В ЕР сочли преждевременным введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку
МОСКВА, 29 окт — РИА Новости. «Единая Россия» считает преждевременным введение в РФ обязательного ЕГЭ по иностранному языку с 2022 года, поскольку в российских школах сегодня не хватает квалифицированных педагогов, и у большинства учеников нет возможности хорошо освоить языки, заявила координатор партпроекта ЕР «Новая школа», депутат Госдумы Алена Аршинова.
Ранее межрегиональное общественное движение «Национальный родительский комитет по поддержке семьи и развитию социальных инициатив» обратилось в Минпросвещения с просьбой не вводить обязательные ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку.
«Знание иностранного языка ребятам необходимо, и решение об обязательном экзамене по иностранному языку обоснованно. Между тем, родители и педагоги сообщают о весьма тревожной ситуации с изучением иностранных языков в школах страны. Ощущается дефицит кадров учителей иностранного языка и соответственно дефицит знаний по этому предмету у обучающихся. Устарели образовательные программы подготовки учителей иностранного языка, поэтому наблюдается дефицит знаний и у педагогов. В итоге обучающийся с таким уровнем знаний по иностранному языку, очевидно, не сможет рассчитывать на успешные результаты ЕГЭ и рискует не получить аттестат», — цитирует пресс-служба ЕР слова Аршиновой.
Аршинова рассказала, что в ЕР поступает много тревожных сигналов о том, что система образования не готова к введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку. По ее словам, родители и эксперты стали требовать «отменить или, по крайней мере, перенести» обязательный ЕГЭ по языкам. Депутат добавила, что в ближайшее время в рамках партпроекта «Новая школа» в регионах РФ будут проведены обсуждения этого вопроса с привлечением родителей и экспертов. Затем предполагается обобщить итоги обсуждений на федеральном уровне.
Координатор партпроекта ЕР напомнила, что в июне 2018 года «Новая школа» подготовила и направила в адрес профильного вице-премьера предложения по проведению «комплексной подготовительной работы по переходу на обязательный экзамен по иностранному языку». Однако, по ее словам, предложения не были реализованы.
Ранее глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что обязательный ЕГЭ по иностранному языку будет введен в 2022 году, задания уже разрабатываются. Министр просвещения Ольга Васильева ранее заявляла, что в 2020 году планируется ввести пилот в 19 регионах РФ. В феврале Васильева заявляла о необходимости экзамена по отечественной истории.
ria.ru
Обязательный ЕГЭ по иностранному языку разделят на два уровня — Российская газета
Рособрнадзор готовится к проведению ЕГЭ онлайн. Об этом во вторник заявил глава ведомства Сергей Кравцов на ежегодной встрече с родителями школьников.
— Мы ведем работу в этом направлении, наверное, за этим будущее: когда часть работы можно будет сдавать онлайн и, при необходимости, сдать вторую часть письменно, — отметил Кравцов. — Но мы должны быть на 100 процентов уверены, что технология не будет давать сбоев.
Ожидать, что в будущем году или через год выпускники школ смогут сдавать Единый госэкзамен онлайн, не стоит.
— В ближайшие два года такую технологию точно внедрять не будем, — заверил Кравцов. — И точно будем обсуждать это с педагогами, родителями, учениками.
Кстати, элемент онлайна в ЕГЭ есть уже сегодня. В этом году ведомство протестировало передачу заданий Единого в пункты приема экзаменов не на дисках или флеш-картах (обычно их развозят по регионам накануне экзаменов), а через интернет: по закрытому, зашифрованному каналу. И только одну эту технологию отрабатывали около 4 лет! Что же говорить о проведение ЕГЭ в целом.
— В следующем году в эксперименте по передаче заданий ЕГЭ через интернет примут участие более половины российских регионов, — уточнил Сергей Кравцов. Что касается онлайн-сдачи экзамена, то в следующем году будет сделан первый шаг к этому: с использованием компьютера выпускники сдадут информатику.
Одним из самых популярных и актуальных вопросов (а спрашивали не только из зала лично, но и через соцсети, смс- и видео-сообщения), стал вопрос обязательного экзамена по иностранному языку. Будет ли он в 9 классе и что ждет выпускников 11 классов?
По словам Кравцова, в ОГЭ, который ребята сдают после девятого класса, обязательного экзамена по иностранному языку не планируется.
— Правила, которые действуют сейчас для девятиклассников, на мой взгляд, оптимальны: два обязательных экзамена — русский и математика и два — по выбору, в том числе, иностранный язык, — сказал Сергей Кравцов.
А вот в ЕГЭ в соответствии со стандартами с 2022 года вводится обязательный иностранный. Вопреки слухам, сдавать можно будет не только английский, но и еще четыре языка — испанский, французский, немецкий и китайский. Последний, кстати, новичок в этой компании: в этом году выпускники школ впервые получили возможность сдавать его по выбору.
— Важно, что в экзамене будет не только письменная, но и устная часть, — отметил Кравцов. — Хочется, чтобы наши ребята умели не только читать, но и общаться на языке.
rg.ru
Каким будет обязательный ЕГЭ по иностранному языку?
О том, что с 2022 года выпускникам придется сдавать уже три обязательных предмета на ЕГЭ, знают многие. В Министерстве образования уверены: без иностранного языка — никуда, а потому изучать его нужно серьезно и ответственно (и сдавать, соответственно, тоже придется на уровне). Каким же будет обязательный ЕГЭ по английскому языку?
Информационный портал газеты «Известия» пообщался с экспертами — Оксаной Решетниковой (директор Федерального института педагогических измерений), Марией Вербицкой (руководителя Федеральной комиссии по разработке КИМ) и Ириной Резановой (замруководителя департамента иностранных языков НИУ ВШЭ). Резюмируем основные идеи и делаем выводы.
Уже в 2018–2019 учебном году одиннадцатиклассников ждет нововведение — обязательная всероссийская проверочная работа (ВПР) по английскому языку. Это «тренировка» перед обязательным ЕГЭ в 2022 году. Согласно статистике, в среднем 10 процентов выпускников сдавали иностранный язык в качестве ЕГЭ по выбору. Однако же владение иностранными языками — одно из ключевых требований для молодых специалистов во многих компаниях и учреждениях. Эксперты утверждают, что введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку даст школьникам необходимый стимул, а в будущем — отличные перспективы для карьерного роста.
Главные тезисы, выдвинутые экспертами:
1) Необходимо уходить от грамматико-переводного метода преподавания иностранных языков. Некоторые учителя очень мало говорят на уроке на иностранном языке, потому что их учили по-другому, как преподаватели они сформировались в другой парадигме. В итоге мы получаем ситуацию, когда язык изучается с 1-го класса, а на выходе «London is the capital…».
В Швеции индекс владения английским языком 71%, они занимают первое место в мире. Как они этого добились?
Лидия Лагерстрем, студентка университета Уппсала (Швеция), преподаватель шведского языка в Москве: «Мы учили английский язык с первого класса. Каждый год сдавали экзамен. В гимназии последний экзамен — самый сложный. Мы сдавали математику, шведский и английский. Но про английский мы и не думали, потому что учили его много лет. Конечно, обучение начинается с грамматики, но потом мы много говорим, смотрим фильмы. Самое главное — научиться правильно говорить, чтобы не было страха
«.2) Профильный экзамен (который уже существует) менять не планируется. Этот экзамен по-прежнему будет отбирать самых подготовленных выпускников для профильных вузов. В нынешнем углубленном экзамене есть задания от уровня А2+ до B2 по европейской школе. 100 баллов — это B2 в нынешнем экзамене и, наверное, так и останется. Сегодня 22 — минимальный балл. Ученик, который нормально занимался в школе и выполнял домашние задания, легко берет эту планку.
3) В обязательном ЕГЭ по иностранному языку устная часть будет и в базовом, и в профильном уровнях. В разделе «Письмо» действующего ЕГЭ два задания (личное письмо и развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение»). Изменения в профильный уровень вносить не планируется, насчет базового экзамена единого мнения пока нет.
4) Базовый экзамен будет похож на ВПР для 11 классов. Он оценит знания в диапазоне от А1 до В2. Чтобы сдать этот экзамен, нужно уметь читать, понимать простые аутентичные тексты.
5) Обязательность экзамена будет стимулом и мотивацией не только для учителей и администрации школы, но и для учащихся. Они будут понимать, что их обязательно проверят на срезах и в конце обучения. Сейчас сама общественная ситуация, цифровая экономика подвигают нас к изучению иностранных языков. Какая может быть цифровая экономика без включения в мировые процессы? Это невозможно.
6) Преподавание языка должно быть ориентировано на контекст, применение знаний в реальной речевой практике. В учебниках, которыми мы в основном пользуемся, дают ситуации, оторванные от реальной жизни. У детей возникает вопрос, где применять сложное время, сложную грамматическую конструкцию.В учебнике ответов нет, даются вырванные из контекста правила.
7) В языковой группе должно быть меньшее количество учащихся. По закону класс можно поделить на группы, только если в нем не меньше 26 учеников.
8) Натаскивания на тесты быть не должно! ФИПИ и Рособрнадзор много лет борются с подходом — «к экзамену нужно готовиться». Родители должны понять: если процесс обучения контролируется ими, то готовиться не нужно ни к чему — нужно просто учиться с 1 по 11 класс, а не только с 1 сентября по 31 мая в 11 классе пытаться освоить всю школьную программу.
Важно осознать: иностранный язык — это обязательный предмет, который предстоит не просто сдавать, но и использовать в жизни. А главная задача министерства — обеспечить равные условия всем.
9) После всех апробационных исследований, не позднее августа 2021 года будут опубликованы проекты демонстрационных вариантов КИМ ЕГЭ базового и углубленного уровней. А демонстрационный вариант всероссийской проверочной работы для 11 класса этого года размещен на сайте ФИПИ в широком доступе с ноября прошлого года.
Детям надо настраиваться на учебу: регулярную, нормальную, с домашними заданиями. Смотреть фильмы на английском языке, слушать песни. Для молодежи есть клубы, кафе, где говорят по-английски. А родителям самое главное — не нагнетать страхов. Не надо создавать стрессовую ситуацию, ажиотаж. Жизнь не кончается с ЕГЭ.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Когда английский (или другой иностранный) язык станет обязательным ЕГЭ
Накануне основной волны ЕГЭ 2019 года Рособрнадзор провёл несколько мероприятий, где руководство ведомства ответило на самые горячие вопросы. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отвечал на вопросы школьников и родителей на специальной горячей линии. Его заместитель Анзор Музаев пообщался с журналистами “Известий”. Среди тем, которые затронули руководители Рособрнадзора, был и вопрос, когда иностранные языки (в частности, английский) станут обязательным предметом при сдаче ЕГЭ.
Когда иностранный язык станет обязательным ЕГЭ
В Рособрнадзоре подтвердили – английский и другие иностранные языки станет обязательным предметом для сдачи его в качестве ЕГЭ в 2022 году. Таким образом, первыми под это нововведение попадут те подростки, которые в 2019 году заканчивают восьмой класс. Разумеется, при условии, что они после девятого класса продолжат обучение в школе.
Как будет выглядеть экзамен по иностранным языкам после того, как станет обязательным, пока не решено.
Вероятнее всего, будет принято решение разделить его на две версии: базовую и профильную. Точно так же, как сегодня разделён на два уровня сложности ЕГЭ по математике. Базовый экзамен по иностранным языкам могли бы сдавать те выпускники школ, которым этот предмет не нужен при поступлении в вуз. Более сложную профильную версию выбирали бы будущие абитуриенты факультетов иностранных языков и других специальностей, где требуются результаты такого ЕГЭ.
Пока чиновники Рособрнадзора говорят о будущем разделении экзамена на две версии осторожно. Окончательного решения на этот счёт нет.
Анзор Музаев также раскрыл детали внедрения ЕГЭ по китайскому языку в 2019 году. Российские вузы начнут принимать результаты такого ЕГЭ только с 1 октября 2020 года. Поэтому пока выпускники школ сдают такой экзамен скорее с возможным заделом на будущее – результаты всех ЕГЭ действительно в течение четырёх лет.
В 2019 году первыми, кто сдадут ЕГЭ по китайскому языку, станет 289 одиннадцатиклассников. Из них 99 живут и учатся в Москве. На втором месте Санкт-Петербург, затем – города Дальнего Востока.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
newsment.ru
Родители потребовали отменить обязательный ЕГЭ по иностранным языкам
В нем усмотрела в нем угрозу нацбезопасности России
Разговоры о предстоящем введении обязательных ОГЭ-9 и ЕГЭ-11 по иностранным языкам, а также о пользе, которую принесет это решение выпускникам российских школ, идут давно. К ним успели привыкнуть. Первый испуг прошел. Так что на этом фоне обращение одной из многочисленных общественных родительских организаций — Национального родительского комитета — к министру просвещения с просьбой отменить введение обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку оказалось полной неожиданностью.
Впрочем, еще более неожиданными стали аргументы, с помощью которых глава комитета, Ирина Волынец попыталась обосновать свою просьбу. По ее мнению, введение в школе обязательных экзаменов по иностранным языкам, во-первых, ни много, ни мало «противоречит Стратегии национальной безопасности России и интересам страны». А, во-вторых, подготовка к ним школьников пойдет «в ущерб изучению русского языка, математики, истории и других предметов»!
Каким образом знание иностранных языков гражданами подрывает нацбезопасность их страны, не берусь даже предположить: в развитых государствах континентальной Европы, к примеру, английским владеет подавляющее большинство населения, и на проблемы с национальной безопасностью, проистекающие из этого знания, никто, вроде бы, не жалуется. Так чего же бояться нам, россиянам?
Не меньше изумляет и утверждение, будто занятия детей иностранными языками помешают их изучению русского с математикой. Но почему же помешают именно иностранные языки, а не, скажем, химия с физикой? Или биология с рисованием и информатикой? Кстати, английский для серьезных занятий информатикой более чем необходим, ибо большинство терминов в этой сфере англоязычны. Зачем же создавать нашим детям, будущим работникам эпохи тотальной цифровизации искусственные проблемы прямо на старте? Чтобы потом, как водится в нашей стране, героически их преодолевать, не считаясь с затратами и жертвами?
К слову сказать, затраты в данном случае — отнюдь не фигура речи, причем, падут они, что характерно, как раз на родителей. Дело в том, что обязательность ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам вынудит школу всерьез готовить к ним детей. То есть, учить их на уроках задаром. А отмени власти это решение — и здравствуй, репетитор, ибо знание языков сегодня, как ни крути, не блажь, а необходимость. И оплачивать ее придется не государству, а семьям.
Правда, не все так страшно. Ибо на самом деле предложение родительского Нацкомитета отказаться от серьезного изучения иностранных языков с последующей обязательной сдачей итоговых испытаний, как разъяснил «МК» источник в околоправительственных кругах, очень трудно реализовать:
— Это более чем сомнительная и нежизнеспособная идея! Обязательный ЕГЭ по иностранным языкам прописан в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте — ФГОС. А это значит, что чтобы отказаться от него, вначале надо пересмотреть ФГОС. Конечно, могут быть опасения, что не все ребята смогут справиться с ЕГЭ по иностранным языкам. Но именно поэтому глава Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова неоднократно говорила, что это итоговое испытание должно быть разделено на два уровня — базовый и профильный, как это сделано сейчас с ЕГЭ по математике. При этом подготовка к этому испытанию вряд ли помешает школьникам готовиться к другим предметам: не мешает же им изучение иностранных языков в течение учебного года изучать другие предметы!
www.mk.ru
к 2022 году в России могут ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку — РТ на русском
В Рособрнадзоре заявили о намерении к 2022 году ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку. В ведомстве также отметили, что экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Эксперты и педагоги поддержали эту инициативу. В то же время они отметили, что прежде необходимо решить ряд вопросов, связанных с подготовкой учителей и качеством учебных материалов.
В России планируется к 2022 году ввести обязательный Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку. Такое заявление сделал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на ежегодной встрече по подведению итогов кампании ЕГЭ.
«С 2022 года будет введён иностранный язык, уже сейчас разрабатываем задания. Мы учитываем результаты ОГЭ, для того чтобы были объективные результаты. В 2021 году проведём, наверное, массовую апробацию. Если иностранный язык будет обязательный, то он будет двухуровневый. То, что английский будет разделён на два уровня, выходит из стандарта 2010 года», — пояснил Кравцов.
Об этом же ранее заявляла и министр просвещения Ольга Васильева. В ходе прямой линии с президентом России Владимиром Путиным она сообщила, что планируется с 2022 года ввести экзамен по иностранному языку, а в 2020-м опробовать этот проект в 19 регионах.
Также по теме
«Базовое содержание учебников должно быть одинаковым по всей стране»: министр образования Васильева — в интервью RTМинистр образования и науки России Ольга Васильева в эксклюзивном интервью RT рассказала о приоритетах в развитии системы образования…
Говоря о ситуации с иностранными языками в России в целом, министр в интервью RT сказала, что в ближайшее время не планируется вводить второй обязательный иностранный язык, так как это очень большая нагрузка на учеников и преподавателей.
«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно английский — это язык международного общения на сегодняшний день», — сказала Васильева.
«Правильный путь»
Представители учебных заведений положительно оценивают инициативу министерства. По мнению директора московской школы №548 Ефима Рачевского, в свете усиления позиций России на международной арене и развития взаимодействия с зарубежными странами повышение качества обучения иностранным языкам просто необходимо.
«Правильный путь наметила министр образования Ольга Васильева, сделала она это ещё год назад, когда впервые сказала об этом. Правильно делает Рособрнадзор, что вводит этот экзамен. Сегодня, когда мы говорим о необходимости построения цифровой экономики, цифровой культуры, новой инженерии, без языка международного общения — а таковым пока является английский — обойтись невозможно. Но надо изменить методики и технологии, учебники, организовывать языковые практики», — подчеркнул он.
- © Агентство городских новостей «Москва»
Такого же мнения придерживается и директор школы №606 с углублённым изучением английского языка Пушкинского района, член Ассоциации лучших директоров России кандидат педагогических наук Марина Шмулевич. В беседе с RT она пояснила, что иностранный язык любому специалисту даёт доступ на международный уровень и открывает более широкие горизонты.
«То, что предложила министр просвещения, разумно. Когда ребёнок выходит из стен образовательного учреждения, ему стыдно не знать международного языка. Это отсекает возможность быть в центре событий, получать информацию», — пояснила педагог.
По оценке Шмулевич, реализовать программу министерства не так сложно «при грамотном подходе и притом что этим будут заниматься профессионалы». По её мнению, необходимо сделать несколько уровней экзамена: более сложный вариант будут сдавать те, для этого иностранный язык профильный, более лёгкий — те, для кого он станет лишь вспомогательной дисциплиной.
«Когда ввели базовую математику и профильную, никто не переходил на специальную программу, базу должны знать все. Я считаю, что с английским языком тоже должно быть такое разделение», — заключила директор школы №606.
Подготовительная работа
Член центрального штаба Общероссийского народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина рассказала, что для реализации инициативы нужно будет провести огромную работу во всех сферах.
«За этим стоит не одна, а несколько комплексных проблем — уровень подготовки учителей, материально-техническая база, качество учебной литературы, возможности практиковаться с носителями языка. Для того, чтобы 2022 год не обернулся низкими баллами для большинства выпускников, их (проблемы. — RT) необходимо решать уже сейчас», — подчеркнула она.
Духанина также отметила, что на сегодня не все преподаватели обладают достаточными навыками для подготовки школьников к ЕГЭ по иностранному языку. Особенно в сельских учебных заведениях некоторые педагоги по иностранному языку «не владеют в совершенстве фонетическими и грамматическими нормами». Необходимо менять и содержание учебников, где недостаточно хорошо продумано распределение работы в классе и дома.
«Когда мы проводили контрольную закупку линейки учебников по английскому языку, продавцы рекомендовали вместе с учебником и рабочей тетрадью купить также материалы для учителя и для родителя, поскольку практика продаж говорит о том, что ребёнок не может сделать домашнее задание самостоятельно, а родитель даже со знанием языка без инструкции автора не сможет ему помочь», — отметила зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке.
- © Григорий Сысоев
- РИА Новости
В 2018 году можно было сдать ЕГЭ по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам. Об этом сообщила руководитель Рособрнадзора Анзора Музаева.
«Заявления на сдачу устной части ЕГЭ по иностранным языкам подали около 88,5 тыс. человек, из них более 85 тыс. записались на экзамен по английскому языку», — отмечается в пресс-релизе ведомства.
russian.rt.com
Обязательный английский
ЕГЭ по английскому языку станет обязательным с 2020 года, когда вступят в силу новые федеральные стандарты старшей школы. Однако уже в этом году некоторые российские вузы, получив возможность расширить список необходимых при поступлении результатов, включили этот предмет в список обязательных. Выпускников школ нововведение застало врасплох – в 2014 году ЕГЭ по английскому сдавали 69 382 человек, меньше (в процентном соотношении, правда, не намного), чем в 2013 году, когда его выбрали 74 668 старшеклассников.
Понятно, что в этом году эта цифра значительно увеличится, тем более что ЕГЭ по английскому будет рассматриваться уже не как обычный экзамен по выбору, а как пилотный обязательный экзамен. Правда, ЕГЭ по английскому языку изначально строился по международным образцам, в нем сразу учитывались два уровня знаний, базовый и продвинутый, возможно, поэтому только 11 человек в этом году смогли получить сто баллов. В ЕГЭ-2015 вернется устная часть, от которой отказались в 2006 году – «говорение».
«Должен ли экзамен по иностранному (английскому) языку стать обязательным?» Отвечают жители Тюмени.
Каким образом новая часть ЕГЭ по иностранному языку и изменение его статуса на обязательный повлияют на учебный процесс и подготовку радио «Свобода» рассказали председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая и учитель английского языка, тренер-методист Британского совета Елизавета Богданова.
Мария Вербицкая, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам:
— Я думаю, с введением обязательного ЕГЭ по английскому языку ситуация в школах сильно изменится. У нас ведь до начала эксперимента по ЕГЭ аудирование практиковалось, как вид речевой деятельности, только в спецшколах, и то — аудировали в основном с голоса учителя. И сначала как раз аудирование вызывало больше всего страхов, опасений, неприятия. Прошло 2-3 года, у всех появились магнитофоны, и аудирование выполняется замечательно! Почти на уровне чтения, которое всегда было лучше всего. Я думаю, теперь также найдутся силы и средства, потому что опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать.
Что касается устной части, «говорения», то такой раздел был в ЕГЭ на стадии эксперимента. Когда в 2009 году мы перешли в штатный режим, и ЕГЭ стал допуском к высшему образованию, тогда устную часть отменили по организационно-техническим причинам. Требовалось громадное количество экзаменаторов-собеседников, экзаменаторов-экспертов, и подготовить их было нереально, поэтому тогда решили просто удалить эту часть. Однако, удалив ее, мы не выполняем полностью требования федерального компонента 2004 года и нового федерального стандарта.
Поэтому в ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам вводится обязательная устная часть, но теперь это компьютеризированный экзамен, ребенок будет общаться с компьютером при полной цифровой записи его ответа. В этом году выпускник выбирает, сдавать ему или не сдавать устную часть. Но если он хочет получить больше 80 баллов (80 – это письменная часть, 20 – устная), то, взвесив свои силы, он может ее сдать.
опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать
Устная часть, кстати, очень интересная. Например, задание базового уровня – мы даем рекламную картину, даем опорные пункты и формулируем задание так: ты хочешь посетить этот город или ты собираешься на языковые курсы, хочешь уточнить некоторую информацию, задай пять прямых вопросов по следующим пунктам – дата вылета, возможность скидок, включен ли завтрак… Все задание формулируется на иностранном языке, по-английски, по-немецки, по-французски.
Да, компьютер ребенку не отвечает, то есть часть восприятия устной речи пропадает, но задавание вопросов – это некий квазидиалог. Мы подойдем к тому, чтобы было общение, чтобы были ответы, но это впереди. Ведь вопрос в чем? Есть ли возможность подготовить квалифицированных экзаменаторов-собеседников, от которых так многое зависит на экзамене? Наши исследования, работа с экзаменаторами-собеседниками показывают, что в достаточном количестве и нужной квалификации мы их подготовить не можем. Поэтому надо рассматривать данный формат как первый шаг, переходный момент.
Заметьте, экзамен многоуровневый, и это определяется федеральным компонентом 2004 года. Есть дети, которые учатся по базовой программе, есть дети, которые учатся в профильных классах. Было задание «С2», официально оно называется – письменное высказывание с элементами рассуждения, мы называем его эссе, сочинение. Это задание профильного уровня. Если ребенок учился по программе базового уровня, ему будет трудно, потому что это задание для тех, кто набирает от 85 до 100 баллов. Однако ученик из обычной школы, который, что называется, с неба звезд не хватает, но хорошо занимался, наберет достойный балл — от 60 до 80. Он может не писать это сочинение, и у него будет на час больше времени на остальные задания.
Но если говорить об обязательном ЕГЭ, его введение вовсе не значит, что мы возьмем нынешний экзамен и разрежем пополам или на трети. Базовый экзамен будет отражать требования ФГОС на реально жизненном уровне, и большинство детей должны его сдать. Сдать – это не значит получить высокий балл, но пройти минимум, который и сейчас, скажем прямо, не слишком высок. Минимальный балл с 20 вырастет до 22 в связи с добавлением устной части, просто потому что больше становится заданий. Но все равно этот уровень не проходит меньше трех процентов!
Елизавета Богданова, учитель английского языка, тренер-методист Британского совета:
— Есть две важные проблемы: первая – низкая мотивация к обучению у детей вообще, и то, что в больших городах среднестатистический класс – многонациональный, много культурный, и сейчас уже многоязычный. В связи с этим методика преподавания английского языка должна быть такой, как если бы мы преподавали его как язык международного общения, без опоры на родной язык.
Поэтому мы можем абстрактно говорить о том, чего хочет от нас государственный стандарт, (мне кажется, что он написан с лучшими намерениями), но реальность педагогическая, российская настолько от него далека, что будет интересно посмотреть, как в ближайшие 10-15 лет он сможет быть реализован.
Я десять лет проработала учителем английского языка в гимназии №1543, у меня было три часа в неделю, группы смешанного уровеня, то есть приходили дети в 8-м классе, которые никогда не учили, дети Upper-Intermediate, и все сидели вместе в группе 15-20 человек. Моя задача была – научить их осмысленному взаимодействию на иностранном языке друг с другом, чтобы они понимали, что, когда и как сказать. И это очень важно – некий уровень осознанности. Культурные задачи, метапредметные задачи возникают на следующем этапе. Одним из методов, которым я пользовалась, была современная британская литература для подростков. Современная, чтобы у нас была возможность увидеть современный язык, современные культурные и социокультурные явления.
методика преподавания английского языка должна строиться без опоры на родной язык
Я не возражаю против «говорения», устной формы, которая появится на экзамене этого года, но она вызывает глубокий скепсис. По той простой причине, что мы получаем набор монологических высказываний со стороны ребенка, а не проверяем его возможность адекватно реагировать на дискурс, на ситуацию. Мне кажется, что организаторы тратят столько сил на то, чтобы эта часть была проведена, но по сути проверяется не возможность общения, а возможность за полторы минуты сформулировать пять вопросов, возможность описать картинку…
Учебники – тоже больной вопрос. Их довольно много в федеральном списке, но почему Всероссийская олимпиада по английскому языку, дипломы которой засчитываются при поступлении, строится полностью на кембриджских экзаменах? Почему наблюдение работающих, практикующих преподавателей показали, что те выпускники прошлого года, которые готовились по учебникам FC, получили бал ЕГЭ выше, чем те, кто готовился только по отечественным учебникам? Мне кажется, что есть какое-то лукавство во всей этой истории.
Кроме того, надо понимать, что пока в ведущих педагогических институтах нашей страны будут готовить студентов по учебнику Аракина 1974 года издания, пока не будет в аудиториях магнитофонов, компьютеров, ничего не произойдет, никакой стандарт реализован не будет. Последние полгода я очень тесно сотрудничала с одним из московских педагогических институтов, и консервативность академической педагогической элиты, высшей школы, она настолько монолитна и непреодолима, с определенным таким религиозным внутренним контекстом, и настолько далека от школьной практики, от реалий учителей и от реалий ЕГЭ, что подготовка современного учителя английского языка, мне кажется, стоит под очень большим вопросом.
www.svoboda.org