Царь колокол где стоит – Царь-пушка и Царь-колокол в Москве на Ивановской площади в Кремле — История Царь-пушки и Царь-колокола — Где находятся Царь-колокола. Где находятся Цаятся Царь-пушка и Царь-колокол и Царь-пушка

Не слышали звон, но знаем, где он

Давайте уточним для начала: храмовый колокол — это прежде всего музыкальный инструмент. И только потом произведение искусства. Об этом в свое время мы беседовали с Инной Костиной, заведующей сектором русского художественного металла и хранителем музейных колоколов Московского Кремля. Посетовали согласно: как жаль, что такая судьба выпала этому замечательному творению наших мастеров-литейщиков…

И тогда я узнал, что у нашего Царь-колокола были прямые предки — «отец» и даже «дед», погибшие во время пожаров. Но плоть отца-колокола дала жизнь вот этому, нашему теперь уже Царь-колоколу: Анна Иоанновна приказала отлить из этих останков новый колокол весом — размахнись рука! — тысяч на девять пудов! Такой, чтобы ни в одной зарубежной земле ничего подобного не было!

Иван Федоров сын Маторин и его сын Михаил отливали Царь-колокол по модели, сделанной чудодеем известным — ваятелем Федором Медведевым.

Сделали!

Только и тут наследственный рок настиг творение мастеров: откололся этот злосчастный кусок, который и посейчас рядом содержится, а как случилась такая беда, вот же что удивительно, только предположения на сей счет остались. Преобладает же вот что: в конце мая 1737 года разразился в Москве новый пожар и деревянный сарай, сооруженный над ямой с колоколом, вспыхнул факелом. Горящие бревна на колокол стали рушиться… Народ воодушевленно кинулся спасать любимое детище — таскал ведра с водой и щедро поливал, а колокол уже раскалился, и поливать его нельзя было ни в коем случае. Вот этот кусище и отломился сам по себе.

Конечно, многажды выплывала мысль приварить отпавший кусок, только пришлось оставить ее: кусок не соответствует месту, из которого вывалился: само время пообточило-пообтесало его, металл обильно выкрошился, а точно такой состав поди попробуй подбери… Вот и решили оставить Царь-колокол в таком состоянии, в каком он пребывает. Только пришлось его в самое недавнее время заботливо очищать от пыли веков, от наслоений, налетов времени, скрывавших тонкий замысловатый рельеф с фундаментом.

Царь-пушка и Царь-колокол в Москве на Ивановской площади в Кремле — История Царь-пушки и Царь-колокола — Где находятся Царь-колокола. Где находятся Цаятся Царь-пушка и Царь-колокол и Царь-пушка

Часть 1 — Территория Кремля.

Часть 2. Царь-пушка и Царь-колокол

Пройдём ещё немного выше, к Ивановской площади. Здесь находится знаменитая Царь-пушка. Она установлена на лафете, а возле неё лежат ядра. Но, не думайте, этими ядрами и с этого лафета Царь-пушка стрелять не может, и не смогла бы никогда. Царь-пушка – это вообще-то не пушка как таковая, а бомбарда. Бомбарды стреляли большими глыбами камней и предназначались для разбивания стен крепостей во время их осады. Царь-пушка также предназначалась для стрельбы камнями весом до 800кг. Чтобы зарядить подобную бомбарду требовались сутки, а чтобы выстрелить строили специальные стены для погашения отката. При чём выстрелить тоже надо было уметь. Это не как в кино, когда подносят факел к запальному отверстию пушки – бабах, и ядро полетело. Нет, тут всё не так просто. Нужно было взять шнур, пропитанный специальным горючим составом, аккуратно воткнуть его в запальник, поджечь и быстро бежать в ближайший окоп. Случалось, что бомбарды взрывались, забирая с собой на тот свет не очень шустрых пушкарей.

Царь пушка на Ивановской площади

Царь-пушка была отлита в 1586 году нашим мастером Чоховым Андреем. Её длина – 5.35 м, диаметр ствола – 120 см, калибр – 890 мм, вес – 39.31 т. (2400 пудов). Так почему же пушку назвали Царь – пушкой. Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая — из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей — Фёдора Ивановича верхом на коне. Историки склоняются больше ко второй версии, т.к. существует пушка размерами и калибром больше нашей – турки отлили.

Давно считалось, что Царь-пушка никогда не участвовала в боях и из неё ни разу не стреляли, т.к. к тому времени, когда её отлили, пользоваться бомбардами практически перестали. Но в 1980 г. во время ремонта в Серпухове выяснили, что, по крайней мере, один раз из Царь-пушки стреляли. Поэтому когда говорят, что в России есть Царь-колокол, который никогда не звонил и Царь-пушка, которая никогда не стреляла, то глубоко ошибаются. Как минимум один выстрел, но Царь-пушка произвела.

Царь колокол на Ивановской площади

Кстати насчёт Царь-колокола. Он тоже здесь на Ивановской площади неподалёку от Царь-пушки. У Царь-колокола трагическая история. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок, весом в 11.5 тонн. И даже если его сейчас поставить на место и закрепить, то звон будет не такой, как если бы он изначально был цельнолитой.

Надо сказать, что это не первый колокол на Руси с именем Царь. Первый

Царь-колокол был отлит ещё в 1600 г. Весом он был 2450 пудов (около 40 т.). Но во время пожара в середине 17 в. он упал с колокольни, на которой висел и разбился. В 1652 году из разбившегося «Царя» отлили новый колокол весом уже 8000 пудов, т.е. больше 130 т. Колокол был водружён на звонницу рядом с колокольней Ивана Великого. Этот колокол просуществовал до 1654 г.. На Рождество, когда били во все колокола, Царь-колокол разбился. Видать, кто-то чересчур усердно в него звонил:-). В следующем 1655 году Царь-колокол вновь перелили, и он ещё прибавил в весе. Новый Царь весил около 10 000 пудов (более 160 т.). Через 3 года (чем занимались всё это время?) его  подняли в специально построенную звонницу на Соборной площади. И опять судьбу Царь-колокола решил пожар. В пожаре 19 июня 1701 г. сгорело большинство деревянных построек Кремля . Царь-колокол упал и разбился.

Царь колокол на Ивановской площади

В 1730 г. императрицей Анной Иоанновной был издан указ о создании нового колокола. 4 года разрабатывался и утверждался проект нового Царь-колокола. Но, когда дело дошло до отливки, начался пожар, а во время восстановительных работ умер главный мастер – Иван Моторин. Все дела по отливке колокола передали его сыну Михаилу. И, наконец, в 1735 г. 25 ноября Царь-колокол был отлит. Столько времени ушло на подготовительные работы, а сама отливка Царь-колокола заняла всего 1 час и 12 минут. После этого начались чеканные работы, но в 1737 г. в Кремле опять вспыхнул пожар. Люди, боясь, что колокол расплавится от высокой температуры, поливали его водой. От резкого изменения температуры Царь-колокол потрескался и от него отвалился кусок в 11.5 т. Это выяснилось только после пожара. Потрескавшийся и сломанный колокол стал никому не нужен и про него забыли на 100 лет. В 1819 г. после войны с французами во время восстановительных работ в Кремле Царь-колокол, наконец, подняли и установили на постамент. Высота Царь-колокола – 6.24 м., диаметр – 6.6 м., масса почти 200 тонн. На колоколе надпись, что отлит он был в 1733 г., хотя на самом деле это произошло только в 1735 г. Вот такая судьба у самого большого колокола в мире, все его беды были связаны в основном с пожарами. Сейчас он стоит на постаменте рядом с Колокольней Ивана Великого, к которой мы как раз и направляемся.

Царь-колокол

Знаменитый Царь-коло­кол предназначался для Ивановской звонницы. История его начинается со времен Бориса Годунова, повелевшего отлить колокол весом более чем в тысячу пудов и повесить на деревянном срубе. Однако в один из кремлевских пожаров деревянная звонница сго­рела, колокол упал и разбился. Алексей Михайлович приказал пере­лить его с большой добавкой металла, доведя вес до 8000 пудов, и поме­стить на Филаретову пристройку. Но царский благовестник повторил судьбу предшественника, разбившись при пожаре 1701 г.

В 1730 г. только что взошедшая на престол императрица Анна Иоанновна пожелала еще раз перелить обломки. Новый колокол должен был весить 13000 пудов (более 200 тонн). Отливка колокола та­кого размера представляла чрезвычайно сложную техническую зада­чу. Разрешить ее взялся мастер Иван Моторин. Прямо на площади ле­том 1734 г. начали устраивать печи. Первая отливка оказалась неудач­ной: печи прорвало, и металл ушел в землю, к тому же чуть было не начался пожар. Моторин начал подготовку ко второй отливке, но не успел завершить работу. Дело успешно продолжил его сын Михаил. Когда все сно­ва было готово к отливке, на площадь на всякий случай собрали 400 пожарных, и коломенский архиепископ Вениамин после молебна собст­венноручно затопил первую печь. 25 ноября 1735 г. литье было благо­получно закончено.

В целом декоративное убранство Царь-колокола — образец искусства барокко, в котором  нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора. Скульп­тор Ф. Медведев, некогда посланный Петром I для обучения в Вене­цию, украсил литейную форму множеством орнаментов, надписей и рельефными фигурами Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, ко­торые надо было очистить и прочеканить. Поэтому колокол так и оста­вался в яме, на решетчатом помосте, до 1737 г., когда в Кремле в оче­редной раз разбушевалась огненная стихия. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, а при тушении огня водой колокол не­равномерно охладился и треснул. Вначале его думали перелить, но по составленной смете расходы оказались больше, чем затратили на пер­воначальную отливку. Затем возник проект (правда, вряд ли осущест­вимый) припаять отколовшийся край, однако автор проекта, архитек­тор Форстенберг, умер от чумы 1770 г. Тем временем колокол продол­жал оставаться в яме. В 1821 г. по повеле­нию Александра I яму расчистили и спустили в нее лестницу для удоб­ства любителей достопримечательностей. На поверхность земли Царь-колокол извлекли только в 1836 г., водрузили на постамент и приварили сверху проушины-кронштейны, несущие державу с крес­том; механизмы для подъема колокола сконструировал строитель Исаакиевского собора в Петербурге, архитектор и инженер О. Монферран.

«Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее — о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела.»  И.Д. Костина. Колокола Московского Кремля. Москва, 2007

Текст и фотографии представлены историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»

Царь-пушка и Царь-колокол Московского Кремля ✮ Достопримечательности России 2019

  • Примечательные экспонаты Московского Кремля, памятники литейного и художественного ремесла, привлекающие внимание посетителей.
  • В XVIII веке русские мастера отлили самый большой в мире колокол, царь всех колоколов, весом около 200 тонн.
  • Бронзовая Царь-пушка с самым большим в мире калибром (890 мм) и весом почти 40 тонн была символом мощи средневекового города.

Оглавление

Царь-пушка и Царь-колокол — весьма примечательные экспонаты Московского Кремля. Ведь вместе они весят более 240 тонн! Оба они стоят рядом с колокольней Ивана Великого и сразу привлекают внимание посетителей. И хотя эти памятники широко известны прежде всего размерами, они не так просты, как кажется на первый взгляд.

Почему колокол?

115_image1_s115_image1_sРоссия славится колокольным звоном. Изначально колокола были придуманы, чтобы быстро передавать сообщения на большое расстояние — например, о пожаре или приближении врагов. Со временем звон в колокола и их отливка превратились в настоящее искусство. С их помощью стали собирать прихожан к богослужению, сопровождать колокольной мелодией церковные праздники. Между деревнями церкви могли перезваниваться друг с другом по цепочке. Вообще, в православном богослужении не принято использование музыкальных инструментов, и колоколам отводятся особая роль и место. В России часто встречаются храмы «кораблем» — когда колокольня и основная часть храма помещены на одной оси, или церкви «иже под колоколы» — когда колокола располагаются в барабане под куполом церкви. Особый вид колокольни был распространен в Пскове — это так называемая «псковская звонница», вариант подвешивания колоколов в плоский участок стены, выходящий за пределы основной части храма. И в XVIII веке русские мастера решили отлить самый большой колокол в мире — царя всех колоколов. Его высота — 6,24 м, вес — около 200 т.

Если бы Царь-колокол зазвонил — было бы слышно, без преувеличения, по всей Москве! Однако его голос так никогда и не был услышан. Самая распространенная версия гласит, что его повреждение случилось из-за пожара в Кремле в мае 1737 года. Основная форма была уже отлита, над колоколом трудились чеканщики, которые украшали его резьбой, текстом, орнаментами. Медный колокол отливался в огромной яме (10 м глубиной), выложенной кирпичом и укрепленной деревянными лесами. Эти деревянные конструкции и загорелись во время пожара. Испугавшись, что колокол упадет и расплавится в огне, сбежавшиеся москвичи начали поливать его водой. Резкий перепад температур привел к тому, что от колокола отвалился огромный кусок (11 тонн), а сам колокол сильно потрескался. По другой версии, колокол треснул еще в процессе изготовления, а кстати случившийся пожар помог скрыть это обстоятельство. Более ста лет колокол так и стоял в литейной яме, и только во второй четверти XIX века был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Почему пушка?

Пушка — оружие, являющееся символом мощи средневекового города. Царь-пушка, стоящая в Московском Кремле, имеет сЦарь-Пушка. ДеталиЦарь-Пушка. Деталиамый большой в мире калибр (890 мм). Она была отлита из бронзы в 1586 году на Пушечном дворе в Москве мастером Андреем Чоховым. Ее вес составляет почти 40 тонн, длина — более 5 метров.

Считается, что из Царь-пушки стреляли только один раз — прахом свергнутого царя Лжедмитрия. Существует и мнение, что Царь-пушка имела только декоративную функцию — устрашала иноземных послов, — а стрелять из нее было нельзя. Но эта версия маловероятна: в те времена не редкостью были нападения татар, а изготовление огромного бутафорского орудия было экономически неоправданным. Известно, что в XVII веке пушка располагалась на невысокой каменной постройке, напоминавшей трибуну, следы которой обнаружены археологами в южной части Красной площади. А в XVI веке Царь-пушка, вероятно, была установлена возле Лобного места на Красной площади, в направлении ведущего к татарской стороне Москворецкого моста.

А вот лафет и ядра у пушки точно не оригинальные — они сделаны в XIX веке. Ядрами стрелять нельзя, а что касается лафета, то неизвестно, нужен ли он вообще, потому что оружие такого типа — бомбарда — обычно неподвижно укреплялось в земле. У бомбард нет выпуклых цапф, на которые пушка кладется на лафет, и винграда — выступающего фигурного элемента, за который держались при спуске или подъеме орудия. В Кремле Царь-пушка оказалась при императоре Петре I, который хотел построить в там цейхгауз (арсенал) для хранения разных видов оружия.

Чем эти пушка и колокол знамениты?

123_image7_s123_image7_sНе только тем, что они хорошо сохранились и имеют гигантские размеры. Это памятники литейного и художественного ремесла. Оба украшены тщательно проработанными рельефами в виде орнаментов, картушей, розеток, завитков. Легко заметить на колоколе большие портреты двух государей — императрицы Анны Иоанновны, приказавшей отлить колокол, и царя Алексея Михайловича. В правление последнего был отлит более ранний колокол, из металла которого был перелит Царь-колокол. Есть здесь и надпись об истории колокола, и подпись мастеров Моториных. На Царь-пушке также можно найти надписи, прославляющие царя-заказчика Фёдора Иоанновича, и подпись мастера Андрея Чохова. 

А еще есть такие?

На протяжении XVI столетия в Москве не раз отливали колокола-гиганты, но почти все они либо падали с колоколен и разбивались, либо погибали во время многочисленных пожаров (если располагались в деревянных посЦарь-Колокол. НадписьЦарь-Колокол. Надписьтройках). Некоторые из них были отлиты Иваном Моториным — мастером, изготовившим сам Царь-колокол.

Подобное можно сказать и о Царь-пушке. Несколько похожих орудий отлил тот же мастер — Андрей Чохов. Кстати, оба мастера — и Моторин, и Чохов — умели отливать как колокола, так и артиллерийские орудия. Самая известная действующая поздняя копия Царь-пушки находится в Перми. Пушки, изготовленные Чоховым и в его мастерской, есть в музеях Московского Кремля и в Военно-историческом музее артиллерии в Санкт-Петербурге. Вскоре после отливки Царь-пушки произошла русско-шведская война (1590–1595 годы), и две пушки, созданные в мастерской Чохова, оказались захвачены и в наши дни хранятся в замке «Грипсхольм» в Швеции.
Во многих городах Европы подобные памятники артиллерии украшают центральные площади. Например, в Генте есть пушка «Безумная Маргарита», в Эдинбурге – «Монс Мэг».

© 2016-2020 moscovery.com Царь-Колокол. Надпись

Автор статьи:
Наталья Уварова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Как создавали царь-колокол? Сколько времени царь колокол провел под землей?

Фотография царь-колокол

«Царь-колол» — известный памятник литейного производства, построенный в 18-м веке. М. И. и И. Ф. Маторины – русские мастера, которые отливали памятник с 1733 по 1735 года. Произведение искусства установлено в Кремле в самом центре Москвы. В 1737 году во время пожара от памятника отпал кусок весом 11,5 т.

Техника литья подобных колоколов определялась с помощью уровня развития литейного искусства. И так было на протяжении нескольких веков. Раньше отливка колокола с оригинальной отделкой и мощнейшим звучанием была настоящим событием не только для создателей этого изобретения искусства, но и для обыкновенных жителей города. Мастера формировали большие колокола в ямах-формах, которые предназначались специально для отливки. Подобное устройство считалось одним из наиболее сложных этапов в плане подготовки, так как для него требовалось достаточно опыта и знаний. Заготовка необходимого количества металла – не менее важная часть этапа подготовки. Иногда процесс заготовки занимал целый год, в то время как отливка колокола – несколько часов.

26 июня 1730 года императрица Анна Иоанновна издала указ, где приказала отлить огромный колокол, который получил название «Царь-колол». Сначала для процесса отливки планировали пригласить Жерменю – мастера и члена Академии Наук из Парижа. Тем не менее, в результате отливкой занимался московский литейщик Иван Моторин, проживающий в Пушкарской слободе.

На тот момент литейщик уже имел огромный опыт отливки больших колоколов и орудий. Согласно историческим данным, как раз с двора Ивана Моторина в 1712 году забрали, привезли в Кремль и подняли на Царскую башню «Набатный колокол», которые весил более 2-х тонн.

Фотография яма-форма, для отливки царь-колокола колокола.

1731 год изменил ход истории, в частности, развитие литейного искусства, ведь именно в этом году Иван Моторин завершил составлять проект колокола. С местом определились довольно-таки быстро. В итоге для отливки колокола выбрали место в Московском Кремле – между колокольней Ивана Великого и Чудовым монастырем. Стены  «ямы-формы» были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. Затем установили глиняный «болван» на железную решетку. Он нужен был для того, чтобы определять внутренний объем тела колокола. После последнего этапа – этапа просушки – на «болване» выполнили глиняные формы будущего колокола.

Не имея разрешения из Петербурга, создатель исторического памятника начал сооружать четыре литейные печи, а также устройство для подъема кожуха. 26 ноября 1734 года после проведения торжественной службы в Успенском соборе затопили литейные печи с обломками ненужных и устаревших колоколов, после чего добавили новый металл, олово и красную медь.

Несмотря на это, уже через два дня – 28 ноября – две литейные печи вышли из строя. Есть информация о том, что раскалённый металл стал вытекать на землю. Чтобы исключить возможность повторной утраты металла, Иван Моторин решил отремонтировать печи, выпустив плавку через так званные «печуры», которые служили запасными.

В самом разгаре этого серьёзного и исторического процесса произошел взрыв, из-за которого практически все конструкции из дерева сгорели дотла. 19 августа этого же года, готовясь к новой отливке, скоропостижно скончался Иван Федорович, место которого вскоре занял его сын.

Третью отливку величественного колокола начали только через три месяца после этих печальных событий. Чтобы исключить возможность возникновения пожара, литейщики расставили более 400 человек с пожарными трубами вокруг печей. На протяжении одного часа и двенадцати минут продолжалась плавка колокола, который в скором станет настоящим творением искусства. В результате все прошло без непредвиденных ситуаций, мастера потрясающе справились со своей работой, предоставив жителям города возможность смотреться и любоваться немыслимым памятником, который навеки войдет в историю литейного искусства как самый огромный, тяжелый и оригинальный колокол.

25 ноября 1735 – день, когда завершилось изготовление фундаментального и огромного «Царь-колокола», который весит чуть больше 201 тонны. 

КАК СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ?

Если у вас возникли вопросы или вы хотите узнать цены, обращайтесь в отдел сбыта по телефону:

+7 (4842) 75-10-21 (многоканальный) 

или на e-mail: 

[email protected]

Профессиональные сотрудники предоставят Вам дополнительную информацию и помогут оформить заявку.

Отправляя заявку я даю свое согласие на обработку моих персональных данных


подать заявку на заказ

Подать заявку на заказ продукции

Возникли вопросы?
Свяжитесь с нами по телефону +7 (4842) 75-10-21

Удобнее связаться по электронной почте?
Напишите нам на [email protected]

Царь-колокол

Категория:
Достопримечательности Московского Кремля

Царь-колоколЦарь-колокол, одна из кремлевских диковин, стоит возле Ивановской колокольни на гранитном пьедестале. Размерами он превосходит все известные колокола в мире. Многие считают, что поэтому он так и называется. На самом деле царским или царь-колоколом на Руси называли тот, на котором были изображения царей.

Царь-колокол весит около 200 тонн. Высота — 6,14 метра. Окружность — 6,6 метра, толщина стен — 61 сантиметр. Осколок колокола весит около 11,5 тонны.

На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Над ними в круглых медальонах — изображения Спасителя, Богородицы, евангелистов и московских святых митрополитов — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. По бокам колокола — пространные надписи об истории его создания.

Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствовало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе в XVII веке.

Изображение Анны Ивановны с обратной стороны колокола еще более оправдано, поскольку в соседней надписи говорится, что колокол отлит в ее царствование в 7241 году от Сотворения Мира, или в 1733 году от Рождества Христова, весом в 10 000 пудов. В действительности и то и другое неверно, так как колокол был создан в 1735 году, а вес его на 2000 пудов больше. Несоответствие возникло из-за того, что надпись на кожухе для отливки сделали заранее, но с первого раза работа не удалась. Колокол перелили вторично через два года с добавлением веса, однако «свидетельство о рождении» осталось прежним.

Под изображением императрицы Анны Ивановны, на нижнем краю, стоит еще одна надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным». Декоративные украшения Царь-колокола создал скульптор Федор Медведев. После отливки их начали прочеканивать, но из-за пожара 1737
года закончить не успели. Поэтому часть изображений осталась необработанной.

На постаменте укреплена надпись, которая сообщает, что колокол находился в земле 103 года и был поставлен сюда 4 августа 1836 года по велению императора Николая I. В ней же повторена неточность относительно года отливки колокола.

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов. Состав сплава: меди — более 170 тонн (около 85%), олова — около 26,5 тонны (более 13%), серы — 2,5 тонны (более 1%), цинка, мышьяка и других примесей (золото и серебро) — около 2 тони (1%)

 

  1. Шар с золоченым крестом — держава, один из символов царской власти.
  2. Имена мастеров, отливших колокол 1735 году, — Иван и Михаил Моторины.
  3. Имена авторов литых изображений: скульптор Федор Медведев, мастера-чеканщики — Василий Кобелев и другие.
  4. Изображения царей.
  5. Изображения святых.
  6. Отколовшийся в результате пожара кусок весом 11,5 тонны.
  7. Восьмигранный постамент, выполненный по проекту Монферрана в 1836 году.
  8. Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

 

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.
Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола — язык длиной около 5 мВнутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.
Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.
Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на территории Московского Кремля

Царь-колокол в Кремле — история кратко о великом колоколе


 

Царь-колокол в Кремле — уникальное произведение литейного искусства. Это единственный колокол, не издавший за все время своего существования ни единого звука. Приведем в нашей статье его историю кратко, которая будет интересна и для детей, и для взрослых.

Царь-колокол в Кремле

История царь-колокола и его предшественников


Началась его история еще в 1600 году, когда по приказу Бориса Годунова русским мастером Иваном Чоховым был отлит огромный колокол, масса которого составляла около 40 тонн.

Бурло закрепили на деревянной колокольне, однако через некоторое время постройка пострадала при пожаре, а колокол разбился, упав с высоты.

Новый царь — Алексей Михайлович — также возжелал иметь в своем распоряжении необычный гигантский колокол.

Царь-колокол в Москве

 

Бронзовые осколки почившего звона собрали, добавили еще металла, и в 1652 году представили на суд правителя новое изделие, которое имело в диаметре более 5 метров и весило практически 130 тонн.

Создателями нового царь-колокола стали мастера отец и сын Даниловы.

Просуществовал этот экземпляр всего лишь два года и вскоре был разбит людской толпой во время Рождественских звонов.

Царь-колокол: история кратко для детей и взрослых

В 1650 году к остаткам предыдущего звона снова добавили металла и отлили изделие вновь.

Это детище мастера Александра Григорьева уже весило порядка 160 тонн, причем 4 из них приходилось на язык гиганта. Работа заняла почти 10 месяцев.

За это время на стенах царь-колокола появились гравюрные портреты царя и царицы, патриарха Никона и херувимов.

Этот шедевр просуществовал достаточно долго по сравнению со своими предшественниками, вплоть до 1701 года, когда в пожаре погибли все кремлевские деревянные строения. Не обошел стороной огонь и Царь-колокол.

Царь-колокол и его осколок на Ивановской площади

И вновь, в 1730 году теперь уже императрица Анна Иоановна приказала отлить новый звон, больше всех прежних. Выполнить задачу взялись мастера литейного дела Иван Моторин и его сын.

Работа проводилась в специально вырытой яме, оснащенной деревянными строительными лесами, и были завершены уже к 1735 году, но колокол так и оставался в земле. По мнению наших современников — специалистов литейного дела — именно тогда и произошел скол юбки колокола из-за нарушения технологии, что подтверждается многочисленными экспериментами.

Скорее всего, литейщики и ответственный люд не торопились поднимать колокол на поверхность, боясь гнева и наказания от императрицы.

Именно поэтому жива до сих пор легенда, мол пожар 1737 года и пощадил бы колокол, находящийся в глубокой земляной яме, однако загорелись леса, металл рынды раскалился, а при тушении пожара на него попала вода. В результате колокол треснул и от него отделился немаленький кусок металла.

Больше попытки восстановить Царь-колокол не предпринимались, и сегодня это — просто памятник русскому литейному искусству 17-18 веков, установленный на Ивановской площади в Кремле. Подняли его на поверхность лишь в 1836 году и воздвигли на специально исполненный постамент, где он и стоит до сих пор.

В завершении статьи о краткой истории царь-колокола, приведем его основные характеристики:

  • общая масса — порядка 200 тонн;
  • высота от основания юбки до завершения — 6,24 метра;
  • наибольший диаметр — 6,6 метра.

Что еще интересно почитать:

Царь-пушка в Кремле — история кратко о легендарном орудии

Все достопримечательности Кремля и Красной площади в Москве



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *