класс для воспитателей «Берегите природу»
Мастер – класс
для воспитателей
«Берегите природу»
МБДОУ «Тополек» г. Фокино
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Воспитывать любовь к природе.
Девиз:
«Все то, интересно, что неизвестно!»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
Первое задание каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
Задание № 1 «Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Задание № 2 «Экологическая разминка»
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба — ночное)
Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Какую траву любят кошки? (валериану)
Самая высокая трава? (бамбук)
Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Задание № 3 Экологические задачи.
1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?
2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
3. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: «Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха.
4. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните.
Задание № 4 «Простые истины»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации
Задание № 5 «Методический турнир»
Сказка
«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. (Вырезанные из цветной бумаги цветы, кувшинки, с длинными закрученными к центру при помощи карандаша лепестками, опустите на воду, налитую в емкость)
Опыт №1. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Так он стоял, любовался пока все лепестки не легли на воду.
Пройдя чуть дальше он увидел еще одно чудо.
Опыт № 2. Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. В стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросьте виноградинку. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… Наблюдая за рыбками, утенок не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.
Опыт № 3. Но тут подул ветер, на небе появились тучи. Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. И вдруг пошел дождь. Утенок впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду. на лепестки кувшинок, на песок у берега. Кап-кап-кап — опускались первые капельки дождя утенку на клюв, на перышки, на хвостик.
Опыт № 4. Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы. Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом он увидел еще другие следы (а потом птицы, поросенка, человека). И чем дольше он шел, тем больше следов попадалось ему на глаза. Он был в недоумении, кто же это?
Опыт № 5. Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. Возьмите палочки с бабочками и поднесите их к цветам. К цветам подлетали маленькие яркие и разноцветные существа, это были бабочки. Они, то порхали над цветами, то приклеивались и замирали на лепестках (2-3 раза повторить).
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов. Поможем утенку разобраться в них и найти ответы (обсуждение экспериментов с педагогами):
1. Почему же распускаются кувшинки?
На ваших глазах лепестки цветов распустились. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
2. Почему плавают рыбки?
Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
3. Почему идет дождь?
Лед таял от теплого воздуха, в дырочки стекала талая вода, имитируя капли дождя.
4. Чьи следы остались на песке? Почему остались следы на песке?
Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делается отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
6. Почему бабочки летят на цветы?
Бумажные цветы прикреплены к магнитной доске. На картинки бабочек приклеен с обратной стороны магнит. Бабочки магнитятся к цветам.
Задание № 6 «Загадки — иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.
(Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)
Задание № 7 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
— Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
— Ворона кричит зимой – к метели
— Лягушки квакают – к дождю
— Воробьи в пыли купаются – к дождю
— Около луны звезда народилась – к потеплению
— Собаки катаются – к пурге
Задание №8 Свой край люби и знай
Наша Брянская область –
Удивительный край.
Здесь грибов да черники
Поезда нагружай.
А озёр и озёрец,
А речушек и рек
Сосчитать не сумеет
Ни один человек!
Наша Брянская область –
Край легенд, красоты,
Мы хотим, чтоб в России
Стала первою ты!
Земля брянская с её чудными лугами и полями, леса и перелески с разнообразием зверей и птиц, реки и озёра, богатые рыбой, благодатный умеренный климат делают природу Брянщины неповторимой по красоте.
Какая хвойная древесная порода самая распространенная в лесах Брянщины? (Сосна обыкновенная — самая распространенная хвойная древесная порода в лесах Брянской области)
Как называется первоцвет Брянских дубрав, меняющий во время цветения окраску своих лепестков?
Какое растение самое красивое на водоемах Брянщины?
Как называется таежное растение Брянских лесов, кислое на вкус?
Как называется редкое растение Брянщины, цветок которого напоминает туфельку?
Как называется самое крупное копытное животное, обитающее на территории Брянщины?
Как называется ценное пушное животное, грызун, отличный «гидротехник» Брянщины?
Охраняемые территории Брянщины?
Задание № 9 “Черный ящик”
В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).
Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
Схема-оригами «Лебедь»
Мастер-класс на тему: «Берегите природу!»
« БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов;
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания;
Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов;
Закрепить знания педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста;
Воспитывать любовь к природе.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
Она у нас одна, одна такая!
Есть одна планета-сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Девиз тренинга: «Все то, интересно, что неизвестно!»
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
Добрый день, уважаемый коллеги! Я рада Вас приветствовать в этом чудесном зале.
Сегодня я хотела бы провести экологический тренинг для педагогов, который я назвала «Берегите природу». Я уверенна, что в этом зале собрались люди, которые любят и ценят природу. Но мало любить природу и любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше и богаче. Одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами. И поэтому я приглашаю желающих поделиться опытом и показать свои знания по «Экологическому воспитанию».
Нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знания, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения.
В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)
А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя единым целым с природой Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем чудесном зале.
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
Первое задание каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
Задание № 1 «Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал известный американский учёный-эколог и биолог Барри Коммонер. (1917-2012) Американский эколог не только указывал на недостатки современного производства. Он также предлагал решения для выхода из сложившейся ситуации.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Задание № 2 «Экологическая разминка»
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба — ночное)
Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Какую траву любят кошки? (валериану)
Самая высокая трава? (бамбук)
Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Категория «Лесная аптека»
1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
Задание № 3 Экологические задачи.
Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)
2. Почему весенние заморозки часто губят деревья, несмотря на то, что зимой они переносят более сильные морозы? (Все дело в почках. Ведь из почек выходят листочки деревьев. А если будут заморозки, то почки могут просто замерзнуть и отмереть. Тогда они отпадают. Но, со временем, появляются новые почки.
Более опасная ситуация происходит тогда, когда деревья уже зацвели, или только начинают цвести. Тогда, в случае заморозка, цвет опадает, либо может быть пустоцвет (это когда цветок пустой, без плода). Тогда такое дерево урожая не принесет.)
3. На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)
4. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)
Задание № 4 «Простые истины»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
3. Педагогическая ситуация
Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
— Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
4.Педагогическая ситуация
Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? — спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » — подсказала воспитатель.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задание № 5 «Загадки — иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.
(Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)
Задание № 6 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;
— Уж на дороге греется – перед дождем;
— Стрижи низко летают – дождь предвещают;
— Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;
— Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;
— Цветы перед дождем пахнут сильнее;
— Из березы течет много сока – к дождливому лету;
— Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
— Ворона кричит зимой – к метели
— Лягушки квакают – к дождю
— Воробьи в пыли купаются – к дождю
— Около луны звезда народилась – к потеплению
— Собаки катаются – к пурге
Задание №7
Свой край люби и знай
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский.
…Весна степь голубит
Ласковой прохладой.
Значит, тем, кто любит,
Повстречаться надо.
Лунный свет потоком
Захлестнет влюбленных.
Позовет их тополь
В тень ветвей зеленых.
Только шепчет ветер
Древние былины…
Ой вы, степи-степи,
Край наш тополиный.
Земля Кубанская с её чудными степями и полями, горы и леса с разнообразием зверей и птиц, реки и моря, богатые рыбой, благодатный умеренный климат делают природу Кубани неповторимой по красоте.
Какой природной зоны нет на территории Краснодарского края? (Тайга)
Как называется самая плодородная почва на Кубани? (Чернозем)
Кто вырастил на Кубани самый большой «солнечный цветок»? (Ученный-селикционер Василий Степанович Пустовойта)
Как называется самое красивое редкое растение, которое находится в одном из уникальных мест Приморско-Ахтарского района, и где можно полюбоваться им? (Это плантации настоящих индийских лотосов, которые находятся в охотхозяйстве на окраине хутора Садки. Кстати, может быть кто-то знает, почему так называется этот хутор? История возникновения названия этого населенного пункта любопытна. Свое имя поселок получил благодаря… рыбе. В этом месте был столь богатый улов, что вывести его весь рыбаки не могли. Поэтому удильщики рыли большую яму (эдакий своеобразный садок), выпускали туда рыбу и оставляли одного из своих в качестве сторожа…)
Как называется самое крупное копытное животное, обитающее на территории Краснодарского края? (Зубр)
Охраняемая природная территория, где восстанавливают стада этих могучих животных? (Кавказский государственный биосферный природный заповедник, включенный в международную систему биосферных заповедников. Был создан в 1924 году.)
Как называется самый маленький хищник в крае? (Ласка Охота на зверька запрещена, так как одна ласка за год уничтожает до 3 тыс. мелких грызунов)
Какой зверек считается самым ценным в крае? ( К ценным пушным зверькам в крае относят енота.
Береги землю родимую, как мать любимую!!!!!!!!!!!!
Задание № 8 “Черный ящик”
В этом ящике находится то, что на Кубани ценится дороже золота и то, чем богат наш край кубанский. Что же лежит в черном ящике? (Почва. Колос пшеницы).
Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, и будем все мвместе повышать экологическую культуру!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Берегите природу! | Страна Мастеров
Поделиться:
Насмотревшись различных композиций в лампочке и не найдя ни одной квиллинговой, решила исправить положение:)) А тут как раз «птичье» задание у Хомячка!
За пару часов накрутила – затолкала внутрь –сфотографировала. Правда, лампочка была с отпиленным ранее цоколем.
Задумывалось как Розовый фламинго на водяной лилии:)) Полоски 1,5, 2 и 3 мм, камушки и колба отработанной (см. заголовок) лампочки.
А из нашего окна…были бы видны горы, если бы не смог:((
Хомячье задание вдохновило на птичку-невеличку:))
Приятных всем выходных!!!
Поделки на тему «Природа»
Любое совместное творчество с ребенком способствует развитию у него креативного мышления, эстетического чувства, расширения кругозора. Поделки о природе из природного материала и пластилина, из бумаги и подручных средств, сделанные своими руками, научат ребенка уважать окружающий его мир.
Во время прогулки на природе важно обращать внимание ребенка на деревья, цветы, животных: рассказывать о предназначении каждого из них. Попутно можно собрать необходимый для создания поделки материал: шишки, листья, ягоды рябины, веточки.
Детям после трех лет можно предложить раскрасить заранее приготовленный шаблон плаката «Берегите природу» или тематическую картинку.
Лесная поделка
Для создания объемной поделки из материалов, собранных в лесу, необходимо приготовить:
- шишку;
- грецкий орех;
- тонкие веточки деревьев;
- срезанную с поверхности пенька небольшого диаметра «подставка»;
- небольшое количество сухой травы.
- клей.
- Берем деревянную подставку, клеим на нее сухую траву.
- Приклеиваем тонкие веточки деревьев. Это — лес.
- Берем шишку и грецкий орех. Соединяем их друг с другом при помощи пластилина.
- Глаза, нос и рот также лепим из пластилина.
- Делаем грибы, цветочки из пластилина, крепим их на подставку.
- Берем маркер красного цвета и пишем на ободке подставки «Берегите лес!»
Аппликация на природную тему
Поделки на тему «Берегите природу» можно делать из цветной бумаги, складывая из нее объемные аппликации.
Поделка «Водоем»
Взрослым следует своим примером показывать, что нельзя мусорить в лесу, на улице, что мусор необходимо выкидывать только в урну. А некоторые отходы (например, пластиковые бутылки) можно использовать и для творчества. Например, для создания поделки «Водоем», для создания которой необходимо подготовить:
- ножницы;
- картон;
- гуашь;
- кисточка;
- стаканчик с водой;
- пластиковая бутылка;
- цветная бумага;
- бисер;
- фломастеры.
- Необходимо разрезать пластиковую бутылку на две части.
- Раскрасить верхнюю отрезанную часть бутылки любым цветом. Это будет рыбка.
- Затем берем картон синего цвета. Это — «вода». И оформляем на нем дно аквариума путем приклеивания бисера и «камушков» вырезанных из цветной бумаги.
- Рисуем фломастером глаз рыбке.
- Приклеиваем пластиковую бутылку к картону.
- Дорисовываем фломастером пузырьки, идущие от «рыбки».
Детские поделки на тему «Природа» учат ребенка бережно относиться к родному краю, окружающим его вещам, предметам, животным.
«Берегите природу» | Страна Мастеров
Поделиться:
Не принять участие в школьной выставке плакатов на тему «Берегите природу» мы с сыном не могли. Но вот рисовать, совсем не умеем. Поэтому пришла такая идея, может еще, кому пригодится. В интернете нашли разные фотографии и картинки по теме. В центре расположили «кусочек не загрязненной природы», а вокруг все, что пагубно на нее влияет. Душевное стихотворение, к сожалению, теперь не можем найти автора. Фон раскрасили гуашью, и вот, что у нас получилось
Чтоб радость завтрашнего дня,
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть,
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга,
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Мастер — класс для воспитателей «Берегите природу»
МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»
Мастер – класс
для воспитателей
«Берегите природу!»
Составила: Воспитатель : Савельева Н.В.
Задачи:
— Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
— Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
— Воспитывать любовь к природе.
Ход семинара мастер-класса :
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!(Евгений Евтушенко)
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: « Берегите природу!»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться и придумать название команде и представить ее.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то
Первой среди них будет — формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
Первое задание каждой команде: вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
Задание № 1 «Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Задание № 2 «Экологическая разминка»
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба — ночное)
Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Какую траву любят кошки? (валериану)
Самая высокая трава? (бамбук)
Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Задание № 3 Экологические задачи.
1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?
2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
3. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: «Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха.
4. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните.
Задание № 4 «Простые истины»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация.
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации
Задание № 5 Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
Задание № 6 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
— Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
— Ворона кричит зимой – к метели
— Лягушки квакают – к дождю
— Воробьи в пыли купаются – к дождю
— Около луны звезда народилась – к потеплению
— Собаки катаются – к пурге
Задание № 7 “ Волшебная коробочка ”
В этой коробочке лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в волшебной коробочке ? (ветки ели, пихты).
Задание № 8 Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1.Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой.
Задание № 9 Музыкальный конкурс.
Командам поочередно предлагается исполнить отрывок из песен о цветах.
Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.