Что такое корень слова 2 класс – Корень слова 2 класс

Корень слова 2 класс

Тема: Корень слова.

Проблема:

1.Какие слова называются родственными ?

2. Что такое корень слова ?

3.Какие слова называются однокоренными ?

Новые знания:

  1. Корень- общая часть родственных слов.

  2. Родственные слова, имеющие общую часть называются однокоренными.

Цель: научить детей находить в родственных словах общую часть ( корень слова ), подбирать однокоренные слова.

Задачи:

  1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова , подбирать однокоренные слова.

  2. Развивать умение анализировать , сравнивать, группировать.

  3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера,уважать чужое мнение.

  4. Обогащать словарный запас учеников.

  5. Совершенствовать навыки каллиграфии.

Оборудование : интерактивная доска , опорные слова , сигнальные карточки.

Ход урока:

  1. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: енот,сетка ежиха, пенал.

У.Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ,которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова ?

Д. Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву е . Она имеется во всех данных словах. Но в словах сетка ,пенал , она обозначает звук [э]- это первая группа. В словах енот, ежиха- два звука: [й] и [э]- это вторая группа.

У. Определите последовательность букв в этом ряду:

Ера ерб ерв ер

Д. Строчная е ,строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.

У. Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

2. Словарно-орфографическая работа.

У. Уберите мысленно буквы обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово ,с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

П Ф Б К Т Х Е C РЧ ЕЩЗЦА

Д. Это слово береза.

У. Подберите родовое понятие к слову береза.

Д. Береза- это дерево.

У. Но ель , сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?

Д. Береза- это лиственное дерево, а ель и сосна –хвойные.

У.Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.

Д.Береза- это лиственное дерево.

У.Назовите его существенные признаки.

Д. У березы белая кора и листья в виде сердечка.

У. Что же обозначает слово береза?

Д. Береза –это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.

У.Береза получила свое имя от цвета коры, которое обозначает (белый ).В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы .Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных , водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось .Но некоторые историки считют, что оно имело вид свяшенного белого дерева- березы.

Найдите слово береза в орфографическом словаре.Напишите его ,поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Какая мысль моего рассказа о березе поможет вам запомнить непроверяемую безударную гласную е?

Д. Слово береза происходит от слова белый.

У. Составьте предложение со словами береза, осина, малина таким образом , чтобы два из них были объединены по какому-либо признаку и объяснялась причина исключения третьего.

Д. Береза и осина-деревья, а малина –кустарник.

Д.У березы и осины нет съедобных плодов , а у малины есть.

Д. Береза и осина применяются как строительный материал, а малина нет.

Д. Береза и осина используются как дрова , а малина нет.

3. Изучение нового материала.

У. Вспомните ,что такое родственные слова?

Д. Родственными называются слова , которые имеют общую часть с одним и тем же значением.

У. Подберите родственные слова к слову березка.

Д. Береза, березонька, березняк, подберезовик (учитель их записывает на доске).

У. Найдите общую часть данных родственных слов.

Д. Общая часть данных родственных слов – берез.

У

. Общая часть родственных слов называется корень. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – самая важная часть слова. В нем заключается его значение. Слов без корня не бывает. Корень выделяется знаком

Выделите корень в словах нашей цепочки.

Д. Береза, березонька, березняк, подберезовик.

У. Скажите, есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

Д. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

У. Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения.

Д

. Родственные слова имеют общую часть. Общая часть родственных слов называется корень. Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные. Корень выделяется знаком и в однокоренных словах пишется одинаково.

В случае затруднения детям предлагается план ответа:

1. Что такое родственные слова?

2. Как называется общая часть родственных слов?

3. Как по-другому называются родственные слова?

4. Каким значком выделяется корень в словах?

5. Как пишется корень в однокоренных словах?

Закрепление

Упражнение 1

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверяемое – проверочное. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные слова.

С…ний, д…брота, т…снота , л…чит, п…тна, ч…стота, синь, т…сный, д…обрый, ч…стый, п…тнистый, л…чение.

Образец: синь – синий.

Физкультминутка

У. Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад.

Если прозвучит слова с корнем лес, вы садитесь, услышите слово с корнем сад, встаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

Упражнение 2

Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:

  1. поле, полочка, полевой, полюшко;

  2. печурка, печень, печка, печать;

  3. соринка, сорняк, сорвал, насорил;

  4. вода, водичка, водянка, водить.

Упражнение 3

Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное (проверочные) слово (слова).

т…енота т…сный т…снить

св…тлый св…т св…тает

р…бит р…бь р…бой

н…чевать н…чной н…чь

н…зкий н…зина зан…зить

пр…вдивый пр…вда опр…вдать

Упражнение 4

Прочитайте. Подберите однокоренные слова с чередованием согласных в корне для слов, отвечающих на вопрос что? Напишите составленные пары слов. Выделите в них корень.

Пух, бег пекарь, замок, лекарь, ноги, снег, дороги, творог, пирог.

Какой вывод можете сделать?

Упражнение 5

На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов.

  1. танк – танкист – танковый

  2. ? – барабанщик – барабанный

  3. ? — ? – грибной

  4. ? — ? – театральный

Выделите корень в однокоренных словах.

Справка: 2) барабан; 3) гриб, грибник; 4) театр, театрал.

Упражнение 6

Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву или цифру. Ответ обоснуйте.

  1. земля – с

земляной – п

заземлить — ?

Справка. Земля – существительное, поэтому написана буква с. Земляной – прилагательное, отсюда буква п. Заземлить – глагол, значит, надо поставить букву г.

  1. земляк – к

землица – ч

землянка — ?

Справка. Слово земляк отвечает на вопрос кто?, поэтому написана буква к. Слово землица отвечает на вопрос что?, отсюда буква ч. Слово землянка отвечает на вопрос что?, значит, надо поставить букву ч.

  1. безземельный – 4

земляника – 4

подземный — ?

Справка. В слове безземельный четыре слога, поэтому написана цифра 4. В слове земляника тоже четыре слога, поэтому стоит цифра 4. В слове подземный три слога, значит, надо поставить цифру 3.

  1. наземный – 2

землистый – 2

заземление – ?

Справка. В слове наземный ударение падает на второй слог, поэтому написана буква 2. В слове землистый тоже ударение падает на второй слог, отсюда вновь цифра 2. В слове заземление ударение падает на третий слог, значит, надо поставить цифру 3. Сгруппируйте слова в зависимости от вопросов, на которые они отвечают. Напишите. Выделите корень.

Итог урока: 1) Что нового вы узнали на уроке?

2) Кому было интересно на уроке?

3) Кто из вас испытывал трудности на уроке?

globuss24.ru

Тема урока «Корень слова». 2-й класс

Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями “корень”, “однокоренные слова”;
  • учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова;
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, памятьсовершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда
    .

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный этап. (Слайд 1)

Презентация.

Приложение.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

— Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

— Умение грамотно и красиво писать.

2. Минутка чистописания

— Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м,, а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.

Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы.Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)

На доске:   М м

— Молодцы! Садитесь.

— Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. (Слайд 2). Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах.

Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит,снежная, моро_. (слайд 3)

На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–сущ.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр – прилаг.: морозный, снежная; (признак) 3гр.– глагол: морозит. (Действие)) (слайд 4)

3. Актуализация знаний

— А как можно разделить эти слова на две группы?

(слайд 5)

(1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2 гр. — Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень.

— Что такое корень?

— А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75. (Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.)

— Запишите слова в два столбика. (Запись учащимися слов.)

Работа в парах.

— Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. (Слайд 6)

4. Этап формирования положительной мотивации.

 — Ребята, скажите, что обозначает слово корень?(Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)

— Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

— Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

(Слайд 8)

—  Что общего в значении этого слова?

— Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

— Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9).

— Что вырастает из корня слова?

— Новые слова.

— Как они называются?

— Однокоренными.

— Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)

— Будем говорить о корне  слова.

5. Физминутка. (слайд 11)

1 – топнуть правой ногой,

2 – топнуть левой ногой,

3 – коснуться правойрукой правой ноги,

4 – коснуться левой рукой левой ноги,

5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,

6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,

7 – хлопнуть в ладоши за спиной,

8 – хлопнуть в ладоши над головой.

— Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

— Да.

Работа в группах.

Карточки со словами.

  • 1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.
  • 2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.
  • 3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.
  • 4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.
  • 5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

— Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.

6. Работа с учебником.

Стр.75 Упр. 118

7. Физминутка для глаз.

8. Итог урока.

— Мы узнали: (Слайд 12)

— Что такое корень слова?

Д: главная часть слова (Щелчок мышкой)

— Как его находить?

Д: подобрать однокоренные слова (Щелчок мышкой)

— Как его выделять (значок)?

Д: дугой сверху слова (Щелчок мышкой)

— Какова его роль в слове?

Д: смысл однокоренных слов (Щелчок мышкой)

— Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Игра “Третий лишний” (слайд 13) (слайд 12)

— Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.

Лес, лесник, леска, лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель, водяной

— Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень — главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

(Слайд 14).

Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка.

9. Этап рефлексии.

Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде 15).

Карточки учащиеся показывают учителю.

— Спасибо за работу!  (Слайд  16)

urok.1sept.ru

Урок во 2 классе «Корень слова»

Бондаренко Лилия Леонидовна МОУ СОШ № 5 г. Ртищево.

Предмет: «Русский язык»

Класс: 2

Авторы учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина — М.: Баласс; 2012г.

Тема: «Корень слова».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации(корень слова),

развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи урока через планируемые результаты:

Предметные :формирование понятия корень слова; формирование умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Метапредметные: формировать умения: работать с информацией; ставить и решать учебные задачи; работать в группе, паре; оценивать свою деятельность.

Личностные: создать условия для развития речи, внимания, познавательного интереса к учебному материалу.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная, коллективная

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный

Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.

Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии.

Оборудование:   учебник «Русский язык. 2 класс»; ручки, карандаши, фломастеры, три листа формата А4, карточки для учащихся;

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

1. Мотивация (само-определение) к уче-бной деятельности

— Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

 

— Работаем старательно, слушаем внимательно.

С чего обычно начинаем мы урок русского языка?

— Прочитайте запись.

Ум да разум надоумят сразу.

Как можно назвать такое изречение?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Давайте вспомним правила по гигиене письма.

— И самое главное?

— Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. 

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас 

С минутки чистописания.

Такое изречение можно назвать пословицей.

Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Дети повторяют правила по гигиене письма

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

И главное писать красиво и аккуратно.

Пишут в тетради пословицу.

-смыслообразование

(Л)

-целеполагание (П) 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в дея­тельности

– Что надо записать дальше?

– Какую запись должны сделать сейчас?

– Напишите слова «Классная работа».

— Какие части растения вы знаете?

Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

— О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

-Сколько значений у слова корень?

-Какой вывод можно сделать?

-Вспомните, как называются такие слова.

Работа со словарем.

— Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка?

Дату.

Комментированная запись числа.

Корень, стебель, листья, цветок, плод.

Отгадывают загадку.

Корень

Корень есть у растений, у зуба, у слова.

Оказывается, у слова корень несколько значений.

Слово «корень» — многозначное

Многозначные

Подготовленный ученик зачитывает

-выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень»:

1)подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3 )часть слова;

Это важная, необходимая часть.

На уроке нас будет интересовать корень слова.

прогнозирование предстоящей работы (Р)

выявление сущности, особенностей объектов (П)

построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

учет разных мнений (К)

составление вывода на ос-нове анализа объектов (П)

выполнение пробного учебного действия (Р)

осуществление познавательной и личностной рефлексии (Р)

3. Постановка учебной задачи

Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Обозначим проблемные вопросы и составим план работы.

– Что мы сейчас делали?

… о корне слова,…

План:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

Планировали свою деятельность.

извлечение необходимой информации из иллюстраций и текстов (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Работа в парах.

Распределите слова на 2 группы:

Зимний, рябина, зимушка, зима, рябинка, рябиновый.

-На какие группы вы распределили эти слова?

-Как называют такие слова?

-Почему распределили именно на такие группы слова?

-Правильно.

-Выделите общую часть.

-Предположите, возможное название общей части родственных слов.

– А где можно узнать точное название?

-Откройте учебник на стр.86 и прочитайте, как называется общая часть однокоренных слов.

– Что для вас было новым? Непонятным?


 

Пары получают карточки со словами.

Ученики делят слова на 2 группы.

Слова с общей частью слова рябин-, и слова с общей частью слова зим-.

Родственные, однокоренные

Выполняются 2 условия для родственных слов:

близки по смыслу

имеют общую часть

Выделяют знаком ͡

Одинаковая. Основа. Стержень.

В учебнике.

Читают правило в учебнике на стр.86

Отвечают

-извлечение необходимой информации из иллюстраций и текстов (П)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-подведение под понятие (П)

5. Первичное за­крепление с прого­вариванием во внешней речи

Работа по учебнику.

Коллективное выполнение упражнения.

А теперь обратимся к упражнению 116 стр.85 учебника.

Прочтите задание и расскажите, что нужно сделать.

– Запишите эти слова. Обозначьте в них корень.

– Запишите эти слова. Обозначьте в них корень. Придумайте сочетания этих слов с другими словами. Например: тихий голос, тонкий голосок и т.д.

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это. Самостоятельная работа.
-Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение 117 стр.85.

Прочтите задание и расскажите, что нужно сделать.

-Просигнализируйте, как вы справились с заданием.

Работа у доски и в тетрадях.

Записывают слова, обозначают корень, составляют сочетания слов.

Ответы детей.

Самостоятельное выполнение

Взаимопроверка

Сигнализируют карточками

-С заданием справился успешно, доволен собой

— Мне было трудно, но я справился.

— Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь.

-умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника (Р)

-прогнозирование предстоящей работы (Р)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Физкультминутка «Танцуй сидя» (под музыку)

Работа в парах.

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Рассели жильцов». (Интерактивная игра)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Поют и выполняют движения под музыку.

Дети расселяют однокоренные слова по своим местам

-выполнение пробного учебного действия (Р)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

-учет разных мнений (К)

-постановка и формулирование проблемы (П)

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

7. Включение в систему знаний и повторение

Групповая работа.

— Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы(по рядам). В группах вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Вспомним правила работы в группах. На работу вам отводиться ровно 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов.

Через 3 минуты мы будем проверять вашу работу.

1-я группа. Лес
2-я группа. Гриб
3-я группа. Дом

 

-Молодцы.

Повторяют правила работы в группах:

Работать вы должны дружно,

быстро, тихо.

Ссориться в группах нельзя, надо договариваться.

Слова каждый называет по очереди, группа обсуждает, подходят ли они вам, командир записывает их на листе.

Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов.

-анализ, сравнение, обобщение (П)

-умение работать с разными источниками информации (П)

-умение извлекать информацию из текстов (П)

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)

-умение слушать и понимать других (К)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание.

-Мы с вами хорошо потрудились.
– На какие вопросы мы с вами нашли ответы?

-Кто считает, что уже усвоил эти понятия? -Покажите человечка, как для вас прошел урок.

Попробуйте выполнить задание Интерактивная игра: Кто прав?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

-А какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?


 


 

— Ребята, дома вы поработаете со словарём однокоренных слов. Запишите любую группу слов и обозначите в словах корень.

Всем спасибо за урок!

Что такое корень слова?

Роль корня в слове.

Как выделить корень в слове?

Смайлики

-всё усвоил

— есть сомнения

-ничего не усвоил

Учащиеся ставят оценку «5» тому герою, который правильно дал определение что такое корень и привел примеры однокоренных слов.

Оценивают свою деятельность.

-построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

-самооценка на основе критерия успешности (Л)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Карточки для парной работы

Распределите слова на 2 группы:

Зимний, рябина, зимушка, зима, рябинка, рябиновый.

Групповая работа.

Образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги.

1-я группа. Лес
2-я группа. Гриб
3-я группа. Дом

Правила по гигиене письма

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

И главное писать красиво и аккуратно.

Правила работы в группах:

Работать вы должны дружно,

быстро, тихо.

Ссориться в группах нельзя, надо договариваться.

Карточки

С заданием справился:

С заданием справился успешно, я доволен собой.

Мне было трудно, но я справился.

Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь.

 

Смайлики

— всё усвоил

есть сомнения

— ничего не усвоил

http: //nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/04/19/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka

http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1580

«Рассели жильцов». (Интерактивная игра)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Интерактивная игра: Кто прав?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока «Корень слова» (2 класс)

урока — «Корень слова»

Дидактическая цель: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова».

Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

-формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»;

-развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, учить выделять и характеризовать корень;

-развивать речь учащихся, расширять кругозор;

-воспитывать интерес к предмету.

Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Средства обучения для учителя:

таблица состава слова; плакат с изображением дерева (с однокоренными словами), интерактивная доска

Средства обучения для учащихся:

таблица состава слова; словообразовательный словарь А.Н.Тихонова

-учебник «Русский язык», автор С.В.Иванов;

-рабочая тетрадь «Пишем грамотно», автор М.И.Кузнецова, интерактивная доска

-диск «Русский язык 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок и смолк.

Вот и начался урок.

А ну проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

2.Проверка выполнения домашнего задания.

3.Целеполагание и мотивация.

Сообщение темы урока.

— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, кустарников, трав, животных. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в свою часть смысла — «смыслиночку». А может кто-нибудь из вас уже знает, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

— Правильно. Корень. Это слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Корень- это часть растения, корень есть у зуба, волоса, ногтя).

— У всех этих слов есть общее значение – оно важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.

4.Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

-Прочитайте слова, являются ли они родственными? Почему?

Сад, сады, в саду, по саду (при обсуждении мнения детей разделились)

Вода, водичка, водитель, водица, наводнение, водить (при обсуждении мнения детей разделились)

Бой, сражение, битва, война. (при обсуждении мнения детей разделились)

5.Усвоение новых знаний и способов действий.

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1.Работа с наглядным материалом.

-Много – много лет тому назад появилось слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

-Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат с изображением дерева (с однокоренными словами).)

-Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

-Правильно (открывается корень ВОЗ). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов КОРНЕМ. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Какие ростки появятся от одного маленького корешка ХОД?

-Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить….)

-Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход)

-Правильно, корень ХОД и выделяется корень дугой. (Выделяем.)

-Прочитаем один только корень, вы поняли, что означает это слово? (Да.)

— А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова. (Читают.)

-Понятен ли смысл слова? (Нет.)

-Какой же вы сделаете вывод, что такое корень слова? (Ответы детей.)

-Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие однокоренные слова.

2.Работа с учебником.

-Прочитаем о корне на стр. 75 .(Чтение правила вслух.)

6.Первичная проверка понимания.

1.Дидактическая игра «Найди свой дом».

-А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень ЗЕМЛ , во втором – ЗВЕР , в третьем – ВОД. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

-Начинаем заселять дома: ( Дети по очереди прикрепляют свои слова.)

земл

звер

вод

земляк

зверь

вода

землемер

зверёк

водолаз

землячка

озвереть

водоём

земляной

звериный

водяной

приземлить

зверюшка

водитель

-Внимательно посмотрите и скажите, всё ли верно? (В 3 столбике слово ВОДИТЕЛЬ «лишнее».)

— А почему вы так решили? ( Дети объясняют , используя правило со стр.75)

— Чтобы слову ВОДИТЕЛЬ было не скучно, давайте подберём ему однокоренные слова . (Письмо с комментированием на доске и в тетрадях: ВОДИТЕЛЬ, ПРИВОДИТЬ, ПРОВОДНИК, ПРОВОДЫ.)

7.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).

1.-Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

-Спиши слова, выдели корень

1 вариант:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Нож, ножницы, ножик.

Снеговой, снег, снежинка.

2 вариант:

Сад, посадка, посадил.

Роза, розовый, розовеет.

Труд, трудовой, трудится.

Гриб, грибник, грибок.

2.Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно», автор Кузнецова М.И.(упр. 6 стр.13)

3.Работа по определению границ корня (по диску)

(Работа на интерактивной доске)

Физминутка

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

8.Творческое применение и добывание знаний , освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (применение знаний и умений в новой ситуации).

1.Сценка «Родственники».

Учитель:

— Кто вы такие?

-Я – гусь. А я –гусыня. А это наши гусята.

-А я их тетя гусеница.

Учитель:

-Ребята, вы согласны?

Вывод делают дети:

-Важно вдуматься в смысл слова.

2.Работа в группах, работа со словообразовательным словарей А.Н.Тихонова

-Давайте подберём однокоренные слова с корнем – снег- (снег, снежный, белоснежный, снеговик, снежок, снежинка, снегирь, снеговой, Снегурочка)

-Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне)

3.Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ (дети сочиняют и записывают свои небольшие рассказы).

9.Обобщение и систематизация знаний.

-Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

-Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)

-Как пишется корень в однокоренных словах ? (Одинаково.)

10.Контроль и самопроверка знаний.

Тест – опрос

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-«

1.Слова жёлудь, желудёвый, желудочек являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.

2.Корень – это общая часть родственных слов.

3.Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

Самопроверка

1)-

2)+

3)+

11.Домашнее задание.

Правило стр. 75, упр.2.

12.Рефлексия (подведение итогов)

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Презентация «Корень слова», 2 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме — использование детьми…

Урок русского языка 2 класс по теме: «Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова» Безударная гласная в корне слова»

Урок проведён по программе » Начальная школа 21 века» . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме….

тест по теме «Слова, слова, слова…» 2 класс

по программе «Школа России» к учебнику Канакиной…

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся — это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно…

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого — учебник, тетрадь, карточки, задания — выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн…

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр…

Конспект урока по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» Тема: Правила переноса слов Класс: 1

УМК «Начальная школа XXI века» Тема: Правила переноса слов Класс: 1…

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка

« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Проблема:

  • Какие слова называются родственными?
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются однокоренными?

 Новые знания:

  • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
  • 2. Корень – общая часть родственных слов.
  • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

 Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

 Задачи:

  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

Оборудование: словарь родственных слов, электронное приложение к учебнику.

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Интересное узнать.

2. Повторение изученного. Подготовка к изучению новой темы. 

Анимация рисунок 1.

Ребята, кого вы видите на картинке? 

Это члены одного рода?

Как вы их назовёте? (Родственники).

А есть ли в русском языке слова — родственники? (Да).

А как они называются? (Синонимы).

Приведите примеры. (Смелый — храбрый, героический. Маленький — крошечный, небольшой. 

Что их объединяет? (Близость по смыслу.)

Докажите. 

Какие ещё слова в русском языке близки по смыслу? (Родственные).

Приведите примеры. (Зима, зимушка, зимний, зимовать).

А чем отличаются родственные слова от синонимов? (У них есть общая часть).

3. Новый материал.

Таблица.

Эта общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова называются так же однокоренными. 

Таблица. 

Давайте вспомним, какая часть у растений самая важная, самая главная? (Корень).

Также и корень слова — самая главная часть в его строении, без него не может существовать слово. В ней заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов.

 

4. Закрепление. 

Правило стр. 61.

Работа со словарём однокоренных слов стр. 135.

Ветер…

Мороз…

Ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 

Докажите, что эти слова родственные. (Близки по смыслу, общая часть -корень)

Выделите корень.

Составление предложения. 

Составьте предложение с одним из этих слов. 

Выделите грамматическую основу предложения, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. 

5. Физ. минутка. (Подбери родственные слова).

6. Тренировочное упражнение. Работа по группам.

Анимация рисунок 2.

Собери группы однокоренных слов.

Выдели корень.

Опыт.

Закройте корень.

Что осталось?

Можно ли понять из того, что осталось, что это за слово?

Сделайте вывод. (Без корня нельзя определить лексическое значение слова).

Анимация рисунок 4. 

Установить соответствие, добавить примеры.

 7. Итог урока.

 -Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

 -Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

 — Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

 

8. Рефлексия.

Анимация рисунок 1 (3). 

Домашнее задание. 

Страница 62, упражнение 88.

Выучить правило стр. 61.

-Кто из вас доволен своей работой?

—  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

nsportal.ru

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Что такое корень слова»

Цели урока:

  • ввести понятия корень слова и однокоренные слова;
  • формировать умение находить и выделять корень родственных слов;
  • обогащать и активизировать словарный запас учащихся;
  • развивать познавательный интерес и познавательную активность путём привлечения занимательного материала и организации форм деятельности на уроке;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • развивать мыслительную деятельность: наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;
  • развивать речь учащихся.

Оборудование:телевизор, компьютер, компьютерная презентация урока, раздаточный материал, учебник «Русский язык, часть I», авторы С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко.

Тип урока: комбинированный/

Вид урока: стандартный с применением мультимедийных технологий.

План:

I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала
VI. Самостоятельная работа
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. У: Сегодня на уроке мы продолжим наблюдение за словами, которые имеют общую часть и называются родственными.

III. Актуализация знаний

У: Предлагаю взять карточки, которые лежат в вашей рабочей тетради с написанным словом для игры «Мы слова родные, …».
По сигналу вам нужно встать с места и собраться в группы, которые объединяются по признаку родственных слов: слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.

  • Холодно, похоладало, холодок,холодненький, холодит
  • Ходить, выход, ходячий, заходить, переход, ходунки
  • Подводный, водица, вода, водичка, водянистый
  • Морозит, подморозило, морозец, морозный, заморозки
  • Лёд, ледник, ледовый, ледяной, подлёдная, ледянка

Группа, выполнившая работу, берётся за руки и поднимает их.

У: Давайте прочитаем слова и объясним, что объединило вас в одну группу.

Д: Мы собрались в одну группу потому, что считаем что слова, записанные на наших карточках – родственные.

Дети выбирают одного из участников группы, который читает слова. Остальные ученики проверяют правильность выполненной работы.
После презентации выполненной работы, дети садятся на место.

У: Предлагаю вам записать в тетради слова, которые встретились в вашей группе. (При проверке работ можно отследить уровень запоминания каждым ребёнком определённого количества слов и орфографическую зоркость). А теперь вспомните, что есть общего у этих слов.

Д: У этих слов есть общая часть.

IV. Изучение нового материала

У: Сегодня на уроке мы узнаем, как называется общая часть родственных слов и как по-другому можно эти слова назвать.

Презентация «Родственные слова».

Тема: Родственные слова (слайд 1)

У: Ещё раз вспомним правило, по которому мы можем определить, что слова являются родственными. Расскажите это правило друг другу в паре.

Дети рассказывают правило в паре друг другу.

У: А теперь проверьте себя (слайд 3)
Наблюдение за группой слов: лес, лесной, лесник, лесочек, перелесок.

У: Все ли слова понятны вам по своему лексическому значению? В случае затруднения, где можно найти толкование слова?

Д: Объяснение лексического значения слова можно найти в толковом словаре.

У: Из правила мы узнали о том, что у родственных слов есть общая часть (слайд 4). Общую часть родственных слов назвали корнем.
Интересно, почему же общей части родственных слов дали такое название? (слады 6, 7, 8, 9).
Какие родственные слова встретились в стихотворении?

Д: Сад, рассада, посадки, садовник, садовод.
У: Запишите эти слова в рабочую тетрадь. Выделите корень.

Физминутка

V. Закрепление изученного материала

Работа с содержанием учебника.

У: Прочитайте правило на странице 107.
Выполните упражнение 167. (Работа выполняется устно, фронтально)

  • Человек, который ловит рыбу, –
  • Ловля рыбы –
  • Одна большая рыба –
  • Мелкая рыба –
  • Котлеты из рыбы –

У: А теперь запишем слово рыба, а рядом родственные слова, которые мы образовали. Выделите в словах окончание, основу и корень.

Работа с раздаточным материалом.

Вариативная работа.

У: Я предлагаю вам найти в филворде родственные слова. А затем назвать эти слова своему соседу в паре и, посоветовавшись, выделить корень.
Если, ваш одноклассник испытывает затруднения, помогите ему.

I вариант:

II вариант:

Дети выполняют работу в паре.

VII. Итог урока

У: Какие слова мы подбирали, выделяли и записывали в течение урока?

Д: Мы записывали однокоренные слова.

У: Какие слова называются однокоренными?

У: Почему их так называют?

Д: У этих слов есть общая часть, которая называется корнем.

VIII. Домашнее задание

У: Закрепите правило на странице 107 и выполните упражнение 168. На уроке мы выполняли подобные задания.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *