Что такое сатира в литературе определение 7 класс – Сатира — что это такое

Содержание

САТИРА — это… Что такое САТИРА?

  • Сатира — (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли …   Википедия

  • Сатира — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… …   Литературная энциклопедия

  • Сатира —     САТИРА. В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех …   Словарь литературных терминов

  • САТИРА — (лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИРА лат. satira, древ лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • САТИРА — САТИРА, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Сатира — (сочиненіе, осмѣивающее слабости и пороки людскіе). Ср. Ядовитая сатира… забыта… въ эту минуту онъ готовъ сочинить въ пользу Аристарха Ѳедоровича панегирикъ и заклеймить сатирой ближайшихъ своихъ знакомыхъ. Гончаровъ. Обрывъ. 5, 15. Ср.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • сатира — ы, ж. satire <лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой л. порок, недостаток. БАС 1. В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • САТИРА — (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств …   Современная энциклопедия

  • Сатира — ы, жен. Стар. редк.Производные: Сатирка; Сатя (Сата).Происхождение: (Женск. к (см. Сатир)) Словарь личных имён. САТИРА, МАГФИРА Милующая, прощающая. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • САТИРА — самое острое оружие, когда под рукой нет другого. Данил Рудый Иногда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос. Станислав Ежи Лец Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным. Вольтер Сатира имеет право преувеличивать, но… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • сатира — См …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    Сатира — это… Что такое Сатира?

    Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

    Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

    Литературное значение

    В своем историческом происхождении именно в древней римской литературе сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

    Греко-Римский мир

    «Le сатиры E l’epistole ди Q. Орацио Флэкко», напечатанный в 1814 году.

    Греко-Римский мир не имел слова «сатира», хотя использовались термины цинизм и пародийность. Первым, кто в Риме критически обсудил сатиру, был Квинтилиан, который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Корни сатиры уходят к началу 2-го тысячелетия до н.э. Сатира является одним из самых ранних примеров литературы.

    Авл Персий Флакк

    Самой старой формой сатиры считается Мениппова. Его собственные сочинения потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьёзность и смех в пересказах его произведений.

    Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона. Стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован греческим драматургом-комедиографом Менандром. Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона.

    Среди видных сатириков римской литературы — Гораций и Ювенал, которые были активны в течение первых лет Римской империи. Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий. Плиний сообщает, что в 6-ом столетии до н.э поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился.

    Арабская сатира

    В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 19-ом столетии. Имея дело с серьёзными науками, такими как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что рассматриваемый серьезный предмет мог быть более интересным и таким образом достигнуть большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений».

    Строки «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом Исламском мире, где она была разработана арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби, Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию как просто «искусство осуждения» и не делали отсылок к классической греческой комедии. После латинских переводов 12-го столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.

    Персидская и Азербайджанская сатира

    Али Акбар Деххода

    В Персии самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (14 век нашей эры). Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику Аристократии» и известную басню «Мышь и Кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи были также расценены как очень хорошо написанные, в числе других произведений персидской литературы.

    Персидская Конституционная Революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Iraj Mirza, Али Акбар Деххода и Bibi Khatoon Astarabadi. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, у сатиры азербайджанской был сильный подъём во время революции. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издал свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин» в Тебризе во время этого периода. Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

    В конце 20 века персидская сатира пополнилась работами Ebrahim Nabavi. Он предложил новую форму персидской сатиры в его работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей. Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal, Mahmud Tarzi были, возможно, самыми известными сатириками в период 1873—1965. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом сатиры, и различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. Кроме того, ещё большее число того же самого вида работы было импортировано из Ирана.

    Средневековая Европа

    В раннее Средневековье примерами сатиры были песни голиардов и вагантов, в наши дни более известные, как антология Кармина Бурана и ставшие известными благодаря произведениям композитора 20 века Карла Орфа. С приходом Позднего Средневековья и рождением народной литературы в 12 веке сатира стала чаще использоваться, в особенности Чосером. В эпоху просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле. Шедеврами сатиры этого периода являются «Приключения Уленьшпигеля» Шарля де Костера, «Утопия» Томаса Мора и др. произведения.

    Английская сатира

    Джонатан Свифт

    В эпоху Елизаветы (XVI век, Англия) авторы думали о сатире как о грубом и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (как правило в форме брошюры), содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон указал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Английская сатира 17-го столетия нацелена на «исправление недостатков» (Джон Драйден). Сатира, затрагивающяя социальные проблемы, усилилась в 16-ом столетии(и подвергалась гневу короны в результате).

    В Эпоху Просвещения, в интеллектуальном 17-ом и рациональном 18-ом столетии, начался прорыв английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: Тори (ныне Консервативная партия Великобритании и Вигов (наследники — Либеральные демократы). В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию — критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. Яркие образцы подобной сатиры находим у Даниэля Дефо («Простейший способ разделаться с диссентерами»), Джонатана Свифта, Джона Арбетнота, Джона Драйдена и Александра Поупа. В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал письмо Квинтилиана и представил оригинальное значение слова (satira, не сатир).

    Джонатан Свифт был одним из самых важных англо-ирландских сатириков, и одним из первых, кто занялся журналистской сатирой. Например, в «Скромном предложении», изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге «Путешествия Гулливера» он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском — в частности. Быстро создает моральную беллетристику, мир, в котором у родителей нет своей самой очевидной ответственности, которая должна защитить их детей от вреда. Цель Свифта состоит в том, чтобы напасть на безразличие к тяжелому, отчаянно плохому положению, а у Дефо защитить свободу совести. Джон Драйден также написал влиятельное эссе относительно сатиры, которая помогла установить её определение в литературный мир.

    Американская сатира

    Марк Твен

    Эбенезер Кук, был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжили использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха. Марк Твен был одним из первых американским сатириков: в его романе «Приключения Гекельберри Финна» события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которые желает продвинуть Твен, полностью извращены. Его герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу. Фактически его совесть, искаженная миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс, получил славу как циник, пессимист и чёрный юморист с его черными, ироническими рассказами. Самая известная работа Бирса в жанре сатиры — «Словарь Дьявола».

    Викторианская Англия

    Романисты, такие как Чарльз Диккенс часто использовали сатиру, в обработке английских социальных проблем. Несколько сатирических журналов конкурировали за внимание общественности в Викторианскую эру и Эдвардианский период, такой как «Панч» и «Fun».

    XX век в Европе

    Кадр из заставки популярного британского сатирического сериала «Да, господин министр»!

    В 20-ом столетии, сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьёзные и даже пугающие предостережения, об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам. В Британии сатира в литературе также начала расти в разгаре Второй мировой войны и годы холодной войны. «Скотный двор (повесть)» Джорджа Оруэлла с говорящими животными, которые организовывают заговор, чтобы управлять миром, положил начало политической сатире. Несмотря на небольшое количество юмора, эта работа высоко ценится литератураведами.

    Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона, Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов, Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм.

    Фильм «Великий диктатор» (1940) Чарли Чаплина был сатирой, в которой изображался Адольф Гитлер. Много сатириков того времени, таких как Дороти Паркер и H. L. Mencken, использовали сатиру как свое главное оружие, и Mencken в особенности известен тем, что сказал, что «один гогот стоит десять тысяч силлогизмов» в попытке убедить общество принять критику. Романист Синклер Льюис был известен своими сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная Улица», и «Она не Может Случиться Здесь». Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценности того того времени. Фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» 1964 г. был популярной сатирой на Холодную войну. Образцом сатиры можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла», «Черная гадюка», а также сериал «Да, господин министр!»

    Современная западная сатира

    Персонаж «Полотенчик» популярного сатирического мультсериала «Южный Парк» несмотря на участие всего в 4 сериях является одним из популярнейших персонажей[1].

    Кольбер, Стивен самоуверенный и убежденный в своей правоте телеведущий на своем шоу «The Colbert Report» замечателен в методах современной американской сатиры. Манера Кольбера — самоуверенный и убежденный в своей правоте, который, на телевизионных интервью, прерывает людей, указывает на них, и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом, он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка над действиями политических деятелей и других общественных деятелей, беря все их утверждения и подразумеваемые верования к их самому далекому (возможно) логическому выводу, таким образом показывая их воспринятое лицемерие. Один из самых популярных сатириков в истории современной британской литературы — недавно посвящённый в рыцари сэр Терри Прачетт, чей интернациональный, пользующийся спросом «Плоский мир», являющийся сатирой на весь мир, распродался тиражом больше чем 55 000 000 экземпляров (не учитывая пиратских изданий).

    Мультипликаторы часто используют сатиру так же как прямую критику. Сатирические мультфильмы содержат сильные элементы пародии и карикатуры; например популярные мультсериалы «Симпсоны», «Гриффины» и «Южный Парк», все трое пародируют современную семью и общественную жизнь, гиперболизируя их приключения до крайности. Ввиду сильной демократии и свободы слова, авторы могут легко использовать изображения общественных деятелей и вообще иметь большую свободу, используя живых актёров. Поддельные новости — также очень популярная форма современной сатиры. В Великобритании выходит также известное сатирическое шоу «Маленькая Британия».

    Сатира в западной музыке

    Рок-музыка

    Сатира на общество и его минусы была одним из основ в зарождении рок-музыки, так как была частью протеста против «взрослого мира». Так, большая часть творчества панк-групп посвящена высмеиванию норм морали и устройства общества, иногда переходит в нигилизм, а группы первого из экстремальных направлений метала — трэш-метала часто использовали агрессию как аллегорию жестокости человека.

    Одна из самых культовых панк-рок-групп «Sex Pistols» получила свою популярность именно за сатиру на современное общество, в том числе и на Королеву Великобритании.

    В 2000-годах параллельно волне альтернативной музыки, в США стали появляться группы, которые сделали сатиру на общество главной темой лирики, среди них «System of a down» и «Rise Against». Гитарист System of a down Дарон Малакян часто изображал психа в видеоклипах и на выступлениях, а сами видеоклипы часто несли пародию на явления массовой культуры и политики США.

    Сатира в компьютерных и видео играх

    Одной из сатирических игр можно считать американскую флэш — игру «Bushgame», появившейся в ходе президентской избирательной кампании в США в 2008 году. Она изображала выборы президента США с реальными персонажами кандидатов в президенты — Джона Маккейна, Барака Обаму и других. Игра являлась сатирой на способы борьбы за поддержку избирателей вроде таких как взаимное обливание грязью своих оппонентов. Игра вызвала противоречивые отзывы[2].

    Критические моменты

    Создатели мультсериала Южный парк, Трэй Паркер и Мэтт Стоун, часто подвергались критике за сатиру на многие табуированные темы в сериале, но авторы заявили, что юмористически относятся к подобной критике

    Поскольку сатира — субъективная критика, она может послужить причиной конфликтов. В 2005, газета «Jyllands-Posten» опубликовал карикатуры на пророка ислама Мухаммеда. Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это был не первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Запад не ожидал подобной враждебной реакции: флаг страны, в котором газета хотела издавать пародии, сжигался в ближневосточной стране. На посольства напали разгневанные люди, убив 139 человек, главным образом в четырёх странах; многие политические деятели по Европе согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищена. Иран угрожал начать Международное соревнование карикатур на тему холокоста, на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским соревнованием мультфильмов.

    Сатира в Российской империи

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

    Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («Притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). В Патриаршей летописи под 1410 годом можно встретить образчик сатиры XV века: «Той же осени князь Сшвитригайло Олгирдович, внук Гедиминов… от Едигеевых Татар утомился зело, бегая и со своею славною Литвою, а едучи паки к себе в Литву, пограбил град Серпухов и опустошил, и отъиде во свояси со многим богатством»[источник не указан 769 дней]

    Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах (начиная с XVIII в.), и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее её влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель: тут и лирики — Пушкин: — «На выздоровление Лукулла» и др. «Летопись села Горюхина»; Рылеев — «Временщику»; Лермонтов — «Дума» и др.; Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и мн. др. его произведения, и драматурги Денис Фонвизин, Гоголь, Островский, и романисты (Гоголь с поэмою — «Мертвые души». Особенно Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы).

    Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743). В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

    Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1782). Творчество Крылова высмеивает людские пороки.

    В 19 в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникает в роман и драму и способствует окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова, в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира А. П.Чехова.

    Яркая страница в истории русской сатиры начала 20 в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики: А. Аверченко, Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева, К. Коровина, А. Бенуа, М. Добужинского).

    Сатира в СССР

    Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки, в которых острили в адрес друг друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.

    « Эх, яблочко, куда котишься,
    В ВЧК попадешь, не воротишься!
    »

    В этот же период появляются сатирические стихи Маяковского в адрес буржуазии, в поддержку Cоветской власти. В 1924 году выходит книга Ю. Олеши «Три толстяка», высмеивающая диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» — едкая сатира на некоторые черты нового советского общества. Его продолжение — роман «Золотой теленок» выходит в 1931 году. Однако, с усилением режима Советов цензура в стране ужесточилась.

    С приходом к власти Сталина в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово ссылали в лагеря или расстреливали. Тем не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки:

    « Едет Сталин на корове,
    У коровы один рог.
    «Ты куда, товарищ Сталин?»
    «Раскулачивать народ»
    »
    Михаил Булгаков

    Последовавшие репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков. Интересно, что Михаил Булгаков, писавший фельетоны, в которых чувствуется насмешка в адрес советской власти, избежал репрессий, но при жизни часть его работ были у него отобраны органами НКВД, а некоторые произведения как сатирическая повесть «Собачье сердце» были опубликованы лишь посмертно.

    » Сатирическая карикатура на фашистскую армию, «Клещи в клещи», Кукрыниксы, 1941 г.

    С началом Великой Отечественной войны советское творческое общество объединилось в направлении высмеивания фашизма и укрепления духа советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий, вылилась в расцвет в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. Творческое объединение художников Кукрыниксы, рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры. Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.

    В период Хрущева нажим государства на население ненадолго спадает, начинается так называемая «оттепель». В 1961 году на экраны выходит телепередача «КВН», в которой, кроме юмора, присутствовали элементы сатиры.

    В 1964 году выходит фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», высмеивающий многие недостатки хрущевского времени. В театре, на телевидении работает сатирик Аркадий Райкин, к нему присоединяется писатель Михаил Жванецкий.

    С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль». В 1972 году вышел фильм «Необыкновенный концерт» — экранизация одноимённого сатирико-пародийного спектакля Театра кукол Образцова.

    Журнал «Крокодил» является официальным и единственным общесоюзным специализированным органом советской печати в области сатиры и критики (хотя аналогичные материалы с фельетонами и критическим заметками на тему «трудностей построения социализма» регулярно публикуются и в прочих газетах и журналах).

    С приходом Брежнева свобода слова стала более подавлена, но стиль руководства, кадровый застой и любовь к показухе родили множество сатирических произведений, как авторских, так и народных. Известно, что Брежнев любил ордена и медали (одних только звезд Героя у него было четыре). В насмешку над этим появляется такой анекдот:

    « В Москве произошло землетрясение — со стула упал пиджак Брежнева с медалями »

    Реалии брежневского СССР сатирически описаны в самиздатской и тамиздатской литературе многих писателей-диссидентов («Москва 2042» В. Войновича и др.).

    С приходом Горбачева началась «Перестройка». Люди по-своему отреагировали на её принципы и последовавший в её ходе дефицит:

    « — Чем отличается демократия от демократизации?
    — Тем же, чем и канал от канализации.
    »
    « В магазине:
    — Вы можете завернуть колбасу?
    — Да, могу, давайте колбасу!
    »

    Гласность открыла шлюзы для широкого выхода сатиричекских материалов в советские СМИ. Острой сатирической направленностью, по поводу реалий «советского образа жизни», отличались тогда многие выступления возрождённого КВН.

    В 1991 году СССР распался. Отношение к СССР и социализму в целом можно охарактеризовать таким народным анекдотом:

    « Пять парадоксов социализма:
    1. Никто не работает — а план выполняется;
    2. План выполняется — а в магазинах ничего нет;
    3. В магазинах ничего нет — а в холодильниках всё есть;
    4. В холодильниках всё есть — а все недовольны;
    5. Все недовольны — но все голосуют «За».
    »

    Сатира в современной России

    Распад СССР во многом повлиял на развитие сатиры в стране. К основным формам сатирических произведений 1990-х годов относятся памфлеты, анекдоты, сатирические телепрограммы («Куклы» и др.). Наиболее популярными объектами сатиры стали так называемые «новые русские» — люди, внезапно разбогатевшие различными сомнительными (зачастую незаконными) способами, а также политические реалии, связанные с политикой и поведением Президента Бориса Ельцина и членов правительств (в первую очередь А. Чубайса).

    В 2000-е политическая сатира, в основном, перешла на страницы Интернета[3].

    Высказывания о сатире

    • Сатира — своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного — Джонатан Свифт.
    • Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос — Станислав Ежи Лец.
    • Сатира — это занятие одинокое, сугубо личное, ибо никто не может достоверно описать дурака, не заглянув в собственную душу — Ф.Колби.
    • Сатира — это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости — Георгий Александров.
    • Сыпать веселыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить — Жан де Лабрюйер.
    • Истинно остроумный человек — диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить — Жан де Лабрюйер.

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    dic.academic.ru

    САТИРА — это… Что такое САТИРА?

  • Сатира — (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли …   Википедия

  • Сатира — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… …   Литературная энциклопедия

  • Сатира —     САТИРА. В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех …   Словарь литературных терминов

  • САТИРА — (лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИРА лат. satira, древ лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • САТИРА — САТИРА, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Сатира — (сочиненіе, осмѣивающее слабости и пороки людскіе). Ср. Ядовитая сатира… забыта… въ эту минуту онъ готовъ сочинить въ пользу Аристарха Ѳедоровича панегирикъ и заклеймить сатирой ближайшихъ своихъ знакомыхъ. Гончаровъ. Обрывъ. 5, 15. Ср.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • сатира — ы, ж. satire <лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой л. порок, недостаток. БАС 1. В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сатира — ы, жен. Стар. редк.Производные: Сатирка; Сатя (Сата).Происхождение: (Женск. к (см. Сатир)) Словарь личных имён. САТИРА, МАГФИРА Милующая, прощающая. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • САТИРА — самое острое оружие, когда под рукой нет другого. Данил Рудый Иногда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос. Станислав Ежи Лец Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным. Вольтер Сатира имеет право преувеличивать, но… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • сатира — См …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    Сатиру — это… Что такое Сатиру?

    Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Осмеиваются те явления жизни, которые представляются автору порочными. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Несмотря на то, что сатира это литературный жанр, она может проявляться в изобразительном искусстве и исполнительном искусстве. В сатире социальные или индивидуальные сумасбродства, злоупотребления критикуются при помощи бурлески, ироничности или других методов для того, чтобы вызвать улучшение. Хотя сатира намеревается быть смешной, ее целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность, бурлеск, противопоставление, сравнение и аналогия. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует.

    Термин «сатира» происходит от латинского lanx satura и означает «тарелка фруктов» (оно не имеет никакого отношения к греко-римским полубогам, полуживотным сатирам). Родоначальниками римской сатиры являются Энний и Луцилий, но наибольших успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил ее позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

    Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений. Юмор в определенных вопросах(политика, религия) не может считаться сатирой, так как направлен на сам предмет, а не на его социальные последствия.

    Литературное значение

    В своем историческом происхождении, именно в древней римской литературе, сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объема, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная ее ценность в зависимости от соответствия между ее лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

    Греко-Римский мир

    Греко-Римский мир не имел слова «сатира», хотя были использованы термины цинизм и пародийность. Одним из самых известных предыдущих сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона. Самой старой формой сатиры считается Мениппова. Его собственные сочинения потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьезность и смех в пересказах его произведений. Первым, кто в Риме критически обсудил сатиру, был Квинтилиан, который изобрел термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Сатира дает корни к началу 2-ого тысячелетия до н.э и является одним из самых ранних примеров. Похабный стиль Аристофана был принят греческим драматургом-комиком Менандром во многих из его игр, как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападение на политического деятеля Каллимедона. Среди видных сатириков от римской старины Гораций и Ювенал, кто был активен в течение первых лет Римской империи. Другие важные римские сатирики — Луцилий и Персий. Плиний сообщает, что в 6-ом столетии до н.э поэт Гиппонакт написал сатиры, которые были настолько жестоки, что оскорбленный повесился.

    Арабская сатира

    В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа.Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 9-ом столетии. Имея дело с серьезными темами в том, что теперь известно как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что, однако серьезный рассматриваемый предмет, это могло быть сделано более интересным и таким образом достигнуто большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений». В 10-ом столетии, автор Tha’alibi сделал запись сатирической поэзии, хвалящий и высмеивающий двух знакомых поэтов.

    Сроки «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом Исламском мире, где это было разработано на арабскими авторами и Исламскими философами, такими как Abu Bischr, его ученик Аль-Фараби,Авиценна, и Ибн-Рушд. Из-за культурных различий, они разъединили комедию от греческого драматического представления и вместо этого идентифицировали это с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа(сатирическая поэзия). Они рассмотрели комедию как просто «искусство осуждения», и не сделали ссылки, чтобы осветить и веселые события, или беспокойные начала и счастливые окончания, связанные с классической греческой комедией. После латинских переводов 12-ого столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.

    Персидская сатира

    В Персии, возможно самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (14 век нашей эры).Его работа является известной своей сатирой и непристойными стихами, часто политической или похабной, и часто процитированная в дебатах, вовлекающих гомосексуальные методы. Он написал «Этику Аристократии» и известная юмористическую басню «Мышь и Кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьезные классические стихи были также расценены как очень хорошо написанные, в союзе с другими большими работами персидской литературы.

    Персидская Конституционная Революция совпала с появлением многочисленного легендарного сатирика и литераторов как Iraj Mirza,Деххода, Али Акбар и Bibi Khatoon Astarabadi. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, у сатиры азербайджанской было сильное присутствие во время революции. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик,Джалил Мамедкулизаде издал свой известный еженедельный журнал «Молла Насреддин» в Тебризе во время этого периода. Он издал первые самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

    В конце 20 века персидская сатира подверглась революции работами en:Ebrahim_Nabavi Ebrahim Nabavi.Он предложил новую форму персидской сатиры в его работе, названной «Sotoon e panjom».Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с политической историей.en:Mahmud_Tarzi Mahmud Tarzi, Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal были возможно самым известными сатириками во время периода 1873—1965. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом, и различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. Кроме того, еще большее число того же самого вида работы было импортировано из Ирана.

    Средневековая Европа

    В раннее Средневековье примерами сатирическими были песни голиардов и вагантов, в наши дни более известные, как антология Кармина Бурана и ставшие известными благодаря произведениям композитора 20 века Карла Орфа. С приходом Позднего Средневековья и рождением современной народной литературы в 12 веке, она стала чаще использоваться, в особенности, Чосером. В эпоху просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле. Примерами сатиры этого периода являются «Приключения Уленьшпигеля» Шарля де Костера, «Утопия» Томаса Мора и др. произведения.

    Английская сатира

    В эпоху Елизаветы (16 век, Англия) авторы думали о сатире как о связанной с общеизвестным, грубо, и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (типично в форме брошюры), содержит больше прямого злословия, чем тонкая ирония. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон указал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Сатира английского языка 17-ого столетия, еще раз нацеленная на «поправку недостатков» (Джон Драйден).Социальный комментарий через сатиру, возвратилась с удвоенной силой в 16-ом столетии, когда фарсовые тексты, такие как работы Франсуа Рабле, занялись более серьезными проблемами, (и подвергался гневу короны в результате).В Эпохе Просвещения, интеллектуальном движении в 17-ом и рациональности защиты 18-ого столетия, начал прорыв английской сатиры, в значительной степени из-за создания групп Тори и Либерала, и потребности, чтобы передать истинное значение критики, особенно верной для Даниэля Дефо(Самый короткий путь с Инакомыслящими),Джонатана Свифта, Джон Драйдена и Александра Поупа. Здесь, проницательная и резкая сатира учреждений и людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была установленным жанром,Исаак Казобон обнаружил и издал письмо Квинтилиана и представил оригинальное значение слова (satira, не сатир) и смысл остроты. Джонатан Свифт был одним из самых больших из англо-ирландских сатириков, и одним из первых, кто занялся современной журналистской сатирой. Например, его «Скромное предложение» предлагает, чтобы бедные ирландские родители были поощрены продать их собственным детям как пища. В его книге «Путешествия Гулливера» он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем и английском обществе в частности. Быстро создает моральную беллетристику, мир, в котором у родителей нет своей самой очевидной ответственности, которая должна защитить их детей от вреда. Точно так же Дефо представляет мир, в котором свобода религии уменьшена до свободы соответствовать. Цель Свифта состоит в том, чтобы конечно напасть на безразличие к тяжелому положению отчаянно плохой, и Дефо, чтобы защитить свободу совести. Джон Драйден также написал влиятельное эссе относительно сатиры, которая помогла установить ее определение в итературный мир.

    Американская сатира

    Ebenezer Cooke, автор «Фактора Сорняка алкоголика», был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии; Бенджамин Франклин и другие следовали, используя сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства через формирование ее смысла смешного. Марк Твен был великим американским сатириком: его новый Финн Черники установлен на довоенном Юге, где моральные ценности, которые Твен желает продвинуть, полностью превращены на их головах. Его герой, Бедро, является довольно простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», которое принуждает его помогать безудержному рабу. Фактически его совесть — исковерканный искаженным моральным миром, в котором он вырос, часто беспокоит его больше всего, когда он в своих лучших проявлениях. Как ни странно, он подготовлен сделать хороший, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс получил славу как циник, пессимист и черный юморист с его темными, горько ироническими историями, многие набор во время американской гражданской войны, которая высмеивала ограничения человеческого восприятия и причины. Самая известная работа Бирс сатиры — вероятно «Словарь Дьявола», в котором определения дразнят косяк, лицемерие и полученную мудрость.

    Викторианская Англия

    Романисты, такие как Чарльз Диккенс часто использовали сатиру, в их обработке социальных проблем. Несколько сатирических журналов конкурировали за внимание общественности в Викторианскую эру и Эдвардианский период, такой как Панч и Fun.

    XX век

    В 20-ом столетии, сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьезные и даже пугающие комментарии относительно опасностей широких социальных изменений, имеющих место всюду по Европе и Соединенным Штатам. В Британии литературный жанр Сатиры также начал расти в разгаре Второй мировой войны и годы Холодной войны. Животноводческое хозяйство Джорджа Оруэлла отметило начало политической сатиры, с говорящими животными, которые составляют заговор, чтобы управлять миром.. Несмотря на небольшое количество юмора эта работа высоко ценится литератураведами. Фильм «Великий диктатор» (1940) Чарли Чаплина был сатирой, в которой изображался Адольф Гитлер.Много социальных критиков времени, таких как Дороти Паркер и H. L. Mencken, использовали сатиру как свое главное оружие, и Mencken в особенности известен тем, что сказал, что «один гогот стоит десять тысяч силлогизмов» в убеждении общественности, чтобы принять критику. Романист Синклер Льюис был известен его сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная Улица», и «Она не Может Случиться Здесь».Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценноститого того времени. Фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» с 1964 был популярной сатирой на Холодную войну. Образцом сатиры можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла».

    Современная сатира

    Кольбер, Стивен высмеивает самоуверенный и убежденный в своей правоте телевизионный комментатор на своем шоу «The Colbert Report» поучительна в методах современной американской сатиры. Характер Кольбера — самоуверенный и убежденный в своей правоте, который, на телевизионных интервью, прерывает людей, указывает и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом, он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка действий политических деятелей и других общественных деятелей, беря все их утверждения и подразумеваемые верования к их самому далекому (возможно) логическому выводу, таким образом показывая их воспринятое лицемерие. Один из самых популярных сатириков в истории британской литературы — недавно посвященный в рыцари сэр Терри Прачетт, чей интернационально пользующийся спросом «Плоский мир» продал больше чем 55 000 000 копий. Мультипликаторы часто используют сатиру так же как прямой юмор. Как некоторые литературные предшественники, много недавней телевизионной «сатиры» содержат сильные элементы пародии и карикатуры; например популярный мультсериал «The Simpsons» и «Южный Парк», оба пародируют современную семью и общественную жизнь, беря их предположения до крайности; оба привели к созданию подобного ряда. Так же как просто юмористический эффект этого вида вещи, они часто настоятельно критикуют различные явления в политике, экономической жизни, религии и многих других аспектах общества, и таким образом готовятся как «сатирический». Из-за их оживляемой природы, эти показы могут легко использовать изображения общественных деятелей и вообще иметь большую свободу сделать так чем обычные показы, используя живых актеров. Поддельные новости — также очень популярная форма современной сатиры.

    Критические моменты

    Поскольку сатира — тайная критика, она часто избегает цензуры. Периодически, однако, это сталкивается с серьезной оппозицией. В 1599, Архиепископ Кентерберийский John Whitgift и Епископ Лондона George Abbot, у офисов которого была функция лицензирования книг для публикации в Англии, издали указ, запрещая сатирические стихи. Побуждения для запрета неясны, особенно так как некоторые из запрещенных книг лицензировались теми же самыми властями меньше чем годом ранее.

    В Италии,Сильвио Берлускони обвинил ряд журналистов и каналов таких как RAI, Raiot, Daniele Luttazzi’s Satyricon,Энцо Бьяджи,Michele Santoro’s Sciuscià, непосредственно утверждая, что созданные ими сатиры были вульгарными и полными непочтительности к правительству. Он утверждал, что он предъявил бы иск RAI за 21 000 000 евро, если бы показ продолжался. RAI остановил показ. Sabina Guzzanti, создатель показа, обращалась в суд, чтобы возобновить показ и выигрывала дело. Однако, показ никогда не шел на телевидинии снова.

    В 2005, Jyllands-Posten опубликовал карикатуры на пророка ислама Мухаммеда. Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это не был первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Западный мир был удивлен враждебностью реакции: флаг любой страны, в котором газета хотела издавать пародии, жегся в ближневосточной стране, тогда на посольства напали, убив 139 человек в главным образом четырех странах;многие политические деятели по Европе согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищенным средством диалога. Иран угрожал начать Международное Соревнование Мультипликации Холокоста, на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским Соревнованием Мультфильмов. В 2006 году в мультсериле «Южный парк» была показан эпизод «Cartoon Wars», в котором режжисеры показали свою точку зрения на скандал. Сама серия также вызвала скандал:в ней изображалось как Иисус Христос и Джордж Буш-мл. испражняються друг на друга. Кстати, годом ранее в этом же мультсериале была показана серия «Bloody Mary» в которой изображалось как у статуи Девы Марии идет кровь из ануса. Лига католиков США выразила свой протест.

    В 2001 британская телевизионная сеть Channel 4 передавала специальный выпуск сериала Brass Eye который был предназначен, чтобы дразнить и высмеять обаяние современной журналистики, с детскими хулиганами и педофилами. Телевизионная сеть получила огромное количество жалоб от членов общественности, которые были оскорблены, что показ будет дразнить предмет, который, как полагают многие, был «слишком серьезен», чтобы быть предметом юмора.

    Сатира в Российской империи

    Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры:эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийнуя песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождаються из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743).В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

    Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На ее место вступает место журнальная. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»(1782).Творчество Крылова высмеивает людские пороки.

    В 19 в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникают в роман и драму и способствуют окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира Чехова.

    Яркая страница в истории русской сатиры начала 20 в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи (Н.Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б.Кустодиева, К.Коровина, А.Бенуа, М.Добужинского)

    Сатира в СССР

    Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки, в которых острили в адрес друг-друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.

    «Эх, яблочко, куда котишься,
    В ВЧК попадешь, не воротишься!».
    
    «Параход идет
    Мимо пристани
    Будем рыбу кормить,
    Коммунистами!»
    


    В этот период появляються сатирические стихи Маяковского в адрес буржуазии, в поддержку советской власти. В 1924 году выходит книга Ю.Олеши «Три толстяка» высмеивающий диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев», высмеивающий новое советское общество и его продолжение-роман «Золотой теленок» в 1931 году. Однако с приходом Советской власти, цензура в стране ужесточилась. С приходом к власти Сталина, в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово, ссылали в лагеря, или расстреливали. Тем не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки:

    «Едет Сталин на корове,
    У коровы один рог.
    «Ты куда товарищ Сталин?»
    «Раскулачивать народ.»"
    

    Репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков. Подвергся репрессиям Даниил Хармс(он умрет в советском концлагере в 1942 году).В народном творчестве сохранилась своя реакция на эти события:

    "У лукоморья дуб срубили,
    Златую цепь в торгсин снесли,
    Кота в котлеты изрубили,
    Русалку паспорта лишили,
    А лешего сослали в Соловки».
    

    Интересно, что Михаил Булгаков, писавший фельетоны, в которых чувствуется нашмешка в адрес советской власти, избежал репрессий, но при жизни часть его работ были у него отобраны органами НКВД,а некоторые произведения как сатирическая повесть «Собачье сердце» были опубликованы лишь посмертно.

    В 1941 году с началом Великой Отечественной войны, советское творческое общество обьеденилось в направлении высмеивания фашизма, и поддержки духа советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий, обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход пошли плакаты, звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы. Творческое обьеденение художников Кукрыниксы, рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры.Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.

    В адрес руководства СССР тоже слышалась сатира. Так, например появились такие анекдоты:

    «Сталин вызывает Жукова.

    -Слушайте внимательно товарищ Жуков. Если немцы возьмут Ленинград-расстреляю. Возьмут Москву- расстреляю. Ввозьмут Сталинград-расстреляю.

    На банкете в честь Дня Победы Сталин говорит:

    -Я поднимаю тост за маршала Жукова. Во-первых он хороший полководец, и во вторых он понимает шутки…»

    «В Германии. Поезд приходит минута-в-минуту. Иностранец удивляется, ему говорят: «А что вы хотели-ведь война!».В СССР поезд пришел с опозданием на сутки. Пассажиры ругаються, а им говорят: «А что вы хотели-ведь война!».

    В период оттепели нажим государства на население ненадолго спадает, начинается так называемая «Оттепель».В 1961 году на экраны выходит телепередача «КВН» в которой кроме юмора, присутствовали элементы сатиры. В 1964 году выходит фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» высмеивающий многие недостатки хрущевской эпохи. На телевидинии работает сатирик Аркадий Райкин, к нему присоединяется писатель Михаил Жванецкий.В 1962 на экраны выходит сатирический киножурнал «Фитиль».В 1972 году выходит сатирический фильм «Необыкновенный концерт».

    В адрес Хрущева, любившего произносить длинные, путанные речи появился анекдот:

    «-Можно ли завернуть слона в газету?

    -Можно, если в ней напечатана речь Хрущева.»

    С приходом Брежнева свобода слова еще более была подавлена. Народ живет бедно, и поэтому рождаються подобные сарказмы:

    «-Что такое черная икра?

    -Вкусный и питательный продукт, которым народ питаеться устами своих руководителей»

    Известно, что Брежнев любил ордена и медали(одних только звезд Героя у него было четыре).В насмешку над этим появляется такой анекдот:

    «В Москве произошло землятрясение. Это случилось из-за того что со стула упал пиджак Брежнева с медалями.»

    Сатира в современной России

    Источники

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Сатира — это… Что такое Сатира?

    САТИРА. — В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно — осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех, позор и негодование. В этом смысле сатирою может быть и эпос — сказка, басня, сказание в роде «Рейнеке-лиса», или «Энеида на изнанку», повесть и роман (многие сатиры Салтыкова, примыкающие к художественному бытописанию, как его «Господа Головлевы»), и комедия, как «Ревизор» и «Горе от ума» и лирические произведения. Сатирическое отношение литературы к явлениям жизни должно быть отличаемо от юмористического (см. Смех и особенно Юмор). В противоположность юмору, особому настроению, при котором смех автора все время смягчен явным или затаенным сочувствием автора к осмеиваемому лицу или явлению, смех сатиры более рассудочен. Он — орудие борьбы и негодования, не улыбается и не смеется весело, а выносит явление жизни на общественный позор, осмеяние и осуждение. Этою последнею чертою, обращением к общественности, сатира обнаруживает свою всегда публицистическую сущность. Она есть поэтическое обличение действительности во имя более или менее определенного общественного идеала. В своем историческом происхождении, именно в древней римской литературе, сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объема, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной области, или группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении, должно отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральною нечистотою побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественною сатирою против определенного лица, стоящею на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная ее ценность в зависимости от соответствия между ее лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления, с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям лишает обычно сатиру объективно художественного значения и придает ей часто мимолетное значение. Сатира быстро стареет, напр., чисто сатирические очерки Салтыкова уже непосредственно мало понятны нашему времени, и живучи только те явления сатиры, в которых автор, в частных и преходящих явлениях жизни, улавливал постепенные и непреходящие общечеловеческие и общесоциальные слабости и пороки, стойкие черты индивидуальной психологии, повторяющиеся и выдвигающиеся постоянно извращения социальной психологии. Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. Она возникла из чисто народного творчества, которое вообще в развитии и новых литератур многократно и постоянно обращается к сатире, как к орудию самозащиты и самоутешения от сильных и властных. Название сатира происходит от слова satura — блюдо мешанины — но его ставят в связь и с наименованием насмешливых греко-римских полубожеств — полуживотных — сатиров. Римская сатира, начавшись от Энния и Луцилия, расцвела в руках Горация, Персия и особенно Ювенала, который определил форму ее для позднейшего европейского классицизма. В средневековой и новой Европе сатира выходила из рамок старой формы и, развиваясь как самостоятельное настроение и творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Буало, Вольтер, из новых — Курье, Беранже, Барьбье, В. Гюго; в Англии — совершенно исключительного значения гениальный сатирик Свифт; в Германии — от «Корабля шутов» Бранта имеется большое количество сатириков, не имеющих обще-европейского значения; выше всех, конечно, блестящий Гейне с «Атта Тролль»; у итальянцев — Ариосто, Гоцци, Альфиери; у испанцев — мировое светило (скорее, впрочем, юморист) — Сервантес. Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). С XVIII в. сатира развивается в русский век классицизма, как особая лирическая классическая форма, начиная от сатир Кантемира; назвать приходится: Николаева, Капниста, Дмитриева, кн. Вяземского и т. п. Но особенно важно пышное развитие сатиры, как стихии обличения и комического. Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах (начиная с XVIII в.) и комедию и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее ее влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель: тут и лирики — Пушкин: — «На выздоровление Лукулла» и др. «Летопись села Горюхина»; Рылеев — «Временщику»; Лермонтов — «Дума» и др.; Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и мн. др. его произведения, и драматурги (Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский), и романисты (Гоголь с поэмою — «Мертвые души» и особенно Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы). История русской сатиры не исследована подробно ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже вымершей, стихотворной формы, ни тем более в отношении огромного сатирического содержания русской повести и романа и бытовой комедии, тесно связанных с перемещениями классовых настроений в обществе. Приходится отсылать читателя к общим трудам по истории литературы и по изучению отдельных писателей-сатириков.

    dic.academic.ru

    сатира — это… Что такое сатира?

  • Сатира — (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли …   Википедия

  • Сатира — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… …   Литературная энциклопедия

  • Сатира —     САТИРА. В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех …   Словарь литературных терминов

  • САТИРА — (лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИРА лат. satira, древ лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • САТИРА — САТИРА, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Сатира — (сочиненіе, осмѣивающее слабости и пороки людскіе). Ср. Ядовитая сатира… забыта… въ эту минуту онъ готовъ сочинить въ пользу Аристарха Ѳедоровича панегирикъ и заклеймить сатирой ближайшихъ своихъ знакомыхъ. Гончаровъ. Обрывъ. 5, 15. Ср.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • сатира — ы, ж. satire <лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой л. порок, недостаток. БАС 1. В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • САТИРА — (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств …   Современная энциклопедия

  • Сатира — ы, жен. Стар. редк.Производные: Сатирка; Сатя (Сата).Происхождение: (Женск. к (см. Сатир)) Словарь личных имён. САТИРА, МАГФИРА Милующая, прощающая. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • САТИРА — самое острое оружие, когда под рукой нет другого. Данил Рудый Иногда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос. Станислав Ежи Лец Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным. Вольтер Сатира имеет право преувеличивать, но… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • сатира — См …   Словарь синонимов

  • literary_criticism.academic.ru

    Что такое сатира? Примеры в литературе.

    Пожалуй, нет такого человека, который бы не любил посмеяться. В основном мы смеемся над шутками, причем все они очень разные и отличаются не только своим содержанием или смысловой нагрузкой, но и направленностью.

    Часто они призваны развеселить человека, поднять настроение, но иногда используются для изобличения, критики, злобного осмеяния чего-либо. Шутки подобного рода относятся к такому проявлению комического, как сатира.

    Что означает слово «сатира»?
    Что такое сатира в литературе?
    Против кого направлена сатира?
    Чем отличается сатира от юмора?
    Примеры сатиры в литературе

    Что означает слово «сатира»?

    Термин «сатира» происходит от латинского слова satura, которое означает «полное блюдо различных фруктов». Первоначально его употребляли для обозначения узкого жанра стихов, используемых в Древнем Риме.

    Позже это понятие ассимилировалось с греческим глаголом satyros, переводимым как «высмеять», а в Средние века попало во французский (satire) и стало пониматься как «стихотворная смесь» или «всякая всячина». Традиционно создателем сатирического литературного жанра считается Аристофан, хотя в широком смысле этого слова первым сатириком называют древнеримского писателя Апулея.

    Что такое сатира в литературе?

    Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Для этого в своих творениях он использует резкие, порой унизительные насмешки, осмеивающие других людей, группы лиц или существующую действительность.

    В сатирических повествованиях могут использоваться различные средства – от пародий и аллегорий до сарказма или гротеска.

    Одна из основных особенностей сатиры – это возможность посмеяться в тех случаях, когда положение человека является крайне плохим. Сатирики изобличают даже такие трагедии, как смерть, причем подобным способом они помогают людям воспрянуть духом и на какое-то время забыть о безвыходном положении.

    Как правило, на сатире строятся тонкие шутки, она выступает высшим проявлением философского ума и дает возможность акцентировать внимание на важных деталях.

    Против кого направлена сатира?

    Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.

    В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.

    Чем отличается сатира от юмора?

    Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики.

    Юмор – это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям. Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию.

    Примеры сатиры в литературе

    Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. Ярким образцом этого жанра вступает роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», где Сервантес высмеивает отрешенного от жизни романтика, перепутавшего мечту с реальностью.

    Произведение «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена направлено на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя.

    К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. Оруэлла, где автор описывает разговаривающих животных, задумавших управлять миром.

    Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в «Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям недостатки немецкого милитаризма.

    Если говорить об отдельных сатирических отрывках в произведениях, то хорошим примером выступают сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы Булгакова «Дни Турбиных», где автор через героев показал свое отношение к правлению Скоропадского.

    www.mnogo-otvetov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *