Деепричастие несовершенного вида – Деепричастие несовершенного вида – примеры и правило

Деепричастия несовершенного вида — урок. Русский язык, 10 класс.

Деепричастия несовершенного вида в современном русском языке образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида. К основе \(3\)-го лица множественного числа прибавляется суффикс –а(–я).

Пример:

читая, любя, держа, слыша.

При этом твёрдые согласные (за исключением ж, ш) на конце основы настоящего времени смягчаются. Согласные г, к могут чередоваться с ж, ч.

Пример:

волокут — волоча.

Глаголы с корнями –дава–тъ, –знава–ть, –создава–ть, –става–ть образуют деепричастия с сохранением –ва в корне и с [j] перед формообразующим суффиксом.

Пример:

выдавая, сознавая, воссоздавая, переставая.

От глагола быть образуется деепричастие будучи.

 

Формы на –учи возможны и от некоторых других глаголов.

Пример:

играючи, припеваючи, едучи, крадучись и др.;

однако они воспринимаются либо как архаизмы, либо используются в устойчивых сочетаниях: жить припеваючи, долго ли умеючи, идти крадучись и т. п. Такие деепричастия стоят на грани перехода в наречия.

 

Формы деепричастий образуются не от всех глаголов. Отсутствуют (или избегаются) деепричастия несовершенного вида от глаголов:

 

1) типа сохнуть, вянуть, гаснуть, виснуть и подобных;

2) типа печь, беречь, лечь, мочь, влечь, течь и подобных;

3) типа писать, вязать, глодать, где наблюдается чередование с/ш, з/ж, д/ж, г/ж и др., некоторые из таких глаголов образуют деепричастия от основы на –а: блистая, двигая, рыская, страдая и подобные;

4) типа врать, жрать, лгать, ткать, бить, шить и подобных, основа настоящего времени которых не содержит слогового звука.

 

Кроме того, не образуются деепричастия от отдельных глаголов (бежать, ехать, лезть, хотеть, гнить, стыть, петь, драть, звать и некоторых других), малоупотребительны деепричастия ходя, нося.

 

Деепричастия от возвратных глаголов имеют постфикс –сь.

Пример:

наряжаясь, смеясь, стучась.

Вариант –ся встречается крайне редко (по преимуществу в поэтической речи).

 

Ударение в деепричастиях на –а(–я) остаётся обычно на том же слоге, на котором оно стоит в \(1\)-м лице единственного числа настоящего времени.

Пример:

смотрю — смотря, ищу — ища, курю — куря.

Переход ударения на основу наблюдается в таких деепричастиях, как приведённые ниже.

Пример:

глядя (вариант глядя), стоя, сидя, лёжа…

Источники:

Лекант П. А. Современный русский литературный язык. — М.: Высшая школа, 2001.
Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по современному русскому языку. — М., 1966.

www.yaklass.ru

Виды деепричастий: совершенный и несовершенный вид

Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. Как и все глаголы, деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.

Деепричастие совершенного вида

Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида и отвечают на вопрос что сделав?. Они преимущественно обозначают законченное действие, которое завершилось раньше главного действия, выраженного глаголом-сказуемым:

Придя домой, я открыл (открываю, открою) окно (то есть сначала я пришёл домой, а потом открыл (открываю, открою) окно).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени прибавлением суффиксов  -В (-ВШИ), -ШИ.

Если основа глагола прошедшего времени оканчивается на гласную, то деепричастие образуется с помощью суффикса  -В (-ВШИ):

нарисова-л → нарисовав (нарисовавши), приюти-л → приютив (приютивши)

Если основа глагола прошедшего времени оканчивается на

согласную, то деепричастие образуется с помощью суффикса  -ШИ:

испёк → испёкши, принёс → принёсши

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени прибавлением суффикса  -А (-Я):

пройд-ут → пройдя, услыш-ат → услыша

Деепричастия, образованные от возвратных глаголов, имеют на конце частицу  -СЬ:

умылся → умывшись, порадовался → порадовавшись

Деепричастие несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида и отвечают на вопрос что делая?. Они обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с главным действием, выраженным глаголом-сказуемым:

Цветок увядает, наклоняясь и засыхая (то есть цветок увядает и в то же время наклоняется и засыхает).

Цветок увядал, наклоняясь и засыхая

(то есть увядал и в то же время наклонялся и засыхал).

Деепричастия несовершенного вида обычно образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов  -А, -Я. После шипящих употребляется суффикс  , в остальных случаях –  :

дыш-ат → дыша, рису-ют → рисуя

От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс  -ВА-  в неопределённой форме, деепричастия образуются от основы неопределённой формы:

встава-ть → вставая, узнава-ть → узнавая

От глагола быть образуется деепричастие несовершенного вида при помощи суффикса  -УЧИ:

быть → будучи

От других глаголов деепричастия на  -УЧИ (-ЮЧИ)  встречаются в народных песнях, былинах, поговорках и у некоторых писателей:

жить припеваючи, делать умеючи

Деепричастия, образованные от возвратных глаголов, имеют на конце частицу  

-СЬ:

умываться → умываясь, наклоняться → наклоняясь

От некоторых глаголов невозможно образовать деепричастия несовершенного вида:

шить, сечь, беречь, стричь, писать, петь

О сайте:   конспекты по математике, русскому языку и химии
Связь:   [email protected]
Новое на сайте | © 2018 – 2019

izamorfix.ru

Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Что делая? Что сделав?

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Совершенный и несовершенный вид.
2. Переходность и непереходность действия.

3. Управляет зависимыми словами.

1. Не изменяется (не склоняется, не спрягается).
2. Не согласуется, не управляется
3. В предложении бывает обстоятельством.

НЕ с деепричастиями

Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляется:
ненавидя  
негодуя

В остальных случаях:
не спеша

Деепричастный оборот

Деепричастие

 +

Зависимое слово

Деепричастие + Зависимое слово:
Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.
Голубь, увидя детей, взлетел вверх.
Он что-то писал, наклонив голову.

Деепричастия несовершенного вида

Что делая?

Основа глагола н.вр. несов. вида

 +

-а (-я)

сверкают – сверкая
гремят – гремя
стучат – стуча

Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

1. с основой, состоящей из одних согласных:
шьют, льют, жмут, ткут

2. с основой на г, к:
бегут, текут

3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на з, с, ст, х:
мажут – мажут

Деепричастия совершенного вида

Что сделав?

основа неопр. ф. глагола совершенного вида

 +

-в (-вши),  
-ши,  
-а (-я)

прогулять

 +

 ->

прогуляв

получить

получив

возвратиться

-вш

возвратившись

истечь

-ши

истекши

промокнуть

промокнув

-ши

промокши

увидят

увидя

www.examen.ru

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида образуются:

 

От основы настоящего времени + суффиксы —а-, —я-:

несут — неся, напевают — напевая, спешат — спеша

 

От ряда глаголов с помощью суффиксов —учи-, —ючи-:

будучи, играючи

 

От основы инфинитива или прошедш. вр. + суффиксы —в-, —вши-:
быть — бывши, знать — знавши

 

Примечание:

Современные деепричастия по происхождению восходят к древнерусским кратким причастиям действительного залога настоящего и прошедшего времени.

 

1. Деепричастия несовершенного вида с суффиксами —учи-, —ючи— используются преимущественно в разговорной и народно-поэтической речи. Для литературного языка свойственна только форма будучи: Никого не осуждаючи.

 

 

3. У писателей XIX в. встречаются деепричастия несовершенного вида с суффиксами —в-, —вши-, типичными для деепричастий совершенного вида. В настоящее время эти деепричастия вышли из употребления.
  • Волк, евши, никогда костей не разбирает.
  • (И. А. Крылов)
  • Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи.
  • (А. И. Герцен)

Не образуют деепричастия следующие глаголы несовершенного вида:

 

 

  • а). глаголы с односложной основой с суффиксом —а— в инфинитиве: ждать — ждут, ткать — ткут;
  • б). глаголы с односложной основой на —и-: бить — бьют, пить — пьют, лить — льют;
  • в). глаголы с основой инфинитива на —а-, —я-, чередующиеся с сонорными м, н: жать — жнут (а//н), жать — жмут (а//м), мять — мнут (я//н).

 

4. Глаголы с чередованием свистящих з, с, ст, х с шипящими: вязать — вяжут (з//ж), писать — пишут (с//ш), свистать — свищут (ст//щ), пахать — пашут (х//ш).

 

5. Ряд отдельных глаголов: лезть, ехать, брать, звать, колоть, ковать и др.

 

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование

Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. А Максим сломал ключ, закрывая дверь. Вы знаете, в каком из предложений использованного деепричастие совершенного вида, а в каком – несовершенного? Если не знаете, то обязательно разберётесь, прочитав данную статью. Если Вы не знаете, что такое деепричастие, то рекомендуем ознакомиться с определением и примерами: здесь.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое предшествует действию глагола-сказуемого. Говоря простыми словами, сначала происходит действие деепричастия, потом – глагола.

Пример: Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. Сначала я закрыл дверь, потом – пошёл гулять.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Образуются они от суффиксов -в-, -ши, -вши- (также могут быть использованы суффиксы -а-, -я-)

Примеры деепричастий совершенного вида

  • Вадим начал писать в тетради, достав ручку из пенала.
  • Таня включила свой телефон, предварительно зарядив его на 100%.
  • Николай встал из-за стола, выключив свой персональный компьютер.
  • Я лёг в кровать, тщательно вымыв полы во всей квартире.
  • Покупая лотерейные билеты, Вы выкидываете деньги на ветер.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое происходит одновременно с действием глагола-сказуемого.

Пример: Максим сломал ключ, закрывая дверь. Максим сломал ключ в процессе закрывания двери.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?». Образуются они от суффиксов -а-, -я-. Есть и исключения: деепричастия, образованные от глаголов на -чь (жечь), -нуть (вянуть), некоторых глаголов с шипящим в основе (лижут).

Примеры деепричастий несовершенного вида

  • Девушка пошла по тёмному переулку, не думая о возможных последствиях.
  • Анатолий делал большую ошибку, не звоня матери вторые сутки.
  • Собака ела из миски, не замечая сидящего рядом кота.
  • Работая в «Газпроме», Алексей Борисович смог обеспечить своих детей и внуков на всю жизнь.
  • Моя дома посуду, Вы помогаете маме.

Образуйте деепричастие.

Рассмотрим пример на основе заданий из учебников по русскому языку:

Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов «принести, сойти».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что сделав?». Принеся, сойдя. Примеры предложений: Диана совершила большую ошибку, сойдя с рейса не на своей остановке. Сын очень помог дедушке, принеся ему молоток в гараж.

Образуйте деепричастия несовершенного вида от глаголов «бежать, лить».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что делая?» Бежав. Пример предложения: Наталья подвернула ногу, бежав за уходящим автобусом.

Лить – это один из глаголов, которые не могут иметь форму деепричастия несовершенного вида. К таким глаголам также относятся: тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать и другие.

Очень рекомендуем ознакомиться с материалом «причастные и деепричастные обороты в русском языке».

Похожие статьи

infoogle.ru

Конспект урока «Деепричастия несовершенного вида» (7 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Половино –Черемховская СОШ имени В.Быбина»

Открытый урок русского языка

в 7 классе

«Деепричастия несовершенного вида»

Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Макарова О.В.

I квалификационная категория

15 декабря 2014г

Тема: Деепричастия несовершенного вида.

Цель:  

Образовательная:

1)дать учащимся понятие о деепричастиях несовершенного вида

2)научить образовывать деепричастия несовершенного вида

Развивающая:

1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

Воспитательная:

1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

2)воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, схемы, новогодние шары(нарисованные, трех цветов), термометры (бумажные), елка (нарисованная)

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. ( Эмоциональный настрой). Послушайте сейчас музыкальную композицию, настройте себя на плодотворную работу. Я надеюсь, у вас все получится.

— при помощи чего вы можете показать свое настроение?

У нас радостное настроение, покажите какое у вас настроение?

Прослушивание музыки.

  1. Постановка цели и задач урока.

hello_html_m3ece954a.png

— Давайте посмотрим на тему урока и скажем, что мы сегодня будем изучать?

(деепричастия несовершенного вида)

-А что мы научимся делать?

(образовывать деепричастия совершенного вила)

-Что нужно знать, чтобы изучить новую тему?(что такое деепричастие, что такое деепричастный оборот, на какие вопросы отвечает деепричастие)

(Молодцы)

-Сегодня мы с вами будем добиваться успехов и подниматься вверх по лестнице успеха. За выполненные задания вы будете сами выставлять оценки, на верху лестницы есть круг, в который вы выставите итоговую оценку.

hello_html_652c0998.pnghello_html_74fdf5ed.png

  1. Актуализация знаний.

1) Устный опрос.

— что такое деепричастие?(Деепричастие –это особая форма глагола)

-что обозначает деепричастие?(добавочное действие к основному)

— признаки каких частей речи имеет деепричастие?(признаки глагола и наречия)

— чем в предложении является деепричастие? (обстоятельством )

— как пишется не с деепричастиями ?

Выставьте оценки за ответы.

2)Три человека у доски выполняют задания

  1. Знаки препинания при деепричастном обороте

Над лесом (не) давая пробиться лучику солнца висела большая водяная туча.

  1. Не с деепричастиями

(Не) дождавшись зелёного сигнала светофора (не) покидайте дом.

  1. Знаки препинания при одиночных деепричастиях.

Несколько дней лил дождь (не) переставая.

-за работу у доски учащиеся выставляют оценки

  1. Остальные учащиеся выполняют задания на карточках на знание правил.

(взаимопроверка и выставление оценок).

Соотнесите стрелками вопрос и ответ

  1. На какие вопросы отвечает деепричастие

Какой? Какая? Какое?

Что делая? Что сделав?

  1. Чем является в предложении?

Определением

Обстоятельством

  1. Признаки каких частей речи имеет?

Глагола и прилагательного

Глагола и наречия

  1. Как изменяются деепричастия?

Не изменяются

По родам , числам, падежам.

  1. Как на письме выделяется деепричастный оборот?

Если стоит после определяемого слова

Независимо, где находится в предложении.

4.Изучение нового материала.

-ребята, скажите, на какие вопросы отвечает деепричастие?(Что делая? Что сделав?)

-как вы думаете, на какой вопрос отвечает деепричастие несовершенного вида?

(что делая?)

-работа учащихся с опорными схемами по новой теме урока (учащимся раздается распечатанный материал по новой теме) Приложение 1.

5. Закрепление материала.

1). Устный опрос.

— при помощи чего образуются деепричастия несовершенного вида? ( при помощи суффиксов –а –я)

— образуйте от глагола прилечь деепричастие несовершенного вида. Почему нельзя образовать? ( оканчивается на чь)

-почему нельзя образовать деепричастие несовершенного вида от глагола тянуть?( оканчивается на -нуть)

— выставляем оценки в свою «Лестницу успеха»

— Сейчас проверим какое у вас настроение. Какой праздник приближается? (Новый год?)

-что является символом Нового года?

Сейчас мы украсим нашу елку шарами. ( красный шар-отличное настроение, мне все интересно; желтый шар – хорошее настроение, но не все понимаю; синий шар – грустное настроение ,мне не интересно)

hello_html_m3737ac3e.png

2). Выполняем задание группой. (2 группы). На листке записаны глаголы, от них нужно образовать деепричастия несовершенного вида, передавая листок по цепочке, исправляя предыдущие ошибки, если они есть.

Думать

Думать

Находить

Находить

Исправлять

Исправлять

Ожидать

Ожидать

Выполнять

Выполнять

Играть

Играть

Слушать

Слушать

Рисовать

Рисовать

Падать

Падать

hello_html_m743a3df5.pnghello_html_d49ab0b.png

— учащиеся проверяют по слайду презентации, выставляют оценки в «Лестницу успеха».

3) Физминутка. Закрыли глаза, открыли, посмотрели вверх, вниз, влево, вправо(2 раза)

hello_html_5a788169.png

Продолжаем физминутку. Я называю разные слова, если деепричастие несовершенного вида, то встаем, все остальные слова-присаживаемся. Все встали.

Открыть, медленно, рисуя, рисунок, падая, вымоченный, светлея, приглушить, замедляя, пустить, обыгрывая.

4) Работа в парах

Подчеркнуть в поэтических текстах деепричастия несовершенного вида (Приложение2)

-проверка с проектора.

hello_html_m7f120b2a.png

-выставляем оценки.

6. Самостоятельная работа.

Упражнение 196, 2,3 абзац.

(Взаимопроверка)

-Выставляем оценки, подсчитываем итоговую оценку.

7.Д\з: Параграф 31, сильным-упр.199,слабым –задание на карточке.

(от одиннадцати глаголов-исключений образовать деепричастия несовершенного вида, если это возможно) слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть.

hello_html_4714d161.png

8. Подведение итогов.

-чему мы сегодня научились?

-все ли мы знаем о деепричастии?

Сейчас вам нужно будет заполнить анкету.(Приложение 3)

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

hello_html_m264620ab.png

— все знают, что такое термометр, сейчас мы должны отметить температуру нашего урока.

Спасибо за урок.

hello_html_2b532bef.png

Приложение 1


          Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? 
Обычно они обозначают незаконченное добавочное действие, 
происходящее одновременно с основным действием. 
Высоко в небе маленькой точкой парил, что - то высматривая,ястреб


         Деепричастия несовершенного вида образуются от основы 
настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью 
формообразовательного суффикса   -а   (-я):   
кричат - крича, светятся - светясь, заглядывают - заглядывая.
        От глаголов, у которых в основе настоящего времени 
суффикс   -ва-   выпадает, деепричастия образуются от основы 
неопределённой формы: 

                узнавать — узнают- узнавая, вставать — встают — вставая. 

  От глагола быть образуется деепричастие будучи.   

Деепричастия несовершенного вида не образуются: 

от глаголов на   -чь 
                                      беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ; 

от глаголов на -нуть 
                                      вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ; 

от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных 
                                      тку, лгу, рву, шью, пью… ; 

от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: 
                                      вяжу, мажу, пишу, кажусь. 

Приложение 2

1.Ф.И.Тютчев “Зима недаром “злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

 Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. Н.А. Некрасов “Однажды…”:

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. Э.А. Асадов “Лес”:


Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!

 5. С.Я.Маршак “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

6. И.А.Бунин :

 В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…

Приложение 3

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

Лестница успеха

hello_html_m23e64547.gif

Для девочек

Лестница успеха

hello_html_m3693409.gif

Для мальчиков

infourok.ru

«Деепричастия несовершенного вида» — Русский язык

Открытый урок русского языка

в 7 классе

«Деепричастия несовершенного вида»

Тема: Деепричастия несовершенного вида.

Цель:  

Образовательная:

1)дать учащимся понятие о деепричастиях несовершенного вида

2)научить образовывать деепричастия несовершенного вида

Развивающая:

1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

Воспитательная:

1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

2)воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, схемы, новогодние шары(нарисованные, трех цветов), термометры (бумажные), елка (нарисованная)

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. ( Эмоциональный настрой). Послушайте сейчас музыкальную композицию, настройте себя на плодотворную работу. Я надеюсь, у вас все получится.

— при помощи чего вы можете показать свое настроение?

У нас радостное настроение, покажите какое у вас настроение?

Прослушивание музыки.

  1. Постановка цели и задач урока.

— Давайте посмотрим на тему урока и скажем, что мы сегодня будем изучать?

(деепричастия несовершенного вида)

-А что мы научимся делать?

(образовывать деепричастия совершенного вила)

-Что нужно знать, чтобы изучить новую тему?(что такое деепричастие, что такое деепричастный оборот, на какие вопросы отвечает деепричастие)

(Молодцы)

-Сегодня мы с вами будем добиваться успехов и подниматься вверх по лестнице успеха. За выполненные задания вы будете сами выставлять оценки, на верху лестницы есть круг, в который вы выставите итоговую оценку.

  1. Актуализация знаний.

1) Устный опрос.

— что такое деепричастие?(Деепричастие –это особая форма глагола)

-что обозначает деепричастие?(добавочное действие к основному)

— признаки каких частей речи имеет деепричастие?(признаки глагола и наречия)

— чем в предложении является деепричастие? (обстоятельством )

— как пишется не с деепричастиями ?

Выставьте оценки за ответы.

2)Три человека у доски выполняют задания

  1. Знаки препинания при деепричастном обороте

Над лесом (не) давая пробиться лучику солнца висела большая водяная туча.

  1. Не с деепричастиями

(Не) дождавшись зелёного сигнала светофора (не) покидайте дом.

  1. Знаки препинания при одиночных деепричастиях.

Несколько дней лил дождь (не) переставая.

-за работу у доски учащиеся выставляют оценки

  1. Остальные учащиеся выполняют задания на карточках на знание правил.

(взаимопроверка и выставление оценок).

Соотнесите стрелками вопрос и ответ

  1. На какие вопросы отвечает деепричастие

Какой? Какая? Какое?

Что делая? Что сделав?

  1. Чем является в предложении?

Определением

Обстоятельством

  1. Признаки каких частей речи имеет?

Глагола и прилагательного

Глагола и наречия

  1. Как изменяются деепричастия?

Не изменяются

По родам , числам, падежам.

  1. Как на письме выделяется деепричастный оборот?

Если стоит после определяемого слова

Независимо, где находится в предложении.

4.Изучение нового материала.

-ребята, скажите, на какие вопросы отвечает деепричастие?(Что делая? Что сделав?)

-как вы думаете, на какой вопрос отвечает деепричастие несовершенного вида?

(что делая?)

-работа учащихся с опорными схемами по новой теме урока (учащимся раздается распечатанный материал по новой теме) Приложение 1.

5. Закрепление материала.

1). Устный опрос.

— при помощи чего образуются деепричастия несовершенного вида? ( при помощи суффиксов –а –я)

— образуйте от глагола прилечь деепричастие несовершенного вида. Почему нельзя образовать? ( оканчивается на чь)

-почему нельзя образовать деепричастие несовершенного вида от глагола тянуть?( оканчивается на -нуть)

— выставляем оценки в свою «Лестницу успеха»

— Сейчас проверим какое у вас настроение. Какой праздник приближается? (Новый год?)

-что является символом Нового года?

Сейчас мы украсим нашу елку шарами. ( красный шар-отличное настроение, мне все интересно; желтый шар – хорошее настроение, но не все понимаю; синий шар – грустное настроение ,мне не интересно)

2). Выполняем задание группой. (2 группы). На листке записаны глаголы, от них нужно образовать деепричастия несовершенного вида, передавая листок по цепочке, исправляя предыдущие ошибки, если они есть.

Думать

Думать

Находить

Находить

Исправлять

Исправлять

Ожидать

Ожидать

Выполнять

Выполнять

Играть

Играть

Слушать

Слушать

Рисовать

Рисовать

Падать

Падать

— учащиеся проверяют по слайду презентации, выставляют оценки в «Лестницу успеха».

3) Физминутка. Закрыли глаза, открыли, посмотрели вверх, вниз, влево, вправо(2 раза)

Продолжаем физминутку. Я называю разные слова, если деепричастие несовершенного вида, то встаем, все остальные слова-присаживаемся. Все встали.

Открыть, медленно, рисуя, рисунок, падая, вымоченный, светлея, приглушить, замедляя, пустить, обыгрывая.

4) Работа в парах

Подчеркнуть в поэтических текстах деепричастия несовершенного вида (Приложение2)

-проверка с проектора.

-выставляем оценки.

6. Самостоятельная работа.

Упражнение 196, 2,3 абзац.

(Взаимопроверка)

-Выставляем оценки, подсчитываем итоговую оценку.

7.Д\з: Параграф 31, сильным-упр.199,слабым –задание на карточке.

(от одиннадцати глаголов-исключений образовать деепричастия несовершенного вида, если это возможно) слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть.

8. Подведение итогов.

-чему мы сегодня научились?

-все ли мы знаем о деепричастии?

Сейчас вам нужно будет заполнить анкету.(Приложение 3)

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

— все знают, что такое термометр, сейчас мы должны отметить температуру нашего урока.

Спасибо за урок.

Приложение 1


          Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? 
Обычно они обозначают незаконченное добавочное действие, 
происходящее одновременно с основным действием. 


         Деепричастия несовершенного вида образуются от основы 
настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью 
формообразовательного суффикса   -а   (-я):   

        От глаголов, у которых в основе настоящего времени 
суффикс   -ва-   выпадает, деепричастия образуются от основы 
неопределённой формы: 

                узнавать — узнают- узнавая, вставать — встают — вставая. 

  От глагола быть образуется деепричастие будучи.   

Деепричастия несовершенного вида не образуются: 

от глаголов на   -чь 
                                      беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ; 

от глаголов на -нуть 
                                      вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ; 

от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных 
                                      тку, лгу, рву, шью, пью… ; 

от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: 
                                      вяжу, мажу, пишу, кажусь. 

Приложение 2

1.Ф.И.Тютчев “Зима недаром “злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

 Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. Н.А. Некрасов “Однажды…”:

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. Э.А. Асадов “Лес”:


Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!

 5. С.Я.Маршак “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

6. И.А.Бунин :

 В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…

Приложение 3

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

Лестница успеха

Для девочек

Лестница успеха

Для мальчиков

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *