Климат — урок. География, 7 класс.
Главная черта климата Евразии — разнообразие. Здесь представлены все климатические пояса и области Северного полушария. Из-за большой протяжённости материка по меридиану Евразия располагается в \(7\) климатических поясах: экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, умеренном, субарктическом и арктическом. Большая протяжённость материка по параллели повлияла на выделение внутри поясов климатических областей: морского климата западных побережий, континентального и муссонного. Наибольшим количеством областей отличаются умеренный и субтропический пояса, которые приходятся на самую широкую часть материка.
По мере углубления в материк растёт амплитуда температур (может достигать \(70\) °С), климат становится суше. Огромный массив суши Евразии сильно нагревается летом и охлаждается зимой. Зимой образуется область высокого давления — Азиатский максимум — с ясной и морозной погодой, иногда до \(-50\) °С). Полюсом холода в Северном полушарии является Оймякон, где зафиксирована температура \(-71,2\) °С.
Огромное влияние на разнообразие климата Евразии оказывает рельеф. Формы рельефа материка распределены так, что способствуют резкой смене климатических условий и по меридиану, и по параллели. Внутри климатических поясов климат отличается пестротой и контрастностью. Горные барьеры вдоль побережий Евразии приводят к тому, что морские климаты занимают незначительные территории.
Почти во всех климатических поясах сформированы морские типы климата. Атлантический океан благодаря западному переносу в умеренных широтах смягчает климат равнинной Европы. Холодный сухой воздух Северного Ледовитого океана летом распространяется из высоких широт к югу по низменностям, но прогревается очень быстро, поэтому суровый климат устанавливается только на побережье. Муссону с Тихого океана в умеренных широтах проникать на континент мешает западный перенос и прибрежные хребты. Муссон с Индийского океана наталкивается на высочайший барьер Гималаев и увлажняет южные его склоны и прибрежные низменности, но не проникает во внутренние районы материка.
Самое влажное место на суше — Черапунджи (\(12000\) мм осадков в год).
Влияние океанов определяется и их прибрежными течениями. Особенно велика роль тёплого Северо-Атлантического течения, которое насыщает западный перенос влагой, а зимой заметно согревает Западную Европу.
Открытый урок в 7 классе на тему «Климат. Климатообразующие факторы»
Цели по содержанию:
Образовательные: формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах климата Земли; повторить термины и понятия, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат Земли: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.
Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта мира, атлас, карточки “Географического лото”, физическая карта полушарий, раздаточный материал к практической работе для каждого учащегося, интерактивная доска.
Ход урока
1 Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания
3. Основная часть.
– Изучение нового материала
– Обобщение, систематизация знаний.
4. Закрепление изученного. (Выполнение практической работы.)
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание:
1. Организационный момент:
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые учителя!
Я рада всех приветствовать на открытом уроке! Надеюсь, что гостям будет не скучно на сегодняшнем уроке, а для ребят он будет интересным и познавательным. Мне хотелось бы урок начать стихотворением.
Что такое атмосфера?
Может, это литосфера? – Нет !
Может, это гидросфера – Нет !
Может, это просто точка? – Нет !
Значит, это оболочка? –Да !
Из чего она? Из камня? – Нет !
Состоит из смеси газов? – Да !
Той, что воздухом зовут,
Они жизнь для нас дают!
У Земли он очень плотный
И тяжелый он на вес,
Но чем выше, это точно,
Воздух там разрежен весь.
В чем причина? Что за диво?
Что ты там не говори, но внизу на воздух мирно
Давят верхние слои.
В атмосфере выделяют –
Посчитайте: раз, два, три –
Тропосферу, стратосферу,
Ну и верхние слои.
Тропосфера – самый нижний!
В ней туман и облака,
Происходят чудеса.
В ней погодные явленья
Происходят каждый день
Гром и молния, осадки
Формируются подчас
Здесь летают пыль и копоть,
Здесь, чем выше, – холодней !
Пар и 80% воздуха –
Все содержится здесь в ней
И значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей
От мороза ли темною ночью
От перегрева в солнечный день
От паденья на Землю точно
Самых разных космических тел
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит вывод верный,
Но грустный
Человек без нее не живет!
2. Опрос домашнего задания:
Географический диктант
1.Что такое атмосфера?
2. Какие газы в составе атмосферы?
3. Климат это — …………..
4. Изотерма – это линия………….
5. Что такое изобары?
6. Что такое изогиета?
7. Постоянные ветры — это…..?
8. Как с греческого переводится слово «климат»?
9. Сезонные ветры — это….?
10. Какой слой атмосферы защищает Землю от ультрафиолетовых лучей?
11. Основные элементы климата?
3. Основная часть. Изучение нового материала
Климат – это самый изменчивый компонент природы.
Климат Земли одна из самых сложных и важных в изучении географии.
Без знаний о климатических процессах происходящих в атмосфере, нельзя понять особенности океанов и материков. Климат определяет интенсивность всех процессов, происходящих на Земле.
Климат земного шара очень разнообразен, который зависит от неравномерности распределения солнечного тепла и атмосферных осадков на земной поверхности. Известный климатолог Борис Павлович Алисов выделил 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга температурными условиями и свойствами воздушных масс.
Вопросы дополнительного контроля:
1. Что такое воздушные массы?
2. Какие различают типы воздушных масс?
Климат переходных климатических поясов определяется движением воздушных масс основных поясов в зависимости от времени года.
Таблица №1. Климатические пояса мира
Климатические пояса
Особенности климата
Воздушные массы
Летом
Круглый год
Зимой
ЭкваториальныйОбласть низкого давления, обильные осадки до 2000 мм в год, высокие температуры, погода жаркая, влажная и душная
Экваториальные воздушные массы
Субэкваториальный
Летом — лето экваториального пояса, зимой — зима тропического пояса
Экваториальные воздушные массы
Тропические воздушные массы
Тропический
Высокое атмосферное давление, годовое количество осадков очень мало до 100 мм, температура воздуха очень высокая
Тропические воздушные массы
Субтропический
Летом — лето тропического пояса, зимой — зима умеренного пояса
Тропические воздушные массы
Умеренные воздушные массы
Умеренный
Выражены времена года (зима, лето, весна, осень). Лето умеренно теплое, зима холодная. Количество осадков выпадает неравномерно, до 500-1000 мм в год. Различают морской умеренный и континентальный умеренный климат
Умеренные воздушные массы, западные ветры
Субарктический,
субантарктический
Летом — лето умеренного пояса, зимой — зима арктического, антарктического пояса
Умеренные воздушные массы
Арктические, антарктические воздушные массы
Арктический, антарктический
Лето прохладное, средняя температура не превышает 00, зима очень холодная, суровая. Осадков очень мало, до 100 мм в год. Поверхности земли покрыта снегом и льдом.
Арктические, антарктические воздушные массы
К лиматообразующие факторы
географическая движение рельеф влияние
широта, воздушных Земли океанов
угол падения масс
Солнечных лучей
Таблица №2. Климатообразующие факторы
Географическая широта
Движение воздушных масс
Рельеф Земли
Влияние океанов
От географической широты зависит количество солнечных лучей поступающих на поверхность земли. При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается.
Вдоль поверхности Земли между поясами высокого и низкого давления постоянно перемещается воздух. Так формируются постоянные ветра, которые переносят воздух с разными свойствами из жарких поясов в умеренные и полярные – и наоборот. Образование постоянных ветров, то есть дующих в одном направлении постоянно, зависит от поясов высокого и низкого давления
Над океанами и в прибрежных территориях материков формируется морской климат, а во внутриконтинентальных областях – континентальный. Континентальный климат отличается от морского большими амплитудами температур и малым количеством осадков. Континентальность климата зависит от размера территорий
Климат находится в зависимости от рельефа. Расположенные на пути ветров горы препятствуют проникновению в глубь материка тёплых и влажных масс с океана. Равнинный рельеф, наоборот, создаёт для этого благоприятные условия. В горах всегда формируется особый климат. С подъёмом на высоту становится холоднее. При этом южные склоны всегда теплее, чем северные. И на наветренных склонах осадков выпадает больше, чем на подветренных.
Обобщение, систематизация знаний.
Игра “ Географическое домино”.
Воздушная оболочка Земли
Большие объемы воздуха с одинаковыми свойствами…..
Разные тепловые пояса
Какой пояс служит «броней» планеты?
Воздушные массы
Почему на Земле есть разные пояса давления?
Озоновый
Какими линиями на климатической карте показаны осадки?
Линия, которая соединяет территории с одинаковой температурой
Слои атмосферы?
Термосфера
Мезосфера
Стратосфера
Озоновый слой
Тропосфера
Ветры умеренных широт?
Западные
Что такое атмосфера?
Климат
Основные элементы погоды?
Изолинии
Многолетний режим погоды это — . ……
Температура
Осадки
Давление
Ветра
Изотерма это — ……
4. Закрепление изученного. (Выполнение практической работы.)
Практическая работа.
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Ход работы:
Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе:
Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.
Территория
Географическое положение
Климатичес кий пояс
Тип климата
Средняя температура
Годовое количество осадков
Режим выпадения
января
июля
Флорида
Калифорния
Вариант 2. Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор.
Территория
Географическое положение
Климатичес кий пояс
Тип климата
Средняя температура
Годовое количество осадков
Режим выпадения
января
июля
Аляска
Лабрадор
5. Подведение итогов урока (выставление оценок)
6. Домашнее задание: §8 стр. 35-39, на контурную карту нанести климатические пояса мира, мини – проект “Атмосфера Земли”.
География, 7 класс Таблица «Типы климата и их особенности» по Евразии.
Не только географическое положение материка и его огромные размеры, но и сложность рельефа Евразии определяют чрезвычайное разнообразие климатических условий и, как нигде в мире, обширное распространение континентальных типов климата. В пределах материка представлены все климатические пояса (карта климатических поясов). На климат Евразии влияют мощные центры действия атмосферы как круглогодовые, так и сезонные, среди которых выделяются зимний Азиатский антициклон и летняя депрессия над Южной Азией. В Арктике и Субарктике в течение всего года действуют циклоны арктического фронта, в умеренных широтах — полярного фронта, в более низких широтах — циклоны тропического фронта (тайфуны), которые нередко вызывают ураганные ветры. В арктическом и субарктическом климатических поясах различают два типа климата: морской климат, характерный для западных районов, и континентальный климат восточных районов, для последнего характерно небольшое количество осадков и очень низкие зимние температуры. Наибольшие площади в пределах материка занимает умеренный климатический пояс. На побережье Атлантического океана климат морской, с прохладным летом и теплой зимой. Влияние океана на климат особенно заметно в Западной Европе, где в западный перенос воздушных масс включается воздух, который оттекает по периферии Азорского антициклона. В том же направлении, вдоль арктического и полярного фронтов, перемещаются циклоны, зарождающиеся в области Исландской депрессии. При движении на восток атлантический воздух постепенно теряет влагу и преобразуется в континентальный (уменьшается количество осадков, увеличивается годовая амплитуда температур). На крайнем востоке климат муссонный с теплым влажным летом и сухой холодной зимой. В субтропическом поясе выделяются три области. С сезонными смещениями общей циркуляции атмосферы связана смена сухого лета влажной зимой в западном секторе в средиземноморской области. Зимние дожди обусловлены здесь циклонами полярного фронта. На нагорьях Малой Азии, Ирана и Армении климат континентальный с относительно холодной зимой и жарким сухим летом. На востоке преобладает муссонный климат с летним максимумом осадков. Тропический пояс в Европе отсутствует, а в Азии выражен лишь в её юго-западной части (Аравийский полуостров, пустыня Тар), где господствует климат тропических пустынь. Восточнее он сменяется субэкваториальным поясом с муссонным климатом, который преобладает на полуостровах Индостан и Индокитай. В экваториальном поясе происходит конвергенция воздушных масс, притекающих с севера и юга, что формирует обильные осадки в течение всего года. Температура воздуха около + 25° С, без заметных сезонных колебаний. В горных районах ярко выражены высотная поясность климатических условий и их смена в зависимости от экспозиций склонов. Четко проявляется барьерная изоляция внутренних областей Евразии, с чем связаны резкие контрасты увлажнения. Над обширными нагорьями застаивается выхоложенный воздух, и формируются местные центры действия атмосферы и своеобразные варианты высокогорных климатов (например, климат высокогорных пустынь Памира и Тибета). <a rel=»nofollow» href=»http://geographyofrussia.com/klimat-evrazii/» target=»_blank»>http://geographyofrussia.com/klimat-evrazii/</a>
умеренный климат распространен больше всего
что такое «благоприятный» тип или нет?!!
Климатообразующий фактор | Влияние фактора на климат |
Географическая широта | Это самый главный климатообразующий фактор, так как от него зависит количество тепла(солнечной радиации) поступающей на земную поверхность. Зависимость можно выразить следующим образом. Чем больше географическая широта, тем меньше солнечной радиации поступает на земную поверхность. Экватор имеет широту 0 градусов, полюса – 90 градусов. Больше тепла поступает в районе экватора и тропических широт. При движении к полюсам становится холоднее. |
Циркуляция воздушных масс | На земном шаре сложились постоянные области высокого и низкого давления. В зависимости от него происходит циркуляция (перемещение) больших объёмов воздуха. Перемещение воздушных масс изменяет погоду. На каждой территории типы погод в течение года повторяются, это и есть климат. |
Близость или удалённость от морей и океанов | Очень важный фактор, так как оказывает существенное влияние на формирование климата. Близость к океанам в зимнее время смягчает его, в летнее время делает более прохладным. Территория получает больше осадков. По мере удаления от океана нарастает континентальность климата: возрастают летние температуры, понижаются зимние, уменьшается количество осадков. |
Тёплые и холодные течения | Тёплые течения смягчают климат территорий, дают много осадков. Напротив холодные течения способствуют засушливости прибрежных территорий, так как холодный воздух над ними содержит небольшое количество осадков. |
Протяжённость территории с запада на восток | Так в умеренном, субтропическом и тропическом климатических поясах выделяют климатические области, так как протяжённость способствует нарастанию континентальности климата. |
Рельеф | Он также оказывает влияние на климат. Наветренные склоны гор получают больше осадков, чем подветренные. Горные хребты могут задерживать распространение и проникновение воздушных масс. Так отсутствие гор широтного расположения на севере России способствует распространению арктических воздушных масс далеко на юг. |
Высота места над уровнем моря | С высотой на каждый километр температура падает в среднем на 6 градусов. Поэтому можно сделать вывод, чем выше, тем холоднее. |
Подстилающая поверхность | Одна территория поглощает солнечные лучи, другая отражает. Так льды и снега отражают до 90% радиации. Несмотря на то, что в период полярного дня солнце по нескольку месяцев не заходит за горизонт, снег и лёд не тает. Он отражает ту лучистую энергию, которую посылает солнце. |
Природная зона | Тип климата | Особенности климата | Растительность | Почвы | Животный мир | ||
T янв. | T июль | Сумма осадков | |||||
Постоянно влажные тропические и экваториальные леса | Экваториальный континентальный и субэкваториальный континентальный | +24 | +24 | 2000 | Сейба, пальмы, какао, дынное дерево, гивея, лианы, орхидеи | Красные, красно-жёлтые ферралитные | Обезьяны, ленивцы, лягушки, ящерицы, змеи, тапиры |
Саванны и редколесья | Субэкваториальный континентальный | +24 | +16 | 1000 | Кебрачо, бородач, пырей, курателла, паспалум. | Красно-жёлтые ферралитные | Олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьед, страус нанду |
Переменно-влажные муссонные леса | Тропический влажный континентальный | +24 | +16 | 1500 | Жакаранда, бразильское дерево, пальмы, палисандровое дерево. | Желтозёмы, краснозёмы | Обезьяны, олени, кошачьи, грызуны |
Степи (пампы) | Субтропический муссонный (восточных побережий) | +24 | +8 | 500 | Травы: ковыль, просо | Брюнезёмы | Пампасный олень, пампасная кошка, ламы, нутрия, вискач |
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники | Субтропический средиземноморский (западных побережий) | +16 | +16 | 1500 | Акация, криптокария, эскалония, цеструм | Коричневые | Лисица, шакал, выдра, копытные не больших размеров |
Тундра и приокеанические луга | Умеренный морской | +8 | 0 | 500 | Дерновинные злаки, колючие вечнозелёные кустарники | Подбуры | Грызуны, небольшие копытные |
Полупустыни и пустыни | Тропический высокогорный субтропический континентальный, умеренный | +8 +16 +16 | +8 +8 +8 | Менее_100 100 100 | Кактусы, солянки | Пустынные каменистые, бурые-пустынно-степные | Грызуны, змеи, ящерицы |
Авторская разработка урока географии «Климат Южной Америки» (7-й класс)
Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.
Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.
Развивающая: развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, учебники, таб. с названием климатических поясов, климатограммы, презентация (PowerPoint) «Климат Южной Америки», мультимедийный проектор.
Тип урока: урок, раскрывающий содержание темы.
Вид урока: смешанный.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент.
Класс разбивается на 5 групп: каждая группа получает по одной табличке с названием климатического пояса («экваториальный», «субэкваториальный», «тропический», «субтропический», «умеренный»).
1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации)
2. Постановка целей и задач. (2 слайд)
II. Актуализация опорных знаний.
– Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? (Основные и переходные).
– Назовите основные и переходные климатические пояса?
– Что мы называем воздушной массой? (В.М. – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д.)
– Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? (Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие)
– Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. (Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д.)
III. Формирование новых знаний.
Южная Америка удивляет своим климатом:
– ее называют самым «влажным» материком;
– здесь юг холоднее севера;
– на побережье океана находится самое сухое место на Земле – пустыня Атакама (осадков за год – 0,8 мм).
Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить.
(3 слайд)
– Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный)
(4 слайд).
– С каким материком по набору климатических поясов сходна Южная Америка? (С Африкой)
– Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов? (Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части)
Разберем подробнее особенности каждого климатического пояса. Для этого каждая группа должна составить характеристику своего климатического пояса, используя карты атласа, по плану:
- Господствующие воздушные массы;
- Средняя температура января и июля;
- Годовое количество осадков и режим их выпадения.
(5 слайд)
Выступления групп, заполнение таблицы на доске:
Таблица «Характеристика климатических поясов Южной Америки»
Климатический пояс |
Воздушные массы |
Средние температуры,°С |
Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения |
|
января |
июля |
|||
1.Экваториальный |
Экваториальная |
+24 |
+24 |
до 5000 в течение всего года |
2.Субэкваториальный |
Летом – экваториальная, зимой – тропическая |
+24 |
+20 |
Около 2000 мм, летом |
3.Тропический |
Тропическая |
+24 |
+16 |
От менее 100 мм на западе до 2000 мм на востоке |
4.Субтропический |
Летом – тропическая, зимой – умеренная |
+16 |
+8 |
От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке |
5.Умеренный |
Умеренная |
+8 |
+4 |
От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе. |
Валеопауза
Учащиеся вспоминают, что отображается на климатограмме (6 слайд).
Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор.
Проверка правильности выполнения задания (слайды 7–11).
– Кроме того, на материке есть области высокогорного климата, где они находятся? (В Андах)
Его особенность – изменение климата при подъеме от подножия к вершине.
– Назовите характерные черты горного климата.
(Характерными чертами горного климата являются:
- разряженный сухой воздух;
- большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;
- сильные ветры, поднимающие пыль и песок;
- обилие ультрафиолетовых лучей.)
Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно, а теперь давайте проанализируем в целом климатическую карту материка и дадим ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
1) Почему Южную Америку называют самым влажным материком? Используя климатическую карту, подтвердите этот факт.
(На материке выпадает больше осадков, чем на других материках)
– В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? Как вы думаете, почему? (См. карту ветров и течений Южной Америки)
(12 слайд)
(Ветры с Атлантического океана, а территория открыта с востока)
– Какой океан больше влияет на Климат всего материка? Почему Тихий океан гораздо в меньшей степени влияет на климат материка?
(Отгорожен горами)
2) Почему северная часть материка жарче, чем южная?
(Так как северная часть в экваториальном поясе, а южная – в умеренном)
3) Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?
(Так как проходит холодное течение)
Дело в том, что в этом районе ветры, дующие с Тихого океана, осадков не приносят. И вдруг в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.
Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель-Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.
Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.
– Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?
(Климат был бы гораздо суше)
– Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка? (На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля).
IV. Закрепление полученных знаний.
– Итак, давайте сделаем вывод о факторах, которые определяют климат Южной Америки. (Географическое положение, рельеф, течения и т.д.)
– Вернемся к цели и задачам, поставленным в начале урока, как вы считаете, мы их достигли?
– Каждая группа выставите друг другу оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
- Прочитать параграф «Климат Южной Америки», проанализировать климатические диаграммы в параграфе.
- Приложение 1 (Презентация)