Генетический ряд переходного элемента презентация 9 класс – продолжить формирование умения давать характеристику элемента на примере переходного элемента. Дать понятие об амфотерных веществах. Повторить.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Презентация к уроку по химии (9 класс) по теме: Урок Характеристика переходного элемента

Слайд 1

Характеристика переходного элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Слайд 2

Цели урока Дать план общей характеристики хим. элемента по его положению в ПСХЭ Повторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ Дать понятие амфотерности

Слайд 3

План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ Адрес ХЭ Строение атома, проявляемые свойства, сравнение с соседними элементами Физические свойства простого вещества Оксид, образуемый этим ХЭ и его свойства, тип и схема хим. связи Гидроксид, образуемый этим ХЭ, его свойства, тип связи Гидрид алюминия Соли и их свойства

Слайд 4

Дадим характеристику элемента АЛЮМИНИЯ Порядковый номер 13, 3 период (малый), 3 группа, главная подгруппа ( IIIA ) + 13 окисление Переходный элемент Al 0 – 3 e Al +3 Восстановитель 2 8 3 n = 3 n = 2 n = 1 S S p 1S 2 2S 2 2p 6 3S 2 3p 1 Al d p S

Слайд 5

Сравним свойства атома алюминия с соседними ХЭ по группе и периоду В группе : Бор — Алюминий — Галлий На внешней оболочке – по 3 электрона (сходство) Количество оболочек: у алюминия на 1 оболочку больше, чем у бора, но на 1 оболочку меньше, чем у галлия, следовательно, радиус атома плюминия больше, чем у бора, но меньше, чем у галлия, металлические и восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у бора, но слабее, чем у галлия В периоде : Магний – Алюминий — Кремний Количество оболочек – по 3 (сходство) Количество внешних электронов : у кремния 4 e , у алюминия – 3, у магния — 2 e , следовательно, радиус атома алюминия больше, чем у кремния, но меньше, чем у магния, металлические и восстановительные свойства алюминия слабее, чем у магния, но сильнее, чем у кремния

Слайд 6

Алюминий – простое вещество Наиболее распространенный металл в земной коре (8,3% по массе), серебристого цвета Т пл.=660,45 0 ,, плотность 2,699г/см 3 , Т кип.=2520 0 , твердость 2,75 Металлическая кристаллическая решетка Металлическая хим. связь Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск, легкость, неядовитость Химические свойства: реагирует с неметаллами при нагревании – составить уравнения реакций с кислородом, хлором, серой, водой, соляной кислотой, оксидом титана эл. ток Получение: 2 Al 2 O 3 = 4 Al + 3 O 2

Слайд 7

Оксид алюминия – Al 2 O 3 Солеобразующи q , амфотерный Ковалентная полярная связь (записать схему образования связи) Белый цвет (минерал корунд) Химические свойства: Запишите реакции оксида алюминия с оксидом натрия, гидроксидом натрия, соляной кислотой Получение: 4 Al + 3 O 2 2 Al 2 O 3 2 Al(OH) 3 = Al 2 O 3 + 3 H 2 O

Слайд 8

Гидроксид алюминия- амфотерный Al(OH) 3 Al 3 + — О H — ионная связь Al 3 + — простой ион, О H — — сложный ион О H — — КПС Вязкая, студенистая белая масса, которая может растворяться в кислоте и растворе щелочи, нерастворим в воде, разлагается при нагревании Al(OH) 3 = H 3 AlO 3 Химические свойства : запишите реакции гидроксида алюминияс гидрокидом калия, соляной кислотой Получение: Al → Al 2 O 3 → AlCl 3  Al(OH) 3

Слайд 9

Водородное соединение – AlH 3 гидрид алюминия Бесцветное нелетучее твердое вещество, полимер, термически неустойчив выше 150-200 градусов Сильный восстановитель Активно реагирует с водой с выделением водорода C оли алюминия – алюминаты, комплексные соединения

Слайд 10

Открытие алюминия – Около 1807 г. Дэви попытался провести электролиз глинозема, получил металл, который был назван алюмиумом (Alumium) или алюминумом (Aluminum), что в переводе с латинского — квасцы. Алюминий тяжело было отделить от других веществ, поэтому он был дороже золота. В 1886 году химиком Ч.М. Холлом был предложен способ, который позволил получать металл в больших количествах. Проводя исследования, он в расплаве криолита AlF 3 •nNaF растворил оксид алюминия. Полученную смесь поместил в гранитный сосуд и пропустил через расплав постоянный электрический ток. Через некоторое время на дне сосуда он обнаружил бляшки чистого алюминия. Этот способ и в настоящее время является основным для производства алюминия в промышленных масштабах. Полученный металл всем был хорош, кроме прочности, которая была необходима для промышленности. И эта проблема была решена. Немецкий химик Альфред Вильм сплавил алюминий с другими металлами: медью, марганцем и магнием. Получился сплав, который был значительно прочнее алюминия. В промышленных масштабах такой сплав был получен в немецком местечке Дюрене. Это произошло в 1911 году. Этот сплав был назван дюралюминием, в честь городка. Г. Дэви Х.К.Эрстед Ч.М. Холл

Слайд 11

Генетический ряд переходного элемента Вспомните признаки генетического ряда: Один и тот же химический элемент-металл Разные формы существования этого элемента-металла (простое вещество-оксид-соль-гидроксид-оксид — металл) Взаимопревращения веществ разных классов

Слайд 12

Генетический ряд неметалла фосфора Al  Al 2 O 3  AlCl 3  Al(OH) 3  Na 3 AlO 3  Al 2 (SO 4 ) 3 H 3 РО 4  Na 3 PO 4 Задание: осуществить цепочку превращений (составить уравнения реакций)

Слайд 13

Задачи на выход продукта реакции В соляной кислоте растворили 270 г алюминия. Содержащего 10% примесей. Какой объем водорода (н.у.) получили при этом, если выход его составляет 75% от теоретически возможного? Сколько граммов 20%-но1 соляной кислоты потребовалось для реакции?

Слайд 14

Домашнее задание § , упражнения Рассмотреть схему зависимости характера оксида и гидроксида переходного металла от степени окисления элемента

Урок химии в 9 классе на тему «Переходные элементы»

Тема урока: «Понятие о переходных элементах».

Цель урока. Продолжить формирование умения давать хар-ку элемента на примере переходного элемента. Дать понятие об амфотерности.

Образовательные задачи: повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов (в том числе и в свете ТЭД) и о генетической связи между классами веществ, совершенствовать навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР.

Оборудование. Растворы едкого натра, соляной кислоты, солей цинка и алюминия, лабораторное оборудование ; ПК,МП.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка усвоенного.

Проверочная работа.

№1. Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Указать характер оксидов и гидроксидов (основной или кислотный), написать уравнения химических реакций, подтверждающих данный характер

1 в. литий, сера.

2 в. кальций, азот.

№2. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты:

1 в. NaOH + CO2

2 в. H2SO4 + Na2O →

  1. Изучение нового материала.

  1. Л.о.1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

1). Получение гидроксида цинка.

ZnCl2 + 2NaOH → Zn(OH)2 ↓ + 2NaCl

2). Взаимод с соляной кислотой. (слайд 2).

Zn(OH)2

+ 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

3). Взаимод с основанием. (слайд 3).

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2 ZnO2 + 2H2O

(слайд 4).

Вывод:

Zn – переходный элемент

⁄ \

Zn (OH)2 H2 Zn O2

гидроксид цинковая

цинка кислота

(основание) (кислота)

⁄ \

Амфотерные гидроксиды

Задание учащимся: по аналогии составить схему для алюминия.

2. Характеристика алюминия по его положению в Периодической системе

1. Алюминий — это элемент 3 периода, главной подгруппы III группы или ША группы.

2. Строение атома алюминия можно отразить с помощью та­кой записи:

13А1 2е, 8е, Зе (слайд 5).

Отсюда следует, что атомы алюминия, так же как и алюминий — простое вещество, проявляют сильные восстано­вительные свойства (ученики сами называют окислители — неметаллы, Н+, ионы менее активных металлов), получая в ре­зультате с. о. +3.

Восстановительную способность и металли­ческие свойства в сравнении с соседями по периоду и группе можно отразить с помощью записей:

(слайд 6).

Mg > Al > Si и Be < Al < Ga

металлические и восстанови- металлические и окислитель-

тельные свойства уменьшаются ные свойства усиливаются

3. Алюминий — простое вещество, это металл. Следователь-
но, для него характерны металлическая кристаллическая ре-
шетка (и соответствующие физические свойства) и металличе-

ская химическая связь, схему образования которой можно за-
писать так: (слайд 7).

А1° — Зе = А13+

атом ион

(слайд 8).

  1. Оксид алюминия А1203 — это солеобразующий амфотер-
    ный оксид. Соответственно, взаимодействует с кислотами и
    кислотными оксидами, со щелочами и основными оксидами,
    но не с водой.

Задание учащимся: Уравнения реакций для взаимодействия А1203 с кисло­тами и щелочами записать в ионной и молекулярной формах.

(слайд 9).

  1. Гидроксид алюминия А1(ОН)3 = Н3А103 — это нераство-
    римый амфотерный гидроксид. Соответственно, он разлагает-
    ся при нагревании, взаимодействует с кислотами и со щелочами.

Задание учащимся: Уравнения реакций для взаимодействия А1(ОН)3 с кисло­тами и щелочами записать в ионной и молекулярной формах.

  1. Генетический ряд алюминия. (слайд 10).

⁄ Na3AlO3

Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3

\ Al2 (SO4)3

Сравнить с генетическим рядом металла:

Na → Na2O → NaOH → NaCl

4. Закрепление. Задание учащимся: составить генетический ряд бериллия и доказать амфотерность его оксида.

⁄ K2BeO2

Be → BeO → BeCl2 → Be(OH)2

\ Be(NO3)2

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Д.З. П. 2.

ЭОР. Технологическая карта урока химии «Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента»

Технологическая карта урока

Тема: Понятие о переходных элементах. Амфотерность.

Генетический ряд переходного элемента

Класс _______9________________________________

УМК _____Габриелян О.С. ________________

разработала Черкашина Татьяна Федоровна, учитель химии МБОУ «Краснокутская ООШ»

Борисовский р-н Бедгородская область

Тип урока:

урок усвоения новых знаний

Цели урока:

Деятельностная цель:

создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения переходных элементов и генетического ряда переходных элементов.

Предметно-дидактическая цель:

Познакомить с понятиями темы: понятие о переходных элементах; амфотерность.

Научить составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений.

Планируемые результаты:

1. Решать экспериментальные задачи; записывать уравнения реакций с участием амфотерных соединений, составлять генетический ряд элементов на примере алюминия и цинка. Конкретизировать понятия гидроксид, амфотерность, переходные элементы, генетический ряд элемента. (предметный результат).

2. Уметь генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, проводить эксперимент, работать с источниками информации, анализировать информацию, структурировать знания, проводить сравнительный анализ объектов, работать в группе и в паре.

(метапредметный результат).

3. Организовывать свою учебную деятельность (ставить цель, планировать, проводить рефлексию), развивать интеллектуальные способности, готовиться к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная, в паре.

Средства обучения: учебник, тетрадь для лабораторных работ, компьютер, презентация, задания на карточках, ЦОР сети интернет — видеосюжет «амфотерные гидроксиды», тест «Амфотерные гидроксиды», пробирки, алюминий, хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота, халаты, инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы.

Ход урока.

Создает условия для восприятия темы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы на пути приобретения новых знаний. Нам предстоит увлекательное путешествие в мир веществ, дорогу в который вы выберете сами.

Помогает выбрать темп индивидуальной работы:

Перед вами карточки разного цвета — красная (высокий уровень), зеленая (базовый) и желтая (повышенный уровень)

Приветствуют учителя, готовятся к уроку,

выбирают уровень сложности выполняемых заданий, поднимая карточку определенного цвета.

Личностные (самоопределение)

регулятивные (оценка саморегуляции),

коммуникативные (определяют способы взаимодействия)

Рабочая тетрадь, учебник

2. Этап: постановка цели и задач урока. Мотивирование деятельности учащихся (2-3 мин).

Ставит проблемные вопросы:

Ребята, вы знаете, что существуют элементы, оксиды которых проявляют основные или кислотные свойства. Назовите их. Как вы думаете, существуют ли вещества, проявляющие те и другие свойства?

На демонстрационном столе стоит гидроксид натрия — основание, и соляная кислота. А к какой группе мы отнесем гидроксид алюминия? С каким из веществ он будет взаимодействовать?

Вспомните, как называется цепочка превращений веществ. Это имеет прямое отношение к теме нашего урока.

Корректирует формулировку темы урока.

Активизирует деятельность учащихся.

Сегодня на уроке мы познакомимся с веществами-хамелеонами, которые в зависимости от условий могут проявлять кислотные или основные свойства.

Давайте вместе поставим цель нашего урока и какие задачи нужно решить для ее достижения. Где нам пригодится знание материала темы?

Называют оксиды металлов и неметаллов, записывают их формулы.

Высказывают предположения, отвечают на проблемные вопросы, обсуждают коллективно.

формулируют тему урока — «Понятие о переходных элементах. Генетический ряд переходных элементов. Амфотерность» и записывают ее в тетрадях.

Формулируют цель занятия, строят логические умозаключения, продолжают фразу «Знание темы необходимо…..»

предлагают план работы, оценивают необходимые инструменты для достижения цели, предлагают методы деятельности.

Коммуникативные (умение общаться)

регулятивные (постановка цели, планирование деятельности, оценка, саморегуляция)

Учебник, рабочая тетрадь, вещества:

3. Этап: актуализация знаний (10-12 мин)

Подводит итог усвоения материала предыдущей темы, обращает внимание учащихся на правильность написания уравнений реакций.

Мы с вами знакомы с классами неорганических соединений и их свойствами. Выполните задания, предложенное в карточках.

1 задание — распределите вещества по группам — обязательно для всех.

2 задание — составить возможные уравнения реакций, в которых участвуют кислоты и основания, назовите образовавшиеся вещества (3-5). — повышенный и высокий уровень.

Предлагает проверить работы, поменявшись тетрадями, корректирует взаимопроверку.

Предлагает построить генетический ряд металлов на примере кальция или натрия и неметаллов на примере серы или фосфора (по выбору учащихся).

Выявляет затруднения:

что не получилось? Почему? Какой материал нужно повторить для устранения проблем?

Подумайте, с какими веществами будет взаимодействовать гидроксид алюминия.

А теперь попробуем ответить на проблемный вопрос: гидроксид алюминия основание или кислота?

Выполняют задания по распознаванию классов веществ неорганических соединений, заполняют таблицу

оксиды

основания

кислоты

соли

Дают определения классам неорганических соединений, записывают уравнения реакций, проводят взаимоконтроль выполнения работы,

при необходимости меняют уровень сложности задания.

Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадях, называют вещества.

Проводят взаимоконтроль.

Дают определение генетического ряда.

Строят генетический ряд для металла и неметалла (по выбору)

обсуждают возникшие проблемы, ищут пути их решения, решают, как можно исправить недостатки, кто может помочь.

предлагают ответы на проблемный вопрос, предлагают способ проверки ответа — выполнение эксперимента.

Личностные (смыслообразование, успешность)

регулятивные (самоконтроль и взаимоконтроль, оценка, саморегуляция )

познавательные (общеучебные универсальные действия, логические УУД, )

коммуникативные УУД (работа в группе, обсуждение, высказывание мнения)

Карточки с заданиями, периодическая таблица,

презентация учителя

ключ решения заданий

4. Этап: Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. (10-13 мин)

Предлагает проблемное задание.

Перед вами алюминий. Это металл или неметалл. Почему? Если он металл, какие оксиды и гидроксиды он должен образовывать? Проверим?

Предлагает посмотреть видеосюжет

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb574e93-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_02_04.wmv

о получении и свойствах гидроксида алюминия.

Проведем небольшой эксперимент. Предлагает работать в парах.

Предлагает вспомнить правила техники безопасности и провести лабораторную работу — получение гидроксида алюминия.

Задает вопрос:

как проверить основной характер гидроксида алюминия?

Проведите эксперимент, работая в парах. Запишите уравнения реакций, сделайте вывод о свойствах гидроксида алюминия.

Сообщает учащимся:

существуют вещества-»хамелеоны»: при добавлении к ним кислоты, ведут себя как основания, при добавления основания — ведут себя как кислоты.

На основании вывода учащихся способствует формулированию понятие «амфотерность», «переходные элементы».

Предлагает изучить материал §.2 учебника об амфотерных оксидах и гидроксидах.

Какой вывод мы сделаем? Является ли алюминий типичным металлом?

Предлагает составить генетический ряд алюминия и записать уравнения реакций.

На базовом уровне — в молекулярном виде, на повышенном и высоком — в молекулярной и ионной форме.

Отвечают на вопросы, описывают свойства металла, высказывают предположения,

смотрят видеосюжет

записывают уравнения реакций.

AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl

Проводят опыт «Получение гидроксида алюминия», оформляют результаты в тетрадь, описывают полученное вещество гидроксид алюминия — белый желеобразный осадок.

Предлагают способ проверки, проводят лабораторный опыт «Свойства гидроксида алюминия», работая в паре. Один ученик проводит взаимодействие гидроксида алюминия с соляной кислотой, второй — с гидроксидом натрия, оформляют результаты наблюдений, делятся информацией — осадок в обоих случаях растворяется.

Записывают уравнения реакций (один учащийся записывает на доске)

Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3h3O

делают вывод, что гидроксид алюминия взаимодействует с кислотами и основаниями — двойственный характер вещества.

Формулируют понятие «амфотерность — способность соединений проявлять либо кислотные, либо основные свойства, в зависимости от того, с какими веществами они реагируют». Работают с учебником, изучают материал о амфотерных свойствах алюминия, записывают уравнения реакции.

h4AlO3 + 3KOH = K3AlO3 + 3 h3O или

h4AlO3 + 3KOH = К(Al(OH)4) — тетрагидроксоалюминат калия.

Учащиеся с высоким уровнем притязаний записывают уравнения в молекулярной и ионной форме.

Изучают материал о переходных элементах, записывают определение понятий «амфотерность», «переходные элементы.».

Знакомятся с другими переходными элементами, их положением в периодической системе.

Учащиеся записывают цепочку уравнений:

Al—Al2O3— Al(OH)3—-Al2(SO4)3

|

K3AlO3

Познавательные (универсальные УУД, логические УУД, формулирование гипотезы, вывода, работа с текстом учебника, отбор информации )

коммуникативные УУД

(обсуждение, распределение обязанностей при работе в паре )

регулятивные УУД

(самоконтроль, оценка деятельности, планирование)

Учебник,

рабочая тетрадь, пробирки, реактивы, необходимые для получения гидроксида алюминия и изучения го свойств.

Видеосюжет http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb574e93-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_02_04.wmv

5. Этап: Применение знаний и умений в новой ситуации (5-7 мин))

Предлагает новые задания, характеризующие свойства амфотерных гидроксидов. — бериллия, цинка, олова, железа(III). Составить генетический ряд. Записать уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов и гидроксидов в молекулярной и ионной форме. Записать схему строения атомов алюминия, железа.

Предлагает найти в интернет-сети информацию о комплексных соединениях, обсудить в паре и сделать вывод, какие элементы образуют комплексные соединения.

В соответствии с выбранным уровнем сложности выполняют задания: составляют генетические ряды, записывают уравнения реакций, записывают схему строения атомов.

Формулируют вывод о свойствах амфотерных соединений и записывают его в тетрадь.

Находят информацию, обсуждают ее.

Личностные (самоопределение, успешность)

регулятивные (саморегуляция, оценка)

познавательные (универсальные УУД поиск и отбор информации)

коммуникативные (работа в паре, обсуждение)

Учебник, рабочая тетрадь, источники сети интернет по теме «Переходные элементы»

6. Этап: Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (3-5 мин)

Дает оценку работе класса, отмечает трудности изучаемой темы, предлагает выполнить тест .

Анализирует ошибки, проводит коррекцию.

Предлагает разноуровневое домашнее задание:

изучить материал §.2 учебника об амфотерных оксидах и гидроксидах, выполнить упр.2 с 11 (письменно) а — базовый уровень

решить проблемную задачу: в кабинете химии при уборке обнаружены банки с реактивами, отвалившиеся этикетки которых были перепутаны: AlCl3, MgCl2, CuCl2. Определите, в какой банке какое вещество — повышенный уровень;

провести домашнее исследование «Какие моющие средства можно использовать для алюминиевой посуды» или подготовить презентацию об алюминии.

Выполняют задание на соответствие выбор нескольких ответов, составление уравнений реакций — тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb574e92-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_02_03.swf

Выбирают себе задания, составляют рекомендации по его выполнению.

Регулятивные (самоконтроль, оценка, саморегуляция)

личностные (самоопределение)

Рабочая тетрадь, учебник

ресурс амфотерные гидроксиды:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb574e92-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_02_03.swf

7. Этап: Рефлексии. Подведение итогов. (2-3 мин)

Предлагает провести рефлексию по поводу оценки своей работы на уроке и психоэмоционального состояния.

Благодарит учащихся за работу, желает успешного выполнения домашнего задания.

Учащиеся дополняют фразы «сегодня я узнал….», «Теперь я могу….»,

«я научился…», «для меня было сложным….» и т.п.

Личностные (самоопределение)

регулятивные (самоконтроль и оценка деятельности)

Источники информации.

  1. Габриелян О.С., химия 9 кл: учебник для общеобразовательных учреждений, М. Дрофа, 2012г.

  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа

  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/?interface=catalog&class[]=81627&class[]=51&subject[]=81627&subject[]=31

Урок химии по теме «Понятие о переходных элементах. Амфотерность». 9-й класс

Ключевые слова: амфотерность , переходные элементы

Цель урока: дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах; закрепить и развить знания о свойствах гидроксидов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием амфотерности, повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов, проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках, сравнить свойства металлов и неметаллов.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру речи.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, такие процессы как внимание, логическое мышление, эрудицию; навыки самостоятельной работы с учебником, умение анализировать информацию, применять теоретические знания на практике; навыки составления ионных уравнений реакций; навыки работы с химическими веществами; продолжить развитие химической речи учащихся, таких понятий как переходный элемент, амфотерность; продолжить формировать умения и навыки использования знаний и умений в новых ситуациях.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: раствор гидроксида натрия, серной кислоты, соляной кислоты, хлорида меди (II), хлорида цинка (II), штатив с пробирками;

На ученических столах: лабораторное оборудование, периодическая система, таблица растворимости, карта-инструкция, карточки с домашним заданием;

На классной доске: схема «Основные этапы исследования», «Общие химические свойства неорганических и органических кислот».

Структура урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

III. Закрепление

IV. Заключение

V. Домашнее задание

Технологическая карта урока

Презентация

Приложение

Презентация урока для интерактивной доски по химии (9 класс) на тему: Презентация по химии на тему «Железо» (9 класс)

Слайд 1

Тема урока: Генетические ряды Fe 2+ и Fе 3+ . Качественные реакции на Fе 2+ и Fе 3+

Слайд 2

Цели: совершенствовать свои знания в умении составлять уравнения реакций с участием всех классов неорганических веществ; экспериментально изучить качественные реакции на Fе 2+ и Fе 3+

Слайд 3

Генетический ряд Fe 3+

Слайд 4

Генетический ряд Fe 3+

Слайд 5

Генетический ряд Fe 3+

Слайд 6

Генетический ряд Fe 3+

Слайд 7

Генетический ряд Fe 3+

Слайд 8

Генетический ряд Fe 2+

Слайд 9

Генетический ряд Fe 2+

Слайд 10

Генетический ряд Fe 2+

Слайд 11

Генетический ряд Fe 2+

Слайд 12

Генетический ряд Fe 2+

Слайд 13

Осуществить превращения: Fe → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO Fe → FeCl 3 → Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3

Слайд 14

Лабораторная работа I группа В трех пронумерованных пробирках выданы растворы солей: NaCl FeCl 2 BaCl 2 Определить, в какой пробирке находится соль железа ( II ), выбрав для этого подходящий реактив из предложенных Заполнить таблицу Сформулировать вывод. Как определить соли железа ( II) ?

Слайд 15

Лабораторная работа II группа В трех пронумерованных пробирках выданы растворы солей: NaCl FeCl 3 BaCl 2 Определить, в какой пробирке находится соль железа ( III ), выбрав для этого подходящий реактив из предложенных Заполнить таблицу Сформулировать вывод. Как определить соли железа ( III) ?

Слайд 16

Лабораторная работа III группа Экспериментально определить реактивы для распознавания солей железа ( II) и железа ( III) Заполнить таблицу Сформулировать выводы

Слайд 17

K 3 [Fe(CN) 6 ] Красная кровяная соль Гексацианоферрат (III) калия — Написать уравнение диссоциации: K 3 [Fe(CN) 6 ] =

Слайд 18

K4[Fe(CN)6] Желтая кровяная соль Гексацианоферрат (II) калия Написать уравнение диссоциации: K 4 [Fe(CN) 6 ] =

Слайд 19

Написать уравнения качественных реакций на ионы Fе 2+ и Fе 3+ А) Fe SO 4 +K 3 [Fe(CN) 6 ]= Б) FeCl 3 + K 4 [Fe(CN) 6 ] =

Слайд 20

Написать уравнения качественных реакций на ионы Fе 2+ и Fе 3+ К 3 [Fe(CN)6 ] + Fe SO 4 = K Fe[Fe(CN) 6 ] ) ↓ + красная кровяная соль турнбуллева синь + K 2 SO 4 К 4 [Fe(CN) 6 ] + FeCl 3 = K Fe[Fe(CN) 6 ] ) ↓ + 3 KCl берлинская лазурь

Слайд 21

FeCl 2 Fe С l 3 Fe(OH) 2 Fe(OH) 3 Fe K 4 [Fe(CN) 6 ] K 3 [Fe(CN) 6 ] FeO Fe 2 O 3

Слайд 22

Домашнее задание Параграф 14, упражнение 6 Подготовить сообщение-презентацию (на выбор): 1. «Роль химического элемента железа в современной технике» 2. «Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов»

Тема — 1 Повторение — теория — 9 класс — уроки

Урок — 1 Периодический закон и ПСХЭ. Строение атома. Характеристика элемента (Входной контроль)

План
1. Доменделеевские классификации (Триады Доберейнера, «закон октав» Ньюлендса, «теллуровый винт» де Шанкартуа, таблицы Одлинга и Мейера)
2. Дата открытия периодического закона и формулировка периодического закона, данная Д.И.Менделеевым.
3. Суть закона. Какие свойства изменяются периодически?
4. Утверждение периодического закона
5. Открытие закона Мозли и современная формулировка периодического закона. Почему свойства изменяются периодически.
6. Значение периодического закона.
7. Периодическая система химических элементов:
  а) определение, 
  б) строение,
  в) положение в ПСХЭ водорода
  г) положение в ПСХЭ лантаноидов

Характеристика элемента по положению в ПСХЭ
План
1. Физический смысл порядкового номера элемента
2. Физический смысл номера периода
3. Физический смысл номера группы главной подгруппы
4. Электронная конфигурация элемента
5. Строение атома 
6. Характер элемента
7. Формулы и характер высшего оксида и гидроксида элемента с указанием степеней окисления
8. Формула и характер соединения элемента с водородом.

Характеристика элемента по положению в ПСХЭ. Например, фосфор.

1) Р №15 => Zядра = +15, 15р, 15е, 16n

2) Р принадлежит III периоду(малому) => 3 энергетических уровня

3) Р принадлежит V группе (главной подгруппе) => 5е на в.э.у.

4) 1s²2s²2p63s²3p³

5) +15) 2; 8; 5

6) Р — неметалл

7) Р2О5 ;  Н3РО4 *) — характер оксида и гидроксида кислотный

8) РН3 *) — летучее водородное соединение

)* — в оксиде, гидроксиде и водородном соединении проставить степени окисления.

Подготовить пересказ темы «Периодический закон» по плану.

Габриелян, § 1 таблица №1 выучить, упражнения 1, 6, 9, страница 7-9, § 3, упражнения 1, 5, 6, 7, 8, страница 16-17.
Повторить виды химических связей. 
 

Урок – 2 Виды химической связи. Решение задач по уравнению.


1. Химическая связь – это связь между атомами за счет электронов.
2.

химическая связь
ионная                                ковалентная                    металлическая

                                                         полярная      неполярная
  
3. Почему атомы стремятся образовать химические связи?
     • Все атомы химических элементов стремятся к завершенному 8-электронному внешнему энергетическому уровню, кроме Н и Не (у них 2-электронный внешний энергетический уровень). 
     • Атомы приходят к завершению внешнего энергетического уровня двумя путями: а) отдают электроны; б) принимают электроны 
     • Отдавать электроны могут атомы металлов (1, 2 или 3 электрона) 
  Naº – 1e → Na+; Mgº –2e → Mg²+; Alº –3e →Al³+.
     • Принимают электроны атомы неметаллов (столько, сколько им не хватает до завершения внешнего энергетического уровня) 
  Clº +1e → Cl‾; Sº +2e → S²- Pº +3e → P³- 
4.
5. Составьте схемы образования связей: 
• Между кальцием и хлором
• Между серой и водородом
• Между двумя атомами брома
• Между атомами и ионами бария 

Вариант – 1
1. Дайте характеристику по положению в периодической системе C.
2. Определите вид химической связи, тип кристаллической решетки в веществах: BaO,I2. Составьте схемы образования химических связей.
 Вариант – 2
1. Дайте характеристику по положению в периодической системе N.
2. Определите вид химической связи, тип кристаллической решетки в веществах: Ca, HI. Составьте схемы образования химических связей.


6. Решение задач по уравнению. 
1.Определите объем водорода, полученный при взаимодействии 50г железа с раствором серной кислоты. 
2.Определите объем углекислого газа, полученного при взаимодействии 200г карбоната магния с избытком раствора серной кислоты.

• Габриелян, §1 , упражнения 3, 4, страница 8; §3, упражнения 2, 4, страница 16
• Определите массу осадка, выпавшего при сливании раствора, содержащего 20г нитрата алюминия и избытка раствора фосфата калия.
• Определите объем углекислого газа, полученного при разложении 10г карбоната бария.


Урок-3 Теория электролитической диссоциации и ее развитие.

(Дата открытия – 1887 год . Автор теории – Сванте Аррениус)

Как происходит растворение веществ? Ответ на этот вопрос дала теория электролитической диссоциации.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1. Электролиты в растворах и расплавах распадаются на ионы: «+» положительные ионы — катионы и «-» отрицательные ионы — анионы

2.  Ионы отличаются от атомов стронием и свойствами.

3. Ионы в растворах и расплавах  движутся хаотически, но если приложить напряжение, то ионы будут двигаться направленно: катионы  к катоду, а анионы  к аноду.

Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.

Чтобы частицы смогли двигаться упорядоченно, они должны быть свободны и заряжены (например, электроны в металлах или ионы в электролитах).

Электролиты –

— это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток

— это вещества, с ионной и ковалентной сильно полярной  связью (есть ионы или образуются ионы при растворении)

— к ним относятся соли, основания, кислоты растворимые в воде;

Неэлектролиты

— это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток

— это вещества, с  ковалентной слабо полярной  связью или ковалентной неполярной  связью (нет ионов и они не образуются)

— к ним относятся газы, кислотные оксиды, практически все органические вещества (сахар, ацетон, бензин, спирт).

Электролитическая диссоциация – это распад электролита на ионы при расплавлении (соли и щелочи) или растворении его в воде (соли, щелочи и кислоты).

Почему происходит растворение веществ?

Менделеев предложил химическую (гидратную) теорию растворов, по которой молекулы растворенного вещества взаимодействуют с молекулами растворителя (выделение теплоты и изменения цвета при растворении – это признаки химической реакции). В результате растворения образуются гидраты.
Почему происходит диссоциация электролитов?

Каблуков и Кистяковский распространили гидратную теорию Менделеева на теорию электролитической диссоциации Аррениуса: электролиты распадаются на ионы в результате взаимодействия с молекулами воды, продукты их взаимодействия – гидратированные ионы.

Механизм диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей):

  1. Ориентация молекул воды
  2. Гидратация ионов
  3. Диссоциация

Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью (кислот):

  1. Ориентация молекул воды
  2. Ионизация молекулы кислоты
  3. Гидратация ионов
  4. Диссоциация

Домашнее задание: Рудзитис, § 1-3, страница 12, ответьте письменно на вопросы 1-12, подготовьтесь отвечать на вопросы устно.

Урок – 4 Реакции ионного обмена и условия их течения до конца.

Рудзитис, § 4, страница 13-14, таблица 3.

Домашнее задание: Рудзитис §4, (6) страница 20 упр.1-4, (8-9)

Напишите уравнения гидролиза в молекулярной и ионной форме следующих солей: силикат калия, хлорид меди(II).

Какие из солей подвергаются гидролизу: сульфат бария, карбонат лития, карбонат кальция, хлорид магния?

Какая реакция среды в растворах нитрата кальция, сульфата, аммония, сульфида натрия. Какую окраску будет иметь лакмус в растворах этих солей?

1. Классификация веществ:

Вещества (сложные и простые)

Простые вещества (металлы и неметаллы)

Сложные вещества (оксиды, основания, кислоты, соли)

2. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления (– 2) SO2 N2O5 CaO Li2O ZnO Al2O3  
3. Основания – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид-анионы. NaOH Ba(OH)2 
4. Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков. HCl HNO3 h3SO4 
5. Соли – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка. NaCl MgSO4 KNO3 Na2[Zn(OH)4] 
6. Переходные элементы {Be, Zn, Al, Cr(+3)} – это элементы (металлы), которые могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. 
7. Оксиды и гидроксиды переходных элементов могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. Такие соединения называют АМФОТЕРНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ.

Запишите генетический ряд и осуществите превращения для элементов:
• Кальций
• Медь
• Фосфор
• Кремний 

1. Внимательно прочитайте §2 в учебнике Габриеляна
2. Составьте генетический ряд цинка, бериллия, алюминия и хрома в степени окисления (+3) как металла и как неметалла.
3. Осуществите превращения, по составленным генетическим рядам (используйте информацию §2)

Урок – 5 Окислители, восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

Диагностика – 2 
Вариант – 1
1. Осуществите превращения: Cl2 → HCl → MgCl2 → AgCl. 
2. Какая масса серы потребуется для получения сернистого газа SO2 объемом 11,2л?
Вариант – 2
1. Осуществите превращения: Si → SiO2 → Na2SiO3 → h3SiO3. 
2. Какая масса воды образуется при взаимодействии 5,6л кислорода с водородом?
1. Восстановитель – 
  • • Повышает степень окисления
  • • Отдает электроны
  • • Окисляется
  Окисление восстановителя – процесс отдачи электронов: Alº – 3e →Al³+ 
2. Окислитель – 
  • • Понижает степень окисления
  • • Принимает электроны
  • • Восстанавливается
Восстановление окислителя – процесс принятия электронов: Sº + 2e → S²־ 
3. Метод электронного баланса
  • 1) Проставить степени окисления
  • 2) Найти элементы изменяющие степень окисления
  • 3) Определить восстановитель и окислитель
  • 4) Составить схему процесса окисления восстановителя
  • 5) Составить схему процесса восстановления окислителя
  • 6) Найти НОК переданных электронов
  • 7) Выставить необходимые множители
  • 8) Обозначить процесс окисления и восстановления
  • 9) Проставить коэффициенты в уравнение

4. Уравняйте методом электронного баланса:
1. Zn + O2 = ZnO 
2. S + F2 = SF6 
3. Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 +NO2 + h3O 
 

Домашнее задание:


1. Напишите уравнения реакций взаимодействия:
  а) алюминия с серой
  б) хлора с водородом
  в) азота с водородом
  г) алюминия с серной кислотой
Уравняйте эти реакции методом электронного баланса
2. Составьте и решите задачу по любому из этих уравнений.
3. Напишите реакции взаимодействия соли с кислотой, соли с солью и соли со щелочью. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде

 

Урок — 7 Типы химических реакций

1.Дайте характеристику фосфора по положению в ПСХЭ.

2.Составьте схемы образования связей между:

  а) азотом и водородом,

  б) калием и селеном

  в) атомами хлора

  г) атомами олова

3.Составьте генетический ряд бария. (РИО. ОВР. Тип реакций).

4.Какой объем водорода выделится при растворении 20г кальция в воде?

Домашнее задание

1.Для  алюминия

2.Для а) натрия и азота, б) фосфора и водорода, в) атомов лития, г) атомов кислорода

3..Для  фосфора  

4. Составить и решить задачу 

 

 

 

Презентация к уроку по химии (9 класс) по теме: презентация к уроку по химии «Характеристика химического элемента неметалла по положению в ПСХЭ Менделеева»

Слайд 1

Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Слайд 2

Цели урока Дать план общей характеристики хим. элемента по его положению в ПСХЭ Повторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ

Слайд 3

План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ Адрес ХЭ Строение атома, проявляемые свойства, сравнение с соседними элементами Физические свойства простого вещества Оксид, образуемый этим ХЭ и его свойства, тип и схема хим. связи Гидроксид, образуемый этим ХЭ, его свойства, тип связи Водородное соединение, его свойства Соли и их свойства

Слайд 4

Дадим характеристику элемента ФОСФОРА Порядковый номер 15, 3 период (малый), 5 группа, главная подгруппа ( VA ) + 15 окисление Неметаллический элемент Р 0 – 5 e Р + 5 Р 0 + 3 e Р -3 восстановление Восстановитель и окислитель 2 8 5 n = 3 n = 2 n = 1 S S p 1S 2 2S 2 2p 6 3S 2 3p 3 P d p S S p

Слайд 5

Сравним свойства атома фосфора с соседними ХЭ по группе и периоду В группе : Азот — Фосфор — Мышьяк На внешней оболочке – по 5 электронов (сходство) Количество оболочек: у фосфора на 1 оболочку больше, чем у азота, но на 1 оболочку меньше, чем у мышьяка, следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у азота, но меньше, чем у мышьяка, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у азота, но сильнее, чем у мышьяка В периоде : Кремний – Фосфор — Сера Количество оболочек – по 3 (сходство) Количество внешних электронов : у кремния 4 e , у фосфора – 5, у серы — 6 e , следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у серы, но меньше, чем у кремния, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у серы, но сильнее, чем у кремния

Слайд 6

Фосфор – простое вещество Неметалл, имеет разные аллотропные модификации (красный, белый – яд, смерть – 50 мг, черный),молекулярное строение Р 4 Т пл.=44,1 0 , Т кип.=280,5 0 (белый) Молекулярная кристаллическая решетка Ковалентная хим. связь Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск не характерны Химические свойства: реагирует с металлами (кроме висмута, ртути, свинца) и неметаллами (образует бинарные соединения) – составить уравнения реакций с натрием, кислородом, хлором, серой

Слайд 7

Оксиды фосфора – Р 2 O 3 , Р 2 О 5 Солеобразующие, кислотные Ковалентная полярная связь (записать схему образования связи) Белый цвет Химические свойства: Запишите реакции оксида фосфора ( V ) с водой, оксидом натрия, гидроксидом натрия Получение: 4 Р + 5 О 2 = 2 Р 2 O 5 оксид фосфора ( V )

Слайд 8

Фосфорная кислота- H 3 РО 4 Н + — РО 4 3 — ковалентная полярная связь Н + — простой ион, РО 4 3 — — сложный ион РО 4 3 — — КПС Вязкая, сиропообразная бесцветная жидкость, которая легко переохлаждается Химические свойства : запишите реакции фосфорной кислоты с гидрокидом калия, оксидом натрия, карбонатом натрия, хлоридом бария Получение: Р → Р 4 О 10 (димер Р 2 О 5 ) → Н 3 РО 4

Слайд 9

Водородное соединение – Р H 3 фосфид водорода (фосфин) Ядовитый, химически активный, бесцветный газ со слабым чесночным запахом, плохо растворим в воде, лучше в орг. Растворителях, КНС Сильный восстановитель РН 3 + 2 О 2 = Н 3 РО 4 C оли фосфора – фосфаты, гидро- и дигидрофосфаты, фосфиды Проверить растворимость солей фосфора в воде по таблице растворимости

Слайд 10

Открытие фосфора – «светящийся» открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году из человеческой мочи ( phosphorus mirabilis, лат. «чудотворный носитель света»), позже немецким химиком — Иоганном Кункелем , Р. Бойлем — 14 октября 1680 года В древнегреческой мифологии имя Фосфор (или Эосфор, др.-греч. Φωσφόρος) носил страж Утренней звезды

Слайд 11

Получение фосфора из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и кремнезёмом при температуре 1600 °С: 2 Са 3 (РО 4 ) 2 + 10С + 6 SiO 2 = P 4 + 10 CO + 6 CaSiO 3 Образующиеся пары белого фосфора конденсируются в приёмнике под водой. Вместо фосфоритов восстановлению можно подвергнуть и другие соединения, например, метафосфорную кислоту: 4 HPO 3 + 10 C = P 4 + 2 H 2 O + 10 CO

Слайд 12

Генетический ряд неметалла Вспомните признаки генетического ряда: Один и тот же химический элемент-неметалл Разные формы существования этого элемента-неметалла (простое вещество-оксид-кислота-соль) Взаимопревращения веществ разных классов

Слайд 13

Генетический ряд неметалла фосфора Р  Mg 3 P 2  PH 3  Р i 2 O 5  H 3 РО 4  Na 3 PO 4 Задание: осуществить цепочку превращений (составить уравнения реакций)

Слайд 14

Задачи на выход продукта реакции Вычислить выход нитрата аммония (NH 4 NO 3 ) в % от теоретически возможного, если при пропускании 85 г аммиака в раствор азотной кислоты, было получено 380 г удобрения. Сколько г аммиачной селитры (NH 4 NO 3 ) можно получить при взаимодействии 44,8 л аммиака (н. у.) с азотной кислотой, если известно, что практический выход составляет 80 % от теоретически возможного?

Слайд 15

Вспомним формулы! η – выход продукта m пр. V пр . η = —— = ——- m теор. V теор.

Слайд 16

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5,5 г. Определите выход продукта реакции (%). Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

Слайд 17

№ 1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0,5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%). №2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr 2 O 3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %. № 3. Определите, какая масса мели вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%. № 4. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

Слайд 18

Домашнее задание § 1, упражнения Решить задачи. № 1. При взаимодействии 6,9 г натрия с водой получили 3л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода газа в %. № 2. Из 140 г оксида кальция получили 182 г гидроксида кальция. Вычислите массовую долю выхода гидроксида кальция. №3. При взаимодействии 11,2 г железа с соляной кислотой выделилось 4,45 л водорода (н. у.). Вычислите объемную долю (в %) выхода водорода от теоретически возможного. № 4. Из 4,08 кг оксида алюминия получили 2 кг алюминия. Вычислите массовую долю (в %) выхода продукта реакции от теоретически возможного. № 5. При восстановлении железа углеродом из 16 г оксида железа (III) выделилось 3 л оксида углерода (IV) (н. у.). Какова объемная доля (в %) выхода оксида углерода (IV) от теоретически возможного?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *