Образ героя что такое – Сочинение «Характеристика литературного героя» (как писать характеристику героя, что такое характеристика)

Персонаж — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2019; проверки требуют 6 правок.

Персона́ж (фр. personnage от лат. persona «личность, лицо») — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории). Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественные, мифические, божественные существа или персонифицированные абстрактные сущности. Процесс представления информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой.

В обычном значении то же, что литературный герой. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования:

  1. Лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях; тогда понятию
    персонаж
    более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли.
  2. Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь «чистому» субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин персонаж неприменим к т. н. «лирическому герою»: нельзя сказать «лирический персонаж».

Персонажем является любое действующее лицо или субъект, выражающий только набор характеристик (характер, повадки и др. отличительные черты). Однако, в каком бы то ни было сюжете, протагониста (а иногда и даже антагониста) — персонажа, вокруг которого разворачиваются все события, принято называть главным героем. По этой причине, если персонаж не занимает центральную роль в повествовании, называть его героем в корне неверно. На этой почве и сложилось выражение «эпизодический персонаж». Тем не менее, любой второстепенный и даже фоновый персонаж может стать главным героем в своей собственной сюжетной арке.

Персонаж, в частности, может основываться на архетипе, который является общим характеризующим образом, как те, что перечислены ниже. Архетипы Юнга смоделированы из мифологии, легенд и народных сказок. Например, Пак из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» и Багз Банни демонстрируют юнгианский архетип обманщика, поскольку они бросают вызов установленным стандартам поведения. После принятия литературной критикой архетипы стали играть особую роль в сюжете.

Хотя Карл Юнг обозначил первые архетипы, основанные на моделях сюжета, в 1919 году[1], завершили работу, которую он начал, литераторы Джозеф Кэмпбелл[2] и Джеймс Хиллман. Другие литераторы реорганизовали информацию, часто смешивая юнгианские архетипы или выделяя суб-архетипы внутри структуры Юнга. В число этих авторов вошли Кристофер Воглер, наиболее известный по своей книге «The Writer's Journey: Mythic Structure For Writers (англ.)», Мэлани Энн Филлипс и Крис Хантли, чья «Dramatica»[3] определила семь различных архетипов по характеристикам их «действий» и «решений»:

  • Ведущие персонажи:
    • Протагонист: «… ведущий сюжета: тот, кто ускоряет действие». Определяется характеристиками «поиск» и «суждение».
      • Юнгианский эквивалент: Герой.
    • Антагонист: «… персонаж, выступающий против намерений Протагониста» («предотвращение» и «анти-суждение»).
    • Страж: «… учитель или помощник, который содействует Протагонисту» («помощь» и «совесть»).
      • Юнгианский эквивалент: Мудрец, также иногда называемый в совокупности наставником или ментором.
  • Ведомые персонажи:
    • Разум: «… принимает решения и действует, основываясь на логике» («контроль» и «логика»).
    • Эмоция: «… реагирует эмоциями, бездумно» («неконтролируемый» и «эмоция»).
    • Закадычный друг: «… неизменный в своей лояльности и поддержке» («поддержка» и «вера»).
    • Скептик: «… подвергает сомнению всё» («противостояние» и «безверие»).
      • Юнгианский архетип-трикстер здесь часто преобладает, так как его задача состоит в том, чтобы ставить всё под сомнение и бунтовать против обычного порядка вещей.

Один персонаж может исполнять более чем одну роль-архетип. Он может иметь множество особенностей и чувств. Комплексный персонаж может смешивать характеристики из нескольких разных архетипов, как и реальные люди, воплощая аспекты каждого архетипа. По словам писателя-психолога Кэролин Кауфман[4]:

«Хотя в сюжетах архетипы… разделяются на отдельные персонажи, в реальной жизни каждый из нас несёт качества каждого архетипа. Будь это не так, мы не могли бы сочувствовать персонажам, которые представляют отсутствующие у нас архетипы.

Оригинальный текст (англ.)

Though in stories the archetypes are… fragmented into individual characters, in real life each of us carries qualities of each archetype. If we didn’t, we wouldn’t be able to relate to characters who represent the archetypes we were missing.

»

Предложения со словосочетанием ОБРАЗ ГЕРОЯ

На первом месте образы героя и героини, окружённые многоцветными предикатами: таинственным рождением, неописанной красотой, сверхъестественной силой, удальством и хитростью, необыкновенной удачливостью, жестокостью, но и великодушием, непосредственностью, пылким умом, — олицетворение человеческого идеала у кочевников, жителей вольных степей. Тем самым, раскрывающийся перед читателем процесс душевных движений, прежде пережитый автором и вложенный в
образ героя
, рассчитан на эффект сопереживания, вчувствования со стороны воспринимающего сознания со сходным эмоционально-психологическим опытом. Нет, нет, гневное лицо, огонь в глазах, жёсткая суровая складка в углах губ — всё в точности соответствовало образу героя, который являлся перед ней во сне. Очевидно, нужно искать образ, эквивалентный по своей ёмкости, и совмещать его с образом героя, с изображением лица актёра в гриме. Потому что в одних книгах мне лучше удались образы героев, в других — более закрученная фабула, в третьих — интересный психологический подтекст.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова отроковица (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Классические образы героев, созданные мировой литературой, до сегодняшнего дня не разгаданы до конца, и именно в этом заключается их вечная притягательность. Эти извечные нравственные категории, воплощённые в образах героев, писатель затем будет исследовать постоянно. Таким образом, эмоции заставляют нас игнорировать отсутствие схожести (например, конкретного человека — с образом героя), если мы кого-то любим. Так и
образ героя
, который вы подберёте для ребёнка, должен означать для него то, что направит его в нужном направлении. Чаще это «спортивные» драмы, в которых собирательный образ героя побеждает, либо байопики, в которых мы видим историю успеха. Там можно было ещё и голографические образы героев создавать, но эту функцию мне восстановить не удалось. Раскрывал саму суть образов героев! Образы героев и врагов были заранее предсказуемы. Образ героя, который только и мог возникнуть в голове у ребёнка, теперь приобретал отчётливые и ясные черты как часть обыденной реальности. А слова, создающие
образ героя
веками, вообще бессмертны. Набралась всяких разрозненных впечатлений, но и собрала образ героя. Вновь всплывает в моей памяти традиции древних греков создавать только образы героев, богов и идеальные обобщающие фигуры. Предмет литературы, как мне представляется, составляет больше душевная жизнь человека, это проявляется в создании образа героя, описании его характера. Как обычно не дослушав до конца, он уже представлял себя в образе героя. Бренд — это ещё и особое время, и образ героев эпохи, и эталон поведения, запрограммированные в определённом товаре. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе самопознания. Поэтому в этом рассказе главное — не описание военных событий самих по себе, а создание
образа героя
войны. Вселенная поможет сделать образ героя более отчётливым и представить публике доказательства его личностного роста. Мы выстроим систему символов, которая будет доносить до аудитории различные особенности образов героев, их окружения и самого сюжета. Образ героя не завершён, как не завершён ни один живой человек. Это приучило меня разделять образы героев и их создателей. Образы героев и врагов были заранее предсказуемы. Главное, что они предстали перед местными в образе героев, которым те как бы кое-чем обязаны. В идеале работу нужно начинать лишь после того, как сложится сюжет, оформятся
образы героев
, прорисуется место действия и т. Сюжет и антураж имеют смысл только благодаря герою, образ героя раскрывается только благодаря сюжету и антуражу. Они помогают полностью раскрыть образ героя, выстроить сюжет и создать красочный художественный мир. Прошлое должно полнее раскрывать образ героя в настоящем и давать ему почву для эволюции. Прописывая образы героев, не забывайте о себе. Образ героя не завершён, как не завершён ни один живой человек. Тем более если учесть, что после смерти образы героев имеют тенденцию идеализироваться и наделяться порою совершенно фантастическими качествами. Образ героя не завершён, как не завершён ни один живой человек. Обязательно показываем детям иллюстрации, которые помогают в игровой форме воспроизвести образы героев. Детям очень нравятся танцы, которые характеризуют образы героев. Менеджеры, администраторы, программисты — вот современный образ героя и человека. Вот вам и искомый «образ героя» для молодёжи! Например, каким образом герой слез с дерева, окружённого аллигаторами, и спас героиню, которая находилась в горящей лодке без вёсел? Романтический образ героя подчёркивается нарочито драматизированным барочно-роскошным фоном и контрастирующим с ним костюмом героя, подчёркивающим его мрачный эротизм. Думаю, что в этом и заключается неуёмная жажда всех народов в самые трудные для отчины своей времена уповать на культурные примеры, исторические, гражданские и духовно-нравственные феномены, запечатлённые в образах героев, святых наших молитвенников и защитников мира сего. Когда оно произносится, всем вспоминаются незабываемые образы героев советского кинематографа, запечатлённые в трилогии о неуловимых мстителях, и образ самого «засланного казачка» — Даньки. Очевидно, что малолетний при наличии определённых физических и интеллектуальных способностей вполне может сыграть роль или принять участие в цирковом номере, а в ситуации, когда сценический образ героя практически исключает возможность его создания взрослым человеком (возьмём, к примеру, юных героев хорошо известного киножурнала «Ералаш»), участие малолетнего является необходимым условием осуществления соответствующей деятельности. Конечно, в первой развёрнутой биографии историографа есть немало пробелов, обусловленных недостатком и качеством источников, опасениями автора нанести ущерб образу героя и естественной в условиях николаевского режима самоцензурой. Образ героя, исключительно как предмет подражания, доставил бы нам то же удовольствие, какое доставил бы образ его лошади, если бы в обоих случаях сходство было достигнуто с одинаковой точностью.

Заглавный герой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Загла́вный геро́й (также заглавный персонаж, реже — заглавный образ) — герой (персонаж, образ) в художественном произведении (литературном произведении, театральной постановке, кинофильме и так далее), именем которого названо это произведение. Исполнение роли заглавного героя называют заглавной ролью[1][2][3][4][5]. Не следует путать главного и заглавного героев. Главный герой может быть заглавным, а может им и не быть. И наоборот, заглавный герой может вовсе не являться главным героем[6]. Данная ошибка употребления встречается довольно часто и связана с паронимией пары слов «главный — заглавный»[7].

Заглавный герой произведения отличается от всех других героев тем, что он находится в центре всего повествования, в центре событий произведения, даже если не принимает в них непосредственного участия. Иными словами, всё повествование ведётся ради него. Так, собака Муму является заглавной героиней рассказа Ивана Тургенева «Муму», хотя, очевидно, не является главной героиней рассказа[8][9]. С другой стороны, Родион Раскольников хотя и является главным героем романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, однако не является его заглавным героем, так как его имя не вынесено в заглавие романа.

Однако заглавный герой часто всё же является одним из главных героев художественного произведения, например, Дон Кихот в одноимённом романе Мигеля де Сервантеса[2], Евгений Онегин в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» и Илья Обломов в романе «Обломов» Ивана Гончарова[3]. Примерами заглавных героев в телевизионных сериалах и кинофильмах могут служить инопланетное мохнатое существо по имени Альф из одноимённого ситкома[10], вампир Ангел из телесериала «Ангел» и Бэтмен в серии фильмов о нём[11]. Заглавный герой может и не обладать именем, например как в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»[12].

Если в заглавии художественного произведения не присутствует никакого персонажа, то произведение не имеет заглавного героя. Так, в пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад» нет никакой заглавной роли[5]. Заглавных героев в произведении может быть и несколько — так, в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» их двое.

  1. ↑ Статья «Заглавный» // Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 1998.
  2. 1 2 Статья «Заглавный» // Малый академический словарь / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957—1984.
  3. 1 2 Статья «Заглавие» // Словарь литературоведческих терминов / Под ред. С. П. Белокуровой. — 2005.
  4. ↑ Статья «Заглавный» // Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — С. 507.
  5. 1 2 Беззубов А. Н. Речевые ошибки // Введение в литературное редактирование: Учебное пособие. — СПб, 1997
  6. ↑ Марианна Тарасенко. Пожалуйста, говорите по-русски. — Тесса, 2002. — 160 c. — С. 158—159.
  7. ↑ Голуб И. Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие. — М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. — 448 с. — ISBN 5-7836-0041-5
  8. ↑ Красухин Г. Г. Пушкин: драматические произведения. Перечитывая классику. — М.: Издательство Московского университета, 2004. — С.7 — 103 с. ISBN 5211048555, ISBN 9785211048553
  9. ↑ Красухин Г. Г. При свете совести и во тьме // Вопросы литературы. — 2004. — № 1.
  10. ↑ Пять доводов в пользу того, что комедия «Третий лишний» — последователь «Альфа» // The Hollywood Reporter
  11. ↑ Titelrolle // Film ABC (нем.)
  12. ↑ Собственные имена // Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия»

положительный герой - это... Что такое положительный герой?

литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой – носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем – носителем антиидеала.
Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные – положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий – безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт – заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он – только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев – таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, – это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе.
Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения – рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.
В классической рус. литературе положительный герой – это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип – положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).
Положительный герой – не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Система образов в художественном произведении » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

Название литературного образа Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие) Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой Действующее лицо драматического произведения
Главный герой Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ героя. Как писать в XXI веке?

Покажите мне героя — и я напишу трагедию.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд, из записных книжек 1945 года

Итак, строим предысторию и личность героя, определяя:

1. Абрис: имя, пол, возраст, физическое состояние и здоровье, ум, внешность.

2. Истоки жизни: детство и юность, отношения с родителями, сиблингами (братьями и сестрами) и другими важными людьми; образ и место жизни в детстве; особенности школьного образования, детские увлечения; особенности послешкольного образования, армейской службы и др.

3. Семья сегодня: личная и сексуальная жизнь, моральные принципы. Свои дети и отношения с ними. Отношение к детям вообще. Сегодняшние отношения с родителями, сиблингами, другими важными людьми детства и юности.

4. Профессия, работа, отношения на работе и вокруг нее, отношение к работе.

5. Хобби, интересы, увлечения, мечты, включая тайные.

6. Психологический портрет: экстраверт/интроверт, пессимист/оптимист, холерик/сангвиник, меланхолик/флегматик, а также жизненная философия, включая политические и религиозные взгляды.

7. Коммуникация и речь: насколько четко персонаж выражает свои мысли? Использует ли диалекты, сленг, ненормативную лексику? Имеет ли акцент или иные особенности (шепелявит, картавит и пр.)?

8. Цель этого персонажа и его отношения с другими героями вашей истории. Чего хочет и чего боится герой? Какова его цель? Почему он хочет ее достичь? Кто или что стоит у него на пути? Какие слабости мешают ему ее достичь? Какие сильные стороны героя помогают ему достичь цели? Что позволяет ему настойчиво продвигаться к ней?

Как правило, неясный образ героя, витающий в вашей голове, проясняется, когда вы вдумчиво отвечаете на эти вопросы. Однако все они помогают описать внутренний мир героя. А как насчет его внешнего облика?

Сконструировать «ростовой портрет» персонажа можно несколькими способами:

1. Кино про героя. Закройте глаза и представьте его себе в деталях. Как выглядит? Где находится? Что делает? Как двигается? С кем в наиболее важных отношениях? В чем это выражается?

2. Фото героя. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в комнате, где где-то спрятана фотография героя. Найдите ее. Она цветная или черно-белая? Старая или новая? Что на ней изображено? Написано ли что-то на обороте? Почему она важна для персонажа? Верните фото на место и откройте глаза.

3. Серия типичных ситуаций для героя. Определите, в какие ситуации может попасть ваш герой. Какие из них могли бы наиболее ярко отразить его характер и путь в общем сюжете? Опишите, как ваш герой поведет себя в этих отдельных ситуациях. А теперь посмотрите, где они в истории и чего не хватает. Допишите недостающее. Можно выкидывать какие-то исходные истории, если они оказались лишь ключом к другим.

4. Герой с прототипом. Избегайте называть героев известными сочетаниями имен и фамилий, переименовывайте героев с реальными прототипами, пишите «все герои вымышленные, все совпадения случайны». Идеально — собирательный образ: лысый, как ваш дядя, умный, как университетский профессор, красивый, как Джордж Клуни, и хитрый, как известный политик. Если вам не хватает знаний о герое — поглядите в Сети, а еще посетите места, где работают (больница), живут (Рублевка) или отдыхают (парк) возможные прототипы вашей истории. Систематизируйте интернет-данные, понаблюдайте реальных людей, поговорите с ними, соберите детали и возможные истории.

Теперь вы вполне представляете себе героя внешне, однако читателю описать его надо, конечно, не во всех деталях, а емко и кратко:

1. Обойдитесь несколькими яркими чертами, показывающими и внешность, и характер. Опишите в начале то, чего будет достаточно для начала рассказа.

2. Не забудьте сказать ключевые вещи. Если герой — туша на 300 кг, а читатель понял это на 200-й странице, когда тот не прошел в дверь, читатель будет разочарован — у него уже есть образ героя к тому моменту. Менять его посреди истории сложно.

3. Добавляйте информацию о герое по мере ее необходимости для истории. Если с героем произошли важные перемены (похудел, получил шрам на лице, лишился ноги, сменил стиль одежды) — не забудьте об этом сказать.

4. Описывайте героя через обстановку и его действия. В «Иствикских ведьмах» герой Николсона говорит: «Это кровать Борджиа». Понятно, что вещичка дьявольская. Стиль одежды женщины говорит о ее характере: «Пеппи Длинный чулок». Мери Поппинс командным тоном отправляет родителей на работу и ясно, кто в доме теперь хозяин. Можно играть на контрасте силы характера и внешности — и назвать чудовище «крошка Цахес».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое музыкальный образ? Классификация и особенности построения :: SYL.ru

Музыка подчиняется законам жизни, она и есть действительность, поэтому оказывает воздействие на людей. Очень важно научиться слушать и понимать классическую музыку. Еще в школе дети изучают, что такое музыкальный образ, и кто его создает. Чаще всего учителя дают понятию образа определение - частица жизни. Богатейшие возможности языка мелодий дают возможности композиторам создавать образы в музыкальных произведениях, чтобы воплотить свои творческие замыслы. Окунитесь в богатый мир музыкального искусства, узнайте о различных видах образов в нем.

что такое музыкальный образ

Что такое музыкальный образ

Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.

Музыкальный образ в музыке - это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора. Вот основные виды образов в музыке:

  1. Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют.
  2. Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах.
  3. Драматический. Изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
  4. Сказочный. Показывает выдуманные фантазии и воображения.
  5. Комический. Разоблачает все дурное, используя смешные ситуации и внезапность.
музыкальные образы в музыке

Лирический образ

В древности был такой народный струнный инструмент - лира. Певцы передавали с помощью него различные свои переживания и эмоции. От него и пошло понятие лирики, передающей глубокие душевные переживания, мысли и чувства. Лирический музыкальный образ обладает эмоционально-субъективными элементами. С помощью него композитор передает свой индивидуальный духовный мир. Лирическое произведение не включает в себя какие-то события, оно только передает душевное состояние лирического героя, это его исповедь.

Многие композиторы научились передавать лирику через музыку, потому что она очень близка к поэзии. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский. Музыкальные лирические образы они формировали с помощью мелодий. Нельзя лучше сформулировать предназначение музыки, нежели это сделал Бетховен: "То, что исходит из сердца, должно к нему и вести". Формируя определение образа музыкального искусства, многие исследователи берут именно это высказывание. В своей "Весенней сонате" Бетховен сделал природу символом пробуждения мира от зимней спячки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя помогают увидеть в сонате не только весну, но и радость, свободу.

Нужно также вспомнить и "Лунную сонату" Бетховена. Это поистине шедевральное произведение с музыкально-художественным образом для фортепиано. Мелодия страстная, настойчивая, заканчивается безнадежным отчаянием.

Лирическое в шедеврах композиторов подключает к образному мышлению. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие. Просто мастерски передал "мелодии души" Прокофьев в вальсе Наташи Ростовой в опере "Война и мир". Характер вальса очень нежный, в нем чувствуется робость, неторопливость и, в то же время, взволнованность, жажда счастья. Еще одним примером лирического музыкального образа и мастерства композитора является Татьяна из оперы Чайковского "Евгений Онегин". Также примером музыкального образа (лирического) могут служить произведения Шуберта "Серенада", Чайковского "Мелодия", Рахманинова "Вокализ".

образ музыкального произведения

Драматический музыкальный образ

В переводе с греческого "драма" обозначает "действие". С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.

Драматического героя зрители видят в постоянной борьбе, что приводит его либо к победе, либо к гибели. На первое место в драме выступают действия, а не чувства. Самыми яркими драматическими персонажами являются шекспировские - Макбет, Отелло, Гамлет. Отелло - ревнивец, что приводит его к трагедии. Гамлета одолевает желание мести убийцам своего отца. Сильная жажда власти у Макбета заставляет его убить короля. Без драматического музыкального образа в музыке драма немыслима. Он является нервом, источником, средоточием произведения. Драматический герой представляется рабом страсти, которая приводит его к катастрофе.

Одним из примеров драматического конфликта является опера Чайковского "Пиковая дама" по одноименной повести Пушкина. Вначале зрители знакомятся с бедным офицером Германом, который мечтает быстро и легко разбогатеть. Раньше он никогда не увлекался азартными играми, хотя в душе был игроком. Стимул Герману придает любовь к богатой наследнице одной старой графини. Весь драматизм в том, что свадьба не может состояться из-за его бедности. Вскоре Герман узнает о тайне старой графини: якобы она хранит секрет трех карт. Офицером одолевает желание во что бы то ни стало разведать эту тайну, чтобы сорвать большой куш. Герман приходит в дом графини и грозит ей пистолетом. Старуха от страха умирает, так и не выдав тайну. Ночью к Герману приходит призрак и шепчет заветные карты: "Тройка, семерка, туз". Тот приходит к любимой Лизе и признается ей, что по его причине умерла старая графиня. Лиза от горя бросилась в реку и утопилась. Заветные слова призрака не дают покоя Герману, он идет в игорный дом. Первые две ставки, на тройку и семерку, оказались удачными. Выигрыш настолько вскружил голову Герману, что он идет ва-банк и ставит на туза все выигранные деньги. Накал драматизма приближается к своей вершине, вместо туза в колоде оказывается пиковая дама. В этот момент в даме пик Герман узнает старуху графиню. Окончательный проигрыш ведет героя к самоубийству.

музыкальный образ лирический

Стоит сравнить, каким показывают драматизм своего героя Пушкин и Чайковский. Александр Сергеевич показал Германна холодным и расчетливым, он хотел использовать Лизу для своего обогащения. Чайковский немного по-другому подошел к изображению своего драматического персонажа. Композитор немного меняет характеры своих героев, ведь для их изображения нужно вдохновение. Чайковский показал Германа романтичным, влюбленным в Лизу, имеющим пылкое воображение. Только одна страсть вытесняет образ любимой из головы офицера - тайна трех карт. Мир музыкальных образов этой драматической оперы - очень насыщенный и впечатляющий.

Еще одним примером драматической баллады является творение Шуберта "Лесной царь". Композитор показал борьбу двух миров - действительного и вымышленного. Для Шуберта был характерен романтизм, его увлекала мистика, и произведение получилось довольно драматичным. Столкновение двух миров очень яркое. Настоящий мир воплощен в образе отца, который здраво и спокойно смотрит на действительность и не замечает Лесного царя. Его ребенок живет мистическим миром, он болен, и ему чудится Лесной царь. Шуберт показывает фантастическую картину таинственного, окутанного мрачной мглой леса и мчащегося через него на коне отца с умирающим ребенком на руках. Каждому герою композитор дает свою характеристику. Умирающий мальчик - напряженный, испуганный, в его словах звучит мольба о помощи. Бредящий ребенок попадает в страшное царство грозного Лесного царя. Отец всеми силами старается успокоить дитя.

Вся баллада пронизана тяжелым ритмом, топот коня изображает беспрерывная октавная дробь. Шубертом создана полная зрительно-слуховая иллюзия, наполненная драматизмом. В конце динамика музыкального развития баллады заканчивается, так как отец держал на руках мертвого младенца. Вот какие музыкальные образы (драматические) помогли Шуберту создать одно из самых впечатляющих своих творений.

музыкальные образы примеры

Эпические портреты в музыке

В переводе с греческого "эпос" имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.

Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова "Садко". Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко "Ой ты, темная дубравушка". Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

В эпическом стиле работал композитор "Могучей кучки" А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить "Богатырскую симфонию" №2, оперу "Князь Игорь". В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.

Памятником средневековой культуры считается известная поэма "Слово о полку Игореве". Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.

Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского "Богатырские ворота", Глинки "Иван Сусанин", Прокофьева "Александр Невский". Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.

мир музыкальных образов

Сказочное музыкальное изображение

В самом слове "сказочные" кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу "Снегурочка", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане". Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту "Шахеразада" по книге "1001 ночь". Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент, дети начинают отличать добро от зла, они учатся милосердию, справедливости, осуждают жестокость и коварство. Будучи педагогом, Римский-Корсаков на языке сказки рассказал о высоких человеческих чувствах. Кроме вышеперечисленных опер можно назвать "Кащея Бессмертного", "Ночь перед Рождеством", "Майскую ночь", "Царскую невесту". Мелодии композитора имеют сложное мелодико-ритмическое строение, они виртуозные и подвижные.

музыкально художественный образ

Фантастическая музыка

Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.

Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе". Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя "Сорочинская ярмарка". Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского "Русалка" и Даргомыжского "Каменный гость". Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка ("Руслан и Людмила"), Рубинштейн ("Демон"), Римский-Корсаков ("Золотой петушок").

музыкальный образ драматический

Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения "Божественная поэма", "Прометей", "Поэма экстаза". Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.

Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.

Комические отображения в музыкальных произведениях

О комических образах в музыке говорить сложно. Мало искусствоведов характеризуют это направление. Задача комической музыки - исправлять смехом. Именно улыбки являются настоящими спутниками комической музыки. Комический жанр более легкий, для него не нужны условия, приносящие страдания героям.

Чтобы создать комический момент в музыке, композиторы используют эффект внезапности. Так, Й. Гайдн в одной из своих Лондонских симфоний создал мелодию с партией литавр, которые моментально встряхивают слушателей. Пистолетным выстрелом нарушается плавная мелодия в вальсе с сюрпризом ("В яблочко!") Штрауса. Это сразу развеселяет зал.

Любые шутки, даже музыкальные, несут с собой забавные нелепости, смешные несоответствия. Многим знаком жанр комических маршей, маршей-шуток. От начала до конца наделен комизмом марш Прокофьева из сборника "Детская музыка". Комических персонажей можно увидеть в сочинении Моцарта "Свадьба Фигаро", где уже во вступлении слышен смех и юмор. Веселый и умный Фигаро ловко хитрит перед графом.

Элементы сатиры в музыке

Еще одним видом комического выступает сатира. Сатирическому жанру присуща жесткость, он грозный, испепеляющий. С помощью сатирических моментов композиторы преувеличивают, утрируют некоторые явления, чтобы разоблачить пошлость, зло и безнравственность. Так, сатирическими образами можно назвать Додона из оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок", Фарлафа из "Руслана и Людмилы" Глинки.

музыкальный образ и мастерство

Образ природы

Тема природы очень актуальна не только в литературе, но и в музыке. Показывая природу, композиторы изображают ее реальное звучание. Просто подражает голосам природы композитор М. Мессиан. Такие английские и французские мастера, как Вивальди, Бетховен, Берлиоз, Гайдн, смогли мелодией передать картины природы и чувства, которые они вызывают. Особенное пантеистическое изображение природы - у Римского-Корсакова и Малера. Романтическое восприятие окружающего мира можно наблюдать в пьесе Чайковского "Времена года". Нежный, мечтательный, приветливый характер имеет сочинение Свиридова "Весна".

Фольклорные мотивы в музыкальном искусстве

Многие композиторы для создания своих шедевров использовали мелодии народных песен. Простые песенные напевы стали украшением оркестровых композиций. Образы из народных сказок, былин, сказаний легли в основу многих произведений. Их использовали Глинка, Чайковский, Бородин. Композитор Римский-Корсаков в опере "Сказка о царе Салтане" использовал русскую народную песню "Во саду ли, в огороде" для создания образа белочки. Народные мелодии слышны в опере Мусоргского "Хованщина". Композитор Балакирев на основе кабардинского народного танца создал знаменитую фантазию "Исламей". Мода на фольклорные мотивы в классике не исчезла. Многим знакома современная симфония-действо В. Гаврилина "Перезвоны".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *