Чистота речи предполагает: Attention Required! | Cloudflare – Чистота речи (стр. 1 из 4)

Содержание

Чистота речи (стр. 1 из 4)

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

Чистота речи

Содержание

Введение

Глава I. Чистота речи как показатель речевой культуры человека

Глава II. Нарушения чистоты речи

2.1 Слова-паразиты

2.2 Просторечия

2.3 Варваризмы

2.4 Жаргонизмы

2.5 Канцеляризмы

2.6 Диалектизмы

Заключение

Библиография

Язык — это социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из двух форм реализации — устную и письменную.

Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией — с её созданием, хранением и передачей. Современный русский язык — это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской системе языков и делятся на три подгруппы: восточная (языки русский, украинский, белорусский), западная (языки польский, чешский, словацкий, лужицкий), южная (языки болгарский, македонский, сербско-хорватский, словенский). Современный русский язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.

Русский литературный язык имеет две формы — устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного большей сложностью синтаксиса, преобладанием отвлечённой лексики, а также лексики терминологической, преимущественно интернациональной по своему использованию. Русский язык является национальным языком русского народа, одним из языков межнационального общения народов России и одним из важнейших мировых языков.

Современный русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов.

Важнейшей особенностью современного русского литературного языка является его чистота, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.

Поэтому основной целью данной работы является характеристика такого понятия как «чистота речи», рассматривается ее значение для современного литературного языка, а также подробно анализируются разнообразные нарушения чистоты речи (просторечия, варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты, канцеляризмы, диалектизмы).

Глава I. Чистота речи как показатель речевой культуры человека

В области лексики взаимоотношения системы языка и нормы значительно сложнее, поскольку содержательный план здесь господствует над планом выражения. Возникает проблема правильности как проблема смысловой точности и стилистической уместности слова в высказывании при употреблении синонимов, паронимов, фразеологических оборотов и т.п. В связи с этим трудно говорить именно о норме относительно выбора слов и их значений, т.к. норма обычно предписывает то или иное решение как единственно правильное. А выбор слова и его значения, как правило, не предписывает жестко и категорично и зависит от решения, которое осознанно примет говорящий или пишущий. Этот выбор регулируется обычно не нормой, а целесообразностью — принципом, который действует достаточно мягко и вместе с тем требовательно, удовлетворяя нужды речевого общения.

В то же время лексическая норма существует как инструмент соблюдения чистоты литературного языка.

Многие исследователи выделяют чистоту как особое качество речи. Но по своей сути чистота — это одно из проявлений правильности, которое сказывается в соблюдении лексических норм, ибо чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах, но проявляется, как правило, на речевом уровне.

Чистота — это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается самым заметным для слушателей. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает этого требования.

Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение, поскольку употребление тех или иных «нечистых», «грязных» средств вызывает этическую и эстетическую «брезгливость» и неприятие, а это отражается на коммуникативных отношениях — нарушается (не возникает) взаиморасположенность партнеров друг к другу, следовательно — страдает общение в целом.

Глава II. Нарушения чистоты речи

Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и канцеляризмов, а диалектизмы в последнее время редко встречаются в речи горожан.

Все эти группы лексики объединяет то, что в качестве нарушителей «чистоты» они обычно являются инородными, иностилевыми включениями в речь. Другими словами, для того, чтобы они расценивались как своеобразные «пятна», нужно, чтобы «основная ткань» текста была «чистой», т.е. чтобы в основе речи лежал русский литературный язык со стилистически нейтральной лексикой. В противном случае — если вся речь состоит преимущественно из жаргонизмов — она целиком будет находиться за пределами русского литературного языка. Для оценки допустимости или недопустимости использования жаргонизмов, варваризмов и др. уже названных групп лексики важно определить цель, с которой они включены в речь, и уже с этих позиций анализировать, является ли каждый из названных способов нарушения чистоты речи ошибкой или нет. Функции использования этих групп лексики настолько различны, что лингвисты порой существенно расходятся в оценке их роли в языке и в речи. Рассмотрим основные групп лексики, способной засорить речь.

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые еще называют «навязчивыми словами», словами-пустышками и т.п.

Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью. Словами-паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы и др. Словами-паразитами их делает употребление «не к месту» в любой части фразы, тем более их неоднократное (часто даже в пределах одного предложения) повторение.

Употребление слов-паразитов, за исключением передразнивания или пародирования, всегда оценивается слушателями негативно, поскольку словами-пустышками прикрывается либо содержательная пустота, либо трудности с подбором слов. Поэтому слова-паразиты, несмотря на их общеупотребительные омонимы, находятся за пределами норм литературного языка и свидетельствуют о низкой культуре говорящих в целом (не только речевой).

Основным пластом русского литературного языка являются слова общеупотребительные, межстилевые. На фоне этой стилистически нейтральной лексики резко выделяется лексика с пониженной стилистической окраской — просторечия.

К русской просторечной лексике принадлежат резко сниженные слова, которые находятся за пределами литературной нормы. Среди них могут быть формы, содержащие положительную оценку называемых понятий («работяга», «башковитый» и др.), но гораздо больше форм, характеризующихся упрощённостью, грубоватостью и служащих обычно для выражения резких отрицательных оценок говорящего к обозначаемым понятиям, например: «обалдеть» (утомиться), «облапошить» (обмануть), «муторный» (неприятный), «замызганный» (грязный), «у чёрта на куличках», «ни кожи ни рожи» и др.

Грубым нарушением литературных норм являются также просторечные грамматические формы слов, например: «убечь», «лектора», «торта», просторечное произношение общеупотребительных слов: «средства», «портфель», «секлетарь» и др.

Оценить использование просторечия обоснованно можно только на основе критерия функциональной оправданности, целесообразности, который является основным для культуры речи.

С этих позиций просторечие как свидетельство недостаточного знания норм русского литературного языка, вероятно, необходимо оценивать как свидетельство низкой культуры речи. В этом плане люди употребляют, не догадываясь порой о более «грамотных» вариантах, такие выражения: «мне без разницы», «я без понятия» вместо «я не знаю», «мне все равно», «обговорить» вместо «обсудить», «обратно» в значении «опять» и т.д. Причем просторечие может проникать за рамки разговорно-бытовой сферы, например, в официально-деловую: подвижки, наработки, проживать (по адресу). Таким образом, просторечие обычно используется в речи малообразованных слоев городского населения и придает ей неправильный и грубоватый характер.

Чистота и уместность речи — это что такое?

Культурная речь — это признак по-настоящему воспитанного, приятного человека. Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно потратить немало времени. Но это умение обязательно принесет свои плоды в будущем, ведь не зря говорят «Язык до Киева доведет». Привлечь внимание аудитории и эмоционально на нее воздействовать необходимо уметь не только для профессиональной сферы, но и для повседневной жизни.

Общие критерии правильной речи

Как уже было сказано выше, важны такие критерии, как точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность речи. Дадим каждому из них краткое определение.

уместность речи это

Точность речи — это правильное соответствие слов с обозначаемыми предметами и явлениями реальности, а также соответствие общепринятого значения слова его речевому применению.

Логичность речи — это смысловая непротиворечивость частей в одном высказывании, а также непротиворечивость высказываний в целом тексте.

Чистота речи — это отсутствие неприемлемых, не соответствующих нормам нравственности элементов в языке.

Выразительность речи — это ее особенности, которые привлекают внимание и интерес.

Богатство речи — это использование разнообразных языковых конструкций и средств языка.

Уместность речи — это корректное использование языковых средств, которое делает ее соответствующей определенным целям и условиям.

Максимально подробно мы сегодня поговорим о последнем критерии.

Уместность речи — это важно

Каждому человеку нужно знать, в какой ситуации, как и что лучше говорить. Также здесь играет роль и выразительность речи. Уместность идет с ней рука об руку, потому что для каждой ситуации нужна своя лексика и языковые фигуры. Чем менее шаблонно мыслит человек, тем ярче его речь.

выразительность уместность речи

Уместность речи — это, во-первых, соответствие тематике разговора, его содержательной и эмоциональной частям. Адекватно применять языковые средства иногда бывает сложно, но с практикой этот навык нарабатывается. Уместность речи — это, во-вторых, умение определять вид слушателей и то, как они лучше воспринимают информацию.

Виды уместности речи

Уместность речи бывает нескольких видов. Они выделяются относительно:

1) стиля;

2) контекста;

3) ситуации;

4) личности и психологии.

уместность речи примеры

Стилевая уместность касается отдельных слов, оборотов, конструкций. Для каждого стиля характерны свои особенности, которые определяют уместность речи. Примеры могут быть следующими: «Улица Университетская, как можно пройти?», «Она задумала и сказала». Второе предложение в художественном стиле выглядело бы следующим образом: «Девушка, поразмыслив некоторое время, произнесла». Сразу видна стилистическая разница между предложениями одного смысла.

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с тем, что одна и та же фраза или целое предложение могут иметь разный смысл в зависимости от контекста. Стиль и контекст как критерии очень схожи между собой, но между ними есть отличительная черта. Иногда происходит так, что определенное языковое средство может быть неприемлемым для стиля, но в конкретном контексте будет уместным. Ярким примером такой ситуации являются отглагольные существительные. Деловая и научная речь немыслима без них, а в других стилях они уже режут слух. Но иногда в повседневной речи в определенном контексте отглагольные существительные используются как нельзя подходяще.

Точность и уместность речи в определенных ситуациях иногда выделяются на отдельных уровнях языка. Это значит, что на лекции в университете стоит употреблять слова из научной лексики, на деловых встречах придерживаться официально-делового стиля и т.д.

Личность и психология собеседника также имеют место при рассмотрении уместности речи. Например, если вы видите, что человек не успевает обрабатывать то, что вы ему рассказываете, стоит снизить темп речи или выражаться более простыми словами. Некоторые люди, наоборот, не любят медленной речи.

Чистота речи

Чистая речь — это речь, в которой отсутствуют непривычные языковые элементы, соблюдаются языковые нормы (стилистические и словоупотребительные). Чтобы лучше понять, какая речь является чистой, просто вспомните прямое значение этого слова, и все поймете.

точность и уместность речи

Чистая речь — это речь без словесного мусора. И чистота, и уместность речи создают благоприятное впечатление о человеке.

Что загрязняет речь?

Существует несколько категорий слов, которые снижают чистоту речи. Рассмотрим каждую из них подробнее.

чистота и уместность речи

1. Диалектизмы — это слова и словесные выражения, которые характерны для жителей определенной местности. Диалектизмы могут быть связаны с лексикой, этнографией, семантикой, фонетикой и др. Например, для южнорусского говора характерны такие слова, как буряк — свекла, гуторить — говорить и др. Диалектизмы имеют и положительную роль, отражая самобытность и уникальность разных областей России, но на более высоком уровне упрощают речь.

2. Варваризмы — иностранные слова, которые без необходимости включаются в речь. Часто происходят такие ситуации, что использованное иностранное слово имеет аналог в русском языке, но из-за появившейся моды на вкрапления возникает много споров среди защитников русского языка. Да, иногда новые термины из других языков приходят и укрепляются, так как обозначают появляющиеся явления и предметы, но когда вместо «искусства» везде говорят «арт», это уже посягательство на чистоту языка.

3. Жаргонизмы — это слова из лексики людей, объединенных интересами, территорией или родом деятельности. В профессиональной сфере использование жаргонизмов оправданно, но их перенос в повседневную речь считается недопустимым, так как это режет слух.

4. Вульгаризмы — грубые слова и выражения, выходящие за пределы русского литературного языка. Тут и говорить особо нечего, потому что для повседневной речи это просто неприемлемая манера общения. Право использовать вульгаризмы есть только у художественных деятелей, для передачи характеров их героев.

5. Слова-паразиты — слова, частицы, выражения, которые захламляют высказывание и мешают воспринимать смысл сказанного. Самые распространенные паразиты — это «ну», «короче», «типа», «в общем» и др.

Послесловие

Во многих психологических книгах пишут, что для того, чтобы уметь общаться с людьми, нужно говорить правильно, четко, учиться эмпатии. И это сущая правда, людям с таким умением открыто множество дверей для движения вперед!

За чистоту речи!

Дорогие друзья!

Мы открываем новую рубрику «Возрождение нравственности». Так или иначе все выпуски нашей рассылки посвящены этой теме. Однако, в рамках статей данной рубрики мы постараемся выделить наиболее существенные проблемы современности в сфере морали и нравственности.

И начнём с самого простого – с нашей речи. К сожалению, отсутствие культуры речи – это настоящий бич нашего времени. Различные виды сленга, нецензурная лексика настолько распространены в наше время, особенно в среде молодёжи, что это напоминает настоящую речевую эпидемию. Можно ли что-то противопоставить этому? Конечно можно – культуру и знания!

В сегодняшнем выпуске предлагаем вашему вниманию материалы о культуре речи.

Первая статья (в сокращении) журналиста Александра Ярошенко, напечатанная в «Российской газете» от 21 мая 2008 г.

Вторая – статья «За Чистоту речи русской!» педагога из Владивостока Зои Галицкой. Статья была напечатана в «Приморской газете» 17 августа 2007 г.

 

За чистоту речи - ненормативная лексика

…Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) недавно провел опрос россиян и выяснил, что нецензурная брань раздражает примерно половину наших соотечественников, почти четверть из них не скрывают своего негодования по этому поводу.

20 процентов опрошенных регулярно пользуются блатной терминологией. 13 процентов населения постоянно применяют в своем разговоре интернет-сленг – новые технологии не щадят даже язык.

Ситуация по распространению «языкового рака» (так филологи называют мат) со временем принимает все более распространенные формы. Сегодня, по данным социологов, 61 процент опрошенных не скрывают того, что используют ненормативную лексику в своей повседневной жизни.

По данным всезнающей статистики, 78 процентов россиян считают, что за чистоту языка нужно вести целенаправленную борьбу. Только 11 процентов опрошенных не видят в этом никакой необходимости.

Сегодня во многих российских деревнях матом ругаются, что называется, и стар и млад (в селе это просто более наглядно и заметнее). Ушло из жизни поколение наших бабушек и дедушек, получивших образование в церковно-приходских школах, в их речи матерщина практически отсутствовала полностью.

Сейчас старшее поколение – это те, чья молодость пришлась на годы первых советских пятилеток, тогда общество активно искореняло «народный опиум» – религию. А вместе с этим существенно снизились нравственные требования к родному языку.

Характерно, что уровень образования не всегда влияет на культуру речи. Многие наши артисты, спортсмены и политики грешат сквернословием.

Филологи полагают, для того чтобы защитить русский язык, нужно более глубоко изучать его в школе. Практически все специалисты в области языка признают, что для того чтобы защитить речь от ненормативной «опухоли», необходимо с самого детства больше читать русскую литературу, правильно говорить в семье.

Более половины опрошенных считают, что за чистоту языка нужно бороться всеми доступными средствами. Эта идея особенно популярна среди граждан старше 60 лет. 61 процент участников опроса полагают, что государство должно всеми мерами бороться за чистоту родного языка. Это мнение разделяют более половины опрошенных из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

Аксиома, что мат как ржа разъедает нашу нравственность, выхолащивает душу и делает людей духовно беднее, примитивнее, если хотите. Некоторые ученые предполагают, что слово имеет энергетику, силу и вес. Например, когда на воду читают молитву, то она меняет свою структуру. То же самое происходит, когда возле сосуда с водой ругаются матом, после этого резко меняется ее кристаллическая решетка. Надо полагать – не в лучшую сторону.

Александр Ярошенко

«Есть пороки, которые не меньше пьянства растлевают душу народную, заражают духовную атмосферу на Руси и иногда становятся прямо нетерпимыми. Таков порок сквернословия и «черного слова», – писал архиепископ Никон (Рождественский) в 1915 году.

В последнее время наряду с курением, употреблением пива стало очень распространённым явлением сквернословие. На улицах совершенно безнаказанно звучит бранное слово. Сквернословят, никого не стесняясь, часто утверждая, что разговаривают «по-русски».

В русскую речь сквернословие входило в исторически сложные для России периоды и поэтому ощущение греховности ругани есть у каждого человека.

Из всех грязных слов, которые сейчас произносят, многие тюркского происхождения и пришли к нам в период татаро-монгольского нашествия как хула на Бога и на Матерь Бога, которых почитают христиане, и как осквернение, принижение женского начала.

В массовом масштабе сквернословие стало входить в быт русского человека перед революцией. Пьяные матросы, бунтующие толпы, всевозможные «шариковы» и даже «прогрессивные» студенты время от времени отпускали пошлые словечки и грязные выражения.

Этнопсихологи обнаружили, что по сочетанию звуков мат во многом схож с древнешумерскими шаманизмами. То есть шаманы во время камлания (колдовства) выкрикивали определенные сочетания звуков для привлечения злых духов.

 Если человек постоянно использует бранные слова, то он как бы привлекает в свое поле тех же злых духов, и рано или поздно наступает момент, когда человек теряет над такими духами контроль. В христианстве это называется «одержимостью». В психиатрии – «синдромом Торетта». А выглядит это так: когда человек открывает рот, у него непроизвольно вырываются бранные слова. И своей волей он не способен остановить этот поток.

Что же говорят современные ученые об отрицательных последствиях употребления сквернословия?

В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П. Гаряев и кандидат технических наук Г.Т. Тертышный несколько лет тому назад проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: отчего так много больных, отчего такая высокая смертность, что же происходит сегодня с родом человеческим?

С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном (совокупность всей генетической информации организма).

Если человек в своей речи использует нецензурные выражения, его хромосомы начинают менять свою структуру. В том случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться своего рода отрицательная программа.

Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам человека. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации». Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячу рентген!

За чистоту речи - ДНК

Подобная способность воздействовать словами на программу наследственности человека наиболее часто упоминается в религиозной литературе. Она известна человечеству с древнейших времен. Из отечественной литературы мы знаем, что благодаря молитвам святых и праведников исцелялись безнадежно больные люди. Благословение при этом распространялось не только на самого человека, но и на его потомков.

Таким образом, слово – обоюдоострый меч!

Вывод ученых: ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые «уши» ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания.

П.П. Гаряев считает: с помощью слова, речи, а значит – мысли (ибо речь есть результат мышления) человек, как скульптор, ваяет свой генетический аппарат.

 Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно и скрыто. Так от поколения к поколению, как снежный ком, нарастают негативные, саморазрушительные процессы, заложенные в человеческом геноме его речью. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным «героем».

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя: словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом», – писал еще в XIX веке российский лексикограф, писатель и врач, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.

Зоя Галицкая, г. Владивосток

Источник: http://r.sirius-ru.net/2009/2009-09-02.htm

 

 


 

Открытый урок на тему: «Чистота речи»

Тема урока: Чистота речи. Давайте говорить красиво! (слайд №1).

Цели урока:

  • учить строить красивую правильную речь;
  • вырабатывать умение создавать правильные речевые обороты, контролировать лексический материал, необходимый для общения;
  • прививать любовь к русскому языку и гордость за него (слайд №2).

Тип урока: лекция.

Материал для работы студентов: опорный конспект, слайды.

План урока

1. Повторение

– Что такое коммуникативность и ее составляющие: (слайды с 3 по 8).

Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)

– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)

– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)

– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)

Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)

Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)

2. ЧИСТОТА РЕЧИ

устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности(слайд 9).

Но начать наш сегодняшний урок я хотела бы не с диалектной, жаргонной или вульгарной лексики, а с чистого красивого русского слова.

“И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся… Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками!

Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору.

Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю…

Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее…

В канун Преображения… жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…

И все эти удивительные слова написал Василий Акимович Никифоров-Волгин (слайд 10).

Василий Акимовича мало кому известный, незаслуженно забытый, но особенно сейчас очень необходимый писатель.

Его творчество падает на 20—30-е годы XX века. При жизни писателя были изданы две его книги: “Земля именинница” (1937 г.) и “Дорожный посох” (1939 г.). В 1941 г. готовилась к изданию третья — “Древний город”, но в августе этого же года В.Никифоров-Волгин был расстрелян органами НКВД.

У Никифорова-Волгина свои герои, свои жанры, свой язык…

Его произведения часто бессюжетны. Это зарисовки, лирические миниатюры. Язык писателя — это стихия самобытной народной речи и церковно-славянского языка, языка древней русской словесности. Василий Акимович боготворил старославянский язык, он убежден, что без церковнославянизмов и архаизмов литературная речь маловыразительна и суха.

“И до чего это чудесны наши русские слова!” — повторим мы вслед за Никифоровым-Волгиным и добавим: – Лучше родного языка не сыщешь во всей поднебесной!” (слайд 11).

Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

“Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы, и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д(слайд 12).

Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов (слайд 13).

Редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный….

И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: “Happy birthday to you…”

У вас на столах находится упражнение, связанное с употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?

Выполнение упражнения.

1.США убеждены, что Иран – самый опасный спонсор международного терроризма.

2. В этой элитарной школе мы встретились с несколькими беззаботными тинэйджерами.

3. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.

4. В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора.

5. Почти половину своей автобиографии он занимался изучением древних манускриптов.

6. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.

7. Это сооружение стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений архитектуры.

8. Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов.

9. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.

10. В кафе всегда аншлаг.

11. Каждая модель костюма представлена “тиражом” в один экземпляр.

Итак, вывод, я думаю, понятен всем: если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение именно им.

Еще один путь, который способствует загрязнению великого русского языка – это появление самых разнообразных жаргонов.

В 80-90 годы ХХ века отмечается активизация арго-социальных жаргонов, которыми пользуются уголовники, наркоманы, нищие, бездомные. Эти жаргоны несамостоятельны, они перетекают друг в друга. ВА основе такого разнообразия лежит тюремно-лагерный жаргон, сформировавшийся в социально пестрой среде советских лагерей и тюрем на протяжении десятилетий. Сегодня этот жаргон проникает Вов се сферы речи: устно-разговорной, книжно-письменной. Широкое употребление жаргонных выражений в СМИ приводит к тому, что в России формируется какой-то общий жаргон. Такой повышенный интерес связан еще и с тем, что ранее эта тема была запретной, сегодня же эта сфера стала свободной и широкой.

Одной из разновидностей внелитературной речи стал молодежный жаргон – сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым. Молодежный сленг в основном отличается эмоциональной лексикой.

Никто, кроме современного человека не привнес в русский язык столько “прекрасного” Вдумайтесь в эти слова: “прокатить шнобелем по асфальту! Сморчок, отвянь!” Причем активны и взрослые. Папа в ответ на вопрос: “Что смеешься?” Ответит: “Фишку поймал!” А мама: “Фильтруй базар!” (слайд 14). А нынешний малолетка на любое замечание взрослых ответит : “Батон на уши не кроши!” А каким видит человек себя?! “Шнобель” вместо носа, “лупы” вместо глаз, “грабли” вместо рук, а там, где рот вообще “хлеборезка”. Это уже не человек, а помесь какая-то пугала с роботом! А может быть лучше так:

“Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва укутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…

Жаргонизированная речь не является единственной формой общения молодых людей и употребляется ими как выразительное средство и только в определенной среде “среди своих”. Увлечение сленгом – явление временное, преходящее, связанное с возрастом, с образовательным и культурным уровнем, поэтому злоупотребление молодежным сленгом называется болезнью роста. И совершенно непонятно, когда молодежным сленгом пользуются взрослые уважаемые люди, которые, конечно, должны быть носителями культуры.

Выполнение упражнения.

Задание. Можно ли обойтись без подобных выражений.?

В чем проявляется речевая агрессия? Аргументируйте ответ.

1. Если депутат Юрьев что-нибудь в отношении меня выскажет, я подойду дам ему по морде при всех, при всей Думе дам ему по морде (В.Жириновский). 2. Если застанем в сортире, значит, будем мочить в сортире (В,Путин). 3. Нары и баланду – нашему гаранту!; Берегите высшую школу – мать вашу! (лозунги акции протеста).

4.Интеллигенция. Упрямые, самоуверенные, воинственные, агрессивные, истеричные. Ради осуществления своих идеалов капитализма сгноят, угробят миллионы… При этом полуграмотны. Воспитаны по устарелой классической системе… Продукты затхлости и

герметизма. Мира за пределами России не знают. Слепые и наглые. Мадам Сахарова, женщина, похожая на кладбищенскую ворону. Восточная неряшливая дама с папироской, с которой падает пепел. Кухонный диктатор (День).

А сейчас обратимся к одному слову (слайд 15).

К слову СТЫД – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом

Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов (слайд 16):

– Что такое сквернословие?

– В чем состоит опасность его распространения?

– Какие вы видите пути решение проблемы сквернословие?

На этот вопрос отвечают по-разному. Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение. Другие считают, что это порок, позорящий нацию. .

Как считаете вы? Сначала порок, а потом болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Молчание – самый лучший выход для людей, не владеющих своей речью.

Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило все возрасты и стало опасным. Также как пассивные курильщики. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.

Что для этого нужно?

– Не писать слова ненормированной лексики.

– Не печатать, с печатным словом трудно бороться.

– Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.

– Не надо заменять сквернословие словами: елки-палки, японский городовой, блин. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия:

– Не говорите плохих слов сами.

– Не копируйте других.

– Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и

– Помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Расслабление, успокоение ищете в другом: в работе, в друзьях, в спорте, в музыке.

А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе можно было бы противостоять злу (слайд 17).

Эвфемизмы – нейтральное выражение, заменяющее грубое и непристойное. Они помогут избежать конфликтов, неудач установить отношения, проявить уважение. Можно сказать: пудрить мозги, а можно – вводить в заблуждение; вместо жирный – полный, вместо сдохнуть – умереть

Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Запишем вывод из сказанного: “Я исключение! Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль — это контроль изнутри!”. Тренировочными упражнениями на данном уроке могут быть следующие.

А чтобы закрепить вот именно эти мысли, давайте проведем небольшой свободный диктант

Свободный диктант: предложение читается дважды; можно менять словесное выражение мысли, не искажая смысла фразы.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово, то мы уже не поднимем незримую планку нашего авторитета.

Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.

Проверяем написанное: работаем над речевыми и грамматическими ошибками, объясняем трудные орфограммы и пунктограммы.

Синтаксический разбор предложения (слайд 18):

Если в вас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова. (Иоанн Златоуст, проповедник, патриарх Константинопольский)

Сочинение-миниатюра “Мое мнение о проблеме сквернословия”.

И обобщат сказанное на уроке слова И.Бунина (слайд 19):

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

Обсуждение услышанного и записанного на уроке:

  • О чем мы говорили на уроке? Какие вопросы затрагивали?
  • Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь?
  • Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд?
  • Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили?
  • Как эту проблему будете решать для себя?

Литература, использованная для подготовки и проведения урока

  1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. М, – Ростов-на-Дону. 2003
  2. Гудошникова Т.Л. “И до чего это чудесны наши русские слова!” Русский язык, 2004, №47
  3. Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога М., 2003.
  4. Ивкина Н.Н. О стыде перед русским словом. Русский язык, 2004, №20
  5. Нодель Ф.А.. Отношение детей к нецензурной лексике. Русский язык 2005, № 24
  6. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2003.

Приложение 1

Приложение 2

11. «XXI век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса». В тексте используется такая фигура речи, как …

  • 11. «XXI век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса». В тексте используется такая фигура речи, как …

    1. а) парцелляция

    2. б) эллипсис

    1. в) градация

    2. г) инверсия

  • 12. Прочитайте текст. Какая форма национального языка в нем используется?

  • — Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу – посмокать некогда!

  • — Брось заливать, меня не колышет! Есть трузера обалденные, берёшь?

  • — Не, маней не хватает.

  • — Тогда чао! Пора делать ноги!

    1. а) диалект

    2. б) просторечие

    1. в) жаргон

    2. г) арго

  • 13. Орфоэпическая (и орфографическая) ошибка допущена в слове

    1. а) компроментировать

    2. б) прецедент

    1. в) поскользнуться

    2. г) дерматин

  • 14. Укажите ряд слов, в которых ударение на первом слоге?

    1. а) деяние, досуг

    2. б) портовый, процент

    1. в) отвар, рвалась

    2. г) приняли, наискось

  • 15. Лексическое значение какого слова определено неверно?

  • а) бра – настенный светильник

  • б) кавалькада – группа всадников, едущих поодиночке, парами, тройками и т.д. друг за другом

  • в) солярий – площадка для принятия солнечных ванн

  • г) мансарда – летняя открытая пристройка к дому

  • а) экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения

  • б) геральдика – составление, истолкование и изучение гербов

  • в) ностальгия – неприятные воспоминания

  • г) икебана – искусство составления букетов, культивируемое в Японии

  • 18. Значительная часть лексики русского языка благодаря своей нейтральности употребляется во всех стилях речи и является

    1. а) стилистически маркированной

    2. б) стилистически окрашенной

    1. в) межстилевой

    2. г) нормативной

  • 19. Фразеологизмы периодическая система и щитовидная железа характеризуются как

  • а) книжные научные

  • б) книжные публицистические

  • в) книжные официально-деловые

  • г) нейтральные

  • 20. В каком ряду все существительные среднего рода?

  • а) коммюнике, какао, бра, авеню, депо

  • б) пари, такси, кашпо, бюро, жюри

  • в) зебу, кашне, рантье, меню, салями

  • г) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе

  • 21. Найдите неправильную форму слова «вирусы»:

  • изучать

  • а) вирусов

  • б) вирусы

  • 22. Под культурой речи понимается (не менее 3-х примеров):

  • а) владение нормами литературного языка

  • б) умение выбрать и использовать в соответствии с ситуацией общения те языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации

  • в) умение эффектно воздействовать на собеседника

  • г) соблюдение этики общения

  • 23. Укажите ряд слов, в которых на месте пропусков пишется буква Ё.

  • а) пш…нная каша, челноч…к

  • б) ретуш…р, обж…ра

  • в) тренаж…р, разреш…нный приём

  • г) ш…лковая лента, парч…вая ткань

  • 24. – НН — пишется в словах:

  • а) полуде… ый зной, скоше…ая трава

  • б) помыслы возвыше… ы, нехоже… ые тропы

  • в) кова… ый сундук, совреме… ая молодёжь

  • г) золочё… ая сбруя, необыкнове… о прозрачный

  • 25. В каком предложении на месте пропуска необходимо поставить двоеточие?

  • а) Основная идея плана, расположение, главные части … все давно готово у него в голове

  • б) Сараи, бани, чердак, сеновалы … все было приспособлено под жильё

  • в) Все вокруг заблистало … изумрудная трава, зеркала луж, нежная листва

  • г) Геология … наука о состоянии, составе, истории земной коры

  • 26. Качество речи, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание – это

  • а) краткость

  • б) логичность

  • в) аргументация

  • г) точность

  • 27. Чистота речи предполагает соблюдение норм

  • а) языковых и этических

  • б) эстетических

  • в) только этических

  • г) только языковых

  • 28. Позвонивший высказывает вам претензию, в которой вы не виноваты. Ваш ответ…

  • а) «Это не моя ошибка»

  • б) «Оставьте, пожалуйста, ваш телефон. Мы разберемся и перезвоним вам»

  • в) «Нет, вы не правы»

  • г) «Я этим не занимаюсь, вам лучше обратиться к …»

  • 29. Специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства, фразеологизмы, крылатые слова

  • а) способствуют эффективности выступления

  • б) нарушают чистоту речи

  • в) затрудняют понимание речи

  • г) обогащают все стили литературного языка

  • «Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.

  • В эти дни в выступлениях участников много раз упо­миналась катастрофа в Чернобыле, явившаяся приме­ром трагического взаимодействия несовершенства техни­ки и человеческих ошибок.

  • Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики».

    1. а) духовное

    2. б) академическое

    3. в) социально-политическое

    1. г) судебное

    2. д) социально-бытовое

  • 31. Определите, какой функционально-смысловой тип высказывания представляет текст

  • «Приказчик мелочной лавки заявил, что приходив­шие к нему два человека, в коих он ясно узнает Вересова и Гречку, купили по фунту ситного хлеба и колбасы, меняли трехрублевую бумажку, сдачу поров­ну разделили между собой, съели купленные ими припасы, причём разговор шёл о посторонних предме­тах, и, наконец, дружелюбно простясь, удалились из мелочной лавки».

    1. а) описание

    2. б) повествование

    1. в) рассуждение

    2. г) рассуждение и описание

  • 32. Укажите, каким словарем необходимо воспользоваться, чтобы узнать значения слов «коммюнике», «атташе»

    1. а) орфоэпическим

    2. б) словарем паронимов

    1. в) словарем омонимов

    2. г) словарем иностранных слов русского языка

  • 33. Авторские слова, чаще всего используемые в публицистике и в художественной литературе, — это

    1. а) неологизмы

    2. б) поэтизмы

    1. в) окказионализмы

    2. г) термины

  • 34. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

  • а) сани, времена

  • б) Альпы, вожжи

  • в) ду́хи, жалюзи

  • г) дрожжи, Дарданеллы

  • 35. Публичное обсуждение актуальных проблем, тем — это

    1. а) дискуссия

    2. б) диспут

    1. в) полемика

    2. г) прения

  • 36. Язык служит материалом и формой художественного творчества. В этом проявляется такая его функция, как

    1. а) познавательная

    2. б) волюнтативная

    1. в) магическая

    2. г) поэтическая

  • 37. … — это адрес и телефон производителя (распространителя) товара.

  • XIII. Чистота речи предполагает:

    1. отсутствие слов и выражений, не являющихся литературными

    XIV. Выразительность речи предполагает:

    3. использование фразеологизмов

    4. использование пословиц и афоризмов

    5. сравнения, гипербола в речи

    XV. Эмоциональность речи достигается средствами:

    1. междометиями

    2. вводными словами и предложениями

    3. интонированием

    XVI. Разновидности одной —варианты

    XVII. Найдите соответствия:

    1. Образцовый вариант языка, используемый в СМИ,

    науке, учебных заведениях

    А просторечие

    2. Одна из форм национального языка, используемая

    на определенных территориях

    Б литературный язык

    3. Речь малообразованных слоев города, имеющая

    неправильный и грубый характер

    В диалект

    4. Одна из форм национального языка, используемая

    представителями некоторых социальных групп

    Г жаргон

    Тест к лекции № 3

    I. Связи языка и культуры в целом находят выражение в:

    1. язык передает культуру личности

    2. тесном взаимодействии

    3. язык связывает разные слои культуры

    4. речевом этикете

    II. Существование современного русского литературного языка (СРЛЯ)

    1. увеличением числа заимствований

    2. расширением сферы спонтанного общения

    3. нарастанием хаотических процессов

    4. влиянием других форм национального языка

    5. размыванием этических норм употребления языка

    III. Появление вариантов норм в СРЛЯ обусловлено:

    1. активизацией случайных связей в языке

    2. влиянием жаргонов, просторечия

    3. поисками новых средств выражения и образности

    4. ослаблением цензуры и автоцензуры

    5. возрастанием разнообразия коммуникативных ситуаций

    IV. Языковая культура личности современного человека характеризуется:

    1. нередким небрежением речевым этикетом

    2. ощущением языка как единства в многообразии

    3. владение вариантами языковых норм

    4. страхом утратить «настоящий язык», сформированный культурными традициями

    V. Гибкая языковая форма-дискурс

    VI. Понятие «функциональный стиль» включает:

    1. выражении культурных форм мышления

    2. манера говорения, отвечающая целям и обстоятельствам общения

    3. относительно замкнутая система языковых средств в структуре ЛЯ

    4. одно из проявлений дискурсивных практик

    VII. Строгое соблюдение норм ЛЯ обязательно в стилях:

    1. официально-деловой

    2. публицистический

    3. научный

    VIII. Наличие функциональных стилей в языке:

    1. не разрушает единства ЛЯ

    2. порождает взаимодействие стилей

    3. способствует осуществлению коммуникаций в обществе

    IX. Стилевое расслоение языка определяется по:

    1. лексическому составу (словоупотреблению)

    2. особенностям синтаксиса

    3. преобладанию в речи тех или иных функций языка

    4. использованию в определенных сферах общения

    X. Дискурс позволяет:

    1. удерживать потоки мыслительной активности в определенных языковых «руслах»

    2. мышлению обретать относительную власть над языком

    3. вносить упорядоченность в стихийные процессы языка

    XII. Найдите соответствия видов дискурсов и их признаков: 1а 2г 3б 4 в

    Тест к лекции №4

    I. Научный стиль (НС) выполняет задачи:

    1. способствует формированию нового знания

    2. позволяет познакомить других ученых с результатами исследования

    3. носитель «культуры думанья»

    4. заключает в языковую форму движение научной мысли

    II. Возможны отношения языка и мышления ученого:

    1. язык способен подключать пласты культуры к генерированию нового знания

    2. язык может препятствовать пониманию предмета исследования

    3. язык способен усмирять хаотический поток мысли

    4. язык нередко принимает участие в выстраивании «диалога» между исследователем и его предметом

    III. Сюжет научного произведения (НП):

    1. призван приобщить читателя к поиску научной истины

    2. фиксирует этапы получения нового знания

    3. передает процессуальную суть научной мысли (ее развитие)

    4. призван выстроить систему связей между фактами (наблюдаемыми) и их осмыслением

    IV. Текстом научного произведения (НП) называется:

    1. факты, отражающие наблюдение ученого за предметом исследования

    2. описание экспериментов, приборов, с помощью которых проводилось исследование

    V. Метатекст НП это:

    1. установление связей между фактами с целью получения нового знания

    2. выведенные ученым закономерности из наблюдения фактов

    VI. Система представленийконцепция

    VII. Качества НП:

    точность

    убедительность

    логичность

    аргументированность

    VIII. Для выстраивания ключевых моментов использует: глаголы

    IX. Неличная манера повествования в НС характеризуется:

    • использование неопределенно-личных и безличных форм сказуемого

    • стремление использовать формы глаголов в настоящем времени

    • отказом от передачи эмоций с помощью языковых средств

    X. Слово, которое имеет максимально точное и узкое значение: термин

    XI. Композиция НП:

    1. разделение НП на части

    2. связан с сюжетом НП

    XII. Композиция НП может включать:

    1. подведение итогов

    2. поиск способов решния проблемы

    3. формирование проблемы и целей исследования

    4. смысловые повторы

    XIII. Жанрами НП могут быть:

    1. монография

    2. тезисы

    3. аннотация

    4. диссертация

    5. рецензия

    XIV. Найти соответствия жанрам НП и их признакам:

    1. статья

    А. Жанр, имеющий довольно строгие каноны построения и призванный подтвердить квалификацию ученого

    2. монография

    Б. Жанр, передающий научную информацию в сжатом и нередко адаптированном виде

    3. рецензия или отзыв

    В. Жанр, позволяющий автору свободно самовыражаться, в деталях описывая историю получения нового знания

    4. диссертация

    Г. Жанр, предполагающий оценку чужой работы

    5. реферат

    Д. Жанр, нацеленный на сообщение результатов исследования и их фактическое обоснование (сюжет в этом жанре почти «свернут»)

    XV. Подстилями НС являются:

    1. научно-учебный

    2. научно-воспитательный

    3. собственно научный

    4. научно-популярный

    5. научно-производственный

    Тест к лекции № 5

    План-конспект урока по русскому языку на тему: Чистота речи.Давайте говорить красиво.

    Открытый урок русского языка на тему: «Чистота речи. Давайте говорить красиво».

    Цели урока:

    • учить строить красивую правильную речь;
    • вырабатывать умение создавать правильные речевые обороты, контролировать лексический материал, необходимый для общения;
    • прививать любовь к русскому языку и гордость за него.

    Тип урока: урок изучения новых знаний на основе имеющихся.

    Вид урока: лекция с элементами самостоятельной работы.

    Методическое обеспечение: карточки-задания, тесты.

    Межпредметные связи: Литература – высказывания писателей и поэтов, цитаты публицистических статей.

    План урока

    1. Организационный момент:

    — проверка наличия и готовности учащихся,

    — объявление темы и цели урока, запись эпиграфа: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Б. Васильев

    2. Вступительное слово педагога:

    Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране – это общие перемены, которые не на все (как желалось бы) воздействуют благотворно.  Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.

    Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, служащий для объединения нации, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу. Никому ведь не приходит в голову, что надо упростить и выхолостить химию, физику, математику или ботанику. А вот мысли по рационализации, реформированию могучего русского языка в наше время становятся символом решительных, радикальных обновлений.

    Сторонники упрощения русского языка не задумываются над тем, что делают. Скорее всего, они исходят из сиюминутных нужд, не задумываются, что облегчить язык нельзя без ущерба для него. Расстраивая яркий русский язык, не желают думать, а может, и не знают, что язык – это история нашего народа, сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

    3. Работа «малых групп»:

    — Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.

     Давайте попробуем определить болезни языка.

    (Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)

    В результате дискуссии на доске появляются следующие записи: 

    — засилие жаргона,

    — скудность, однообразность лексики,

    — в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,

    — очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,

    — иногда неоправданное употребление иностранных слов.

    Вывод: Речь засоряется и огрубляется.

    – На ваш взгляд, каковы причины этих болезней? (обсуждение в группе) 

    — отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при  употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;

    — бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и что ведущая роль принадлежит учителю;

    — в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству;

    — Какими чертами должна обладать правильная речь?

    – Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)

    – Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)

    – Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)

    – Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

    – Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)

    – Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)

    – Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)

    “И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся… Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками! Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю… Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее…

    В канун Преображения…  жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…(Василий Акимович Никифоров-Волгин)

    Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

    “Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.

    Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов:

    -Задание группам: Подберите синонимы к слову уникальный. ( Редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный).

    И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: “Happy birthday to you…”

    — Задание группам: У вас на столах находится упражнение, связанное с употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?

    Выполнение упражнения.

    1. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.

    2. В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора.

    3. Почти половину своей автобиографии он занимался изучением древних манускриптов.

    4. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.

    5. Это сооружение стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений архитектуры.

    6. Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов.

    7. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.

    8. В кафе всегда аншлаг.

    Преподаватель: Итак, вывод, я думаю, понятен всем: если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение именно им.

    Учащийся читает стихотворение Вадима Шефнера:

    Много слов на земле. Есть дневные слова,-
    В них весеннего неба сквозит синева.
    Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести,
    Словом можно предать, и продать и купить.
    Слово можно в разящий свинец перелить.
    Но слова всем словам в языке у нас есть –
    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
    Пусть разменной монетой не служат они,-
    Золотым эталоном их в сердце храни!
    И не делай их слугами в мелком быту –
    Береги изначальную их красоту.

    — Задание группам: тесты по культуре речи – проверка речевого чутья учащихся.

    Еще один путь, который способствует загрязнению великого русского языка – это появление самых разнообразных жаргонов.

    В 80-90 годы ХХ века отмечается активизация арго-социальных жаргонов, которыми пользуются уголовники, наркоманы, нищие, бездомные. Эти жаргоны несамостоятельны, они перетекают друг в друга. В основе такого разнообразия лежит тюремно-лагерный жаргон, сформировавшийся в социально пестрой среде советских лагерей и тюрем на протяжении десятилетий. Сегодня этот жаргон проникает во все сферы речи: устно-разговорной, книжно-письменной. Широкое употребление жаргонных выражений в СМИ приводит к тому, что в России формируется какой-то общий жаргон. Такой повышенный интерес связан еще и с тем, что ранее эта тема была запретной, сегодня же эта сфера стала свободной и широкой.

    Одной из разновидностей внелитературной речи стал молодежный жаргон – сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым. Молодежный сленг в основном отличается эмоциональной лексикой.

    Никто, кроме современного человека не привнес в русский язык столько “прекрасного” Вдумайтесь в эти слова: “прокатить шнобелем по асфальту! Сморчок, отвянь!” Причем активны и взрослые. Папа в ответ на вопрос: “Что смеешься?” Ответит: “Фишку поймал!” А мама: “Фильтруй базар!”. А нынешний малолетка на любое замечание взрослых ответит: “Батон на уши не кроши!” А каким видит человек себя?! “Шнобель” вместо носа, “лупы” вместо глаз, “грабли” вместо рук, а там, где рот вообще “хлеборезка”. Это уже не человек, а помесь какая-то пугала с роботом! А может быть лучше так:

    “Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва укутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Ее глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрыты мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук…

    Жаргонизированная речь не является единственной формой общения молодых людей и употребляется ими как выразительное средство и только в определенной среде “среди своих”. Увлечение сленгом – явление временное, преходящее, связанное с возрастом, с образовательным и культурным уровнем, поэтому злоупотребление молодежным сленгом называется болезнью роста. И совершенно непонятно, когда молодежным сленгом пользуются взрослые уважаемые люди, которые, конечно, должны быть носителями культуры.

    Преподаватель:  А сейчас обратимся к одному слову. К слову СТЫД – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом.

    Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов:

    – Что такое сквернословие?

    – В чем состоит опасность его распространения?

    – Какие вы видите пути решение проблемы сквернословие?

    На этот вопрос отвечают по-разному. Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение. Другие считают, что это порок, позорящий нацию.

    Как считаете вы? Сначала порок, а потом болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Наиболее полный словарь народного языка В. И. Даля не содержит матерных слов. Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило все возрасты и стало опасным. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.

    Задание группам: Предложите пути решения проблемы. Что для этого нужно?

    – Не писать слова ненормированной лексики.

    – Не печатать, с печатным словом трудно бороться.

    – Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.

    – Не надо заменять сквернословие словами: елки-палки, японский городовой, блин. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

    Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия:

    – Не говорите плохих слов сами.

    – Не копируйте других.

    – Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

    Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Расслабление, успокоение ищите в другом:  в работе, в друзьях, в спорте, в музыке.

    А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе можно было бы противостоять злу.

    Эвфемизмы – нейтральное выражение, заменяющее грубое и непристойное. Они помогут избежать конфликтов, неудач, установить отношения, проявить уважение. Можно сказать: пудрить мозги, а можно – вводить в заблуждение; вместо жирный – полный, вместо сдохнуть – умереть.

    Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

    Учащийся читает стихотворение:

    Что в сердце нашем самое святое?

    Навряд ли надо думать и гадать.

    Есть в мире слово самое простое

    И самое возвышенное – МАТЬ!

    Так почему ж большое слово это,

    Пусть не сегодня, а давным-давно,

    Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

    В кощунственную брань обращено.

    Пусть иногда кому-то очень хочется

    Хлестнуть врага словами как бичом

    И слово на язык не только просится

    Но всё же мать тут всё-таки причём?

    Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

    Но всё ж не трудно попросту понять,

    Что слово «мат» идёт от слова «мать».

    Сквернейшее от самого святого.

    Так неужели за свою любовь,

    За то, что родила нас и растила,

    Мать лучшего уже не заслужила,

    Чем этот шлейф из непристойных слов?

    Ну, как позволить, чтобы год за годом

    Так оскорблялось пламя их сердец.

    И сквернословам всяческого рода

    Пора сказать сурово, наконец:

    Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

    Но не теряйте звания людей,

    Не трогайте, не смейте, не грязните

    Ни имени, ни чести матерей!

    Запишем вывод из сказанного: “Я исключение! Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль — это контроль изнутри!”

     А чтобы закрепить вот именно эти мысли, давайте проведем небольшой свободный диктант.

    4. Свободный диктант: предложение читается дважды; можно менять словесное выражение мысли, не искажая смысла фразы.

    Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

    Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово, то мы уже не поднимем незримую планку нашего авторитета.

    Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.

    Проверяем написанное: учащиеся зачитывают получившийся текст.

    5. Итоги урока: Обсуждение услышанного и записанного на уроке: 

    — О чем мы говорили на уроке? Какие вопросы затрагивали?

    — Как проблему сквернословия  будете решать для себя?

    Преподаватель: Замечательно о силе русского слова сказано В. Г. Распутиным в повести “Дочь Ивана, мать Ивана”: “Содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон русских женщин, когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно, а в какие нежно. Когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родной кровью, – вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета. С древнейших времён оно само по себе нерушимая клятва и присяга. Есть оно – все остальное есть, а нет – и нечем будет закрепить самые искренние порывы”.

    Когда читаешь эти строки, то понимаешь, как чутко воспринимает слово Валентин Григорьевич, как стремится писатель изменить отношение к русскому слову, к родному языку.

    11. Домашнее задание: Сочинение-миниатюра “Мое мнение о проблеме сквернословия”.


     

    Тест по теме «Культура речи», вариант 1.

    1. В каком слове ударение на третьем слоге?

    А) намерение,   б) переключит,  в) исключенный,  г) кашлянуть.

    2. В каком слове ударение на первом слоге?

    А) завидный,  б) судно,  в) звонит, г) деяние.

    3. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

    А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

    Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

    В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

    Г) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно решать многие проблемы.

    4. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить слово ЖИТЕЙСКИЙ?

    А) Новую повесть хвалили за отражение подлинных ЖИЗНЕННЫХ явлений.

    Б) Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы.

    В) Этому произведению живописи явно не  хватает живых ЖИЗНЕННЫХ красок.

    Г) Правительство должно руководствоваться ЖИЗНЕННЫМИ интересами страны.

    5.  В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить слово ЗЛОСТНЫЙ?

    А) Здесь было так неуютно и страшно, как в царстве, заколдованном ЗЛОЙ феей.

    Б) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи.

    В)  ЗЛЫЕ браконьеры будут непременно наказаны.

    Г) Человек он был ЗЛОЙ.

    6. Значение какого слова определено неверно?

    А) СУВЕНИР – подарок, изделие на память.

    Б) ТОРЕЦ – боковая сторона дома.

    В) УНИКАЛЬНЫЙ – редкий, единственный в своём роде.

    Г) ЗАУРЯДНЫЙ – приметный, обращающий на себя внимание.

    7. Значение какого слова определено неверно?

    А) АДЕКВАТНЫЙ – соответствующий чему-либо, совпадающий.

    Б) ЗАКОСНЕЛЫЙ – утративший подвижность, устарелый.

    В) КРИМИНАЛЬНЫЙ – уголовный.

    Г) СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ – особо тщательный, до мелочей точный.

    8. Значение какого слова определено неверно?

    А) ЭКСПРОМТ – речь, произнесённая без подготовки.

    Б) НОСТАЛЬГИЯ – неприятные воспоминания.

    В) ГЕРАЛЬДИКА – составление и изучение гербов.

    Г) ИКЕБАНА – искусство составления букетов.

    Тест по теме «Культура речи», вариант 2.

    1. В каком слове ударение на первом слоге?

    а) досуг,   б) поняв,  в) созыв,  г) гербовый.

    2. В каком слове ударение на втором слоге?

    А) брала,  б) начали,  в) свекла,  г) километр.

    3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить слово ЖИТЕЙСКИЙ?

    А) ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.

    Б) Для одного искусство лишь средство стать знаменитым, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость.

    В) Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ.

    Г) ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом.

    4. В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?

    А) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра на три.

    Б) Здесь хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества нельзя.

    В) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство.

    Г) В нём горели страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.

    5. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

    А) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

    Б) Актёр умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.

    В) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о командировке.

    Г) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать вопросы.

    6. Значение какого слова определено неверно?

    А) НЕВЕЖДА – малообразованный человек.

    Б) НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.

    В) ШОКИРОВАТЬ – удивлять, вызывать восторг или негодование.

    Г) ТЩЕТНО – напрасно.

    7. Значение какого слова определено неверно?

    А) МАНСАРДА – летняя открытая пристройка к дому.

    Б) БРА – настенный светильник.

    В) ИЗРАЗЕЦ – плитка из обожжённой глины.

    Г) СОЛЯРИЙ – площадка для принятия солнечных ванн.

    8. Значение какого слова определено неверно?

    А) СЕРФИНГ – вид водного спорта.

    Б) СЕРПАНТИН – длинная узкая бумажная лента, которую бросают в публику на праздничных вечерах.

    В) СЕМЕСТР – высшее учебное заведение.

    Г) СНАЙПЕР – меткий стрелок.

    Эталон ответов на тест по теме «Культура речи».

    № вопроса

    Вариант 1

    Вариант 2

    1

    В

    Г

    2

    Б

    А

    3

    В

    Г

    4

    Б

    Б

    5

    В

    Г

    6

    Г

    В

    7

    Г

    А

    8

    Б

    В

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *