Что такое фразеологизм 4 класс – План-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему: Внеклассное занятие для 4 класса из цикла «Занимательная лингвистика» по теме: «Фразеологические обороты»(конспект с презентацией).

Конспект урока "ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ" (4 класс)

hello_html_2dafa494.gifСодержательная часть

Конспект урока

План урока

  1. Организация на урок. Мотивация.

  2. Актуализация знаний. Cоздание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Определение цели, задач урока.

  3. Открытие нового знания.

  4. Закрепление учебного материала.

  5. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация на урок. Мотивация.

Цель этапа – способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости, что яблоку негде упасть. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже поприветствовали гостей? Улыбнулись добрыми улыбками?

Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмём у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения! Садитесь!

Проверьте: всё, что надо, под рукой?

Учитель: - Поговорим?

Дети: - Поговорим.

Учитель: - О разном и о прочем.

Дети: - О том, что в жизни хорошо.

Учитель: - И хорошо не очень.

Дети: - Ведь что-то знаем мы:

Учитель: - А что- то мне известно.

Дети: - Поговорим?

Учитель: - Поговорим.

Все: - Нам будет интересно.

Отправляемся за знаниями!

Каким будет наш урок? – табличка - ? (изучение нового)

- Хотели бы вы сегодня узнать что-то новое?

- Мне очень приятно это слышать.

Цель этапа –- подготовиться к продуктивной работе на уроке

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Участвуют в диалоге.

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.

Цель этапа - способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи.

- Тогда

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать? Слайд1.

Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

-А кто знает, что это за необычные выражения?

- Как они называются?

Чтобы точно сформулировать тему – решим кроссворд.

-Какова же тема нашего урока?

Фразеологизмы

-Запишите тему урока в тетрадь.

-Слышали ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? (Если знают, спросить откуда узнал)

Хотите узнать?

3. Определение цели, задач урока.

Цель этапа - совместная постановка цели урока, задач урока

Давайте предположим, что это слово может обозначать?

(группа слов, сочетание слов, член предложения, часть речи, часть слова, раздел русского языка)

- Произнесите это слово ещё раз. Скажите, какое маленькое слово спряталось в нём?

ФРАЗА

Это тайна, которую мы откроем.

Мы порой и не сообразим,

Отчего же так мы говорим,

Почему в ситуациях разных

Произносим нелепые фразы.

Иностранцы их вряд ли поймут,

Коль дословно всё переведут.

Но мы этим серьёзно займёмся

И, конечно, во всём разберёмся.

Есть целый раздел русского языка, который занимается изучением устойчивых выражений - ФРАЗЕОЛОГИЯ. А мы сегодня только прикоснёмся к этой замечательной науке и познакомимся с одним из её разделов.

Какую цель мы перед собой поставим?

Узнать, что такое фразеологизмы.

Мы должны ответить на вопросы:

1.Что такое фразеологизмы?

2.Где можно узнать значение

и происхождение фразеологизмов?

3. Для чего используют фразеологизмы в русском языке?

Это и будет план нашего урока

Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?

4. Открытие нового знания.

Цель этапа - способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Я раздаю вам карточки и прошу поработать с информацией. Приложение 1.

Что нового вы узнали о фразеологизмах, изучив информацию на карточках?

С каким новым словом познакомились? (фразеологизмы) (открываю обратную сторону доски)

Выберите словосочетания, которые характеризуют фразеологизмы.

Вывешиваю на другую сторону доски:

На доске карточки со словами:

предложения

устойчивые выражения

каждое отдельное слово имеет значение

неделимы по смыслу

используем в готовом виде

их специально сочиняют

не имеют автора ???

делают нашу речь ярче, выразительней

Пользуясь схемой, сформулируйте, что же такое фразеологизмы.

Возвращаемся к плану урока: ответили мы на первый вопрос?

Цель этапа - осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу.

Учащиеся предлагают варианты ответов

Решают кроссворд в группах, выводят тему урока, записывают её в тетрадь

Цель этапа - совместная постановка цели урока, задач урока

Выдвигают предположения

Слушают стихотворение, погружаются в тему урока

Обдумывают, анализируют и формулируют цель урока, план.

Цель этапа - получают возможность задуматься.

Читают текст про себя

с пометками:

! –новое, интересное

? – возник вопрос

+ знал

Формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала.

На доске получается схема:

5. Закрепление полученных знаний.

Цель этапа (учителя) - создать условия для формирования понятия значения фразеологизма и правильного употребления их в речи.

1) Работа со словарём

Как вы думаете, где можно найти информацию о значении и происхождении фразеологизмов?

(в толковом словаре, во фразеологическом словаре, некоторые фразеологизмы в учебнике. (обратить внимание на выставку книг об устойчивых выражениях)

У вас на партах лежит словарь. Прочитайте как он называется.

Можете сказать как называются выражения, которые находятся в этом словаре. (фразеологизмы)

Задание:1ряд–найти значение и происхождение фразеологизма «водой

не разольёшь» и записать с ним предложение.

2ряд- «как с гуся вода»

3ряд – «тёртый калач»

Проверка: фронтально + рисунки слайд 2.

Итак, где можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов?

2)Работа по учебнику

О происхождении ещё одного очень интересного фразеологизма мы узнаем из учебника, упр. 574.(поспел к шапочному разбору)

Сейчас Саша выступит в роли учителя. Саша читает предложение.

- Вы поняли, о чём говорит учительница, о чём предупреждает? Если нет, тогда в упр. 573 прочтите текст и ответьте, о чём просит учительница. + орфограммы (устно)

Упр. 574–читаем задание. Выполняем письменно, решая орфографические задачи.

ВЫВОД: Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?

Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега - много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Презентация (Саша) – 4слайда (исконно русские, заимствованные, крылатые выражения, современные)

А какие вы знаете современные фразеологизмы? (стоять в пробке, висеть на телефоне…)

3)Физкультминутка

А теперь разомнёмся, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

( комплексная) - снятие двигательного напряжения, дыхательная-2упр., для глаз- 2упр. (тренажёр Еремеева)

4)Работа на карточках

Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить следующее задание:

( предположите, какое задание можно выполнить по этому тексту)

Замените выделенные фразеологизмы одним словом. Прочитайте текст, который у вас получился.

Приложение2.

Что вы заметили? Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

Вывод: Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведения

5) Игра «- Как об этом говорят?»

(в группах по 4 чел.)

На партах лежат листки с заданием. Дано значение выражения, нужно ответить фразеологическим оборотом (в помощь даётся слово-подсказка) , подобрать рисунки.

- Прочитайте, какие фразеологизмы составили:

живут как кошка с собакой

остаться с носом

белая ворона

волчий аппетит

пальчики оближешь

ломать голову

Итог игры: чья группа больше назвала ФО и правильно подобрала рисунки, та и победила.

Цель этапа - учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи

Находят научное название словаря устойчивых выражений, делают вывод, открывают новое понятие

Выполняют задание по рядам ( в парах)

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

Работают в тетради по заданию.

Самооценка на полях (шкала)

Делают вывод.

Внимательно слушают

Высказывают своё мнение

Отдыхают

Высказывают свои предположения в паре, обосновывают выбор слов,

формулируют выводы наблюдений.

Рассуждают, делают вывод

6. Подведение итогов.

Цель этапа - создание условий для развития умения делать выводы, для актуализации полученных знаний.

- Какую же тайну языка мы сегодня разгадали?

- Что такое фразеологизмы?

- Для чего их используют в речи?

- А будете ли вы использовать в своей речи такие фразеологизмы:

Бить баклуши, попасть впросак, точить лясы…

- Почему?

- Тема «Фразеологизмы» очень обширная. Подробно с ней вы будете знакомиться в 5 классе

7.Домашнее задание.

Цель этапа - обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д.з.

1.Найти фразеологизмы со словом «руки» или «голова». Можно нарисовать иллюстрацию к любому фразеологизму.

2.Тетрадь – задачник упр.576

(по выбору)

8.Рефлексия. Оценивание учащихся.

Цель этапа (учителя) - содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

Cоздание синквейна (5строка-фразеологизм, оценивающий твою работу на уроке. Слайд3

  1. Я переливал из пустого в порожнее

  2. Я устал и вышел из себя.

  3. Я работал, не покладая рук.

  4. Я устал, но взял себя в руки.

  5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

Зачитываем несколько вариантов синквейна.

Ребята, давайте теперь обратимся к лесенке знаний и она подскажет как прошел урок.

Если вы довольны своей работой на уроке, у вас всё получалось и вы очень старались, то прикрепите свою фотографию на самую высокую ступеньку. Если у вас на уроке возникали трудности – чуть ниже. Если вы считаете, что вам было слишком трудно – на самую нижнюю ступеньку.

Да вы у меня семи пядей во лбу! Спасибо за сотрудничество! Урок окончен!

Цель этапа - формулируют результат своей работы на уроке.

Цель этапа - закрепить умение работать с фразеологизмами.

Записывают домашнее задание в дневник

Цель этапа - осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса.

Обдумывают, создают, записывают получившийся синквейн в тетрадь.

Осуществляют самооценку.

Приложение1.

Фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть и т. д. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.

Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.

Смысл фразеологических оборотов нельзя понимать буквально. Они имеют переносное значение. Фразеологизмы делают нашу речь ярче, выразительней.

Приложение2.

Я проснулся ни свет ни заря( ). На душе кошки скребли( ). Пошёл к Винтику, долго бил баклуши( ), тянул кота за хвост( ). Вернулся ни жив ни мёртв( ). Съел с горем пополам суп( ). Тут как снег на голову( ) свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии( ). Велел зарубить на носу( ), что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши( ).

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

Приложение3.

Игра «Как об этом говорят»

1. О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)

2. ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯ В СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)

3. О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

4. ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

5. КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

6. КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)

Тест (отметь знаком + в нужной скобке правильный ответ) доп. задание.

1.Отметь устойчивое выражение:

Энциклопедия на полке( )

Лежачая энциклопедия ( )

Ходячая энциклопедия ( )

2.Устойчивое выражение «Как воды в рот набрал» обозначает:

Полный рот воды ( )

Молчать, ничего не говорить( )

Полоскание полости рта( )

3.Укажи антоним к устойчивому выражению « спустя рукава»

Опустив рукава( )

Засучив рукава ( )

Отрезав рукава ( )

Пояснительная записка к уроку

Предмет: русский язык

Класс: 4

Учитель: Широбокова Н.М.

Тема урока Фразеологизмы

Место урока в изучении темы: 4 четверть. Раздел: « И снова о главном работнике в языке- слове», 4 урок «Рассказываем истории некоторых выражений»

УМК: Гармония

Цель урока: Знакомство с понятием фразеологизм, историей возникновения и значением некоторых фразеологических оборотов.

Задачи:

Образовательные

1. Формирование представления о фразеологизмах.

2. Формирование умения определять фразеологические обороты и использовать их в речи.

3. Формирование навыков самостоятельной работы путём выполнения тренировочных упражнений

Развивающие

1.Способсвовать развитию познавательного интереса у учащихся.

2. Способствовать развитию речи, орфографической зоркости.

3. Формирование умения работать с фразеологическим словарем

Воспитательные

1. Формирование интереса к изучению родного языка.

2. Формирование коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, карточки с тестами, рисунки фразеологизмов, листы с информацией, кроссворд, словари, тетрадь-задачник 3часть, учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка»2 часть 4 класс, презентация урока.

infourok.ru

Урок русского языка, 4 класс "Фразеологизмы в нашей речи"

Предмет: русский язык

Тема урока: Фразеологизмы в нашей речи

Класс: 4

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тема: Фразеологизмы в нашей речи.

Класс: 4

Цели: закрепление навыков нахождения и правильного употребления фразеологизмов.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о фразеологизмах;

  • развивать словарный запас, критическое мышление, обогащать речь, учить правильно формировать мысль;

  • воспитывать любовь к языку, его красоте и многозначности.

Формируемые УУД:

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения, делать выбор при поддержке других участников группы, согласуя свои действия и мнения.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, использую дополнительные источники информации, свой жизненный опыт, выявление и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, осуществляя учебное сотрудничество и взаимодействие, умения полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу, умения оценивать учебные действия в соответствии с ученой задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы и формы обучения: работа в группах, наблюдения над языком, элементы исследовательской работы, индивидуальная работа

Наглядно-демонстрационный материал урока: презентация

Основные понятия: фразеология, фразеологизмы, фразеологические словари, лексическое значение.

Технологии: групповая, диалоговая, ИКТ

Перечень словарей:

Технологическая карта урока

Приветствие детей.

Начинаем мы урок!

Сегодня не бьем баклуши,

Будем работать дружно, засучив рукава.

Приветствие учителю.

2. Актуализация знаний

Ребята, послушайте баттл друзей. Вы не раз слышали слово, баттл но что же оно все-таки означает? Баттлами называют любые соревнования, участники которых доказывают, кто из них лучше. Сейчас Илья и Геворг попробуют поучаствовать в таком соревновании.

Чем «перебрасывались» ребята? (фразеологизмами)

А как бы вы объяснили, что такое фразеологизмы? Как называется наука, которая изучает фразеологизмы?

Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах.

-Какова роль их в нашей речи? (они являются украшением языка, делают нашу речь яркой, образной, выразительной).

А какую цель мы можем перед собой поставить?

Дайте своё определение термина «фразеологизм». Что вам известно о нём? Приведите примеры фразеологизмов. Замените их одним словом (синонимами или антонимами)?

Проверим, как вы справились с заданием, которое получили ранее: смогли ли вы проиллюстрировать или сделать фото фразеологизмов. (приложение 1,2)

Как вы думаете, какой словарь для определения значений фразеологизмов нам понадобится? Обратимся к выставке словарей. (приложение 3)

Как одним словом можно назвать эти словари? (фразеологические)

Словарь-это сокровище нашего языка, с которым работать полезно и интересно. Как вы думаете почему?

Учащиеся по очереди называют фразеологизмы.

Белены объесться 
После дождичка в четверг 
Задать головомойку
Белая ворона 
Бирюком жить 
Бросить перчатку 
Витать в облаках 
Зарубить на носу 
Из мухи делать слона 
На блюдечке с золотой каемочкой
На седьмом небе 
Душа в пятки ушла 
Воды в рот набрал 

Скатертью дорога 
Вилами по воде писано 
Водой не разлить 
Воду в решете носить
Вывести на чистую воду 
Выйти сухим из воды 

Ответы на вопросы.

Проверка домашнего задания.

3. Информационный блок

Попробуем заполнит первую и вторую графы таблицы

Что такое фразеологизм?

Фразеологизм можно заменить одним или несколькими словами.

Фразеологизмы украшают нашу речь

На какие группы можно разделить фразеологизмы?

Научиться пользоваться словарями.

Как правильно употребить фразеологизм

-Я прочитаю рассказ, а вы должны найти фразеологизмы. Попробуйте определить значение этих выражений с помощью словарей, предложенных на выставке.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим-пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдем! Говорит, он так мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких он собак ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. –Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,-растерялись мы. –Вот пустомеля,-возмутился дед,-все время кому-нибудь морочит голову! У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. – Ничего, ребятишки, -успокоил нас дед,- со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была-ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.

Ответ учащихся: уши развесить, потерять голову от счастья, в этом деле собаку съел, слезы в три ручья, морочить голову

4. Работа в парах

- А теперь поработайте самостоятельно найти и выделить фразеологизмы. Попробуйте найти в словаре значение встретившихся фразеологизмов. Прочитайте текст:

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй- в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему об стенку горох.

-Нет, мать,-заключил однажды отец,-я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют. (По Э.А. Вартаньяну)

Работа с текстом и фразеологическими словарями.

Ответ учащихся: баклуши бить, от горшка два вершка, как с гуся вода, всыпать по первое число, снять стружку, сидеть сложа руки.

5.Применение знаний и способов действий. Работа в группах

Каждая группа получит задание на карточке, попробуете сделать вывод о том, как можно объединить фразеологизмы. На отдельном листе выписать фразеологизмы, а затем сложить листы каждой группы, чтобы начать создание своего словаря фразеологизмов, продумать иллюстрации к ним.

1 группа:

- Прочитайте, выберите сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами. Подумайте, что их объединяет, определив какой жанр? Свое мнение обоснуйте.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Мартышкин труд. Львиная доля. Сама не ест и другим не дает. Не в свои сани не садись. Сидеть у разбитого корыта. Текут молочные реки. А король-то голый! Рожки да ножки. Медвежья услуга.

2 группа

- Вспомните животных, о которых говорится в данных фразеологизмах. Подумайте, в какую группу можно их объединить, какие повадки животных послужили основой для появления фразеологизма.

Без задних ног. Биться как рыба об лёд. Как курица лапой. Как рыба в воде. С гулькин нос. Как с гуся вода. Сорока на хвосте принесла. Крокодиловы слезы.

3 группа

-Прочитайте фразеологизмы. Предположите, где возможно вы встречали такие выражения. Дамоклов меч, ахиллесова пята, геркулесов подвиг, прометеев огонь, провалится сквозь землю, нарцисс, панический страх, двуликий Янус, ящик Пандоры

4 группа

-Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, попробуйте объяснить их смысл:

Сбоку припека. Зарубить на носу. Через час по чайной ложке. Кричать во всю Ивановскую. Шито белыми нитками. Доводить до белого каления. Тертый калач

5 группа

- Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:

Фома неверующий, внести свою лепту, глас вопиющего в пустыне всемирный потоп, всякой твари по паре, манна небесная, хлеб насущный, в поте лица, зарыть в землю талант, козел отпущения.

6 группа

-Как по-вашему мнению, можно объединить данные фразеологизмы, кукую сторону жизни они показывают:

Всыпать по первое число. Водой не разлить. Заварить кашу. Засучив рукава, спустя рукава. Как в воду глядеть. Водить за нос. За душой ничего нет, душа нараспашку. К шапочному разбору. Время истекло. Шиворот-навыворот. Дело в шляпе

Каждая группа выделяет следующие группы фразеологизмов, делая выводы:

1.Фразеологизмы, вышедшие из пословиц, поговорок, басен и сказок. Вывод: источником фразеологизмов стали пословицы, поговорки, басни и сказки.

2. Фразеологизмы, возникшие на основе наблюдений за животными.

Вывод: люди подмечали повадки животных, отсюда и появление такой группы фразеологизмов.

3.Фразеологизмы, пришедшие из мифов и легенд. Вывод: источником таких фразеологизмов служит история и Мифы Древней Греции. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент использовать в своей речи.

4.Фразеологизмы, пришедшие из профессий и деятельности людей. Вывод: многие из ремесел, профессий оставили свой след во фразеологии.

5.Фразеологизмы, пришедшие из Библии Вывод: фразеологизмы из Библии часто присутствуют в нашей речи, так как эта популярная книга, которая используется на церковных службах, почти в каждой семье она есть.

6.Фразеологизмы, пришедшие из быта, обычаев и традиций народа. Вывод: в своей деятельности, жизни люди подмечали особенности быта, поведение друг друга, поэтому возникали такие выражения.

6. Обобщение и систематизация знаний

На какие группы можно разделить фразеологизмы? Попробуйте определить к какой группе относятся фразеологизмы на слайдах презентации.

Прочитайте выразительно стихотворение В. Суслова, найдите фразеологизмы и объясните их значение.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно,

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы праве сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А утки и гуси сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось, с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

-Попробуйте распределить найденные фразеологизмы в те группы, которые мы выделили.

Ответы учащихся

7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Домашнее задание

Подведем итоги работы. С какой целью изучаем фразеологизмы? Можно для себя открыть много интересных фактов из истории, культуры, быта народов разных стран, изучая фразеологизмы? Домашнее задание будет творческим. Попробуем оформить свой «Словарь фразеологизмов» 4 класса. Понравившиеся фразеологизмы проиллюстрировать, в словаре найти их значение.

Оhello_html_m36211723.pngтветы учащихся на вопросы

8. Рефлексия

Встаньте те, кто сидел сложа руки или считал ворон. Поднимите руку, кто работал дружно, засучив рукава. Заполним третью графу нашей таблицы.

Молодцы, я думаю, что мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

1. Усвоили значение понятия «фразеологизм».

2. Узнали много фразеологизмов, о которых раньше и не слышали.

3. Узнали о разнообразных фразеологических словарях.

4. Познакомились с происхождением фразеологизмов, разделили их на группы

Приложение 1. Иллюстрации к фразеологизмам

hello_html_m2c792d65.jpghello_html_51398d8e.jpg

hello_html_m4c54606b.jpghello_html_706ddcbf.jpg

hello_html_m5e85b946.jpg hello_html_m2c14288d.jpg

hello_html_m66770a01.jpghello_html_m441adec6.jpg

Приложение 2. Фотографии к фразеологизмам

Кот в мешке

Заварить кашу

hello_html_21b09cc.jpghello_html_m2e19f201.jpg

hello_html_6bef2a6c.jpg

Вставлять палки в колеса

Гадать на кофейной гуще

hello_html_mb4fcfeb.jpg

Приложение 3

hello_html_m284b74e3.jpg500 крылатых выражений для детей

Автор: И.Д. Агеева

Бhello_html_m78e728af.jpgольшой фразеологический словарь для детей"

Автор: Розе Т.В.

hello_html_m3bf49319.jpg

Название: Учебный фразеологический словарь

Автор: Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский

Нhello_html_11273353.jpgазвание: Словарь современной русской фразеологии

Автор: Жуков А.В.

hello_html_m66902082.jpgСловарь современной русской фразеологии

Автор: В.П. Жуков и А.В. Жуков

Мhello_html_m16495c5e.jpgифологический словарь

Автор: Марк Ботвинник, М.Коган, Моисей Рабинович

Пhello_html_1413ead8.jpgутешествие в слово

Автор: Вартаньян Э.А.

Кhello_html_m2b5b0065.jpgрылатые слова (литературные цитаты, образные выражения) Автор: Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.

hello_html_m5d6c9133.jpgТолковый словарь библейских выражений и слов

Автор: Мокиенко В.М.

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Фразеологизмы 4 класс

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе

Слайд 3

Чистописание

Слайд 4

Еолог фраз мы из Фразеологизмы.

Слайд 5

Цели урока ? 1. Вспомнить всё , что мы знаем о фразеологизмах. 2. Узнать новые фразеологизмы. 3. Грамотно употреблять в речи .

Слайд 6

1.Отгадай цепочку слов 2 . Молодцы! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. Такие устойчивые выражения называются… ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Речь предложение слово

Слайд 7

Работа с учебником Стр. 49

Слайд 8

Игра «Назови одним словом» Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “ О каком человеке говорят …” У него куры денег не клюют Он обведёт вокруг пальца кого-либо Он ходит по струнке перед кем-то Он не лезет за словом в карман Он перебивается с хлеба на воду Он звёзд с неба не хватает (БОГАТЫЙ) (ОБМАНЕТ) (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ) (НАХОДЧИВЫЙ) (БЕДНЫЙ) (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

Слайд 9

Игра «Продолжи стишок» У маленького Паши Ботинки просят … Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой … Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых… Как много принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги…

Слайд 10

Игра «Отгадай фразеологизм» Сесть в лужу

Слайд 11

Игра «Отгадай фразеологизм» Жить как кошка с собакой

Слайд 12

Игра «Отгадай фразеологизм» Находиться под башмаком

Слайд 13

Игра «Отгадай фразеологизм» Сидеть на чемоданах

Слайд 14

Игра «Отгадай фразеологизм» Лить крокодильи слезы

Слайд 15

Игра «Отгадай фразеологизм» Белая ворона

Слайд 17

Физминутка Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями) : Голоден как … Хитёр как … Труслив как … Здоров как … Надут как … Упрям как …

Слайд 18

Значение фразеологизмов

Слайд 19

Как появились фразеологизмы? (узнай, прочитав карточку)

Слайд 20

А что делать если не знаем , что обозначает фразеологизм?

Слайд 21

Вместо точек вставь нужное слово. Как … на голову (снег, дождь, град), как … вода (с курицы, с утки, с гуся), убить … зайцев (трех, двух, трех), … соли съесть (пуд, фунт, килограмм), выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока), как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной), сказка про … бычка (белого, черного, рыжего), как лист … дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Слайд 23

- достигли ли вы поставленной цели? - Что запомнилось с урока?

Слайд 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить, что обозначают фразеологизмы. (Лист будет выдан ). Упр. 75.

nsportal.ru

Презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме: Урок русского языка по теме "Фразеологизмы" 4 класс

Открытый урок по теме «Фразеологизмы»

4 класс

Цели: 

  1. Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;
  2. Усвоение категориального признака фразеологического оборота – устойчивости; учить осознавать метафорический компонент фразеологизма, подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам;
  3. Обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;
  4. Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;
  5. Закрепить знания учащихся о “правилах” предложения;
  6. Воспитывать интерес к  занятиям по развитию речи через использование нестандартных заданий и приёмов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Мимическая гимнастика:

Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

2. Синтез слов. Повторение.

- Соберите из отдельных букв слова-понятия

ДОСКА:

- Как данные понятия связаны м/у собой? (Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.)
- Верно! Ориентируясь на схему, расскажите, какие “правила предложения” вы знаете.

3. Введение в тему занятия:

- Молодцы! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.

4. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.

- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

  1. У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ) 
  2. Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ) 
  3. Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ) 
  4. Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ) 
  5. Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ) 
  6. Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ) 

- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

5. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:

- Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами.
- Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.

У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)

6. Подбор фразеологизмов к картинкам с их прямым значением:

7. Физминутка

- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

  1. Голоден как …(ВОЛК) 
  2. Хитёр как … (ЛИСА) 
  3. Труслив как … (ЗАЯЦ) 
  4. Здоров как … (БЫК) 
  5. Надут как … (ИНДЮК) 
  6. Упрям как … (ОСЁЛ) 

8. Познавательная страничка – вам надо прочитать историю происхождения одного из фразеологизмов, которые показались на экране и рассказать потом нам всем.

С/Р

9.  Итог урока. Чем мы сегодня занимались на уроке?

Что понравилось? Что нового узнали?

10. Д/З

11. ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ – по группам

nsportal.ru

Внеклассное занятие по русскому языку 4 класс "Фразеологизмы"

«Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель;избави, Бог, и нас от этаких судей;

- «Тришкин кафтан»: Тришкин кафтан;

- «Две собаки»: ходить на задних лапах;

- «Обезьяна»: мартышкин труд;

- «Кот и повар»: а Васька слушает да ест;

- «Демьянова уха»: Демьянова уха;

- «Белка»: как белка в колесе;

- «Ларчик»: а ларчик просто открывался;

- «Волк и Ягнёнок»: с волками не делать мировой, снявши шкуру с них долой;

- «Волк на псарне»: и волчью вашу я давно натуру знаю;

Фразеологизмы со словом «ВОДА»

Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу

Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»

Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе

Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе

Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать

Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером

Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи

Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий

Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться

Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках

Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события

Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез

Как в воду опущенный – печальный, грустный

Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования

Как две капли воды – очень похожи, неотличимы

Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий

Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,

Как с гуся вода – все человеку нипочем

Много воды утекло с тех пор – много времени прошло

Носить воду в решете – попусту тратить время

Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство

Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления

Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести

Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.

Фразеологизмы со словом «НОС»

Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы.

Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.

Водить за нос - эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали и в носы быков, чтобы сделать их нрав более покладистым. Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос».

Задирать нос – неоправданно чем-нибудь гордится, похвалятся.

Зарубить на носу - Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Клевать носом – засыпать.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали – не вмешивайся не в свое дело.

На носу - так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить.

Не видеть дальше собственного носа - не замечать окружающего вокруг.

Не совать нос не в свое дело - таким образом хотят показать, что человек чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует.

Нос к носу – напротив, близко.

Нос по ветру держать - в славные времена парусного флота передвижение по морю полностью зависело от направления ветра, от погоды. Безветрие, штиль – и никли паруса, больше напоминая тряпку. Дует противный ветер в нос корабля – приходится думать уже не о плавании, а уже о том, чтобы все якоря бросить, то есть «стать на якорь» и убрать все паруса, чтобы воздушный поток не выбросил судно на берег. Что бы выйти в море требовался попутный ветер, который надувал паруса и направлял судно вперед в морские просторы. Связанная с этим лексика моряков получила образность и вошла в наш литературный язык. Теперь «держать нос по ветру» – в переносном смысле значит приспосабливаться к каким-либо обстоятельствам. «Бросить якорь», «стать на якорь», – остановиться в движении , осесть где-нибудь; «Сидеть у моря и ждать погоды» – бездейственное ожидание перемен; «На всех парусах» – двигаться к намеченной цели полным ходом, быстро, как только это возможно; Пожелать «попутного ветра» кому-либо – значит желание ему удачи.

Нос повесить или Вешать нос - если вдруг человек приуныл или ему просто взгрустнулось, про него бывает, говорят, что он будто «повесил нос», и так же могут добавить: «на квинту». Квинта, в переводе с латинского это означает: «пятая». Музыканты, а если точнее, скрипачи так называют первую по тональности струну у скрипки (самую высокую). Во время игры скрипач обычно поддерживает свой инструмент подбородком и его нос почти касается этой ближней к нему струны. Выражение «повесить нос на квинту», усовершенствованное в кругу музыкантов, так и вошло в художественную литературу.

Остаться с носом – без того, на что рассчитывал .

Под самым носом – близко.

Показывать нос – дразнить кого-то, приставляя большой палец к носу и помахивая остальными.

С гулькин нос – очень мало (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький).

Совать свой нос в чужие дела– интересоваться чужими делами .

Уйти с носом - корни выражения «уйти с носом» теряются в далеком прошлом. В старину на Руси было весьма распространено взяточничество. Ни в учреждениях, ни в суде нельзя было добиться положительного решения без подношения, подарка. Конечно, словом «взятка» эти дары, припрятанные просителем где-нибудь под полой, не назывались. Их вежливо именовали «приносом» или «носом». Если управляющий, судья или дьяк брали «нос», то можно было быть уверенным, что дело благоприятно разрешится. В случае отказа (а это могло произойти, если дар казался чиновнику маленьким или же уже был принято подношение от противоположной стороны) проситель уходил со своим «носом» восвояси. В таком случае, на успех надежды не было никакой. С тех пор слова «уйти с носом» стали означать» потерпеть поражение, неудачу, проиграть, оступиться, ничего не добившись.

Утиреть нос - если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос.

Уткнуться носом – погрузиться всецело в какое-то занятие.

Сыт, пьян и нос в табаке - означает всем удовлетворенного и довольного человека.

Фразеологизмы со словом «РОТ, ГУБЫ»

Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Со словом губа фразеологизмов не много.

В рот не возьмешь - говорят, если еда приготовлена невкусно.

Губа не дура - говорят про человека, умеющего выбирать самое лучшее.

Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить.

Каша во рту - человек невнятно говорит.

Маковой росинки во рту не было – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить.

Молоко на губах не обсохло - говорят, если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен.

Набрать в рот воды – это замолчать самому.

Надуть губы - обидеться.

Рот разинуть – застыть в изумлении перед чем-нибудь, поразившим воображение.

Хлопот полон рот - говорят, если дел так много, что с ними не успеваешь справляться.

Широко открытый рот – признак удивления.

Фразеологизмы со словом «РУКА»

Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости

Греть руки – пользоваться положением

Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении

Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло

На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать

Не покладая рук – усердно трудиться

Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости

Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение

Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета

Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно

Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга

Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать

Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать

Рукой подать – очень близко, совсем рядом

Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением

Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы

Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой

Фразеологизмы со словом «ГОЛОВА»

Ветер в голове – ненадежный человек.

Вылетело из головы – забыл.

Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.

Давать голову на отсечение – обещать.

Как снег на голову – неожиданно.

Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.

Не сносить головы – отвечать за свои поступки.

Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.

Очертя голову – рискованно.

По головке не погладят – поругают.

С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.

С ног на голову – наоборот.

Сломать голову над задачей – напряженно думать.

Сломя голову – очень быстро.

Фразеологизмы со словом «УХО»

Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Грубые слова действуют прежде всего на уши. Во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть. Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!

Держать ухо востро - человек напряженно ждет опасности. Вострый – старая форма слова острый.

Навострить уши - внимательно прислушиваться. У собаки уши имеют заостренную форму и собака поднимает торчком уши, когда прислушиваются. Отсюда возник фразеологизм.

Не видать как своих ушей - говорят про человека, который никогда не получит желаемого.

Погрузится во что-то по уши - говорят человеку в том случае, если он всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.

Покраснел до ушей - говорят, когда человек сильно смущен.

Развесить уши – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво.

Слушать во все уши – значит слушать внимательно.

Слушать вполуха или слушать краем уха - слушать без особого внимания.

Уши вянут - противно слушать что-либо предельно.

Уши режет - говорят, когда что-то неприятно слушать.

Фразеологизмы со словом «ЗУБ»

Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов , в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Используется слово зуб и во фразеологизмах , обозначающих различные плачевные состояния человека.

Быть в зубах - навязываться, надоедать.

Вооруженный до зубов - говорят про человека на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор.

Заговорить зубы - отвлечь внимание.

Зуб за зуб - бранчиво (склонность к брани), неуступчиво, «как аукнется, так и откликнется».

Зуб на зуб не попадает - говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха.

Зуба дать - насмехаться, осмеять кого.

Зубом есть - гнать, теснить.

Зубы скалить - насмехаться.

Зубы съесть - набраться опыта.

Зубы чесать - болтать вздор, пустяки.

На зуб попробовать - узнать, испробовать непосредственно.

Не по зубам что-нибудь кому-нибудь - трудно откусить, не под силу, не по способностям.

Нечего на зуб положить - говорят, когда нечего есть.

Ни в зуб ногой - совершенно ничего (не знать, не понимать и т. п.).

Поглядеть кому в зубы - узнать все о человеке.

Поднять на зубка - насмехаться.

Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать, погрозить кому.

Положить зубы на полку - голодать, когда в доме не остается еды.

Сквозь зубы говорить - еле раскрывать рот, с неохотой.

Стиснуть зубы - не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.

Точить или иметь зуб на кого-нибудь - злобствовать, стремиться причинить вред.

Фразеологизмы со словом «ГРУДЬ, СПИНА»

Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Однако, есть со словом спина и положительно окрашенные фразеологизмы.

Вставать или стоять грудью за кого-что-нибудь - подняться на защиту, стойко защищать.

Выезжать на чьей-нибудь спине - достигать своих целей, используя кого-нибудь в своих интересах.

Гнут спину - работать, или кланяться.

Горбить спину - работать.

Ездить на чьей спине - использовать кого-нибудь для каких-нибудь своих целей.

За спиной у кого (делать что-нибудь) - так, чтоб тот не видел, не знал, тайком от кого-нибудь.

Заложить руки за спину - скрестить их сзади.

На собственной спине (испытать, узнать что-нибудь) - по собственному горькому опыту, в результате неприятностей, трудностей, невзгод, которые самому пришлось пережить.

Нож в спину или удар в спину - предательский, изменнический поступок, удар.

Повернуться спиной - покинуть, оставить на произвол судьбы, перестать общаться с кем-нибудь.

Проложить грудью дорогу - добиться хорошего положения в жизни, добивается всего упорным трудом, преодолевает все выпавшие ему трудности.

Прятаться за чужую спину - перекладывать свои обязанности или ответственность на кого-нибудь.

Работать не разгибая спины - прилежно, усердно, много и тяжело. Им можно похвалить примерно работающего человека.

Распрямить спину - обрести уверенность в себе, ободриться.

Спину показать - уйти, убежать.

Стоять за чьей-нибудь спиной - тайно, скрытно руководить кем-нибудь.

infourok.ru

Исследовательский проект по русскому языку "Фразеологизмы" для 4 класса.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Исследовательский проект

на тему:

Изображение:1217879-3659dcac6c47e373.jpg

Подготовил: Меньшов Егор

ученик 3 – а класса.

Руководитель: И.В. Меньшова.

2012 год.

Нас всех объединяет чудо языка. В нём наши труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В неё разум народа, его кровь и воля. В нём живёт, негодует, верит, смеётся сам народ.

Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу.

Именно язык не даёт народу забыть себя.

Всё плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны.

Я часто слышу в разговорах старших, взрослых такие словосочетания:

скатертью дорога, медвежья услуга, зарубить на носу, ловить мух и т. д.

Я задумался, а какой смысл несут эти выражения?

Нередко, люди, услышав эти слова, не знают как на них реагировать. Обижаться ли, смеяться, гордиться …

Я заинтересовался этой темой. На мой взгляд она очень интересна и увлекательна. Я захотел больше узнать о фразеологизмах, о их истории.

Цель моей работы:

Узнать:

  • о понятии фразеологизмах,

  • о происхождении фразеологизмов,

  • интересные факты из истории,

  • дидактическая игра,

  • словарик фразеологизмов.

Понятие о фразеологизме.

Фразеологизм устойчивые сочетания, имеющие образный характер.

Они придают речи: яркость, выразительность, точность.

Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы, но не всегда задумывался о том, понимает ли. Я решил это выяснить.

По происхождению фразеологизмы бывают исконно русскими и заимствованными.

Исконно русскими являются свободные словосочетания, которые употреблялись в переносном значении. Эти фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа.

Знакомство с фразеологизмами

Баклуши бить.

Когда кто – либо бездельничает, ему нередко говорят:«Перестань бить баклуши!»

А что такое баклуши, и кто и когда их бьют?

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Поручалось это подмастерьям, так как это лёгкое, пустячное дело, не требовало особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».

hello_html_4591df27.png

Бумага не краснеет

Написать что – нибудь нелицеприятное.

hello_html_m7d4346ef.png В то далёкое время было мало грамотных людей, поэтому публично сказанное слово имело большую силу, чем написанное на бумаге. «Бумага не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые сказать устно стесняешься.

И, действительно, бумага не реагирует на написанное, но хранит изложенные на ней мысли очень долго.

Вилами по воде писано

Маловероятное сомнительное событие.

hello_html_m7e629cca.png

Вилами назывались существа, живущих в водоёмах. Они предсказывали судьбу, записывая её на воде. Также вилы означают «круги». Во время гадания в реку бросали камешки и по кругам воды предсказывали будущее, но оно редко сбывалось. То что «по воде вилами писано» стали говорить, как о маловероятном сомнительном событии.

Шиворот навыворот

Если сделал что – то не так, как полагается, наоборот, перепутал. В таких случаях скажут – шиворот навыворот.

hello_html_mafefc5.png

Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Вверх тормашками

Всё наоборот, всё не так, как раньше, всё кувырком.

Тормошить – означало «ходить».

Значит «вверх тормашками» - это всего – на всего «вверх ходилками», «вверх ногами».

hello_html_m5b0fbfd1.png

Козёл отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину.

hello_html_63ab3614.png

В древности существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывал на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню.

Прошло много лет, обряда уже нет, а выражение всё живёт.

Глухая тетеря

hello_html_m293eb3ab.png

Это выражение родилось у охотников. Огромная птица тетерев во время пения закрыв глаза, ничего не слышит, что делается вокруг. Пользуясь её временной глухотой, подбирается для выстрела опытный охотник. Люди давно заметили свойства тетерева терять на время слух и назвали эту птицу глухарём.

А само слово стало символом разини, сонного и ничего не видящего вокруг себя человека.

Всыпать по первое число

Сурово наказать, отругать кого – либо.

hello_html_m6b1ebf94.png

Уж что – что, а это – то выражение нам всем хорошо знакомо. И откуда оно только свалилось на нашу несчастную голову!

Не поверите, но … из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало на долго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Волосы дыбом.

Значит, сильно перепугался человек.

Но вот что за «дыб» такой?

Оказывается, «стоять дыбом» - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него

волосы словно на цыпочках на голове стоят.

hello_html_m42c8f42.png

Зарубить на носу.

Запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда.

hello_html_m3da09f27.png

Слово «нос» в давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали

На них всевозможные заметки (зарубки) на память, так появилось выражение «зарубить на носу».

Скатертью дорога.

hello_html_799fb656.png В народе живёт примета: перед отъездом к венцу невеста, желавшая, чтобы её сёстры поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестёр.

До сих пор сохранился обычай провожать уезжающих, размахивая платочками, чтобы путь «лежал скатертью, был ровен и гладок». Выражение «скатертью дорога» употреблялось как пожелание доброго пути, но со временем стало употребляться иронически, в значении «иди куда угодно, убирайся вон».

Угадайте фразеологизм

Розе Т.В. - Большой фразеологический словарь для детей. ВОТ ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТАГде собака зарыта.

Розе Т.В. - Большой фразеологический словарь для детей. ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫВыносить сор из избы.

Розе Т.В. - Большой фразеологический словарь для детей. ЗАВАРИТЬ КАШУ, РАСХЛЕБЫВАТЬ КАШУЗаварить кашу.

Найдите фразеологизмы

От нашей дачи до леса рукой подать. Пошли мы с другом за грибами. Люди сказали, что их там тьма – тьмущая. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Кругом ни души. Вдруг впереди ветки затрещали. «Медведь», - подумали мы. Пора брать ноги в руки. Хоть мы - ребята не

робкого десятка, а зуб на зуб не попадает. Вдруг из – за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и след простыл. Правду в народе говорят: «У страха глаза велики».

Проверьте себя

От нашей дачи до леса рукой подать.

Пошли мы с другом за грибами. Люди сказали,

что их там тьма – тьмущая. Зашли мы в лес,

грибы собираем, природой любуемся. Кругом

ни души. Вдруг впереди ветки затрещали.

«Медведь», - подумали мы. Пора брать ноги в руки.

Хоть мы - ребята не робкого десятка, а

зуб на зуб не попадает. Вдруг из – за кустов

выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а

его и след простыл. Правду в народе говорят:

«У страха глаза велики».

Словарик фразеологизмов

*Мастер на все руки.

*Валять дурака.

*Спать без задних ног.

*Собаку съел.

*Сидеть сложа руки.

*На худой конец.

*Засучив рукава.

*Курам на смех.

*Как белка в колесе.

*Лицом к лицу.

*У чёрта на куличках.

*Белая ворона.

*Душа в пятки ушла.

*Мухи не обидит.

*Как сельди в бочке.

*Кудыкины горы.

*Деловая колбаса.

*Кот в мешке.

*Держать в ежовых рукавицах.

*Кислая мина.

Литература

*А. В. Жуков. «Лексико - фразеологический словарь русского

языка». 2007 г.

*Т.Розе.«Большой фразеологический

словарь».

*А. М. Мелирович. «Фразеологизмы

в русской речи».

Издательство «АСС, 2005 г.»

*А. А. Усачёв. «Великий могучий

русский язык»

«Полиграф – Проэкт» 2011 г.

infourok.ru

Внеклассное занятие по русскому языку для 4 класса «Веселые фразеологизмы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Н.И. Рыленкова»

 

Внеклассное занятие по русскому языку для 4 класса

«Веселые фразеологизмы»
 

Выполнила: учитель начальных классов

Иванова Ирина Юрьевна

2017


 

Тема: «Веселые фразеологизмы»

Внеклассное мероприятие для 4 класса

Задачи.: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы»

  • развитие познавательного интереса;

    обогащение словарного запаса учащихся;

    развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

    воспитывать любовь к родному языку.

Задание 1. Разминка. Как вы уже знаете, очень много фразеологизмов пришло в нашу речь в результате наблюдений за повадками и характерными особенностями животных.

«Даёт совет Ежиха- мать:

- Детей не следует держать

В ежовых рукавицах

(При посторонних лицах!)

Конечно, вы догадались, что выражение « держать в ежовых рукавицах» является фразеологизмом и означает «очень строго и сурово обходиться с кем-либо». А какие еще выражения, связанные с характеристиками животных, вы слышали или знаете? Вместо точек вставьте названия животных.

Ответ:

Голоден как …..(волк)

Надут как ……(индюк)

Хитер как лис ….(лиса).

Нем как (рыба).

Труслив как… (заяц)

Грязный как …(свинья).

Здоров как …(бык).

Упрям как… (осел.)

Изворотлив как… (уж).

Колючий как …(ёж)

Болтлив как… (сорока).

Задание 2.

«Пеликан разинул рот:

-Из-под ног уходит плот!

Я – знаток морской науки,

Взять себя обязан в руки!».

Здесь выражение «взять (брать) себя в руки», конечно же, означает «сдерживать себя, успокаиваться». А какие еще фразеологические обороты со словом «рука» вы знаете? Подумайте т вспомните как можно больше и обязательно объясните их значение.

Ответ: фразеологизмов со словом «рука» насчитывается более 50. Вот некоторые из них:

Отбиться от рук (не слушаться)

Все валится от рук (не получается, не клеится)

На скорую руку (быстро)

Умывать руки (отходить от дела)

Сходить с рук (избежать наказания)

А теперь вы узнаете происхождение фразеологизма «Денег куры не

клюют». Театрализация с детьми: 6соседей, купец, 6 кур, хозяйка, курятница

В селе «Большие Златы» жила семья богатейших купцов Доположских – Вынь. Однажды любопытные соседи, повисшие на заборе, наблюдали такую картину: как вернулся хозяин с города, с мешком золота и вдруг лопнула тесёмка на мешке и золотые монеты раскатились по всему двору. Шум, гам, переполох, все бросились их собирать, напуганная девка курятница оступилась и растянулась поперёк двора, рассыпав ведро пшена. Пшено смешалось с монетами, куры набросились на пшено. В этот момент выскочила хозяйка дома, взмахнула руками и заголосила: «Клюют! Деньги клюют! Переполох набирал обороты. Когда через полчаса всё улеглось, хозяйка уговорила мужа общипать кур и провести экспертизу желудков на предмет поиска монет. Еще через час купец (хозяин) тряс перед носом хозяйки кучей куриных потрохов и кричал «Ну что убедилась? Денег куры не клюют!» в этот же день счастливое село отмечало праздник – каждой семье выдали по курице. С той поры выражение «Денег куры не клюют» прижилось в народе – это означало неожиданное поступление материальных благ (а по-простому халява)

Задание 3.

«Крот заметил:

много лет изучал я этикет.

Не кричи от страха «ой!»

Научись владеть собой!».

Вы заметили, что в данном четверостишии выражение « владеть собой» подобно фразеологизму «взять (брать) себя в руки»? Конечно же, схоже оно не по написанию, а по смыслу – «сдерживать себя, сохранять спокойствие». Такие выражения называют фразеологизмами с общим значением. В приведенном ниже списке фразеологизмов попробуйте найти фразеологизмы с общим значением и выпишите их парами. Объясните, в какие случаях их употребляют.

Ответ:

Дать нагоняй – намылить шею.

    Нагоняй – строгое внушение, наказание ( Словарь русского языка С.И. Ожегова). Дать нагоняй – делать выговор, ругать. Фразеологизм «намылить шею» означает – наказать (кого-либо).

    Не покладая рук – в поте лица (старательно, много работать).

    Ни кола ни двора – гол как сокол.

      В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной земли шириной в две сажени (около 4,5 метра). Не иметь кола значило «не иметь и маленького клочка земли». Выражение ни кола ни двора означает наивысшую степень бедности.

      Сокол – это старинное стенобитное орудие из чугуна или железа в форме длинного и толстого бревна. Или же бревно, окованное металлом. Его навешивали на железных цепях и, раскачивая, прошибали им самые прочные крепостные ворота и каменные стены

      Поверхность сокола была гладкой, как бы голой. Вместе с тем, соколы (птицы) во время линьки действительно теряют перья и становятся почти голыми.

      Сквозь землю провалиться – как в воду кануть (исчезнуть, скрыться куда-либо).

      Во все лопатки – во весь дух (очень быстро).

        « Нестись во все лопатки» - при быстром беге лошадь далеко выносит ноги вперед, при этом ярко выделяются лопатки. Во весь дух – очень быстро, с большой скоростью.

        Молоть вздор – молоть ерунду (говорить что-нибудь вздорное: чепуху, вздор, ерунду).

        Хоть пруд пруди – куры не клюют (очень много чего-либо)

          Глагол «прудить» означает устраивать пруд, перегораживая плотиной реку, ручей. Слово «пруд» в древнерусском языке означало место разлива перегороженной реки или ручья. Сочетание, таким образом, и означало «сооружая плотину, устраивать пруд». В XVIII веке «прудом» стали называть любой водоем с непроточной водой. Фразеологическое же значение оборота сложилось путем сравнения: на строительство плотины шла огромная масса дешевого материала (земли, камня)

          Задание 4. А еще существуют фразеологизмы с противоположными по смыслу значениями, например, «в двух шагах» - очень близко, рядом. Противоположное ему выражение – «за тридевять земель», означающее «очень далеко». Как вы думаете, противоположным выражением к фразеологизму «спустя рукава», будет выражение «опустив рукава», «засучив рукава» или «отрезав рукава»? Почему?

          Ответ:

          Спустя рукава – засучив рукава;

          Хоть иголки собирай – ничего не видно;

          По чайной ложке – единым духом;

          Заварить кашу – расхлебывать кашу;

          Чуть свет – на ночь глядя;

          Повесить нос – воспрянуть духом;

          Сидеть, сложа руки – не покладая рук;

          Душа в душу – как кошка с собакой;

          На чужой шее сидеть – жить своим горбом

             Физкультминутка

            Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

            -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками.

            -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц.

            -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза.

            -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом.

            -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки.

            -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову.

            Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

            Задание 5. Меткие образные выражения, фразеологизмы, украшают нашу речь, делают ее яркой и точной. В следующих стихотворениях значение фразеологизмов обыгрывается и в прямом, и в переносном смысле. Попробуйте их найти и объяснить значение.

            Зайка пишет письмо.

            «Здравствуй, милая Мартышка! «Крокодил, дружок, здорово!

            Шлет привет тебе Зайчишка. Обращаюсь с просьбой снова:

            Что ты друга обижаешь – Ты уж нам не откажи –

            Почему не приезжаешь? Зубы Волку покажи.

            Ждет тебя лесной народ. Вздумал он зверей стращать.

            Летом дел невпроворот! Кто нас будет защищать?!

            Разводить в лесу бананы – Без тебя мы как без рук.

            Это дело обезьяны». Приезжай скорее, друг!»

            «Носорог, родной, привет! «Уважаемый Жираф!

            Покупай скорей билет: Зная Ваш добрейший нрав,

            Нам в лесу нужна охрана, Я надеюсь, что с друзьями

            Так как поздно или рано Непременно станет с Вами.

            В лес охотники нагрянут Это в Африке жара,

            И стрелять по зайцам станут. А у нас как из ведра

            Твой могучий острый рог Льют дожди в разгаре лета.

            Нам бы здорово помог. Что вы скажите на это?

            Будут звери за тобой Мы нашли для Вас работу

            Как за каменной стеной». (Выходной один – в субботу)

            Тучи в небе разгонять.

            Разрешите Вас обнять.

            Каждый вечер под дождем

            Мы Вас очень-очень ждем».

            «Слоник, здравствуй! Как живешь?

            Писем нам давно не шлёшь.

            Без тебя стоит работа.

            Цирк построить нам охота.

            Будешь ты подъемным краном.

            Показаться может странным

            Это предложение.

            Сделай одолжение:

            Приезжай в конце недели –

            Побеседуем о деле».Ответ:

            Дел невпроворот – очень много дел.

            Показать зубы – быть готовым к защите, дать отпор.

            Как без рук – оказываться беспомощным без кого-либо (чего-либо).

            Поздно или рано – о том, что обязательно произойдет.

            Как за каменной стеной – находиться под надежной защитой.

            (Льет) как из ведра – о проливном дожде.

            Сделай одолжение – форма вежливой просьбы.

              Задание 6. К сожалению, бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Исправьте ошибки и составьте предложения с фразеологизмами.

              два сапога – дорого;

              одного поля помидор;

              язык без мышц;

              пальчики откусишь;

              показать где креветки зимуют;

              заблудился в двух липах.

                Ответ:

                два сапога – пара;

                одного поля ягода;

                язык без костей;

                пальчики оближешь;

                показать где раки зимуют;

                заблудился в двух соснах.

                  Задание 7. В приведенных ниже рисунках «зашифрованы» некоторые фразеологизмы. Сможете ли вы догадаться, какие именно фразеологизмы «спрятаны» в рисунках?( в презентации)

                  Ответ: 1.замести следы.

                  Взять быка за рога.

                  Сесть в галошу.

                  Витать в облаках.

                  Водить за нос

                    Задание 8. Конечно, происхождение фразеологизмов связано не только с животными. Существует много выражений, пришедших из различных профессий. Интересно, а вы сможете определить, благодаря каким профессиям появились следующие выражения:

                    Топорная работа; без сучка и без задоринки; снять стружку; разделать под орех;

                    На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками;

                    Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.

                      Ответ: Плотник, столяр. 2. Портной. 3. Кузнец.

                        Задание 9. А в этом задании попробуйте отгадать, о каких предметах идет речь:

                        За него тянут; на нем что-то вертится; его держат за зубами.

                        Ими хлопают, если что-то не понимают; их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

                        Его вешают, приходя в уныние; за него водят; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его задирают, зазнаваясь.

                          Ответ: 1. Язык. 2. Уши. 3. Нос.

                           11.Подведение итогов .

                          . Что мы с вами сегодня делали на нашемзанятии?(Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

                          Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня ?

                          Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

                          xn--j1ahfl.xn--p1ai

                          Добавить комментарий

                          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *