Что изучает синтаксис в русском языке определение. Синтаксис
Определение (синтаксис) У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.Определе́ние (или атрибу́т ) — в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.
Классификация
Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения ) и способами управления и примыкания (несогласованные определения ).
Согласованные определения
Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.
- «Большие деревья растут возле отцовского домика»
- «В нашем классе нет отстающих учеников»
- «Он решает эту задачу второй час»
В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:
- в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский », «Иван Великий », «имя существительное », «вереск обыкновенный »;
- в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):
Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной ,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой .
А. С. Пушкин. Послание Дельвигу
Несогласованные определения
Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.
- «Шумели листья берёзы »
- «Ему нравились вечера в доме бабушки »
- «Выбери ткань с рисунком повеселее »
- «На завтрак дали яйца всмятку »
- «Их объединило желание увидеться »
- «Дом, в котором я живу »
В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.
Синтаксис включает в себя:
- связь слов в словосочетаниях и предложениях;
- рассмотрение видов синтаксической связи;
- определение типов словосочетаний и предложений;
- определение значения словосочетаний и предложений;
- соединение простых предложений в сложные.
Синтаксис статический
Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).
Синтаксис коммуникативный
Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.
Синтаксис текста
Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.
Синтаксис функциональный
Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.
Данная статья посвящена такому разделу грамматики, как синтаксис. Что изучает он? Ответим на данный вопрос.
Определение
Синтаксис изучает правила, средства и способы соединения слов, словоформ и предикативных единиц, а также полученные в результате единицы. Законы их построения не могут быть поняты и истолкованы в отрыве от понятий синтаксической связи и синтаксических отношений. Поэтому они являются базовыми, фундаментальными понятиями раздела «синтаксис», что изучает эти и другие явления.
Синтаксические единицы
Данные единицы возникают и существуют в языке для обозначения синтаксических отношений — самых общих типизированных значений, выражаемых средствами языка и предназначенных для конструирования вещественной информации. Введем еще одно определение из раздела «синтаксис». Что изучает он еще?
Синтаксические связи
Это способы соединения синтаксических единиц средствами языка для выражения определенных смысловых отношений.
Существуют два традиционно противопоставляемых типа такой связи: сочинение и подчинение. Кроме них, выделяются координация и аппозиция, а внутри подчинительной связи — дуплексив.
Координация возникает между подлежащим и сказуемым в структуре предложения. Ее отличие от подчинительной связи (согласования) можно довольно четко определить:
- Согласование — подчинительная связь, наличие главного и зависимого компонентов. Координация — соотнесение, взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.
- Согласование идет по всей парадигме главного слова. Координ
это наука в русском языке
Добрый день, дорогие читатели. Сегодня хотела бы поговорить с Вами о богатстве русского языка, а конкретно о науке о построении предложения.
Синтаксический раздел – раздел науки о языке, построении предложений и словосочетаний.
Общение людям нужно было всегда. Даже во времена неандертальцев. Древние люди общались знаками, звуками, но с этапами эволюции все оборванные звуки и сигналы стали выстраиваться в четкие предложения.
Более углубленно построением предложении, связей в нём слов стали заниматься в 19 веке, но предпосылки появились гораздо раньше.
Предметом изучения этого раздела являются:
- Структура слов и предложений.
- Логическое построение слов в предложениях.
- Способы соединения слов в словосочетаниях.
- Словоформы.
- Виды предложений.
- Изучение синтаксических связей.
- Изучение структуры предложений.
- Установка связи слов в словосочетаниях.
- Совершенствование грамотной устной и письменной речи.
Для более точного понимания взаимосвязи слов существуют специальные синтаксические разделы. К основным разделам относятся:
- Словосочетание. Описывает свойства, правила составления словосочетаний, приемы их употребления.
- Предложение. Изучает характеристики и виды предложений, структуру и взаимодействие слов в предложениях.
- Раздел текста. Изучает свойства, правила написания текста, его виды и характеристики.
Словосочетание – это два логически связанных между собой слова. Существует связь при помощи вопроса — смысловая, и связь при помощи окончаний — грамматическая.
У словосочетания всегда есть главное и зависимое слово. Главное слово – то, от которого задаётся вопрос к зависимому.
Пример:
лошадь (какая?) белая;
идти (по чему?) по обрыву;
чудо(чьё?) моё.
Словосочетания используются для более точного описания предмета, действия явления.
Словосочетание не может дать большого объема информации, в отличие от предложения. Словосочетания являются составными частями предложения.
Слова в словосочетании всегда должны подходить по смыслу.
Существуют два вида словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
- Подчинительные словосочетания всегда имеют главное слово, от которого задается вопрос к второстепенному. Например: уехал (куда?) домой; сделал (как?) плохо.
- Сочинительные словосочетания всегда имеют два равноправных слова. Например: тишь и гладь; трудный, но полезный; не смеётся, а плачет.
- Способы связи.
Существуют три способа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Разберем подробно каждый способ:
- Согласование – такой способ связи, при котором главное слово и зависимое состоят в одних и тех же формах.
Например: красные машины (красные – мн.ч, им.п., машины – мн.ч. им.п.).
- Управление – название способа говорит само за себя: одно слово управляет другим, в частности главное управляет зависимым, то есть ставит его в нужную форму. Зависимое слово всегда ставится в тот падеж, что и главное. Иначе можно потерять смысл словосочетания.
Например:
посмотреть (что?) фильм;
увидеть (кого?) друга;
прийти (с кем?) с папой..
- Примыкание – способ связи, при котором главное слово и зависимое соединяются только по смыслу. Зависимое слово не изменяется ни при каких условиях. Чаще всего примыкание образуется с помощью местоимений, инфинитивов, наречий, причастий, деепричастий.
Например:
ехать (как?) спокойно;
дом (чей?) его;
хотел (что сделать?) прибежать
- Типы словосочетаний.
Существует несколько типов словосочетаний, рассмотрим типы словосочетаний по грамматическому значению.
- Атрибутивные. Состоят из определяющего и определяемого существительного. Проще говоря – предмет + признак.
Например: бордовая книга.
- Обстоятельственные. Состоят из главного слова и его признаков, действий, называемыми обстоятельствами.
Например: пришёл быстро.
- Комплетивные. Состоят из главного слова и обязательного смыслового добавления. Без второстепенного слова смысл высказывания будет понятен, но не будет иметь точного определения.
Например: семеро друзей.
- Субъектные. Состоят из главного слова и зависимого, которое является субъектом действия. То есть главное слово – это действие или состояние, а зависимое – это субъект этого действия.
Например: упорство ученицы.
Предложение – совокупность слов, несущих в себе какую-то информацию о событии, цели, действии и т.д. Чаще всего предложение состоят из нескольких слов логически связанных, но бывает и такое, что во всём предложении встречается лишь одно слово.
Например: Заря.
Предложения бывают по цели высказывания:
- Вопросительные. В таком случае обязательно нужно поддерживать соответствующую интонацию при устной речи, а в письменно в конце предложения обязательно ставить вопросительный знак. При составлении вопросительных предложений можно использовать слова: где, как, почему и др.
Например: Где ты был вчера вечером?
- Повествовательные предложения доносят какую-то информацию. Повествует о событии. В таких предложениях можно ставить точку или восклицательный знак.
Например: Она сыграла на рояле.
- Побудительные предложения – это предложения, побуждающие к какому-либо действию. С помощью таких предложений мы просим, призываем к действию. В конце таких предложений необходима точка или восклицательный знак.
Например: Сделай кофе, пожалуйста.
Также предложения бывают по эмоциональной окраске:
- Восклицательные – используются для передачи ярких, возбуждающих эмоций. В устной речи такие предложения произносятся громко, внятно, с эмоциями. В письменно обязательно ставится восклицательный знак.
Например: Я так много хочу тебе рассказать!
- Невосклицательные. Предложения, не выражающие никаких эмоций. Произносятся равнодушно без ярких красок. В письме обязательна точка в конце предложения.
Например: Нет, не нужно.
Таким образом, если знать все виды предложений, можно достаточно грамотно излагать свои мысли и не делать ошибок в пунктуации.
Главными членами предложения в русском языке являются подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу любого предложения.
Они не зависят от других слов в предложении, но смысл и второстепенные слова всегда привязаны к грамматической основе предложения.
Главный член предложения. Всегда отвечает на вопросы: кто? что? Может быть выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже, также может быть выражено двумя словами, глаголом в неопределенной форме.
Подлежащее доносит, о чем говорится в предложении. При разборе грамматической основы подлежащее подчеркивается одной чертой.
Например:
(Что?) Спектакль начался.
(Что делать?) Заниматься спортом – значит дорожить здоровьем.
Главный член предложения, который повествует о том, что делает подлежащее. Всегда отвечает на вопросы: что делает? что сделал? каков? Чаще всего сказуемое является глаголом, но в некоторых случаях может быть выражено прилагательным или существительным. Сказуемое всегда подчеркивается двумя чертами.
Например:
Москва (что?) — столица России.
Петр I (что сделал?) основал Санкт-Петербург.
Сказуемое бывает: составным и простым.
Простое глагольное сказуемое — один глагол в форме какого-либо наклонения. Способен передать основное действие подлежащего.
Составное сказуемое состоит из двух частей. Бывает двух видов: именное и глагольное.
- Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение сказуемого и неопределенной формы глагола, который выражает его основное лексическое значение. Составное глагольное сказуемое может быть выражено кратким прилагательным и служебным глаголом-связкой быть в форме нужного направления. Например: хотел уехать.
- Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, которая доносит грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение. В предложениях чаще всего употребляется глагол-связка быть, которая выражает грамматическое значение. Также могут использоваться глаголы-связки движения: ехать, идти, лежать. Именная часть чаще всего состоит из прилагательного, существительного, краткого страдательного причастия.
Простое предложение – предложение, в котором содержится одна грамматическая основа. Грамматическая основа состоит из двух главных членов предложения – подлежащего и сказуемого.
Например: Осень пришла.
Но также простое предложение может состоять из одного слова – подлежащего. Например: Вечер.
Или только сказуемого. Например:Холодает.
Простые предложения бывают:
- Двусоставные – предложения, в которых грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
Например:
Моя дорога будет дальней и трудной.
- Односоставные – предложения, в которых содержится только одна грамматическая основа.
Например:
Встречу тебя возле подъезда.
- Неполные – предложения, в которых нет конкретики, сложно передается смысл предложения. Обычно такие предложения используются в диалогах в неформальной обстановке.
Например:
-Вон, едет!
-Кто едет? Где?
Используются для передачи точной информации. Несут смысл.
Например:
Я увидел красочную сцену.
- Неосложненные. Предложения, в которых нет осложнений причастными, деепричастными оборотами, вводными словами и тд.
Например:
Выйду на улицу ночью с конем.
- Осложненные. Предложения, в которых есть вводные, однородные слова, обороты.
Например:
Во-первых, ты далеко не тот человек, который нам нужен.
- Распространённые. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.
Например:
Золотая осень раскинулась на всю тундру.
- Нераспространённые. Предложения, в которых нет второстепенных членов предложения.
Например:
И она улетела..
Сложное предложение содержит все две или более грамматических основ, которые более глубоко раскрывают смысл высказывания. Связываются между собой простые предложения в составе сложного соединительными союзами, тире или двоеточием.
Например:
Ноги уже замерзли жутко, а Лёша продолжал гулять.
Яна и Настя очень любили мороженое, но из-за больного горла не могли сегодня позволить даже рожка.
Метель усиливалась, но стадо оленей продолжало идти.
В приведенных примерах видно, что в одном предложении есть несколько маленьких, которые соединяются в единую мысль с более глубоким смыслом.
Сложные предложения бывают:
- Союзные. Такие предложения состоят из двух и более частей, имеют сочинительную или подчинительную связь при помощи союзов, союзных слов. Разделяются на два типа: сложноподчинённые, сложносочинённые.
- Бессоюзные. Сложные предложения, которые связываются при помощи интонации, не содержат в составе союзов или союзных слов. Такой тип предложений чаще всего встречается в сказках, пословицах, разговорной речи. Бессоюзные предложения состоят из нескольких простых, связанных интонацией или знаками препинания: запятой, двоеточием, точкой с запятой, тире. Например: Делу – время, потехе – час.
- Сложносочиненное.
Сложносочиненное предложение состоит из нескольких простых, связанных между собой общим смыслом. Соединяют все простые предложения в сложносочиненном предложении сочинительные союзы.
Союзы в ссп имеют три разряда:
- Соединительные: да в значении «и», и, да и, тоже, и, не только, но и, хотя и, но и. Союзы используются для перечисления однородных предметов, их свойств, качеств, действий.
- Разделительные: или, не то, либо. Используются союзы в предложениях, где нужно сделать выбор.
- Противительные: однако, а, но, зато. Данные союзы отображают сопротивление одного предмета к другому.
Сочинительные союзы могут быть выражены как одним словом (да, также, но), так и двумя (не только, но и). Употребляться могут в предложении, как один раз, так и несколько. Всё зависит от востребованности союзов в предложении.
Простые предложения в составе сложного всегда необходимо отделять запятыми перед сочинительным союзом.
Например:
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
При выборе постановки запятой сначала важно определить основу предложения: подлежащее и сказуемое, и четко понять, что является однородными членами, а что грамматической основой.
Например:
Зимой и летом Ваня навещает бабушку в деревне и помогает с домашним хозяйством. (навещает и помогает — однородные члены).
- Сложноподчиненное
Сложноподчиненное предложение состоит из двух простых, где одно предложение является главным, а второе зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами.
Главным предложением является то, в котором нет подчинительного союза, а то предложение, где присутствует подчинительный союз, соответственно, является придаточным.
Придаточные предложения могут стоять перед главным.
Например:
С тех пор как Марина ушла из сборной, тренер не мог найти себе места.
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Например:
Она не сходила с дороги, что вела ее к успеху.
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения.
Например:
И ранним утром, когда только встает солнце, Иван разминается перед пробежкой.
Крайне важно понимать, что придаточное предложение отделяется от главного запятыми.
Главное различие словосочетания от предложения заключается в том, что предложение – это законченная мысль, даже если оно состоит из одного слова. В предложении всегда есть мысль, которая имеет логическое завершение.
Что касается словосочетания, то это скорее переход от слова к предложению.
Еще стоит отметить одно важное отличие: предложение всегда имеет грамматическую основу.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова или нескольких слов, которые связаны подчинительной связью. Словосочетание может являться дополнением, определением или обстоятельством, если оно состоит в предложении.
Также важным отличием предложения от словосочетания является то, что предложение бывает простым или сложным. Словосочетание может быть простым или сложным только по наличию зависимых слов.
Текст – объём информации, состоящий из предложений, закрепленных логической последовательностью, имеющих общую тему, стиль и оформленность.
Текст состоит из:
- Заголовка.
- Предложений.
- Абзацев.
- Разделов.
- Подразделов.
- Глав.
Чтобы набор слов и предложений можно было назвать текстом, нужно подчиняться некоторым критериям грамотного текста. Вот одни из них:
- Завершенность, которая приводит к логическому исходу. Все мысли, изложенные в тексте должны привести к какому-то выводу читателя, чтобы было понятно ради чего был написан текст.
- Связность. Все предложения в тексте должны быть взаимосвязаны, чтобы провести логическую нить через весь текст и не завести читателя в заблуждение.
- Единство используемых стилистических средств. Очень важный признак текста, так как подача и формат текста будут исходить целиком из выбранного стиля. Для каждого стилевого средства используются свои термины. Для научного текста – это сложный терминологический стиль, для простого – разговорный и простой. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в тексте переплетались разные стили.
- Членимость и автономность. Членимость и автономность подразумевают, что текст должен состоять из предложений, несущих одну логическую мысль.
Существует несколько способов связи связей предложений в тексте. Это: цепная и параллельная.
- Цепная (последовательная, линейная) связь. Один из самых распространённых способов связи среди предложений. Это объясняется тем, что все предложения, находящиеся в тексте, имеют принцип спирали, а, то есть одно предложение «вытекает» из другого. Это и называется цепной связью. Чаще всего цепные способы используются в публицистической, научной и учебной литературе. Ведь в подобных текстах не обойтись без последовательной, логической мысли. Самые распространённые виды по способу выражения цепной связи:
- местоименные связи — прилагательные, существительные, числительные заменяются в следующем предложении местоимениями и местоименными наречиями;
- лексические и синтаксические повторы;
- синонимические замены.
- Параллельные (централизованные) связи. Такие связи имеют один субъект. Они не имеют тесной связи между собой, но акцентируют внимание на одном объекте. Порядок расположения параллельных предложений не имеет большого значения. Если менять их местами смысл текста или отрывка не поменяется. Структура параллельных предложений:
- Центральная установка.
- Предложения, раскрывающие выбранный тезис.
- Вывод.
Например:
Мой дедушка Толя – ворчливый до жути. Стоит только мне забыть выключить свет в коридоре, он тут же начинает хмуриться и говорить, что мы экономить не умеем. Не было еще ни дня, когда бы дедушка не поворчал. Но мы все равно очень его любим.
Подводя итог статьи, можно заметить, что русский язык очень богат своим содержанием. Синтаксический раздел – один из важнейших разделов русского языка, который требует глубокого и детального изучения. Разобравшись детально в разделе, Вы будете грамотным человеком. Познание азов русского языка не заканчивается на данном разделе, но, начав разбираться хотя бы в нём, успех Вам гарантирован!
Автор статьи: Анастасия Шпакович
Синтаксис — что изучает наука, ее определение и что в себя включают ее разделы
Язык – это система, которая состоит из тесно взаимодействующих уровней: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, синтаксического. Последний объединяет в себе все предыдущие и формирует отдельную сложную подсистему.
Что такое синтаксис в русском языке. Синтаксис – это наука, изучающая структуру письменной и устной речи. Википедия дает такое определение: это часть грамматики, которая указывает на правила соединения слов внутри словосочетаний и предложений.
Предмет изучения
Что изучает синтаксис: тексты, отдельные предложения и словосочетания, их структуру, состав, функции, роль в устной и письменной речи.
Предметом изучения науки являются правила сочетания слов, словоформ и словосочетаний, их анализ с точки зрения коммуникативной направленности.
Для достижения поставленной цели исследователям в этой области языкознания требуется:
- сформировать определение для понятий «синтаксические единицы», определить их структуру, функции и значение,
- изучить грамматические формы и категории синтаксических единиц, установить связи и зависимости между ними,
- описать структуру и типы единиц этого уровня, определить их роль,
- проанализировать структурно-семантические типы синтаксических единиц,
- определить, описать и сравнить средства, которые используются для связи, исследовать способы выражения отношений внутри элементов и между ними.
Обратите внимание! Цель науки – исследовать грамматическую форму и значение синтаксических единиц.
Разделы
Синтаксис как раздел науки о языке включает три раздела, которые систематически изучают разные структурные элементы речи. Разделы синтаксиса формирует свои задачи, цели, объект и предмет.
Это интересно! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры
Предложение
Предметом изучения является единица речи, которую говорящие и слушающие воспринимают как грамматическое целое. Оно служит для словесного оформления мышления.
В его структуру входят:
- подлежащее,
- сказуемое.
Признаками предложения являются грамматическая и идейная целостность, логическая завершенность, предикативность (присутствие, как минимум, одного главного члена), смысловая оформленность.
Синтаксис исследует типологию этих единиц, способы связи в них, виды их элементов.
Обратите внимание! Выделяют синтаксис простого и сложного предложения.
Словосочетание
Учение о словосочетании ищет ответы на такие вопросы:
- Существует ли словосочетание вне контекстов, или оно всегда является вторичным, вычленяемым из готового высказывания?
- Можно ли выделить в отдельный класс предикативные словосочетания (подлежащее плюс сказуемое)?
- Можно ли выделить в отдельный класс однородные члены предложения?
Что такое словосочетание
Исследователи словосочетания по-разному понимают его природу. Кто-то выделяет эту единицу как синтаксическое единство, которые мы вычленяем из предложения. Другие называют этим термином любые слова, которые связаны грамматически и по смыслу.
Исследованием этих взглядов и занимается синтаксис словосочетания.
Текст
Этот раздел лингвистической науки изучает организацию текста, связи между отдельными предложениями.
Текст: определение понятия
Объектом изучения этого раздела являются:
- структурные схемы простых и сложных предложений,
- схемы сложного синтаксического целого,
- строение текста,
- типы связи между предложениями сложного синтаксического целого.
Синтаксис текста помогает оценить структурные особенности текста, установить связь между ними и коммуникативной направленностью каждой единицы этого уровня. Это необходимо для проведения лингвистического анализа текста.
Основные единицы уровня
Разделы языкознания оперируют своими единицами. Например, в фонетике это звук, лексикологии лексема.
Единицы синтаксиса
В синтаксисе основными элементами являются:
- словосочетание – два и более слова, которые связаны подчинительными отношениями. Главная функция – номинативная,
- предложение – частица речи, которая используется для формирования, выражения и передачи мысли. Выполняет коммуникативную, номинативную функции,
- синтаксема – слово в его синтаксическом функционировании, как носитель синтаксической функции. Например, в высказывании «Вечер опустился на город» слово «вечер» является синтаксемой, которая исполняет роль сказуемого.
Каждая из них является объектом изучения соответствующего раздела этой науки.
История изучения
На протяжении развития языкознания данный раздел языкознания изучали с позиций таких аспектов:
- логико-грамматического (начало и конец 17 века). В основе лежит идея о том, что предложение является полным аналогом логического суждения,
- психологического. Представители – О. Потебня, А. Фортунатов. Они проводили параллели между предложением и психологическим суждением,
- формально-грамматического (А. Пешковский). Язык рассматривали как систему, которая действует по своим внутренним законам, изучали формальные показатели предложений,
- структурно-грамматического. Представители этого направления отделяли от этого уровня логику, психологию и утверждали, что все его единицы нужно изучать, исходя их собственного знания, без привязки к логическим категориям,
- коммуникативного. Этот взгляд на науку и ее единицы остается актуальным до сих пор. Изучение предложения и его элементов осуществляется исходя из их роли в устной и письменной речи.
Синтаксические единицы
Эти аспекты сопоставляются с основными этапами изучения этого раздела науки:
- Греко-римский период, Средневековье (логико-грамматические походы).
- Классическое языкознание, «традиционное» (формально-грамматический и структурно-грамматический подходы).
- Современные лингвистические подходы.
На современном этапе изучения этого раздела науки в центре исследований находятся вопросы, связанные с активным развитием Интернета и виртуального общения: медиасинтаксис, трансформация текстов и их элементов под влиянием социальных сетей, нелинейный синтаксис (средства графического выделения слов и фраз: вариации шрифтов, малых и прописных букв).
Синтаксис в литературе
В литературе выделяют синтаксические способы выражения.
Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.
Примеры средств:
- парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо. Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»,
- синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
- эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен,
- параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста,
- оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»),
- асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности,
- полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности,
- риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные),
- инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции,
- эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку».
Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.
В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:
- повторы,
- нарушение порядка слов,
- тавтология.
Полезное видео
Подведем итоги
Синтаксис как раздел науки о языке – многоярусное явление, которое включает много аспектов и подуровней. Его изучения помогает лучше понять структуру языка и взаимосвязь всех структурных единиц лингвистики.
Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии
История учения о словосочетании l Первая точка зрения (широкая) в трудах А. М. Пешковского и Ф. Ф. Фортунатова : словосочетание любое сочетание двух знаменательных слов, выделяемое из предложения. В саду раздавались голоса детей.
История учения о словосочетании l Вторая точка зрения (опирается на труды А. А. Шахматова и В. В. Виноградова) Словосочетание не несет законченного сообщения, а является лишь развернутым, составным наименованием явлений действительности. Из числа словосочетаний исключаются грамматические основы предложений
История учения о словосочетании Третье направление в изучении словосочетания связано с именем В. А. Белошапковой, которая, включает, однако, в число словосочетаний объединения слов не только на основе подчинительной связи, но и сочинительные сочетания тоже: отец и мать, дом и пристройка и проч.
Словосочетание и предложение – понятия разных семантических рядов… Они соответствуют разным формам мышления… Словосочетание так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности. В. В. Виноградов
Структура словосочетания В структуре словосочетания выделяют главное (стержневое) слово и зависимый компонент, находящийся с главным в подчинительной связи. Главное сл. Зависимый компонент Дом из камня
Классификация словосочетаний 1. По типу смысловых отношений Атрибутивные (определительные) – зависимое слово определяет предмет (явление), называемое главным словом, с точки зрения его внешнего признака, внутреннего свойства, качества, принадлежности: горячее молоко, мои друзья, дом из дерева и проч. ;
Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Объектные – отношения между действием, признаком, состоянием и предметом, на который это действие направлено, или с которым это состояние сопряжено: любить учеников, воспитывать примером и проч. ;
Классификация словосочетаний l Обстоятельственные – это отношения, при которых действие, состояние или признак определяются со стороны своего качества, интенсивности, условий и т. п. : засыпать под утро, гулять по городу, слишком громкий и проч.
Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Восполняющие — особый тип отношений, возникает при информативно недостаточных словах: слыть чудаком, стать здоровым, быть заметным и под
Классификация словосочетаний 2. По типу подчинительной связи: l согласование, l управление, l примыкание.
Классификация словосочетаний 3. По морфологической принадлежности стержневого слова Субстантивные (гл. слово – имя существительное), адъективные (гл. слово – прилагательное), глагольные (главное слово выражено глаголом либо атрибутивной формой глагола), наречные (адвербиальные) — (главное слово – наречие)
Классификация словосочетаний 4. По составу. простые, состоящие из двух знаменательных слов, между которыми устанавливается один тип синтаксических отношений Животный мир, дом из дерева будем надеяться на лучшее, пусть едет сегодня же, самый старший из братьев.
Классификация словосочетаний по составу сложные состоят из трех или более компонентов, между которыми устанавливаются разные способы синтаксической связи. каменный дом – новый каменный дом с балконом – новый каменный дом с просторным балконом и т. д.
Парадигма словосочетания Совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Опирается на формы главного слова: Белая береза – белой березы – белой березе — белую березу – белой березой – о белой березе
Схема анализа словосочетания 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выписать словосочетание из текста; Найти главное и зависимое слово; Простое или сложное; Чем выражены главное и зависимое слово; Грамматическое значение словосочетания; Тип(ы) подчинительной связи.
Источник: https://present5.com/sintaksis-kak-razdel-nauki-o-yazyke-materialy-k/
Разделы науки о языке
- Сегодня мы ответим на такие вопросы:
- · Какие мы знаем разделы науки о языке?
- · Что изучает каждый раздел науки о языке?
- · С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
- Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
- Приставка под-, корень –вод-, суффикс –н- и окончание -ый.
- Такими разделениями занимается морфемика.
- Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
- Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
- А из предложений потом получается текст.
- Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
- Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
- Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
- Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
- Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
- Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
- Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
- Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
- Фонетика – она занимается звуками.
- Графика имеет дело с буквами.
- Лексикология изучает слова и их значения.
- Морфемика имеет дело с морфемами.
- Морфология рассматривает части речи.
- А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.
Источник: https://videouroki.net/video/94-razdely-nauki-o-yazyke.html
Что такое синтаксис в русском языке?
Слово «синтаксис» происходит от греческого слова syntaxis, что в переводе значит «составление». Значение слова дает нам понять, что синтаксис тесно связан с упорядочиванием единиц языка. Чтобы понять, что такое синтаксис в русском языке, нужно вспомнить, что такое грамматика, а также обратиться к истории развития языкознания.
Многие языковеды интересовались вопросом, что такое синтаксис. Этот раздел науки описан еще в античных трудах, но окончательно он был сформирован в 19 веке.
Ученые сформулировали четкое определение. Синтаксис – это раздел науки о языке, который включает в себя учение о словосочетаниях и предложениях. Различные компоненты языка объединяются при помощи синтаксических связей.
Существует два типа связей:
- Сочинительная. Связь между равноправными языковыми единицами. В этом случае мы не можем задать вопрос от одной части предложения к другой. Сочинительная связь бывает между словами в словосочетаниях (лес и горы), в простых предложениях она представлена в виде однородных членов («… У нас запляшут лес и горы!» И. Крылов), а также может связывать части сложносочиненного предложения («… И ноты есть у нас, и инструменты есть…» И. Крылов).
Сочинительные союзы – главные спутники сочинительной связи: и, но, а или, либо, то – то, не то – не то и прочие
- Подчинительная. Он возникает в том случае, если единицы неравноправные. Одна считается главной, а другая зависит от нее. Мы можем задать вопрос от главной части к зависимой. Эта связь призывает на помощь подчинительные союзы: что, где, какой, потому что, если, когда и другие
Подчинительную связь хорошо иллюстрирует следующий пример из басни Ивана Крылова: «Мы, верно, уж поладим, (при каком условии?) коль рядом сядем».
Словосочетание
Чтобы понять, что означает синтаксис, следует рассмотреть его основные единицы: словосочетание и предложение.
Словосочетание – это два, три и более слов, которые связаны при помощи подчинения. Обязательным условием является то, что слова должны быть знаменательными, то есть полнозначными.
- Можно вновь обратиться к басням Крылова и найти в них прекрасный пример, показывающий, что такое словосочетание:
- Уж сколько раз твердили миру,
- Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
- И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
В этих строках мы можем отыскать следующие словосочетания:
- Твердили (кому?) миру
- Лесть (какова?) гнусна, вредна
- Отыщет (где?) в сердце
- Отыщет (что?) уголок
Предложение
Известный языковед В. Виноградов сформулировал следующее определение: «Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».
В словосочетании нет законченности выраженной идеи, а в предложении она присутствует.
В синтаксисе выделяют простые и сложные предложения:
- Простое предложение – это главный структурный вид предложений, который помогает строить сложные предложения. В нем присутствует одна грамматическая основа. Примеры простых предложений:
- Пришла зима
- Грачи прилетели
- Лиса бежала
- Сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ. Его части объединены по смыслу, грамматически и интонационно. Примеры сложных предложений:
- Когда я вошел в дом, я увидел на столе большой самовар и стопку иностранных журналов
- Кошка вернулась домой, потому что на улице стало темно
Сложное предложение сообщает читателю о нескольких событиях и о связи между ними. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
Синтаксис – это важнейший раздел науки о языке, который требует пристального изучения.
Источник: https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-sintaksis-v-russkom-yazyike/
А 29 разделы науки о языке и изучаемые в них понятия
ПОМНИ:чтобы выполнить задание подобного типа, следует изучить не только определения разделов, но и знать определения изучаемых в них понятий, т.е. владеть теорией русского языка.
Разделы | Определение раздела | Изучаемые понятия |
Фонетика | Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи | Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел |
Орфография | Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей | Орфограмма. Орфографическое правило. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы |
Лексика и фразеология | Раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Фразеологизмы |
Словообразование | Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования | Состав слова. Морфема. Основа слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Словообразовательные формообразовательные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов |
Морфология | Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы | Части речи (самостоятельные, служебные). Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания. Морфологические признаки частей речи |
Синтаксис | Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение, роль в речи | Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. Предложение. Подлежащее и сказуемое. Сказуемые: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Определение, дополнение, обстоятельство. Простое предложение. Однородные члены предложения. Обобщающие слова. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова. Сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное. |
Пунктуация | Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания | Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). Одиночные и парные знаки |
Стилистика | Раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности | Стили речи: разговорный и книжные: художественный, научный, публицистический официально-деловой. Языковые особенности стилей речи. Жанры, характерные для определённого стиля |
Культура речи | Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. | Нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая |
Работа с текстом
Задания А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4 в сборниках ЦТ предлагается выполнить на основе текста.
Изучив предлагаемые в данном пособии теоретические сведения (А31, А32, В1, В2, В3, В4), потренируйтесь выполнять вышеуказанные задания, используя тексты из сборников ЦТ (Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов, 2004 – 2008 гг.).
Основные признаки текста | ||||
Тематическое единство | Последова-тельность | Связность | Развёр-нутость | Завершённость |
Все предложения раскрывают тему и основную мысль | Последовательное развитие мысли в тексте | Мысли предаются последовательно, дополняя и раскрывая содержание предыдущих предложений | Наличие подтем и микротем | Завершённый текст – это текст, где Тема раскрыта полно с т.з.автора |
Например:
Любой конфликт имеет в основе своей противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в определенную ситуацию, тем острее конфликт.
У каждого человека формируется свое видение собственного «Я» , то есть того, каким индивид видит себя и на основании чего он строит свои взаимоотношения с другими людьми , как сам к себе относится.
Источник: https://megalektsii.ru/s20568t4.html
Синтаксис — это… Что такое Синтаксис?
Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.
Синтаксис включает в себя :
- связь слов в словосочетаниях и предложениях;
- рассмотрение видов синтаксической связи;
- определение типов словосочетаний и предложений;
- определение значения словосочетаний и предложений;
- соединение простых предложений в сложные.
Синтаксис статический
Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).
Синтаксис коммуникативный
Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.
Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.
Синтаксис функциональный
Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.
См. также
Ссылки
Морфология | |
---|---|
Основные понятия | Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи |
Персоналии | Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк |
Связанные темы | Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология |
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика |
Синтаксис — это… Что такое Синтаксис?
Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.
Синтаксис включает в себя :
- связь слов в словосочетаниях и предложениях;
- рассмотрение видов синтаксической связи;
- определение типов словосочетаний и предложений;
- определение значения словосочетаний и предложений;
- соединение простых предложений в сложные.
Синтаксис статический
Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).
Синтаксис коммуникативный
Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.
Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.
Синтаксис функциональный
Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.
См. также
Ссылки
Морфология | |
---|---|
Основные понятия | Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи |
Персоналии | Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк |
Связанные темы | Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология |
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика |
Что изучает синтаксис?
В современном строе русского языка существует много уровней. И для изучения каждого существует свой отдельный раздел. Так, строением слова занимается морфология, слова изучает лексикология, а что изучает синтаксис?
Синтаксису в языке отведена отдельная важная роль — изучение предложений и словосочетаний. Так синтаксис изучает:
- как строятся предложения и словосочетания;
- из чего они состоят;
- какие виды связи между ними бывают;
- какие бывают типы предложений и словосочетаний;
- какое значение имеет каждое из них;
- как простые предложения соединяются в сложные.
Так, например, все мы помним из школьного курса русского языка, что связь бывает сочинительной и подчинительной. Сочинительная — это когда все слова в словосочетании или все части сложного предложения имеют равные права и независимы друг от друга. Подчинительная — как понятно уже из самого названия, тот тип связи, при котором одно слово в словосочетании или простое предложение в составе сложного доминирует над другими.
Так, у словосочетаний выделаются следующие типы связей:
- Согласование: слова в словосочетании согласуются, и когда изменяется одно, то изменяется и второе. Примеры: прекрасная девушка, живописная картина, удачная поездка. В этом виде связи от главного слова к зависимому задаются вопросы определений: какой? каков? чей?
- Управление: одно слово (главное) управляет вторым (зависимым) и при изменении главного слова зависимое не меняется. Пример: любить маму, смотреть кино, заниматься танцами. Отличительный признак управления — от главного слова к зависимому задаются вопросы косвенных падежей.
- Примыкание: зависимое слово как бы примыкает к главному, соединяется с ним по смыслу и интонационно и всегда является неизменяемой частью речи. Пример: красиво выглядеть, нарочно сделать, яйца вкрутую. Этот вид связи предполагает вопросы обстоятельств, которые задаются от главного слова к зависимому: как? когда? где? и т. д.
А предложения бывают двух видов: простые и сложные. В простых предложениях только одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое или только одно из них), а в сложном — несколько. Сложные тоже, в свою очередь, делятся на несколько видов, но это уже совсем другая история…