Что такое репетитор: Репетиторство — Википедия – Репетитор — это… Что такое Репетитор?

Содержание

Репетитор - это... Что такое Репетитор?

  • РЕПЕТИТОР — лат., от repetere, повторять Повторяющий с учащимися заданные им уроки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. РЕПЕТИТОР лицо, помогающее учащемуся приготовлять… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • репетитор — См …   Словарь синонимов

  • РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, репетитора, муж. (лат. repetitor тот, кто повторяет). 1. Домашний учитель, помогающий неуспевающему ученику в прохождении школьного курса. Студент репетитор. 2. То же, что репетир. Часы с репетитором. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, а, муж. 1. Учитель, обычно домашний, репетирующий кого н. 2. Опытный специалист, проводящий групповые или индивидуальные репетиции с актёрами. Р. по вокалу. Р. по балету. Педагог р. | жен. репетиторша, и (разг.). | прил. репетиторский …   Толковый словарь Ожегова

  • РЕПЕТИТОР — электр. прибор, повторяющий показание другого прибора, напр. блокировочный Р., показывающий состояние (заблокированное или отблокированное) блок механизма, семафорный повторитель. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное… …   Технический железнодорожный словарь

  • РЕПЕТИТОР — (от лат. repetitor – тот, кто повторяет). 1. Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе компьютерных программ. 2. Учитель, обычно домашний, помогающий обучаемому в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • репетитор — I. РЕПЕТИТОР а, м. repetiteur < repeter. 1. Повторитель; тот, кто спрашивает учеников, и снова повторяет прежде уже изъясненные им предметы другим учителем или Профессором какой науки; повторяющий с учениками .., сие слово употребляется в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • репетитор —    Тот, кто репетирует кого л., помогает кому л. пройти какой л. курс, усвоить какие л. знания.    ► поздн.лат. repetitor «тот, кто проверяет». Заимств. из фр. répétiteur «1) репетитор; 2) классный надзиратель» в тех же знач. (Бирж., 391).… …   Историко-этимологический словарь латинских заимствований

  • Репетитор — (от лат. repetitor  тот, кто повторяет)  преподаватель, дающий частные уроки на дому. Содержание 1 Значения 2 История в России 3 В русской литературе …   Википедия

  • репетитор — а; м. [от лат. repetitor тот, кто повторяет] 1. Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Р. по математике, истории. 2. Опытный… …   Энциклопедический словарь

  • репетитор — а; м. (от лат. repetitor тот, кто повторяет) см. тж. репетиторша, репетиторский 1) Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Репет …   Словарь многих выражений

  • Репетитор — это звучит гордо? / Newtonew: новости сетевого образования

    Репетитор — это уже практически неотъемлемый «атрибут» жизни современного школьника. Старшеклассники готовятся с помощью репетиторов к ГИА и ЕГЭ. А часто уже в начальной школе родители прибегают к помощи «дополнительных» педагогов, чтобы подтянуть оценки.

    За те 6 лет, что мы обучаем детей и взрослых различным дисциплинам, мы сталкивались с самым разным отношением к репетиторам. Да что и говорить, сами репетиторы тоже весьма по-разному относятся к своему ремеслу.

    Многие педагоги совмещают работу репетитора и школьного учителя (преподавателя в лицее, вузе и так далее). Кто-то подрабатывает, находясь в декрете. Для других (и их отнюдь не меньшинство) — это возможность творить свободно, самостоятельно определяя свое рабочее расписание, совмещая трудочасы с собственным обучением, путешествиями, увлечениями.

    Существует ли такая профессия — репетитор?

    Если обратиться к толковому словарю:

    РЕПЕТИТОР [от лат. repetitor - тот, кто повторяет]
    1. Тот, кто помогает кому-л. усвоить какие-л. знания, подготовиться к экзамену. .
    2. Опытный специалист, проводящий групповые или индивидуальные репетиции с актерами.

    УЧИТЕЛЬ
    1. Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель .
    2. Человек, обладающий высоким авторитетом для кого-л. в какой-л. области, имеющий последователей.

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

    Тот, кто занимается преподаванием чего-л. (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении).

    ПЕДАГОГ [от греч. paidagōgós - воспитатель, наставник]
    Лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель.

    Как мы видим, термины «учитель», «педагог», «преподаватель» являются устоявшимися синонимами. Понятие «репетитор» вроде бы из этой цепочки выбивается, однако, по сути, все отличия сводятся лишь к способам организации учебного процесса.

    Учителя и преподаватели «закреплены» за конкретным образовательным институтом, работают преимущественно в группах, включены в определенную формализованную педагогическую систему. Репетитор обладает большей свободой, он может отклоняться от учебного плана, практиковать нестандартные методы обучения. Но, как бы мы ни называли специалистов от педагогики, их цель едина — обучить нас чему-то.

    Почему педагоги не торопятся называть себя репетиторами?

    Мы попросили сто репетиторов (работающих и индивидуально, и в группах, и в оффлайне, и в онлайне) заполнить небольшую анкету и заметили интересную тенденцию. В графе «профессия» почти никто не написал «репетитор». Специалисты, не работающие в данный момент в каком-либо учебном заведении, указывали свою специальность из диплома. Среди респондентов нашлось немало филологов, лингвистов, экономистов, юристов, журналистов и даже фрилансеров, но почему-то совсем немного репетиторов. Видимо, отождествлять свою деятельность с полноценной профессией у репетиторов не принято.

    Многие частные педагоги проводят по 6-8 занятий в день, трудясь ежедневно, порой и без выходных. Все имеют профильное образование, немалый педагогический опыт, многочисленные педагогические награды и сотни благодарных учеников. Так почему же «преподаватель» звучит гордо, а «репетитор» — как будто бы нет?

    Поэтому мы спросили наших уважаемых педагогов, что для них значит работа репетитором и гордятся ли они своей профессией.

    Инна Николаевна, репетитор по обществознанию

     

     

    Преподаю я уже более 20 лет. Работала в школах, в лицее. В профессиональном плане я идентифицирую себя как учитель — это моя профессия и, хочется верить, призвание.

    Репетитором работаю чуть больше 4 лет. Для меня изначально это была попытка преодолеть так называемое профессиональное выгорание. Кардинально сменить род деятельности — это история малореальная. Возможно, молодое поколение более мобильно и может за короткое время осваивать принципиально новую функциональность, но я себя вне педагогики не вижу, поэтому решила сменить работу, но не профессию.

    Репетитор и учитель для меня — одно и то же. Разница лишь в организации работы. У репетитора может не быть какого-либо фиксированного трудового распорядка, а если преподаёшь онлайн, то и ходить никуда не нужно. Может, ещё бумажной работы лишней нет, ты более свободен и остаётся пространство для творчества.

    В репетиторстве я искала вдохновение, новый опыт и совершенствование профессиональных навыков.

    Перейдя из школьного класса в виртуальный кабинет, я не перестала быть педагогом и не стала каким-то другим учителем. Основные задачи, которые должен решать учитель, остались. Ученики такие же. Когда мне задают вопрос, кем я работаю, отвечаю: «Учителем». Но не потому, что не рассматриваю репетиторство всерьёз, а потому, что для меня это понятия одного порядка.

    Светлана Вячеславовна, репетитор по английскому языку

     

     

    Я больше 20 лет преподаю английский язык в школе. Параллельно я руковожу школьным дискуссионным клубом, организую с учениками внутришкольные олимпиады и театральные постановки на английском языке. От своей работы я получаю огромное удовольствие. Ни в какой другой профессии себя никогда не мыслила и что-то менять в будущем не собираюсь.

    Несколько лет назад я начала практиковать скайп-уроки, чтобы исследовать вопрос применения информационных технологий в учебном процессе. Затем этот опыт я перенесла и в свой школьный класс. При этом я не разделяю образовательный процесс на основной (школа) и дополнительный (репетитор по скайпу или традиционный репетитор). Учить язык можно с нуля в любом возрасте, и здесь школа никому ничего не гарантирует и никого ни в чём не ограничивает.

    Не рискну говорить про другие предметы, но иностранный язык можно выучить лишь при наличии мотивации, трудолюбия и готовности много работать самостоятельно.

    Учитель или репетитор помогут, направят, но не дадут результат, если ученик сам не приложит никаких усилий. При этом какие-то стандартизированные методы работы, упражнения, методики преподавания тоже могут не сработать. Нужна постоянная вовлечённость в языковой контекст. Возможно, именно по этой причине я не могу для себя разделять понятия «педагог», «репетитор», «преподаватель». Работа с разными учениками должна и строиться по-разному, а как специалист себя назовёт (репетитором или учителем), на результате не скажется.

    Наталья Валерьевна, репетитор по математике и английскому языку

     

     

    Репетитором я работаю 6 лет, причём первые мои шаги в педагогике были сделаны ещё в студенческие годы. На старших курсах университета я уже понимала, что имею достаточный уровень знаний, чтобы ими делиться. Сейчас я продолжаю свое обучение в магистратуре и параллельно преподаю ученикам в формате онлайн. На данный момент это моя основная работа. Я думаю, что после завершения обучения продолжу преподавать в таком же режиме.

    Отличается ли учитель от репетитора? С одной стороны, мне сложно сравнивать, поскольку в школе я никогда не работала. Однако мне кажется, что репетитор — это более своевременное и современное понятие. Есть английское слово “tutor”. Сегодня его часто используют, даже не переводя, понимая под этим термином нечто большее, чем репетитор в классическом смысле.

    Сегодня репетитор должен быть мобилен, активен, должен владеть информационными технологиями, обладать широким кругозором и богатым культурным бэкграундом. Возраст, количество дипломов, даже стаж преподавания уходят на второй план.

    Первичны компетенции, опыт практической реализации своих знаний на практике и, как мне кажется, личные качества.

    Репетитор — это наставник, и тот факт, что общение всегда происходит один на один, лишь усиливает влияние, которое наставник оказывает на ученика. Трансформируются не только значения привычных терминов «учитель» или «репетитор» — само понятие педагогики существенно расширяется, поскольку меняется образовательная среда, меняется общество, меняется сам человек.

    Оксана Петровна, репетитор по русскому языку, литературному чтению, РКИ

     

     

    Мой педагогический опыт не столь велик — 5 лет. Однако за это время я успела поработать преподавателем русского языка в центре дополнительного образования, в частной школе со школьниками 5-11 классов. Параллельно всё это время работала репетитором. Для меня репетиторство — это возможность «добрать» то, чего не хватает, когда обучаешь целый класс.

    Из возможных терминов, которыми можно себя «обозвать», я предпочитаю использовать слово «педагог». На мой взгляд, оно максимально полно описывает мой род деятельности и не даёт конкретной отсылке к школе, университету либо частной практике.

    Мне кажется, что у многих учеников по отношению к репетиторам есть ложная установка: мол, это школьный учитель, которому не хватает денег, поэтому он идет подрабатывать.

    Но в современном мире это уже давно не так. Репетиторство — это не халтура (простите за термин). В большом случаев репетиторами, особенно онлайн-репетиторами, становятся люди, которые хотят самостоятельно распоряжаться своим временем, много путешествуют, повышают свой собственный уровень образования (магистратура, аспирантура, докторантура) или, например, заняты ещё какой-то профессиональной деятельностью (бизнес, ведение домашнего хозяйства, публицистика и т. д.).

    Инструментальный подход к педагогу очень коробит. Обществу не хватает понимания ценности преподавания, осознания того, что люди, которые нас учат в школах и вузах, выполняют очень важную задачу, и дело тут не в зарплате. Остаются в профессии, как правило, только те педагоги, которые видят в своей работе нематериальную ценность. Это отнюдь не акт отчаяния (ведь выбор есть всегда, и работу сменить не так сложно, как кому-то кажется).

    Антон Витальевич, репетитор по программированию

     

     

    У меня нет опыта работы в школе или другом учебном заведении. Только частная практика. Почему не пошёл в школу? Наверное, потому что это бесперспективно и просто страшно. Я прекрасно помню свои школьные годы и помню, как «высоко» мы ценили труд наших учителей. При этом уже с возрастом я начал понимать, что дело не в профессии, а, как говорится, в наших головах. Хотя и это не откровение.

    Мне не очень нравится термин «репетитор». У меня это слово ассоциируется с уставшим школьным учителем, который после 8-часового рабочего дня тащится к ученику на дополнительное занятие, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Не знаю, откуда такие пессимистичные ассоциации, но как есть.

    Я себя называю частным преподавателем. Формулировка не имеет никакого значения, но моя работа даёт мне определенную свободу, в том числе и в выборе того, как себя профессионально идентифицировать. Помимо преподавания я удаленно работаю в одной IT-компании, поэтому учеников учу на тех задачах, которые решаю сам, сразу показываю им сферу применения тех знаний, которые они стремятся получить. Преподаю не ради денег. Мне это нравится, у меня неплохо получается и я имею свободное время, которое хочется потратить с пользой.

    Мне кажется, что преподаватель по любой практико-ориентированной дисциплине должен заниматься этой самой практикой, а потом уже что-то теоретизировать, писать учебные планы и т. д. Именно по этой причине я уверен, что частные педагоги или, если хотите, репетиторы в ряде случаев могут дать гораздо более качественную подготовку по предмету.


    Мы не стремились уверить вас в том, что без репетитора вам жизнь не мила. А вот без образования — вполне возможно. Поэтому пора относиться к педагогам, преподавателям, учителям и репетиторам с тем уважением, которого они заслуживают. И пусть ни один выпускник педагогического вуза не боится идти работать в школу!

    30 января 2017, 20:00
    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

    Репетитор - это... Что такое Репетитор?

  • РЕПЕТИТОР — лат., от repetere, повторять Повторяющий с учащимися заданные им уроки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. РЕПЕТИТОР лицо, помогающее учащемуся приготовлять… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • репетитор — См …   Словарь синонимов

  • РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, репетитора, муж. (лат. repetitor тот, кто повторяет). 1. Домашний учитель, помогающий неуспевающему ученику в прохождении школьного курса. Студент репетитор. 2. То же, что репетир. Часы с репетитором. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, а, муж. 1. Учитель, обычно домашний, репетирующий кого н. 2. Опытный специалист, проводящий групповые или индивидуальные репетиции с актёрами. Р. по вокалу. Р. по балету. Педагог р. | жен. репетиторша, и (разг.). | прил. репетиторский …   Толковый словарь Ожегова

  • РЕПЕТИТОР — электр. прибор, повторяющий показание другого прибора, напр. блокировочный Р., показывающий состояние (заблокированное или отблокированное) блок механизма, семафорный повторитель. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное… …   Технический железнодорожный словарь

  • РЕПЕТИТОР — (от лат. repetitor – тот, кто повторяет). 1. Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе компьютерных программ. 2. Учитель, обычно домашний, помогающий обучаемому в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • репетитор — I. РЕПЕТИТОР а, м. repetiteur < repeter. 1. Повторитель; тот, кто спрашивает учеников, и снова повторяет прежде уже изъясненные им предметы другим учителем или Профессором какой науки; повторяющий с учениками .., сие слово употребляется в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • репетитор —    Тот, кто репетирует кого л., помогает кому л. пройти какой л. курс, усвоить какие л. знания.    ► поздн.лат. repetitor «тот, кто проверяет». Заимств. из фр. répétiteur «1) репетитор; 2) классный надзиратель» в тех же знач. (Бирж., 391).… …   Историко-этимологический словарь латинских заимствований

  • репетитор — а; м. [от лат. repetitor тот, кто повторяет] 1. Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Р. по математике, истории. 2. Опытный… …   Энциклопедический словарь

  • репетитор — а; м. (от лат. repetitor тот, кто повторяет) см. тж. репетиторша, репетиторский 1) Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Репет …   Словарь многих выражений

  • РЕПЕТИТОР - это... Что такое РЕПЕТИТОР?

  • РЕПЕТИТОР — лат., от repetere, повторять Повторяющий с учащимися заданные им уроки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. РЕПЕТИТОР лицо, помогающее учащемуся приготовлять… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • репетитор — См …   Словарь синонимов

  • РЕПЕТИТОР — РЕПЕТИТОР, репетитора, муж. (лат. repetitor тот, кто повторяет). 1. Домашний учитель, помогающий неуспевающему ученику в прохождении школьного курса. Студент репетитор. 2. То же, что репетир. Часы с репетитором. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕПЕТИТОР — электр. прибор, повторяющий показание другого прибора, напр. блокировочный Р., показывающий состояние (заблокированное или отблокированное) блок механизма, семафорный повторитель. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное… …   Технический железнодорожный словарь

  • РЕПЕТИТОР — (от лат. repetitor – тот, кто повторяет). 1. Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе компьютерных программ. 2. Учитель, обычно домашний, помогающий обучаемому в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • репетитор — I. РЕПЕТИТОР а, м. repetiteur < repeter. 1. Повторитель; тот, кто спрашивает учеников, и снова повторяет прежде уже изъясненные им предметы другим учителем или Профессором какой науки; повторяющий с учениками .., сие слово употребляется в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • репетитор —    Тот, кто репетирует кого л., помогает кому л. пройти какой л. курс, усвоить какие л. знания.    ► поздн.лат. repetitor «тот, кто проверяет». Заимств. из фр. répétiteur «1) репетитор; 2) классный надзиратель» в тех же знач. (Бирж., 391).… …   Историко-этимологический словарь латинских заимствований

  • Репетитор — (от лат. repetitor  тот, кто повторяет)  преподаватель, дающий частные уроки на дому. Содержание 1 Значения 2 История в России 3 В русской литературе …   Википедия

  • репетитор — а; м. [от лат. repetitor тот, кто повторяет] 1. Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Р. по математике, истории. 2. Опытный… …   Энциклопедический словарь

  • репетитор — а; м. (от лат. repetitor тот, кто повторяет) см. тж. репетиторша, репетиторский 1) Тот, кто помогает кому л. усвоить какие л. знания, подготовиться к экзамену. Взять, пригласить, нанять репетитора. Заниматься перед экзаменом с репетитором. Репет …   Словарь многих выражений

  • что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой

    Все дети в возрасте от 6 до 17 лет ходят в школу. Там ими занимаются преподаватели. Но иногда некоторым детям сложно усвоить школьную программу. В таких случаях приходится прибегать к помощи извне. Тут и начинают спрашивать репетитор кто это. Данный род деятельности подходит общительным людям, жаждущим делиться своими знаниями с детьми и помогать им в учебе при личном контакте.

    Описание профессии

     

    Работа репетитора заключается во взаимодействии с детьми как школьного, так и более старшего возраста. Его целью является:

    1. обнаружение и устранение пропущенных знаний юных (и не очень) клиентов,
    2. учитывая их личные качества.

    В этом смысле репетиторы похожи на тренеров в тренажерных залах.

    Репетитор помогает:

    1. выявить слабые и сильные звенья в знаниях своих подопечных,
    2. он занимается с ними по лично подготовленной индивидуальной программе “face-to-face” в домашней обстановке.

    Это помогает ученикам лучше усвоить информацию и восполнить пробелы. Для репетитора главное обладать хорошим терпением, ведь не всегда получается сразу же легко идти на контакт.

    • Для работы репетитором нужно иметь диплом о высшем образовании в сфере педагоги по определенному предмету. В дополнение может идти психологическое образование.

    Плюсы профессии

    Плюсы профессииВ большей части работа репетитора очень увлекательна. В ней он может проявить себя как творческий человек, создавая индивидуальную программу занятий для учеников или применяя свой собственный творческий подход.

    Репетиторы помогают людям самых разных возрастов. Наверное, это одна из профессий, у специалистов которой очень много знакомых.

    Учитывая, что в основном репетиторы работают на себя, их заработная плата даже выше, чем у преподавателей в школах. Также они сами составляют свой график, записывая желающих на свободное время.

    Минусы профессии

    Как говорится, всем люб не будешь. Так и здесь. Не смотря на все радужные перспективы работы репетитором, в ней тоже есть свои минусы. Увы. Репетиторы работают в любую пору года. Даже летом, когда их «коллеги» преподаватели находится в отпусках. Их рабочие дни часто бывают ненормированными, что так же немного печально. Одним из главных минусов являются трудности в обучении. Ведь не всем нравится учиться. Даже сидя дома.

    Требования профессии

    Репетитор должен быть компетентным, знаком с психологией людей. Особенно в отношении детей и подростков.

    Ну и конечно же знание:

    1. предметов для обучения,
    2. грамотная устная речь
    3. грамотная письменная речь.

    Вывод

    Репетиторы могут работать прямо у себя дома через интернет. И репетитор кто это не является уже большой тайной, ведь они многим помогают справиться с трудностями обучения.

    Помимо подтягивания по необходимым наукам, репетиторы к тому же могут:

    1. за отдельную плату писать курсовые и дипломные работы,
    2. решать домашнее задание
    3. тому подобное.

    Они могут представлять людей разных профессий, что даже не уменьшит их необходимости. Ведь что бы быть хорошим специалистом в этой сфере нужно иметь не только призвание, нужно иметь талант.

    Возможно вам будет интересна статья: Педагог кто это такой.

    Репетиторство - это... Что такое Репетиторство?

    Репети́тор (от лат. repetitor — тот, кто повторяет) — преподаватель, дающий частные уроки на дому. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.

    Значения

    • Преподаватель, который проводит дополнительные — обычно индивидуальные — занятия, помогая усвоить необходимые знания.
    • Опытный специалист, который проводит индивидуальные или групповые занятия с актерами.
    • Вид технических средств обучения, предназначенный для индивидуального или группового обучения и контроля знаний на основе программированных материалов, компьютерных программ.

    История в России

    В кадетском и пажеском корпусах и некоторых других закрытых учебных заведениях дореволюционной России репетитором назывался учитель, под руководством которого учащиеся выполняли домашние задания.

    Современное значение

    В современной России услугами репетиторов чаще всего пользуются абитуриенты во время подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗы и студенты для повышения уровня владения предметом. Широко услуги репетиторов распространены среди желающих изучить иностранные языки. Индивидуальный подход к учащемуся в данном случае помогает подобрать более эффективную программу овладения языком.

    Распространение услуг репетиторов

    Весомый вклад в распространение репетиторских услуг в России и странах СНГ вносит интернет. Сейчас существует довольно большое количество компаний, предлагающих помощь репетиторам по продвижению их услуг в сети. На сайтах таких компаний репетиторы могут зарегистрироваться, создать собственную анкету и разместить информацию о виде оказываемых услуг, своём опыте и достижениях. Наибольшее распространение подобные услуги получили в Москве и Санкт-Петербурге, однако существует и множество региональных подразделений.

    В русской литературе

    • Наставники Митрофанушки, комедия «Недоросль», Денис Фонвизин.
    • Учителя в доме Фамусова («числом поболее, ценою подешевле»), комедия «Горе от ума», Александр Грибоедов.
    • Евгений Базаров, роман «Отцы и дети», Иван Тургенев.
    • Репетитор Родион Раскольников, роман «Преступление и наказание», Фёдор Достоевский.
    • Иван Лаптев, роман «Иди на Голгофу», Александр Зиновьев.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Журнал «Русская словесность», № 2, 1996.

    Зачем нам репетитор? Кто такой репетитор и чем он занимается?

    Репетиторство — бесполезная трата денег или панацея от всего на свете? Вопрос, конечно, интересный. И крайне спорный. Те родители, которым посчастливилось растить деток, не имеющих пагубной привычки загружать своих предков учебными проблемами, скорее всего, выберут первую составляющую вопроса. В самом деле, к чему бросать деньги на ветер, если твоё драгоценное чадо и без дополнительных затрат вполне успешно справляется со школьной премудростью? Как правило, если ребёнок не буксует, а справляется со своими обязанностями самостоятельно, приглашать репетитора и впрямь ни к чему, по крайней мере, до поры до времени. Вот когда уж деточка окончательно подрастёт, и дело будет двигаться к финалу, к поступлению в вуз, тогда... может быть. А может, и не быть. Все будет зависеть от того, как пойдут дела.

    Кто такой репетитор

    С одной стороны, точка зрения очень достойная. В самом деле, зачем тратиться, если и так всё складывается недурно — само собой, без дополнительных усилий, нервов и финансовых вложений? К тому же, вспоминая свою ещё не совсем забытую школьную жизнь, на ум приходит железный аргумент: мы же как-то учились без репетиторов! И ничего, никто дураком не вырос. В вузы все поступили, и даже почти все их окончили. Точно. Окончили. Но только лет двадцать — тридцать назад, верно?

    На самом деле, двадцать лет назад никто с репетиторами и не занимался. По разным причинам, не только по материальным. Например, в мою школьную бытность ни мне, ни моим родителям даже в голову не могло прийти пригласить ко мне учителя по какому-либо предмету, хотя кое-кто из сверстников с репетиторами всё же занимался. Но никто не афишировал свои дополнительные занятия с преподавателем. Ну, занимаешься ты и занимайся, только не кричи об этом на каждом углу.

    Причин тому было несколько, и причин на тот момент весьма существенных. Платные занятия после школы наводили на определённые мысли. Какие? Да очень даже немудрёные. Если ты, или, вернее, твои родители оплачивают тебе репетитора, то одно из двух: либо ты глуп, как пробка, и не можешь справиться со школьными предметами сам, либо в семье денег куры не клюют, вот и бесятся люди с жиру, не зная, куда их деть.

    Глупо? По сегодняшним меркам — да. Но тогда, в семидесятые — восьмидесятые, всё было иначе. И с этим нельзя было не считаться. Общественное мнение тогда было необычайно весомо. Тогда вся жизнь была как на ладошке: пионерия, комсомольская организация, партийная ячейка, профкомы... Поколению, ещё помнящему эти времена, думаю, моя мысль ясна: в содержании репетитора, а тем более, специалиста, приходящего к деточке на дом, было нечто такое, что тянуло, ну, скажем, на некую буржуазную изнеженность. И казалось если не постыдным, то уж, как минимум, неудобным.

    И вообще, в далёкие семидесятые — восьмидесятые о репетиторстве мы, простые смертные, знали не так уж и много, а вернее, почти ничего не знали. В нашем тогдашнем сознании вполне легко и непринуждённо укладывалась мысли о том, что дополнительный педагог может быть. Может быть даже оплачиваемый педагог, но официальный — например, учитель в государственной музыкальной школе. Такого рода оплачиваемое дополнительное образование даже поощрялось, поступление в музыкальные школы выглядело очень даже престижным мероприятием, наглядно демонстрирующим способности одарённых чад. Как было замечательно открыть крышку домашнего фортепиано, усадить за инструмент ребёночка и продемонстрировать перед умилённо улыбающимися соседями, родственниками, гостями результаты своих финансовых вливаний!

    Другое дело — частные занятия по школьным предметам. Вот тут дело выглядело несколько иначе. То, что учителя у моих одноклассников были, я знала ещё в школе, но в основном это были учителя — "иностранцы", в большинстве своём "англичане". Сказать, чтобы учитель по иностранному был тогда у каждого третьего или, например, пятого или десятого, не возьмусь, потому что просто не знаю. Возможно, так оно и было, но, поскольку вслух говорить о таких вещах было не принято, создавалось ощущение, что почти все постигали школьную программу самостоятельно. По крайней мере, внешне это выглядело именно так. О том, что ты ходил в бассейн или в музыкалку, ты мог говорить прямо и открыто, никого не стесняясь. Как и занятиями в любых секциях (вспомним — на тот момент абсолютно для детишек бесплатных). Но о том, что тебя "тащат за уши" по математике, русскому или, к примеру, по физике, лучше было молчать.

    Между прочим, как сейчас, так и двадцать лет назад, репетиторством занимались в основном "иностранцы", "русаки" и "математики". Что же до "физиков", "химиков", "биологов" — у тех учеников всегда было в разы меньше. А уж что касается такой "экзотики", как география или, допустим, обществоведение, — этим предметникам практически ничего не перепадало. Нет, конечно, бывали исключения, когда вдруг для поступления в какой-нибудь "мед" или куда-нибудь на "геофак" срочно требовалось подтянуть будущего студента по этим предметам, но это было скорее исключение, нежели правило. И уж о том, что твоё чадо тянут по какой-нибудь географии, родители вообще предпочитали молчать как рыбы, дабы не позориться.

    Да, двадцать-тридцать лет назад было всё иначе. Теперь эти времена канули в далёкое прошлое. А репетиторство осталось, и не просто осталось, а перешло на качественно иной уровень, прочно отвоёвывая себе место под солнцем. То, что сейчас почти у каждого современного школьника есть репетитор по какому-либо предмету — не секрет, и количеством учителей, приглашенных родителями для удобства ребёнка или собственного спокойствия, уже никого не удивить. Наоборот, перевернувшись с ног на голову, жизнь заставляет нас смотреть на многие вещи в зеркальном отображении, а потому сейчас гораздо удивительнее, если у ребёнка нет ни одного репетитора. Согласитесь, в наше время о гениальности сына или дочери это не говорит никоим образом, скорее, о материальной несостоятельности семьи или о легкомысленности родителей, не желающих загружать себя мыслями о будущем своего чада.

    Поступить в престижный вуз на бюджетное место сейчас практически невозможно. Конечно, конкурсы на место в вузе были всегда но они ничто по сравнению с сегодняшними на бюджетные места.

    И времена, когда учителя, не щадя живота своего, разбивали лоб даром, тоже прошли. И больше не вернутся. Это точно. Теперь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. А что, естественный отбор в действии, разве не так существует всё живое? И разве не должны выживать только сильнейшие? Только вот беда в том, что утопающему от понимания того, что он — винтик (шпунтик) естественного отбора, не легче, и от того, что никто не суёт нос в его личные дела — к сожалению, тоже.

    Поначалу, ведя ребёнка в первый класс, мы как-то не особенно задумываемся надо всеми этими проблемами: к чему ломать голову, если впереди, до поступления в институт, ещё целых одиннадцать лет? Вроде как мой не хуже всех остальных: ранец на плечах приличный, обут — одет как полагается. Действительно, к чему бить тревогу и волноваться раньше времени, если ещё ничего неизвестно? А вдруг именно мой станет лучшим, чем чёрт не шутит? А может, все неприятности как-то стороной обойдут, мимо? И действительно, а почему бы им мимо и не пройти?

    Замечательный первый класс — праздник души... Весёлые рожицы — пятёрки, обиженные, с опущенными уголками губ — судя по всему, менее хороший балл. Красота! Все отличники. Все хорошисты. Какие вопросы? Какое беспокойство? Ну, подумаешь, тройка где-то выскочила — бывает, исправит. В году-то всё равно как надо — четыре. И что бы вот именно тогда нам, взрослым, не задуматься: а почему вылезла эта "совершенно случайная" "трёшка"? А может быть, это первый звоночек, и ребёнку уже требуется помощь? Может быть, пока не поздно, пока хвосты не сплелись в один неподъёмный ком, — самое время напрячься?

    А зачем? Первый трояк — не система, лучше, не обращая внимания на неудачную четверть, и не смотреть на неё совсем, а гордо улыбаясь, созерцать результаты годовых итогов! В конце концов, зачем подчёркивать недостатки, огорчая лишний раз любимую деточку, или акцентировать на неуместной тройке внимание других родителей? Гораздо грамотнее "отчитаться" годовыми, не забыв особо подчеркнуть, что ребёночек — какая умница, надо же, мамина и папина радость — хорошист? Разве не важнее итог? Подумаешь, нарисовал учитель со зла трояк — мало ли что ему в голову стукнуло? Мог бы и спросить лишний раз, ведь ребёночек ещё совсем маленький, мог бы закрыть на что-то глаза. Так нет, обязательно испортить дневник требуется! Понятное дело, не просто так всё это: или вредность прёт изо всех щелей, или подарка ждёт подороже. Ну, пускай ждёт.

    Не узнали никого? Неужели, совсем никого? Нет, ну, понятное дело, не себя — хотя бы кого-нибудь из окружающих? Нет? Ну, ладно, значит, мимо, значит, не в ваш огород. Хорошо бы, если так. Но чаще бывает по-другому. Именно тогда, когда учитель пытается дать нам впервые понять, что у наших детей намечаются проблемы, над решением которых в старшей школе мы, скорее всего, сломаем всю голову, мы воспринимаем эту информацию в штыки. Как же так: единственный, неповторимый, любимый и зацелованный роднёй — и вдруг "трояк"? Да разве такое может быть? Нет, конечно.

    Как-то незаметно вместе со своими детьми мы переплываем из "началки" в пятый. Всё новое: учителя, предметы, требования — и лишний повод оправдать очередные неудачи наших человечков. А что же вы хотите? Мы же все разные, кому-то подо всё новое подстроиться легко, просто нечего делать, а кому-то сложнее. Вот подождите, втянутся, а уж в шестом будет видно, кто и что из себя представляет.

    Возможно, эта точка зрения имеет право на существование. Мало того, возможно, для кого-то совершенно очевидно, что до шестого-седьмого класса нечего завязывать ребёнка в узел, перегружая его попусту. Но такая точка зрения верна не всегда. Представьте, что до шестого или седьмого класса вы усиленно зажмуривали глаза, не желая видеть надвигающуюся проблему и перекладывая на послезавтра то, что нужно было бы сделать завтра, и на завтра то, что явно просило решения сегодня. А если вы задвигали её ещё глубже, откладывая "неприятности" на десятый—одиннадцатый, то, скорее всего, вы собственными руками топили своё ненаглядное чадо. Не верите? Ну, что ж, дело ваше. И право тоже ваше. И как строить дальнейшую жизнь вашего ненаглядного дитятки, тоже решать вам. А расхлёбывать вашу безалаберность — нам, учителям. И ещё вашим детям. На пару.

    "По-соседски", "по-дружески", "по-родственному" каждому преподавателю хотя бы раз в жизни, но приходилось заниматься репетиторской деятельностью, и, если кто-то, честно глядя в глаза, скажет, что лично он никогда не имел к этому никакого отношения, не верьте, потому что это неправда. Все мы, учителя, сейчас или в прошлом, но соприкасались с репетиторством, а потому, мне думается, я имею право высказать здесь кое-какие суждения по этому поводу.

    Первая и главная ошибка родителей, с моей точки зрения, состоит в том, что к репетитору мы ведём ребёнка только тогда, когда наступает тупиковая ситуация, выхода из которой уже не может найти никто: ни преподаватель в школе, ни родитель, ни сам ребёнок. Перепуганный, забитый двойками по ненавистному предмету, бедный ребёночек, в большинстве случаев, идёт к репетитору как наказнь, уверенный на все сто, что ничего хорошего из занятий всё равно не получится. И единственное, о чём он мечтает, каждый раз видя репетитора, — поскорее сбежатьот него. Ни о желании позаниматься, ни уж тем более о какой-то любви к предмету речи в таком случае идти уже не может. Всё, что принёс бедному страдальцу школьный предмет за последнее время, — это "неуды" и ссоры с родными. И теперь ко всему этому кошмару должен добавиться ещё один.

    Допустим, родители всё же исхитрились взять за руку своё ненаглядное сокровище и дотащить его до дверей репетитора. Уже хорошо. Но дальше в большинстве случаев начинается театр абсурда. Переложив свою головную боль на репетитора, родитель легко вздыхает: ещё бы, теперь голову должен ломать не он, а кто-то другой, кому за это, между прочим, платят, а его, родителя, дело как работодателя — спрашивать за полученные деньги результат. И желательно спрашивать построже, чтобы не расслаблялись ни репетитор, ни чадо.

    И вот, в лучшем случае выждав недели две или месяц, не заметив особенных сдвигов в оценках, родитель с удивлением сдвигает брови и задаёт свой первый вопрос: "А почему, собственно?"

    Действительно, как же так, ребёнка доставляют к порогу учительской квартиры регулярно, уроки оплачивают исправно, а сдвигов всё нет и нет? А откуда им, сдвигам, спрашивается, взяться через месяц — по большому счёту, через восемь — девять занятий, если предыдущие восемь-девять лет школьной жизни ребёнок постигал азы знаний вхолостую? Конечно, нам всем хочется всего и сразу, тем более, если мы отплачиваем чей-то труд, но милые родители, учителя, даже самые талантливые из них, не волшебники, и вытащить ваших детей на счёт "три" в отличники не способны. И чем позже вы решитесь обратиться в случае сложностей к репетитору, тем дольше ему придётся распутывать затянувшийся узел.

    И еще. Задавшись целью вытянуть своего ребёночка за уши из болота, хорошенько подумайте, что конкретно вы хотите получить от репетитора. Например, умение безошибочно писать и сдать ЕГЭ с целью получения баллов — абсолютно разные вещи. "Натаскать" на приличный балл можно и абсолютно неграмотного человека, научив его обходить расставленные ловушки относительно безболезненно. Естественно, если ребёнок "идет" по русскому на прочный "неуд", "пятёрку" за ЕГЭ гарантировать не будет ни один здравомыслящий преподаватель, но на "четвёрку" даже такого горе-ученика вытянуть можно, причём в достаточно быстро.

    А вот что касается грамотного, безошибочного письма, тут дело сложнее. Во-первых, на это потребуется больше времени, это однозначно, и нужно гораздо больше терпения и старания всех сторон.

    Во-вторых, быстрых сдвигов, как в тестовой системе ЕГЭ, здесь ждать не приходится, потому что грамотное письмо — не освоение отдельных разделов, за которые начисляются баллы, а некий комплекс навыков, позволяющих научить применять ученика теоретические знания на практике. Ведь очень часто бывает так, что и правила ребёнок учит, и домашнюю работу делает, а диктанты пишет на "два". Такая проблема есть. И она довольно часто встречается.

    И в третьих, щёлкать тестовые задачки можно научить каждого, а вот грамотному письму — нет. Существуют различные заболевания, в том числе связанные с фонетическими проблемами, то есть с произношением, которые выявляются у детей ещё в дошкольном возрасте. Если репетитор не аферист, он никогда не возьмётся тащить такого ребёнка, обещая, что через год-другой тот станет писать хотя бы на уверенную "тройку". До тех пор, пока такой ребёнок занимается с учителем и буквально "разжёвывает" слова в домашнем упражнении на пару с педагогом, за "троя"к он цепляться ещё хоть как-то будет, но стоит ему пуститься в самостоятельное плавание, и уже через пару недель он снова прочно сядет на "двойку".

    Конечно, подводных камней в репетиторстве много, затрат (и материальных и временных, и психологических, и всяких—всяких) это стоит огромных, но время диктует свои условия, и, подчиняясь этим жёстким временным рамкам, приходится признать, что без дополнительной помощи нашим детям "борьбу за выживание" сейчас не выдержать. Это к вопросу о нужности или ненужности репетиторства. Что же касается вопроса о грамотном выборе предметника и о сложностях, которые могут возникнуть во время этого чрезвычайно важного процесса, то об этом разговор особый.

    Ольга Дремова, преподаватель

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *