет речь на данном уроке.
Тема: Вводный курс. Морфемика. Орфография
Урок: Наречие как часть речи
Учебное наблюдение
Задайте вопросы к выделенным словам от глаголов, к которым они относятся.
Мы быстро передвигались по лесу. (передвигались как? – быстро)
Вдалеке виднелись огоньки. (виднелись где? – вдалеке)
Сегодня
Он сгоряча нагрубил своему другу. (нагрубил почему? – сгоряча)
Назло всем она капризничала. (капризничала зачем? – назло)
В данных предложениях наречия обозначают способ, место, время, причину, цель действия.
Следует запомнить
Наречия отвечают на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Наречия обозначают признак действия.
Наречия зависят обычно от глаголов.
Наречия – неизменяемые слова, они не имеют окончаний.
В предложении наречия чаще бывают обстоятельствами.
Домашнее задание
Задание №1
В данном отрывке пропущены наречия. Подберите наиболее подходящие, на ваш взгляд, наречия.
Лес шумел (как?), (как?), шумел (как?), (как?) и (как?). Снега было (сколько?). (Когда?) уже пора бы ему, а запоздал (насколько?). Может быть, поэтому и шум леса стал ворчливо-нудным, сонливым, казалось, настолько безнадёжным, что вроде бы и зимы не будет, и весны не будет.
Задание №2
Найдите наречия и распределите их по колонкам таблицы.
Наречия способа действия |
Наречия времени |
Наречия места |
Наречия цели |
Наречия причины |
|
|
|
|
|
Мы медленно подъезжали к станции. Теплоход неожиданно изменил курс. Вчера к нам приехали гости. Мы возвращались назад после долгой прогулки. Сослепу я не заметил прохожего. Мы умышленно скрывали правду.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Русский язик (Источник).
О наречии
2. Школьный помощник (Источник).
Литература
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Конспект урока по русскому языку по теме «Наречие» (5 класс)
Тема урока: «Наречие»
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного
Цели урока: 1) видеть наречия в предложении, отличать их от других частей речи; 2) различать наречия по вопросам; 3) определять синтаксическую роль наречий в предложении.
Ход урока
I. Мотивационный компонент
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите в глаза своему соседу (соседке), улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу успеха на уроке. Присаживайтесь! Запишите сегодняшнее число в рабочих тетрадях («Тринадцатое октября», «Классная работа»).
II. Языковая разминка
— Начнем наш урок с чтения стихотворения Эллы Куклиной (у каждого текст стихотворения на партах).
Наш язык и скромен, и б…гат,
В каждом слове скрыт чудесный кла… .
Слово «высоко» произнеси –
И представиш… сразу неба синь.
Вспомн…тся (ться) наречие «светло»,
И увидиш… – солнышко взошло.
Если скажеш… ты «темно»,
Сразу вечер п…стучит в окно.
Если скажеш… «ароматно» ты,
Сразу вспомниш… ландыша цветы.
Ну, а если скажеш… ты «красиво» —
Пред тобою сразу вся Рос…ия!
— Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове, ведь столько всего можно описать с помощью слов)
— Давайте вставим пропущенные буквы и объясним правописание этих слов (вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание слов, графически обозначают орфограмму — прямо в тексте стихотворения!).
III. Формулирование темы и цели урока
— Еще раз внимательно прочитаем стихотворение. Какими частями речи являются выделенные слова?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
— Что нам предстоит узнать о наречии на сегодняшнем уроке?
IV. Подготовка к обобщению понятий, правил
— Перечислите наречия, которые встретились в стихотворении (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво).
*Выводы по теме урока оформляются в ходе беседы в виде опорной записи (схемы), фиксирующейся на доске и в тетрадях.
— Как вы думаете, какой корень будет в слове наречие?
— Этот корень -реч- был известен еще в древнерусском языке. А само слово «речь» имело значение «говорить», «глаголить». А теперь давайте переведем слово «наречие» с древнерусского языка. Помогайте мне:на + реч + ие = на + глагол + ие.
— Получается, что слово «наречие» в переводе с древнерусского языка значит «наглаголие».
— Как вы думаете, что значит слово «наглаголие»? С какой частью речи «дружит» наречие? Какую часть речи оно «украшает»?
— Верно. Наречие «дружит» с глаголом, является верным его «помощником».
V. Обобщение понятий и правил темы
— А как наречие помогает глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание. Над этим заданием вы будете работать в парах. Каждой паре предлагается текст. Вам нужно восстановить пропуски в тексте. Вместо пропусков нужно употребить подходящие по значению наречия, используя слова-помощники.
__________ ночью пошел дождь. Он ________________стучал в окна, _____________
шумел в густой листве деревьев, _________________журчал в водосточных трубах. _______________он затихал, и _______________слышно было, как крупные дождевые капли ___________________и ____________________падают в бочку, стоявшую под окном. ________________, как бы набравшись сил, дождь _____________начинал лить густыми потоками.
Слова-помощники: поздно, весело, лихо, звонко, иногда, тогда, солидно, деловито, потом, снова.
— Давайте прочитаем текст, употребив в нем подходящие по значению наречия.
Поздно ночью пошел дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и деловито падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.
— Выпишем наречия вместе с тем словом, от которого они зависят (один работает у доски, остальные в тетрадях).
Пошел (когда?) поздно, стучал (как?) весело, шумел (как?) лихо, журчал (как?) звонко, затихал (когда?) иногда, слышно было (когда?) тогда, падают (как?) солидно, падают (как?) деловито, начинал лить (когда?) потом, начинал лить (как?) снова.
— Сделайте вывод, от какой части речи зависят наречия? (От глагола)
— Н какие вопросы отвечают наречия? (Как? Когда? Куда? Откуда? И др.)
— А что обозначает наречие, раз оно зависит от глагола ? (Признак действия)
— Представим этот материал в виде схемы.
НАРЕЧИЕ
пли солидностыми потоками.
— Запишем в тетради второе предложение и выполним его синтаксический разбор (комментированное письмо).
Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.
— Роль какого члена предложения выполняет наречие в предложении? (Роль обстоятельства).
— Укажем это в схеме.
НАРЕЧИЕ
пли солидностыми потоками.
— Чтобы выделить следующую особенность наречия, выполним его морфемный разбор. Разберем по составу наречия поздно, звонко, снова.
— К какому выводу мы пришли, выполнив морфемный разбор наречий? (Наречие — неизменяемое слово, поэтому оно не имеет окончания)
— Укажем эту особенность наречия в схеме.
— Итак, какие же особенности наречия как части речи мы выделили?
— Что же отличает наречия от других самостоятельных частей речи — существительного, прилагательного, глагола? (Его неизменяемость)
VI. Самостоятельная работа
— Обратимся к упр. 116 в учебнике «Практика» на стр. 41. Прочитаем задание к упражнению.
— Вы, наверное, уже догадались, от каких частей речи чаще всего образуются наречия? (От прилагательных и существительных).
— Сейчас каждый из вас самостоятельно в тетрадях от данных слов образует наречия, следуя образцу. Будьте внимательны при выполнении задания. Обратите внимания на правописание наречий.
VII. Рефлексия
— Наш урок подходит к концу, поэтому я вам предлагаю продолжить следующую фразу: «На сегодняшнем уроке я узнал(а)…».
VIII. Домашнее задание
— В качестве домашнего задания я предлагаю вам выполнить упр. 117 на стр. 41 (письм.) Спасибо за внимание! До свидания!
Конспект урока русского языка на тему «Наречие как часть речи»(5 класс)
Тема. Наречие как часть речи
Цели:
Познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях;
развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи;
Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Проверка домашней работы
Орфографическая минутка «Лови ошибку»
ПРИКРАСНЫЙ
ПРЕЛЕСТНЫЙ
ГРУШОВЫЙ
ЕЖОВЫЙ
ТУЧЬ
ПЛАЩ
Орфоэпическая минутка.бАнты, тОрты, жалюзИ.
2. Введение в тему .постановка целей и задач урока..
— Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, прослушав стихотворение.
ПРОГУЛКА
УТРОМ мчался НАУГАД
ВСКАЧЬ густым я лесом!
ПО-ВЕСЕННЕМУ был рад
Под листвы навесом!
НАОБУМ пустив коня,
НАЧЕКУ жду встречи я…
НАЯВУ, ВРАЗБРОС меня
Встретили… НАРЕЧИЯ!
— Догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Тема сегодняшнего урока — «Наречие как часть речи».
— Запишите в тетради число и тему урока.
3. Объяснение новой темы
1.- Почему вы решили, что данные слова — наречия? (Отвечают на вопросы: как? где? сколько?)
На доске написать: 1. Отвечают на вопросы: как? где? сколько?
Значит, если слово отвечает на вопросы: как,
где или сколько? — это наречие?
2.Проблемный вопрос: А эти слова — наречия?
В лесу, в небе, у доски, впятером.(Нет, это существтельные с предлогом, числительное.)
Достаточно ли одного вопроса для того, чтобы определить, какой частью речи является слово?(Нет.)
Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.
Найдите в тексте стихотворения слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом.
Мчался наугад, встретили наяву.
— Какая это часть речи? (Глаголы. Обозначают действие предмета.)
Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?
(Зависят от глагола.)
— А что обозначает глагол? (Действие предмета.)
— А наречие — это часть речи, которая обозначает признак.Если наречие зависит от глагола, то какой признак оно обозначает? (Признак действия.)
Попробуйте изменить наречия по числам, лицам, падежам… (Не изменяются.)
На доске: 3. Не изменяются.
Есть ли окончание у наречия? Почему?
— Итак, что обозначает наречие?
На доске памятка:
Алгоритм распознавания наречий среди других частей речи:
Зависит от глагола, наречия.
Отвечает на вопросы: как, где, сколько, насколько?
Не изменяется.
3.Работа с учебником.Проверим правильность выводов.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника
4. Закрепление.
1.Распределительный диктант.Если правильно распределите слова, узнаете свой результат.
Наречия другие части речи
Охотно Чихнуть
Тихо На улице
Ласково Около дома
Игриво
Получилось слово «ОТЛИЧНО!»
2.Работа у доски.Синтаксический разбор предложения.
Сегодня утром звонко пели в нашем саду соловьи.
3.Творческая работа.
Составить 3-5 предложений о весне с наречиями.
4.Самостоятельная работа. Упр.314.
5.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
«Вопрос в подарок».(Учащиеся «дарят» вопрос однокласснику.
6.Д/З: выучить теоретический материал по теме урока.
Упр.316
Написать эссэ «Крымская весна», используя наречия.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: урок по русскому языку на тему: «Наречие как часть речи»
Объяснение нового материала
Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях.
— Давайте обратим внимание на корень – РЕЧЬ- в слове НАРЕЧИЕ. Слайд 5
Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить».
А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте:
(Слайд 6, Слайд 7, Слайд 8, Слайд 9)
на + реч +ие = на + глагол + ие.
— Как вы думаете, почему так назвали «наглаголие»?
( Наречие относится к глаголу. «Верный помощник» глагола.)
-А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание.
— Давайте поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст. Вам нужно восстановить текст. Вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия, используя слова — помощники.
__________ ночью пошел дождь. Он ________________стучал в окна, _____________
Шумел в густой листве деревьев, _________________журчал в водосточных трубах. __________ он затихал, и ___________слышно было, как в крупные дождевые капли _____________и ___________падают в бочку. Стоявшую под окном. _____________, как бы набравшись сил, дождь __________ начинал лить густыми потоками.
Слова – помощники: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо.
Слайд 10
— Чьим помощником можно назвать наречие?
( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его, придает ему четкость).
— Теперь давайте посмотрим на второй текст. Слайд 11
Тимошка____________ быстро оказался ______________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые _______________падали __________, несколько раз __________ отряхнулся, затем сел и __________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь _____________шумел в листьях яблони, _____________ все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные __________ водой.
Слова – помощники: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху.
— Чьим помощником является наречие?
(Наречие- активный помощник глагола и другого наречия).
Работаем с третьим текстом. Слайд 12
Над землей _________ поднимается холодное солнце, ___________ бежит холодный ветерок, __________несутся холодные тучи… Жизнь замирает _________, ___________. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.
И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю __________ начинают падать миллионы ____________ красивых снежинок, и вся она становится ______ белой.
Слова – помощники: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.
— Чьим помощником является наречие в этом тексте?
(Наречие помогает глаголу и прилагательному).
— Посмотрите еще раз на этот текст и скажите, почему в тексте несколько раз повторяется слово «холодный»?
(Это эпитет, он нужен для того, чтобы украсить текст и подчеркнуть, что наступает зима – холодное время года, когда вся жизнь замирает).
— Какой мы можем сделать вывод, чьим помощником является наречие? Слайд 13
(Учащиеся отмечают, что наречие относится к глаголу, к прилагательному или к другому наречию.)
— Наречие еще может относиться и к существительному, но такие сочетания встречаются редко и в целом для наречия не характерны.
Разработка урока русского языка в 5 классе ФГОС по теме наречие
Наречие как часть речи.
Урок в 5 классе.
Провела учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ№3 города Ершова Саратовской области» Турилова В.А.
Ход урока
Цели урока:
Образовательные: дать общее представление о наречии как о части речи; формировать умение находить наречие в предложении, задавать к нему вопрос.
Развивающие: развивать речь учащихся, критическое мышление, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку; культуру общения со сверстниками.
Формирование ключевых компетенций:
Личностные: осознают важность учебы и познания нового.
Регулятивные: умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выполняют универсальные логические действия: анализ, выделение признаков.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, читают вслух и про себя тексты и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную)
Оборудование урока: мультимедиапроектор; толковые словари Ожегова, карточки жёлтого, розового и голубого цвета с заданиями, листы самоконтроля, в которых записаны этапы урока для оценивания.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач!
Люблю различные слова
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
-.Что мы сейчас изучаем на уроках русского языка?
(части речи, учимся определять их морфологические признаки)
— На какие группы делятся части речи?( Самостоятельные и служебные)
Учитель: Внимательно слушайте стихотворение, попытаемся определить тему урока.
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи «кругом белым-бело»-
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег.
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
1.Определение темы урока. Актуализация знаний
— Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
— К какой части речи они относятся? Если назвали наречие, то попросить их назвать.
— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
( Запись темы урока в тетрадь)
2. Учитель: С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые.
— Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
— Вспомнить, что такое наречие, откуда произошло его название (этимологию) узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.
— Мы дадим определение наречию, поговорим о морфологических признаках и синтаксической роли наречий, расширим свои знания об этой части речи, выясним, какую роль выполняет наречие в нашей речи. .
— А Наш урок мы проведём в форме исследования. Что значит «исследовать»? (дети находят значение слова в словаре).
исследовать — подвергнуть (-гать) научному изучению
Пример: И. законы природы.
2. — осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь
Пример: И. больного.
— Чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть внимательны, дружно работать в команде, ведь нам предстоит открыть новую «звезду» знаний.
3.Давайте повторим, что знаем о наречии на примере .Записываем предложение
Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Работа в группах)
Задания для исследования:
На какие вопросы отвечает? 1 группа
Как изменяется? 2 группа
К чему относится? .Каким членом предложения является?
( синтаксическая роль) 3 группа
Делаем вывод (вместе) Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает?
Близко, слева, справа – где?
Направо, налево, вверх – куда?
Сегодня, вчера, утром – когда?
Издалека, сверху, справа – откуда?
Честно, дружно, интересно – как?
Нарочно, специально – зачем?
Поневоле, спросонок – почему?
Как изменяется? —
обыкновенно
Браню обыкновенно
Бранишь обыкновенно
Бранит обыкновенно
Бранил обыкновенно Бранила обыкновенно Бранили обыкновенно
Каким членом предложения является — наречие?
4.Знакомство с понятием наречие.
— Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Каково его происхождение? Известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют,
имена прилагательные – «прилагаются к существительным»,
местоимения
встают на место других имён. А наречия? К вам на помощь пришло само НАРЕЧИЕ.
Давайте послушаем рассказ самого Наречия. (Выступление мальчика в роли Наречия).
— Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-.(демонстрация слайда № )Он был известен ещё в древне-русском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие
И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Учитель добавляет: Ещё в 1755 году в «Грамматике» М.В. Ломоносова сказано, что наречие служит «для краткого изображения обстоятельств»
II. Стадия осмысления содержания.
1.Работа по тексту. Найти наречия, выписать со словами к которым они относятся, поставить вопрос.
У каждого времени года свое очарование. Живая природа чутко реагирует на любые изменения. Так и поздняя осень изредка радует взор небывалыми красками и упоительными ароматами мокрой листвы.
Скоро наступят холода. Лужи подернутся тонким льдом, а деревья окутает снежная пелена. Дыхание зимы уже ощущается в воздухе.
-Какова тема текста?
-Что хотел донести до нас автор?
-Какую роль играют наречия в тексте?
-А всегда ли наречие относится к глаголу? (Рубашка навыпуск, очень холодный)
Физминутка Внимательно слушайте, когда услышите НАРЕЧИЯ , хлопайте в ладоши
Давайте быстро отдохнем,
Глубоко мы все вздохнем,
Высоко поднимем руки,
Прогоним срочно лень и скуку.
Повернемся влево, вправо.
Отдохнули? Вот и славно!
Игра «Собери пословицу». Работа в паре: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия и назвать их. 1).Тише едешь, дальше будешь. 2).В гостях хорошо, а дома лучше. 3).Легко сказать, да нелегко доказать. 4).В долг брать легко, а отдавать тяжело.5).Тот не будет хорошо учиться, кто от работы прочь мчится. 6).Везде хорошо, где нас нет.
Минутка для шутки.
Посмотрите инсценировку –«Рецепт».Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
— В каком классе ты учишься, молодой человек?
— В 5 Бы
— Бы ? Не знаю такого класса, А дружно вы живёте в своём классе?
— Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
— Жутко дружно, ужасно и весело…А хорошо учитесь-то?
— Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
— Нормально… В пух и прах хвалит…Да , болезнь серьёзная, У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник грамматики русского языка.
-Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём тут ошибки?
Учитель: Скажите, а как часто мы употребляем наречия в своей речи?
Учёные- лингвисты установили, что среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-ое место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных). («Занимательно о русском языке», авторы Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.).
Только, к сожалению, их употребляем не всегда правильно.
Чтобы не повторять ошибок в речи, выполним задание
4.«Исправьте устно ошибки в употреблении наречий» .
( Читаются предложения и исправляются ошибки.)
1.Вперёд подумай, потом отвечай.
2.Спереди меня шёл высокий человек.
3.Девочка хорошо говорит по — английскому.
4.Завтра заместо математики будет литература.
5. Самостоятельная работа ( в парах )
Задание:
— Замените противоположными по смыслу наречиями: (слайд № ) жёлтые карточки
Быстро — медленно
Темно — светло
Легко — тяжело
Тихо — громко
Сверху — снизу
Много — мало
Вперёд — назад
Работа с фразеологизмами. Замените фразеологизм наречием. (голубые карточки) Спит как убитый – крепко. Знать как свои пять пальцев – хорошо. Кот наплакал – мало. Ни свет ни заря – рано. Как снег на голову- неожиданно. В час по чайной ложке- мало. Рукой подать- близко
Прочитайте сказку о Стрекозе и Муравье, найдите в ней фразеологизмы и подберите к ним синонимы-наречия.(розовые карточки)
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит: — У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек! А Муравей ей в ответ: — Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Ответ учащихся.
Записываем дом.задание Из прозаического или стихотворного текста из учебника литературы выписать 5 примеров –словосочетаний с наречиями .
6.Выполняем ТЕСТ «Верные и неверные утверждения» (взаимопроверка)
1)Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело-это наречия)
2).Наречие-это служебная часть речи.
3).Наречие отвечает на вопросы косвенных падежей
4)Наречие- неизменяемая часть речи
5).В предложении наречие обычно является обстоятельством
6)Наречие спрягается
7)Наречие отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Зачем?
8)Наречие обозначает признак действия, признак признака
Итог подводит учитель.
III. Рефлексия.
Итог урока. 1.Давайте подведём итоги нашего исследования?
— Что мы исследовали? (Наречие как часть речи)
-Каковы результаты нашего исследования? ( Слайд )
-А какую цель мы ставили в начале урока? Мы её выполнили?
Ребята, А как каждый из вас сегодня поработал на уроке? Оцените свой труд, используя слова-наречия.
Работать — (может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
3.Учитель: Ребята, нашим гостям было очень приятно наблюдать за вашей работой. составим им пожелание с использованием наречий..
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, чудесно, красиво.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок №23 Наречие 5 класс
Локтева Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы ,
1 квалификационная категория
Урок № 23
Тема: Наречие. Различие наречий по вопросу
Цель урока:
знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Задачи урока
Образовательные:
Формирование понятия о наречии как самостоятельной части речи, сопоставление с другими частями речи.
Развивающие:
Сформировать умение “видеть” наречие в тексте.
Обогатить синтаксический строй детской речи наречиями, делающими высказывания более точными, выразительными, богатыми.
Развивать творческое мышление детей, научить выражать свои чувства и настроения.
Воспитательные:
Воспитание чувства прекрасного.
Способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: при выполнении учебных действий ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения учебных задач; самостоятельно обнаруживает ошибки и вносит коррективы; умеет самостоятельно оценить свои действия.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит понятные для партнеров монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам в течение сегодняшнего урока испытывать только положительные эмоции, преодолеть все трудности и обязательно достичь намеченной цели. А урок я хочу начать прекрасными строками из стихотворения Ивана Бунина «Бушует полая вода… » (1892)
- Актуализация знаний.
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
- Всё ли в содержании данного отрывка вам понятно? Где можем найти? Обратимся к словарю.
( полая – вода, разливающаяся после ледохода, пролётные – о птицах, появляющихся весной и осенью при пролёте, перелёте)
- О каком времени года идёт речь в стихотворении? Что на это указывает?
Какие приметы весны озвучены автором? ( весна, полая – после ледохода, грачи, чёрные бугры, тепло, свет, лужи и т.д. )
- Слова какой части речи помогают нам при описании того или иного времени года? Найдите их в строках. Выпишите в тетрадь словосочетания в столбик, определите главное и зависимое слово.
Полая вода
Пролётные стада
Чёрные бугры
Белые пары
Солнечным пятном
(Указывают на признак предмета)
Какие знания вы использовали при определении в тексте прилагательных?
(прилагательные –вопрос, значение)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
( радостью при встрече весны)
3.Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Мотивация.
1. Найдите в тексте слово, которое выражает данное настроение. К какой части речи оно относится? Встречались ли мы ранее со словами данной части речи? Как вы определили часть речи?
(весело- наречие)
2. Есть ли в тексте другие наречия? Назовите. (глухо, протяжно, важно, утром)
- Почему допустили ошибки? (не хватает знаний
4.Определение темы урока. Целеполагание (планирование действий по достижению целей).
Понятие о наречии как части речи.
1. Узнать, что такое «наречие».
2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.
3.Самостоятельно применять полученные знания.
(Чтобы раскрыть понятие о наречии, какие знания будем использовать? Что нужно знать, чтобы отличить одну часть речи от другой? )
План характеристики части речи.
1.На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
2. От какой части речи зависит?
3.Как изменяется?
4.Каким членом предложения является?
5.Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся). Моделирование. Работа в группах.
Вопросы
Что обозначает?
Что обозначает?
Как изменяется?
Часть речи
От какой части речи зависит?
Каким членом предложения является?
Для того чтобы преобразовать данную модель, я предлагаю вам прослушать историческую справку и поработать с текстом стихотворения, выписав в правый столбик словосочетания с наречиями, на примере которых рассмотреть структурные элементы наречия как части речи.
А) Историческая справка (Маримьяна)
На каком наречии говорит наречие? Давайте заглянем с помощью словарей и справочников вглубь истории. История нередко проливает свет на многое. Поэтому поговорим об этимологии названия.
Наречие- слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и “говорить”(глаголить). Это значение до наших дней сохраняется в корне — реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.( Кстати, слово наречие раньше означало и “слово”, “решение”, “вопрос”, “дело”, “спор”, “способ”, “предмет” и др.)
Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что означает “приглаголие” — находится при глаголе. И термин наречие, если его перевести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». Таким образом, функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол. Интересно?
Как же оно выглядит? В отличие от числительного … оно не умеет считать, не любит никакого порядка, то есть всё делает беспорядочно. Да и делает не само, а заставляет метаться глагол слева направо, то вниз, то вверх и всё равно кое-как. А ещё обожает наречие имя прилагательное. Прилипнет и никак отставать не хочет: очень доброе, слишком самоуверенное, чересчур заботливое.
Можно использовать раздаточный материал.
Не изменяется
6.Формирование первичных умений на основе самоконтроля. Преобразование модели.
Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Признак действия, признак признака
Наречие
Обстоятельство
Глагол
Прилагательное
Словосочетания: шумит глухо, шумит протяжно, кричат весело, кричат важно, напоены утром
Каждая группа озвучивает отдельный структурный элемент модели. Другие дополняют, исправляют.
Вывод: функцию прилагательных рядом с существительными при глаголе выполняют наречия.
Физкультминутка:
Сначала мы пойдём налево.
А теперь пойдём направо
Станем мы сейчас поближе
А потом уйдём подальше
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо.
А сейчас присядем ниже
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
7. Формирование умения самостоятельно применять и использовать полученные знания.
А. Работа с учебником Практика стр. 40 упр.115 (устно)
Определить части речи, доказать правильность своего ответа, сделать вывод.(по упражнению)
Б. Упражнение 116 стр.41 (пис.)
8. Осуществление контроля и коррекции.
Упражнение 121 стр.42
Чем объясняется разнообразие вопросов, которые можно задать к наречию?
(подумайте дома) Домашнее задание: Теория п.7, упр. 122 ,123, записать в словарь трудных слов слова справа.
9. Рефлексия и оценка знаний.
1.Я знаю, что такое наречие.
2.Я умею отличать наречие от других частей речи.
3.я могу делать морфемный разбор наречия.
4.Я смогу определять действие наречий?
5.Я активно участвовал в открытии нового знания.
Урок «Наречие как часть речи» (5 класс)
Конструкт урока
в 5 классе по теме «Наречие как часть речи»
Пояснительная записка
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: опознавание наречий в тексте, анализ и характеристика грамматического значения, морфологических признаков наречия, употребление наречий в речи.
Личностные результаты:
— готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей
Предметные результаты: анализировать и характеризовать общие грамматические значения наречий, его морфологические признаки и синтаксическую функцию.
Место урока в теме: урок – повторение, закрепление знаний начальной школы.
Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, тестовое задание для самопроверки.
Этапы урока(реше
ния учебной
задачи)
Совместная деятельность
Ведущие
УУД
Личностные
результаты
Предметные
результаты
1.
Мотивационный
постановка проблемы
Учитель предлагает сравнить два текста.
— Сравните два текста. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вам нравится больше?
Текст № 1
Звезды сверкали, но небо на востоке стало светлеть. Деревья выступали из тьмы, и по вершинам их прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес ожил, зашумел.
Текст № 2
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
– Какими словами дополнен второй текст? На какие вопросы они отвечают? К какой части речи они относятся? Какую роль они играют в нашей речи?
личностные
формирование мотивации
Развитие познавательного
интереса
Осознание проблемы:
Не знаем (не помним) значения наречий в русском языке.
2.
Принятие цели
планирование
деятельности
Формулируем тему урока и цель.
Тема: «Наречие как часть речи»
Чего мы не знаем? Почему наречие называется самостоятельной частью речи, а не служебной? Какие значения наречий еще могут быть помимо признака действия? На какие вопросы наречие отвечает? Возможно ли изменять наречие, склонять? Чем выражено наречие в предложении?
Дети отвечают на поставленные вопросы. Формулировка цели.
Цель: учиться опознавать наречие; анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль.
регулятивные
целеполагание, действия по образцу
Ответственность, усвоение этических норм
Осознание цели деятельности и планируемого результата:
Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные
Пытаются сформулировать определения наречия как части речи.
3.
Выбор способов и действий
актуализация прошлого опыта,
недостаток опытных знаний
Рассматриваем и обсуждаем предложенную схему.
Детям даются готовые словосочетания с наречиями, в которых необходимо определить главное слово и поставить вопрос к зависимому. Определите часть речи главных слов в словосочетаниях.
Быстро шагать, играть весело, отчаянно смелый, посмотреть направо, бегло читать, сны наяву, очень весело, громко аплодировать, потрясающе интересная, высоко подпрыгнуть, внимательно проверять.
Каждая группа записывает примеры с разными признаками наречий, обозначая вопрос, на который данная часть речи отвечает.
ИТОГ: Формулируем определение наречия как части речи. «Наречие – это самостоятельная часть речи, которая чаще обозначает признак действия, отвечает на вопросы (Как? Где? Когда?) Это неизменяемая часть речи. В предложении чаще всего выражена обстоятельством.» Отмечаем, что наибольшее количество примеров составила первая группа, где значение наречия – это признак действия, потому что наречие чаще относится к глаголам. Это сложилось исторически. Раньше глагол назывался «речью» (наречие – слово, связанное с «речью», т.е. с глаголом, «приглаголие»)
Молодцы, правило вывели.
коммуникативные
работа с информацией,
работа в коллективе, в группе
Любознательность,
доброжелательность к другим,
усвоение норм морали
Осознание потребности в новом способе действий:
Дети применяют базовые знания при выполнении задания.
Формулировка правила:
«Наречие – это самостоятельная часть речи, которая чаще обозначает признак действия, отвечает на вопросы (Как? Где? Когда?) Это неизменяемая часть речи. В предложении чаще всего выражена обстоятельством».
4.
Анализ
Открытие нового способа действий
Детям предлагается найти в тексте наречия и выписать вместе со словами, к которым они относятся. Определить общее значение наречий.
Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот.
А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идет человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд все-таки шел побыстрее его, и я постепенно увидел, что он большой
познавательные
анализ
Формирование рефлексии
Освоение нового способа деятельности:
Узнали, что для опознавания наречия необходимо задать вопрос от главного слова.
Анализ ошибок:
При выполнении упражнения были допущены ошибки, в ходе обсуждения которые были выявлены. Исправление ошибок.
5.
Творческий этап
применение способа к
новым ситуациям
Ребята, для того, чтобы наша речь была богата, красива необходимо чаще употреблять в речи слова, обозначающие признаки предмета, действия, признака. Каждый из вас попробует составить словосочетания на тему «Весна пришла». Что происходит весной? Что меняется? Как меняется? В ваших словосочетаниях должны быть обязательно наречия. Работаем в группах, по очереди называя свой пример словосочетания. Победителем будет та команда, на которой закончатся примеры словосочетаний с наречиями.
личностные
творчество
Развитие креативных способностей
Решение творческой задачи:
Выполнение заданий, связанных с изученной темой, используются различные виды деятельности
6.
Контроль и оценка
решение заданий повышенной сложности
освоения нового способа действий
5. Рефлексия: ребята читают свои составленные словосочетания, обозначая наречие. Объявляется команда победителей.
Домашнее задание: привести примеры наречий, выражающих оценку действия. Параграф 54, упр. 422
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Я всё очень хорошо понял (а)
2 балла
Мне всё понятно, но материал не интересен
1 балл
Я не всё понял, но мне было интересно.
0 баллов
Я ничего не понял и на уроке скучал
регулятивные
контроль, коррекция, оценка
Формирование способности
к самосовершенствованию
Оценка достижения планируемого результата:
Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены творческие задания, выполнены задания, предложенные учителем
Оценка и самооценка результатов деятельности
Выдано домашнее задание, проведена оценка деятельности и результат обучения учащимися.