Географические названия сжатое изложение – План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме: Урок «Подготовка к написанию сжатого изложения «Географические названия» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс

Упражнение № Географические названия Цель этого упражнения показать, как зависит выполнение сжатого изложения от точности понимания исходного текста

Упражнение № 4. Географические названия

Цель этого упражнения — показать, как зависит выполнение сжатого изложения от точности понимания исходного текста.

I. Прочитайте текст

(1)Имена рек — старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли. (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места. (З)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников. (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.

(По Л. Успенскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. О чем говорится в этом тексте? а) о страхе древних людей перед богами б) о переселении древних людей в) о названии рек г) о завоевательных войнах древности

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение

б) они почти никогда не менялись

в) многие из них по значению связаны со сменой времен года г) в них отражена история древних междоусобиц

3. Какой(-ие) тип(-ы) текста использует(-ют)ся в этом тексте?

а) рассуждение б) повествование и описание в) описание г) рассуждение и повествование

4. Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение № 1)?

а) от названий рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озер;

б) названия рек занимают особое, почетное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племен

5. Закончите план этого текста

1) Названия рек -__________. 2) Древние люди боролись за__________. 3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия 4) Два предположения о том, почему они

6. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову «река»:

Ответ: поток, великие водные дороги

7. Дополните этот фрагмент примерами из текста.

Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («__________» из предложения № 6), подчеркнутый анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и _________),__________(«как шумная река»). Слово разговорного стиля («__________» из предложения № 9) придает тексту интонацию доверительно-непринужденной беседы.

III. Напишите сжатое изложение.

1)Имена рек — старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли. 1. {Запишите главную часть первого предложения.) 2. Древние люди, пытаясь найти (какое?) __________ место для__________, (что делали?)__________. 3. Пришельцы, захватывая__________, меняли названия почти всех__________, но всегда сохраняли (что?)__________. 4. Мы не знаем, почему__________. 5. Может быть, они_______________________________. 6. Может быть, реку трудно__________, потому что она протекает через__________. 7. Так или иначе названия рек сохраняются__________, переходя от__________к_______

Урок подготовки к написанию сжатого изложения при подготовке к ОГЭ

Класс: 9 класс

Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Цели урока:

  • развивать способность учащихся адекватно воспринимать текст на слух, определять основную тему текста, выделять ключевые слова и микротемы текста;

  • развивать способность учащихся зрительно воспринимать текст, определять структуру текста, свободно ориентироваться в текстовом пространстве;

  • формировать умение письменно воспроизводить текст, применяя разные приёмы сжатия текста;

  • формировать умение строить высказывание в соответствии с лексическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами;

  • активизировать аналитические способности учеников;

  • создать условия для реальной самооценки учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

План урока:

    1. Организационный момент. Слово учителя.

    2. Выполнение работы учащимися под руководством учителя.

    3. Самостоятельная работа

    4. Подведение итогов.

    5. Домашнее задание.

Методы:

    Формы организации работы учащихся на уроке:

      Оборудование урока: тексты для работы; листы с заданиями.

      Ход урока.

      1. Организационный момент. Слово учителя.

      Сообщение темы и цели урока.

      1. Выполнение работы учащимися под руководством учителя.

      1. Прочитайте ключевые слова текста, с которым вы сейчас познакомитесь. Попробуйте дога-

      даться по этим словам о содержании текста. (Ключевые слова распечатаны на карточках, которые розданы ученикам.)

      Жилища из дерева, легко поддаётся обработке, причин, богата, дешёвым, на Руси, очень быстро, легко разбираются, сухо, тепло, более гигиенично, дышит, прохладно.

      (Учащиеся знакомятся со списком слов, высказывают предположения.)

      1. Прослушайте текст и определите, соответствует ли последовательность предъявленных ключевых слов его содержанию. Если необходимо, внесите правку в список ключевых слов.

      (1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин.

      (3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боровицкий холм, Марьина Роща, Серебряный Бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.

      (7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день.

      (9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в два раза толще. (150 слов)

      (В. Рябцев)

      (Учащиеся слушают текст. Делают пометки. Исправляют список ключевых слов.) В результате получается следующее:

      На Руси, жилища из дерева, причин, богата, дешёвым, легко поддаётся обработке, очень быстро, легко разбираются, более гигиенично, дышит, сухо, тепло, прохладно.

      1. Выполните задания: (Учащиеся получают задания, распечатанные на карточках.)

      1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

      А. Дома из камня практичнее и гигиеничнее.

      Б. Географические названия хранят память о древнем ландшафте страны.

      В. Строение из дерева легко разобрать и перевезти на новое место.

      Г. Деревянное строение могли построить на Руси в течение одного дня.

      1. Каков стиль и тип речи текста?

      А. разговорный стиль; повествование

      Б. художественный стиль; повествование

      В. научный стиль; описание

      Г. публицистический стиль; рассуждение

      1. Составьте план текста, выделив микротемы.

      (Составление плана (самостоятельно). Совместное обсуждение и корректировка.)

      а) Издревле на Руси строили жилища из дерева.

      б) Дерево дёшево.

      в) Дерево легко поддаётся обработке.

      г) Деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место.

      д) Деревянное жилище более гигиенично.

      1. Прочитайте тот же самый текст и отредактируйте, если необходимо, свой план.

      (Читают текст, определяют степень необходимости редактуры.)

      1. Выполните задания:

      1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

      А. 7, 8 Б. 1, 2 В. 3, 4 Г. 9, 10

      1. Сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, содержится в тексте?

      А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

      Необходимо обратить внимание учащихся на то, как эти аргументы вводятся в текст, на использование вводных конструкций для подчёркивания последовательности в изложении фактов. Рекомендовать ввести эти конструкции в план и использовать их в тексте. В итоге план текста выглядит следующим образом:

      а) Издревле на Руси строили жилища из дерева.

      б) Во-первых, дерево дёшево.

      в) Во-вторых, дерево легко поддаётся обработке.

      г) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место.

      д) И наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично.

      1. В каком предложении не использована вводная конструкция для подчёркивания

      последовательности в изложении фактов?

      А. 7 Б. 9 В. 10 Г. 12

      1. Самостоятельная работа:

      • Подумайте, какие способы сжатия текста можно использовать.

      • Заполните таблицу.

      (Учащиеся получают листок с таблицей, выполняют задание, в парах обсуждают варианты ответов, если необходимо, корректируют.)

      Номер абзаца

      Фрагмент текста

      Способ сжатия

      1

      (1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин.

      2

      (3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боровицкий холм, Марьина Роща, Серебряный Бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.

      3

      (7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день.

      4

      (9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в два раза толще.

      Так выглядит таблица, верно заполненная учащимся:

      Номер абзаца

      Фрагмент текста

      Способ сжатия

      1

      (1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин.

      Исключение.

      2

      (3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боровицкий холм, Марьина Роща, Серебряный Бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.

      Исключение.

      Обобщение.

      3

      (7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день.

      Исключение.

      4

      (9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в два раза толще.

      Исключение.

      • Напишите сжатое изложение.

      • Сравните с исходным текстом своё изложение с точки зрения:

      • точности передачи всех микротем исходного текста, важных для понимания авторского замысла;

      • наличия средств связи между частями текста изложения и предложениями внутри частей;

      • соответствия типу речи и стилю исходного текста;

      • соответствия лексическим, грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам.

      Издревле на Руси строили жилища из дерева.

      Во-первых, русская земля всегда была богата лесами, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.

      Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро.

      Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. И наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. Оно дышит.

      (60 слов.)

      1. Подведение итогов.

      Учитель предлагает ученикам ещё раз рассказать о том, над чем сегодня работали, что усвоили.

      (Тренировались в восприятии текста на слух, в умении выделять основную мысль и микротемы текста, работали над приёмами сжатия текста, учились видеть вставные конструкции, помогающие логично выстраивать текст, отрабатывали навыки грамотного письма.)

      1. Домашнее задание:

      В дополнительных рабочих тетрадях выполнить задания части 2 варианта 6.

      Задания для учащихся.

      КАРТОЧКА 1.

      Прочитайте ключевые слова текста, с которым вы сейчас познакомитесь. Попробуйте дога-

      даться по этим словам о содержании текста.

      Жилища из дерева, легко поддаётся обработке, причин, богата, дешёвым, на Руси, очень быстро, легко разбираются, сухо, тепло, более гигиенично, дышит, прохладно.

      КАРТОЧКА 2.

      Выполните задания:

      1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

      А. Дома из камня практичнее и гигиеничнее.

      Б. Географические названия хранят память о древнем ландшафте страны.

      В. Строение из дерева легко разобрать и перевезти на новое место.

      Г. Деревянное строение могли построить на Руси в течение одного дня.

      1. Каков стиль и тип речи текста?

      А. разговорный стиль; повествование

      Б. художественный стиль; повествование

      В. научный стиль; описание

      Г. публицистический стиль; рассуждение

      1. Составьте план текста, выделив микротемы.

      КАРТОЧКА 3.

      Выполните задания:

      1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

      А. 7, 8 Б. 1, 2 В. 3, 4 Г. 9, 10

      1. Сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, содержится в тексте?

      А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

      1. В каком предложении не использована вводная конструкция для подчёркивания

      последовательности в изложении фактов?

      А. 7 Б. 9 В. 10 Г. 12

      КАРТОЧКА 4.

      • Подумайте, какие способы сжатия текста можно использовать.

      • Заполните таблицу.

      Номер абзаца

      Фрагмент текста

      Способ сжатия

      1

      (1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин.

      2

      (3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боровицкий холм, Марьина Роща, Серебряный Бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.

      3

      (7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день.

      4

      (9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в два раза толще.

      КАРТОЧКА 5.

      • Напишите сжатое изложение.

      • Сравните с исходным текстом своё изложение с точки зрения:

      • точности передачи всех микротем исходного текста, важных для понимания авторского замысла;

      • наличия средств связи между частями текста изложения и предложениями внутри частей;

      • соответствия типу речи и стилю исходного текста;

      • соответствия лексическим, грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам.

      Сжатое изложение «Что умещается в одном слове — Родина?»

      Текст для сжатого изложения:

      Что умещается в одном слове — Родина? Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Родина – это растущие города и малые деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

      Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела. В годы войны мы призвали на помощь себе наше прошлое. Прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».

      Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Человеку, семье, народу важно знать свои корни, чтобы легче было почувствовать назначение и смысл жизни.

      (по В. М. Пескову)

      Микротемы:

      1. Для человека слово Родина означает многое: это милый сердцу уголок природы и пространство в одну шестую карты, это история и завтрашний день родной страны, это люди с их радостями и заботами.
      2. Родина подобна дереву, корни которого — это наша история, свершения наших предков, наше славное прошлое, которое становится сильным оружием в самое трудное для страны время.
      3. Чтобы почувствовать назначение и смысл человеческой жизни, человеку, семье, народу важно знать свое прошлое, без которого невозможно хорошо понять и оценить по достоинству настоящее.

      Готовое сжатое изложение:

      Что умещается в одном слове — Родина? Родина означает многое: это и пространство в одну шестую земной карты, это и история, и планы на завтра, и люди с их миром чувств.

      Родина подобна дереву, на котором не сосчитать листьев. Корни его — это наше прошлое, это наша история, дела наших дедов. В годы войны мы призвали на помощь себе прошлое, и оно стало сильным оружием.

      Без прошлого невозможно ни понять, ни оценить по достоинству настоящего. Человеку важно знать свои корни, чтобы легче было почувствовать смысл жизни. (84 слова)

      Учимся писать сжатое изложение. 5 класс


      Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
      Текстовое содержимое слайдов презентации:

      УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕГоршкова Елена Геннадьевна,МОУ СОШ №42 г.Твери,учитель русского языка и литературыУрок развития речи. 5 класс Образовательные цели урока:– формирование умения лаконично передавать основное содержание исходного текста; – знакомство с основными способами сжатия текста; – формирование навыков сжатия исходного текста различными способами; – формирование умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; – отработка умения понимать и преобразовывать информацию; – формирование орфографических и пунктуационных навыков.Развивающие цели урока: – развитие навыков восприятия текста, выделения микротем; – развитие умения пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов.Воспитательная цель урока: – пробуждение интереса учеников к родному слову, изучению истории и географии своей страны. Исходный текст похож на большую формочку для песка, подробное изложение – на формочку поменьше, сжатое изложение — на самую маленькую.

      Задача подробного изложения — максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения — кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, не нарушив логической последовательности событий. Для этого необходимо отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.
      ppt_y
      ppt_y ИСКЛЮЧЕНИЕ- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, — исключение одного или нескольких предложений.СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. (Николай Носов.) Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его шиворот-навыворот.

      ОБОБЩЕНИЕ — замена однородных членов обобщающим понятием (словом). Эти книги лежали у него[Знайки] и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. (Николай Носов.) Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом). Эти книги лежали у него повсюду.

      УПРОЩЕНИЕ- слияние нескольких предложений в одно,- замена сложноподчинённого предложения простым. Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили. ( По Николаю Носову.) Запишите содержание фрагмента с помощью сложного предложения. Лицо Незнайки расплылось в улыбке от удовольствия, что его похвалили.

      Как писать сжатое изложениеИнструкция- Внимательно прослушайте текст.- Выделите важные, необходимые мысли.- Найдите среди них главную мысль.- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.- Озаглавьте каждую часть и составьте план.- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.- Какие факты (примеры, случа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *