Что изучает лексика? Что такое лексика в русском языке и что она изучает
Лексикология — это наука, изучающая лексику, ее основу. Лексикология изучает словарный состав языка, среди которого также есть малоизвестные единицы речи, такие как агнонимы, которые относятся к словам с непонятным значением. Явление заимствования лексики из языков других народов относится к одному из главных таких путей. Взятые давно, чужеродные слова в настоящее время считаются исконно русскими. Другим путем обогащения лексических компонентов является образование нового ряда слов. Такие компоненты речи называются неологизмами. Лексикология, как раздел лингвистики изучает словарные составные любых языков, и знает, что они имеют огромнейшее разнообразие и разнородность. Функциональная проблема старается изучить лексическую единицу, в форме объекта, который связывается с другим подобным элементом и создает целостную языковую систему.
Лексикологией (гр. lexis — слово + logos — учение) называется раздел науки о языке, изучающий лексику. В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Иные лексические группы формируются на чисто лингвистических основаниях. Однако семантика конкретных слов может отражать особенности контекста, в чем также проявляются системные связи в лексике. Все слова русского языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне ее, воспринимались отдельно, изолированно. Таким образом, изучение лексической системы языка раскрывает многомерную и разнообразную жизнь слов. В их системных связях запечатлелась история языка и самого народа.
Смотреть что такое «Лексика» в других словарях:
Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие. Лексику можно разделить на взаимодействующие между собой пласты, которые отличаются своим происхождением, функционалом и употреблением. Здесь можно выделить исконно русскую лексику; восточно-славянскую лексику; заимствованную лексику; интернациональную лексику. Четвёртый пласт представляет собой совокупность слов, которые характерны для отдельных литературных направлений, художественных произведений, а также языка какого-либо поэта или писателя. Активный словарный запас — это те слова, которые хорошо знакомы человеку и часто им употребляются.
Термин, вынесенный в заголовок этой статьи, имеет два значения. Определение лексики может быть только двусторонним: это и языковое явление, и изучающая его наука.
Что такое лексика
Во-первых, лексика — это некая совокупность слов определенного языка, произведения (при этом говорят также о тезаурусе), человека. В последнем случае часто можно встретить методический термин «словарный запас».
Во-вторых, лексикология — это наука, изучающая слова. Исследовать их можно с самых разных сторон: это и наблюдение за тем, как меняется фонд единиц определенного языка, и над тем, насколько похожи или различны близкие наречия, и как функционирует каждая из лексем. Также есть некоторые общие вопросы. Они касаются слова вообще.
Наука о слове
Слово может изучаться с самых разных сторон. Морфология рассматривает его грамматическое значение, морфемика и словообразование — его и модель. Лексика — это наука, изучающая слово как таковое: его значение, историю, взаимоотношения с другими
Слова (или в языке представляют собой интересную, живую и по-своему стройную систему. Некоторые из них очень похожи на другие по смыслу и часто взаимозаменяемы (это синонимическая система), другие, напротив, противоположны по значению и близкие, аналогичные явления). Одни могут сосуществовать в едином тексте, другие настолько противоречат друг другу, что их употребление в одном тексте выглядит странно или забавно. В одних случаях уместно использовать одни единицы, в других их применение категорически неприемлемо (этими вопросами занимается стилистика). Поэтому лексика как наука изучает не просто каждое слово в отдельности, но саму систему, ее правила, законы, нормы и потенциал.
Разделы лексики
Как можно увидеть, лексика — это наука с обширной сферой интересов, поэтому каждый ракурс взгляда на слово или на словарную систему изучает ее особенный раздел. Прежде всего, среди них ономасиология (наука о «назывании», или о «номинации»), семантика и семасиология (в их рамках исследуется смысл, значение, его структура), фразеология (изучает одноименное языковое явление), ономастика (рассматривает уже существующие имена), этимология (наука о происхождении слов), стилистика (о ней уже говорилось) и лексикография (акцентирует внимание на описании лексики, составлении словарей).
Фразеология
Лексика — это наука, изучающая не только слова, но и такие их сочетания, которые представляют собой прочные объединения. Эти «единства» настолько неделимы, что функционируют в речи практически наравне со словами. Такие сочетания называются фразеологизмами.
Всем хорошо знакомы такие выражения, как «два сапога пара», «поскрести по сусекам», «гвоздя в доме не вбить» и т. д. Каждое из слов в составе таких сочетаний практически потеряло свое собственное значение. Не зная смысла фразеологизма, его часто невозможно «вывести» из слагаемых входящих в него «компонентов» (так как это уже не совсем лексемы, лингвисты говорят именно о «компонентах» фразеологизма). Такие образования часто ставят в тупик иностранцев именно из-за того, что их смысл — это не сумма значений слов, а скорее, либо свернутая в выражение история, либо некий художественный образ. История появления фразеологизмов — одно из самых популярных и интересных направлений исследований.
Эти прочные сочетания, существуя наряду с лексемами, также находятся в тесных взаимоотношениях и друг с другом, и с лексическими единицами. Таким образом, если говорить точно, лексика — это наука, изучающая слова и фразеологизмы.
Этимология
Своя история есть не только у каждого фразеологизма, но и у каждой лексемы. Лексика — это наука, изучающая и настоящее, и прошлое слов. Этимология рассматривает происхождение языковых единиц. Для специалистов этой области важно, почему именно таким сочетанием звуков когда-то стало обозначаться (называться) то или иное явление. Может быть, это слово было когда-то заимствовано из какого-то языка? Из какого? Возможно, с течением времени лексема так исказилась, стала звучать настолько не похоже на свой изначальный вариант, что современные носители перестали видеть ее связь с перестали осознавать, что в ее основе — всем известный корень. Этимологическое значение (тот смысл, который был вложен в лексему в момент появления в языке) часто удивительно и может проливать свет на истинный смысл лексической единицы; оно часто не только заставляет задуматься над словом, но и пересмотреть свое отношение к явлению, которое оно обозначает.
Любые версии происхождения того или иного слова должны основываться на виртуозном знании истории языка. К сожалению, в последнее время, несмотря на развитие лингвистики и накопленные исторические данные, нередки случаи произвольного толкования появления на свет лексем. Часто непрофессиональное этимологизирование служит инструментом идеологов, которые подводят «научную базу» под свои общественные и политические концепции.
Семантика и семасиология
В рамках семантики лексика — это наука о значении слова. «Семы» — это некие минимальные элементы смысла. Значение каждой лексемы — это их уникальное сочетание. Особенно интересно сравнивать структуру значения слов-аналогов из разных языков. Несовпадения структуры и состава этих минимальных элементов смысла не только ярко показывают, насколько разными являются аналогичные на первый взгляд слова разных наречий, но проясняют, насколько непохожие по менталитету люди могли их «выдумать».
это наука, изучающая совокупность слов
Термин, вынесенный в заголовок этой статьи, имеет два значения. Определение лексики может быть только двусторонним: это и языковое явление, и изучающая его наука.
Что такое лексика
Во-первых, лексика – это некая совокупность слов определенного языка, произведения (при этом говорят также о тезаурусе), человека. В последнем случае часто можно встретить методический термин «словарный запас».
Во-вторых, лексикология – это наука, изучающая слова. Исследовать их можно с самых разных сторон: это и наблюдение за тем, как меняется фонд единиц определенного языка, и над тем, насколько похожи или различны близкие наречия, и как функционирует каждая из лексем. Также есть некоторые общие вопросы. Они касаются слова вообще.
Наука о слове
Слово может изучаться с самых разных сторон. Морфология рассматривает его грамматическое значение, морфемика и словообразование – его морфемный состав и модель. Лексика – это наука, изучающая слово как таковое: его значение, историю, взаимоотношения с другими языковыми единицами.
Слова (или лексические единицы, лексемы) в языке представляют собой интересную, живую и по-своему стройную систему. Некоторые из них очень похожи на другие по смыслу и часто взаимозаменяемы (это синонимическая система), другие, напротив, противоположны по значению (это антонимы и близкие, аналогичные явления). Одни могут сосуществовать в едином тексте, другие настолько противоречат друг другу, что их употребление в одном тексте выглядит странно или забавно. В одних случаях уместно использовать одни единицы, в других их применение категорически неприемлемо (этими вопросами занимается стилистика). Поэтому лексика как наука изучает не просто каждое слово в отдельности, но саму систему, ее правила, законы, нормы и потенциал.
Разделы лексики
Как можно увидеть, лексика – это наука с обширной сферой интересов, поэтому каждый ракурс взгляда на слово или на словарную систему изучает ее особенный раздел. Прежде всего, среди них ономасиология (наука о «назывании», или о «номинации»), семантика и семасиология (в их рамках исследуется смысл, значение, его структура), фразеология (изучает одноименное языковое явление), ономастика (рассматривает уже существующие имена), этимология (наука о происхождении слов), стилистика (о ней уже говорилось) и лексикография (акцентирует внимание на описании лексики, составлении словарей).
На некоторых из этих разделов мы далее подробнее остановимся в этой статье.
Фразеология
Лексика – это наука, изучающая не только слова, но и такие их сочетания, которые представляют собой прочные объединения. Эти «единства» настолько неделимы, что функционируют в речи практически наравне со словами. Такие сочетания называются фразеологизмами.
Всем хорошо знакомы такие выражения, как «два сапога пара», «поскрести по сусекам», «гвоздя в доме не вбить» и т. д. Каждое из слов в составе таких сочетаний практически потеряло свое собственное значение. Не зная смысла фразеологизма, его часто невозможно «вывести» из слагаемых входящих в него «компонентов» (так как это уже не совсем лексемы, лингвисты говорят именно о «компонентах» фразеологизма). Такие образования часто ставят в тупик иностранцев именно из-за того, что их смысл – это не сумма значений слов, а скорее, либо свернутая в выражение история, либо некий художественный образ. История появления фразеологизмов – одно из самых популярных и интересных направлений исследований.
Эти прочные сочетания, существуя наряду с лексемами, также находятся в тесных взаимоотношениях и друг с другом, и с лексическими единицами. Таким образом, если говорить точно, лексика – это наука, изучающая слова и фразеологизмы.
Этимология
Своя история есть не только у каждого фразеологизма, но и у каждой лексемы. Лексика – это наука, изучающая и настоящее, и прошлое слов. Этимология рассматривает происхождение языковых единиц. Для специалистов этой области важно, почему именно таким сочетанием звуков когда-то стало обозначаться (называться) то или иное явление. Может быть, это слово было когда-то заимствовано из какого-то языка? Из какого? Возможно, с течением времени лексема так исказилась, стала звучать настолько не похоже на свой изначальный вариант, что современные носители перестали видеть ее связь с однокоренными словами, перестали осознавать, что в ее основе – всем известный корень. Этимологическое значение (тот смысл, который был вложен в лексему в момент появления в языке) часто удивительно и может проливать свет на истинный смысл лексической единицы; оно часто не только заставляет задуматься над словом, но и пересмотреть свое отношение к явлению, которое оно обозначает.
Любые версии происхождения того или иного слова должны основываться на виртуозном знании истории языка. К сожалению, в последнее время, несмотря на развитие лингвистики и накопленные исторические данные, нередки случаи произвольного толкования появления на свет лексем. Часто непрофессиональное этимологизирование служит инструментом идеологов, которые подводят «научную базу» под свои общественные и политические концепции.
Семантика и семасиология
В рамках семантики лексика – это наука о значении слова. «Семы» — это некие минимальные элементы смысла. Значение каждой лексемы – это их уникальное сочетание. Особенно интересно сравнивать структуру значения слов-аналогов из разных языков. Несовпадения структуры и состава этих минимальных элементов смысла не только ярко показывают, насколько разными являются аналогичные на первый взгляд слова разных наречий, но проясняют, насколько непохожие по менталитету люди могли их «выдумать».
Разумеется, несмотря на «специализацию», все эти разделы науки тесно связаны между собой и изучают, по сути, одно явление, делая акценты на его разных сторонах, и именно сочетание многих подходов делает лексику одной из самых увлекательных и быстро развивающихся областей языкознания.
Что изучает лексика? Зачем нужна эта наука?
Наука о языке сложна и включает в себя большое число разделов. Одним из них является лексикология, объектом изучения которой выступает словарный состав языка, то есть все те слова, которые употребляются его носителями. Нередко такую науку именуют также лексикой.
Общее понятие
Рассмотрим, что изучает лексика. Под этим словом подразумеваются все слова, образующие словарный запас того или иного языка. При этом под термином могут также пониматься слова, которые присутствуют в речи отдельного индивида, которые он знает, понимает и использует в диалогах и на письме.
Сама наука лексикология является сложной и интересной, ведь объектом ее изучения выступают все слова:
- Общенародные (иначе – общеупотребительные).
- Диалекты.
- Профессиональные слова и термины.
- Жаргонизмы и арго.
Некоторые слова могут иметь несколько значений, являясь многозначными, другие обладают ярко выраженной стилистической окраской и используются лишь в определенных стилях.
Слово
Говоря о том, что изучает лексика, следует отметить, что основной единицей, с которой имеет дело эта наука, является слово – некое сочетание ряда звуков, которое обладает определенным значением. Так, говоря «дом» (то есть произнося три звука), мы понимаем, что речь идет о некой постройке с крышей, полом и стенами, предназначенной для жизни людей. Поэтому «дом» — это слово, его изучает данная наука.
Лексическим значением слова принято называть тот смысл, который закладывается в звуковую оболочку. В русской лексике есть немало слов, обладающим многозначностью – за одними и теми же звуками, расположенными в одинаковой последовательности, скрывается различное значение. Приведем пример:
- Хвост – часть тела животного (Хвост собаки был опущен).
- Хвост – задняя часть транспортного средства (В хвосте поезда царило веселье).
Чаще всего основное значение носит название прямого, остальные являются переносными. Поэтому, рассматривая вопрос о том, что изучает лексика, можно отметить, что в зоне внимания этой науки находятся все значения слов языка, как прямые, так и переносные. Явление многозначности принято называть полисемией, в русском языке большая часть языковых единиц имеет несколько значений.
Омонимия
В область изучения науки о языке, лексики (лексикологии), входят и слова-омонимы, они обладают разным значением, но произносятся и пишутся одинаково. Например:
- Лук (овощ) вырос на грядке.
- Юный воин с детства умел держать в руках лук (оружие).
Слова «лук» и «лук» имеют различные значения, но пишутся и произносятся идентично, поэтому они являются омонимами и входят в лексику языка. Понять смысл омонимов можно только из контекста. Так, услышав слово «лук», мы не поймем, о чем идет речь – о съедобном растении или грозном оружии. Значение станет ясным только в предложении или тексте.
Паронимы
Не менее интересны и слова-паронимы, которые также изучаются лексикологией. Их особенность такова: обладают различным значением, при этом на письме и в устной речи не совпадают, но очень схожи. Поэтому некоторые носители языка могут их путать. Например:
- Абонент – абонемент.
- Предоставить – представить.
- Человечный – человеческий.
В речи очень важно научиться верно употреблять паронимы, для понимания их смысла контекст не требуется, ведь слова эти различные, хотя и очень похожие. Даже грамотный человек иногда может столкнуться с затруднением, в этом случае лучше проверить себя по словарю.
Самый простой пример, тем не менее, вызывающий ошибку – надеть и одеть. Как правильно употреблять эти слова?
- Надеть – на себя.
- Одеть – на другое лицо.
Поэтому в предложении «Маша (надела, одела) теплое пальто» следует выбрать глагол «надела». Но если немного изменить контекст: «Маша (надела, одела) на сестру теплое пальто», то выбирать необходимо уже другой пароним, «одела».
Мы рассмотрели, что изучает лексика, и можем сделать вывод, что эта наука очень сложна и интересна, в зону ее внимания входит большое число разнообразных явлений, без знания лексики невозможно быть грамотным человеком, излагать свои мысли, приводить доводы в споре. Чем больше слов и их значений знает человек, тем лучше будет его устная и письменная речь. Лицо с богатым лексиконом без проблем сможет донести до собеседника любую мысль. Поэтому науку о словах следует изучать внимательно и добросовестно.
лексикология это что за наука и все разделы науки какие есть?
Лексикология (от греч. lexikos — относящийся к слову и логия) , раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика. Разделы лексикологии * Фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов. * Этимология — раздел исторического языкознания, который изучает происхождение слов. * Лексикография — теория и практика составления словарей. * Семантика — наука о плане содержания языковых единиц.
Лексиколо́гия (от др. -греч. λέξις — «слово, выражение» , λόγος — «учение» ) — наука о слове; это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются: слово и его значение система взаимоотношений слов история формирования современной лексики функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи Объектом изучения является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании. Однако если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики) . Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимоотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом. [править] Разделы лексикологии Фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов. Этимология — раздел исторического языкознания, который изучает происхождение слов. Лексикография — теория и практика составления словарей. Семантика — наука о плане содержания языковых единиц.
Тест по русскому языку по разделу «Лексика и фразеология»
1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Г) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) шить иглой, игла ежа.
6. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные.
7. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) опосля, прислухаться, не серчай;
Г) кардиолог, инфаркт, универсам.
8. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь.
9. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
В) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Г) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
10. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) не разлить водой.
Ответы (вариант 1)
1 Г
2 В
3 В
4 А
5 В
6 В
7 А
8 В
9 Г
10 Б