Чистые вещества и смеси что такое – Какое вещество считают чистым? Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Смесь (химия) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2017; проверки требуют 6 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Смесь.

Смесь — система, состоящая из двух или более веществ (компонентов смеси)[1]. Однородную[2] смесь называют раствором[3][4] (газовым, жидким или твёрдым), а неоднородную[5] — механической смесью[6][7]. Любую смесь можно разделить на компоненты физическими методами[8]; изменения состава компонентов смеси при этом не происходит[9].

Составляющие вещества, индивидуальные вещества, чистые вещества и смеси[править | править код]

Классификация химических веществ по их делимости на составные части

Традиционная эмпирическая классификация веществ в химии основана на их делимости на составные части

[7][10][11][12] и не использует представлений атомно-молекулярной теории. В отечественной литературе принято делить химические вещества на индивидуальные (чистые) вещества (простые и соединения) и их смеси[13][14][9][15]. На сегодняшний день стандартизированное определение индивидуального вещества отсутствует[15], поэтому в физической химии в качестве его синонима используют термин составляющее вещество[16], понимая под ним любое вещество, которое может быть выделено из системы и существовать вне её[17][18][19][20] (иногда говорят не о составляющих веществах и независимых составляющих веществах — компонентах, — а о компонентах и независимых компонентах[21][22]). Отказ от использования терминов «чистое вещество» и «индивидуальное вещество» исключает произвол, связанный с привязкой этих понятий к степени чистоты вещества и требованиям постоянства его состава и свойств.

В зависимости от фазового состава различают[9][15]:

  • гомогенную смесь, представляющую собой однородную систему, химический состав и физические свойства которой во всех частях одинаковы или меняются непрерывно, без скачков (между частями системы нет поверхностей раздела). Составные части гомогенной смеси нельзя отделить друг от друга механическими методами;
  • гетерогенную смесь, состоящую из однородных частей (фаз), разделённых поверхностью раздела. Фазы могут отличаться друг от друга по составу и свойствам. Составные части гетерогенной смеси можно отделить друг от друга механическими методами[23]. К гетерогенным смесям относятся, например, композиты.

Гомогенные смеси делят по агрегатному состоянию на три группы[15]:

В зависимости от агрегатного состояния компонентов в гетерогенных смесях различают

[24]:

Твёрдые частицыКапли жидкостиПузырьки газа
В твердом телеСплав, композит, покрытие, плёнкаТвёрдая эмульсияТвёрдая пена, фильтр, сорбент, мембрана
В жидкостиСуспензияЭмульсия, кремПена
В газеАэрозоль, дым, пыльТуман, капли
Отстойник для очистки воды от механических примесей Приспособление для декантации вина Лабораторный стеклянный пористый фильтр

Основные способы выделения веществ из неоднородной (гетерогенной) смеси:

Основные способы выделения веществ из однородной (гомогенной) смеси:

  1. ↑ mixture // IUPAC Gold Book.
  2. ↑ Точнее, гомогенную.
  3. ↑ Химическая энциклопедия, т. 4, 1995, с. 184—192.
  4. ↑ БСЭ, 3-е изд., т. 21, 1975, с. 487—488.
  5. ↑ гетерогенную.
  6. ↑ Глинка, 2014, с. 17.
  7. 1 2 Ходаков, 1954, 1954, с. 15.
  8. ↑ Речь идёт о принципиальной осуществимости такого разделения, а не о практическом реализации теоретически возможного метода.
  9. 1 2 3 Вольхин, 2002, с. 23.
  10. ↑ Ходаков, 1975, 1975, с. 26.
  11. ↑ Рудзитис, 7—11 классы, 1985, с. 7—15.
  12. ↑ Рудзитис, 8 класс, 2011, с. 7—18.
  13. ↑ Глинка, 2014, с. 15—16.
  14. ↑ Рудзитис, 8 класс, 2011, с. 7—8.
  15. 1 2 3
    4 Жуков С. Т. Основные представления и понятия химии, 2002.
  16. ↑ constituent // IUPAC Gold Book.
  17. ↑ Коган, 2013, с. 11.
  18. ↑ Мечковский, 2010, с. 127.
  19. ↑ Еремин, 2005, с. 12.
  20. ↑ Герасимов, 1970, с. 331.
  21. ↑ Сивухин, 2005, с. 489.
  22. ↑ Путилов, 1971, с. 230.
  23. ↑ Новиков, 1961, с. 86.
  24. ↑ Классификация дисперсных систем.
  • Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1975. — Т. 19: Проба — Ременсы. — 640 с.
  • Вольхин В. В. Общая химия. Основы химии. — Пермь: Перм. гос. тех. ун-т, 2002. — 512 с. — ISBN 5-88151-309-6.
  • Герасимов Я. И., Древинг В. П., Еремин Е. Н. и др. Курс физической химии / Под общ. ред. Я. И. Герасимова. — 2-е изд. — М.: Химия, 1970. — Т. I. — 592 с.
  • Глинка Н. Л. Общая химия. Учебник для бакалавров / Под ред. В. А. Попкова и А. В. Бабкова. — 19-е изд., перераб. и доп. —
    М.
    : Юрайт, 2014. — 910 с. — (Бакалавр. Базовый курс). — ISBN 978-5-9916-3158-7.
  • Еремин В. В., Каргов С. И., Успенская И. А. и др. Основы физической химии. Теория и задачи. — М.: Экзамен, 2005. — 481 с. — (Классический университетский учебник). — ISBN 5-472-00834-4.
  • Коган В. Е., Литвинова Т. Е., Чиркст Д. Э., Шахпаронова Т. С. Физическая химия / Науч. ред. проф. Д. Э. Чиркст. — СПб.: Национальный минерально-сырьевой ун-т «Горный», 2013. — 450 с.
  • Мечковский Л. А., Блохин А. В. Химическая термодинамика. Курс лекций. В двух частях. Часть 1. Феноменологическая термодинамика. Основные понятия, фазовые равновесия. — Минск: БГУ, 2010. — 141 с.
  • Новиков И. И., Зайцев В. М. Термодинамика в вопросах и ответах. — М.: Госатомиздат, 1961. — 144 с.
  • Путилов К. А. Термодинамика / Отв. ред. М. Х. Карапетьянц. — М.: Наука, 1971. — 376 с.
  • Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Учебное пособие для 7—11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. В 2-х частях. Часть I. — М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  • Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. — 15-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с. — ISBN 978-5-09-025532-5.
  • Сивухин Д. В. Общий курс физики. Т. II. Термодинамика и молекулярная физика. — 5-е изд., испр. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 544 с. — ISBN 5-9221-0601-5.
  • Химическая энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Зефиров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т. 4: Пол — Три. — 640 с. — ISBN 5-85270-092-4.
  • Ходаков Ю. В. Общая и неорганическая химия. Книга для учителя. —
    М.
    : Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1954. — 524 с.
  • Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. и др. Преподавание неорганической химии в средней школе. Методическое пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975. — 416 с. — (Методическая библиотека школы).
  • Химическая классификация веществ по их делимости на составные части

  • Использование электромагнита для разделения гетерогенной смеси

  • Лабораторная центрифуга

  • Центрифуга для отжима белья после стирки

  • Фильтр воды для домашнего применения

  • Автомобильный воздушный фильтр

  • Схема цилиндрической флотационной камеры с подсветкой пены для контроля процесса

  • Промышленная пенная флотация медных сульфидных руд

  • Перекристаллизация оксима бензофенона в лаборатории

  • Перегонка с использованием реторты

  • Бытовая система обратного осмоса

  • Мембраны для обратноосмотического рулонного модуля

ru.wikipedia.org

Разница между чистым веществом и смесью

Основное отличие — чистое вещество от смеси

Мы сталкиваемся с множеством веществ, таких как вода, топливо, еда, напитки и лекарства во время нашей повседневной деятельности. Все эти вещества делятся на две основные категории. Это либо чистые вещества, либо смеси.

главное отличие между чистым веществом и смесью лежит в их составе. Чистое вещество содержит только один вид соединения. Это может быть та же молекула или атом. Смеси состоят из нескольких видов соединений. Тем не менее, важно рассматривать их по отдельности, чтобы лучше понять природу этих веществ.

Эта статья объясняет,

1. Что такое чистое вещество?
— определение, состав, свойства, примеры

2. Что такое смесь?
       — определение, состав, свойства, примеры

3. В чем разница между чистым веществом и смесью?


Что такое чистое вещество

Как упоминалось выше, чистое вещество состоит только из одного вида вещества. Это не может быть разделено физически на любое другое дело. Цвет, текстура, аромат или вкус всех частиц в чистом веществе одинаковы. Элементы и молекулы считаются чистыми веществами. Они состоят только из одного компонента; следовательно, их физические и химические свойства постоянны. Чистые вещества имеют одну фазу и не разделяются на две или более фаз при данной температуре или давлении. Они могут быть газовыми, жидкими или твердыми.

Примеры чистых веществ

Газ:

ЧАС2 газ — состоит только из Н2 молекулы. При нормальных условиях давления и температуры он существует в газовой фазе. Однако в экстремальных условиях он имеет тенденцию превращаться в жидкость.

Жидкость:

Дистиллированная деионизированная чистая вода — когда в воде не растворены ионы или не диспергировано какое-либо другое вещество, это чистое вещество в жидкой форме. Тем не менее, вода часто встречается в виде гомогенной смеси, в которой растворены различные другие вещества. Вода является жидкостью при нормальных условиях, но фазовый перенос происходит при изменении температуры и давления.

Solid:

Чистые металлы, такие как золото, серебро и платина, являются хорошими примерами чистых твердых веществ. Они часто встречаются в виде твердых веществ и могут превращаться в расплавленную жидкость при высоких температурах.

Чистые вещества имеют фиксированные точки плавления и точки кипения, и это очень помогает в химическом синтезе для выявления неизвестных веществ. В органической химии очень важно определить температуру плавления, чтобы обеспечить выделение определенного желаемого химического соединения. Температуру плавления неизвестного чистого соединения можно сравнить с температурой плавления известных соединений для идентификации неизвестного соединения.


Что такое смесь

Смеси состоят из двух или более веществ, которые могут быть разделены физическими или химическими средствами. Компоненты смеси химически не связаны, но могут присутствовать физические свойства. Это является причиной их легкого разделения с помощью таких процессов, как фильтрация, дистилляция, хроматография, экстракция и центрифугирование. Свойства компонентов смеси сохраняются даже после смешения. Кроме того, когда сахар растворяется в воде, мы все равно можем попробовать сладкий вкус сахара в растворе.

Соотношение компонентов не является фиксированным и может варьироваться от смеси к смеси. Поэтому такие свойства, как температура плавления и температура кипения, также не являются фиксированными.

Смеси являются либо гомогенными, либо гетерогенными в зависимости от однородности состава.

Гомогенные смеси

Состав одинаков во всей смеси. Частицы расположены упорядоченно. Компоненты имеют либо атомный уровень, либо молекулярный уровень. Гомогенные смеси имеют одну фазу. Там нет разделения слоев.

Гетерогенные смеси

В отличие от гомогенных смесей, в составе нет однородности. Компоненты могут быть двухфазными (например: — суспензии, грунт). Кроме того, их можно различить невооруженным глазом. Мы можем видеть зерна смеси риса и песка отдельно и идентифицировать каждый компонент.

Прочитайте больше:

Разница между гомогенными и гетерогенными смесями


Разница между чистым веществом и смесью

Состав

Чистое вещество: Чистые вещества состоят только из одного вещества; таким образом, состав одинаков во всем.

Смесь: Смеси состоят из нескольких веществ, которые не связаны химически.

свойства

Чистое вещество:Химические и физические свойства постоянны.

Смесь:Химические и физические свойства могут отличаться. Индивидуальные свойства компонентов сохраняются.

классификация

чистый вещество: Чистые вещества можно отнести к категории газов, жидкостей и твердых веществ.

Смесь: Смеси подразделяются на гомогенные и гетерогенные.

Примеры

Чистое вещество: Примеры включают чистую воду, H2 газ, золото.

Смесь: Примеры включают песок и сахар, масло и воду.

Наконец, можно утверждать, что почти все на земле — это либо смесь, либо чистое вещество. Смесь может быть определена как совокупность двух или более чистых веществ.

Рекомендации:

ru.strephonsays.com

Чистые вещества и смеси

Кроме разделения веществ на простые и сложные, их разделяют еще на чистые вещества и смеси. Чем чистое вещество отличается от смеси? Вещество, не содержащее примесей других веществ, называют чистым. В нем содержатся только те частицы (молекулы, атомы), из которых оно образовалась, а других частиц быть не может. Каким бы способом не получали чистое вещество, где бы в природе оно не находилось, состав его остается неизменным, постоянным.

Образование смеси (в) из чистых веществ (а) и (б)

Следует отметить, что абсолютно чистых веществ не существует. В каждом веществе есть определенное количество примесей. Например, вы знаете такое вещество, как поваренная соль. Это твердое вещество белого цвета, соленое на вкус, растворимое в воде. Поваренная соль, которую мы покупаем в магазине, продается в пачках с надписями «Соль экстра» и «Каменная соль». Достаточно взглянуть на содержание каждой упаковки, чтобы сразу же сказать, что в каменной соли примесей больше. И это действительно так, потому соль «Экстра» добывают дополнительной очисткой каменной соли от примесей других веществ. Однако полностью избавиться от других веществ все равно не удается.

В природе и быту значительно больше смесей, чем чистых веществ. Воздух, почва, гранит, морская вода — все это примеры природных смесей.

Как приготовить смесь

Смешиванием двух или более чистых веществ можно приготовить любую смесь. Рассмотрим пример приготовления смеси сахара и железных опилок. Сахар белого цвета и хорошо растворяется в воде. Железо в порошке темно-серого цвета, и, наверное, вы знаете, что оно имеет свойство притягиваться магнитом.

Смешаем по одной чайной ложке сахара и железных опилок. Отныне это будет смесь сахара и железа. В этой смеси есть молекулы сахара и атомы железа. Можно брать разные количества одного и другого веществ. В любом случае это будет смесь сахара и железа. В их состав будут входить одни и те же составляющие частицы обоих веществ, хотя и в разном количестве.

Сохраняют ли вещества свои свойства в составе смеси? Чтобы выяснить это, выполним опыт:

Смесь сахара и железных опилок высыплю на лист бумаги. Поднесем к смеси магнит. Железные опилки притянутся к магниту, а сахар останется на бумаге. И мы снова увидим его белый цвет. Железо в составе смеси не потеряло своей свойства притягиваться к магниту. Сахар также сохранил свой белый цвет и твердое агрегатное состояние. Поместим сахар в сосуд с водой. Он довольно быстро растворится. Значит и это свойство сахара сохранилась.

Так с помощью опыта мы выяснили, что в составе смеси сахар и железо сохранили свои свойства. Итак, в составе любых смесей вещества сохраняют свои свойства.

Содержание газов, входящих в состав воздуха, который человек вдыхает, и воздухе, который он выдыхает, существенно отличается. Мы дышим воздухом, в 100 л которого содержится примерно 21 л кислорода, 0,03 л углекислого газа и 79 л азота. В выдыхаемом воздухе содержание газов другое: кислорода в нем уже около 16 л, углекислого газа — 5,03 л, азота — 79 л. Как видим, содержание кислорода уменьшается, азота остается неизменным, а содержание углекислого газа увеличивается в 167 раз!
Увеличение содержания углекислого газа в воздухе отрицательно сказывается на самочувствии людей. Вот почему так важно проветривать помещение в школе и дома.

Использование смесей

Человек широко использует смеси в повседневной жизни. Так, для ремонта помещений готовят смесь цемента и песка. В производстве стекла используют смесь песка, соды и мела. Таблетки представляют собой смесь вещества с лечебными свойствами и вещества-наполнителя. Напиток чай — это смесь, изготовленная из воды, сахара и веществ, которые поступили в воду из листьев чая в результате его заваривания. Кстати, суп или компот — это также смеси.

Выполни дома опыт. Влияние температуры на растворимость воздуха в воде.

Для опыта тебе понадобятся стеклянная емкость и холодная вода. Набери холодной воды в небольшую емкость, например в стакан, и поставь ее на солнце или в теплое месте. Вы увидите, как через некоторое время на внутренней стенке емкости с водой появляются пузырьки, их достаточно много, и они густо расположены. Идет выделение воздуха, который находился в смеси с водой, а при нагревании частично выделился.
В результате опыта удалось выяснить, что в холодной воде воздух хорошо растворяется. При нагревании температура воды повышается, а растворимость воздуха в ней уменьшается и он начинает выделяться в виде пузырьков. Этот опыт доказывает, что температура влияет на растворимость воздуха в воде.

Заключение:

  1. Чистая вещество — вещество, которое не содержит примесей других веществ.
  2. Смеси состоят из нескольких чистых веществ, состав смесей может быть различным.
  3. В составе смеси вещества сохраняют свои свойства.
  4. Смеси могут быть в твердом, жидком и газообразные агрегатных состояниях.
  5. Существуют природные смеси и искусственные, которые создал человек.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Чистые вещества — урок. Химия, 7 класс.

В античные времена древнегреческими учёными было сформулировано предположение, которое позже полностью подтвердилось — о том, что вещества состоят из мельчайших невидимых глазу частиц.

 

Например, вода состоит из одинаковых частиц, называемых молекулами воды. Сахар состоит из одинаковых частиц, называемых молекулами сахара. Вода и сахар — это чистые вещества.

Чистыми веществами называются вещества, которые состоят из частиц одинакового вида.

Если же сахар смешать с водой, происходит диффузия — молекулы сахара проникают между молекулами воды. Образуется раствор, в состав которого входят как молекулы воды, так и молекулы сахара.

Раствор — это смесь веществ.

 

Смесями называют вещества, в состав которых входят частицы разного вида.

Все вещества являются либо чистыми, либо смесями.

 

Shema_2.jpg

 

Чистые вещества состоят из частиц одного вида, а смеси — из частиц разного вида.

 

Кроме веществ, состоящих из молекул, существуют вещества, имеющие немолекулярное строение.

Например, металлы и инертные газы состоят не из молекул, а из более мелких частиц — атомов.

 

Таким образом, медь состоит только из атомов меди, а цинк состоит только из атомов цинка. Медь и цинк — чистые вещества. Если к меди добавить цинк и сильно нагреть, получится сплав, который называют латунью.

Латунь — это смесь, в состав которой входят как атомы меди, так и атомы цинка.

Существуют вещества немолекулярного строения, состоящие из частиц другого вида, называемых ионами. В состав ионных соединений входят не электрически нейтральные атомы или молекулы, а частицы, несущие на себе положительный или отрицательный заряд.

 

Примером таких веществ может служить хлорид натрия, то есть обычная поваренная соль, кристаллы которой состоят из положительно заряженных ионов натрия и отрицательно заряженных ионов хлора. Поваренная соль является чистым веществом. Если же её растворить в воде, образуется раствор, который является смесью двух веществ — воды и поваренной соли.

Сравнение чистых веществ и смесей

 

Чистые вещества

Состав

Чистое вещество состоит из частиц одного вида. 

Например, вода состоит только из молекул воды.

  

Чистое вещество имеет постоянный состав.

Например, любая молекула воды состоит из двух атомов химического элемента водорода и одного атома химического элемента кислорода. 

Смесь состоит из частиц разного вида. Например, раствор сахара в воде содержит как молекулы воды, так и молекулы сахара.

  

Смесь не имеет постоянного состава: содержание отдельных составных частей одной и той же смеси может быть разным. Условно говоря, в стакане воды можно растворить и одну чайную ложку сахара, и две.

СвойстваЧистое вещество имеет постоянные свойства.

В смеси каждое  вещество в основном сохраняет свои свойства.

Например, железо так же, как обычно, притягивается магнитом, поваренная соль остаётся солёной.

 

Физические свойства смеси отчасти меняются с изменением её количественного состава.

 

Обрати внимание!

Следует иметь в виду, что идеально чистых веществ не существует, поскольку ни одно из веществ невозможно полностью очистить от содержащихся в нём примесей.

Какое же вещество в таком случае на практике считается чистым?

Практически чистым (чистым) называют вещество, в котором содержание примесей столь ничтожно, что эти примеси существенным образом не влияют на его свойства.

Например, вода считается практически чистой, если образец жидкости не имеет цвета, вкуса и запаха, замерзает при температуре \(0\) °С, кипит при температуре \(+100\) °С, при температуре \(+4\) °С имеет плотность \(1000\) кг/м³ и практически не проводит электрический ток.

 

Чистые вещества: кислород, дистиллированная вода, рафинированный сахар

 

В некоторых отраслях науки и техники используют особо чистые вещества.

 

Zoloto.jpg Kremnij.jpg

В банках золото хранится в слитках, массовая доля благородного металла в которых составляет \(99,9\) %; в технике для изготовления электронных приборов и микросхем используется кремний, чистота которого составляет \(99,999\) %.

 

В природе, в технике и в повседневной жизни большей частью приходится иметь дело со смесями. Так, смесью является воздух, природная вода, почва, биологические жидкости, пища и многое другое.

Смеси бывают двух видов: однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные).

 

Shema_3.jpg

 

www.yaklass.by

Чистые вещества и смеси. Химия. 8 класс. Разработка урока

Цели

  1. Обучающая: рассмотреть понятия «Чистое вещество, смеси», научить определять основные отличия смеси и индивидуальных веществ, обозначить понятия «дисперсная система, эмульсия, суспензия, аэрозоль», научить разделять смеси путем фильтрования.
  2. Развивающая: формировать аналитические навыки, умение обобщать и делать вывод, развивать креативность и творчество.
  3. Воспитательная: воспитывать научное мировоззрение, умение работать в паре и группе, самостоятельно трудиться, умение рефлексии; прививать культуру химического эксперимента.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, ПК, проектор, колонки, видео опыты, комплект на парту: лабораторное оборудование (пробирки, стаканы, фильтр, воронка, штатив, стеклянные палочки), молоко, соляная кислота, смесь песка и соли, вода, зубная паста на предметном стекле.

Предварительная работа: задать на дом найти определения (золь, гель, эмульсия, суспензия, аэрозоль) в сети Интернет и в словаре. Подготовить сообщения о составе молока, чугуна, губной помады, воздуха. Мозговой штурм: задача с кувшином (слайд 5).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Притча. В 1660 году королевское научное общество Англии пришел король Карл Второй с вопросом: «Почему ведро с водой весит 10 фунтов, рыба весит 4 фунта, а ведро с рыбой тоже 10 фунтов?». Ученые стали предполагать, что это сила вытеснения плавательного пузыря рыбы и т.д….

А что скажете вы?

Но один ученый сказал: «Позволь, король, не поверить тебе и провести опыт самостоятельно».

Вывод… (Что скажут обучающиеся?)

Истинные химики доверяют только собственно проведенным экспериментам…

3. Проверка домашнего задания

1. Выдать раздаточный материал – таблички. Распределить сложные вещества по классам. Индивидуально для сильных – назвать вещества.

Время: 2 минуты, собрать для проверки.

1 вариант NaOH, HCl , MgSO4, CaCO3, Ca(OH)2, KCl, Fe(OH)3, H2SO4, BaCO3, HNO3

2 вариант HNO3, Mg(OH)2, K2SO4, FeCO3, Zn(OH)2, BaCl2, Al(OH)3, H2SO3, NaCl , HCl

Основания

Кислоты

Соли

 

 

 

Акцентировать внимание на общих формулах веществ.

Основания

Кислоты

Соли

Men+ OH

H+ Acn–

Men+ Acn–

2. Фронтальная проверка прочтения домашнего параграфа 22.

Какие состояния есть у твердого вещества, какие кристаллические решетки (слайд 4).

Как вы считаете, а у глины — ….. (переход к задаче с глиняным горшком).

Постановка проблемы

3. Мозговой штурм – задача, которая была домой. Что можно было хранить (или что делать?) в таком кувшине, на дне которого закрывающееся отверстие? Слайд 5.

4. Лабораторный опыт – разделение молока (прилить несколько капель соляной кислоты). Что наблюдается? Так для чего кувшин? Вывод – кувшин для сепарации молока (отделение сливок).

4. Изучение нового материала

1. Запишем тему урока «Чистые вещества и смеси».

Послушаем стихотворение Сергея Есенина «ВОСХОД СОЛНЦА»

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилася ясная

В своем блеске золотом.

 

Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

 

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

Если бы все вещества были чистыми, то мы не могли бы любоваться голубым небом, розовым рассветом, багряным закатом… (слайд 7)

Постановка целей и задач. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Сегодня на уроке мы с вами определим, что такое смесь и индивидуальной вещество, научимся различать смеси и чистые вещества, разделим смесь путем фильтрования.

2. Лабораторный опыт «Соль и песок, зубная паста».

Что вы видите в стакане? Это одно вещество?… А на предметном стекле – зубная паста – это одно вещество?…. (Вывод – смеси не всегда можно определить визуально). Почему?

3. Работа с учебником (с. 121). Какие бывают смеси?

(Однородные и неоднородные, мелкие и крупные, Ж, Т, Г).

4. Домашним заданием было посмотреть в Интернете определения понятий: гель, золь, эмульсия, суспензия, аэрозоль. Зачитаем эти определения по тетради.

5. Работа в тетради – заполнить таблицу, слайд 15. Расставить определения на пересечении фаз растворителя и растворенного вещества (дисперсионная фаза и среда).

6. Проверка заполнения таблицы.

7. Что вы знаете об этих веществах – домашняя работа (сообщения по темам: воздух, чугун, губная помада, молоко).

8. Видео опыт «Соль и вода». Какой метод применили в опыте?

9. Работа в группах: кто предложит больше способов разделения смесей? Слайд 20.

10. Видео опыт «Взаимодействие железа и серы». Чем отличается чистое вещество и смесь? Всегда можно отличить чистое вещество и тонкую смесь (молоко, зубную пасту)?

11. Понятия чистые вещества, их значение, применение.

12. Лабораторный опыт. Разделение смеси песка и соли фильтрованием.

На столах: смесь песка и соли, вода, воронка и готовый фильтр, стаканы, палочка.

ТБ, смешали с водой, профильтровали – выводы.

5. Итоги урока, оценивание, домашнее задание

Домашнее задание: параграф 22, найти определения: сепарация, дистилляция, возгонка, перегонка, хроматография.

Оценивание: все получат отметки за самостоятельные работы, оценить активных за домашнее задание.

Рефлексия. Учитель. Притча про строителей храма. У строителей храма спрашивали: чем они занимались? Первый строитель ответил: «Я клал кирпичи…». Второй: «Я выполнял свое дело». Третий: «Я строил ХРАМ!». Какое настроение у вас после урока – что получилось, что было сложным, почему не получились задания, как можно делать лучше, каковы наши успехи… и т.д.

На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (злость, грусть, скука, агрессия, радость)

6. Закрепление

Давайте подумаем, а как могут применять методы химического анализа люди различных профессий? (врач, криминалист, искусствовед).

Литература:

  1. Учебник по химии, 8 класс, автор О.С. Габриелян.
  2. Сайт АЛХИМИК (Аликберовой).

rosuchebnik.ru

Чистые вещества и смеси

Веществ в индивидуальном состоянии в природе практически не существует. Они смешанные друг с другом и образуют смеси и растворы. Смесями являются морская и газированная вода, молоко и сок, гранит и сталь.

 

 

Представление о смеси и чистые вещества имели еще древнегреческие ученые. Согласно этим представлениям, чистое вещество состоит из частиц одного вида, а смеси состоят из различных частиц. Итак, чистое вещество состоит из одинаковых молекул, а смеси — по разным.

 

Когда говорят о какое-либо вещество, всегда имеют в виду, что это вещество является чистой и состоит из частиц одного вида. Но на практике идеально чистое вещество выделить из смеси невозможно, потому что среди частиц одного вещества обязательно случится несколько частиц другого вещества, то есть идеально чистых веществ не бывает. Даже те вещества, которые называют чистыми, содержат посторонние частицы других веществ — примеси.

 

Обычно совершенно чистые вещества не нужны, однако иногда посторонние примеси могут мешать проведению опытов. Поэтому, когда речь идет о химические реактивы, обязательно указывают степень чистоты, такие отметки можно увидеть на банках с химическими реактивами. Например, если на этикетке написано «техн» (техническая), то в таком веществе примесей содержится много, несколько процентов. Для опытов такие вещества обычно не используют, хотя в строительстве, на заводах такой степени чистоты обычно вполне достаточно. Степень чистоты «М» (чистая) или «ХЧ» (химически чистая) означает, что примесей очень мало, меньше одного процента. «Чистые» реактивы можно использовать для производства лекарств, а «химически чистые» — для проведения научных опытов. Иногда нужны очень чистые вещества. Такие реактивы обозначают знаком «ОСЧ» (особо чистые). Они содержат, как правило, меньше 10-6 процента примесей. Такие реактивы нужны для проведения очень точных экспериментов, а также при производстве микросхем для компьютеров. Очистка веществ — это довольно дорогая операция, поэтому чем чище вещество, тем она дороже.

 

Чаще всего по внешнему виду различить отдельные вещества в смеси не удается. Например, мы не видим, что воздух — это смесь нескольких газов. По внешнему виду также нельзя определить, что молоко является смесью различных веществ, а большинство металлических предметов, которые нас окружают, сделаны из сплавов, а не из чистых металлов. Такие смеси называют однородными. Частицы, образующие однородные смеси, настолько малы, что увидеть их невооруженным глазом невозможно.

 

Между тем в неоднородных смесях отдельные вещества можно увидеть невооруженным глазом.

 

В смеси все вещества (компоненты) сохраняют свои свойства. Например, если смешать железный порошок с поваренной солью и поднести к этой смеси магнит, то железо привлечен, а соль — нет. А если к этой же смеси добавить воду, то соль растворится, а железо не растворится. На этом принципе основано изготовление материалов, ведь большинство материалов являются смесями. Например,

 

чистое золото — это очень мягкий и податливый металл. Такая его свойство создает неудобства для изготовления большинства ювелирных изделий, поэтому в золото обязательно добавляют определенное количество серебра. Конечно, цвет такой смеси (сплава) немного отличается от цвета чистого золота, однако изделия из него значительно прочнее и не портятся от небольшого удара.

 

Существуют смеси неоднородны, отдельные ее компоненты видны невооруженным глазом, например крупинки песка в воде. Но большинство смесей, которые нас окружают, являются однородными и внешне почти не отличаются от чистых веществ. Чистая вещество всегда однородна, поэтому даже при значительном увеличении ее составляющие-кристаллики или крупинки имеют одинаковый вид.

 

Смеси можно отличить от чистых веществ с отличием физических свойств смеси от физических свойств отдельных компонентов. Несмотря на то, что каждое вещество придает смеси своих свойств, смесь никогда не имеет таких же свойств, как и чистые вещества отдельно. Например, смесь олова и свинца (сплав) будет плавиться при температуре, ниже температуры плавления чистого олова или свинца. А чай или раствор сахара в воде будет кипеть при более высокой температуре, чем чистая вода. В этом случае достаточно измерить температуру плавления или кипения смеси и сравнить результат с данными из справочника.

 

Чистые вещества плавятся и кипят при температуре, а смеси — в небольшом интервале температур. Если в стакан положить немного снега и опустить в него термометром температура снега не станет выше 0 ° С, пока он весь не растает. Если же нагревать парафин, то он начинает плавиться при одной температуре, а когда становится совсем жидким, термометр будет показывать более высокую температуру. Итак, парафин является смесью веществ, которые плавятся при различных температурах.


worldofscience.ru

учебник» / ГДЗ к § 12. Чистые вещества и смеси

  1. В чем отличие материала от химического вещества?
  2. Может ли вода в различных агрегатных состояниях быть материалом? Приведите примеры.
  3. Что такое смесь? Приведите примеры природных смесей различного агрегатного состояния. Назовите компоненты этих смесей.
  4. Приведите примеры бытовых смесей различного агрегатного состояния. Назовите компоненты этих смесей.
  5. Какие смеси называются гетерогенными? Приведите примеры таких природных и бытовых смесей и назовите их компоненты.
  6. Какие смеси называются гомогенными? Приведите примеры таких природных и бытовых смесей и назовите их компоненты.
  7. Какой воздух может рассматриваться как гомогенная, а какой — как гетерогенная смесь?

 


 

1. В чем отличие материала от химического вещества?

Материал — это то, из чего состоят физические тела. Вещество — это то, из чего состоит материал. В состав материала может входить несколько веществ.

 

2. Может ли вода в различных агрегатных состояниях быть материалом? Приведите примеры.

Вода может быть материалом в твердом агрегатном состоянии (лед, снег). Ее можно использовать для изготовления ледяных скульптур.

 

3. Что такое смесь? Приведите примеры природных смесей различного агрегатного состояния. Назовите компоненты этих смесей.

Смесь — это сочетание двух или более веществ.

Природная смесь в газообразном агрегатном состоянии — воздух. Компоненты воздуха: кислород, азот, углекислый газ, благородные газы, водяные пары.

Природная смесь в жидком агрегатном состоянии — молоко. Компоненты молока: вода, жир, белок, лактоза и другие вещества.

Природная смесь в твердом агрегатном состоянии — минералы, горные породы. Компоненты минералов и горных пород: различные вещества.

 

4. Приведите примеры бытовых смесей различного агрегатного состояния. Назовите компоненты этих смесей.

Бытовая смесь в газообразном агрегатном состоянии — бытовой газ. Компоненты бытового газа: метан, резко пахнущие вещества.

Бытовая смесь в жидком агрегатном состоянии — растительное масло. Компоненты растительного масла: жирные карбоновые кислоты.

Бытовая смесь в твердом агрегатном состоянии — мыло. Компоненты мыла: соли высших жирных карбоновых кислот, ароматические вещества.

 

5. Какие смеси называются гетерогенными? Приведите примеры таких природных и бытовых смесей и назовите их компоненты.

Гетерогенными называют смеси, в которых частички составляющих их веществ видны невооруженным глазом или под микроскопом.

Природная гетерогенная смесь — туман. Компоненты тумана: кислород, азот, углекислый газ, благородные газы, вода.

Бытовая гетерогенная смесь — пекарский порошок. Компоненты пекарского порошка: пищевая сода, мука, лимонная кислота.

 

6. Какие смеси называются гомогенными? Приведите примеры таких природных и бытовых смесей и назовите их компоненты.

Гомогенными называют смеси, в которых даже с помощью увеличительных приборов нельзя увидеть частицы составляющих их веществ.

Природная гомогенная смесь — морская вода. Компоненты морской воды: морская соль, вода.

Бытовая гомогенная смесь — бензин. Компоненты бензины: жидкие углеводороды.

 

7. Какой воздух может рассматриваться как гомогенная, а какой — как гетерогенная смесь?

Чистый воздух может рассматриваться как гомогенная смесь. Компоненты чистого воздуха: кислород, азот, углекислый газ, благородные газы, водяные пары. Пыльный воздух — гетерогенная смесь газов и частичек пыли.

reshchem.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *