Двоеточие: когда и где ставить. Примеры замены двоеточия
Копирайтеры любят тире больше, чем двоеточие. Во-первых, почти никогда не ошибешься. Во-вторых, в тексте предложение с тире – это всегда акцент. Оно цепляет взгляд даже при диагональном чтении и разбавляет сплошной текст.
А что же остается двоеточию? Одни однородные члены с обобщающим словом?
Как бы не так. В некоторых сложных предложениях никак нельзя поставить тире вместо двоеточия. К тому же у этих знаков есть и более глубокие смысловые и интонационные отличия. Давайте разбираться вместе.
Начнем с простого и очевидного.
Двоеточие в простом предложении
1.Самый элементарный случай. Двоеточие ставится перед перечислением и после обобщающего слова:
2.Двоеточие ставится перед перечислением без обобщающего слова. Здесь двоеточие становится интонационным знаком, т.е. предупреждает читателя, что далее будут однородные члены, и надо запастись воздухом для «перечислительной» интонации:
- На необитаемом острове оказались: два фотографа, SMM-менеджер, коуч копирайтинга, таргетолог и рерайтер.
- В огромной сумочке своей подруги он обнаружил: томик Толстого, пудреницу, спортивные штаны, пачку чипсов, вентилятор и крем от загара.
3.Помимо обобщающего слова есть слова-маркеры «например», «как то», «а именно». С этими словами перечисление может стоять не только в конце, но и в середине предложения (в этом случае не забываем про тире после перечисления):
- Он со злостью засунул в рюкзак самые необходимые вещи, а именно: пару носков, игровую приставку и два сникерса – и ушел из дома.
- Купи что-нибудь к чаю, например: венские вафли, шоколадное печенье, которое нам так понравилось, или яблочный мармелад – и не забудь оплатить квитанцию.
Двоеточие в предложениях с прямой речью
Именно с прямой речью, не с косвенной! Давайте я объясню разницу:
В предложениях с косвенной речью есть союзы и ставится запятая (Он сказал, что никогда не был так счастлив
). В предложениях с прямой речью двоеточие ставится после слов автора:
Двоеточие в сложном предложении
Сейчас максимально сосредоточились, переходим к тонким материям русского языка. Чтобы правильно поставить знаки препинания в бессоюзном предложении, важно понимать логику фразы и интонацию.
Итак, двоеточие ставится, если в придаточном предложении есть:
1.РАЗЪЯСНЕНИЕ. Между частями можно поставить «а именно», «то есть»:
2.ПРИЧИНА. Между частями можно поставить «потому что»:
- Конверсия была мизерной: форма заказа товара оказалась очень запутанной, а оформление корзины – нелогичным и громоздким.
- Он нарушил все дедлайны: работать не хотелось, за окном лил дождь, на него напала апатия и осенняя хандра.
3.ГЛАГОЛЫ-МАРКЕРЫ «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать» и пр. Такие глаголы указывают на дальнейшее описание увиденного, услышанного и пр. Между частями предложения можно поставить
- Он пришел домой и видит: на полу валяются истерзанные ботинки и рассыпанный собачий корм, а виновник погрома весело виляет хвостом.
- Она медленно шла по парку и чувствовала: кто-то невидимый внимательно наблюдал за ней.
Двоеточие или тире: когда и что ставить
1.ЛОГИКА. Очень важно учитывать логику и смысловые отношения между частями предложения:
- Она развернулась и ушла: их отношения были закончены. Она ушла потому что, отношения закончились.
*Здесь двоеточие ставится при прямой последовательности. Одно вытекает из другого.
- Она развернулась и ушла – их отношения были закончены.
*Их отношения закончились, потому что она ушла. Тире ставится при обратной последовательности.
2.ЭМОЦИИ. Бывают случаи, когда подстановка союзов и логические размышления не могут облегчить нам задачу в выборе знака: «И тут он слышит (: или –) из кустов доносится плач ребенка».
Глагол-маркер «слышать», возможность вставить союз «что» указывают на двоеточие. Однако и тире не будет ошибкой.
На помощь нам приходит эмоционально-экспрессивная окраска. Предложения с двоеточием ей НЕ обладают!
- Если необходимо просто констатировать факт, то ставим двоеточие: «И тут он слышит: из кустов доносится плач ребенка».
- Если надо создать эффект неожиданности, подчеркнуть эмоциональное состояние, отразить быструю смену событий, то ставим тире: «И тут он слышит – из кустов доносится плач ребенка».
Таким образом, у двоеточия есть четкие функции:
- перечислить что-то;
- завершить слова автора и открыть прямую речь;
- разъяснить и объяснить что-то.
Двоеточие не придает предложению дополнительную экспрессивную окраску. Этим и объясняется более редкое использование двоеточия в рекламных текстах и слоганах.
И напротив, тире здесь встречается едва ли не чаще восклицательного знака.
Но именно поэтому в официально-деловых и новостных текстах следует чаще использовать двоеточие, а с тире надо быть очень аккуратными. Чтобы не «накрутить» интригу и саспенс там, где они будут лишними.
Добра вам!
⛔️ 10 ОШИБОК: ДВОЕТОЧИЕ ⛔️
✔️ ПРОЙТИ ТЕСТ (ПОЯВИТСЯ ЗДЕСЬ ЖЕ)Почему копирайтеры «не любят» двоеточие:
Сложно вспомнить правила пунктуации, а тире вроде бы всегда подходит.Двоеточие не обращает на себя внимание, не создает акцент в тексте.
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Можно ли поставить двоеточие без обобщающего слова:
Да, если надо сделать паузу перед перечислением.Да, если перечисление стоит в середине предложения.
Нет, обобщающее слово обязательно для двоеточия.
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Надо ли ставить двоеточие в предложениях с косвенной речью:
Нет, здесь необходимо тире.Нет, здесь нужна запятая.
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Укажите правильный вариант:
Этот лендинг ничего не продаст – в нем нет ни призыва к действию, ни внятной структуры.Этот лендинг ничего не продаст: в нем нет ни призыва к действию, ни внятной структуры.
Оба варианта возможны в зависимости от интонации.
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Укажите правильный вариант:
Составили вы сложное и запутанное ТЗ – надо быть готовыми к непредсказуемому результату.Составили вы сложное и запутанное ТЗ: надо быть готовыми к непредсказуемому результату.
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Какие глаголы чаще всего требуют после себя двоеточие:
Делать, молчать, ненавидетьДумать, гадать, иметь
Знать, чувствовать, видеть
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Когда ставится двоеточие:
При прямой последовательности, когда из первого следует второе.При обратной последовательности, когда из второго следует первое.
Все зависит от интонации.
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
В каком случае двоеточие можно заменить на тире на усмотрение автора, не оглядываясь на объективные причины:
Если надо передать эмоциональное состояние героев.Если надо растормошить читателя, создать видимость быстрой, неожиданной смены картинки.
В обоих случаях.
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
В каких текстах следует избегать тире и шире использовать двоеточие:
В официально-деловыхВ публицистических
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Какой функции нет у двоеточия:
ПеречислительнойРазъяснительной
Эмоционально-экспрессивной
Правильно!
Неправильно …
Continue >>
Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!
Поделиться FBSubscribe to see your results
Тест “Двоеточие”
Ваш результат %%score%% из %%total%%. Расскажите о нем в соцсетях!
%%description%%
Поделиться FB Поделиться в Twitter Share on VK
Попробовать еще разНикто не идеален. У нас тоже случаются опечатки. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Филолог, журналист, профессиональный копирайтер. Редактор раздела “Русский язык для копирайтера” проекта “Панда-копирайтинг”.
8 предложений, в которых вы путаете двоеточие и тире. Но больше не будете
Тире или двоеточие. Двоеточие или тире. Кому-то всегда хочется ставить тире, другим больше нравится двоеточие. Про правила, кажется, никто и не помнит. А они есть. Разберёмся с тире и двоеточием в сложном бессоюзном предложении (это такие, где между частями предложения нет союза или союзного слова, а соединены они интонацией).
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Когда ставить двоеточие
Правильно: Результаты PIRLS показали: российские школьники читают лучше всех
Тут без серьёзных правил не обойтись. Но их действительно не так сложно запомнить, как могло показаться на первой строчке этого текста. В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если второе предложение дополняет первое и между ними вполне можно поставить союз «что». А ещё подсказкой могут быть такие глаголы: видеть, смотреть, слышать, понимать, узнавать, ощущать и так далее. Если в первой части есть что-то подобное, значит, это тайный знак, что тут всё-таки нужно скрепя сердце зачеркнуть (или удалить клавишей) тире и поставить двоеточие. А после двоеточия будет, скорее всего, описание того, что кто-то увидел/услышал или факта. Кстати, узнать, что такое PIRLS и почему российские школьники читают лучше всех — можно тут.
Правильно: В русском языке есть дилемма: поставить тире или поставить двоеточие
И правда дилемма та ещё. Но если второе предложение объясняет, уточняет то, что написано в первой части — значит, время двоеточия. Проверить можно союзами «а именно» или «то есть».
Правильно: Володя проспал первый урок: всю ночь смотрел сериалы
Ну и третий случай, когда вместо тире нужно ставить двоеточие. Наверное, самый простой. Если во второй части предложения называется причина того, что случилось в первой, — время двоеточия (что-то мы часто ставим тире, но ниже объясним почему). Проверить можно союзом «потому что». Да, как вы догадались, все двоеточия и тире можно проверить союзами. Поэтому запоминайте союзы. Так и станете грамотными.
Когда ставить тире (чаще, чем двоеточия)
Правильно: Школьники плохо сдадут ЕГЭ — все опять начнут ругать организаторов
Кому-то может показаться, что тут вполне подходит правило номер № 2 двоеточий: вторая часть уточняет первую. Но нет. Тут первая часть выражает значение времени или условия. А проверить можно союзами «когда» или «если», только их нужно подставлять не между частями сложного предложения, а в начале первого: если школьники плохо сдадут ЕГЭ — все опять начнут ругать организаторов. И нет, такого не будет. Все всё сдадут точно хорошо. Мы верим.
Правильно: У меня врождённая грамотность — я сдал ЕГЭ по русскому на 100 баллов
Всем бы такую грамотность. Но пока приходится читать Розенталя (или «Грамотность на Меле»). А тут ещё проще перепутать с двоеточием. Вроде как объясняется причина. Но вряд ли врождённая грамотность — это потому что кто-то сдал русский язык на 100 баллов. Скорее наоборот. Если вторая часть предложения выражает значение какого-то результата или следствия, ставим тире. Из союзов-подсказок придётся запоминать: «так что», «поэтому», «вследствие чего».
Правильно: На улице морозы — дети всё равно пошли в школу
Суровая правда о жизни детей где-нибудь в Якутии. А ещё тире ставится, когда одно противопоставляется другому. Проверить можно самыми популярными союзами «а» и «но». Подходят? Значит, рисуй чёрточку.
Правильно: Вероника смотрела фильмы только на английском — так она выучила язык
Вероника молодец, а мы пока расскажем ещё немного про «результат». Этот случай постановки тире слегка пересекается с примером выше про врождённую грамотность. И там, и там во второй части предложения — следствие и результат первого. Только здесь нам ещё в копилку несколько слов-шпаргалок, которые могут встречаться во второй части: «так», «такой» или «это».
Правильно: Раздался звонок — и в классе никого не осталось
Тут, в общем-то, тоже результат. И можно даже порадоваться: там, где во второй части какой-то итог первого или его продолжение, можно ставить тире! А дополнительными подсказками может быть союз «и», который можно поставить между частями, или слова «вдруг», «сразу», «внезапно».
А чтобы вам было проще запомнить все опорные слова, вот небольшая шпаргалка. Ещё больше примеров и подробных объяснений ищите на «Грамоте.ру» или у Розенталя.
Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
Урок на тему «Двоеточие в БСП» 9 класс
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; формировать личностную позицию учащихся; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, иллюстрация, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник.
Ход урока
I. Оргмомент.
Сообщение темы, целей урока.
– Ребята, урок мы начнём со слов, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
Омар Хайям
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.
– Что означает это слово? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему).
– Подберите и запишите синонимы к этому слову. (Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание).
IΙ. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка.
– Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой. (Бессоюзное).
– Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы.
Буквенный диктант.
1. бе…ценный, и..чезать, бе..граничный
2. Бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть
3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать
Взаимопроверка.
2. Работа со “слепой схемой”.
– Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
– Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
– Какие знаки препинания разделяют части БСП? (,;:-)
3. Повторение темы «Постановка двоеточия в простом предложении».
Петр Александрович Плетнев писал: « Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта…Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром.»
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
Объясняется употребление двоеточия. Делается вывод, когда ставится двоеточие в простом предложении. Чертятся схемы:
ΙΙΙ. Реализация темы урока.
Мы только что повторили правила постановки двоеточия в простом предложении. Сегодня мы с вами познакомимся с постановкой двоеточия в БСП.
С чего начать «открытие нового знания?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю проанализировать предложения и выявить, какие смысловые отношения присутствуют между частями данных вам сложных предложений.
-Создайте общую схему для этих предложений.
Печален я, так как со мною друга нет. (причины) (потому что, так как)
Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнения). (что; и увидел,что; и услышал,что…, и почувствовал, что)
Странный случай произошёл с другом, то есть в дороге совершенно поиздержался. (пояснение) (а именно, то есть)
Донесите до слушателя информацию, содержащуюся в предложении, другим способом, измените предложения, перестроив в БСП. Что вы заметили. Значит какой можно сделать вывод.
Печален я, так как со мною друга нет.Печален я: со мною друга нет.
Вторе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь..
Второе предложение дополняет первое.
Странный случай произошёл с другом, то есть в дороге совершенно поиздержался.
Странный случай произошёл с другом: в дороге совершенно поиздержался.
Второе предложение поясняет содержание первого.
Схема правила:
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] потому что, так как
[ ]:[пояснение] а именно
[ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал)
Чтение теоретического материала по учебнику.
ΙV. Первичное закрепление полученных знаний.
Творческая работа
Составьте из двух простых предложений сначала СПП с придаточными причины или изъяснительным, потом БСП. Запишите составленные вами предложения, расставляя знаки препинания.
Вы не забыватйте. Честность является одним из лучших качеств человека. (дополнение)
Мне стало совестно перед другом. Я не мог закончить начатой речи. (причина)
Страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил своего товарища погибшим. (пояснение)
Работа по карточке. Проанализируйте предложения. Объясните постановку двоеточия. Начертите схемы.
Мы знаем: главное предназначение человека-оставлять свой добрый след на земле. (дополнение)
Я доверяю любящим: они великодушны. (причина)
Генрих Гейне сказал: «Доброта всегда одержит верх над красотой. (пр.речь)
Солнце светит одинаково всем: и человеку, и дереву, и животному.
Схематический диктант. Узнай тип педложения и начерти схему.
Альфред Теннисон сказал: «Дороже всех титулов доброе сердце».
Можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (дополняет)
Доброта-это так просто: всегда жить ради других и никогда не стремиться только к личной выгоде. (пояснение)
Доброту свою дарю всем: друзьям, родителям, городу, стране. (обобщ. слово при однородных чл предл.)
Добрые деяния никогда не следует откладвать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)
Физминутка
Выписать из упр. 297 БСП, в которых: 1 вариант — во 2 предл. содержится причина, 2 вариант – во 2 предл. содержится дополнение.
Тестовая работа с последующей самопроверкой. Готовимся к ГИА
А) Какие утверждения верны:
Двоеточие между частями БСП ставится:
Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;
Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;
Если вторая часть поясняет содержание первой части;
Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части. (ответ 3, 4)
Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.
Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части. (ответ 3)
В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
V. Итог урока
— При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?
-Какие союзы можно поставить между частями БСП?
Вернёмся к эпиграфу нашего урока
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
Из скольких предложений состоит это высказывание. Охарактеризуйте их. Объясните постановку двоеточия.
VΙ. Оценка результатов
КритерииОценка
1. Знаю условия постановки двоеточия в простом предложении.
2. Знаю условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении
3. Умею определять смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении: причины, дополнения, пояснения.
4. Умею находить в тексте бессоюзное сложное предложение
5. Умею составлять схемы бессоюзного сложного предложения
«Знаю», «умею» — 1 балл,
«нет», «не уверен» — 0 баллов.
VΙΙ. Д/З § 22 упр. 29
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (карточка к уроку)
1. Заполните пропуски в схеме
2. Эпиграф к уроку:
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
3. Произведите морфемный разбор слова «бессоюзное»
4. Буквенный диктант. Готовимся к ГИА.
1. бе…ценный, и..чезать, бе..граничный
2. Бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть
3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать
5. Двоеточие в простом предложении.
Петр Александрович Плетнев писал: « Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта…Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром.»
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
6. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
Можно подставить1.[ ] : [причина]
потому что, так как
2.[ ] : [пояснение]
а именно
3.[ ] : [дополнение]
что
и увидел, что
и услышал, что…
«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно».
7. Творческая работа
Составьте из двух простых предложений сначала СПП с придаточными причины или изъяснительным, потом БСП. Запишите составленные вами предложения, расставляя знаки препинания.
Вы не забывайте. Честность является одним из лучших качеств человека.
Мне стало совестно перед другом. Я не мог закончить начатой речи.
Страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил своего товарища погибшим.
8. Анализ предложений
Мы знаем: главное предназначение человека-оставлять свой добрый след на земле.
Я доверяю любящим: они великодушны.
Генрих Гейне сказал: «Доброта всегда одержит верх над красотой.
Солнце светит одинаково всем: и человеку, и дереву, и животному.
9. Тестовая работа. Готовимся к ГИА.
А) Какие утверждения верны:
Двоеточие между частями БСП ставится:
Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;
Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;
Если вторая часть поясняет содержание первой части;
Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части.
Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.
Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.
В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ]
(знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
КритерииОценка
1. Знаю условия постановки запятой в простом предложении
2. Знаю условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении
3. Умею определять смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении: причины, дополнения, пояснения.
4. Умею находить в тексте бессоюзное сложное предложение
5. Умею составлять схемы бессоюзного сложного предложения
«Знаю», «умею» — 1 балл,
«нет», «не уверен» — 0 баллов.
9. Домашнее задание
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении – когда ставится, примеры постановки
Бессоюзное сложное предложение (БСП) – сложное предложение, части которого объединяются в одно целое при помощи интонации. В зависимости от значения предложений в составе БСП, между ними может ставиться запятая, тире, двоеточие или точка запятой. Чтобы понять, когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении, нужно определить значение второго предложения в составе БСП.
Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!
В каких случаях употребляется двоеточие | Как проверить | Примеры БСП с двоеточием |
Если второе предложение выражает значение причины | Между предложениями можно поставить союз потому что | Катя не дочитала книгу: мама попросила помочь по дому. Витя прекрасно говорит по-английски: он каждый день занимается с репетитором. |
Если второе предложение объясняет первое | Между предложениями можно поставить союзы а именно, то есть | Саша убрался в своей комнате: книги стояли на полках, вещи были сложены в шкаф. На улице шел сильный дождь: крупные капли стучали в окна. |
Если второе предложение дополняет первое | Между предложениями можно поставить союз что, а также словосочетания: и увидел, что; и услышал, что; и понял, что и т. д. | Ученик заглянул в класс: никого не было. Он помнил: это правило нельзя нарушать. |
Постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения является обязательной, если в первой части употребляются слова так, таков, такой, одно, конкретное значение которых приводится во второй части. Примеры: Сергею было понятно только одно: всем понравилось его выступление. У нас в школе было так: к Новому году наряжали большую елку.
ПредыдущаяРусский языкЗначение частей бессоюзных сложных предложений и виды – времни, следствия, дополнения, причины с примерами
СледующаяРусский языкЗапятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении с примерами