Глаголы именные составные – Составное глагольное и именное сказуемое — Правила-помощники (русский язык) — Каталог статей

Составное именное сказуемое в русском языке.

Сказуемое, состоящее из именной части и глагола-связки называется составным именным сказуемым.
Глагол-связка быть является наиболее употребляемым. Связка в предложении может быть опущена.

Составное именное сказуемое, которое сокращенно обозначается СИС, состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка выражает грамматическое значение;
б) основная часть – именная часть выражает лексическое значение.

При разборе сказуемое обозначают двумя горизонтальными линиями.

Именная часть составного сказуемого выражается:
именем прилагательным.
Приведем пример: дорога была плохая;

именем существительным.
Приведем пример: собака — верный друг;

сравнительной степенью имени прилагательного.
Приведем пример: у неё волосы длиннее плеч;

кратким оборотом страдательного причастия.
Приведем пример: еда съедена;

кратким прилагательным.
Приведем пример: утро свежо;

наречием.
Приведем пример: ошибка была налицо;

именем числительным.
Приведем пример: пятью пять — двадцать пять;

местоимением.
Приведем пример: эта книга твоя;

синтаксически цельным словосочетанием.
Приведем пример: она упала в грязь лицом;

Вид связки по значению:
Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.     

Типичные глаголы:
Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Приведем примеры:    
Она была учительницей.
Она будет учительницей.
Она учительница.
Она была официанткой.
Она будет официанткой.
Она официантка.
Она является официанткой.
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

Вид связки по значению:
Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.     

Типичные глаголы:
а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;
б) сохранение признака: остаться;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;
д) название признака: зваться, называться, почитаться.     

Приведем примеры:
Он стал больным.
Он остался больным.
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным.
Он считался больным.
Он казался больным.
Он является больным.
Он слыл больным.
Их называли больными.

Вид связки по значению:
Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

Типичные глаголы:
а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;

б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть.

Приведем примеры:    
Она сидела усталая.
Он ушёл сердитый.
Он вернулся расстроенный.
Он жил отшельником.
Он родился счастливым.
Он умер героем.

Дата публикации:





Теги: сказуемое :: правила русского языка


Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:


nashol.com

Составное именное сказуемое

Сегодня на уроке мы изучим еще один вид сказуемого – составное именное сказуемое, подробно рассмотрим его строение и составляющие компоненты.

На уроке мы

Мы с вами уже знаем, что сказуемое бывает простым глагольным (ПГС) и составным глагольным (СГС). В обоих случаях главным компонентом сказуемого выступает глагол.

А как обстоит дело с составным именным сказуемым?

Обратим внимание на слово именное. Оно как бы говорит нам о том, что в данном случае главным словом будет именная часть речи.

А может ли составное именное сказуемое совсем обойтись без глагола? Ответ на этот сложный вопрос нам даст детальное рассмотрение правил и примеров.

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей (компонентов): вспомогательной и именной частей.

Структура СИС

Вспомогательной частью является спрягаемый глагол-связка, который выражает грамматическое значение сказуемого, то есть время и наклонение.

Основную часть составного именного сказуемого выражает именная часть (имя или наречие).

Формула составного именного сказуемого:

СИС = глагол-связка + именная часть.

Структура СИС

Запомните:

Выделяют три вида глаголов-связок по значению: грамматическая, полузнаменательная и знаменательная.

Виды глаголов-связок

Рассмотрим, что они обозначают, подробнее:

1. Грамматическая связка. Она не имеет лексического значения и выражает только время и наклонение.

Какие же глаголы относятся к грамматической связке?

Глаголы быть и являться. В русском языке обычно глагол быть в настоящем времени стоит в так называемой нулевой форме, то есть его нет, он подразумевается. Именно отсутствие глагола-связки быть и указывает нам на настоящее время, изъявительное наклонение.

Например:

Она была археологом. Составное именное сказуемое: была археологом. Глагол-связка была указывает на прошедшее время, изъявительное наклонение.

Она будет археологом. Составное именное сказуемое: будет археологом. Глагол связка будет указывает на настоящее время, изъявительное наклонение.

Она археолог. Составное именное сказуемое: есть археолог. Однако в русском языке глагол-связка есть просто подразумевается. Его отсутствие указывает нам на настоящее время, изъявительное наклонение.

Иногда это слово присутствует в предложении: Сострадание есть свойство развитой души. Составное именное сказуемое: есть свойство. Глагол есть указывает на настоящее время, изъявительное наклонение.

Грамматическая связка

2. Полузнаменательная связка. Само значение этого слова выражается в том, что она вносит в значение сказуемого дополнительные смысловые оттенки, выражая тем самым не только грамматические оттенки. Но самостоятельным этот глагол быть не может.

Полузнаменательная связка

Какие глаголы мы отнесем к полузнаменательной связке?

Глаголы, обозначающие возникновение или развитие признака: делаться, сделаться, становиться, стать.

Он стал знаменитым. Сказуемое – стал знаменитым.

Он делался знаменитым. Сказуемое – делался знаменитым.

Он сделался знаменитым. Сказуемое – сделался знаменитым.

Полузнаменательная связка

– Глаголы, обозначающие обнаружение или проявление признака: бывать, оказаться.

Он бывал знаменитым каждую зиму.

Сказуемое – бывал знаменитым.

Он оказался знаменитым. Сказуемое – оказался знаменитым.

– Глагол, обозначающий сохранение признака: остаться.

Он остался знаменитым. Сказуемое – остался знаменитым.

Полузнаменательная связка

– Глаголы с оценкой признака с точки зрения реальности: казаться, показаться, представляться, считаться, слыть.

Он казался знаменитым. Сказуемое – казался знаменитым.

Он считался знаменитым. Сказуемое – считался знаменитым.

 

Полузнаменательная связка

– Глаголы, указывающие на название признака:

зваться, называться, почитаться.

Он почитался знаменитым. Сказуемое – почитался знаменитым.

Но если мы скажем: он сделался, смысл предложения будет утрачен. То же самое произойдет, если мы скажем: он знаменитым.

Вывод:

Полузнаменательная связка не может употребляться самостоятельно.

Знаменательная связка, напротив, может выступать самостоятельно в роли сказуемого, так как имеет лексическое значение.

Полузнаменательная связка

– Глаголы, обозначающие положение в пространстве: лежать, стоять, сидеть.

Она сидела сердитая. Сказуемое – сидела сердитая.

– Глаголы, обозначающие движение:

идти, бродить, приехать, вернуться.

Она ушла сердитая. Сказуемое – ушла сердитая.

– Глаголы, обозначающие состояние человека: жить, родиться, умереть, работать.

Он жил одиноким. Сказуемое – жил одиноким.

Знаменательная связка

Способы выражения именной части СИС

Имя существительное:

1. Может выражаться существительным в родительном или творительном падеже:

 Она моя сестра. Сказуемое сестра выражено существительным в именительном падеже.

Она была моей сестрой. Сказуемое была сестрой выражено существительным в творительном падеже.

2. Может выражаться существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога:

Капитан был в забытьи. Сказуемое был в забытьи выражено существительным в творительном падеже.

Она без копейки. Сказуемое без копейки выражено существительным в родительном падеже.

3. Может выражаться цельным словосочетанием, в котором главное слово – существительное в родительном падеже со значением оценки:

Лидия была работящей породы. Сказуемое – работящей породы.

Это юноша невысокого роста. Сказуемое – невысокого роста.

Способы выражения именной части

Имя прилагательное:

1. Может выражаться кратким прилагательным:

Она весела. Сказуемое – весела.

2. Может выражаться полным прилагательным в творительном или винительном падеже:

Он грустный. Сказуемое – грустный.

Он стал грустным. Сказуемое – стал грустным.

3. Может выражаться прилагательным в сравнительной или превосходной степени:

Здесь крики сестры были слышнее. Сказуемое – были слышнее.

Ты самая лучшая. Сказуемое – самая лучшая.

Способы выражения именной части

Причастие:

1.  Может выражаться кратким причастием:

Она ранена. Сказуемое – ранена.

Окна были разбиты. Сказуемое – были разбиты.

2. Может выражаться полным причастием в именительном или родительном падеже:

Окна были разбитые. Сказуемое – были разбитые.

А можно сказать и так: Окна были разбитыми. Сказуемое – были разбитыми.

 

Способы выражения именной части

В СИС может входить местоимение или цельное выражение с главным словом местоимением:

Вся дичь – ваша. Сказуемое – ваша.

Это что-то непонятное. Сказуемое – что-то непонятное.

Числительное в именительном или творительном падеже:

Их дом – пятый с краю. Сказуемое – пятый с краю. Их дом был пятым с краю. Сказуемое – был пятым с краю.

Наречие также входит в состав СИС: Его сестра была настороже. Сказуемое настороже. Она замужем за моим братом. Сказуемое – замужем.

Способы выражения именной части

Вывод: СИС состоит из двух компонентов: глагола-связки и именной части.

Запомните четыре подсказки:

1. Если сказуемое выражается одним словом – наречием или именем с нулевой связкой, то это непременно составное именное сказуемое.

2. Причастия и краткие прилагательные всегда являются частью именного составного сказуемого.

3. Основными падежными формами составного именного сказуемого являются именительный и творительный падежи.

4. Как и подлежащее, именная часть составного именного сказуемого может выражаться цельным словосочетанием.

Запомни!

videouroki.net

Составное именное сказуемое: примеры. Типы сказуемых

В этой статье мы расскажем о типах сказуемых, остановимся подробно на составном именном и его связках, приведем примеры.

Как известно, грамматическую основу всего предложения составляют сказуемое и подлежащее — главные члены. Сказуемое обычно согласуется в лице, роде и числе с подлежащим. Оно выражает грамматическое значение изъявительного, повелительного или условного наклонения.

Основные типы сказуемых:

1) простое глагольное;

2) составное глагольное;

3) составное именное сказуемое (примеры смотрите ниже).

Два принципа выделения типов сказуемых

сказуемое определение

Они делятся по двум принципам. Типы сказуемых классифицируют следующим образом:

1) по составу;

2) по их морфологической природе.

В первом случае разделяют такие типы, как простое и составное. Последнее включает в себя составные именные и глагольные сказуемые. Основываясь на втором принципе, выделяют именное и глагольное. Именная часть составного сказуемого может выражаться прилагательным, существительным и наречием. Данные деления пересекаются. Так, составным или простым может быть глагольное сказуемое, а именное всегда составное.

Простое глагольное сказуемое

составное именное сказуемое примеры

Простое глагольное сказуемое, определение которого, как вы увидите, имеет некоторые нюансы, выражает глагол в спрягаемой форме, то есть употребляемый в форме наклонения (изъявительного, условного или повелительного). Также к нему относятся такие варианты, у которых отсутствует формальный показатель времени, наклонения и подчинения подлежащему. Это усеченные формы глагола (хвать, толк, бац и т. д.), а также инфинитив, употребленный в значении изъявительного наклонения. Кроме того, простое глагольное сказуемое может быть представлено фразеологическим оборотом, а также спрягаемой формой глагола + модальной частицей (давай, да, пускай, пусть, будто, было, как бы, точно, словно, только что и др.)

Составное именное сказуемое

предложения с составным именным сказуемым

Как уже было сказано, именной тип всегда составной, включая те случаи, когда его представляет всего одна словоформа. Несмотря на то что слово, выражающее его, всего одно, в таких предложениях присутствует составное именное сказуемое. Примеры приводим следующие: «Он молод. Он обеспокоен трудами, заботами».

У таких сказуемых всегда присутствуют два компонента. Первый — это связка, которая выражает предикативные категории времени и модальности. Второй — это присвязочная часть, в ней указано вещественное основное содержание данного типа сказуемого.

Связка в составном именном сказуемом

Учение о связке в русской науке о синтаксисе разработано подробно. Особенность традиционного подхода в том, что этот термин понимается широко. Связкой, во-первых, называют слово «быть», единственное значение которого — указание на время и модальность. Во-вторых, ею именуют глаголы с видоизмененным и ослабленным в той или иной степени значением, которые выражают не только предикативные категории, но и вкладывают вещественное содержание в такое сказуемое.

Сравните примеры: он был грустным — он казался (стал) грустным — он возвратился грустным.

В первом предложении связка «быть» отвлеченная, это служебное слово, формант, у которого присутствуют грамматические формы времени и наклонения, что характерно для глагола. Однако она не является глаголом, поскольку не имеет процессуального действия или признака, а также категории вида, которой обладает любой из них.

Знаменательные и полузнаменательные связки

связка в составном именном сказуемом

В других примерах представлены связки иного типа — знаменательные и полузнаменательные. Последние вносят значение возникновения признака (становиться/стать), его сохранения (оставаться/остаться), внешнего обнаружения (показаться/казаться), включению внешнего носителя (прослыть/слыть, зваться, считаться) в составное именное сказуемое.

Примеры можно привести следующие: он стал умным — он остался умным — он казался умным — он слыл умным.

Знаменательные связки представляют собой глаголы с определенным, конкретным значением (в основном обозначающие движение или пребывание в том или ином состоянии). Они способны присоединять к себе либо существительное в Т.п. со значением качественной характеристики, либо прилагательное в форме Т.п. или И.п.

Предложения с составным именным сказуемым со знаменательными связками можно привести в пример следующие:

1. Он пришел голодный (голодным).

2. Мальчики оставались сорванцами.

Связка «быть»

типы сказуемых

Связка «быть», являясь отвлеченной, не имеет в изъявительном наклонении формы настоящего времени, поэтому его выражением в данном наклонении является само отсутствие связки. Такие предложения, как ни странно, тоже имеют составное именное сказуемое. Примеры:

1. Дело напрасно.

2. Вечер чудесен.

3. Дорога хороша.

Следует отличать от связки глагол «быть», у которого имеются два значения:

1. Находиться, наличествовать (Мы были в театре. В то время было множество представлений).

2. Иметься (У сестры была кукла).

Связки «суть» и «есть»

Слова «суть» и «есть», которые восходят к формам настоящего времени третьего лица глагола «быть», в современном языке считаются служебными словами, а именно — частицами.

Отсутствие связки называется ее нулевой формой. Это определение сформулировал А. М. Пешковский, оно явилось первой попыткой изучения синтаксических явлений в парадигматическом аспекте. Введение данного понятия означает, что синтаксическая конструкция (то есть предикативная основа некоторого именного двусоставного предложения) изучается не как таковая в отдельности, а в определенном ряду. Это иллюстрируют следующие примеры:

1. Улица будет (была) многолюдна.

2. Улица была бы многолюдна.

3. Улица многолюдна.

Составное глагольное сказуемое

именная часть составного сказуемого

Мы рассмотрели такие типы сказуемых, как простое глагольное и составное именное. Остановимся теперь подробнее на составном глагольном сказуемом. Оно включает два компонента — инфинитив и спрягаемую глагольную форму. Последняя своей грамматической формой и лексическим значением выражает временные, модальные и аспектуальные характеристики некоторого действия, которое обозначено инфинитивом. Инфинитив к себе могут присоединять глаголы, относящиеся к нескольким семантическим группам (хотел работать, начал работать, приехал работать, заставили работать).

Правила определения составного глагольного сказуемого

Составное сказуемое, согласно грамматической традиции, — это не любое соединение с инфинитивом спрягаемой формы. Для того чтобы можно было о нем говорить, должны соблюдаться два требования:

1. Инфинитив в таком сказуемом обозначает не любое действие, а лишь определенной субстанции, той же, что и спрягаемая глагольная форма, то есть некоторого предмета, названного подлежащим.

Примеры можно привести следующие. С одной стороны — он хотел работать, начал работать, может работать, умеет работать. С другой — родители заставили его работать, все просили девушку спеть, начальник приказал выполнить задание. В первом случае, в котором представлены составные глагольные сказуемые, инфинитив принято называть субъектным, поскольку он обозначает действие некоторой субстанции, той же, что и спрягаемая глагольная форма. Во втором случае присутствует объектный инфинитив, который традиционно не вносят в состав составного сказуемого, а говорят о нем как о второстепенном члене.

2. Определяя у составного сказуемого границы, следует учесть характер, который имеют смысловые отношения между инфинитивом и спрягаемой глагольной формой. Инфинитив со значением цели не входит в него. Такое значение он имеет при различных глаголах движения: приехал работать, зашел поболтать, прибежал узнать, послали выяснить. Инфинитив цели (который может быть, как ясно из примеров, как объектным, так и субъектным) — это второстепенный член. Составным сказуемым следует считать лишь соединения инфинитива с глаголами, наиболее отвлеченными по значению (с модальными и фазовыми).

Составное глагольное сказуемое, таким образом, понимается как обозначение действия, некоторого процессуального признака, которое охарактеризовано в аспектуальном (начал работать) или модальном (хотел работать) плане, либо одновременно в обоих из них (хотел начать работать).

составные именные и глагольные сказуемые

Мы рассмотрели основные типы сказуемых, остановившись подробно на составном именном и различных связках, которые в нем присутствуют. Это лишь краткий обзор данной темы, более подробную информацию можно найти в любом учебнике грамматики в разделе о синтаксисе.

fb.ru

Тема урока «Составное именное сказуемое». 8-й класс

Цель урока: дать понятие о составном именном сказуемом.

Задачи:

  • закрепить умение различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом — связкой “быть” в составном именном сказуемом;
  • лабораторным путём выяснить, какими частями речи может быть выражена именная часть;
  • развивать познавательный интереса учащихся;
  • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Тип урока: комбинированный

Структура урока – линейная:

— организация начала урока;

— актуализация прежних знаний и способов действий;

— целеполагание;

— формирование новых знаний и способов действий;

— лабораторная работа;

— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

— проверка усвоения знаний и умений;

— подведение итогов и результатов урока;

— задание на дом.

Методические приёмы: самостоятельная работа учащихся, объяснение учителя, беседа, творческая работа, упражнения на развитие речи, словарная работа, лабораторная работа, занимательные задания.

Формы работы: в процессе подготовки – работа со словарём литературоведческих терминов; в ходе самого урока – взаимоинформация учащихся, работа со словарём иностранных слов, лабораторная работа

Оборудование урока: Таблица “Составное именное сказуемое”, листы с лабораторной работой, оценочные листы ученика, оценочный лист учителя, словарь иностранных слов.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Для лингвистической разминки учащиеся готовят обычно от 3 до 5 слов, такая работа нравится учащимся, они узнают значения новых слов. К тому же эта работа поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку за курс основной школы (задание А3). Обычно для лингвистической разминки из всех слов берётся только одно абсолютно незнакомое, остальные слова знакомы учащимся, но полного толкования они чаще всего не помнят. На доске вывешиваются слова и примеры предложений; учащиеся пытаются пояснить значение слов и найти их в предложенных примерах. Затем подготовленные учащиеся дают полное толкование. Для этого урока мы взяли следующие слова:

Анаграмма – слово или словосочетание слов, образованное путём перестановки букв, входящих в состав другого слова (сосна – насос)

Амфиболия – неясность выражения, допускающего два различных толкования.

Тень отбрасывает предмет,
(Тень отбрасывает людей).
А. Вознесенский

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в сочетании слов, противоречащих друг другу по смыслу.

Чужбина, родина моя!
М. Цветаева

II. Повторение.

Формы работы: беседа, письменная комментированная работа у доски.

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

1. Теоретические вопросы:

— Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

— Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

2. Практическая часть:

— Записать формулу составного глагольного сказуемого.

— Записать предложения, определить вид сказуемого. Во время записи предложений учащиеся рассуждают, проговаривают каждый свой шаг по нахождению сказуемых в предложениях.

(На уроках русского языка стараюсь для письменных работ подбирать пословицы, поговорки. На примере пословиц и поговорок можно изучать любую тему по русскому языку)

Храбрый пули не боится. Будешь любить, коли сердце болит. Был бы друг, найдётся и досуг. Любишь браниться, умей и помириться. Много искать станешь – ничего не достанешь. Каждый трус о храбрости толкует. Есть терпенье – будет и уменье. Умел ошибиться – умей и поправиться.

Орфографическая разминка (на доске записаны слова, в которых учащиеся должны увидеть орфограммы и объяснить): расстилается, косьба, предполагал.

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказуемого — составным именным.

— Попробуйте предположить, что такое “составное именное сказуемое”.

Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого:

СИС = глагол- связка + именная часть.

Давайте подумаем, каковы цели и задачи нашего сегодняшнего урока.

— научиться находить в предложениях составное именное сказуемое;

— выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки;

— определить, какими частями речи может быть выражена именная часть

Рассмотрим три группы глаголов – связок (работа с таблицей)

Глагол быть (самая распространённая связка): в наст времени нулевая: Ты весёлый. Ты был весёлым. ( не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате).

глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Мне сделалось страшно.

глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.: Из похода мы вернулись усталые.

IV. Лабораторная работа.

(Учащиеся выполняют работу на готовых отпечатанных листах – это экономит время на уроке).

При проведении лабораторных работ внимание сосредоточено на выработке умения анализировать определённые факты, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы. Основное при такой организации урока – самостоятельное исследование языкового материала учащимися и обобщение результатов.

Тема: Составное именное сказуемое.

Дано: простые предложения.

Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.

Ход работы

1. Внимательно прочитай предложения.

2. Найди основу данных предложений.

3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.

4. Сделай вывод.

Не забудь!

СИС = глагол — связка + именная часть

В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,

1. Азбука – к мудрости ступенька.

2. И товар хорош, и цена весёлая.

3. Круто замешено, да не пропечёно.

4. Два да два будет четыре.

5. И хорошо, да невпопад.

6. И твоё – моё, и моё — моё.

7. Семь бед – один ответ.

ВЫВОД: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.

Словарная работа: карнавал, иллюминация, комиссия, комитет (работа в парах). Каждая парта получает по одному слову и задание: найти значение слова в словаре иностранных слов и пояснить значение классу, привести примеры.

V. Первичное закрепление

Проверочная работа

(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

1. Дата к…рн…в…ла до сих пор не уточнена.

2. И…юм…нация в…л…колепна.

3. На наез…нике была серая куртка с меховым в…р…тником.

4. Родительский к…м…тет соб…рался один раз в четверть.

5. Созда…ая к…ми…ия была ра…пущена досрочно.

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

Оценочный лист учителя

№ п/п Виды деятельности учащихся Оценки учеников (комментарии)
Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И.
1. Умение находить основу предложения        
2. Определение вида сказуемого        
3. Определение формы сказуемого        
4. Знание частей речи        
5. Умение делать вывод.        

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о сказуемом сегодня на уроке

— Достигли ли мы целей нашего урока?

Сегодня вы хорошо поработали. Желает ли кто - нибудь из вас прокомментировать и оценить свою работу на уроке и поставить себе оценку? Или оценить работу своего товарища.

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

№ п/п Виды деятельности Оценка работы (комментарии)
Знаю Умею Сомневаюсь
1. Нахождение основы предложения      
2. Определение вида сказуемого      
3. Определение формы сказуемого      
4. Знание частей речи      
5. Умение делать вывод.      

Домашнее задание. Домашнее задание дается дифференцированно с учетом учебных возможностей и желания учащихся.

П.14, из произведения А.С.Пушкина “Капитанская дочка” выписать три предложения с разными видами сказуемых// написать небольшое сочинение рассуждение или сказку о простом глагольном сказуемом “быть” и глаголе — связке “быть” в составном именном сказуемом (на выбор учащихся)

Полминутки для шутки.

Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов играют очень большую роль в речи. Попробуйте разобраться в этой фразе (Она написана на доске): Теперьяподнимитетоже. Найдите основу предложения.

urok.1sept.ru

Сказуемое в английском языке

Сказуемое в английском языке

Сказуемое в английском языке – это то, что говорится о подлежащем: что (подлежащее) делает? что с ним делается? какое оно? Сказуемое бывает простым и составным, которое в свою очередь бывает именным и глагольным.

Содержание:

Простое сказуемое в английском языке

Простое сказуемое состоит из глагола в любом времени, лице, числе, залоге, наклонении.

Это может быть сказуемое из одного слова, например, глагола в Present Simple:


Полезные сайты по английскому языку:


I bought a ticket – Я купил билет.

We like your voice – Нам нравится ваш голос.

Но “простое” – не значит однословное. Простое сказуемое может быть выражено глаголом в любом времени:

I will talk about it to your parents. – Я поговорю этом этом с твоими родителями.

The tower has been demolished. – Башня снесена.

Составное именное сказуемое в английском языке

Составное сказуемое может быть именным и глагольным.

сказуемое в английском языке

Виды сказуемого в английском языке

Составное именное сказуемое строится по схеме:

Глагол-связка + именная часть

Глагол-связка – это обычно to be (в подавляющем большинстве случаев) или глагол со значением “становиться”, “переходить из одного состояния в другое”. Get, grow, become, turn – все эти глаголы могут иметь это значение, подробнее об этом читайте в статье о глаголах-связках.

Именная часть обозначает кем или чем является или становится подлежащее. В роли именной части обычно используются существительные, прилагательные, причастия или местоимения.

Приведу примеры с глаголом-связкой to be:

  • to be + существительное

Alex is a lawyer. – Алекс – юрист.

She was my friend. – Она была моей подругой.

  • to be + прилагательное

I am not sure. – Я не уверен.

Elephants are smart. – Слоны – умные.

  • to be + причастие

The gate is locked. – Ворота заперты.

My radio is broken. – Моя рация сломана.

  • to be + местоимение

This wallet is not yours. – Этот бумажник не ваш.

That bag is mine. – Эта сумка моя.

Составное глагольное сказуемое в английском языке

Составное глагольное сказуемое состоит из двух элементов:

Глагол + инфинитив\герундий

Глагол в первой части либо модальный, либо один из тех глаголов, которые сами по себе не дают полного смысла.

  • Модальный глагол + инфинитив

После модального глагола возможен только инфинитив, причем без частицы to. Подробнее об инфинитиве читайте в отдельной статье.

I can swim – Я умею плавать.

You must help your friend. – Ты должен помочь своему другу.

  • Глагол + инфинитив\герундий

После глагола, не дающего полного смысла, возможет инфинитив или герундий. В большинстве случаев инфинитив будет с частицей to. Таких “незаконченных” глаголов много, и они часто встречаются в речи.


Интересные статьи:

I wanted to bake pancakes. – Я хотел испечь блинчики.

John needs to continue his education. – Джону нужно продолжить образование.

I’ll try reading it next time. – Я попробую прочитать это в другой раз.

Do you like swimming? – Вам нравится плавать?

Подробнее о конструкции “глагол + инфинитив\герундий”, а также о том, когда нужен инфинитив, а когда герундий, читайте в статье “Герундий или инфинитив после глагола?”

langformula.ru

«Способы выражения составного именного сказуемого». 8-й класс

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.

Задачи урока:

1. Развивающие:

  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать устную речь учащихся;

2. Образовательные:

  • формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;

3. Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, любви к русскому слову.

Оборудование:

  • компьютер;
  • презентация по теме «Способы выражения составного именного сказуемого»;
  • проектор;
  • карточки по теме “Способы выражения составного именного сказуемого”;
  • Русский язык: учеб. для 8 кл. татр. сред. общеобразоват. шк/ Л.Д. Умарова, Н.Н.Фаттахова, Г.Хамзина, Н.А.Андромонова; Под. ред. Л.З.Шакирова. – . К.: Магариф, 2007.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

– Добрый день! На прошлых занятиях мы начали изучать сказуемое и узнали, что способы выражения сказуемого в русском языке чрезвычайно разнообразны. Помимо спрягаемой формы глагола сказуемое может быть выражено инфинитивом, именем существительным, именем прилагательным, местоимением, причастием, наречием, словосочетанием, фразеологизмом и даже междометием.

II. Актуализация знаний.

– Какой член предложения называют сказуемым?
– Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
– В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Какое сказуемое называют простым глагольным сказуемым?
Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.
Какое сказуемое называют составным глагольным сказуемым?
– Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

1 ученик записывает формулу СГС на доске.

– Молодцы!
– Мы на прошлом занятии начали изучение составных именных сказуемых. Итак, какие сказуемые называются составными именными?
– Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

1 ученик записывает формулу СГС на доске.

– Вспомните 3 группы глаголов-связок.
– Глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь).

2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться.

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.

– Какая связка называется нулевой?
– В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.

III. Работа у доски.

Подчеркните сказуемые.

1. Вечером мороз начал усиливаться. 2. Я хочу переговорить с ним об этом. 3. Он собирается написать отцу. 4. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. 5. Девочка перестала плакать.

IV. Изучение темы “Выражение именной части сказуемого”.

– Откройте тетради, запишите дату, тему. Откройте 64-ую страницу учебника.

Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:
именем прилагательным:
Погода была хорошая;

именем существительным:
Книга — верный друг;

сравнительной степенью имени прилагательного:
У него характер твёрже стали;

• Кратким оборотом страдательного причастия:
Трава скошена;

• Кратким прилагательным:
Вечер тих;

наречием:
Ошибка была налицо;

именем числительным:
Дважды два — четыре;

местоимением:
Эта тетрадь моя;

• Синтаксически цельным словосочетанием:
Он сел в лужу.

VI. Работа с учебником.

После глагола-связки быть полное прилагательное и существительное могут стоять в именительном и творительном падеже. Например: 1. Самым потерянным и негодным человеком в городе был младший Маклаков. 2. Он был вечно угрюмый, точно постоянно сердился на что-то.

После глагола-связки стать/становиться прилагательное и существительное чаще всего стоят в творительном падеже. Например: Разговор становился тяжёлым.

После глаголов-связок являться, казаться, оказаться, называться полное прилагательное и существительное стоят в творительном падеже.

После глаголов-связок со значением движения (идти, возвращаться, приходить, и др.) полные прилагательные употребляются чаще всего в именительном падеже.

Запомните!

Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое.

VII. Закрепление знаний и умений.

1. Работа с учебником.

Выполнение упр. 115.

Прочитайте предложения, вставляя вместо точек окончания прилагательных. Найдите сказуемые, скажите, чем выражена именная часть.

Выполнение упр. 120.

Спишите предложения. Подчеркните сказуемые.

2. Работа по карточкам.

Подчеркните составное именное сказуемое.

1. Семья была большая, рабочая. 2. Воздух тих, прозрачен и свеж. 3. Июньский день выдался жарким. 4. Ночь была чёрная, непроглядная. 5. Вся земля вокруг была изрыта дымящимися воронками.6. Тени под деревьями стали ещё гуще.

VIII. Итоги урока.

Оценки учащимся.

IХ. Домашнее задание. Упр. 126, стр. 68.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *