Что такое средства связи в русском языке: какие виды грамматических средств или способов, как определить их и примеры для этого в русском языке – 🎓 Средства связи предложений в тексте

какие виды грамматических средств или способов, как определить их и примеры для этого в русском языке

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Средства связи предложений в текстеСредства связи предложений в тексте

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

  • Цепной. Новое предложение связывается с предыдущим как звенья цепи. В двух смежных высказываниях повторяются определенные слова, говорится об одном и том же. Например, «Внезапно пошел дождь. Он сильно хлестал по веткам и заливал окрестные поля.» Слово «дождь» упоминается в первом предложении, далее повествование о нем продолжается. Линейный метод очень распространен, прост и понятен.
  • Параллельный.
    Предложения кажутся не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. Порядок эти параллельных высказываний неважен. Меняя местами, не изменить смысл абзаца. Например, «Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом.» Фраза «Пришла зима.» является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах.

Лексические средства :

  1. Лексические повторы. Например: «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».
  2. Однокоренные слова. Например: «Они решили купить этот дом и обосноваться в деревне. Их решение было роковой ошибкой».
  3. Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты. Например: «Художник творил в этой студии до конца своей жизни. Мастер создал здесь свои главные шедевры».
  4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например: «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».
  5. Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, в заключении и т.д.. Например: «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».
  6. Слова, связанные тематически. Например: «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».

Морфологические средства

  1. Местоимения и местоименные наречия. Например: «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».
  2. Союзы и частицы, особенно в начале предложения. Например: «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».
  3. Наречия времени и места. Например: «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».
  4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме. Например: «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».
  5. Степени сравнения прилагательных и наречий. Например: «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».

Синтаксические средства

  1. Параллелизм. Одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме. Например: «Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.»
  2. Парцелляция — разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения. Например: «Я уже освоилась в этом городе. Хожу на работу. Встречаюсь с друзьями».
  3. Неполные предложения. Например: «Знаете, как обитают панды? В Китае!»
  4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Например: «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, продукты на ужин уже куплены». «Хотите поехать в Испанию? Начните путешествие с Барселоны!»
  5. Использование прямого и обратного порядка слов. Например: «Никого она так не любила. Не любила за всю свою жизнь».

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

  • Сочинительные (и, а, или, сколько…, столько и, а именно и др.)
  • Подчинительные (что, когда, чтобы, хотя, где, куда и др.)

Самостоятельные части речи

Местоимения:

  • Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах.
  • Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах
  • Возвратное: себя
  • Указательные: тот, те, этот и т.д.
  • Определительные: сам, весь, каждый и т.д.
  • Неопределенные: некто, нечто и т.д.
  • Отрицательные: никто, ничто, никакой и т.д.
  • Вопросительные: кто, что, сколько, кого и т.д.

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета:

  • Обстоятельственные (по-летнему, очень, здесь, всегда, наперекор)
  • Определительные (страшно, много, шагом, по-нашему, втроем)

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 2 задание
  • решай 25 задание
  • тренировочные варианты

Источник: https://bingoschool.ru/manual/192/

Средства связи предложений в тексте

Отдельные предложения связываются в текст на нескольких уровнях – грамматическом и смысловом. Грамматический уровень говорит о том, что связь существует на уровне форм слов (они зависят от форм лексических единиц из соседнего предложения), а смысловой – что они связаны между собой лексически. Данная тема считается достаточно сложной, и поэтому она изучается уже в 5 классе.

Основных средств связи слов лексического характера несколько. Прежде всего это повторы – одного и того же слова или однокоренных слов: Прочитанный рассказ поразил их. В этом рассказе как будто описывалась жизнь их деревни.

Также к таким средствам относится использование синонимов и антонимов: Противник наставляет. Союзник поддерживает или Лось шел по лесу спокойно. Сохатый не чуял охотников.

Описательные обороты также служат для того, чтобы связь предложений в тексте была крепкой: Дорога убегала вдаль. Стремительная река жизни не позволяла деревням вдоль тракта захиреть.

Особым средством связи слов в предложении выступает синтаксический параллелизм, то есть такой прием, когда в двух предложениях соблюдается совершенно одинаковый порядок членов предложения и частей речи. Например: Умение говорить – искусство. Умение молчать – дар.

Существуют разные способы для того, чтобы связать слова в предложении грамматически. Прежде всего для этого используются личные местоимения. Например: Я слушаю сейчас пение ручья. Он заливается подобно соловью.

Указательные местоимения также могут выступать в связующей роли и выполнять соответствующую функцию очень эффективно: Соловьи пели где-то вдалеке. Это пение было незабываемым.

Следующий вариант, как можно грамматически связать между собой предложения – это местоименные наречия. Вот пример их использования: Он знал, что его рассказ поможет матери пережить горе, а значит, нужно просто продолжать говорить. Так он и делал.

Союзы, которые ставятся не между частями предложения, а между двумя предложениями, также служат грамматическим средством их связи: Гремел победоносно июль. И вся природа склонялась перед ним в почтительном уважении.

Вводные слова и конструкции, такие как однако, одним словом и им подобные – еще один вариант построения связи. Ему было нехорошо. Однако обращаться в больницу он в любом случае не собирался. Для той же цели можно использовать и частицы: Он пришел в гости с букетом и коробкой пирожных. Неужели просто так?

Неполные предложения – это также хороший способ связать между собой части текста: Ни за что не угадаешь, о чем мы говорили! О фильмах и музыке, которые мы любим!

Глаголы, которые использованы в одной грамматической форме, очень гармонично связывают предложения между собой: Наступила ночь. Появились звезды. Луна прятала от людей свою красоту.

Наконец, для этой же цели используют риторические вопросы: Мы должны вернуться. Можно ли забыть свою малую родину?

Кроме способов связи слов внутри предложения, есть еще те, которые помогают связывать предложения между собой, чтобы в итоге получилось цельное высказывание или текст. Все эти способы делятся на две большие группы – лексические и грамматические.

В первую входят и повторы слов, и использование синонимов или антонимов, и описательные обороты.

Грамматические способы – это использование неполных предложений, личные и указательные местоимения, союзы, вводные слова (конструкции) и местоименные наречия, которые позволяют создать завершенную мысль.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sredstva-svyazi-predlozheniy-v-tekste-primery-5-klass.html

Средства связи предложений в тексте. Морфологические и синтаксические средства связи

В статье рассматриваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте, использование которых обусловливает связность текста, относящуюся к одному из его основных признаков. В пробном учебнике по русскому языку для экспериментальных 11-х классов 12-летних школ Республики Казахстан (Алматы: Мектеп, 2013) для наиболее эффективного усвоения данной темы предложены таблицы средств связи предложений с наглядными примерами, а также комментарии к учебному материалу. Особое внимание в разделе учебника уделено такому выразительному и новому для учащихся синтаксическому способу связи предложений в тексте, как парцелляция 

— деление конструкции предложения, изъятие из него какой-либо части и оформление ее в виде самостоятельного неполного предложения.

После изучения основных признаков текста – смысловой целостности, связности, членимости, модальности, стилевого единстварассмотренных в статье «Изучение текста в учебнике русского языка для 11 классов 12-летних школ Казахстана» [1], в материале следующего раздела учебника подробно анализируется смысловая и грамматическая связность текста, которая достигается при помощи лексических, морфологических и синтаксических средств связи [2, 17–22]. Для большей эффективности усвоения учебной информации в параграфе даны таблицы с яркими наглядными примерами, которые учителю экспериментальных классов вместе с учащимися необходимо подробно разобрать и прокомментировать каждый случай употребления того или иного средства связи. Изучение темы целесообразно начинать с лексических средств связи предложений в тексте:

Таблица 1. Лексические средства связи предложений в тексте

 

Слова одной тематической группы

Погода переменилась: солнце скрылось за низким, разорванным облаком. С западного горизонта надвигалась сплошная светлосерая туча, уже вылившаяся там, где-то далеко, косым спорым дождём. Изредка тучу разрезали молнии, и с грохотом вагонов всё чаще и чаще смешивался грохот грома. (Л. Толстой)

 

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

  1. По временам где-то далеко-далеко ему слышался звонкий звон шолпы. Звон то приближался, то отдалялся. Слабый отзвук надежды трепетал в этом звоне и томил душу. Незабываемый образ Тогжан не покидал Абая ни на мгновение. (М. Ауэзов)
  2. Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло». Не понять не ждавшим им, что среди огня ожиданием своим ты спасла меня. (К. Симонов)
 

Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные)

  1. Однажды рослый пёс подстерёг волчонка, повалил его и долго мял тяжёлыми клыками. Подоспели другие псы и с лаем принялись хватать серого за ноги и за бока. (М. Ауэзов)
  2. Чайковский жалел, что ему не удалось передать лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, дождевых капель, блестящих, как алмазные серёжки. Композитор не ждал вдохновения, он работал, и вдохновение рождалось в работе(К. Паустовский)
 

Антонимы (в том числе контекстуальные)

  1. Недруг поддакивает. Друг спорит. (Посл.)
  2. Смерть стоит того, чтобы жить. А любовь стоит того, чтобы ждать. (В. Цой)
 

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Счастье её особенно свежо и остро, потому что ей шестнадцать лет, потому что глаза её загадочны и темны, а воображение наивно и романтично. И ещё потому, что необычайным, сказочным кажется ей всё вокруг. (Ю. Казаков)

Для выработки навыка различения лексических средств связи предложений в учебнике дано задание [2, 18], содержащее текст о выдающемся казахском писателе Ильясе Есенберлине. Анализируя текст, учащиеся легко обнаружат в нём такие лексические средства связи, как слова одной тематической группы (литература, писатель, произведение, трилогия, творчество), лексические повторы (казахский народ, казахская история, казахский писатель), синонимические замены (представитель казахской литературы, яркая личность, казахский писатель; мытарства, заговор молчания, яростная травля) и др.

Ярким подтверждением использования сочинительных союзов в начале предложений как морфологическом средстве связи служит стихотворение А. Ахматовой в задании 18 [2, 1920], что должны самостоятельно определить и прокомментировать учащиеся: Она сначала обожжёт, / Как ветерок студёный, / А после в сердце упадёт /Одной слезой солёной. / И злому сердцу станет жаль / Чего-то. Грустно будет. / Но эту лёгкую печаль / Оно не позабудет. / А чтоб тебя благодарить / Я смела совершенней, / Позволь мне миру подарить / То, что любви нетленней.

Таблица 2. Морфологические средства связи предложений в тексте

1

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

Рано утром на лугу уже никого нет. Угнали овец и лошадей дальше, в горы, на всё лето. Зато вслед за ними приходят другие кочевья. Но днём не задерживаются, проходят мимо. А на ночь останавливаются на лугу. И мы идём с дедом здороваться с людьми. (Ч. Айтматов)

2

Использование личных (в 3 лице), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений

Тополя в Алма-Ате и есть самое главное. Без них ни рассказать об Алма-Ате, ни подумать о ней невозможно. Они присутствовали при рождении города. Ещё ни улиц, ни домов не было, а они уже были. (Ю. Домбровский)

3

Использование наречий времени и места

Ещё издали увидел Аскар белоснежные юрты. Купаясь в золотистых лучах солнца, они сверкали у самого горизонта. Кругом всё цвело и благоухало. Повсюду пестрели яркие цветы, как волшебные узоры степного ковра. (С. Муканов)

4

Единство видо-временных форм глаголовсказуемых

Средняя из пяти девушек, проезжавших мимо Абая, была Тогжан. Она сидела на белом иноходце с шелковистой гривой. Абай видел её впервые после встречи весной. Окружённая сверстницами, она ехала медленно. Сияющий открытый лоб, мягкая линия белоснежной шеи, волосы, чёрными волнами падающие на спину, — всё сливалось в один чудесный облик. (М. Ауэзов)

5

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки. Но ещё выше было небо, всё засыпанное звёздами(В. Катаев)

Таблица 3. Синтаксические средства связи предложений в тексте

1

Параллелизм строения предложений (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов рядом стоящих предложений)

В тёмно-красном своём будет петь для меня моя Дали. В чёрнобелом своём преклоню перед нею главу. (Б. Окуджава).

2

Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения

Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая.

(Е. Гришковец)

3

Использование неполных предложений

  • О чём вы вчера с ними говорили?
  • О планах на лето.

4

Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов

Пожалуй, самый редкий зверь в районе Маркаколя и уж, без сомнений, самый загадочный – это красный, или горный, волк. Как записано в Красной книге, красный волк – очень редкий, исчезающий зверь. (В. Михайлов)

5

Использование прямого и обратного порядка слов

Я позвоню тебе завтра вечером. Позвоню я, чтобы наконец поговорить обо всём.

Обобщает изучение лексических, морфологических и синтаксических средств связи предложений задание 19 [2, 21], в котором содержится отры

Средства связи — это… Что такое Средства связи?

  • средства связи — средства связи: Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг… …   Юридическая энциклопедия

  • Средства связи — технические и программные устройства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Средства связи — 28) средства связи технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые… …   Официальная терминология

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — технические и иные средства, с помощью которых решаются задачи передачи, приема, обработки и хранения информации в системах управления войсками (силами флота) и оружием. Различают по принципам и сферам действий радио , радиорелейные, тропосферные …   Война и мир в терминах и определениях

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи и приема сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной проверке (сертификации) на …   Большой экономический словарь

  • средства связи — ryšių priemonės statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. communication facilities; telecommunication facilities vok. Fernmeldeanlage, f; Nachrichtenmittel, n rus. средства связи, n pranc. moyens de communication, m; moyens de liaison …   Radioelektronikos terminų žodynas

  • Средства связи — 1. Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании… …   Телекоммуникационный словарь

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — согласно Федеральному закону «О связи» от 07.07.2003 № 126 ФЗ, – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные… …   Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • Средства связи — технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений. Федеральный закон от 16.02.95 N 15 ФЗ, ст.2 …   Словарь юридических понятий

  • Средства связи —         В Греции общие потребности в С. с. во многом обеспечивались мор. путями сообщения; сколько нибудь систематически налаж. переписки государств., частной или тайной–практически не было (не существовало и почтовых голубей). Военные сообщения… …   Словарь античности

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — это… Что такое СРЕДСТВА СВЯЗИ?

  • средства связи — средства связи: Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг… …   Юридическая энциклопедия

  • Средства связи — технические и программные устройства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Средства связи — 28) средства связи технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые… …   Официальная терминология

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи и приема сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной проверке (сертификации) на …   Большой экономический словарь

  • средства связи — ryšių priemonės statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. communication facilities; telecommunication facilities vok. Fernmeldeanlage, f; Nachrichtenmittel, n rus. средства связи, n pranc. moyens de communication, m; moyens de liaison …   Radioelektronikos terminų žodynas

  • Средства связи — 1. Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании… …   Телекоммуникационный словарь

  • СРЕДСТВА СВЯЗИ — согласно Федеральному закону «О связи» от 07.07.2003 № 126 ФЗ, – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные… …   Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • Средства связи — технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений. Федеральный закон от 16.02.95 N 15 ФЗ, ст.2 …   Словарь юридических понятий

  • Средства связи —         В Греции общие потребности в С. с. во многом обеспечивались мор. путями сообщения; сколько нибудь систематически налаж. переписки государств., частной или тайной–практически не было (не существовало и почтовых голубей). Военные сообщения… …   Словарь античности

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *