Битва евпатия коловрата с врагами: Евпатий Коловрат – Сказ о забытом полку Коловратовом

Сказ о забытом полку Коловратовом

Сказ о забытом полку Коловратовом
Памятник Евпатию Коловрату

С началом демократических реформ в России как-то незаметно отошли на задний план такие понятия, как патриотическое воспитание, национальная гордость, историческая память и многие другие «бесполезные» взгляды. Потихоньку угасают от хронического безденежья провинциальные музеи, история сознательно и злонамеренно искажается, изымаются из школьных учебников, замалчиваются многие её героические страницы. Память о славном прошлом своей страны, чувство принадлежности к великому народу постепенно подменяются непонятными большинству людей абстрактными «общечеловеческими ценностями». Скажите честно, а помните ли вы об одной из ярчайших страниц нашей истории: 778- летие подвига полка рязанского воеводы Евпатия Коловрата, сложившего голову в бою с захватчиками в январе 1238 года? Уверен, подавляющее большинство ответит «нет». Проведённый опрос в сети Интернет показал, что девять из десяти респондентов даже не представляют о чём идёт речь, хотя ещё 25-30 лет назад об этом герое знал любой ученик четвёртого класса средней школы. До сего дня героические судьба отряда Коловрата таит в себе много неразрешённых вопросов и загадок. Никоим образом не претендуя на «научность» данной статьи и отбросив новомодные теории о том, что «никакого монгольского нашествия не было», попытаемся восстановить события тех далёких дней, используя некоторые версии и предположения.

Зимой 1237 года сигнальные костры с рязанского порубежья послали весть: на Русь идёт невиданная в её истории беда. Первой жертвой монгольских завоевателей стало Муромо-Рязанское княжество. На заведомо неприемлемые предложения хана Бату о покорности, выплате огромной дани, унизительное требование предоставить жён на утеху воинам гордые рязанцы ответили отказом: « когда нас не станет – всё ваше будет». Военное искусство Руси тех лет предполагало битву с врагами «в поле». Тогдашний правитель Рязани князь Юрий Ингваревич мог рассчитывать на своё закалённое в постоянных стычках со степняками войско и посему, собрав дружину и ополчение, двинулся навстречу вторгшемуся врагу, выступил, чтобы доказать на деле слова: «лучше мертвому быти, нежели скованному ходить». В начале декабря в кровопролитной битве на реке Ранова немногочисленная рязанская рать была разгромлена. 16 декабря 1237 года после пятидневной осады, перешагнув через тела ополченцев, посадских и крестьян из окрестных деревень, монголы ворвались в Рязань, на стенах которой так не хватало профессиональных бойцов, ушедших с князем Юрием. Захватчики почти поголовно истребили всех жителей, как сообщает летописец: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». Разорив рязанскую землю, монгольская армия двинулась дальше, в вглубь страны. Основная масса войск, включая неповоротливый обоз, (ну не строили же монголы под каждым городом или погостом осадные орудия заново!), двинулась по главным транспортным артериям того времени –льду замёрзших рек. Конные соединения рассыпались широкой облавой, разоряя встречные поселения. Путь захватчикам преградила рать великого владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, возглавляемая его сыном Всеволодом, и союзные новгородцы под началом воеводы Иеремии Глебовича.

Генеральное сражение было решено дать на границах Владимиро-Суздальской земли, вблизи Коломны, на льду реки Москвы. Владимирское войско с присоединившимися к ним остатками пронских и рязанских полков под командованием князя Романа Ингваревича, мужественно выдерживало яростные наскоки монгольской кавалерии, нанося сильные контрудары лучшими войсками Руси того времени – тяжеловооружённой конницей. В трудах современных историков подчёркивается серьёзность битвы под Коломной. Об этом свидетельствует тот факт, что там был убит один из чингизидов, хан Кулькан, а это могло произойти лишь в случае крупного сражения, шедшего с переменным успехом и сопровождавшегося глубокими прорывами боевого порядка монголов (ведь царевичи — чингизиды во время сражения находились позади боевых линий). Но и здесь, в ходе трёхдневной схватки, за счет преимущества монгольской армии в численности и организованности хану Батыю удалось одержать победу. Почти все русские ратники (в том числе князь Роман и воевода Иеремия Глебович) пали в бою.

Оставив небольшой отряд для осады Коломны, и направив экспедиционный корпус на Москву, основная часть монгольской армии двинулась на север с целью выйти на другой удобный путь на стольный Владимир – реку Клязьму. Маловероятно, что все наличные силы, как принято считать в академической историографии, Батый направил на штурм заштатного городка, коим была Москва в 13 веке. Смогли бы защищавшие будущую столицу России младший сын Георгия Владимир и воевода Филипп Нянка «с малым войском» успешно противостоять всей монгольской армии и продержаться почти столько же, сколько и укреплённая людная Рязань?

Казалось, ничто не мешает спокойно дойти до Владимира и без помех осадить столицу Северо-Восточной Руси. Неожиданно растянувшиеся на марше войска монголов подверглись мощному удару, который нанесла невесть откуда появившаяся рать. Во главе атаковавшего русского войска стоял рязанский боярин Евпатий Коловрат. Согласно народным преданиям Евпатий Львович Коловрат родился около 1200 года, близ деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области). Вотчину же имел на Урсовском городке под селом Заполье. Во время нашествия Батыя Евпатий Коловрат с небольшим отрядом княжеских дружинников находился в Чернигове, другие источники сообщают, что Коловрат собирал дань на реке Пра. Узнав страшную весть о разгроме рязанского войска и гибели города, боярин без промедления отправился в Рязань. Вот что говорит об этом летописец: « И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы.»

Неожиданное появление неизвестного войска и разгром русскими нескольких отрядов встревожили монгольское командование. «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать». Против русского полка был направлен отборный отряд латников-кешиктенов под командованием шурина Батыя Хостоврула. Монгольский военачальник похвалялся, что приведёт Коловрата на аркане и бросит к ногам великого хана.

15 января 1238 года пять тысяч тяжеловооружённых монгольских воинов Хостоврула встретились с ратниками Коловрата в открытом бою. «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал». В скоротечной схватке монгольский отряд был практически уничтожен, но и русское войско понесло большие потери, как гласит предание, в строю осталось всего 300-400 человек. Против горстки русичей были направлены свежие войска. Однако все атаки были отбиты, отступившие темники и нойоны с ужасом говорили что: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища».

Сказ о забытом полку Коловратовом
Субедэй-багатур. Современный памятник

Озадаченные таким неистовым сопротивлением, монголы попытались вступить в переговоры, по легенде сам великий Субедэй-багатур, подъехал к боевым порядкам коловратовой рати и спросил: «Чего вы хотите, воины?» и услышал ответ, приведший его в замешательство: « Мы пришли умереть!». Выдвинувшиеся к месту сражения основные силы монгольской армии, приступили к обстрелу горстки защитников « тяжёлой артиллерией» тех лет: баллистами и катапультами. Только когда под градом камней и тяжёлых «болтов» погибли или были ранены почти все русские воины, включая их командира, захватчики смогли отпраздновать победу. Рассказанная в «Повести о разорении Рязани Батыем» история с обстрелом небольшого отряда громоздкими и неповоротливыми «пороками» только на первый взгляд выглядит неправдоподобной. Разумеется, стрельба камнемётами по небольшой быстро маневрирующей цели малоэффективна, но если враг стоит неподвижно или удерживает какой-либо важный стратегический пункт камни и тяжёлые стрелы-болты могут нанести ему чувствительный урон. К примеру, в битве при Раковоре в 1268 году русские войска успешно расстреляли из камнемётных машин войско датско-немецких рыцарей, застрявших в глубоком снегу. Таким образом, в данном случае рязанский летописец передал вполне достоверный факт.

По приказу Батыя к нему принесли тело Евпатия Коловрата. «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.» — свидетельствует хронист. По легенде, оставшиеся в живых русские воины взяли тело своего доблестного командира и похоронили его с почестями в рязанской земле. Кажется летопись «О разорении Рязани Батыем», народные предания, легенды и сказания довольно полно рассказали нам об этом, безусловно, великим подвиге. Однако, — возразит скептик, — нигде не указано ни точное место сражения отряда Евпатия Коловрата ни место его последнего боя, да и сомнительно, что такой отряд мог успешно противостоять всему мощному монгольскому войску.

В отечественной литературе, кинематографии и отчасти в официальной истории, бытует мнение о том, что монгольская армия, вторгшаяся на Русь, представляла собой иррегулярную конницу, вооружённую луками и кривыми саблями, одетую в засаленные ватные халаты и несуразные меховые малахаи. На самом деле нашим предкам пришлось столкнуться с лучшей военной машиной 13 века: организованной, дисциплинированной, хорошо обученной и вооружённой, имевшей разделение на различные рода войск, и обладавшей целым инженерным корпусом темника Тэмутэра. Действительно, основную ударную массу монгольского войска составляли легковооруженные конные лучники. Но имелась и другая важная и значительная по численности группа – тяжелая конница, кешиктены, вооруженная мечами и пиками. Взаимодействие между этими родами войск было доведено до совершенства. Бой, как правило, начинали конные лучники. Они атаковали противника несколькими разомкнутыми параллельными волнами, непрерывно обстреливая его из луков; при этом всадники первых рядов, выбывшие из строя или израсходовавшие запас стрел, мгновенно заменялись воинами из задних шеренг. Скорость стрельбы была неимоверной: 6 – 8 стрел в минуту без ущерба для меткости. По свидетельству средневековых летописцев монгольские стрелы в бою действительно «застилали солнце». Если враг не выдерживал этого массированного обстрела и начинал отступать, то легкая конница саблями сама же и довершала разгром. Если же противник контратаковал, то монголы не принимали ближнего боя. Излюбленной тактикой было отступление с целью заманить противника под неожиданный удар из засады. Удар этот наносился тяжелой конницей и почти всегда приводил к успеху. Тяжеловооружённая монгольская конница была аналогична рыцарству Европы или русской «кованой рати», однако монгольские «багатуры» были более подвижны в бою и могли не только наносить фронтальные удары, но и, перестроившись, быстро выходить во фланг и тыл строя противника. И всадники, и лошади были защищены доспехами – сначала кожаными, из особо выделанной буйволовой кожи, которая для большей прочности покрывалась лаком, (это обеспечивало хорошие защитные свойства – стрелы не застревая, скользили по поверхности). К началу нашествия на Русь практически все воины-кешиктены имели надёжные кольчуги или металлические панцири. Именно за счёт тактики и отлично налаженного взаимодействия двадцатитысячным корпусом Субедэя и Джебэ в 1223 году было разгромлено восьмидесятитысячное русско-половецкое войско, в 1229 монголами была уничтожена во много раз превосходящая по численности армия волжских булгар, зимой 1237-38 годов были разбиты сильные рязанские и владимирские полки. И вдруг каких-то 1700 воинов успешно противостоят практически всему монгольскому войску, нанося им чудовищные потери. К тому же вызывают удивление упорные бесплодные атаки батыевых воинов против горстки русских ратников, которые завершаются лишь с полным уничтожением отряда храбрецов с помощью дальнобойных метательных систем.

Известно, что короткий широкий монгольский лук гарантированно пробивал самые прочные доспехи воинов тех времён с расстояния 60-70 метров. Зная, с кем пришлось столкнуться нашим пращурам, можно с уверенностью предположить, что несколько тысяч конных лучников могли за пару десятков минут превратить малочисленный отряд вышедших «биться в поле», рязанских витязей в подобие дикобраза, сплошь утыкав их стрелами, однако с полком Коловрата такого не происходит. Удар отряда тяжеловооружённых кешиктенов Хостоврула тоже оканчивается поражением и смертью монгольского полководца. Что же случилось или могло случиться на древней Владимирской земле в январе 1238 года? Почему монголы не могли успокоиться, пока не уничтожили незначительный полк рязанского боярина? Предположение, что успех воинов Евпатия заключался в применении ими партизанской тактики, не заслуживает внимания. Зимой в лесу без тёплого жилья долго не протянешь, да и без дорог по глубокому снегу быстро не побегаешь. К тому же расхожее мнение о том, что степняки — монголы неуютно чувствовали себя в снегах и лесах Северо-Восточной Руси несостоятельно. Не стоит забывать, что климат в монгольских степях не менее суров, а дремучих заснеженных лесов в тот период было много и в северном Китае, и в горах Кавказа и на Волге. И нигде леса не помешали степным завоевателям и не защитили все те страны и народы, по которым железным катком прокатилась лавина монгольского нашествия.

Одна из предполагаемых версий – очень сильная позиция, занятая Коловратом на пути основной части монгольского войска. Таковой мог стать укреплённый погост на границе рязанского и владимирского княжеств. Погостами на Руси в те времена называли места для сбора дани, таможенных платежей (мыта), стоянка купцов и прочее, в отдельных районах одновременно выполняющих функции пограничной заставы. Подобных укреплённых городков в русских княжествах 13 века были десятки, однако под место последнего боя рязанских витязей подходит всего один, находящийся на торговом пути — старинной Коломенской дороге. Во избежание нашествия и разорения окрестностей новой ордой с металлоискателями, не стану называть точные координаты данного места, однако хочу заметить, что данная дорога была обозначена на копии старинной карты-чертежа, приведённой в книге владимирского краеведа С.И. Родионова.

Древняя Коломенская дорога, доступная для передвижения лишь зимой, выходила практически под самые стены этой крепостицы, высившейся на берегу реки. Место для строительства укрепления наши предки выбрали идеально. Господствующая над окрестностью высота, с которой просматривается местность на десятки километров, возможность блокирования движения по Клязьме и «коломенскому зимнику». С двух сторон городище было надёжно защищено крутым обрывом, спускавшимся до самого уреза вод. Со всех четырёх сторон до сих пор сохранился оборонительный вал, разумеется, не такой мощный, как в Дмитрове или стольном Владимире, но всё равно довольно внушительный. Слева и справа от бывших ворот находятся обширные ровные участки местности, имеющие очень интересные названия: Убитое поле и Батыево поле. Пройдя кратчайшим путём по зимнику и заняв это стратегически важное укрепление, отряд Коловрата мог сильно осложнить жизнь захватчикам. Вполне вероятно, что напротив крепости на льду реки были устроены завалы из стволов деревьев и снега, обильно политые водой и покрывшиеся на морозе ледяной коркой.Подобные сооружения часто использовались русским войсками в качестве полевых укреплений. Расставленные на крепостной стене с «речной» стороны вооружённые луками и самострелами воины, могли безнаказанно расстреливать всех, кто пытался разрушить или перейти через препятствие. Таким образом, самый удобный путь к одной из основных целей похода Батыева войска – городу Владимиру был перекрыт. Разумеется, монголы, прикрывшись от горстки безумцев засевших в крепости, заслоном, могли проложить дорогу лесами и обойти непокорное укрепление, но оставлять в тылу отряд отчаянных рубак они явно не собирались. К тому же обустройство дороги отнимало у воинов Батыя самый главный ресурс – время. В ханской ставке было прекрасно известно о спешно собираемой Великим князем Юрием новой рати в северных районах княжества.

Практически повсеместно население и гарнизоны подобных городков предпочитали либо покинуть укрепление и отсидеться в лесах, либо отступить в большой и лучше защищённый город. При оказании сопротивления монголы не тратили много времени на штурм таких городищ. Беспощадно сметая стрелами всё, что появлялось на стенах, монголы в первых рядах посылали на штурм так называемый «хашар», состоящий из пленных, провинившихся или вспомогательных отрядов с фашинами для засыпания рва и штурмовыми лестницами. Когда ров был завален, лестницы установлены, в дело вступали хорошо вооружённые и защищённые доспехами пехотинцы. Высказываемое утверждение о том, что монголы не умели биться пешими, вызывает закономерный вопрос: как они ухитрялись сражаться в узких улочках китайских, хорезмских, иранских и прочих городов сидя верхом на лошадях? Большого войска в погостах и приграничных заставах быть не могло, поэтому через несколько часов всё завершалось полной победой монголов. Но возле этой маленькой крепости завоеватели споткнулись: им не помогли ни бесподобная меткость лучников, ни безудержная храбрость и крепкие доспехи кешиктенов.

Возможно, именно наличие у полка Коловрата неплохо укреплённого пункта привело к использованию метательных машин: расстреливать деревянные стены монголы умели превосходно. Однако, «артиллерия» была введена в бой на завершающем этапе битвы, до этого непобедимые прежде монголы несколько раз были биты в открытом бою, причём армией, во много раз уступающим им в численности.

Сказ о забытом полку Коловратовом

И вот здесь возникает ещё одна версия неожиданно успешного противостояния орде монголов небольшого подразделения русичей — наличие у Евпатия Коловрата какого-либо мощного нехарактерного для 13-го века оружия. На первый взгляд данное предположение выглядит чистой фантастикой, но…! Фольклорные источники Руси дают богатый материал по необычному оружию, которое служит постоянным помощником герою в сражении со злыми силами. Обладание русскими витязями и богатырями необычным оружием неоднократно упоминается в сказках, былинах, летописях и даже житиях святых. Следует отметить, что, несмотря на существование в системе древнерусской литературы и восточнославянского фольклора других символов воинской доблести, (не менее часто упоминаются в этом контексте копья и сабли), след отчетливо сохранившихся представлений о сверхъестественных свойствах тянется чаще всего за мечом.

У защитников Муромо-Рязанской земли вполне мог оказаться один из таких артефактов, реальность существования которого теперь не ставится под сомнение даже официальной исторической наукой — Агриков меч. Происхождение Агрикова меча теряется в глубине веков, по одним источникам его выковал Агрик, потомок иудейского царя Ирода Великого, по сообщениям других — авторами изделия были мастера древнего дославянского населения Клязьминско-Окского междуречья. До нас дошло описание этого оружия: прямой обоюдоострый меч, клинок которого испускал слабое голубоватое свечение, видимое в темноте.

Владельцами Агрикова меча на Руси в разный период оказывались как полумифические герои народных преданий вроде Святогора-богатыря и Бури-богатыря — коровьего сына, так и вполне реальные личности, такие как Пётр Муромский, его земляк известный всем богатырь Илья-Муромец, воевода Владимира Мономаха, опять же уроженец рязанской земли, Добрыня Никитич. Чаще всего в древнерусских сказаниях чудесный меч применяют в борьбе против змея, тогдашнего олицетворения зла. Змеем мог оказаться кто угодно: мифический дракон, жрецы древней языческой веры, походная колонна извечных врагов Руси – кочевников, издали в движении напоминавшая огромную змею.

Например, согласно сказанию, герой былин Добрыня Никитич смог победить Змея Тугарина только с помощью заговорённого меча. Это случилось 19 июля 1096 года под Переяславлем, где объединёнными дружинами русских княжеств было нанесено серьёзное поражение сильному половецкому войску, а его предводитель хан Тугоркан (Тугарин Змиевич) был убит.
Другой не менее известный факт обладания раритетным оружием представлен в « Повести о житиях святых Петра и Февронии Муромских». По преданиям к жене тогдашнего правителя Мурома князя Павла под видом законного супруга начал приходить некий Змей «для склонения ея во блуд. И змии же осиле над нею». Однако жена, которую Змей взял силой, все рассказала мужу и вызнала, что смерть Змею предначертана «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Петра нашли быстро, это был шестнадцатилетний брат правящего князя. Разумеется, Пётр сразу решил помочь родственнику, но ему было неизвестно что это за Агриков меч и где можно его взять. Однажды, как гласит сказание, Пётр пришёл в Воздвиженскую церковь, в которой ему явился некий юноша и указал место, где лежит меч. Когда настал момент битвы, от удара волшебным клинком Змей потерял ложный облик, принял свой настоящий вид, «и нача трепетатися, и бысть мертвъ». В «Житии» ничего не говорится о боевых навыках Петра. Меч без усилий со стороны Петра оказывается у него, и сам, по сути, с одного удара разит Змея.

Сказ о забытом полку Коловратовом
Пётр и Феврония

Не стоит забывать, что позиции христианства в северо-восточной Руси в 12 веке были весьма шатки, поэтому скорее всего сего здесь под Змеем подразумевались жрецы старой, языческой веры, пытавшиеся ввести «во блуд», то есть возвратить к язычеству, правящий Муромский дом, но были повержены некогда принадлежащим им оружием. Однако владение Агриковым мечом не принесло муромскому княжичу счастья. Пётр тяжело заболел, всё его тело покрылось язвами и струпьями, и он дошёл до такого состояния, что не мог самостоятельно передвигаться. О дальнейших событиях в житиях говорится так: «Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его».

Дальнейшее хорошо известно: после некоторых затруднений Пётр и Феврония стали мужем и женой. День памяти благоверных, отмечаемый 8 июля, стал в современной России праздником – Днём семьи, любви и верности. О судьбе Агрикова меча в «Повести» не сказано ничего, но вряд ли Пётр смог расстаться с чудо — оружием. Сыновей у него не было, поэтому он мог передать по наследству артефакт своей дочери, вышедшей замуж за правителя нынешнего города Юрьев-Польского. Князь также мог просто спрятать оружие или, что более вероятно, отдать на хранение наследникам языческого прошлого княжества — волхвам, законным владельцам меча. Не стоит забывать, что Феврония, обладавшая способностями недоступными простому человеку, вполне могла быть выходцем из их среды и подтолкнуть своего супруга на такое действие.

В наступившие тяжёлые времена волхвы передали Агриков меч тому, кто был достоин им владеть и добровольно пожертвовать жизнью для защиты родной земли. И не найти было лучшей кандидатуры для подвига, чем Евпатий, сын Льва, рязанский боярин по прозвищу Коловрат.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары, точно пьяные или безумные. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. Почудилось татарам, что мертвые восстали….». Не помогли захватчикам, соприкоснувшимся с мощью Агрикова меча и ставших «пьяными или безумными», ни маневренность их лёгкой конницы, ни чудовищная меткость и скорострельность их луков, ни мощь атаки отборных ханских багатуров. Только забросав горстку героев тяжёлыми камнями с безопасного расстояния, враги смогли одолеть полк Коловратов. Видимо ту настойчивость, с которой монголы пытались истребить маленький русский отряд, можно объяснить желанием Батыя заполучить древний артефакт. Дальнейшая судьба Агрикова меча неизвестна. Надеюсь, что в будущем историки и краеведы отыщут следы уникального клинка, ведь такое оружие никогда не исчезет навечно.

В наши дни многие выражают сомнение: «А был ли на самом деле такой человек, Евпатий Львович Коловрат?» На мой взгляд, задавать подобные вопросы могут лишь люди, для которых патриотизм лишь пустой звук, так как мужество и любовь к Родине давно обессмертили рязанского героя. Кроме того, имя Евпатия Коловрата нашло отражение не только в былинах и изустных преданиях, но и в летописях. Сомнения в героическом эпосе и именах связанных с ним, это сомнение в самой истории, истории не книжной, а подлинной, написанной кровью и мужеством русского народа.

Евпатий Коловрат

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

Даты жизни: 1200 – январь 1238

      Рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем»

       Наиболее горестная пора в истории нашего Отечества выпадает на XIII столетие. Русская земля тогда была разделена на множество княжеств, нередко враждовавших между собой. Отсутствие политического единства Руси приводило к распыленности вооруженных сил, несогласованности действий правителей различных земель. Этим воспользовались неприятели и почти одновременно, в середине XIII века, началось наступление на Русь с востока и Запада.
        Особенно опасный враг появился на восточных рубежах. Многочисленные татаро-монгольские полчища, возглавляемые внуком Чингисхана, Батыем, двинулись против половцев, Волжской Булгарии, Руси, Польши, Чехии, Венгрии…
        Трагические события 1237-1241 годов явили немало примеров мужества и самоотверженности наших предков. Никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Во всех русских княжествах отвечали решительным отказом на предложение признать рабскую зависимость от монголов.
            Немеркнущей славой овеяны подвиги защитников Козельска и Киева, рязанского богатыря Евпатия Коловрата.
           Евпатий Коловрат, легендарный русский богатырь, боровшийся против татаро-монгольских завоевателей в XIII веке.
      О борьбе рязанского «вельможи» Евпатии Коловрате и его «полка» (численностью в 1700 чел.) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (1-я половина 14в.),в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса. «Повесть…» прославляет силу, отвагу и патриотизм Евпатия Коловрата и его сподвижников («Храбров»). В некоторых списках «Повести» указывается отчество Евпатия Коловрата — Львович.

Битва Евпатия Коловрата с Батыем

Было все: грады порушились,
Всюду — лишь цокот подков
Шли непокорные русичи
В лес от лихих степняков.
Иг. Кобзев «Радонеж»

         По свидетельству летописцев, один из рязанских князей — Ингвар Ингварович с боярином Евпатием Коловратом в это время находился в Чернигове. Узнав о страшной гибели Рязани они сразу же поспешили домой. Страшная картина открылась перед ними. Там, где на высоком берегу Оки еще недавно красовался нарядный город, они увидели засыпанные снегом развалины, горы трупов и пепелищ. Убитые князья, воеводы, тысячи воинов, женщины, дети, старики, занесенные снегом, лежали на мерзлой земле. Все выжег, все сравнял бушевавший здесь огонь татарского разгрома! Казалось, ничего живого не осталось в разоренной Рязани, некого звать на битву с врагом.
         Но вот ударил вечевой колокол, поднятый из пепла дружинниками Евпатия Коловрата. Медный гул пронесся над опустошенным городом, над спаленными ближними городскими посадами. И… вдруг неожиданно из черного погреба, из под обгорелых обломков показался человек. Он поднялся и, закрывая глаза от солнца, смотрел в ту сторону, где звучал вечевой колокол. За ним появился другой, третий… Отовсюду из темных дыр, из-под избищ, незаметных тайников и под клетий вылезали замученные, выпачканные в саже и пыли ратники, старики, женщины, дети…
        Мертвый город ожил. Люди прыгали с груды на груду, спотыкались, падали и снова вставали. Их было немного, но все же это были рязанцы.
       Вдали, на снежных полях вокруг города, показались черные точки. Долго прятавшиеся люди торопились к развалинам и, куда звал их знакомый призывный звон вечевника.
       По призыву Евпатия Коловрата поднимались русские люди, шли на неравный бой с врагом. И уже «пронеслась по русской земле молва, будто на безлюдных развалинах сожженной Рязани упавшие колокола сгоревших церквей сами зазвонили… Говорили, что вечевой колокол вдруг поднялся из пепелища, повис в воздухе и загудел, сзывая рязанцев на борьбу с врагом…»
        И всколыхнулась разгромленная Русь. Укрывавшиеся в лесах мужики собирались в отряды и примыкали к Евпатию Коловрату –знающему лесные тропы, ходы и выходы.
        Его отряды уже не раз нападали на монгольские разъезды уничтожали целые отряды сильных супостатов. Пахари и охотники… поспешно привязывали подтужинами к дреколью ножи и обломки кос, точили на черном камне копья и рогатины и, засунув за пояс топор, направлялись на перекресток дорог разыскивать дружины Евпатия.
       Запорошенные снегом, опираясь на шестопёры, копья и секиры, они сурово и спокойно слушали Коловрата. Их потемневшие от времени и непогоды полушубки и рыжие армяки, опоясанные узким ремнем с ножом в деревянных ножнах, их лапти и шерстяные онучи, обвитые до колен и затянутые лыковыми бечевками, — все это говорило о скудной жизни, повседневной тяжелой работе. И вот эти люди встали на защиту своей семьи и готовы отдать жизнь, только бы не допустить врага к оставшимся позади родным избам.
           Непрерывно пополняясь и множась рать Коловрата шла за монголо-татарами, нанося им беспощадные удары.
         На суздальской земле Евпатий внезапно напал на батыевы станы. Летописец рассказывает, что «начали воины Евпатия сечь врага без милости, и смешались все полки татарские, и стали татары словно пьяные и безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам же почудилось, что это мертвые восстали». Когда же схватили пять тяжелораненых воинов и привели к Батыю, то пораженный откуда-то взявшимся отрядом, какими-то бесстрашными воинами, тот спросил:
            — Какой вы веры и какой земли, и что мне много зла творите?
              Мужественные воины ответили:
         — Веры мы христаианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваровича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингвария Ингваровича Рязанского тебя, сильного царя, поптчевать, и с честью проводить, и честь тебе оказать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаши на великую рать татарскую.
      Батый очень удивился их смелому и мудрому ответу и послал сына своего шурина Хостоврула с большим войском на Евпатия. Хостоврул обещал привести Коловрата живым перед грозные очи Батыя.
         «И обступили Евпатия полки татарские, желая взять его живым. И съехались Хостоврул с Евпатием на поединок, и рассек Евпатий Хостоврулана полы, до седла, и многих батыевых богатырей или рассек на полы, или до седла разрубил. И содрогнулись татары, видя какой Евпатий могучий богатырь. Тогда навели камнебитные орудия и стали бить по нему, и наконец, убили Евпатия. Тело могучего Коловрата принесли Батыю, он же послал за мурзами, князьями и военачальниками. И сказали пришедшие своему повелителю:
           — Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко на конях бьются — один с тысячью, а два десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища.
               И глядя на тело Евпатия Батый сказал:
             — О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, много полков победил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего.
               «Батый отдал тело Евпатия людям, оставшимся из его дружины, велел их отпустить и ничем не вредить».
             Такова история подвига рязанского богатыря Евпатия Коловрата и его храброй дружины, поведанная древней воинской повестью.
           А что же князь Ингвар! Собрав иереев, чудом спасшихся в лесах, с горестным песнопением предал земле всех мертвых. Затем, собрав небольшую дружину пошел к реке Воронеж, на то место, где был убит князь Федор Юрьевич, нашел его тело, приложил к иконе великого чудотворца Николы Корсунского и привез в Рязань. Над могилой князя Федора, его жены Евпраксиии их сына Ивана поставил каменные кресты, ныне на этом месте, на берегу реки Осётра стоит церковь Николая Зарасского (убиенного).

Калюжная, А.Д. Занимательные страницы истории Отечества. – СПб.: Тригон, 2001.– 496 с.

Сурмина, И.О. Самые знаменитые герои России. – М., 2002. – 427 с.

 

 

Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига — Блоги — Эхо Москвы, 13.12.2017

2017-12-13T16:07:00+03:00

2017-12-13T16:05:35+03:00

https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2110002-echo/

https://echo.msk.ru/files/2863216.jpg

Радиостанция «Эхо Москвы»

https://echo.msk.ru//i/logo.png

Diletant.media

https://echo.msk.ru/files/2443234.jpg

16:07 , 13 декабря 2017


Легенда об одном из наиболее популяризированных героев древнерусской истории содержится в списках «Повести о разорении Рязани Батыем», посвященной событиям начинающегося монголо-татарского нашествия. Стремительное вторжение неприятеля на территории раздробленных русских княжеств воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Древняя летопись представляет собой уникальный образец трактовки исторического материала в соответствии с определенной этической и идеологической позицией. Действия рязанских князей подчинены идеальному представлению автора о том, как необходимо сражаться за Русь: «русское понятие о храбрости — это удаль, храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте». Монголо-татары стали победителями не потому, что есть побежденные, а потому, что их противников не осталось в живых. Так создается мрачная картина апокалипсиса с ее ключевым образом — «единой смертной чаши», испить из которой предстоит всем без исключения.

Говоря о личности легендарного рязанского героя, нельзя не вспомнить и других не менее значимых персонажей древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», героические образы которых легли в основу канонической модели поведения настоящего патриота своего отечества. Эти бесстрашные князья и отважные богатыри не уповают на тяжесть своего положения и несправедливость всеобщего миропорядка, они не выражают публично своего личного горя, отправляясь на верную гибель. Так, молодой князь — Федор Юрьевич, по приказу своего отца Юрия Ингваревича, отправляется в стан «безбожного, лживого и немилосердного» царя Батыя, чтобы попытаться остановить кровопролитие и подписать мирный договор. Однако, переговоры заканчиваются трагично: Батый «распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». На что православный князь парирует врагу-иноверцу: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь…». Подобно первым русским святым Борису и Глебу, юный князь Федор Юрьевич принимает мученическую смерть за свои убеждения, которые он не может предать.

В сражении за Рязань отличился и другой князь — Олег Ингваревич, которого захватили в плен «безбожные татары» «столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран». На этот раз проверку проходит серьезность религиозных убеждений героя: монголо-татары пытаются склонить его принять их веру, но «князь Олег Инваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части». Однако, судьба решила спасти героя от верной гибели: Олег был «пощажен ради редкой его красоты» и отпущен на рязанское княжение после 14 лет проведенных в плену лишь в 1252 году. Через шесть лет, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег, как и подобает каноническому русскому подвижнику, принял торжественную клятву — схиму — под именем Космы.

Образ Евпатия Коловрата, по сути, воплощает собой традиционную фигуру русского богатыря, защитника отечества, отважного воина, обладающего сверхъестественными способностями. Преданности и силе одного из наиболее знатных рязанских бояр удивился и сам Батый, увидевший мертвое тело Евпатия после неравной битвы: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». После вторжения монголо-татар в Рязанское княжество и дальнейшего его разорения, Евпатий Коловрат — рязанский воевода, будучи в Чернигове с одним из местных князей Ингваром Ингваревичем узнает о страшных событиях, донесенных ему послами, и тут же устремляется в Рязань. Собрав в уже разоренной Рязани около 1700 воинов (численность согласно «Повести»), Евпатий решается догнать войско Батыево. Настигнув его в Суздальских землях, молниеносно бьет ничего не ожидавшего врага. Батый в отместку посылает против Евпатия войско во главе с богатырем Хостоврулом, сыном своего шурина. И на сей раз войско монголо-татар одержало верх, однако с большими потерями и только после применения тяжелых осадных орудий. В ходе сражения пал на поле битвы и Хостоврул, сраженный в очном поединке с Евпатием Коловратом. Хан Батый похвалил сраженного врага и приказал отпустить оставшихся в живых русских воинов. После этого дружинники доставили тело Коловрата в Рязань, где его захоронили со всеми почестями в январе 1238 года.

Со временем Евпатию Коловрату были приписаны другие фантастические подвиги, снискавшие ему славу русского богатыря, образ которого оброс новыми несуществующими деталями. Кстати, Коловрат вовсе не фамилия, как многие думают, — по отцу он был Львовичем. В то время на Руси еще не было фамилий как таковых, а были вторые имена или прозвища. Коловрат означает нечто обращающееся или поворачивающееся, что вполне соответствует воинственному образу носителя прозвища. Некоторые ученые полагают, что наименование «Коловрат» происходит от древнеславянского символа света, локальная форма свастики, однако научно это не подтверждено. Битва в Суздальских землях в монгольских источниках никак не упоминается — для них это сражение было рядовым конфликтом, тогда как в древнерусских летописях и авторских версиях отечественной истории преподносится не иначе как момент гибели русской государственности. Подчинив себе северные русские княжества, хан Батый в короткие сроки и с минимальными потерями завоевал центральные русские земли, — с этого момента началась другая история нашей страны.


Читайте также:
Экспедиции Абеля Тасмана
Крестьянин на римском троне: Веспасиан, разгромивший восстание иудеев
История одного дезертира: американского военного 40 лет удерживали в Пхеньяне
Карьера при Ким Ир Сене: добейся успеха при диктаторе!

существовал ли былинный герой на самом деле — Рамблер/субботний

Евпатий Коловрат — русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники — князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других — воеводой.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника — тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами — уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула — брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие — по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала — значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: „О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего“.

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы

Часто возникает вопрос — был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат — славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям „правильные“ имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий — видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой — Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат — это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Ложь о Евпатии Коловрате — Боец последней сотни — LiveJournal

Написать данный пост меня побудили восторженные шапкозакидательские посты о фильме «Легенда о Коловрате» от разных людей, в той или иной мере относящих себя к православно-патриотическому лагерю.

Казалось бы, сама русская история подкинула нам уникальный сюжет, превосходящий по содержанию самые лучшие творения голливудских сценаристов, но результат плачевен — от легенды о Евпатии Коловрате в фильме осталось лишь название. Мало того, современная молодёжь, посмотрев это компьютерное фэнтези, будет думать, что Евпатий и был таким, как показано в фильме —  маленьким наивным мужичком, больным амнезией.

Я не буду описывать содержание фильма, предлагаю прочитать его здесь:

Я напишу о том, чего в фильме нет:

1. Нет беспримерного марша Евпатия из Чернигова по заснеженным рекам на помощь своей родной Рязани. Сам по себе это уже подвиг. Он прошел по зимним дорогам более 1000 километров и догнал врага.

Вместо этого авторы фильма сначала отправляют Евпатия к самому Батыю, который (полный идиот) вешает ему на шею в ответ на оскорбление охранную грамоту, а затем в пещеру к отшельнику с огромным медведем, пожирающим исключительно нерусских.

2. Не показана трагичная судьба рязанского посольства в ставку Батыя, которое приложило все усилия к достижению мира. Оно не смогло достичь его только потому, что мира не хотел сам Батый.

Вместо этого русские сами провоцируют своей дерзостью Батыя, да еще и ухитряются убежать из татарского лагеря силой. Причем в отличие от татар они ухитрились проспать в снежной буре штурм Рязани, продолжавшийся 5 дней. Помимо этого Коловрат бросает князя на растерзание татарам, что было немыслимо для русского героя того времени.

3. Нет битвы рязанского войска с татарами после уничтожения посольства. Сама по себе данная битва согласно преданию являет собой образец мужества, поскольку силы были явно неравные. Сложно сказать, насколько трагичной была бы оборона Рязани, останься войско внутри стен, ведь по словам летописца Рязань была взята потому, что защитники не имели смены в отличие от татар, штурмовавших город непрерывно днём и ночью, меняя тумены.

Вместо этого показано как Батый за одну ночь уничтожает один из крупнейших русских городов вместе в войском и жителями. Причем русские буквально проспали приближение огромного войска к стенам столицы княжества. Мало того, они трусливо боятся приближения к крепостным стенам горстки русских воинов, приняв их за татар, а узнав о приближении татарского войска и вовсе предаются панике.

4. Не показан истинный образ Евпатия — уникального воина огромной силы и роста, способного разрубать лучших татарских воинов до седла в их прекрасных кафтанах-доспехах. Евпатий и его чудо-богатыри внушили страх войску отъявленных отборных профессиональных международных бандитов-кочевников.

Сам Евпатий из фильма — это мужичок небольшого роста, страдающий амнезией, а страх он и его спутники могут внушить татарам лишь перемазав свои рожи фосфорной краской.

5. Нет войны, которую вел Евпатий с Батыем. Это была именно война, поскольку она включала в себя несколько сражений с различными подразделениями татарского войска.

Вместо отряда в 1700 чудо-богатырей создатели фильма нам показывают горстку придурков во главе с психбольным, которая способна лишь отравить воду в реке, или прикрыть отход десятка детей с женщиной. Причем нарисовать орду татар на компьютере у них денег и ума хватило, а русская дружина, видимо, этого не заслужила.

6. Не показан истинный облик татар — прекрасных воинов того времени, но при этом людей жестоких, живших по языческим обычаям.

Вместо этого Батый выступает каким-то педерастом, расхаживающим в шелковом халате с драконом на заднице и живущим в шелковом шатре. При этом покоритель Руси проглатывает оскорбления, истерит и ходит инкогнито по своему лагерю, подслушивая чужие разговоры. Такой человек никогда бы не смог завоевать чудо-богатырей, а только придурков, прячущихся за деревянными избами.

7. И, наконец, не показано, во имя чего сражался Евпатий (ради чего вообще фильм)! Евпатий вел свою партизанскую войну с целью ослабления войска Батыя, чтобы это войско не могло причинить большого урона русской земле, и только во вторую очередь он мстил за Рязань. Это был первый известный лидер русских партизан, который спасал другие жизни и другие города. И во многом благодаря ему у татар просто не осталось сил и времени для похода на Новгород. Вот в чём смысл его подвига! Он задолго до объединения русских земель предвидел важность русского единства и, сам будучи рязанцем, умирал за Владимир и Новгород. И поэтому легенда о нём так жива в народной памяти.

По фильму получается, что Евпатий хотел развернуть войско Батыя к определенному месту, где должна была собраться рать с разных городов и разгромить его. Батый предстаёт полным идиотом, разворачивая свою грозную армию для поимки 30 русских придурков. Весь смысл подвига Евпатия по фильму в этом развороте и в желании поскорее помереть.

Не хочу комментировать всякие мелкие ляпы, о которых хорошо написано здесь, считаю, что подобные киноподелки наряду с «Викингом» и т.п. наносят большой вред русской истории и русскому самосознанию, и призваны извратить народную память. Остается надеяться на то, что большинство недовольных фильмом зрителей (а мнения о нём разделились буквально 50 на 50) снова перечитают повесть о разорении Рязани Батыем, и прочитают её своим детям, а также пояснят им, что русские люди того времени были не теми трусливыми и блудливыми придурками, как показано в «Легенде о Коловрате», а на самом деле:

1. Все погибли до единого вместе с женщинами и детьми, не сдавшись в плен, и не дав Батыю ни пристанища, ни полона, ни дани.

2. Были людьми глубоко верующими и высоконравственными.

3. Обладали уникальным воинским искусством, которое можно было одолеть только многократным численным превосходством.

Потому как пишет об этих людях летописец:

«Были они из поколения в поколение христолюбивые, братолюбивые, лицом красивы, очами светлы, взором грозны, выше меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пиры быстры, до господских потех охотны, ратному делу очень искусны, к братьям своим и к их послам величавы.

Имея мужественный ум, в правде-истине пребывая, чистоту душевную и телесную без порока сохраняли. Святого корня побеги и Богом насажденного сада цветы прекрасные, воспитаны были в благочестии со всяческим духовным наставлением. От самых пелен Бога возлюбили, о церквах Божиих много пеклись. Пустых бесед не творя, опозоривших себя людей избегая, с добрыми всегда беседовали, и Божественное писание всегда с умилением слушали.

Воинам в битвах ужасными казались, многих врагов, поднявшихся против них, побеждали и во всех странах славное имя имели. Греческих царей очень любили, и дары многие от них получали.

После брака жили воздержанно, ища спасения души. С чистой совестью, силой и разумом правили земным царством, приближаясь к небесному. Не потакая плоти, соблюдали тело свое после брака греху не причастным. Имея сан государей, в посте и молитве были прилежны и несли крест свой на плечах своих. Честь и славу от всего мира принимали. А святые дни святого поста честно соблюдали, и во все посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн.

И по правой вере многие деяния и победы показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. И отчину свою от врагов хранили неустанно. И милостыню давали неоскудевающую, и своей лаской многих из неверных повелителей, детей их и братьев привлекали к себе, и обращали в истинную веру!»

И последнее.

Фильм не показал главное — трагедию кончины прежней домонгольской Руси, выразившуюся в истреблении огромного числа жителей и подчинении её под власть жестоких ханов.
«О земля-земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот, или как опишу его — тогда погибло столько государей и много узорочья рязанского войска — храбрых удальцов. Ни один из них не вернулся назад, но все равно погибли и одну на всех чашу смертную испили. И сейчас в горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор туманится, мужество теряется!»

Если авторы фильма снимали его для юного поколения, то почему они извратили нашу историю, почему они этим фильмом унизили нас, русских, и нашего героя?! Не для того ли, чтобы наши дети никогда не смогли стать настоящими Евпатиями?…..

А ведь Евпатии очень нужны нам сейчас. Ведь именно сейчас по Руси-Матушке расхаживает международная масонско-либеральная орда, высасывая из неё ресурсы и порабощая нашу молодёжь виртуальным рабством, а взрослое население финансовым.

ИМХО.

Заглавное фото отсюда:

Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига – статьи

Легенда об одном из наиболее популяризированных героев древнерусской истории содержится в списках «Повести о разорении Рязани Батыем», посвященной событиям начинающегося монголо-татарского нашествия. Стремительное вторжение неприятеля на территории раздробленных русских княжеств воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Древняя летопись представляет собой уникальный образец трактовки исторического материала в соответствии с определенной этической и идеологической позицией. Действия рязанских князей подчинены идеальному представлению автора о том, как необходимо сражаться за Русь: «русское понятие о храбрости — это удаль, храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте». Так создается мрачная картина апокалипсиса с ее ключевым образом — «единой смертной чаши», испить из которой предстоит всем без исключения.

Говоря о личности легендарного рязанского героя, нельзя не вспомнить и других не менее значимых персонажей древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», героические образы которых легли в основу канонической модели поведения настоящего патриота своего отечества. Эти бесстрашные князья и отважные богатыри не уповают на тяжесть своего положения и несправедливость всеобщего миропорядка, они не выражают публично своего личного горя, отправляясь на верную гибель.

Так, молодой князь — Федор Юрьевич, по приказу своего отца Юрия Ингваревича, отправляется в стан «безбожного, лживого и немилосердного» царя Батыя, чтобы попытаться остановить кровопролитие и подписать мирный договор. Однако переговоры заканчиваются трагично: Батый «распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». На что православный князь парирует врагу-иноверцу: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь…». Подобно первым русским святым Борису и Глебу, юный князь Федор Юрьевич принимает мученическую смерть за свои убеждения, которые он не может предать.

Рязань.jpg

Рязань. (wikipedia.org)

В сражении за Рязань отличился и другой князь — Олег Ингваревич, которого захватили в плен «безбожные татары» «столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран». На этот раз проверку проходит серьезность религиозных убеждений героя: монголо-татары пытаются склонить его принять их веру, но «князь Олег Инваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части». Однако судьба решила спасти героя от верной гибели: Олег был «пощажен ради редкой его красоты» и отпущен на рязанское княжение после 14 лет проведенных в плену лишь в 1252 году. Через шесть лет, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег, как и подобает каноническому русскому подвижнику, принял торжественную клятву — схиму — под именем Космы.

Евпатий Коловрат.jpg

Евпатий Коловрат. (wikipedia.org)

Образ Евпатия Коловрата, по сути, воплощает собой традиционную фигуру русского богатыря, защитника отечества, отважного воина, обладающего сверхъестественными способностями. Преданности и силе одного из наиболее знатных рязанских бояр удивился и сам Батый, увидевший мертвое тело Евпатия после неравной битвы: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего».

После вторжения монголо-татар в Рязанское княжество и дальнейшего его разорения, Евпатий Коловрат — рязанский воевода, будучи в Чернигове с одним из местных князей Ингваром Ингваревичем узнает о страшных событиях, донесенных ему послами, и тут же устремляется в Рязань. Собрав в уже разоренной Рязани около 1700 воинов (численность согласно «Повести»), Евпатий решается догнать войско Батыево. Настигнув его в Суздальских землях, молниеносно бьет ничего не ожидавшего врага. Батый в отместку посылает против Евпатия войско во главе с богатырем Хостоврулом, сыном своего шурина. И на сей раз войско монголо-татар одержало верх, однако с большими потерями и только после применения тяжелых осадных орудий. В ходе сражения пал на поле битвы и Хостоврул, сраженный в очном поединке с Евпатием Коловратом. Хан Батый похвалил сраженного врага и приказал отпустить оставшихся в живых русских воинов. После этого дружинники доставили тело Коловрата в Рязань, где его захоронили со всеми почестями в январе 1238 года.

Евпатий Коловрат.jpg

Евпатий Коловрат. (wikipedia.org)

Со временем Евпатию Коловрату были приписаны другие фантастические подвиги, снискавшие ему славу русского богатыря, образ которого оброс новыми несуществующими деталями. Кстати, Коловрат вовсе не фамилия, как многие думают, — по отцу он был Львовичем. В то время на Руси еще не было фамилий как таковых, а были вторые имена или прозвища. Коловрат означает нечто обращающееся или поворачивающееся, что вполне соответствует воинственному образу носителя прозвища.

Некоторые ученые полагают, что наименование «Коловрат» происходит от древнеславянского символа света, локальной формы свастики, однако научно это не подтверждено. Битва в Суздальских землях в монгольских источниках никак не упоминается — для них это сражение было рядовым конфликтом, тогда как в древнерусских летописях и авторских версиях отечественной истории преподносится не иначе как момент гибели русской государственности. Подчинив себе северные русские княжества, хан Батый в короткие сроки и с минимальными потерями завоевал центральные русские земли, — с этого момента началась другая история нашей страны.

Евпатий Коловрат. Сколько бойцов было у Евпатия и сколько монголо-татар он убил?

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий? Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов. В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному, но в большинстве источников указывается цифра 1700 человек) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю. Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, — Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался. В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *