Что надо знать чтобы сдать егэ по биологии – как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов — Учёба.ру

Содержание

как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов — Учёба.ру

Василий Рогожин,

директор образовательного ЕГЭ-центра «Парамита»,

эксперт ЕГЭ по биологии и химии

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по биологии?

Основная сложность экзамена по биологии заключается в большом объеме школьного курса: биология как предмет начинается в школе с 5-6 класса, а до этого ученики изучают биологическую науку в рамках школьных предметов «Окружающий мир» и «Природоведение» в начальной школе. То есть проверке на экзамене подлежат знания по биологии, полученные минимум за шесть лет обучения в школе.

Вторая проблема связана с самой структурой ЕГЭ. Дело в том, что зачастую наличие знаний по предмету еще не гарантирует успешную сдачу экзамена. Писать ЕГЭ на высокие баллы — это отдельная наука. Кроме того, год от года структура экзамена меняется. Так, в 2017 году произошли очередные существенные изменения — в целом, надо признать, в лучшую сторону. Задания стали более объективными, вероятность простого угадывания правильного ответа снижается. Но дело в том, что школьная программа по биологии сегодня основана на знаниях, актуальных для конца XX века. За 30 лет содержание большинства школьных учебников по биологии практически не изменилось, притом что биологическая наука — одна из самых быстро развивающихся сегодня.

И вот получается, что ребенок, который занимается углубленно биологией: по современным научным пособиям, с педагогом, который идет в ногу с наукой и дает актуальные знания, на экзамене сталкивается с серьезной проблемой. Он отвечает на вопросы ЕГЭ с точки зрения современной науки, а в критериях оценивания может быть заложен эталон, который базируется на знаниях 20 или 30-летней давности. В этом случае талантливые выпускники могут пострадать от своих же знаний и получить меньше баллов, чем тот, кто владеет вполне заурядными и не всегда актуальными знаниями. Победители биологических олимпиад, в том числе и Всероссийской олимпиады школьников, редко получают на ЕГЭ 100 баллов. И среди учеников, которые приходят в ЕГЭ-центр «Парамита», таких примеров много.

Какие темы вызывают обычно наибольшую сложность?

Традиционно самые сложные разделы в биологии — те, что являются наименее наглядными. Это молекулярная биология: репликация ДНК, фотосинтез, реакции энергетического обмена, биосинтез белка и т. д. Ребенок не видит в повседневной жизни молекул, из которых построено все живое, — в отличие от животных, растений и собственного тела, которые можно наблюдать каждый день. В случае с молекулами первичный опыт невозможен без специальных методов, которые школьнику, конечно, недоступны. Большинство ошибок в ЕГЭ делают именно в этих темах.

Еще один проблемный раздел — ботаника. Ее изучают в 6-7 классе школы, а к 11 классу многое уже забывается. Усвоить перед экзаменом эту тему с азов очень сложно. Ну и, кроме того, растения очень далеки от нас с эволюционной точки зрения — гораздо дальше, чем, например, животные. Поэтому для растений сложно провести аналогии со строением человеческого тела, у растительного мира много уникальных особенностей.

В каких заданиях чаще делают ошибки или выполняют неправильно? На что стоит обратить особое внимание?

Общая проблема: большинство детей не умеют внимательно читать формулировку задания, не вчитываются, могут пропустить, например, частицу «не» и вместо того, чтобы выбрать нехарактерные особенности строения пресноводной гидры, выбирают, наоборот,

характерные. Главное наставление — читать внимательно формулировку задания и, прежде чем ответить, убедиться, что правильно понял то, что от тебя требуется.

Второй общий совет: в заданиях, где есть выбор ответов, прежде чем выбирать из предложенных, попытайтесь ответить на вопрос самостоятельно, а потом уже найти наиболее подходящие или совпадающие варианты. При таком приеме вероятность ошибки резко падает.

В 2016 году в ЕГЭ по биологии было 40 заданий, в этом году количество сократили до 28. А время на выполнение увеличили — с 3 до 3,5 часов. С одной стороны, это хорошо, есть возможность все внимательно проверить. С другой стороны, 3,5 часа умственного напряжения — это непосильная для ребенка нагрузка. Совет: стараться по возможности отвечать на вопросы сразу, уложиться в первые 1,5-2 часа, когда эффективность работы нервной системы будет максимальной.

Что же до заданий, то в 2017 году первая часть — вопросы с № 1 по № 21, где нужно дать краткий ответ или выбрать несколько вариантов из предложенных, были существенно изменены и дополнены заданиями нового формата. В первой части заданий ЕГЭ не осталось вопросов с одновариантным выбором ответа, но появились такие, где надо выбрать, например, два варианта из пяти. И это тоже указано в формулировке вопроса — важно это прочитать и обратить внимание.

Появились в этом году и совершенно уникальные типы вопросов, которых раньше не было:

  • № 1 — задание со схемой или таблицей, где пропущен один элемент, который нужно вычислить на основе имеющихся данных и вписать словом. Пример можно посмотреть в демоверсии на сайте ФИПИ.
  • № 6 — нужно решить несложную генетическую задачу и записать ответ — соотношение фенотипов или генотипов потомков — в виде последовательности цифр.
  • № 9 и № 15 — оригинальные задания, где представлен текст, из которого нужно выбрать предложения, которые соответствуют определенным критериям.
  • № 20 — абсолютно новое задание в виде таблицы, где пропущены несколько ячеек. Как и в № 1, здесь нужно найти связь между представленными элементами и вписать недостающие.
  • № 21 — работа с графической информацией: графиком или таблицей. Их нужно проанализировать и выбрать из списка утверждений верные, а затем подобрать соответствующие выводы. Верных вариантов в этом задании — два из пяти предложенных.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов?

Самые сложные вопросы — с № 22 по № 28: те, где требуется развернутый ответ. За них же можно получить максимальное количество баллов — 2 или даже 3 (с № 23 по № 28). Общая проблема тут заключается в том, что современные школьники не умеют литературно излагать свои мысли, а ведь в случае с биологией это тоже имеет значение. Они пропускают в ответах подлежащее или сказуемое, и в результате смысл предложения совершенно теряется. Порой понять, какую мысль хотел донести автор, совершенно невозможно. Совет: перечитывайте то, что вы написали.

Не допускайте биологических ошибок. Даже если ответы на вопрос даны верно, но в описании есть неточности или ошибки, могут снять балл. Третий совет: отвечайте на вопрос как можно более подробно и всесторонне, давайте определение биологическим терминам, даже если в задании это не прописано.

Традиционно сложными заданиями являются: № 27 — задача по цитологии. С ней, по традиции, справляются очень немногие — часто путают типы генов в ДНК, о которых идет речь в задании (белковый, тРНКовый или рРНКовый ген).

№ 28 — генетическая задача. Совет такой: в схеме решения генетической задачи нужно всегда подписывать фенотипы, даже если в задании это не указано.

По каким общедоступным источникам можно готовиться к экзамену?

Во-первых, это материалы, которые представлены на сайте ФИПИ: демоверсии, банк заданий прошлых лет (задания с № 22 по № 28 остались без изменений). На сайте ЕГЭ-центра «Парамита», на странице «Видеоуроки» мы, например, собрали видеоматериалы — короткие ролики по разным темам, в том числе по самым сложным. Это не только полезный, но и интересный для школьника материал. Некоторые видеоролики, в частности по молекулярной биологии и цитологии, выпущены ведущими зарубежными вузами, и, чтобы не возникало трудностей с переводом, закадровый текст мы перевели на русский язык и опубликовали перевод сразу под роликом.

Что касается учебников, то мы готовим слушателей по пособию А.В. Пименова «Биология. Полный курс подготовки к ЕГЭ». В этом пособии довольно кратко, но глубоко изложен весь школьный курс биологии. Язык доступнен даже для тех, у кого уровень знаний минимальный. В учебнике отсутствуют фактические ошибки, поэтому ему можно всецело доверять. Книга была выпущена в 2014 году, и тираж тут же разошелся, поэтому на нашем сайте в разделе «Учебные материалы» можно найти ссылку на электронную версию, а также другие пособия по биологии, которые могут помочь при подготовке к ЕГЭ.

SaveSaveSaveSave

www.ucheba.ru

Быстро и качественно подготовиться к ЕГЭ для сдачи на 100 баллов.

Как быстро подготовиться и сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов?

Многие ученики, решившие связать свою жизнь с медицинским и биологическим направлениями, задают вопрос о том, как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов. Успех выпускников, прежде всего, зависит от времени, которое они затрачивают на подготовку к экзамену. Соответственно, чем больше было пройдено материала за это время, тем выше шанс успешно подготовиться к сдаче биологии. Если ребенок точно решил сдавать биологию, то ему следует заняться подготовкой уже сейчас.

Советы для сдачи ЕГЭ на 100 баллов

Каждому выпускнику следует знать, что мотивирующим звеном в его успешном обучении должны быть желание и заинтересованность. Поставленная цель побуждает человека стремиться к совершенству, изучать новые разделы науки, находить и исправлять допущенные ошибки. В своей цели нужно ясно осознать, что можно решить на данном этапе, а что нет, какой объем работы нужно выполнить, чтобы достичь успеха.

Как правило, ребята начинают готовиться к экзаменам еще с 10 класса, а в 11 лишь отрабатывают типовые экзаменационные задания. В действительности, пройти теорию по определенной тематике не означает, что ученик сможет использовать ее в практике. Проходя обучение, учащийся должен не «зубрить» материал, а понимать смысл того или иного ответа и решения. Умение применять теорию на практике приходит не сразу, иногда, упуская важную деталь, ребенок не может осознать свою ошибку.

Если задание кажется очень сложным и нерешаемым, то следует завести отдельную тетрадь для записей. В ней нужно будет составлять конспект по сложным темам и запоминать этапы решения заданий.

Постоянное решение экзаменационных вариантов — это залог успешной сдачи экзамена. Чем больше пройдено заданий, тем больше вероятность того, что именно оно может встретиться на экзамене.

Нужно уметь правильно распределять время. Не следует доводить ребенка до умственного перенапряжения. 2 часа работы будут намного эффективнее, чем 6 часов зубрежки.

Рекомендации по разделам экзамена по биологии

Первая часть экзамена состоит из заданий базового уровня сложности. Решение каждого задания данной части не должно занимать более 2 минут. При выборе правильного ответа не стоит паниковать и сбиваться с мыслей. Если нет точной уверенности в ответе, то этот вопрос следует оставить на потом. Когда легкие задания из первой части будут выполнены, можно переходить к тем, которые вызвали затруднения.

Теория по 1 части включает: основные понятия о жизнедеятельности организмов, генетические закономерности, скрещивание разных видов, виды царств, их свойства и отличия.

Нововведения: анализ и синтез информации по предложенным темам.

Вторая часть состоит из заданий повышенного уровня сложности. Для их выполнения необходимо вспомнить всю пройденную теорию. Ученикам даются задания с выбором правильных вариантов из 6 предложенных, задания на поиск соответствий и на установление правильной последовательности. На каждый вопрос следует затратить не более 5 минут.

Теория по 2 части включает темы: организм человека и его гигиена, макроэволюция, среды жизни.

Нововведения: нахождение ошибок в рисунке, анализ графиков и таблиц со статистическими данными.

  1. Третья часть состоит из заданий высокого уровня сложности. Здесь экзаменуемый должен продемонстрировать навыки применения теории на практике. К каждому заданию необходимо привести решение и подробно его объяснить. Ответ на один вопрос может занять до 20 минут.
  2. Теория по 3 части включает: применение знаний в практических ситуациях, анализ текстовой и графической информации, эволюцию и экологические закономерности, расчетные задачи по цитологии и генетике.
  3. Разделение заданий на 3 категории актуально при самостоятельной подготовке к экзамену. В экзаменационных бланках распределение заданий может быть иным.

О шпаргалках на ЕГЭ по биологии

Кто-то пользуется подсказками, кто-то нет, но делать шпаргалки нужно уметь. Не стоит переписывать целую книгу или копировать на листы варианты заданий, ведь это не принесет никакой пользы, если у ребенка увидят подсказку. Основные моменты, которые должны быть учтены в шпаргалке:

  • основные понятия в краткой записи;
  • примеры заданий, вызвавших сложность при самостоятельном решении;
  • формулы для вычисления;
  • фамилии ученых и их открытия.

Подсказки можно писать на маленьких листочках, на ручках и даже вышивать на одежде. Также можно воспользоваться карманным справочником, если возникли трудности в выполнении того или иного задания. Пользоваться шпаргалкой или нет, решает сам ребенок. В любом случае написанная подсказка вселяет некую уверенность и оптимизм, но получить сто баллов реально и собственным умом.

Проведение экзамена по биологии в 2017 году

В этом году экзамен по биологии значительно усложнили, но уменьшили количество заданий с 40 до 28. Также увеличили с 180 до 210 минут время на выполнение работы. В 2017 году планируется исключить вопросы с выбором правильного варианта ответа, теперь ученик должен будет самостоятельно решить задание и получить верный ответ. Теперь сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов будет чуть сложнее, чем в прошлом году, но для тех ребят, кто уже сейчас готовится к экзаменам, такие нововведения не станут сюрпризом.

Для поступления в ВУЗы необходимо набрать за экзамен не менее 36 баллов.

biology.coach

Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь, – биология, история и другие

Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь? Подобным вопросом задаются многие выпускники, которые переживают относительно предстоящих экзаменов, считая, что совершенно не подготовлены к ним. В этой статье приведены подробные рекомендации, которые позволят в экстремально короткие сроки подготовиться к предстоящему ЕГЭ и успешно его сдать. В целом нужно помнить о том, что желательно готовиться постепенно и своевременно. Это позволит избежать паники накануне экзаменов и предотвратить вероятность получения низкого балла. Но, даже если времени на подготовку не было вовсе, всегда можно справиться в последний момент, учитывая ряд советов.

Следует знать! Практика показывает, что большинство учеников считают, что они знают предмет хуже, чем есть на самом деле. Задания на ЕГЭ, конечно, сложные, но они составлены так, чтобы каждый мог набрать хотя бы минимальный проходной балл, разумеется, если он посещал занятия в школе. Именно поэтому не стоит заранее переживать и настраиваться на неудачу.

Что делать, если ничего не знаешь? Первое, что необходимо, – это успокоиться. Каждый из экзаменующихся как-то доучился до одиннадцатого класса, пройдя не одно испытание, в том числе и обязательное ОГЭ в конце девятого класса. Именно поэтому говорить о том, что ученик ничего не знает, – это как минимум неправильно. Конечно, каждый выпускник волнуется относительно варианта, который ему выпадет, ведь он может быть достаточно сложным. Но даже если так случится, все равно не стоит паниковать, а лучше собраться с мыслями и вспомнить школьный курс по предмету, который сдается.

процесс сдачи ЕГЭ

На какой балл можно рассчитывать, если ничего не знаешь?

На какой балл можно рассчитывать, если ничего не знаешь? Точно предугадать невозможно. Все-таки все зависит от имеющихся знаний. Важно понимать, что ЕГЭ по любому из предметов предполагает наличие тестовой части, которую теоретически можно попытаться угадать. Но учитывайте, что далеко не всегда достаточно поставить галочку или крестик. Иногда нужно вписать пропущенное слово (например, отдельные задания экзамена по русскому языку) или краткий ответ (база и профиль по математике).

При этом многие задания просты, так как рассчитаны на базовые знания. По ним и можно набрать минимальный балл. Помните, что обязательным является успешное написание ЕГЭ по русскому (хотя бы на 36 тестовых балла) и математике (по базе нужна оценка «3» и выше, а по профилю – от 27 тестовых). Это позволит получить аттестат о среднем образовании. Если будет сдан только один предмет, то второй можно пересдать в осеннюю сессию (пересдача). Если же провалены будут оба, то пересдача возможна исключительно через год.

Первичные и тестовые баллы по всем предметам (в том числе и предметам по выбору) сведены в таблицу, которая приведена ниже.

Предмет Первичные баллы Тестовые баллы
Русский язык 16 36
Математика профиль 6 27
Обществознание 21 42
Биология 16 36
История 9 32
Химия 13 36
Физика 11 36
Информатика и ИКТ 6 40
Английский язык 22 22
Литература 15 32
География 11 37

Можно сдать ЕГЭ и на более высокий балл. Однако, если все-таки запас знаний невелик, то рассчитывать на максимальную отметку в 100 баллов не стоит. Причем заранее не переживайте: в стране много разных вузов, поэтому можно будет легко найти тот, куда можно поступить с набранными баллами (разумеется, если они больше минимальных).

Очень важно учитывать то, как работает мозг в стрессовых ситуациях. Хотя, разумеется, без хорошей базы знаний по выбранному предмету все же не обойтись. Практика показывает, что те, кто считал свои знания недостаточными для успешной сдачи ЕГЭ, нередко писали экзамен лучше, чем отличники, которые не могли справиться со стрессом во время тестирования. изучение материала на ЕГЭ

Как успешно сдать ЕГЭ?

Как успешно сдать ЕГЭ, если до экзамена совсем немного времени. Желательно начинать подготовку хотя бы за пару месяцев до дня «Х». Если есть хотя бы две-три недели, то такую ситуацию тоже нельзя назвать безвыходной.

Обратите внимание! По каждому из предметов для получения минимального балла нужно хорошо знать пять базовых заданий. Если правильно на них ответить, проходной балл обеспечен. Решением проблемы с плохой подготовкой в этом случае станет трата по два-три дня на задание каждого типа. В результате вы досконально разберетесь в базовых заданиях и сможете даже отточить навык их решения до совершенства. Как результат, заработать минимальный балл покажется легкой задачей.

Помимо этого, помните о простых рекомендациях. Если их придерживаться, успех обеспечен. Итак:

  • не стоит нервничать;
  • постарайтесь настроиться на успех;
  • помните, что что-то вы точно знаете, ведь все-таки вы ходили на школьные занятия;
  • постарайтесь решить все, что успеете;
  • старайтесь писать даже задания с развернутыми ответами (сочинение по русскому, эссе по истории и т. д.), ведь достаточно написать хоть что-то в соответствии с темой и правилами, чтобы заработать 4-5 или даже больше баллов;
  • записывайте ответы, даже если не уверены в них.

Не стоит пытаться списать на ЕГЭ по любому предмету. Если это будет замечено, то работа будет аннулирована. В таком случае выпускник теряет возможность заработать даже минимальный балл. Решением станет только пересдача в летние (предметы по выбору) или осенние (обязательные предметы) месяцы.

заполнение бланков ЕГЭ

Помните, что вы уже справились с одной итоговой аттестацией – ОГЭ в девятом классе. Сдача ЕГЭ очень похожа. Вам под силу справиться и с этим заданием. Главное – перестать волноваться и вспомнить хотя бы базовые вещи по предмету, экзамен по которому сдается.

Дополнительно предлагаем к просмотру видео, в котором рассказано о том, как успешно сдать экзамен и заработать 100 баллов.

thefamily.school

Структура ЕГЭ по биологии: что нужно знать?

Чтобы сдать экзамен по биологии, нужно повторить всю школьную программу с 5 по 11 класс. Многовато, правда? Сегодня расскажем о структуре экзамена, какие есть задания и как их оценивают, а еще о том, что нужно знать, чтобы сдать-таки биологию.

Кому потребуются результаты экзамена?

  • Всем, кто поступает на специальности, связанные с изучение живой природы и окружающей среды (ученым-биологам, экологам и т.д.).
  • Абитуриентам, поступающим в медицинский.
  • Тем, кто мечтает связать свою жизнь с психологией (клинической, социальной, организационной, спортивной, специальной и пр.).

Узнай заранее, результаты каких экзаменов нужны для поступления на ту или иную специальность. Будущим медикам потребуется химия, а будущие психологи не обойдутся без физкультуры и иностранного языка (зависит от направления).

Структура экзамена по биологии

Экзамен по биологии длится 3,5 часа и включает в себя 28 вопросов. Вопросы делятся на 2 части: требующие краткого ответа (в виде цифры или последовательности цифр) и требующие развернутого ответа.

Вопросы с 1 по 22 – это первая часть экзамена. Вопросы с 22 по 28 – вторая часть. В среднем на каждый ответ из первой части требуется 5 минут. Эта часть включает базовые знания.

Лайф-хак: в большинстве заданий первой части ответ может скрываться в самой формулировке вопроса. Читай внимательно!

На ответы второй части требуется больше времени: 10-20 минут, так как требуется дать развернутый комментарий.

По уровню сложности все вопросы делятся на 3 типа:

  • Базовый уровень включает 12 заданий. Это вопросы 1-4, 6, 7, 9, 11, 12, 15, 17 и 21.
  • Повышенный уровень сложности – 9 заданий (5, 8, 10, 13, 14, 16, 18-20).
  • Высокий уровень – это 7 заданий с 22 по 28.

В ЕГЭ по биологии предполагаются 4 формата ответов на вопрос:

  1. Ответ, состоящий из одной цифры
  2. Ответ в виде последовательности цифр
  3. Развернутый ответ (от одного слова до одного предложения)
  4. Подробное описание (несколько предложений, описывающие последовательность действий)

Ответы 1 и 2 формата требуются в первой части ЕГЭ. Ответы 3 и 4 форматов – во второй.

Не берись сразу за сложные вопросы – они требуют больше времени. Ответь сначала на вопросы первой части – с ними ты разберешься быстрее и спокойно приступишь к решению заданий из части 2.

Примеры заданий из материалов ФИПИ

Вот пример задания №4, где ответ нужно оставить в виде цифр.

4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль 

2) переносит информацию к месту синтеза белка

3) в комплексе с белками строит тело рибосомы

4) способна удваиваться в клетке

5) в комплексе с белками образует хромосомы

Ответ: 2, 3

А вот пример задания №6, где требуется указать правильную последовательность цифр.

6. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

 Ответ: ________________________.

Есть еще задания на установление соответствия. Вот пример задания №10 (это повышенный уровень сложности).

10. Установите соответствие между функциями и органами растения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ФУНКЦИИОРГАНЫ РАСТЕНИЯ 
А) осуществление минерального питания 1) корень
Б) поглощение воды  2) лист  
В) синтез органических веществ из неорганических   
Г) транспирация  
Д) образование микоризы  
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода  

Ответ:

А Б В Г Д Е
2 21  2
А вот пример задания №25, где требуется дать развернутый ответ.

25. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково.  Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

Как видишь, задания разной сложности и на разные темы. Оцениваются они по-разному, но об этом позже. Давай пока обсудим, какие же темы входят в ЕГЭ и что нужно знать для сдачи экзамена.

Основные темы: что нужно знать для ЕГЭ по биологии

Каждый вопрос ЕГЭ затрагивает одну конкретную тему. Вот их список:

№ задания Тема
1Биологические термины и понятия
2Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого
3Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор соматических и половых клеток
4Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки
5Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки
6Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание
7, 8Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология
9, 10Многообразие организмов. Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения. Животные. Вирусы
11Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность
12Организм человека. Ткани. Органы. Системы органов. Гигиена человека
13Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов
14Организм человека. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Гигиена человека
15, 16Эволюция живой природы. Движущие силы эволюции. Методы изучения эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Происхождение человека
17, 18Экосистемы и присущие им закономерности. Среды жизни. Биосфера
19Общебиологические закономерности
20, 21Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
22Применение биологических знаний в практических ситуациях
23Задание с изображением биологического объекта
24Задание на анализ биологической информации
25Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов
26Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях
27Решение задач по цитологии на применение знаний
28Решение задач по генетике на применение знаний

Как ты понимаешь из приведенного списка, экзамен охватывает 4 раздела биологии: ботанику, зоологию, анатомию и общую биологию. При подготовке к экзамену упор следует делать именно на эти темы.

Кстати, Люми готов тебе помочь. Я подготовил для тебя кое-что, посмотри:

Lumiknow — курс по анатомии человека

Сколько баллов дается за задания?

На ЕГЭ по биологии ты должен показать, как ты умеешь:

  • анализировать информацию,
  • использовать графическую информацию в задании для поиска верного ответа,
  • делать множественный выбор из предоставленных вариантов,
  • устанавливать соответствия и последовательность действий.

Каждый ответ оценивают по 3-бальной шкале.

  • За задания 1, 3, 6 можно получить 1 балл.
  • За задания 2, 4, 5, 7-22 дают 2 балла.
  • За задания 23-28 дают 3 балла. Тут все зависит от качества твоего развернутого ответа.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое ты можешь получить за ответы – 59. Не пугайся, это еще не результат экзамена, это лишь первичный балл. Твои 59 баллов пересчитают по специальной шкале перевода первичных баллов в итоговые.

Таблица перевода первичных баллов в итоговые для ЕГЭ по биологии

Первичный балл Итоговый балл
0 0
1 3
2 5
3 7
4 9
5 12
6 14
7 16
8 18
9 21
10 23
11 25
12 27
13 30
14 32
15 34
16 36
17 38
18 39
19 40
20 42
21 43
22 44
23 46
24 47
25 48
26 50
27 51
28 52
29 53
30 55
31 56
32 57
33 59
34 60
35 61
36 63
37 64
38 65
39 66
40 68
41 69
42 70
43 72
44 73
45 74
46 76
47 77
48 78
49 79
50 82
51 84
52 86
53 88
54 90
55 92
56 94
57 96
58 98
59 100

ЕГЭ считается сданным, если итоговый балл равен 36. То есть нужно набрать минимум 16 первичных баллов. Средний итоговый балл для поступления в вуз – 45-78. В популярных университетах высокий конкурс, а потому туда может потребоваться результат в 79-100 баллов. Так что чем больше баллов ты наберешь, тем лучше.

Теперь ты знаком со структурой ЕГЭ по биологии и можешь готовиться к экзамену. Повторяй теорию и решай тесты в интернете. А еще не лишним будет прочитать статью о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии.

blog.lumiknow.ru

Материалы для подготовки к ЕГЭ  по биологии |

Материалы для подготовки к ЕГЭ  по биологии в виде пособия «Весь курс школы в одной книге» содержат иллюстрированные тексты ответов по программе курса биологии. Все материалы представлены в максимально краткой, доступной и наглядной форме с привлечением методик мнемотехники для быстрого и качественного запоминания. Материалы включают 603 страницы текста, 508 уникальных рисунков и фотографий объемом 183 МБ. На сайте выложена демонстрационная версия в объеме 350 стр. Полную версию можно бесплатно скачать ЗДЕСЬ

Программа подготовки к ЕГЭ по биологии

Раздел 1 Биология - наука о жизни

1.1. Биология как наука. Роль биологии
1.2. Признаки и свойства живого
1.3. Основные уровни организации живой природы

Раздел 2 Клетка как биологическая система

2.1. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке
2.2. Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов
2.3. Химическая организация клетки
2.3.1. Неорганические вещества клетки
2.3.2. Органические вещества клетки: углеводы, липиды
2.3.3. Органические вещества клетки: белки
2.3.4. Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты
2.4. Строение про— и эукариотической клеток
2.5. Метаболизм
2.5.1. Энергетический и пластический обмен
2.5.2. Диссимиляция
2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез
2.6. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код
2.7. Клетка - генетическая единица живого. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Раздел 3 Организм как биологическая система

3.1. Разнообразие организмов. Вирусы - неклеточные формы.
3.2. Воспроизведение организмов
3.3. Онтогенез
3.4. Генетика. Основные генетические понятия
3.5. Закономерности наследственности
3.6. Изменчивость признаков у организмов
3.7. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Наследствениые болезни человека
3.8. Селекция. Значение генетики для селекции.
3.8.1. Генетика и селекция
3.8.2. Методы работы И.В. Мичурина
3.8.3. Центры происхождения культурных растений
3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование

Раздел 4 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

4.1. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории
4.2. Царство Бактерии.
4.3. Царство Грибы. Лишайники
4.4. Царство Растения.
4.4.1. Общая характеристика царства Растения
4.4.2. Ткани высших растений
4.4.3. Корень
4.4.4. Побег
4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия
4.5. Многообразие растений.
4.5.1. Жизненные циклы отделов растений
4.5.2. Однодольные и двудольные растения
4.5.3. Космическая роль растений
4.6. Царство Животные
4.6.1. Общая характеристика царства Животные
4.6.2. Одноклеточные или Простейшие
4.6.3. Тип Кишечнополостные
4.6.4. Тип плоские черви
4.6.5. Тип Первичнополостные или Круглые черви
4.6.6. Тип Кольчатые черви стр.1-5  стр. 6-11
4.6.7. Тип Моллюски
4.6.8. Тип Членистоногие стр.1-10  стр.11-25   стр. 26-35
4.7. Хордовые животные
4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых
4.7.2. Надкласс Рыбы
4.7.3. Класс Земноводные
4.7.4. Класс Пресмыкающиеся
4.7.5. Класс Птицы
4.7.6.Класс Млекопитающие

Раздел 5 Человек и его здоровье

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы стр.
5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани  стр.1-7   стр.8-20
5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы
5.1.3. Строение и функции дыхательной системы
5.1.4. Строение и функции выделительной системы
5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека
5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы
5.2.2. Кожа, ее строение и функции
5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения
5.2.4. Размножение и развитие организма человека
5.3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека
5.3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет
5.3.2. Обмен веществ в организме человека
5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
5.4.1. Нервная система. Общий план строения. Функции
5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы
5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы
5.4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
5.5. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность
5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха
5.5.2. Высшая нервная деятельность
5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Приемы оказания первой помощи.

Раздел 6 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция
6.2. Развитие эволюционных идей. Движущие силы, элементарные факторы эволюции. Синтетическая теория эволюции
6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции
6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
6.3. Результаты эволюции. Доказательства эволюции живой природы.
6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека

Раздел 7 Экосистемы и присущие им закономерности

7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды. Законы оптимума и минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм
7.2. Экосистема, ее компоненты, структура. Цепи и сети питания, их звенья. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций
7.3. Разнообразие, саморазвитие, смена экосистем. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем
7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ - основа устойчивого развития экосистем
7.5—7.6. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского

 

in-natura.ru

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов – русский, история, химия, биология

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов? Реально ли это? Конечно, да. Что для этого нужно? Усердно готовиться, быть уверенным в своих силах, спокойно приступать к решению задач. Давайте подробнее разберем, что же нужно для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ и заработать заветные 100 баллов по выбранному предмету. Для примера ниже названы те ученики, которым удалось получить сотку и буквально «войти в историю».

Советы по сдаче ЕГЭ на 100 баллов

Советы по сдаче ЕГЭ на 100 баллов помогут добиться успеха. Следуйте таким рекомендациям:

  1. Готовьтесь к самому сложному, решая сложнейшие задачи из тренировочных билетов. Те, кому удалось сдать ЕГЭ на 100 баллов, утверждают, что набивать руку на элементарных заданиях – это бессмысленно.
  2. Ознакомьтесь с критериями оценивания ЕГЭ. Нужно не только отлично знать предмет, но и понимать механизм экзамена. Если вы будете в курсе, сколько баллов дают за то или иное задание, сможете правильно разделить приоритеты и время.
  3. Участвуйте во время учебы в школьных олимпиадах. По сути, это возможность подготовиться к будущему единому экзамену. Кстати, если вы займете первые места на олимпиадах, то это позволит получить льготы при поступлении в вуз.
  4. Помните, что репетитор – это не главное. Если у вас достаточно самодисциплины и силы воли, то вы вполне можете подготовиться самостоятельно.
  5. Не пытайтесь пронести шпаргалки. На них не стоит рассчитывать, а если они будут обнаружены, ученик и вовсе будет выгнан с экзамена, а его работа – аннулирована.
  6. Больше читайте полезной информации по предметам по выбору. Это позволит всесторонне подготовиться к экзамену, а значит, шансы успешно его сдать существенно увеличатся.
  7. Хорошо учитесь. На ЕГЭ не пройдет такое понятие, как «удача», нужно действительно на высоком уровне знать выбранные предметы.
  8. Не забывайте про полноценный отдых. Нельзя учиться все время, выделяйте время на отдых (прогулки с друзьями, сон, спорт и т. д.), чтобы не перегореть.
  9. Поборите свое волнение. Нужно не только упорно трудиться, но и перестать бояться.
советы по сдаче ЕГЭ

Если вы будете следовать этим простым советам, то высока вероятность, что все поставленные вами цели удастся достичь.

На что обратить внимание по разным предметам?

На что обратить внимание по разным предметам? Чтобы успешно сдать ЕГЭ, следует запомнить следующее при сдаче:

  1. Иностранных языков, в том числе английского, французского, немецкого, испанского и китайского (добавился в 2019-ом году). Важно проработать темы, которые даются сложнее всего и разобраться в них. К устной части стоит подготовиться, сделав заготовки и заучив их по возможности.
  2. Биологии. Основная сложность – в большом объеме знаний и быстром развитии этой отрасли. Во время сдачи биологии очень важно вчитываться в формулировку для понимания того, что именно требуется от ученика.
  3. Истории. Важно начинать подготовку как можно раньше, а не за месяц до экзаменов. Помимо этого, ознакомьтесь с критериями оценивания, чтобы знать, сколько баллов дают за какое задание. Причем сначала нужно решать сложные, а потом более легкие (за них меньше баллов).
  4. Литературы. Самое главное – прочитать все произведения, имеющиеся в школьной программе. Нужно читать именно полные творения, а не пересказы сюжета. В результате решение любой задачи не покажется сложным заданием.
  5. Математики (и профиля, и базы). Получить 100 баллов (особенно по профильной математике) удастся только при усердной подготовке. Начинать нужно заранее, а не на последних неделях. По возможности следует участвовать в олимпиадах, проходить пробные билеты и заниматься дополнительно (самостоятельно или с репетитором).
  6. Информатики и ИКТ. Этот экзамен самый продолжительный, основная задача – правильно разделить время, чтобы успеть решить все задания. Помните, что состав экзамена в среднем предполагает 20% теории, 30% информационных технологий и 50% алгоритмизации и программирования. Из этого расчета и нужно осуществлять свою подготовку.
  7. Обществознания. Лучшие помощники – терпение и усидчивость. Обществознание только на первый взгляд кажется легким предметом, но без ежедневной подготовки рассчитывать на успех не приходится. Постарайтесь изучить как можно больше литературных источников и статей по теме.
  8. Физики. Нужно постараться прорешать как можно больше пробных билетов, уделяя внимание сложным заданиям. Самые проблемные для вас темы нужно хорошенько изучить и постараться проработать.
  9. Химии. Нужно помнить о своих целях (преимущественно химия нужна, чтобы стать врачом или инженером) и усердно готовиться. В частности, важно решать пробные билеты, чтобы быть готовым к заданиям.
  10. Русского языка. Нужно обязательно подготовить «банк аргументов», чтобы успешно написать сочинение. Это особенно важно для тех, у кого проблемы с составлением письменной работы. А также стоит больше читать и не краткое изложение, а произведения целиком.
пункт проведения ЕГЭ

Помните, что сдача ЕГЭ на 100 баллов по выбранному предмету зависит только от ваших сил, навыков и умений. Ни репетитор, ни школьный учитель не смогут написать экзамен за вас. Поэтому усердно готовьтесь – и у вас обязательно все получится.

Люди, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов

Люди, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов, существуют, и их немало. Своеобразными «первопроходцами» в этом деле можно назвать таких лиц, как:

  1. Анна Коновалова. Она написала на 100 баллов ЕГЭ по испанскому языку в 2010-ом году. На сегодняшний день в России всего три человека показали такие же высокие результаты. Сейчас девушка работает журналистом. Анна говорит, что для подготовки к ЕГЭ она занималась со школьным преподавателем, репетитором и посещала кружок по испанскому языку.
  2. Антон Руненков. Он справился с ЕГЭ по химии на отлично, написав его на 100 баллов в 2013-ом году. Его помощником при сдаче экзамена была вера в то, что он абсолютно готов, а также он знал, что самое главное – правильно заполнить бланк.
  3. Ольга Кузьменко. Она получила 100 баллов по экзамену по литературе в 2010-ом году. Девушка закончила МГУ имени М. В. Ломоносова. Ольга говорит, что всегда мечтала о журфаке, поэтому усердно готовилась к литературе, тренируясь самостоятельно и с репетитором.
  4. Лариса Жукова. Ей удалось написать на заветную сотку ЕГЭ по литературе. Девушка окончила МГУ им. М. В. Ломоносова. Анна убеждена, что помочь ей в решении задач помог значительный выброс адреналина в кровь, хотя обучение девушка проходила в одной из наиболее востребованных гимназий Сергиева Посада, а ее преподаватель по литературе был удостоен звания «Учитель года».
  5. Константин Мищенко. В 2012-ом году он сдавал ЕГЭ по математике в городе Ставрополе, и ему удалось написать экзамен на заветные 100 баллов. Сейчас юноша оканчивает МФТИ. Константин говорит, что написать экзамен так хорошо ему помогла ежегодная подготовка к олимпиадам, а также он относился к ЕГЭ как к поставленной задаче, которую нужно решить в течение определенного времени.
  6. Василиса Лебедева. Девушка справилась в 2010-ом году с ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Секрет ее успешной сдачи кроется в тщательной подготовке к экзамену с репетитором.
  7. Петр Дорожилов. Он получил 100 баллов по экзамену по математике в 2013-ом году. Юноша говорит о том, что свою подготовку к ЕГЭ он начал еще в девятом классе. Именно поэтому был уверен в своих силах.
  8. Никита Мельник. В 2013-ом году этому ученику из Таганрога удалось невероятное – он сдал на 100 баллов и русский язык, и биологию, и химию. Сейчас юноша учится в МГУ имени М. В. Ломоносова. Никита уверен, что так успешно справиться с ЕГЭ ему помог правильный подход: не волноваться, не пугаться, последовательно решать все задания.
  9. Владислав Чинилов. Он написал в 2013-ом году ЕГЭ по физике на 100 баллов. Владислав признается, что его подготовка к ЕГЭ по физике была начата еще в седьмом классе.
  10. Олеся Пастушенко. Ей удалось написать ЕГЭ по химии на заветные 100 баллов в 2013-ом году. Сейчас девушка студентка МГМУ имени И. М. Сеченова. Олеся говорит, что для сдачи она усердно занималась на уроках в школах, посещала кружок по химии и ходила в медико-биологическую школу.
совет по сдаче ЕГЭ на 100 баллов

Эти ученики отлично справились со сдачей ЕГЭ в свое время. Вы можете взять их в качестве примера. Готовьтесь, чтобы доказать себе и каждому, что сдать ЕГЭ на 100 баллов вполне реально.

thefamily.school

как сдать часть 2 ЕГЭ по биологии — Учёба.ру

Иван Филькин,

аспирант биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,

сотрудник НИИ Антропологии им. Д.Н. Анучина,

репетитор по биологии

Задание № 22

Что требуется

Практико-ориентированное задание на прикладное применение биологических знаний.

Особенности

Задание может включать в себя вопросы из любой биологической области. Например: «Известно, что в растительных клетках присутствует два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Какой метод должен использовать ученый, чтобы разделить эти пигменты?». Ответ просят дать с пояснением, которое обычно состоит из двух или трех пунктов. Как правило, кроме знаний о биологии объекта, здесь требуется ответить на вопрос последовательно, переходя от общего к частному, от особенностей строения к функциям.

Советы

Давая пояснение, используйте больше биологических терминов, но при этом отвечайте на конкретный вопрос, не отвлекаясь на размышления по схожим темам.

Задание № 23

Что требуется

Задание с изображением биологического объекта, где требуется анализ текстовой и графической информации.

Особенности

На первый взгляд, это самое простое задание части 2. Да, картинки с растениями, животными или человеком и впрямь даются многим легко, однако, все не так очевидно, как кажется. Объекты общей биологии и анализ геохронологических таблиц могут вызвать немало трудностей у школьников. В этом вопросе по внешним признакам могут попросить определить класс, отряд или вид, при этом описать их характеристики, найти близких родственников, рассказать о современных потомках, если вид вымерший, указать возможную причину вымирания, а также предков для ныне живущих.

Советы

Для того чтобы хорошо справиться с этим заданием, необходимо визуально отличать основных представителей разных царств живой природы. При этом нужно знать не только внешнее, но и внутреннее строение (поперечные и продольные срезы), представлять себе, какую роль играет тот или иной элемент строения (желательно больше трех). Также стоит помнить основные события, отмеченные на геологической временной шкале истории Земли.

Задание № 24

Что требуется

Задание на анализ биологической информации.

Особенности

Классическое задание по основным биологическим темам, таким, как ботаника, зоология, анатомия, общая биология, микология, вирусология. Часто здесь нужно определить три правильных утверждения, либо выбрать тезисы с ошибками. Например, выпускникам предлагается текст «Железы человека», в котором требуется найти три ошибки, исправить их и дать правильную формулировку.

Советы

Не торопитесь выбирать понравившийся ответ, не дочитав задание, внимательно изучите каждый тезис и попытайтесь понять, почему ответ подходит или не подходит. Вам необходимо составить в голове собственное верное утверждение по предлагаемому вопросу и сравнить его с предложенным. Небольшая подсказка: помните, что в таких заданиях всегда должно быть три ошибки, не меньше и не больше. Если вы нашли, скажем, только два неправильных утверждения в тексте, продолжайте работать над вопросом, иначе потеряете баллы.

Задание № 25

Что требуется

Задание на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.

Особенности

Как правило, в этом задании предлагаются краткие и конкретные вопросы без вариантов ответа. В ответе нужно дать не менее трех (хотя иногда в самом задании отмечают, что не менее четырех) развернутых тезисов с использованием ключевых слов. Что касается тем, то здесь может быть вопрос как по человеку и животным (например, описать ароморфозы древних земноводных или объяснить, почему птицы образуют стаи), так и по основам экологии или общебиологическим закономерностям.

Советы

Школьники очень часто теряют баллы на этом задании, если не дали развернутый ответ. В том случае, когда вариантов ответа у вас явно больше четырех, напишите сначала наиболее важные особенности или характеристики. Старайтесь писать научным языком, а не своими словами.

Задание № 26

Что требуется

Задание на обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях.

Особенности

Достаточно часто под этим номером школьникам предлагаются не очень сложные вопросы. Например, требуется описать основные пути биологической эволюции, дать определение макро- и микроэволюции, рассказать, какие различия между ними могут быть, описать виды изменчивости. Также здесь можно встретить вопросы о вторичном использовании бумаги и металла, об антропогенном воздействии.

Советы

Я рекомендую выпускникам повторить основы экологии и эволюционной биологии, ознакомиться со статьями по охране окружающей среды, почитать информацию о вторичной переработке материалов и ее роли.

Задание № 27

Что требуется

Решить задачу по цитологии.

Особенности

В этом задании рассматриваются такие темы, как биосинтез белка, деление клеток, правило Чаргаффа, энергетический обмен. Кроме решения самой задачи (написания последовательностей нуклеотидов или аминокислот, нахождения антикодонов), необходимо подробно описать, что и как вы делали, рассказать о каждом этапе.

Советы

Будьте внимательны при пользовании таблицами и при поиске нужной аминокислоты, перепроверьте последовательность нуклеотидов, обязательно уточните, верный ли антикодон вы нашли.

Задание № 28

Что требуется

Решить задачу по генетике.

Особенности

Для выполнения этого задания надо изучить генеалогический метод, кодоминирование, взаимодействие генов, моно- и дигибридное скрещивание, сцепление генов.

Советы

При решении генетической задачи будет явно недостаточно одной лишь схемы скрещиваний. Подробно опишите все фенотипы и генотипы, поясните результаты расщепления, расскажите про вероятность рождения больных и здоровых потомков.

www.ucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *