Безударные в корне – Безударные гласные в корне слова – правописание, обозначение

Безударные гласные в корне слова — Русский язык

Написание безударных гласных в корне проверяется ударением. Для проверки написания надо слово изменить или подобрать родственное слово так, чтобы проверяемый безударный гласный оказался под ударением, например: заражать — зараза, раздражать — дразнит, нагромождение — громоздкий, скрипя (зубами) — скрип.

В некоторых случаях для написания в корне слова буквы е необходимо учитывать чередование е/ё: зачёркнутый —почерк, весна — вёсны.

Слова с полиогласными сочетаниями -оро, -оло надо проверять словами с полногласием, например сторожить — сторож (не страж), похолодание — холод (не прохлада).

В современном русском языке общеупотребительным является написание слова тоннель (тоннельный), однако возможно и написание туннель (туннельный).

Согласно современным орфографическим нормам устаревшим считается написание нумер, однако буква у сохраняется в словах нумерация, нумерованный.

Одинаково допустимыми являются написание ноль (нолевой) — нуль (нулевой). Только с буквой о пишутся сочетания ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль целых. Только с буквой у пишутся сочетания сводить к нулю, равняться нулю, держаться на нуле.

Нельзя

Правописание безударных гласных нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксами -ывать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого часто бывает . Например слово выработать нельзя проверять словом вырабатывать (проверочными словами могут быть слова работа, работать).

Нельзя проверять безударную гласную е в словах седок, седло однокоренными словами сидя, сидеть.

Исключения

Правописание безударных гласных во многих словах проверить ударением нельзя. Написание таких слов надо запоминать, причем достаточно усвоить написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах, например оптимизм, оптимист, оптимистический, оптимальный.

В случае сомнения необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Загрузка…
Поделиться с друзьями

Навигация по записям

iamlobster.ru

Учебно-методический материал по теме: Безударные гласные О-А в корне слова

Безударные гласные О-А в корне слова

  1. Прочитай слова, поставь ударение. Измени слова так, чтобы безударная гласная в слове стала ударной. Запиши проверочные слова-предметы. Выдели корень.

Образец: столбы – столб

М…ря- …                                

Кр…я — …

Б…бры -…

Пл…ды -…

Ст…да- …

Х…ры — …

Др…ва -…

Н…жи -…

Гр…чи -…

Дв…ры — …

Ш…рфы -…

Скл…ды -…

П…ля -…

Ш…ры — …

Вр…ги -…

Пл…ты -…

2.Прочитай слова, поставь ударение. Выдели корень. Подбери проверочное слово-действие так, чтобы безударная гласная в корне стала ударной.

Образец: платил- платит

Пр…сил -…

Кр…шил -…

Л…вил -…

Х…тел -…

Н…сил -…

Г…нял -…

К…рмил -…

Хв…лил -…

Т…щил -…

См…трел -…

М…хал -…

Т…чил -…

К…сил -…

К…тал -…

Бр…дил -…

С…жал -…

В…рил -…

Бр…сал -…

В…зил -…

С…лил -…

3.Прочитай проверочные слова. Измени слова по образцу, запиши правильно слова- признаки. Поставь ударение, выдели корень.

Образец: дом – домовой

Мох- …

Горы -…

Хор -…

Скалы -…

Сосны -…

Волны -…

Плод -…

Травы -…

Двор -…

Росы -…

4.Прочитай слова с безударной гласной а-о в корне. Поставь ударение. Подбери проверочное слово – признак. Выдели корень.

Хр…брец — …

Ж…ра -…

Зл…дей -…

Зв…нок -…

Т…йник -…

Л…вкач -…

Ст…рик -…

С…ринка -…

5.Прочитай слова, поставь ударение. Подбери проверочные слова- признаки так, чтобы безударная гласная в корне проверяемого слова стала ударной. Выдели корень.

Ск…льзил -…

Обн…вил -…

Упл…тнил -…

За…стрил -…

Разбр…сал -…

Обозн…чал -…

Покр…снел -…

Обн…сил -…

Прит…ился -…

Пост…рел -…

Прил…скал -…

Расхр…брился -…

6.Прочитай слова, поставь ударение. Подбери проверочные слова – предметы так, чтобы безударная гласная в корне стала ударной.

Образец: заболел — боль

Прош…гал -…

Побр…дил -…

Пож…лел -…

Г…ревал -…

Высм…трел -…

Н…чевал -…

Нас…рил -…

Од…лжил -…

Сл…мался -…

Перес…дил -…

7. Прочитай слова. Поставь ударение, выдели корень. Раздели слова на проверочные и проверяемые. Запиши сначала проверочные слова, а потом проверяемые.

-Морской, море, приморский, моряк.

-Конёк, конюшня, конь, конюх.

-Ночёвка, ночной, ночевал, ночь.

-Звонарь, звон, зазвонил, звонок.

-Глазной, глазастый, глаз, сглазить.

-Больница, приболел, больной, боль.

-Храбрый, расхрабрился, храбрец, храбрость.

-Молчаливый, молчун, молча, замолчал.

-Борьба, борцовский, борется, борец.

-Скалистый, скалы, наскальные.

-Новый, обновил, новинка, новизна.

-Увлажнять, влага, влажный, влажность.

8.Прочитай слова. На какой вопрос они отвечают? Образуй от каждого слова родственные однокоренные слова-действия и слова-признаки. Выдели корень в каждом слове.

Образец: дождь –  дождит – дождевой

Враг —   …  —      …  .

Старик —   … —   … .

Ход —  … —  … .

Корм —   … —  … .

Соль —  … —  … .

Боль —  … —  … .

Ночь —  … —  … .

Звон —  … —   .… .

Корм —  … —   … .

Кровь —  … —  … .

Волна —   … —  … .

Молчун —  … —  … .

Сторожка —  … —  … .

Мастер —  … —  … .

Холод —  … —  … .

Ворчун — … —  … .

Болтун —  … — … .

Жадность —  … —  … .

Тайник —  … —  … .

Новинка —  … —  … .

Варенье —  … —   … .

9.Прочитайте каждую строчку слов. Какие это слова? Выделите корень. Напишите слова по порядку в соответствии с шифром. Шифр указывает на количество слогов в словах.

Хоровод – хор – хором

шифр

3 -2 -3

3 –1  -2

2 -2 -3

шифр

1 -3 -2

2 -2 -4

4 -2 -3

Завал – валит – навалил

Смотровой – смотр –смотреть

Управлял – правит –правитель

Выполз – ползком – ползучий

Похвалил – хвалит –хвалебный

Жалеть – жалость –жалостливый

Пас – пастушок – пастух

Молчаливый – молчун –молча

Красный – краса – украшали

Разбросали – выброс –бросовый

Скользит – скользкий -поскользнулся

10. Прочитайте каждую строчку слов. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Выделите корень.

-Горный, гористая, горевать, пригорок.

-Поле, полочка, полевой, полюшко.

Носильщик, переносной, выносить, носатый.

Сорняк, сорвал, насорил, соринка.

Водный, подводный, водитель, водяной.

Косичка, косарь, косить, косьба.

11. Вставить вместо точек пропущенный в словах корень с гласной а или о

На … ит

На … ет

Вы … ит

Вы …ет

На -…ит

На … ет

Вы … ит

Вы … ет

На …ит

На … ет

Вы … ит

Вы … ет

При …ит

При … ет

Раз …ёт

Раз  …ит

При … ит

При … ет

Раз … ёт

 Раз … ит

При … ит

 При … ет

Раз …ёт

Раз … ит

Ис …ит

Ис …ёт

У …ит

У … ет

Ис … ит

Ис … ёт

У … ит

У …ет

Ис … ит

Ис …ёт

У … ит

У …ет

Под …ит

Под …ёт

За …ит

За …ёт

Под …ит

Под …ёт

За …ит

За …ёт

Под …ит

Под …ёт

За …ит

За  …ёт

Про …ит

Про …ет

По …ит

По …ет

Про …ит

Про …ет

По …ит

По …ет

Про …ит

Про …ет

По …ит

По …ет

12. Прочитайте. Исключите в каждой цепочке лишнее слово. Объясните, почему. Напишите слова, вставляя безударную гласную а или о в корне.

-Ск…листый, х…ровой, гр…чиный, п…рниковый.

-Вр…ги, д…жди, зн…чки, ш…ги.

-Р…га, к…ра, д…ска, гр…чи

-Перех…дил, док…пал, захв…лил, досм…трел.

-Запр…влял, зап…сал, вып…лзал, т…нцевал.

-Пром…лчать , зам…хать, вык…рмить, зазв…нить.

-Нал…вил, перев…зил, зах…тел, зат…щил.

-Запл….тила, пост…рела, отр…вила, зан…чевала.

13. Соединить слова из первого столбика с подходящими словами из второго. Вставить безударные гласные а или о в корень слова. Устно подобрать проверочные слова. Записать получившиеся словосочетания.

 

П…лзучий

тр…па

Д…ождливая

п…ра

З…л…тистый

с…рняк

М…ховой

стр…на

К…роткая

…г…нёк

К…менистая

к…вёр

П…л…сатые

тр…пинки

Х…тел

доп…лзти

М…лчаливые

б…бры

Сп…сал

м…лыша

Д…лёкие

м…ря

В…рила

б…рщи

Прил…скал

дв…рнягу

Упр…влял

скл…ды

К…чал

К…нстантина

Охр…нял

стр…ной

Оч…ровал

кр…савицу

Н…сили

пл…щи

Пос…дил

на к…вре

Ш…гать

по п…лям

Т…птался

на ск…мейку

Прох…дил

по тр…пе

Пок…тать

на л…шадке

Х…дил

по г…рам

Т…нцевала

На б…лу

Бр…дил

по вр…чам

М…стерил

н…ру

Г…стил

у д…ски

Зав…лил

скв…речник

М…лчал

у р…дителей

Разбр…сала

ст…да

Накр…шил

у ст…ла

П…сёт

хв…инки

Ух…дили

за Н…дежду

Зан…чевал

в тр…стнике

Пр…сили

за др…вами

Ок…зался

в ст…рожке

Ув…зили

за п…ля

Прит…ился

в ст…р…не

nsportal.ru

Безударные гласные в корне слова

Медиаурок русского языка в 10 классе

Цель:

1. Повторение правила правописания безударных гласных в корне слова.

2. Подготовка к ЕГЭ.

Задачи:

1.Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся.

2.Воспитание интереса к изучению русского языка через использование компьютерных технологий и самостоятельно приготовленный учащимися демонстрационный материал. 3.Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.

Оборудование: компьютер, демонстрационный материал по теме «Безударные гласные в корне слова», рабочие листы, раздаточный материал «ЕГЭ. Уровень А – 1,2,3 задания».

Ход урока:

I. Оргмомент. Приветствие. Запись даты в рабочем листе.

II. Контроль пройденного материала (ЕГЭ, уровень А-1,2,3 задания)

Работа по вариантам:

1 ГРУППА

А1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) принятЫ, 2) занятА, 3) звОнит, 4) взятО

А3. В каком слове нет суффикса –ЧИК-?

1) заказчик, 2) органчик, 3) лучик, 4) летчик

2 ГРУППА

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) закупОрить, 2) принЕсенный, 3) сОгнутый, 4) повтОрит

А3. В каком слове нет суффикса –ИК-?

1) сыщик, 2) спорщик, 3) прыщик, 4) плащик

3 ГРУППА

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук ?

1) прибрАла, 2) черпАть, 3) разлучИт, 4) прибЫл

А3. В каком слове нет суффикса –ОБ-?

1) скоба, 2) чащоба, 3) худоба, 4) жалоба

III. Работа по теме урока:

1.Создание проблемной ситуации:

-Как вы считаете, какую букву мы должны вставить в данном слове:

ПОЛ…СКАТЬ

-От чего это зависит, как можно проверить?

От значения слова, т.к. в данное слово можно вставить А и О (проверим: ласка-А, полощет-О).

-Исходя из этого примера, как можно сформулировать название темы урока?

(Правописание безударных гласных в корне слова).

2. Повторение теоретических сведений при помощи демонстрационного материала.

 Ваши одноклассницы приготовили демонстрационный материал по этой теме.

С основными моментами вас познакомит Мельникова Лена (сообщение по теме, слайды с ).

3.Распределительный диктант

-Теперь попробуем распределить слова по 3-м видам орфограмм. (Читаю слова, дети самостоятельно распределяют по столбикам, потом молча проверяют с экрана):

Апл…дировать, проб…рались, пром…кашка , осл…пительный, пр…зидент, инт…лл…гентный, осв…щать, нач…нать, п…сс…мизм, Р…стислав, объед…нение, с…нт…ментализм, захл…бнувшийся, подск…кать, оч…рование.

-У кого были ошибки? Где допустили больше всего ошибок?

4.Самостоятельное наблюдение .

Чередование безударных гласных в корне всегда были одной из трудных тем в курсе русского языка, наша задача – определить, каким законам подчиняются такие корни. В русском языке чаще всего чередуются А-О, Е-И. Каждой группе даны наборы слов с данной орфограммой, ваша задача — подумать, от чего зависит чередование.

В каждой группе свой руководитель, учащиеся под его руководством по очереди устно анализируют данные примеры слов.

1 группа.

Убираю – уберу, замереть – замираю, раздерет – раздираю, расстилаю – расстелю, блистать – блестеть, разжигать – разжечь, вычитать – вычесть, занять – занимать, начинать – начинаю.

2 группа.

Излагать – изложил, изложение; прикоснуться – касается; поплавок – пловец, плавает; вымокнуть – макает, обмакнуть; держать равнение – ровнять клумбы, уровень, сравнить,

обрастет — приращение, выросли.

3 группа

Склониться – наклон, кланяется, преклонить; творение – творчество, отворить, тварь; сгореть – загар, догоравший, угар; озарить – зарница, зарево, заря; перескочить – выскочка, скакать.

-Посмотрим, к какому выводу вы пришли, анализируя примеры слов.

В каждой группе делается вывод.

5.Закрепление материала

Сейчас мы подведем итог: от чего же зависит чередование гласных в корне.

Трое учащихся показывают подготовленный демонстрационный материал, во время просмотра дети еще раз делают вывод о правописании чередующихся безударных гласных в корне и записывают примеры в тетрадь.(слайды

6. Дифференцированная самостоятельная работа. ! вариант – уровень А, 2 вариант – уровень В, 3 вариант – уровень С.

1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

2 вариант.

Распределите слова с пропущенными буквами по виду орфограмм.

3 вариант.

Сделайте анализ текста по плану:

1) Тема текста.

2) Основная мысль.

3) Стиль текста.

4) Тип текста,

5) Основные средства связи между предложениями (привести примеры)

6) Выразительные средства в тексте (назвать и привести примеры).

Я уже упом…нал о з…рнице. Чаще всего з…рницы бывают в июле, когда созр…вают хл…ба.

Поэтому и сущ…ствует н…родное поверье, что з…рницы «з…рят хлеб» — осв…щают его по н…чам, и от этого хлеб нал…вается быстрее, б…рет свое. В Калужской обл…сти з…рницы называют «хлебозар».

Рядом с з…рницей ст…ит в одном п…этическом р…ду слово «з…ря».Это слово никогда не гов…рят громко. Оно ср..дни той уст… явшейся т…шине ночи, когда над зар…слями сада зан…мается слабая з…ря, а деревья накл…няются к ней.

Св…тает быстро. Вот на бр…венчатые стены л..жатся кв…драты оранжевого света, и брёвна заг…раются, как сл…истый янтарь. С рассвета уже г…рят печи в избах, дым м…тается над сёлами и ст…лется по земле.

IV. Домашнее задание:

1 вариант — составить словарный диктант на изученное правило (30слов).

2 вариант — подготовить карточки по теме «Чередование безударных гласных в корне слова»

3 вариант – творческое задание: придумать текст, куда вошли бы слова со всеми случаями чередований безударных гласных в корне.

V. Подведение итога урока, выставление оценок.

Рабочий лист

Дата______________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.Распределите слова в 3 столбика:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самостоятельное наблюдение. 1 группа

Убираю – уберу, замереть – замираю, раздерет – раздираю, расстилаю – расстелю, блистать – блестеть, разжигать – разжечь, вычитать – вычесть, занять – занимать, начинать – начинаю.

Сделайте вывод: от чего зависит чередование гласных в корнях.

1 вариант.

3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Я уже упом…нал о з…рнице. Чаще всего з…рницы бывают в июле, когда созр…вают хл…ба.

Поэтому и сущ…ствует н…родное поверье, что з…рницы «з…рят хлеб» — осв…щают его по н…чам, и от этого хлеб нал…вается быстрее, б…рет свое. В Калужской обл…сти з…рницы называют «хлебозар».

Рядом с з…рницей ст…ит в одном п…этическом р…ду слово «з…ря».Это слово никогда не гов…рят громко. Оно ср..дни той уст… явшейся т…шине ночи, когда над зар…слями сада зан…мается слабая з…ря, а деревья накл…няются к ней.

Св…тает быстро. Вот на бр…венчатые стены л..жатся кв…драты оранжевого света, и брёвна заг…раются, как сл…истый янтарь. С рассвета уже г…рят печи в избах, дым м…тается над сёлами и ст…лется по земле.

  1. Оргмомент

  2. Повторение изученного. Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».

На доске текст:

Л_са в д_ли в_днее

С_нее н_беса,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

(А.Блок)

Вопросы и задания

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

— Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

— Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

— Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

3. Сообщение темы урока.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда’рный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

— Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

— Какие позиции есть у звуков?

— Что мы записываем с помощью букв?

— Когда гласная буква занимает сильную позицию?

4.Закрепление изученного.

           а) Выпиши   слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» в один столбик, а «непроверяемая гласная» —  в другой.

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый,карандаш, речка, трясёт, висит, малина,огурец, стена, окно, дорога,полёт, листок, листик

 

           б) Объяснительный диктант.

 Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь),

           в) Самостоятельная работа.

 Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

 

             г).Устная работа.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

                д) Работа в группах.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

 

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

 

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

 

.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

 

                е) Устная работа с пословицами.

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

5) Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.  

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

infourok.ru

«Безударные гласные в корне слова»

“Писать грамотно требует социальная порядочность…, если мы не привьем детям грамотности, то не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество”, – так в XX веке академик Л.В. Щерба определил роль правописания в формировании личности. Коренную причину безграмотности ученый видел в недооценке значения орфографии. Для того чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо еще приобрести и навыки грамотного письма. Эффективными способами для достижения этого является систематическая тренировка, практика выполнения разнообразных упражнений, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.

Всем учителям русского языка хорошо известно, что самые распространенные и устойчивые ошибки – правописание безударных гласных в корне слова. Они преследуют человека в течение всей его жизни. Работая 22-й год в школе, я сталкиваюсь с данными ошибками каждый день. Это происходит и на уроке (доска, тетради, дневники учащихся), и после уроков (записки родителей, СМИ, объявления, рекламные щиты и т.д.).

Преподаю я как в 5-х классах, так и в старших и имею возможность проследить, что ошибки учеников разных возрастов, к сожалению, одинаковы, хотя одни только перешли в среднее звено, а другие заканчивают школу.

Последние годы учителя-словесники сталкиваются с проблемами, связанными с дисграфией и дислексией и, к сожалению, бессильны что-либо исправить без помощи специалистов (логопедов, психологов). Изучив за эти годы многочисленные труды, посвященные психологическим механизмам формирования грамотного письма, я пришла к выводу, что каждый учитель в течение всей своей педагогической деятельности вырабатывает свою технологию “научения”. Поэтому в 10-х, 11-х классах мною отрабатываются темы в определенной системе, организованной из “блоков” – практикумов по орфографии и пунктуации. Такой блок я хочу предоставить вашему вниманию.

Урок можно проводить в обыкновенном классе, имея доску, цветные мелки и дидактический раздаточный материал. Но более эффективным будет урок с использованием современных информационных технологий (компьютера, проектора, специальных учебных программ, SMART-доски и т.п.). К сожалению, как показывает практика, немногие учителя словесности имеют возможность работать с компьютером, так как в кабинетах русского языка и литературы этой “машины” просто нет, а класс информатики всегда загружен своими уроками. Работая на подготовительных курсах в вузе и в колледже Новосибирска не один год, я поняла, что и здесь до современных информационных технологий еще очень далеко, поэтому доска и мел – это проверенные, надежные помощники учителю в любой ситуации.

Итак, безударные гласные в корне слова. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.

 Т2. Безударные гласные в корне

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

создАвать – создА’ть

прОвинция

облАгать

дИктовать – дИ’ктор

дЕпозит

предполОжение

увИдать – вИ’деть

бЕседа

зАря

вглЯдеться – взглЯ’д

вАнИлин

выбИрать

Этапы урока:

I. Объявление цели урока: выработать навыки грамотного написания.

II. Работа с опорными схемами.

Теоретический блок:

Слово учителю:

В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции.

Т4 Способы проверки безударной гласной

I. Подбор формы одного и того же слова
  • у существительных изменить число:
    тОлпа’ – тО’лпы
    пАруса’ – пА’рус
  • у прилагательных заменить полную форму краткой:
    счАстли’вый – счА’стлив
    нАго’й – нА’г

1) изменить время:

вАри’л (П.в.) – вА’рит (Н.в)
привЯза’л (П.в) – привЯ’жет (Б.в)

2) изменить число:

3) изменить род (у глаголов П.в)

!!! Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А

II. Подбор родственных слов

отЯжеле’ть – тЯ’жесть
извИне’ние – с повИ’нной
зА’пах – пА’хнет

Практический блок: (отработка практических навыков и умений)

I. Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов

1. Подобрать проверочное слово – существительное

просОчи’ться – сок
взвОлнова’лся – волна
попрОси’л – просьба
очАрова’ть – чары
разлИча’ть – лик
поЯвле’ние – явь
укоренился –
присягать –
разъяренный –
отяжелеть –
отвинтил –
приспособление –

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное

наслаждение –
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное

дикарь –
робеть –
освежить –
потихоньку –
старуха –
скорее –
натощак –
ободрять –
расхрабрилась –
темнеть –

4. Подобрать проверочное слово – глагол

доказательство –
похвала –
управление –
протекать –
иссякать –
каток –
продолжение –
угасать –
привлекать –
исчезать –

5. Подобрать проверочное слово – наречие

сплошной –
унижение –
объяснить –
распрямиться –
оживить –
удовольствие –
укрепиться –
стеснительный –
промелькнуть –

!!! При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).

  • Разбор слова по составу – способ увидеть морфемный состав слова.

Задание:

Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.

Например:

пренебрегать – небре’жный (г||ж).

Распределение, объяснение, оценить, наводнение, управление, одаренный, посторониться, распоряжение.

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

  • Устная работа на уроке:

Задание:

Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.

Обежать вокруг дома – бег Обижать ребенка – обида
Запевать в хоре – петь Запивать молоком – пить
Поседеть от старости – сед Посидеть в сквере – сидя
Слезать с лестницы – слезть Слизать сметану – слижет
Увидать издали – увидеть Увядать без влаги – вянуть
Расколоть полено – колка Раскалить щипцы – накал
Утихать постепенно – тихо Утешать ласково – утеха
Скрипеть дверью – скрип Скрепить печатью – скрепка
Развиваться нормально – развитие Развеваться на ветру – веять
Сторожить дом – сторож Старожил города – старый житель
Благословлять на подвиг – благое слово Прославлять героя – слава
Чистота в доме – чисто Частота колебаний – часто
Угодить начальству – угодливый Угадать номер – загадка
Озимь посеяли – зимний Оземь ударили – земли
Переселить людей – села Пересилить усталость – сила
Затрещать громко – треск Тяжелое потрясение – встряска
Щепать лучину – щепка Щипать курицу – щиплет
Приведение к общему знаменателю – привел Привидение (призрак) – вид
Полоскать горло – полощет Поласкать щенка – ласка
Отварить яйца – варка Отворить двери – затвор
Проживать в городе – жить Прожевать корку – прожеванный
Примерять костюм – мерка Примирять друзей – мир
Разрядить ружье – заряд Разредить морковь – редко
Раздражать поведением – дразнит Задрожать от холода – дрожь
Пары воздуха – пар Пора осенняя – в ту пору
Умолять о пощаде (упрашивать) – молит Умалять достоинство (уменьшать) – мал
Умилять поведением – мил  
Посвятить стихотворение – свято Посветить свечой – свет
Покарать врага – кара Покорить природу (подчинить) – покорный
Укорять за лень (упрекать) – укор  
Нагой склон (обнаженный) – наг Ногой ударил – ноги
Отдаление от дома – даль Передавать новости – дать
Честолюбие – честь Чистоплотность – чисто
Облегченный воз – лёгок Обличённый судом – облик

Работа по таблице:

Задание 1. Записать предложения под диктовку, подобрать проверочные слова.

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Санька отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Пашка подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Женщина полоскала белье (полощет). Старик проживал здесь (жить) лет сорок. Старуха медленно жевала (прожеванный) хлеб и запивала (пить) его молоком. Чайник накалился (накал), распаялся (пайка) и стал протекать (течь). Луч прожектора ослепил (слеп) меня. Буря не утихала (тихо): деревья скрипели (скрип) и трещали (треск), удары грома сотрясали (тряска) землю.

Задание 2. (При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются быстро и правильно определять части речи, приобретая навыки грамотного письма.)

Выпишите из данных ниже слов существительные с безударной О, наречия с безударной И, прилагательные с безударной А, глаголы с безударными Е и Я. Поставьте ударения и найдите проверочные слова.

Поглощение, пограничный, привязать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке, расстегнуть, изменился, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

Задание 3. Проверить безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.

Оглянуться – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает;
Изнеможение – изнемочь, может, возможный;
I в: различать, неизъяснимый, узнавать;
II в: пожалеть, впечатление, закабалить;
III в: протяжение, соединиться, извинение.

Задание 4. (Усложняется задание к концу урока (пары).)

Нужно проверить несколько безударных гласных, проверяя каждую из них:

Проголодался – голод – голодный.
I ряд – нагромождать, остепенился, опередить, критиковать, клокотание.
II ряд – молотить, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился.
III ряд – лепетать, щекотать, хлопотать, тяжелеть, вечерело.
IV ряд – рокотать, облокотился, торговать, трепетать, озеленение.

Следующий этап – работа со словами с неясной этимологией.

Здесь следует выяснить не только правописание слова, но и его происхождение.

баюкать, обаятельный – баять
благодарить – благо, дар
корыто, кора – корка
ликовать, лицевать, различать, олицетворение – лик
насекомое – насечка
напряженный – упряжь, пряжка
осенить – сень
изображать – образ
племянник – племя
преобладать, овладеть, владыка – власть
вспорхнуть – порхать, порошок, пороша, порох
перчатка – перст
плашмя – плаха
сумеречный, смеркаться – меркнуть
сострадание, пострадать, страдная пора, страда – страждущий
подлинный – той же длины
втихомолку, потихоньку, исподтишка – тихо

Слова с непроверяемыми безударными гласными. Работа с ними необходима потому, что учащиеся обычно не только неправильно пишут эти слова, но и порой не понимают их лексического значения (толкование слов обязательно!).

Приведу несколько упражнений. (При выполнении этих заданий необходимо использовать словарь.)

1. К каждому из данных существительных необходимо подобрать синоним (чтобы понять Л.З.), образовать глагол и составить словосочетание (глагол + существительное).

Например:

аплодисменты (рукоплескание) – аплодировать певцу;
аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.

2. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения.

альманах – сборник произведений различных авторов

Вскоре был выпущен альманах.

Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, дифирамб, интеллигентный, компетентность, спартакиада, универсальный, энтузиазм.

  • Не выполненные учащимися задания, требующие работы со словарем, задаются на дом.

Отработку навыков и умений по теме “Безударные гласные в корне слова” следует продолжать в течение всего учебного года, так как только постоянное обращение к данной проблеме через разнообразные практические занятия поможет учащимся улучшить их грамотность.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *