Диалог речевой этикет – «Диалог и речевой этикет Урок в 5 классе Б Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Тамбовской обл. Халяпина.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Диалог. Речевой этикет – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Название этапаМетодический комментарий
11. Актуализация полученных знаний«Здравствуйте!» — ты скажешь человеку. «Здравствуй!» — улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет.   Каждый день, приходя в школу, вы общаетесь со своими друзьями. О чём вы разговариваете? Какие задаёте вопросы? Как  называется разговор между двумя людьми? (Диалог.) Прочитайте стихотворение Л. Мироновой и определите, кто ведёт диалог. Раскрасьте реплики Андрюши  зелёным цветом, а реплики второго персонажа — жёлтым цветом. — Где же яблоко, Андрюша? — Яблоко? Давно я скушал. — Ты не мыл его, похоже. — Я с него очистил кожу! — Молодец ты стал какой! — Я давно уже такой. — А куда очистки дел? — Ах… очистки… тоже съел.
22. Первичное усвоение новых знанийСуществуют правила ведения диалога, которые называют речевым этикетом. Этикет —  установленный, принятый порядок поведения. Давайте попробуем вывести правила вместе. Нельзя  перебивать говорящего человека; отворачиваться от говорящего человека; отвлекаться на другие дела; говорить с полным ртом.  Необходимо соблюдать очерёдность в разговоре; общение должно быть вежливым; надо использовать в речи «волшебные слова». Как вы понимаете слово «вежливость»? (Соблюдение правил приличия, правил, установленных в обществе.) Об этих правилах необходимо помнить и на уроках, ведь мы с вами постоянно ведём диалоги.
33. Первичное усвоение новых знанийВосстановите диалог.  Букварь, с. 80 Спасибо — русское слово, представляющее собой слияние двух слов: спаси Бог. Так раньше люди на Руси благодарили друг друга. Со временем последний звук отпал.
44. Первичное усвоение новых знанийНазовите «волшебные» слова, которые вы знаете. Прочитайте замечательные весёлые  стихи Олеси Емельяновой и закончите их.   Встретив зайку, ёж–сосед Говорит ему: «…» (Привет!). А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (здравствуй!). К Осьминожке  Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…»(До свиданья!) Неуклюжий пёсик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он: «…» (Извини!) Трясогузка с  бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)   Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…»(Будь здорова!) Говорит лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, лиса, не жалуйся, А скажи: «…»(Пожалуйста!)   Муха Жу, хоть не хотела, В скорый поезд залетела. Ей букашки Фло и Фти Скажут: «…» (Доброго пути!) Дал Ивану царь Гундей За спасенье пять гвоздей, А Иванушка царю Говорит: «…» (Благодарю!)   А какие «волшебные» слова сегодня произносили вы? В какой ситуации?
55. Первичное усвоение знанийПодберите слова по вопросам. Дети какие? (Умные, дружные, весёлые.) Задание какое? (Трудное, домашнее, весёлое.)  Приведите свои примеры слов.
66. Первичное усвоение знанийПослушайте  стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы». (Ежели=если.)   Ежели вы Вежливы И к совести Не глухи, Вы место Без протеста Уступите Старухе.   Ежели вы Вежливы В  душе, а не  для виду, В троллейбус Вы поможете Взобраться Инвалиду.   И ежели вы Вежливы, То, сидя на уроке, Не будете С  товарищем Трещать,  как две сороки.   И ежели вы Вежливы, Поможете Вы маме И  помощь ей предложите Без просьбы, То есть сами.   И ежели  вы Вежливы, То в разговоре с  тётей, И с дедушкой, И с бабушкой Вы их не перебьёте.   И ежели вы Вежливы, То вам,  товарищ,  надо Всегда без опоздания Ходить на сбор отряда. Не тратить же Товарищам, Явившимся заранее, Минуты на собрание, Часы на ожидание!   И ежели вы вежливы, То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмёте не навеки. И ежели вы Вежливы, Вы книжечку вернёте В опрятном, не измазанном И целом переплёте.   И ежели вы Вежливы, Тому,  кто послабее, Вы будете защитником, Пред  сильным не робея. Знал одного ребёнка я. Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое Ребёнку Воспитание. Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших Мячик, Он их благодарил, «Спасибо!» — говорил.   Нет, ежели вы Вежливы, То вы благодарите, Но мячика У мальчика Без спросу Не берите!   Подумайте, можно ли каждого из вас назвать вежливым человеком? Придумайте и разыграйте сценки, используя в них, вежливые (волшебные) слова.   Физкультминутка
77. Первичное усвоение знанийЗамените каждое предложение одним словом.
88. Первичное закреплениеВыберите слово, в котором буква Е обозначает два звука. (Ева, Лев, Гена, Вера, Лена.)  Выберите слово, в котором один слог, а буква Ё обозначает только один звук. (Ёлка, ёжик, ёрш, пёс, полёт.)   Какая тема сегодняшнего урока? Какого человека называют вежливым? Что было на сегодняшнем уроке интереснее всего?

Урок обучения грамоте «Диалог. Речевой этикет»

Цель урока:

  • Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
  • Обогащение и активизация словарного запаса детей.
  • Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
  • Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса ,формирование читательской деятельности.

1. Организационный момент.

а) Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

б)- Расскажите, что нас сегодня ждёт на уроке?

(условные знаки:

  • творческие работы
  • работа в паре
  • интеллектуальный марафон)

2. Введение в тему.

Каждый день, приходя в школу, вы произносите одно и тоже слово. Какое?

(- Здравствуйте) (появляется табличка)

— Произнесем его для наших гостей.

(Стихотворение о слове «Здравствуйте»)

— Здравствуйте! Ты скажешь человеку
— Здравствуй! — улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
— Что мы желаем, говоря друг другу «Здравствуйте»?
(здоровья, добра.
Быть крепким, могучим, сильным)

Попробуем расшифровать это слово и подобрать как можно больше пожеланий спрятанных в нём:

  • З — здоровья
  • Д — добра
  • Р — радости
  • А — аккуратности
  • В — веселья
  • С — счастья
  • Т — терпения
  • В — воспитанности
  • У — улыбок
  • Й — идей
  • Т — трудолюбия
  • Е — естественности

Спасибо — (открывается табличка)

Хочется сказать Вам за активную работу.

(чтение стихотворения)

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.

3. Работа в тетради.

Стр. 37 № 2

  • Расшифруй слово

 

  • Напечатай на экране.
    Составь из кассы букв.
  • О каком подарке читали дома?

4. Работа по спутнику букваря.

  • Читают сильные учащиеся по частям (5-6 человек)
    — Поможем мальчику ответить на эти вопросы.
  • Выборочное чтение
  • Что подарил Коля ?
  • Как отнёсся именинник к подарку?
  • Что подарила Лиля?
  • Какими словами поблагодарил мальчик?
  • Что стали делать гости ,когда их пригласили к чаю?

— Поможем мальчику ответить на эти вопросы.

— Чем не угодил мальчик?

— Может быть торт не понравился?

  • Что должен сделать мальчик, чтобы исправить ситуацию? (Сказать, извиниться)
  • Как бы вы поступили?

Простите (появляется табличка)

(чтение стихотворения)

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал — забывать
А если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

  • Прочитаем слова появившиеся на доске: Здравствуйте

Спасибо

Простите

— Что это за слова? (это слова вежливости)

Их используют в речи воспитанные люди, соблюдающие этикет.

  • Этикет — что означает это слово? - установленный, принятый порядок поведения, речи.(справка из словаря)

Нам часто с Вами приходится вступать в диалог. А что такое диалог? (разговор между двумя людьми)

(справка из словаря )

В диалог с учителем, с товарищем по парте, работая в паре.

Какой этикет надо соблюдать:

— нельзя перебивать говорящего человека;

— нельзя отворачиваться от говорящего человека или отвлекаться на другие дела;

— речь наша должна быть вежливой.

Пожалуйста (появляется картинка)

(чтение стихотворения)

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Откройте букварь на стр. 80

5. Работа по букварю.

  • Прочитайте. Что вы прочитали? (диалог)
  • Между кем может состояться этот диалог? (бабушка и ученик)
  • Восстанови диалог

— На какие вопросы можно получить такие ответы?

— Кто задаёт вопросы, а кто отвечает?

— Какие это были вопросы?

— Мальчик, как тебя зовут?

— Саша.

— А сколько тебе лет?

— Семь лет.

— В каком классе ты учишься?

— В первом.

— Как ты учишься? (как твои дела в школе?)

— Спасибо хорошо.

(повторяем несколько раз, имя, возраст, любимые уроки могут быть разными.)

  • Учитель задает вопрос, а ученик отвечает.
  • За что люди говорят друг другу «Спасибо»?

(Спасибо — русское слово. Оно представляет 2 слова: спаси бог. Так раньше на Руси люди благодарили друг друга. Со временем последний звук [х] отпал)

  • Вы говорили сегодня кому-нибудь спасибо? За что?

А тебе сегодня говорил кто-нибудь спасибо? В какой ситуации?

6. Будьте любезны (открывается табличка)

Послушайте, какой диалог произошел у Саши с куклой.

Сценка «слушай хорошенько» (девочка сажает на стул перед собой куклу и разговаривает с ней)

— Слушай хорошенько, — кукле я сказала, — Хватит наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала, а ещё не знаешь, ровно ничего.

«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят,
Старикам в трамвае место уступают
Вежливые дети все так поступают
Будь и ты такою, и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс.

  • О каких правилах вежливого человека говорилось в сценке?

(здравствуйте, благодарят, уступают место в трамвае)

7. Чтение текста в букваре стр. 80

Ежели вы вежливы (ежели — то же, что и если)

  • Самостоятельное чтение
  • Чтение вслух
  • Какие правила вежливости надо соблюдать?
    (1. не разговаривать на уроке
    2. не перебивать в разговоре)

8. Чтение текста с доски.

Продолжаем знакомиться с правилами

1.

И ежели вы
Вежливы
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы —
То есть сами

2.

И ежели вы
Вежливы,-
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Правила вежливости (помощь маме, защита слабых)

Работа в паре:

  • вспомните и назовите вежливые слова
  • придумать и разыграть сценки, используя вежливые слова. Д/з.

Подумайте, можно ли каждого из вас назвать вежливым человеком?

Работа по букварю стр. 80

  • Прочитайте предложения.
    • Надуть губы
    • Унести ноги
    • Найти общий язык
    • Совать нос
    • Задирать нос
    • Повесить нос
  • Замените каждое предложение одним словом и подберите подходящую картинку.
(1. Обидеться 4.Любопытничать
2. Убежать 5. Зазнаваться (воображать)
3. Договориться 6. Загрустить)
  • Подумайте, вежливый человек допустит такую ситуацию, чтобы на него обижались? Будет ли он любопытничать?
  • А какое слово подходит из данных слов к человеку вежливому?

(- Найти общий язык.= Договориться) т.е. стать добрым волшебником друг для друга (читают стихотворение)

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!

До свидания (появляется картинка)

Последняя карточка открыта.

Какое слово спряталось во всех словах?

Доброта.

Все эти вежливые слова несут доброту, и если человек произносит их часто, то он обладает этим важным качеством. Как вы чувствуете себя, находясь рядом с добрым человеком? (хорошо, радостно, уютно, тепло)

Учитель:

Пусть торжествует на свете доброта
И вежливости двери отворятся!
Прекрасные «волшебные слова» —
Вы нашей речи главное богатство.

При какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно?(Когда на улице солнце). Значит, мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

Соберём солнце из добрых вежливых слов.(у каждого на парте лежит слово, ученик подходит к магнитной доске и прикрепляет)

Пусть это солнце согревает нас и оберегает на протяжении всей жизни.

Ученик:

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Когда увидимся снова?
Никто не ответит заранее
Сказать остаётся два слова;
И мы говорим: «До свидания»

Итог урока.

  • Используя мимику и жесты покажите, каким был урок
  • Какие правила вежливости запомнили?
  • Всех учеников класса сегодня зачисляем в школу вежливости. (награждение медалями)

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «Диалог. Правила речевого этикета» (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Алексина Тульской области

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Диалог. Правила речевого этикета» (по системе Л.В. Занкова)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Бекетова О.А.

Тема урока:

«Диалог. Правила речевого этикета»

Цель урока:

формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

— учить применять полученные знания лексического и синтаксического характера при построении диалога;

— учить вести диалог;

— формировать представление о правилах речевого этикета.

Познавательные:

— формировать умения произносить реплики с разной эмоциональной окраской и использовать различные языковые средства при создании диалога.

Развивающие:

— создание условий для активной мыслительной и аналитической деятельности;

— развитие умения работать в группе, слушать и слышать друг друга.

Воспитательные:

— воспитание культуры речевого поведения, этики взаимоотношений;

— создание атмосферы сотрудничества.

Форма работы: групповая

Оснащение урока:

— компьютер

— мультипроектор

— экран

— презентация “Диалог. Правила речевого этикета”, сделанная в приложении Power Point 2003

— учебник русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский – М: Просвещение, 2011г.)

— раздаточный материал

!!! Под звёздочкой предлагаются альтернативные вопросы, вопросы-помощники.

Ход урока

I. Организационный момент.

2 СЛАЙД

— Добрый день, ребята! Садитесь. Начнём работу.

II. Проверка домашнего задания.

— Ребята, сейчас наша задача проверить, как вы усвоили материал предыдущего урока по теме «Диалог и знаки препинания в диалоге». Какое домашнее задание вы получили? (упражнение 245)

* — Кто может что-то добавить? (А по содержанию что представляла собой ваша работа?)

— Какую же часть диалога вы выписали?

— Согласны?

— А почему вы решили, что именно эта часть диалога соответствует данной схеме?

III. Работа по теме.

1. Проблемная ситуация.

3 СЛАЙД

В квартире зазвонил телефон.

hello_html_319dabad.gif

— В квартире зазвонил телефон. Представьте себе, что разговаривают два ваших сверстника: мальчик и девочка.

4 СЛАЙД

hello_html_mafa709a.gifhello_html_m473abdbc.gif

— Предлагаю сыграть эту ситуацию, при этом отразив характер и поведение собеседников. За мальчика будет читать N…, а за девочку – N…

Чтение диалога.

5-8 СЛАЙДЫ

— Алло.

— А Серёгу можно?

— А кто его спрашивает?

— А твоё какое дело? Мне нужен Серёга.

9 СЛАЙД

На другом конце бросили трубку.

— На другом конце бросили трубку. Почему? (Что же случилось?)

Обсуждение.

Вывод.

— Думаю, что у нас достаточно прозвучало мнений, чтобы прийти к какому-то общему выводу. Так что же должен знать человек, чтобы с ним разговаривали, от него не отвернулись, его выслушали?

— Вот здорово! Я тоже об этом думала. Мне очень приятно, что ваши мысли совпали с моими. Я даже придумала закон собеседника о том, как вести себя в подобной речевой ситуации. Хотите с ним познакомиться?

— Давайте его озвучим, чтобы запомнить.

10 СЛАЙД

ЗАКОН СОБЕСЕДНИКА

Человек должен знать:

Правая фигурная скобка 8 — кому

— о чём

КТО — где говорит

— когда

— почему

— зачем

— Здесь всё отражено необходимое? Ничего не хотите добавить?

* Если будут предложения.

— Примем это предложение?

— Спасибо, N…

— У вас в рабочих материалах к сегодняшнему уроку на 1-ой карточке этот закон есть. Давайте запишем то, что предложил N…

2. Составление правил этикета телефонного разговора.

Работа над лексическим значением слова «этикет», «речевой этикет».

— Опираясь на этот закон, я предлагаю каждой группе составить правила этикета телефонного разговора. Кстати, а что скрывается за этим понятием? (Каково ЛЗ слова «этикет»?)

11 СЛАЙД

Речевой этикет – ?

— А что такое «речевой этикет?

12 СЛАЙД

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.

— Сравните два понятия. Что их объединяет?

— А что разграничивает?

Групповая работа (5 минут)

— Вернёмся к заданию. На работу отвожу 5 минут. В процессе выполнения задания решите, кто будет отчитываться по результатам работы.

13 СЛАЙД (показать только заголовок)

— Время вышло. Предлагаю заслушать отчёт групп. Начинает группа … Но помните, что во время отчёта действует закон: СЛУШАТЬ – СЛЫШАТЬ – НЕ ПОВТОРЯТЬ.

— Первая группа отчиталась. Были ли такие же правила у других групп?

— Спасибо. Слушаем отчёт следующей группы.

— Кто согласен с дополнениями?

— Спасибо. Послушаем 3-юю группу.

— Сколько дополнений сделали обе группы! Давайте поблагодарим друг друга за работу.

— Существует специальная литература, посвящённая этикету, в том числе и речевому. В нашей школьной библиотеке есть прекрасная книга, которая называется «Правила золотого этикета». Посмотрите, какие в ней предлагаются правила этикета телефонного общения. Сравните. Приблизились ли мы с вами к знатокам этикета?

13-14 СЛАЙДЫ

Правила этикета телефонного разговора

1. Важное в телефонном разговоре – краткость при вежливости и уважении к тому, с кем говорите.

2. Ещё до того, как вы наберёте номер, следует подумать:

  • будет ли ваш звонок приятен?

  • не побеспокоите ли вы того, кому звоните?

  • заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить в данное время.

3. Прежде чем начать непосредственный разговор по телефону, скажите слова приветствия.

4. Затем представьтесь (даже если предполагаете, что вас узнают по голосу), а потом сделайте паузу для возможного ответного приветствия.

5. В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.

6. Никогда не начинайте разговор с вопроса: «Кто говорит?» Это неэтично.

7. В телефонном разговоре одинаково недопустимы как грубый, так и снисходительный тон.

8. Если к вам обратились с просьбой позвать кого-либо к телефону, не следует интересоваться: «Кто спрашивает?»

9. Не звоните без крайней необходимости на работу вашим знакомым по личному делу.

10. Во время разговора ведите себя корректно.

11. Без предварительной договорённости не звоните утром до 9 часов или вечером после 22.

12. По окончании разговора не забудьте попрощаться.

— Как считаете, приблизились?

— Что мы упустили?

3. Групповая работа по исправлению диалога.

— У меня возникла мысль, что нам с вами просто необходимо вернуться к диалогу, прозвучавшему в начале нашего урока. Согласны вернуться? Можете воспользоваться карточкой №2.

15 СЛАЙД

— Алло.

— А Серёгу можно?

— А кто его спрашивает?

— А твоё какое дело? Мне нужен Серёга.

— А с какой целью я предлагаю вернуться к диалогу?

— Мне нравится задание, которое вы предложили!

* — А ещё ничего не хотите предложить?

* — Разрешите мне?! Думаю, что было бы интересно диалог этот ещё и инсценировать. Как считаете?

— Тогда за работу! Если вам нужна подсказка, вы можете к ней обратиться. Карточка № 4 в ваших рабочих материалах. Но попробуйте работать самостоятельно.

— Что же у вас получилось? Послушаем? По ходу прослушивания заполните, пожалуйста, таблицу в карточке № 3.

Отчёт групп

— Что вы можете сказать? (Что скажете?)

* — Соответствуют ли диалоги правилам этикета телефонного разговора?

— В чём же сила речевого этикета?

Знакомство с формулами речевого этикета.

— Какие же слова помогают поддержать общение, наладить контакт, расположить к себе?

— Знаете, как их ещё называют?

— Их называют формулами речевого этикета.

16 СЛАЙД

Формулы речевого этикета

приветствия

Слова и обороты, смягчающие просьбу

Формы

прощания

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Здравствуйте!

Будьте добры

Будьте любезны

Если можно

Если вас не затруднит

Если тебе не трудно

Пожалуйста

Будь другом

Ты уж

До свидания!

Всего хорошего!

Всего доброго!

До встречи!

Прощай (-те)!

Счастливо!

Пока!

— Формулы… Встречались ли вы где-нибудь с этим словом?

— А что это такое? (1. Краткое и точное словесное выражение, определение. 2. Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение / образец, краткая запись)

— Интересно.

17 СЛАЙД

— А для чего нужна формула с точки зрения речевого этикета? (это образец речевого общения)

— Как вы полагаете, зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла? Если затрудняетесь, вспомните уже известный вам «закон собеседника». Карточка № 1 в ваших рабочих материалах. (Эти выражения необходимы для того, чтобы использовать в различных речевых ситуациях.) ( * — Докажите.)

— Согласны?

4. Инсценирование одного и того же диалога с различными установками.

— Предлагаю вам проинсценировать диалог, свидетелем которого я однажды оказалась. Найдите его в карточке № 5. На подготовку даю 2 минуты.

18 СЛАЙД

— Иду!

— Ну ты идёшь?

— Иду!

— Почему не идёшь, Ваня? Всё остынет!

— Иду! Иду!

1 группа: строго (мама) – развязно (сын)

2 группа: тактично, вежливо, деликатно (с обеих сторон)

3 группа: спокойно, доброжелательно (мама) – резко (сын)

— Давайте послушаем, что у вас получилось.

— Что вы можете сказать по поводу услышанного?

* — А как вы думаете, почему один и тот же диалог я попросила проинсценировать 3 раза?

— Отвечает ли данная ситуация правилам речевого этикета?

— А что же не так?

— Только ли слова вежливости помогают людям в общении?

— А что ещё важно?

— Формальное использование слов вежливости ещё не ведёт к взаимопониманию и комфортному общению. Очень важен и тон, которым мы произносим слова.

IV. Формулирование темы и целей урока.

— Ребята, мы сегодня с вами прекрасно работали. А кто назовёт тему урока? (*Что такое тема? Так, о чём же?)

19 СЛАЙД

Диалог.

Правила речевого этикета.

hello_html_661008dc.png

— А какую цель мы преследовали?

* — Зачем мы это делали?

— Когда и где вам это может пригодиться?

V. Домашнее задание.

20 СЛАЙД

СЛОВО О СЛОВАХ.

Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить

Мой друг, подумай – не спеши. И людям радость отравить.

Оно бывает то сурово, Им можно лёд зимой расплавить

То рождено теплом души, И камень в крошку раздолбить.

Оно то жаворонком вьётся, Оно одарит иль ограбит,

То медью траурной поёт. Пусть ненароком, пусть шутя.

Покуда слово сам не взвесишь, Подумай, как бы им не ранить

Не выпускай его в полёт. Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Прошу вас дома поразмышлять над этими строками. Дополнительные инструкции вы найдёте в карточке «Домашнее задание». Прочитайте задание. Если появятся вопросы, подойдите ко мне на перемене.

21 СЛАЙД

— Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.

Литература

1. «Золотая книга этикета». Автор-составитель В.Ф. Андреев – Москва «Вече», 2004г.

Диалог. Речевой этикет — Русский язык

Разработка урока в 5 классе по теме «Диалог. Речевой этикет»

Учебник: Русский язык 5 класс часть 1 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «Диалог» и знаками препинания при диалоге

— обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

— развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

— воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать особенности диалогической речи , пунктуационное оформление диалога на письме.

Метапредметные: свободно извлекать информацию из различных источников.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление с речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки для составления диалога в паре, индивидуальные карточки со схемами предложений с прямой речью, задание на самоклеящейся бумаге на группу, ватман, листы самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что урок будет для вас полезным и интересным. Садитесь.

II Актуализация знаний.

— Ребята, пожалуйста, посмотрите внимательно на слайд. Что это за предложение?

(Предложение с прямой речью)

— На какие части делится предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора)

— Отчего зависит расстановка знаков препинания? (С прямой речи или со слов автора начинается предложение)

Проверим. Насколько хорошо мы усвоили эту тему… Я читаю предложение, а вы подберите и покажите соответствующую схему:

  1. «У меня нет его номера телефона», — с огорчением произнес Богдан.

2. Саша спросил: «Сколько лет твоей сестре?»

3. Подруга сказала, что вчера был отличный теплый вечер.

4. «Вот это да!» — воскликнул Вадик.

5. «Почему так?» — удивилась Ольга.

7. Первоклассники не могли поверить: «Каникулы продляться целое лето!»

Молодцы! С заданием справились. В листе самооценки дорисуйте настроение смайлика. Если вы справились со всеми заданиями и не допустили ошибок, то дорисуйте улыбку, если были недочеты – нейтральное настроение, если ошибок было больше, чем правильных ответов, то грусть.

III. Тема и целеполагание

Ребята, откройте тетради и запишите число и тему урока. Комментирует Рома П.

— А сейчас снова обратимся к слайду и выясним тему урока. Прочитайте текст. Сколько человек участвует в разговоре? (2)

— Как называется форма общения двух и более лиц? (диалог)

— И первая часть нашей темы – диалог.

— Скажите, как вы можете охарактеризовать мальчика? (вежливый)

— Как вы это поняли?

— Быть вежливым — одно из правил этикета. Вторая часть темы – речевой этикет.

— Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться.

— Ребята, мы знаем, как на письме оформляется диалог? (нет)

— Какова цель нашего урока? (Научиться оформлять диалог на письме и в устной речи)

Чтоб прийти к нашей цели, что мы сегодня на уроке будем делать? Посмотрите на раздаточный материал. (выясним, что такое диалог, этикет;- научимся составлять диалог, используя вежливые слова;- научимся правильно ставить знаки препинания при диалоге;- разработаем правила этикета)

— Оцените смайликом работу на данном этапе. Кто справился с темой урока и целью…….

IV. Изучение нового материала

— Обратимся к нашему помощнику, учебнику. Самостоятельно изучите материал п. 49 с. 116-117. Ответьте вопросы, данные на слайде. А я пока вынесу словарные слова темы на доску.

Опрос.

Что такое диалог?

Что такое реплика?

Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

Чем отличается оформление диалога и прямой речи?

Обратить внимание на словарные слова.

Оцените свою работу

V. Физминутка

Выполняя движения, посчитайте, сколько раз этикетные слова встретятся в физминутке.

-встаньте, пожалуйста,

-поднимите руки,

-подпрыгните, пожалуйста,

-будьте добры, похлопайте в ладоши,

-потопайте,

-тихо сядьте, пожалуйста. Благодарю вас.

Сколько? (5)

Какие?

Слово ПОЖАЛУЙСТА на письме выделяется запятыми с двух сторон.

VI. Первичное закрепление

— А теперь на практике закрепим наши знания.

Работа в парах

Составьте диалог по картинке. Запишите, правильно оформляя диалог на письме.

Проверяю несколько пар. Вопросы: Соблюдались ли правила этикета в диалоге? Как оформляли каждую реплику?

Оцените

VII. Работа в группах

Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. А это ведь тоже относится к этикету. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и говорите волшебные слова Это я, это я, это все мои друзья

Игра Это я, это я, это все мои друзья

Кто заходя в школу со всеми вежливо здоровается

Кто на уроках кричит как можно громче, чтобы учитель услышал

Кто в столовую бежит первым, чтобы не опоздать

Кто уступает дорогу старшим и маленьким детям

Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание

А сейчас объединитесь, пожалуйста, в группы. Задание на обратной стороне карточки (Заранее подготовить на самоклеящейся бумаге задания на отрывной стороне: правила поведения в столовой, на уроке, на перемене, в школьной раздевалке….) Обсудите правила поведения в школе и запишите на цветной стороне 1 или 2 правила. Кто готов, приклеиваем на ватман.

Анализируем правила. В течение недели мы с вами будем оценивать свое поведение смайликами на этом плакате.

Оцените свою работу

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, ребята, мы достигли цели урока? (на слайде)

Как оформляется диалог на письме? В устной речи как нужно вести разговор с другим человеком?

Проанализируйте, ребята, свои листы самооценки и скажите, с какими задачами справились, что у вас сегодня на уроке получилось, что поняли, над чем нужно поработать.

На доске начало предложений, а на слайде задачи

Я понял(а)….

У меня получилось…..

Я научился(лась)…

Мне трудно…

IX. Оценка. Как вы усвоили правила оформления диалога на письме я проверю в ваших тетрадях, а как вы усвоили правила этикета мы будем вместе оценивать смайликами каждый день в течение недели.

X. Домашнее задание на слайде и в листах самооценки

ПРИЛОЖЕНИЕ

А:«П?»

«П»,-а.

«П?» — а.

«П!»-а.

А:«П.»

Лист самооценки ___________________ Лист самооценки ___________________

Прямая речь

Прямая речь

Определение темы и целеполагание

Определение темы и целеполагание

Работа с учебником

Работа с учебником

Составление диалога

Составление диалога

Правила этикета в школе

Правила этикета в школе

Д/З 1. Материал п.49

2. На выбор: упр. 254 или упр. 255

Д/З 1. Материал п.49

2. На выбор: упр. 254 или упр. 255

ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

1..Вежливый Слонёнок делает робкую попытку поднять очки. Как он может сформулировать свою просьбу? Что ответит Мартышка? Составьте диалог.

Запишите его в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; спасибо; благодарю вас.

2.Составьте диалог, который может состояться между гостями и опоздавшим Винни-пухом. Не забудьте, что собеседники должны быть вежливы.

Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; приятного аппетита; спасибо; благодарю вас.

3.Составьте диалог между котом Леопольдом и мышатами. Представьте, что кот хочет о чём- то попросить мышат. Что они ему ответят?

Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова — помощники: простите; будьте добры; с удовольствием вам помогу; пожалуйста; будьте любезны; не буду, и не просите; к сожалению, у меня нет времени; извините, пожалуйста.

4.Придумайте и запишите телефонный разговор между героями.

Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: здравствуйте; будьте добры; можно спросить; до свидания; спасибо; пожалуйста; извините, пожалуйста; всего хорошего; благодарю вас.

Речевой этикет в диалоге

Консультация на тему:

Речевой этикет в диалоге

История этикета

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Само понятие «этикет» настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово «этикет» впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово этикет.

Японский этикет обусловлен многовековыми традициями. Он обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. О том, как вести себя в обществе знали и жители Дальнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь «Домостроем». Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестором в эпоху Ивана IV . Единоличная власть в семье принадлежала отцу.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению».

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений.

Речевой этикет в диалоге

Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях уметь говорить и слушать собеседников. Основа культуры общения — соблюдение речевого этикета. Сюда входят правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, выбор выражений, поза).

Существуют специальные речевые правила в типовых ситуациях: обращение, приветствие-прощание, извинение-благодарность, просьба-совет, знакомство-приглашение, утешение, поздравление.

В одной и той же ситуации могут звучать разные выражения: «здравствуйте», «привет», «очень рад тебя видеть, (слышать)». Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию доброжелательности, взаимного внимания, облегчает взаимопонимание между людьми.

Надо вводить в активный словарь этикетные стереотипы, учить понимать, где, с кем, когда, зачем говоришь. В основе обучения лежит ролевой принцип. Дети должны осознавать свои ролевые позиции: мальчик-девочка, брат-сестра, бабушка-внук, ребёнок-взрослый, знакомый — незнакомый, дома, в д/саду, в игре…

Очень полезно проигрывать ролевые задания и упражнения.

Правила речевого поведения сопряжены с нравственными понятиями и принципами: доброта, деликатность, внимание к окружающим, вежливость, уважение к старшим и сверстникам.

Можно предложить тексты, рассказы, ситуации, ролевые игры.

Речевой этикет — это правила поведения человека в обществе. Они существуют для того, чтобы люди не обижали, не оскорбляли друг друга

Повседневный этикет для воспитанных людей — это правила вежливости, которые надо вырабатывать в себе, т.е. хорошие привычки. Нельзя ни с кем грубо разговаривать. У всех людей на земле есть обычай приветствовать друг друга. Прекрасное слово «здравствуйте» означает «будь здоров». О добрых словах надо помнить дома, в д/саду, на улице. Наши ребята должны помнить:

  1. Куда бы ты ни пришёл, сначала поздоровайся.

  2. Когда ты обращаешься к кому- нибудь с вопросом, посмотри в
    глаза и скажи «пожалуйста».

  3. Благодари взрослых в магазине, аптеке, в кассе за внимание к
    тебе, говори «спасибо».

  4. Нельзя в общественных местах говорить очень громко, чтобы не
    мешать окружающим.

  5. Нельзя перебивать человека, который что-то рассказывает.

  1. Всем взрослым нужно говорить «Вы», называть их по имени и
    отчеству.

  2. Надо вырабатывать привычку говорить по телефону кратко, и
    только то, что необходимо, это сберегает наше время.

  3. Если к телефону подходит кто-то незнакомый, нужно сначала
    представиться, попросить вежливо то, что нужно, попрощаться.
    Это Света, передайте, пожалуйста, Оле, чтобы она мне позвонила.
    Спасибо. До свидания.

  4. Если попал не туда, куда нужно, извинись, уточни N и снова
    позвони.

10.Если ты в гостях и тебе, надо позвонить, обязательно спроси

разрешение у хозяев.

ll.He надо баловаться, набирать случайные номера и говорить

незнакомым людям всякие глупости.

12.В гостях нужно познакомить всех гостей. «Это мой друг Костя».- Рита, очень приятно.

Таким образом, обучая детей правильному и культурному общению со сверстниками и со взрослыми, мы помогаем им лучше контактировать, Находить своё место, уважать себя и людей, живущих рядом.

Этикетное слушание

Соблюдение этикета слушания – важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника – навык, который надо неустанно тренировать. Причины неумения выслушать:

— «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5-10 раз быстрее, чем говорим): собеседник еще не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему.

— нередко у нас возникает иллюзия, что мы поняли – какая-то мысль показалась нам знакомой , и мы торопимся на нее отреагировать.

— если мы испытывает отрицательные эмоции к собеседнику, то мы зачастую его не слушаем, а пытаемся провести свою собственную мысль;

— если мы испытываем к собеседнику положительные эмоции, то также слушаем невнимательно и часто пропускаем важную информацию;

— если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаем воспринимать смысл его речи, т.к. мысленно уже готовим опровержение.

— перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию;

— очень часто мы не слушаем собеседника, поскольку мысленно торопим его в выражении сути, главной мысли – и пропускаем аргументацию, доводы, проявляем нетерпение.

— невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения – если он говорит сложно;

— часто мы невнимательно слушаем знакомых, хорошо известных нам лиц – мы как бы «наперед знаем, что они скажут».

Невнимательное слушание ведет к получению ложной информации, неправильной интерпретации слов собеседника.

Десять правил эффективного слушания

  1. Перестаньте говорить! Невозможно слушать, разговаривая.

  2. Помогите говорящему раскрепоститься! Создайте у человека ощущение свободы.

  3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать! Продемонстрируйте заинтересованность в информации, старайтесь ее понять и не ищите поводов для возражений.

  4. Устраните раздражающие моменты! Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги и т.д.

  5. Сопереживайте говорящему! Постарайтесь войти в его состояние.

  6. Будьте терпеливы! Не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь уйти.

  7. Сдерживайте свои эмоции! Помните: рассерженный человек придает словам неверный смысл.

  8. Не спорьте и не начинайте критиковать, перебивая говорящего! Это вынудит его занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

  9. Задавайте вопросы! Это подбадривает говорящего и показывает, что вы его слушаете.

  10. Перестаньте говорить! Это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

(тематика и план проведения)

1. «Просим маму купить собаку;).

Действующие лица: мама, дочка, сын, ребенок в костюме собаки или игрушка.

Ход игры;

A) просьба,

Б) описание внешнего вида собаки, ее повадок, кормление, уход, место отдыха, прививки)

B) Пантомима, что делает собака? прыгает, спит,
играет.

Г) для чего нужна собака?

Д) как я буду заботиться о собаке.

Е) заучивание стихов, потешек, считалок о собаке «шла

собака через мост, четыре лапы, пятый — хвост».

2. «Ура! Бабушка приехала

Действующие лица, бабушка, внук, внучка, мама.

  1. как мы готовились встречать бабушку?
    Б) встреча на вокзале,

  2. ласковые слова бабушке.

Г) какая бабушка? (внешний вид и ее дела (инсценировка)) Д) какой подарок мы приготовили бабушке. Е) угостим бабушку

3. «Открываем магазин»

Действующие лица: продавцы-консультанты,покупатели,директор.

Ход игры:

А) Реклама магазина («У нас самый лучший магазин в городе. Добро пожаловать!)

Б) Описание товаров (отделов) «Сегодня у нас в продаже»

В) Описание предметов в форме рекламы (посуда, мебель, игрушки, одежда).

Г) Разговор покупателя с продавцом (чем понравилась покупка?)

Диалог. Речевой этикет — Русский язык

Разработка урока в 5 классе по теме «Диалог. Речевой этикет»

Учебник: Русский язык 5 класс часть 1 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «Диалог» и знаками препинания при диалоге

— обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

— развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

— воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать особенности диалогической речи , пунктуационное оформление диалога на письме.

Метапредметные: свободно извлекать информацию из различных источников.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление с речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки для составления диалога в паре, индивидуальные карточки со схемами предложений с прямой речью, задание на самоклеящейся бумаге на группу, ватман, листы самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что урок будет для вас полезным и интересным. Садитесь.

II Актуализация знаний.

— Ребята, пожалуйста, посмотрите внимательно на слайд. Что это за предложение?

(Предложение с прямой речью)

— На какие части делится предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора)

— Отчего зависит расстановка знаков препинания? (С прямой речи или со слов автора начинается предложение)

Проверим. Насколько хорошо мы усвоили эту тему… Я читаю предложение, а вы подберите и покажите соответствующую схему:

  1. «У меня нет его номера телефона», — с огорчением произнес Богдан.

2. Саша спросил: «Сколько лет твоей сестре?»

3. Подруга сказала, что вчера был отличный теплый вечер.

4. «Вот это да!» — воскликнул Вадик.

5. «Почему так?» — удивилась Ольга.

7. Первоклассники не могли поверить: «Каникулы продляться целое лето!»

Молодцы! С заданием справились. В листе самооценки дорисуйте настроение смайлика. Если вы справились со всеми заданиями и не допустили ошибок, то дорисуйте улыбку, если были недочеты – нейтральное настроение, если ошибок было больше, чем правильных ответов, то грусть.

III. Тема и целеполагание

Ребята, откройте тетради и запишите число и тему урока. Комментирует Рома П.

— А сейчас снова обратимся к слайду и выясним тему урока. Прочитайте текст. Сколько человек участвует в разговоре? (2)

— Как называется форма общения двух и более лиц? (диалог)

— И первая часть нашей темы – диалог.

— Скажите, как вы можете охарактеризовать мальчика? (вежливый)

— Как вы это поняли?

— Быть вежливым — одно из правил этикета. Вторая часть темы – речевой этикет.

— Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться.

— Ребята, мы знаем, как на письме оформляется диалог? (нет)

— Какова цель нашего урока? (Научиться оформлять диалог на письме и в устной речи)

Чтоб прийти к нашей цели, что мы сегодня на уроке будем делать? Посмотрите на раздаточный материал. (выясним, что такое диалог, этикет;- научимся составлять диалог, используя вежливые слова;- научимся правильно ставить знаки препинания при диалоге;- разработаем правила этикета)

— Оцените смайликом работу на данном этапе. Кто справился с темой урока и целью…….

IV. Изучение нового материала

— Обратимся к нашему помощнику, учебнику. Самостоятельно изучите материал п. 49 с. 116-117. Ответьте вопросы, данные на слайде. А я пока вынесу словарные слова темы на доску.

Опрос.

Что такое диалог?

Что такое реплика?

Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

Чем отличается оформление диалога и прямой речи?

Обратить внимание на словарные слова.

Оцените свою работу

V. Физминутка

Выполняя движения, посчитайте, сколько раз этикетные слова встретятся в физминутке.

-встаньте, пожалуйста,

-поднимите руки,

-подпрыгните, пожалуйста,

-будьте добры, похлопайте в ладоши,

-потопайте,

-тихо сядьте, пожалуйста. Благодарю вас.

Сколько? (5)

Какие?

Слово ПОЖАЛУЙСТА на письме выделяется запятыми с двух сторон.

VI. Первичное закрепление

— А теперь на практике закрепим наши знания.

Работа в парах

Составьте диалог по картинке. Запишите, правильно оформляя диалог на письме.

Проверяю несколько пар. Вопросы: Соблюдались ли правила этикета в диалоге? Как оформляли каждую реплику?

Оцените

VII. Работа в группах

Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. А это ведь тоже относится к этикету. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и говорите волшебные слова Это я, это я, это все мои друзья

Игра Это я, это я, это все мои друзья

Кто заходя в школу со всеми вежливо здоровается

Кто на уроках кричит как можно громче, чтобы учитель услышал

Кто в столовую бежит первым, чтобы не опоздать

Кто уступает дорогу старшим и маленьким детям

Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание

А сейчас объединитесь, пожалуйста, в группы. Задание на обратной стороне карточки (Заранее подготовить на самоклеящейся бумаге задания на отрывной стороне: правила поведения в столовой, на уроке, на перемене, в школьной раздевалке….) Обсудите правила поведения в школе и запишите на цветной стороне 1 или 2 правила. Кто готов, приклеиваем на ватман.

Анализируем правила. В течение недели мы с вами будем оценивать свое поведение смайликами на этом плакате.

Оцените свою работу

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, ребята, мы достигли цели урока? (на слайде)

Как оформляется диалог на письме? В устной речи как нужно вести разговор с другим человеком?

Проанализируйте, ребята, свои листы самооценки и скажите, с какими задачами справились, что у вас сегодня на уроке получилось, что поняли, над чем нужно поработать.

На доске начало предложений, а на слайде задачи

Я понял(а)….

У меня получилось…..

Я научился(лась)…

Мне трудно…

IX. Оценка. Как вы усвоили правила оформления диалога на письме я проверю в ваших тетрадях, а как вы усвоили правила этикета мы будем вместе оценивать смайликами каждый день в течение недели.

X. Домашнее задание на слайде и в листах самооценки

ПРИЛОЖЕНИЕ

А:«П?»

«П»,-а.

«П?» — а.

«П!»-а.

А:«П.»

Лист самооценки ___________________ Лист самооценки ___________________

Прямая речь

Прямая речь

Определение темы и целеполагание

Определение темы и целеполагание

Работа с учебником

Работа с учебником

Составление диалога

Составление диалога

Правила этикета в школе

Правила этикета в школе

Д/З 1. Материал п.49

2. На выбор: упр. 254 или упр. 255

Д/З 1. Материал п.49

2. На выбор: упр. 254 или упр. 255

ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

1..Вежливый Слонёнок делает робкую попытку поднять очки. Как он может сформулировать свою просьбу? Что ответит Мартышка? Составьте диалог.

Запишите его в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; спасибо; благодарю вас.

2.Составьте диалог, который может состояться между гостями и опоздавшим Винни-пухом. Не забудьте, что собеседники должны быть вежливы.

Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; приятного аппетита; спасибо; благодарю вас.

3.Составьте диалог между котом Леопольдом и мышатами. Представьте, что кот хочет о чём- то попросить мышат. Что они ему ответят?

Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова — помощники: простите; будьте добры; с удовольствием вам помогу; пожалуйста; будьте любезны; не буду, и не просите; к сожалению, у меня нет времени; извините, пожалуйста.

4.Придумайте и запишите телефонный разговор между героями.

Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: здравствуйте; будьте добры; можно спросить; до свидания; спасибо; пожалуйста; извините, пожалуйста; всего хорошего; благодарю вас.

Диалог. Речевой этикет. Урок литературного чтения в 1 классе.

Урок литературного чтения в 1 классе.

Диалог и речевой этикет

Цели:

  • учить школьников уместно употреблять формулы речевого этикета;

  • прививать навыки словесной вежливости;

  • повторить особенности диалога как одной из форм устной и письменной речи;

  • выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

  • обогащение и активизация словарного запаса детей.

  • формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

  • воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса ,формирование читательской деятельности.

1 Организационный момент

2 Объявление темы урока

–Каждый день, приходя в школу, вы произносите одно и тоже слово. Какое?

(- Здравствуйте) (появляется табличка)

— Произнесем его для наших гостей.

— Здравствуйте! –Ты скажешь человеку.
— Здравствуй! — улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.


— Что мы желаем, говоря друг другу «Здравствуйте»?
(здоровья, добра.
Быть крепким, могучим, сильным)

Спасибо — (открывается табличка)

Хочется сказать Вам за активную работу.

(чтение стихотворения)

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.

– Ребята, кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (словам вежливости, правилам вежливости)

3 Постановка проблемы

– Совершенно верно! И мы сегодня постараемся вспомнить все вежливые слова, а некоторые правила вежливости сформулировать сами. А знаете ли вы, что все правила вежливости и правила поведения вместе имеют специальное название? (этикет)

У Дениса было специальное задание: узнать точно, что такое «этикет»?

Этикет — что означает это слово? — установленный, принятый порядок поведения, речи.(справка из словаря)

–Давайте сейчас вспомним знакомое вам стихотворение. Вы его послушаете и ответите на вопрос: соблюдается ли этикет в этой ситуации?

Трое учащихся инсценируют стихотворение.

–Кто кого обидел первым?

–Он меня!

–Нет, он меня!

–Кто кого ударил первым?

–Он меня!

–Нет, он меня!

–Вы же раньше так дружили!

–Я дружил!

–И я дружил!

–Что же вы не поделили?

–Я забыл…

–И я забыл…

–Итак, ребята, было л в этой ситуации нарушение этикета? (Да это спор, крики, перебивание друг друга, взаимные обвинения)

– Вспоминая этих ребят, подумайте, какие правила вежливости нужно соблюдать в разговоре? (не перебивать друг друга, на кричать, не ссориться, употреблять слова вежливости)

–А какое вежливое слово могло бы помочь в этой ситуации (прости, извините) (появляется карточка)

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал — забывать
А если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

Нам часто с Вами приходится вступать в диалог. А что такое диалог? Ответит Оля. (разговор между двумя или более людьми)

–С кем у нас может возникнуть диалог? (с товарищем, с учителем, с мамой или другими родственниками и т.д.)

Нужно ли в диалоге соблюдать правила этикета? (Конечно)

Пожалуйста (появляется картинка)

(чтение стихотворения)

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

4 Физкультминутка

–Я буду давать вам команды, но вы должны будете выполнять лишь те, с которыми я скажу слово «Пожалуйста».

5 Работа по «Спутнику Букваря»

– Сегодня мы познакомимся со сказкой Николая Красильникова «Снег», сейчас вы послушаете ее и ответе мне на вопрос: «Почему не сложился у зверей диалог? Какие правила этикета были нарушены?»

(Чтение учителя, учащиеся отвечают на вопрос)

–А теперь я предлагаю эту сказку прочитать по ролям? Сколько в ней участников? Сколько ролей нам потребуется? Откройте «Спутник Букваря» на с 77.

(Распределение ролей и чтение сказки учащимися)

– Итак, почему же диалога у зверей не получилось? Кто неправильно себя повел?

6 Подведение итогов урока

–Молодцы, ребята! А теперь давайте взглянем на доску и прочитаем слова на доске: Здравствуйте, спасибо, простите, пожалуйста. Что еще можно было бы добавить? (До свидания)

–Правильно, и нам пришла пора прощаться, но прежде давайте вспомним, о каких важных вещах мы сегодня говорили? Смогли ли мы решить проблему урока– вывести правила вежливости?

–Какие два новых слова узнали? Что такое диалог? Что такое этикет?

–Понравился ли вам урок? И я уроком довольна, особенно работой… (учитель называет имена отличившихся учеников)

–Спасибо большое, урок окончен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *