Формулы 9 класс кинематика: Физика 9 класс. Все формулы и определения . Скачать в PDF и JPEG – Формулы по теме «Основы кинематики»(9 класс)

Кинематика. Практика. Видеоурок. Физика 9 Класс

На данном уроке мы рассмотрим разные варианты задач по кинематике и научимся их решать, применяя полученные знания и формулы.

При решении задач необходимо придерживаться схемы решения, которую можно применить к любой физической задаче.

  1. Проанализировать условие. Определить, какие процессы происходят.
  2. Определить закономерности, которым подчиняются происходящие процессы, записать эти закономерности в виде уравнений. Посмотреть на величины, входящие в эти формулы: определить, какие из них даны в условии, а какие нужно дополнительно выразить. При необходимости перевести величины в СИ.
  3. Математическая часть: решить полученную систему уравнений. Получить ответ, подставив численные значения переменных.

Пассажир зашел в автобус через задние двери, а на следующей остановке вышел через передние. Одинаковое ли перемещение относительно дороги совершили между остановками автобус и пассажир?

Анализ условия. В задаче описано движение автобуса и пассажира в системе отсчета, связанной с дорогой. К пассажиру можно применить модель материальной точки, отметим ее буквой П (рис. 1). Если автобус движется прямолинейно и поступательно, перемещение всех его точек одинаково. Поэтому можно рассматривать движение автобуса как движение какой-то одной его точки. Выберем для удобства точку около задней двери, чтобы в начале движения она совпадала с пассажиром, обозначим эту точку А (рис. 1).

Рис. 1. Обозначения автобуса и пассажира

Физическая часть решения. Сравниваем перемещения двух материальных точек А и П (автобус и пассажир). В начальный момент времени они находились в одной точке. На следующей остановке, то есть в конце движения, точка А будет находиться в другой точке (рис. 2), а точка П (если А – это задняя дверь) – возле передней двери.

И если начертить векторы перемещения  и , то видно, что они не совпадают, перемещение пассажира получилось по модулю больше.

Рис. 2. Векторы перемещения пассажира и автобуса


 

Сложение перемещений и скоростей

Можно заметить, что, даже если автобус движется не прямолинейно, общее перемещение пассажира относительно Земли равно векторной сумме перемещения автобуса и перемещения пассажира относительно автобуса.

Если тело движется в подвижной системе отсчета, то ее абсолютное перемещение (относительно Земли) равно его относительному перемещению (относительно системы отсчета) плюс перемещению самой системы отсчета.

Мы записывали закон сложения скоростей, для нахождения скорости тела, которое движется в подвижной системе отсчета. Эти перемещения совершались одновременно, на протяжении одного и того же времени

. Разделим обе части на это время :

И получим тот самый закон сложения скоростей:


 

Инструменты кинематики. Прямолинейное движение. Видеоурок. Физика 9 Класс

В ходе урока мы рассмотрим основные понятия кинематики, которыми будем пользоваться при описании движения тела, а также более подробно изучим равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.

Когда мы рассказываем о чём-то другому человеку, то всегда отбрасываем какую-то информацию, которую считаем неважной. Нас всегда интересует какая-то конкретная задача и информация для её решения. Например, зная рост, обхват груди, талии и т.д., можно купить человеку одежду.

Такая же ситуация и в физике. Мы говорим, что расстояние 360 км машина со средней скоростью 90 км/ч преодолеет за 4 часа. При этом странно спрашивать – насколько раньше передний бампер автомобиля преодолеет это расстояние, чем задний.


 

Модель

Когда мы говорим слово «модель» в физике, чаще всего имеем в виду уменьшенную копию чего-нибудь, какой-либо образ предмета, его описание, словесное или математическое. Такая копия не является самим «оригиналом», но дает о нем упрощенное представление. Степень упрощения может быть разной в зависимости от того, какой информации нам достаточно. Возьмем модель автомобиля. Некоторые коллекционируют модели, которые выглядят, как настоящие, т.е. дают представление о внешнем виде автомобиля. При этом такая модель не покажет устройство двигателя, но для нашей цели достаточно внешнего вида. Если вы рассказываете другу, как вас обгонял другой автомобиль, вам не обязательно иметь коллекционные модели этих автомобилей, вам не важен внешний вид, вам важно движение и расположение машин. Вам достаточно взять два прямоугольных предмета, например, мобильных телефона и сымитировать на столе обгон.

Когда происходит упругое столкновение двух шаров, то, кажется, описать их дальнейшее движение несложно – знаем скорости, массы… Но в шарах будут возникать колебания, они будут нагреваться. В некоторых ситуациях и это надо учитывать. Но в рамках модели упругого столкновения мы можем решать конкретные задачи с достаточной точностью.


Если нам необходимо описать движение тела, то мы не будем говорить о его цвете или температуре.

Мы знаем, что от массы зависит изменение скорости тел при взаимодействии. Но в некоторых задачах нас не будут интересовать причины изменения скорости и движения тела. Нужно будет описать движение тела, зная исходные данные: положение, скорость, ускорение и т.д.

Модель, в рамках которой описывается движение, называется кинематика. Важны ли в кинематике размеры и форма тела? Зависит от задачи. В примере с автомобилем, который едет 360 км, размеры автомобиля неважны – на фоне расстояния для нас и легковой, и грузовой автомобиль, и даже самолёт будут одинаково маленькими.

Рис. 1. Пример движения автомобиля

А при решении задачи парковки того же автомобиля его размерами и формой уже пренебречь нельзя.

Для задач, в которых размеры тела не важны придумали модель материальной точки – это обозначение тела, которое рассматривается как точка, имеющая массу. Получается оксюморон (живой труп, горячий снег, мёртвые души) – у точки не может быть массы, но мы всю её туда поместили.

Но такой абстрактный инструмент оказался очень удобным для решения различных кинематических (и не только) задач. Еще одно определение материальной точки – это модель тела, размерами и формой

Конспект урока обобщения физики в 9 классе "Кинематика"

Конспект урока по физике 9 класс

Урок обобщения и систематизации знаний.

Кинематика

Цели урока:

Образовательная

  • научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим заданиям;

  • повторить основные определения, понятия и формулы в ходе урока;

  • совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;

  • закрепить межпредметные связи с алгеброй (чтение графиков)

Воспитательная

  • формирование навыков коллективной работы;

  • формирование сознательной дисциплины;

  • воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей;

  • повышение познавательной деятельности и активности учащихся;

  • воспитание умения достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи

  • выработка системы подготовки к ГИА.

Развивающая

  • развитие интереса к физике;

  • развитие речи учащихся,

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие культуры общения;

В ходе урока планируется формирование у школьников ключевых компетенций:

1. в познавательной деятельности:

  • использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов наблюдения, измерения, эксперимента;

  • формирование умений применять законы кинематики

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

2. в информационно-коммуникативной деятельности:

3. в рефлексивной деятельности:

4. здоровьесбережения:

  • знание и соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъём и интерес при решении задач.

Оборудование и материалы : Листы контроля, Мультимедийный проектор, ПК, тестовые задания, раздаточный материал, карточки –задания. Презентации 1 и 2

Этапы урока:

  • постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;

  • воспроизведение и коррекция опорных знаний;

  • выполнение заданий на карточках;

  • физкульпауза

  • электронное тестирование

  • чтение графика;

  • подведение итогов урока (оценки, домашнее задание, рефлексия).

Тип урока: урок обобщения пройденного материала и применения знаний к решению задач.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент -3 минуты.

Сегодня у нас урок будет очень насыщенным.Вы повторите пройденный материал, решите задачи, пройдете электронное тестирование, совершенствуете свое умение читать графики.

Мы с вами закончили изучать тему «Кинематика». Повторим основные понятия кинематики и тем самым осуществить еще один шаг в подготовке к ГИА.

Чтобы наша работа прошла четко и слаженно я приготовил листы контроля, где отражены основные этапы урока .

  1. Этап повторения пройденного материала (7 минут).

А начнем мы свой урок с разминки ( Урок сопровождается показом ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ.ppsx)

Итак, мы повторили основные понятия. Теперь приступим к следующему этапу.

  1. Выполнение заданий на карточках(10 минут).

1-е задание:Раздаю учащимся следующие задания:

  1. Вы совершаете прогулку: 3 километра к востоку, 2 километра к северу, 3 километра к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы окажетесь. (На 2 километра к северу).

  2. В субботу до возвращения в гараж автобус сделал 10 рейсов, а в воскресенье – 15 рейсов. В какой из этих дней автобус проехал больший путь? Совершил большее перемещение? (Больший путь – в воскресенье, а перемещение и в субботу и в воскресенье равно 0, т.к. начальная и конечная точки траектории совпадали).

  3. Какую форму должна иметь траектория точки, чтобы пройденный ею путь мог равняться перемещению? (Траектория – прямолинейная).

  4. Лётчик – спортсмен сумел посадить самолёт на крышу легкового автомобиля. При каком условии это возможно? (Когда скорость самолёта относительно автомобиля равна 0; скорости самолёта и автомобиля относительно Земли равны).

  5. Какая стрелка движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная на башенных? (Секундная движется быстрее).

  6. Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А — за 1 час 20 минут. Почему? Пояснение: Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полета различными причинами (направлением ветра, скоростью вращения Земли и т. п.), не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.

  7. В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?

    Пояснение: Встретившиеся путешественники находятся в одном месте, и, следовательно, на одинаковом расстоянии от Москвы.

  8. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Пояснение: Через 72 часа, т. е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может.

  1. Физкультпауза(учащиеся разминаются, выполняют простые упражнения для гимнастики глаз.) – 3 минуты.

2задание : Работа с формулами: два этапа

Первый этап: На доске написаны формулы Но в них пропущены некоторые физические величины. Вы должны вспомнить и написать недостающие величины, чтобы получились верные формулы, которые вы изучили. (3 минуты)

Второй этап: Предлагаю Вам выполнить электронный тест, где вы покажете свои знания формул, определений, единиц измерения физических величин. (тестирование с помощью программы «MyTestX» (вопросы к тесту в приложении 1) (12 минут)

5. задание . Проверка умения читать графики скорости равномерного и равноускоренного движения.(5 минут)

В этом виде заданий нужно показать свои умения находить различные величины по графику скорости. Начинаю показывать Равноускоренное движение1.ppsx

Дан график скорости ( см.слайд 8). Попробуйте ответить на следующие вопросы :

hello_html_m59798414.gif

  1. Начальная скорость тела. (2)

  2. Скорость тела через 2 секунды после начала движения. (5)

  3. Сколько времени двигалось тело равномерно? (4)

  4. Ускорение тела на первом участке (1/2)

  5. Ускорение тела на втором участке (0)

  6. Ускорение тела на третьем участке (1/4)

  7. Путь, пройденный телом на первом участке (12)

  8. Путь, пройденный телом на втором участке (16)

6. ИТОГИ УРОКА.( 2 минуты)

Изучая кинематику, вы должны были овладеть ее основными понятиями и законами. Эти законы мы сегодня повторили и наблюдали их применение к решению задач. Но особенно важно знать применение законов кинематики в технике. Это поможет вам в дальнейшем понять принципы устройства и работы тех машин и механизмов, с которыми придется иметь дело на производстве и в быту.

Итак, сегодня на уроке мы получили следующие результаты (подводятся итоги выставляются оценки за активную работу на уроке). Класс сегодня работал активно. Спасибо. Молодцы!

Приложение 1

Тест

Задание 1

Вопрос:

Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют:

1. пройденным путем

2. траекторией

3. механическим движением.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 2

Вопрос:

Линию, которую описывает тело при своем движении, называют:

1. пройденным путем

2. траекторией

3. механическим движением.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 3

Вопрос:

Направленный отрезок прямой ,соединяющий начальное положение тела с последующим, называется :

1. пройденным путем

2. траекторией

3. перемещение.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 4

Вопрос:

Какую физическую величину можно определить с помощью формулы hello_html_m3ba15d27.gif

1. перемещение

2. ускорение

3. силу

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 5

Вопрос:

Величина, которая измеряется в метрах в секунду (м/с)

1. ускорение

2. путь

3. скорость

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 6

Вопрос:

По какой формуле рассчитывается путь при равноускоренном движении ?

1. hello_html_m302e05fb.gif

2. = v t

3. hello_html_m3ba15d27.gif

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 7

Вопрос:

. Формула второго закона Ньютона

1. F = а m

2. hello_html_2bd91e77.gif

3. F1 = - F2

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 8

Вопрос:

Формула скорости при равноускоренном движении

1. = v0 + a t

2. hello_html_1917973f.gif

3. hello_html_m302e05fb.gif

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 9

Вопрос:

Какое уравнение соответствует зависимости координаты от времени при равноускоренном движении ?

1. hello_html_50f2471d.gif

2. v = v0 + a t

3. hello_html_e4fa115.gif

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

Задание 10

Вопрос:

Автомобиль движется равномерно по мосту со скоростью 18 км/ч. За какое время он пройдет мост, если длина моста 480 м?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 96 c

2) 96 ч

3) 27 с

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 3;

2) (1 б.) Верные ответы: 2;

3) (1 б.) Верные ответы: 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 2;

5) (1 б.) Верные ответы: 3;

6) (1 б.) Верные ответы: 1;

7) (1 б.) Верные ответы: 1;

8) (1 б.) Верные ответы: 1;

9) (1 б.) Верные ответы: 3

10) (1 б.) Верные ответы: 1;

Конец

Официальный сайт - Ученикам- учитесь!

     1. Физика 
 

 1.1 Формулы по физике
    Формулы по кинематике
          Формулы по динамике, законам сохранения в механике
          Формулы по молекулярной физике
          Формулы по электростатике и постоянному току
          Формулы по магнитному полю, механическим колебаниям
           Формулы по электромагнитным колебаниям, оптике,ТО
        Формулы по квантовой и атомной физике. жидкостям

  1.2 Приблизительные вычисления и погрешности
         О приближенных вычислениях
         О погрешностях
         Погрешности и построения графиков

 


    
   1.3 Задания для дополнительной работы
                 7-9 классы
 
Механическое движение. Плотность
 Механическая работа и мощность      
 
Давление твердых тел, жидкостей и газов
 Архимедова сила       Кинематика             Динамика                       
Законы сохранения механической энергии и импульса
 Механические колебания и волны
 Внутренняя энергия        Изменение агрегатных состояний вещества
 Электрический ток             Работа и мощность тока
Оптические явления              Гравитационные явления
Ответы 7кл        Ответы 8 кл    Ответы 9 кл-1        Ответы 9 кл-2
Справочные данные
        

 

2. Английский язык

 Сайт для родителей второклашек, изучающих английский язык
    1.2 Формулы по физике 
    Формулы по кинематике
          Формулы по динамике, законам сохранения в механике
          Формулы по молекулярной физике
          Формулы по электростатике и постоянному току
          Формулы по магнитному полю, механическим колебаниям
           Формулы по электромагнитным колебаниям, оптике,ТО 
        Формулы по квантовой и атомной физике. жидкостям 

  1.3 Приблизительные вычисления и погрешности
         О приближенных вычислениях
         О погрешностях
         Погрешности и построения графиков

   Физика 
 1.1 Сдаем ЕГЭ
        
 Демонстрационный вариант -2013 
    Тренировочные варианты ЕГЭ-2013
    
Тренировочные варианты ЕГЭ-2012
 1.2 Формулы по физике 
    Формулы по кинематике
          Формулы по динамике, законам сохранения в механике
          Формулы по молекулярной физике
          Формулы по электростатике и постоянному току
          Формулы по магнитному полю, механическим колебаниям
           Формулы по электромагнитным колебаниям, оптике,ТО 
        Формулы по квантовой и атомной физике. жидкостям 

  1.3 Приблизительные вычисления и погрешности
         О приближенных вычислениях
         О погрешностях
         Погрешности и построения графиков

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *