Что такое синонимы 4 класс – Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс

Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс

Словарь синонимов

Август, жнивень, серпень

Аккуратный, опрятный, чистый

Апрель, снегогон, цветень

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприг­лядный, нескладный

Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, ки­пенный

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегаю­щий, соседний

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Быстрый, проворный, прыткий, резвый, стремительный

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупреди­тельный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Вершина, верх, верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкусный, аппетитный, лакомый

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей

Восторг,

восхищение, ликование, веселье, радость

Враг, противник, неприятель, недруг

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, не­уравновешенный

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Глупый, неразумный, несмышленый, тупой

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться, тужить

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Грустный, печальный, невеселый, тоскливый

Декабрь, студень, стужайло, студенец

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Дело, занятие

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Дети, детвора, ребята

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фан­тастический, удивительный, обворожительный, очарователь­ный, чарующий, непонятный, редкий

Долгий, продолжительный

Дом, здание, изба, хата

Дорога, путь, линия, колея

Дремучий, глухой, густой

Дрожать, трястись, трепетать

Друг, приятель, товарищ

Душистый, ароматный, пахучий

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, со­ломенный

Забава, развлечение, потеха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Задира,

забияка, драчун

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Источник, ключ, родник

Июль, липец, страдник, сенозарник

Июнь, хлеборост, червец

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, вос­хитительный, пленительный, живописный

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветли­вый, обходительный Лентяй, лодырь, ленивец

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходи­тельный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Ленивый, нерадивый

Лентяй, лодырь, ленивец

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Май, травник, травень

Март, зимобор, березень

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган,

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Неловкий, неуклюжий

Ноябрь, листогной

Обрыв, круча, крутизна

Овраг, буерак, балка

Октябрь, грязник, листопад

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, ант­ракт, запятая, точка

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолиней­ный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень

Парк, сад, роща, сквер

Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена [в школе]

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать[песню}, под­тягивать голосом, вторить

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, ме­ланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, под­цепить, разыскать, напасть на след

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, вер­ховодить

Праздник, торжество, триумф

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Равнодушие, безразличие, безучастие

Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Распутица, бездорожье, беспутица

Распутица, бездорожье, беспутица

Расставание, разлука, прощание

Растеряться, оторопеть, опешить

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Родина, отечество, отчизна

Родной, отчий, отеческий

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Свидание, встреча

Свобода, независимость, воля

Сентябрь, хмурень

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до бе­лого каления, рвать и метать

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, ди­кий [устар.]

Сильный, мощный, могучий

Синий, кубовый, васильковый, индиговый, сапфировый, ультрама­риновый

Сказать, молвить, проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь

Скрывать, таить, прятать

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстраш­ный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка

Смеркаться, темнеть, вечереть

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

Спешить, торопиться

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Старый, ветхий, дряхлый (о вещах)

Старый, пожилой, престарелый

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Страшный, ужасный, жуткий, леденящий, зверский, дья­вольский

Темнота, мрак, мгла, потемки

Тропинка, тропа, дорожка, стежка

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Трудолюбивый, работящий

Угасать, затухать, переставать гореть

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Удача, счастье, везение, фортуна

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозго­витый, головастый, башковитый

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Февраль, снежень, лютый

Холод, мороз, стужа

Холодный, морозный, ледяной

Черный, вороной (конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчи­вый, тонкий, щепетильный

Шалун,

проказник, баловник, озорник, сорванец, постре­ленок, бедокур

Январь, просинец

infourok.ru

Синонимы в русском языке

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение: смелый – храбрый, темный – мрачный, внезапный – неожиданный, неглубоко – мелко и др. Цель синонимов – это повышение выразительности речи, избавление речи от однообразия.

Нельзя утверждать, что синонимы полностью тождественны по значению: каждый синоним имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов: красный – алый – багряный – багровый.

Синонимы одного слова образуют синонимические пары (быстро – стремительно) и синонимические ряды, где одно слово (первое) является доминантой, т.е. имеет более общее значение, оно нейтрально по стилистической окраске и общеупотребительно: упасть, свалиться, шлепнуться, грохнуться, полететь, загреметь и др.

Синонимы помогают показать разницу в оттенках значения многозначного слова, т.к. каждое значение многозначного слова входит в разные синонимические ряды: свежий – свежая рыба (неиспорченная) // свежий хлеб (мягкий) // свежая газета (сегодняшняя) // свежее белье (чистое) // свежий ветер (прохладный) // свежий человек (новый).Сининимы

Кроме того, синонимы – это признак богатства языка. Они используются для выделения смысловых оттенков и для повышения образности и художественной изобразительности речи и др.: Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое. Оно – синее-пресинее. Самое синее на свете (Б. Заходер).

Как правило, синонимами являются слова одной части речи, но есть и синонимы грамматические, например, синонимия деепричастного оборота и придаточной части СПП: Когда я проходил мимо этого дома, я встретил его – Проходя мимо этого дома, я встретил его.

Для того чтобы подобрать синонимы к словам, необходимо иметь значительный словарный запас – особенно это касается синонимических рядов. Можно пользоваться и таким способом: представить тот признак или объект, к которому нам нужно подобрать синонимы, и через ассоциации выстроить цепочку: лихая година (война, беда, печаль и др.) – сложное, тяжелое, трагическое, опасное время // лихой гонщик (скорость, стремление и др.) – смелый, самоотверженный, целеустремленный. Тем не менее, чем больше Вы читаете и слушаете, тем легче Вам будет поободрать синоним к слову.Синонимы 2

Если у Вас возникли трудности, а задание нужно сделать незамедлительно, Вы можете поободрать к словам синонимы онлайн. Наш репетитор ответит на Ваши вопросы, «натолкнет» на мысль, поможет определиться с кругом значений рассматриваемого слова и составить синонимический ряд.

Успехов в изучении русского языка!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Урок русского языка по теме «Синонимы». 4-й класс

Цели урока:

  1. Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить употреблять слова-синонимы в речи.
  2. Продолжить воспитание орфографической зоркости и развитие умения оценивать свою грамотность, давать самооценку результатам деятельности.
  3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  4. Способствовать развитию творчества у учащихся.
  5. Формировать информационно-коммуникативную компетентность младших школьников.

Оборудование: С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова. “Толковый словарь”; З. Е. Александрова. “Словарь синонимов русского языка”; карточки с заданиями, чайнворд.

Ход урока

1.Организация класса

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2. Разгадывание видеокроссворда “Слово спряталось”

1

           

2

           

3

           

4

           

5

           

6

           

7

           

Учащиеся отгадывают за компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв, если услышат глагол в неопределённой форме.

Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, накрыть, изучить, мыслить.

Ключевое слово: синоним.

3. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня мы остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.

4.Видеозадача

а) Запись под диктовку.

Девушка смотрела на воду канала, а прохожая с любопытством взирала на неё.

б) Синтаксический разбор предложения.

в) Выпишите сказуемое из предложения.

Смотрела, взирала.

— К какой части речи относятся эти слова?

— Что они обозначают?

— Чем отличаются друг от друга?

— Сделайте вывод.

(Это слова одной и той же части речи, которые различные по звучанию, но близкие по смыслу.)

Эти слова называются синонимами.

5. Закрепление изученного материала.

а) Упражнение 109

— Читает ли кто-нибудь из вас словари?

— Полезное ли это дело? Давайте узнаем мнение одного французского поэта.

Ученики находят главную мысль.

(“Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю”)

б) Игра “Узнай словарь”. Видеовыдержки из словаря.

— Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.

1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый)

2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов)

6.Физкультминутка

в) Игра “Разведчики”

В стихотворении Валентина Берестова спрятались синонимы. Запишите их.

“Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!”-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)

— Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной)

г) Видеоигры Подбор синонимов к глаголу жить.

1) Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться)

2) Так и остался он бобылём жить. (Вековать)

3) Старик и доныне живёт. (Здравствует)

4) Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился)

5) Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают)

д) Расположить синонимы в порядке усиления степени выражения основного смысла.

Хотеть, жаждать, желать.

Нестись, бежать, мчаться.

Плестись, идти, тащиться.

ж) Выбрать наиболее подходящий по смыслу синоним и вписать в данный текст.

Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина … (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек.

з) Отгадай чайнворд

Замени слова синонимами и отгадай чайнворд.

1

 

2

       

3

   

4

   

5

     
 

6

       

7

     

8

     

9

   

10

               

11

             

Задания и ответы:

  1. Шифр (код)
  2. Неблизко (далеко)
  3. Папа (отец)
  4. Краска (цвет)
  5. Буря (тайфун)
  6. Люди (народ)
  7. Потасовка (драка)
  8. Херувим (ангел)
  9. Месяц (луна)
  10. Зодчий (архитектор)
  11. Ликование (радость)

7. Домашнее задание

Составить чайнворд. Замени слова синонимами. Обращайтесь к словарю синонимов.

8. Итог урока

— Чему научились на сегодняшнем уроке?

— Что было самым интересным?

— Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку на тему «Синонимы» 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием  синонимический ряд;

Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

 

Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд 1)

— Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, не переживайте. Посмотрите, на столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Улыбнитесь друг другу и гостям! И мы начнем наш урок.

II. Актуализация прежних знаний.

(Слайд 2)

-Посмотрите на экран.

 (на экране вопросы выходят по очереди. Каждая выделенная буква по очереди пишется на доске на стикерах. Первую букву пишет учитель, остальные ученики ).

  1. Найди безударный гласный звук в  слове лисица. (лисица)
  2. Назови непарный согласный звук по глухости звонкости в слове бант. (бант)
  3. Подбери проверочное слово к слову мороз в форме множественного числа. (морозы)
  4. Скажи окончание в слове уроки. (уроки)
  5. Назови суффикс в слове осенний. (осенний)
  6. Что имеет своё значение? (слово)
  7. Как называются слова, которые имеют одно значение? (однозначные)
  8. Что можно сказать об этих словах: колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла? (многозначные)

—    Давайте посмотрим, какие буквы мы написали? (и, н, ы, и, н, с, о, м)

III. Самоопределение к деятельности.

 (Слайд 3)

— Какое слово можно составить из данных букв?

— Какое слово получилось? (синонимы)

— Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (о синонимах)

-Мы первый раз изучаем эту тему?

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока? (расширить знания о синонимах)  

— А что нужно нам сделать, чтобы добиться этой цели?  Сформулируйте задачи урока.  (Научиться подбирать синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи, расширить свой словарный запас). (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока

(Слайд 5)

— Для достижения нам помогут некоторые задания

 (На экране задание. Сгруппируй данные слова)

— По каким признакам вы сгруппировали слова? ( имена прилагательные, имена существительные, глаголы)

— Какие слова вы отнесли к первой группе? (Медленный – небыстрый,  неторопливый, неспешный, медлительный).

Что вы можете о них сказать? (Это слова близкие по значению, отвечают на вопрос, какой?  — прилагательные).

— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Конь – жеребец, лошадь – им. существительные, отвечают на вопрос кто?)

— Какие слова вы отнесли к  третьей группе? (Грустить – печалиться, горевать, унывать – глаголы, отвечают на вопрос что делать?).

— Почему  вы  решили, что  это  синонимы? (это  близкие  по  значению  слова, которые  по-разному  называют  одно  и  то  же, являются  одной  и  той  же частью  речи).

Вывод: Значит это слова одной и той же части речи.

— Молодцы. Давайте убедимся, правильно ли мы думаем. Открыли учебники на страницу 64  и прочитаем  правило.

Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату и чистописание. Какое слово? Прочитайте. (Синонимы)

— Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Синонимы делают нашу речь выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)

-Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

— Когда мы говорим Отчизна, а когда Родина? (Ответы детей)

— Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

(Слайд 6) (На экране стихотворение).

— Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

— Все ли слова понятны? (Зябнет (çÿçенет), дрожит (чěтрет), стынет (сивěнет), мерзнет (шăнать)

— Как называются эти слова? (Синонимы-глаголы. У них одно лексическое значение и отвечают на один вопрос «что делать?»)

— Скажите, пожалуйста,  в каком значении эти слова? В прямом или в переносном? (В  переносном.)

— Запишем эти слова в тетрадь.  (Один ученик пишет у доски).

(Слайд 7)

 — Посмотрите на эти синонимы. К слову мерзнет, нашли три слова, близких по значению. Это явление называется синонимическим рядом. Значит группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. 

Вывод: Значит, что мы узнали? ( Что есть синонимы, есть синонимы в прямом и переносном значениях, синонимический ряд)

— Чтобы лучше понять мы должны потренироваться, закрепить полученные знания.  Для этого поработаем в группе.

 (Слайд 7)

— Запишите на листочек самый длинный синонимичный ряд (большее количество слов) к данному слову:

(Слайд 8)  1 группа: успех (достижение, победа, удача, завоевание, триумф, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат)

2 группа: чудный  (красивый — неестественный — превосходный — прекрасный — хороший — чудесный — дивный — удивительный — волшебный)

— Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю синонимов.) (Дети находят примеры слов в словаре синонимов)

 (Слайд 9 +музыка)

Физкультминутка 

Поесть и подкрепиться,

Спешить и торопиться,

Пернатые и птицы,

Колы и единицы,

Потерянный – пропавший,

Сверкающий – блестящий,

К любому слову мы найдём

Синоним подходящий.

 

VII.Закрепление изученного материала

(Слайд 10)  (Работа в паре. Раздаю листочки.)

— Соедините линиями слова-синонимы.

Аплодисменты        доносчик      

вождь                                 удача

аромат                               глава

воин                                   боец

гроздь                                стужа

ябеда                                  рукоплескание

успех        запах

холод                                  кисть

(Коллективная проверка)

— А сейчас проверим, все ли пары правильно выполнили задание.

Какими частями речи являются эти слова? (Именами существительными)

Работа по учебнику

  1. Индивидуальная работа.

Упр. 3  стр. 64. Прочитайте задание. (Подобрать синонимы к выделенным словам. Записать по образцу).

(Коллективная проверка)

2. Работа с текстом. Работа в группе.

 (Слайд 11) Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке)

 

    Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.

Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.

— Прочитайте текст. Понравился вам текст?

-А что нужно делать?  (Заменить слова)

 (Посоветовавшись, каждая  команда  отвечает  и  защищает  свой  ответ).

(Слайд 12)

 — Посмотрите, в предложении  Деревья в парке были большие можно поставить вместо слова большие слово взрослые? (Нет)

— Подумайте, всегда ли взаимозаменяемы эти синонимы? (Не всегда одно слово заменяется другим).

Вывод: Надо знать значение слова. А если не знать получаются смешные ситуации. В анекдотах люди используют, то есть  тот, кто составляет, этот языковый недостаток. Получается смешно.

 

IV. 1. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке? Все свои задачи выполнили? А может, проверим?

2. Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.(Слайд)

Разгадай кроссворд «Синонимы»

По горизонтали.        По вертикали.

2.Актёр (артист)        1.Занемочь (заболеть)

4. Источник (родник)        3.Отечество (родина)

5. Пилот (лётчик)

6. Преданный (верный)

7. Беспокойство ( тревога)

— Действительно, справились с задачами урока, получили новые знания.

VI.Домашняя работа

  1. Стр. 62-63 прочитать текст.
  2. Подобрать синонимичный ряд к слову радость.

— В начале урока у всех было творческое настроение. Ребята, вы получили чувство удовлетворения от своей работы? (Ответы детей).

— Сегодня вы все работали на отлично, спасибо за урок.

nsportal.ru

Открытый урок на тему «Синонимы» (4класс)

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием синонимический ряд;

Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд 1)

— Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, не переживайте. Посмотрите, на столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Улыбнитесь друг другу и гостям! И мы начнем наш урок.

II. Актуализация прежних знаний.

(Слайд 2)

-Посмотрите на экран.

(на экране вопросы выходят по очереди. Каждая выделенная буква по очереди пишется на доске на стикерах. Первую букву пишет учитель, остальные ученики ).

  1. Найди безударный гласный звук в слове лисица. (лисица)

  2. Назови непарный согласный звук по глухости звонкости в слове бант. (бант)

  3. Подбери проверочное слово к слову мороз в форме множественного числа. (морозы)

  4. Скажи окончание в слове уроки. (уроки)

  5. Назови суффикс в слове осенний. (осенний)

  6. Что имеет своё значение? (слово)

  7. Как называются слова, которые имеют одно значение? (однозначные)

  8. Что можно сказать об этих словах: колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла? (многозначные)

— Давайте посмотрим, какие буквы мы написали? (и, н, ы, и, н, с, о, м)

III. Самоопределение к деятельности.

(Слайд 3)

Какое слово можно составить из данных букв?

— Какое слово получилось? (синонимы)

— Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (о синонимах)

-Мы первый раз изучаем эту тему?

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока? (расширить знания о синонимах)  

— А что нужно нам сделать, чтобы добиться этой цели?  Сформулируйте задачи урока.  (Научиться подбирать синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи, расширить свой словарный запас). (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока

(Слайд 5)

— Для достижения нам помогут некоторые задания

(На экране задание. Сгруппируй данные слова)

— По каким признакам вы сгруппировали слова? ( имена прилагательные, имена существительные, глаголы)

— Какие слова вы отнесли к первой группе? (Медленный – небыстрый, неторопливый, неспешный, медлительный).

Что вы можете о них сказать? (Это слова близкие по значению, отвечают на вопрос, какой? — прилагательные).

— Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Конь – жеребец, лошадь – им. существительные, отвечают на вопрос кто?)

— Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Грустить – печалиться, горевать, унывать – глаголы, отвечают на вопрос что делать?).

— Почему вы решили, что это синонимы? (это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же, являются одной и той же частью речи).

Вывод: Значит это слова одной и той же части речи.

— Молодцы. Давайте убедимся, правильно ли мы думаем. Открыли учебники на страницу 64 и прочитаем правило.

Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату и чистописание. Какое слово? Прочитайте. (Синонимы)

— Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Синонимы делают нашу речь выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)

-Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

— Когда мы говорим Отчизна, а когда Родина? (Ответы детей)

— Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

(Слайд 6) (На экране стихотворение).

— Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

— Все ли слова понятны? (Зябнет (çÿçенет), дрожит (чěтрет), стынет (сивěнет), мерзнет (шăнать)

— Как называются эти слова? (Синонимы-глаголы. У них одно лексическое значение и отвечают на один вопрос «что делать?»)

— Скажите, пожалуйста, в каком значении эти слова? В прямом или в переносном? (В переносном.)

— Запишем эти слова в тетрадь. (Один ученик пишет у доски).

(Слайд 7)

Посмотрите на эти синонимы. К слову мерзнет, нашли три слова, близких по значению. Это явление называется синонимическим рядом. Значит группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом.

Вывод: Значит, что мы узнали? ( Что есть синонимы, есть синонимы в прямом и переносном значениях, синонимический ряд)

— Чтобы лучше понять мы должны потренироваться, закрепить полученные знания. Для этого поработаем в группе.

(Слайд 7)

— Запишите на листочек самый длинный синонимичный ряд (большее количество слов) к данному слову:

(Слайд 8) 1 группа: успех (достижение, победа, удача, завоевание, триумф, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат)

2 группа: чудный (красивый — неестественный — превосходный — прекрасный — хороший — чудесный — дивный — удивительный — волшебный)

 Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю синонимов.) (Дети находят примеры слов в словаре синонимов)

(Слайд 9 +музыка)

Физкультминутка

Поесть и подкрепиться,

Спешить и торопиться,

Пернатые и птицы,

Колы и единицы,

Потерянный – пропавший,

Сверкающий – блестящий,

К любому слову мы найдём

Синоним подходящий.

VII.Закрепление изученного материала

(Слайд 10) (Работа в паре. Раздаю листочки.)

— Соедините линиями слова-синонимы.

Аплодисменты доносчик

вождь удача

аромат глава

воин боец

гроздь стужа

ябеда рукоплескание

успех запах

холод кисть

(Коллективная проверка)

— А сейчас проверим, все ли пары правильно выполнили задание.

Какими частями речи являются эти слова? (Именами существительными)

Работа по учебнику

  1. Индивидуальная работа.

Упр. 3 стр. 64. Прочитайте задание. (Подобрать синонимы к выделенным словам. Записать по образцу).

(Коллективная проверка)

2. Работа с текстом. Работа в группе.

(Слайд 11) Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке)

Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.

Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.

— Прочитайте текст. Понравился вам текст?

-А что нужно делать? (Заменить слова)

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

(Слайд 12)

— Посмотрите, в предложении Деревья в парке были большие можно поставить вместо слова большие слово взрослые? (Нет)

— Подумайте, всегда ли взаимозаменяемы эти синонимы? (Не всегда одно слово заменяется другим).

Вывод: Надо знать значение слова. А если не знать получаются смешные ситуации. В анекдотах люди используют, то есть тот, кто составляет, этот языковый недостаток. Получается смешно.

IV. 1. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке? Все свои задачи выполнили? А может, проверим?

2. Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.(Слайд)

Разгадай кроссворд «Синонимы»

По горизонтали. По вертикали.

2.Актёр (артист) 1.Занемочь (заболеть)

4. Источник (родник) 3.Отечество (родина)

5. Пилот (лётчик)

6. Преданный (верный)

7. Беспокойство ( тревога)

Действительно, справились с задачами урока, получили новые знания.

VI.Домашняя работа

  1. Стр. 62-63 прочитать текст.

  2. Подобрать синонимичный ряд к слову радость.

— В начале урока у всех было творческое настроение. Ребята, вы получили чувство удовлетворения от своей работы? (Ответы детей).

— Сегодня вы все работали на отлично, спасибо за урок.

infourok.ru

Урок 21. синонимы и антонимы — Русский язык — 4 класс

4 класс

УРОК №21

Тема: Синонимы и антонимы

Раздел «Слово в языке и речи»

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Я научусь:

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

Глоссарий:

Синонимы

Антонимы

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Толковый словарь

Словарные слова: библиотека, багаж, горизонт, прекрасный, шофёр.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

www.school-collection.edu.ru

http://ru-antonym.ru/ — словарь антонимов

http://ru-synonym.ru/ — словарь синонимов

Ход урока

1.Мотивационный модуль.

1. Посмотрите видеофрагмент из мультфильма.

Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Как называется сказка, по которой снят этот мультфильм и кто её автор? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,Александра Сергеевича Пушкина)

Найдите и назовите слова, близкие по смыслу.

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(Путь, дорога.)

— Как называются слова, близкие по смыслу? (Синонимы)

2. Прочитай стихи Олеси Емельяновой.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

— Найди слова, противоположные по смыслу. (Весёлый – грустный, добрый – злой)

— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

Сформулируй тему и цели урока.

Тема: Синонимы и антонимы.

Цели:

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Я научусь:

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

2.Объясняющий модуль.

1.Даны два рисунка.

— Рассмотри рисунки. Назови по рисункам слова – синонимы, слова – антонимы.

Ты можешь воспользоваться словарями синонимов и антонимов в учебнике стр. 154 – 155 или в интернете по данным ссылкам:

http://ru-antonym.ru/ — ссылка на словарь антонимов

http://ru-synonym.ru/ — ссылка на словарь синонимов

— Какие слова синонимы вы подобрали? (Болельщики, зрители, поклонники, почитатели, фанаты)

— Какие слова – антонимы вы подобрали? (Высокий – низкий, белый – чёрный, толстый – худой, большие – маленькие)

Составьте предложение по любому рисунку запишите его.

2. Работа с правилом.

— Сделай вывод:

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

— Проверьте свой вывод.

Видео:

1 слайд

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Например:

Азбука, алфавит

Родина, Отечество

2 слайд

Антонимы– слова, которые имеют противоположное значение

Например:

день – ночь

стоять — идти

– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)

4. Прочитайте текст.

Кошка Фея.

У нас в доме живёт кошка Ника. У кошки пушистая шёрстка, гибкое тело. Кошка звонко мурлычет и ловко ловит мышей. Я люблю свою кошку. Кошек одомашнили ещё первобытные люди. В древности у некоторых народов кошки считались священными животными. Люди, проявляйте заботу о своих кошках!

— Какое слово повторяется? Что необходимо сделать, чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов. (Заменить повторяющиеся слова – синонимами.)

— Отредактируй текст (замени повторяющиеся слова синонимами) и спиши его.

— Выпиши из текста предложение, в котором однородные члены предложения соединены союзом. Разбери его по членам предложения. (Задание в формате ВПР).

— Беседа.

— Для чего в языке нужны синонимы и антонимы? (Ответы детей)

— Синонимы помогают связывать части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, помогают более точно и ярко выразить свою мысль.

— Употребление антонимов, как и синонимов делают нашу речь более выразительной, богатой, яркой.

5. Словарная работа.

— Узнайте слова по их лексическому значению и запишите. Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограммы.

— Где разъясняются лексические значения слов? (Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях)

1) Это слово имеет греческое происхождение и обозначает хранилище для книг. (библиотека)

2) Упакованные в дорогу вещи. (багаж)

3) Видимая граница неба и земной или водной поверхности. (горизонт)

4) Отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый. (прекрасный)

Библиотека, багаж, горизонт, прекрасный.

— Подбери синоним к слову багаж. (вещи, груз, ноша, кладь, поклажа)

— Подбери антоним к слову прекрасный. (ужасный)

3. Физкульминутка.

Руки вместе, руки врозь.

Глаза прямо, глаза вкось.

Ноги здесь, и ноги там.

Что за шум и что за гам.

— Назовите антонимы и синонимы в физкультминутке. (Антонимы: вместе – врозь, прямо – вкось, здесь – там. Синонимы: шум, гам.)

4. Тренировочный модуль.

Закрепление изученного материала.

  1. Соедини слова – антонимы парами.

чёрный сладкий трудиться вежливый сзади

врозь горький болезнь болтать здесь

белый бездельничать там здоровье молчать вместе

быстро медленно грубый впереди

  1. Подбери к словам синонимы из списка.

Ветер –

Белый –

Небо –

Бежать –

Думать-

Интересный-

Нестись, буря, увлекательный, белоснежный, небосвод, вихрь, небосклон, размышлять, ураган, мчаться, молочный, мыслить, занимательный.

  1. Распредели слова в две группы: синонимы, антонимы

Синонимы:

Антонимы:

Друг – товарищ; добро – зло; лёгкий – тяжёлый; метель – вьюга; находить – терять; смелость – храбрость; густой – редкий; грустить – печалиться.

4..Укажи правильный вариант ответа.

Синонимы — это

А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

5.Укажи правильный вариант ответа.

Антонимы – это

А. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

B. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

C. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

5.Контрольный модуль

1. Работа со схемой.

Задание: Рассмотреть схему и соотнести определения.

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Имеют противоположное значение

2.Заполни кроссворд.

При выполнении данного задания занеси ответы на предложенные вопросы в пустые ячейки кроссворда. Ввод ответов осуществляй с помощью подстановки букв, расположенных под кроссвордом.

По вертикали:

1.Антоним слова «маленький»

2.Синоним слова «небо»

3. Синоним слова «волнение»

4.Антоним слова «чужбина»

5. Синоним слова «доблесть»

По горизонтали:

1.Синоним слова «автомобиль»

2. Антоним слова «вражда»

3. Антоним слова «запад»

4. Антоним слова «юг»

5. Синоним слова «учтивый»

3.Собери пословицы. Объясни смысл пословиц.

Лучше горькая правда,

Где умному горе,

Вьюги да метели

Ученье свет,

Лодырь и бездельник –

Жди горя от моря,

чем сладкая ложь.

а беды от воды.

под февраль полетели.

там глупому веселье.

а неученье — тьма.

им праздник и в понедельник.

4.Распредели пословицы в две группы:

1 группа с синонимами: 2 группа с антонимами:

Жди горя от моря, а беды от воды.

Вьюги да метели под февраль полетели.

Лодырь и бездельник — им праздник и в понедельник.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Где умному горе, там глупому веселье.

Ученье свет, а неученье — тьма.

6.Рефлексия.

— Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

— Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.

— Для чего используют в речи синонимы и антонимы? (Употребляя антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)

— Закончи утверждения:

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

У меня получилось,,,

У меня не получилось …

7. Домашнее задание.

Выписать из словаря антонимов и словаря синонимов (учебник с. 154 – 155) по пять пар синонимов и антонимов. С одним из слов составить предложение.

resh.edu.ru

Конспект: «Синонимы» (4 класс)

Конспект занятия. Тема : «Синонимы»

Цели :

Коррекционно-образовательные : формировать у учащихся знание о синонимах, учить подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд ,пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи.

Коррекционно-развивающие: развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности.

Оборудование : карточки с заданиями

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед : Сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли , что опоздали.)

-Не сердитесь на нас.

-Не обижайтесь.

-Не дуйтесь.

-Где вы были?-спрашивает учитель.

-В школе, тут близко.

-Совсем недалеко.

-Рядом.

-Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

(Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их еще называют синонимами.)

1.Сообщение темы.

Логопед : Да, тема нашего урока называется «Синонимы».

II.Основная часть

Работа над темой

Задание 1.

Кусты опушились блестящим инеем.

Логопед : Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Какие орфограммы есть в этом предложении? Какими еще словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся). Одинаковое или разное значение у этих слов? Совпадает ли у них звучание и написание? Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

Задание 2.

Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было, что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

Задание 3.

Игра «Третий лишний».

Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит , азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, озорник, тихоня.

Задание 4.

Запишем слова в два столбика.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый рассеянный

Невнимательный молчаливый

Неправильный простой

Неудачный безуспешный

Несложный легкомысленный

Несерьёзный ошибочный

Задание 5.

Продолжить загадки.

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их … (антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем…(перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим … (передышку).

После урока непременно

нужна ребятам … (перемена).

Задание 6.

Логопед: Есть у нашего народа такая пословица:

«Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые , а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой -никогда. (В. Крупин)

Логопед: О чем говорится в этом тексте? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберем синонимы к слову добрый.

Можно пользоваться словарем синонимов (добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).

Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения).

III.Итог занятия

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *