Глаголы с предлогами пишутся как – Как пишутся глаголы с предлогами. Конспект урока «Слитное и раздельное написание производных предлогов.»

Содержание

Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами

На этом уроке мы узнаем, какую часть речи называют предлогом. Поговорим о роли предлогов в речи, о написании предлогов с другими словами; узнаем, как отличить предлог от приставки. Выполним много занимательных заданий.

Мы уже знаем, что слова в предложении связаны по смыслу. Сегодня мы узнаем о маленьких помощниках, без которых эта связь не была бы возможна.

Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол, опираясь на рисунки.

Кот сидит на столе.

Кот сидит под столом.

Кот сидит за столом.

Кот сидит у стола.

Назовём слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у. Если убрать их из предложений, они теряют свой смысл и связность.

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом.

В русском языке около 200 предлогов. Познакомимся с некоторыми из них. Рассмотрим картинки и кратко ответим на вопросы.

Где растут грибы? В лесу. Предлог В.

Грибы в лесу

 

Рис. 5. Грибы в лесу (Источник)

Где сидит Колобок? На пеньке. Предлог НА.

Колобок на пеньке

Рис. 6. Колобок на пеньке (Источник) 

С кем дружит собака? С кошкой. Предлог С.

Собака с кошкой

Рис. 7. Собака с кошкой (Источник)

Корабль плывёт по чему? По морю. Предлог ПО.

Корабль плывёт по морю

Рис. 8. Корабль плывёт по морю (Источник)

Где сидит ученик? За партой. Предлог ЗА.

Ученик за партой

Рис. 9. Ученик за партой (Источник)

Запомним предлоги: в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.

В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.

Запомним:

Предлоги со словами пишутся раздельно.

Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки – это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги – это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.

Давайте узнаем, как отличить приставку от предлога.

Определим, где приставка, а где предлог.

(На)писал (на)конверте.

Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог – нет. Попробуем:

Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА – приставка.

Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА – предлог.

Написал – НА приставка – пишем слитно. На конверте – НА предлог – пишем раздельно.

Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!

Рассмотрим второй способ:

(Про)читал (про)животных.

Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:

Прочитал – что сделал? – это глагол, ПРО – приставка, вставить другое слово нельзя.

Прочитал про домашних животных. ПРО – предлог, напишем раздельно.

Прочитал про животных.

Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.

Закрепим полученные знания на практике.


 

Это интересно

Давайте поиграем с предлогами.

Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

Сосна – С, О, С, НА.

Сосна

Рис. 10. Сосна (Источник)

Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?

Кот – К, ОТ.

Кот

Рис. 11. Кот (Источник)

Название какого домашнего животного состоит из трёх предлогов?

Коза – К, О, ЗА.

Коза

Рис. 12. Коза (Источник)

Без каких четырёх предлогов не надуешь колесо?

Насос – НА, С, О, С.

Насос

Рис. 13. Насос (Источник)

 

Составим и запишем словосочетания с предлогами В, НА.

Конфеты, ваза;
Книги, полка;
Картина, стена;
Скатерть, стол;
Карандаш, пенал;
Кубики, коробка.

Проверим:

Конфеты в вазе;
Книги на полке;
Картина на стене;
Скатерть на столе;
Карандаш в пенале;
Кубики в коробке.

Вставим подходящие по смыслу предлоги:

Птицы … клетке.

Листики … ветке.

Кошка … столом.

Садик … углом.

Проверим:

Птицы в клетке.

Листики на ветке.

Кошка за столом.

Садик за углом.

Предлоги со словами написаны раздельно.

Спишем, раскрывая скобки:

Миша (в)бежал (в)класс.

Вова (до)ехал (до)школы (на)трамвае.

Нина (по)шла (по)дорожке (в)сад.

Тропинка (с)пускалась (с)горы.

Цветы (под)окном (под)резали (под)корень.

Проверим:

Миша вбежал в класс. Миша что сделал? вбежал. Вбежал – это глагол, значит В – это приставка, пишем слитно. Вбежал в большой класс. Можно вставить слово, значит В – предлог, пишем раздельно.

Вова доехал до школы на трамвае. Вова что сделал? доехал. Доехал – это глагол, значит ДО – это приставка, пишем слитно. Доехал до своей школы. Можно вставить слово, значит ДО – предлог, пишем раздельно. Доехал на красном трамвае. Можно вставить слово, значит ДО – предлог, пишем раздельно.

Нина пошла по дорожке в сад. Нина что сделала? пошла. Пошла – это глагол, значит ПО – это приставка, пишем слитно. По маленькой дорожке. Можно вставить слово, значит ПО – предлог, пишем раздельно. В городской сад. Можно вставить слово, значит В – предлог, пишем раздельно.

Тропинка спускалась с горы. Тропинка что делала?

спускалась. Спускалась – это глагол, значит С – это приставка, пишем слитно. Спускалась с высокой горы. Можно вставить слово, значит С – предлог, пишем раздельно.

Цветы под окном подрезали под корень. Цветы под моим окном. Можно вставить слово, значит ПОД – предлог, пишем раздельно. что сделали? Подрезали – это глагол, значит ПОД – это приставка, пишем слитно. Подрезали под самый корень. Можно вставить слово, значит ПОД – предлог, пишем раздельно.

На этом уроке мы узнали, что предлог – это часть речи, которая служит для связи слов. Нужно помнить, что предлоги со словами пишутся раздельно.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).    
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).   
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 158, С. 113; упр. 161, С. 115.
  2. Составь 4 теста с тремя вариантами ответа по теме урока.
  3. * Используя полученные на уроке знания, составь несколько загадок по примеру из раздела Это интересно.

Слитное и раздельное написание предлогов: как правильно

В этой статье мы с вами окунемся в изучение русского языка и сделаем еще один маленький шажок к получению новых знаний. Мы рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов. А на основании приведенных примеров наглядно увидим отличие предлога от других частей речи.

слитное и раздельное написание предлогов

Понятие предлога

Служебной частью речи является предлог, функциональной особенностью которого является выражение зависимости слова от другого слова или от их группы. Служит предлог для связи в словах в предложениях.

Предлоги производные и непроизводные

Предлоги называют производными, если они были образованы путем перехода из самостоятельных в служебные части речи. Таким образом, первые из них теряют свои морфологические признаки и лексическое значение.

А непроизводными предлоги считают, если названного перехода не было. Пишутся такие предлоги раздельно:

  • на берегу;
  • к подруге;
  • от корабля и т. п.
таблица написания предлогов

Написание производных предлогов

Предлог — это важная часть речи, без которой представить полноценное общение достаточно трудно. Это обязательный компонент, который очень и очень часто встречается в разговоре и не только. Мы с вами рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов «вследствие» и «в следствии».

Слитно пишется предлог «вследствие», если есть причинное отношение и данное слово можно в тексте заменить синонимом «из-за», не теряя смыслового значения:

  • Вследствие (из-за) того что осталось мало работы, Иван не торопился.

Раздельно же слово пишется, если в тексте оно является именем существительным:

  • В следствии по обвинению в краже не хватало прямых улик.

Теперь рассмотрим еще одну пару: «ввиду» и «в виду». Ввиду пишется слитно, если есть место причинному значению. То есть данное слово можно заменить синонимом «из-за»:

  • Николай почувствовал некое уважение к сидящему рядом, ввиду того что он вел себя тихо и сдержанно.

Раздельно пишется, во-первых, при употреблении устойчивого выражения «иметь в виду», во-вторых, если у в фразу вкладывается пространственное значение (поблизости, вблизи):

  • Лодка плыла по тихому течению реки в виду (поблизости, вблизи) берега.

Слова «насчет» и «на счет» пишутся слитно, когда можно употребить синонимичные предлоги «о», «об»:

  • А насчет Федора хотелось бы поговорить.

Раздельно пишется, если в тексте оно является существительным:

  • На счет в банке было переведена большая масса денег.
правописание предлогов

Теперь рассмотрим слова «невзирая на» и «несмотря на». Деепричастие с не пишутся раздельно – это главное правило, а предлоги пишутся слитно, если по характеру в предложении имеют уступительное значение:

  • Несмотря (можно заменить «невзирая») на усталость, мы с большим удовольствием поднимались на вершину холма.

Пример с деепричастным оборотом:

  • Не смотря по сторонам, парень уверенно подошел к сцене.

«Вроде» и «в роде» мы можем написать слитно и заменить синонимом «наподобие»:

  • Что-то вроде тоски коснулось моей души.

Но не стоит предлог «вроде» путать с существительным (в роде) с предлогом.

«Вслед» или «в след»? Пишем слитно, если предлог можно заменить синонимом «вслед за»:

  • Вслед убегающим годам, кричу я громкое: «Не надо»!

А сочетание «в след» может быть существительным с предлогом:

  • Пес громко залаял, как только ткнулся носом в след этого зверька.

«Навстречу» и «на встречу» также нужно суметь различить по принадлежности к разным частям речи:

  • Из темного переулка идет ему навстречу незнакомец.

Отличить можно следующим способом: пишем раздельно, если мысленно разделить это слово и вставить подходящее по смыслу прилагательное:

  • На (эту) встречу выпускников я пойду обязательно.

«Посередине» или «посредине» служит для выражения пространственного отношения, слитное и раздельное написание зависит от вашего умения отличить существительное с предлогом от предлога. Пример правописания предлогов выглядит так:

  • Я увидел освещенную солнцем поляну, посередине которой рос огромный дуб.

Приведем пример с существительным:

  • По (мысленно можно добавить подходящее по смыслу слово, например «самой») середине зала была проведена линия.

Чтобы не ошибиться в словах «наподобие и «на подобие», можно попробовать использовать синоним «вроде», если он подходит, то пишем слитно:

  • Из-за куста неожиданно выпорхнула птица, наподобие (вроде) совы.

Для большей наглядности предлагаем вам таблицу написания предлогов.

Слитное написание:

Раздельное написание:

вследствие

в виду

наподобие

по мере

посередине

В связи

навстречу

со стороны

вслед

в течение

вроде

в заключение

насчет

в продолжение

ввиду

в целях

по причине

по сторонам

Как отличается исследуемый элемент от других частей речи?

Для того чтобы правильно написать слово, необходимо уметь отличать его от тех частей речи, от которых оно было образовано. Этими частями речи могут быть наречие, существительное, деепричастие. Мы рассматриваем с примерами слитное и раздельное написание предлогов.

И прежде всего обратим внимание на то, что предлог не может быть членом предложения, но обязательно он входит в вопрос, который можно задать от одного слова к другому. Приведем такой простой пример:

  • Я хотел спросить насчет заказа. Хотел спросить (насчет чего?) насчет заказа.

Разберем, как правильно писать «в течение» и «в течении». И предлог, и существительное с предлогом пишутся раздельно. Ошибки допускаются, как правило, в окончании этих слов:

  • В течение месяца она много работала.

То есть работала как долго? Здесь подразумевается количество времени. Предлог «в течение» заканчивается на -е.

  • В течении реки много подводных камней.

Если же к слову можно добавить прилагательное (в сильном течении реки), то перед нами сочетание существительного с предлогом. То есть «в течении» — это существительное среднего рода, употребленное в предложном падеже. Заканчивается оно на -и.

Теперь разберем правописание предлогов, которые необходимо отличить от деепричастия:

  • Мальчик бежал вприпрыжку, не смотря себе под ноги.

«Не смотря» является деепричастием, отвечает на вопрос — что делая? «Не» с деепричастиями пишется раздельно.

  • Поехали на море, несмотря на непогоду.

«Несмотря на» выступает в роли предлога, и его можно заменить на сочетание «вопреки чему-то».

И в конце отметим различия между изучаемым нами элементом и наречием.

  • Впереди колонны двигались мотоциклисты с флагами.

В этом предложении «впереди» — это предлог, соответствующий по значению словам «перед чем-то» или «перед кем-то».

  • Впереди все было застелено туманом.

А в этом предложении «впереди» является наречием и отвечает на вопрос — где?

написание производных предлогов

Заключение

На основании приведенных примеров сравнительного характера показаны отличия предлогов от других частей речи, рассмотрены правила слитного и раздельного написания предлогов. Правила написания мы обобщили в таблице, что существенно облегчает восприятие нового материала.

Как пишутся глаголы с предлогами. Конспект урока «Слитное и раздельное написание производных предлогов.»

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на . В этом занятии речь пойдет о правописании предлогов.

Занятие 16. Правописание через дефис парных предлогов из-за, из-под, по-над, по-за; слитно предлогов вследствие, ввиду, вроде, наподобие, насчёт;

в несколько частей составных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, в отсутствие, в отличие от, в преддверии, во избежание, несмотря на, невзирая на

I. Непроизводные парные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис, например: (показаться) из-за гор, (вылезти) из-под земли, (лететь) по-над берегом, (жить) по-за речкой.

Задание. Найдите в предложении зависимое от глагола существительное, к которому относится предлог из-под, и определите его падеж. Вскоре из-под самой любимой, выращенной специально для мамы Машиной ёлочки показался чёрный блестящий нос ёжика.

II. Слитно пишутся производные предлоги 1) вследствие, 2) ввиду, вроде, наподобие, насчёт.
Чтобы правильно писать производные предлоги, нужно уметь их отличать от омонимичных самостоятельных частей речи (см. предыдущее занятие).

1. Предлог

вследствие имеет причинное значение (его можно заменить предлогом из-за ) и пишется на конце с гласной Е. Этот предлог нужно отличать от наречия впоследствии и существительного с предлогом в следствии .

Наречие впоследствии пишется с гласной И на конце, это наречие в предложении можно заменить наречием затем, сравните:

1) (предлог) Вследствие (из-за) непредвиденных обстоятельств поезд опоздал. (опоздал вследствие чего?, из-за чего? вследствие обстоятельств)
2) (наречие) Впоследствии (потом, затем) влюблённые жили счастливо. (жили когда? впоследствии, потом, затем)

Существительное в творительном падеже с простым предлогом в следствии имеет лексическое значение «в расследовании»:

Ошибка допущена (где?, в чём?) в следствии по делу.

2. Производные предлоги ввиду, вроде, наподобие, насчёт в предложении нужно отличать от омонимичных существительных с непроизводными предлогами. Для этого необходимо выявлять словосочетания, где зависимым словом выступает существительное с производным предлогом, и помнить про замену частей речи синонимичными или аналогичными. Существительные с непроизводными предлогами выступают в предложении в своём прямом лексическом значении. Сравните парные предложения:

1) — Предлог (не прилетел ввиду чего? ввиду непогоды; из-за непогоды ). Что ты имеешь в виду? — Выражение иметь в виду означает иметь в мыслях.
2) Реки наподобие Волги имеют сильное течение. — Предлог (реки какие?, наподобие чего? наподобие Волги, подобно Волге ). Скульптура похожа (на что?) на подобие животного.
3) Мой брат вроде меня. — Предлог (брат вроде кого? вроде меня, подобно мне ) (Есть ещё сложная частица вроде, выражающая сомнение.) Это прилагательное согласуется с существительным в роде. — Существительное с предлогом (согласуется в чём? в роде )
4) Разговоры шли насчёт экономической обстановки. — Предлог (шли насчёт чего? насчёт обстановки, об обстановке ). Положите деньги на счёт в банке. — Существительное (положите куда?, на что? на счёт )

Задание. Какое из предложений с синонимичными предлогами соответствует разговорной речи?

  1. Самолёт не прилетел ввиду непогоды.
  2. Самолёт не прилетел из-за непогоды.
  3. Самолёт не прилетел вследствие непогоды.

III. В несколько частей пишутся составные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, в отсутствие, в отличие от, в преддверии, во избежание, несмотря на, невзирая на.

1. У синонимичных предлогов в течение, в продолжение на конце пишется гласная Е. Эти предлоги всегда имеют значение времени и в словосочетании вместе с существительным отвечают на вопрос как долго?, например:

В течение (в продолжение) недели Боря готовился к экзаменам. (готовился в течение чего?, как долго? в течение, в продолжение недели)

Эти предлоги нужно отличать от существительных в предложном падеже с непроизводным предлогом в течении, в продолжении, которые употребляются в предложении в своём прямом лексическом значении, например:

1) В течении реки в последнее время произошли какие-то изменения. (произошли где?, в чём? в течении чего? реки )
2) Дальнейшие события получили развитие (в чём?) в продолжении (чего?) романа.

2. Предлог в заключение имеет значение «в конце чего-либо» и пишется с гласной Е. Существительное с предлогом в заключении имеет лексическое значение «в тюрьме» или «в заключительной части текста», предложный падеж и окончание , сравните:

1) В заключение (в конце) выступления автор коснулся волнующей всех проблемы. — Предлог (коснулся в заключение чего? в заключение выступления )
2) Преступник содержался (где?, в чём?) в заключении (в тюрьме) под стражей.
3) Основная мысль текста выражена (где?, в чём?) в заключении.

3. Предлог в отсутствие пишется на конце с гласной Е. Этот предлог можно заменить предлогом без, например:

В отсутствие (без) матери дома сохранялся порядок. (сохранялся в отсутствие кого?, без кого? в отсутствие матери)

Омонимичное существительное с предлогом в отсутствии имеет значение «отсутствовать» (Иван Иванович в отсутствии), относится к устаревшим и в современной речи не употребляется.

4. Предлог в отличие от

В отличие от сестры брат был очень непоседлив. (был непоседлив в отличие от кого? в отличие от сестры)

Омонимичное существительное с предлогом в прямом лексическом значении употребляется сегодня только в грамматической форме с отличием (окончить школу с отличием).

5. Предлог в преддверии пишется с гласной И, например:

В преддверии грядущего праздника была объявлена репетиция оркестра. (была объявлена в преддверии чего? в преддверии праздника)

Задание. Объясните исходя из значения предлога написание двух букв Д.

6. Предлог во избежание пишется с гласной Е, например:

Останься сегодня дома во избежание неприятностей. (останься во избежание чего? во избежание неприятностей)

Омонимичное существительное с предлогом относится к устаревшим и самостоятельно не употребляется.

7. Предлоги несмотря на, невзирая на образовались от деепричастий. При написании этих предлогов нужно учитывать следующее:

1) предложно-падежные сочетания существительных с предлогами несмотря на, невзирая на имеют значение противопоставления, их можно заменить сочетаниями с союзом хотя, а деепричастия смотря и взирая употребляются в своём лексическом значении «смотреть глазами»;
2) частица не в предлогах превратилась в приставку и пишется слитно, в то время как с деепричастиями она пишется всегда раздельно;
3) предложно-падежные сочетания существительных с предлогами несмотря на, невзирая на в предложении всегда выделяются запятыми (обособляются) так же, как деепричастные обороты. Сравните:

  1. Несмотря на (невзирая на) дождь, мы пойдём на улицу. — Предлог (пойдём несмотря на что? несмотря на дождь, хотя идёт дождь)
  2. Он шёл по улице, не смотря на прохожих. — Деепричастие с частицей не (шёл как?, каким образом? не смотря, не глядя на прохожих)

Задание. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Чтобы развить память, шахматисты иногда играют (в)слепую, то есть (не)смотря на доску.
  2. (В)течение нескольких суток не было (ни)какой связи с городом.
  3. Кит продолжал плыть прямо (на)встречу судну, (не)смотря на крики и пальбу.
  4. (На)протяжении веков люди пытались изобрести летательный аппарат и подняться (в)высь .

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добр

Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

чем отличается приставка от предлога

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же – самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

чем отличается приставка от предлога правило

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

— Сбежал; с урока.

В первом случае «с» стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

чем отличаются приставки от предлогов ответ

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом – опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» — это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке – их нужно писать слитно со словом.

чем отличаются приставки от предлогов 5 класс

Далее следует словосочетание «в окошко». Попытаемся сделать это по вышеописанному алгоритму.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» — это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится — «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» — в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

чем отличаются приставки от предлогов

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» — это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

«Залетевший» — это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

чем отличается приставка от предлога примеры

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» — это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» — такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» — между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» — глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

чем отличается приставка от предлога 5 класс ответы

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы ,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов – подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно «премировать», поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части — каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой — его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом — в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место — 15, а за третье — 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников — решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы — самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель — победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача — научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!

Предлоги: производные и непроизводные. Предлоги падежей

Предлог – это служебная часть речи, которая может обозначать отношение между действием и объектом (рисовать в альбоме), объектом и объектом (пирожок с повидлом) или признаком и объектом (приготовленный на вечер). Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

Предлоги ставятся перед словами, изменяемыми по падежам, и служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги вместе с окончаниями самостоятельных слов выражают различные смысловые значения. Например:

штаны лежат на стуле, под стулом, около стула, у стула
(предлоги на, под, около, у указывают на пространственное значение).

Примечание: предлоги передают те или иные значения не сами по себе, а только вместе с падежными окончаниями слов.

В русском языке есть только четыре предлога, которые могут стоять как перед словом, так и после него:

наперекор судьбе – судьбе наперекор,

навстречу счастью – счастью навстречу,

вопреки всему – всему вопреки,

ради смеха – смеха ради.

Предлоги не являются самостоятельными членами предложения, но они входят в состав тех членов предложения, к которым они относятся:

На поляне росли красные цветочки.

Предлог на входит в состав обстоятельства на поляне.

Если предлоги имеют одинаковое значение, их называют предлогами-синонимами:

возле дома, у дома, около дома.

Если же у двух предлогов значения противоположны, их называют предлогами-антонимами:

в город – из города, перед домом – за домом.

Разряды предлогов

По значению предлоги делятся на разряды:

  1. Пространственные (указывают на место): в, перед, на, между, из-за, под, напротив, около, вокруг, у, к, над и др.

    Пример.

    пойти в кино, сидеть напротив окна, гулять около дома.

  2. Временны́е (указывают на время): через, к, после, до, с, перед, за, в течении и др.

    Пример.

    с утра до вечера, уснуть после обеда, работать через день.

  3. Причинные (указывают на причину): по, от, вследствие, благодаря, из-за, за, ввиду и др.

    Пример.

    умереть от голода, простыл из-за дождя, грустил вследствие утраты.

  4. Целевые (указывают на цель): для, ради, на.

    Пример.

    поехал ради сестры, копил на мотоцикл, встретились для разговора.

  5. Образа действия (указывают на образ действия): с, без, в, по и др.

    Пример.

    играть с азартом, говорить по душам, читать без запинок.

  6. Дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчёт и др.

    Пример.

    говорить об оценках, забыть о проблеме, занятие по химии.

Один и тот же предлог может выражать разные значения. Так, предлог НА может передавать пространственные, временные и целевые значения:

поставить на стол, опоздать на час, купить на память.

Производные и непроизводные

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизводные (первообразные) и производные (непервообразные).

Непроизводные предлоги – это предлоги, которые в современном русском языке не связывают по образованию с другими частями речи. Большинство непроизводных предлогов состоит из одной, двух или трёх букв и не имеет определённого значения:

без, в (во), до, на, под, у, к, с, над, от (ото), по, при.

Предлоги близ, вместо, вне, вопреки, кроме, перед, среди, сквозь, через, между (меж) относятся к непроизводным, так как в современном русском языке нет наречий, от которых они могли бы быть образованы.

Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи, которые утрачивают своё лексическое значение и морфологические признаки:

  • Наречные предлоги – это предлоги, образованные от наречий:

    напротив, около, вокруг, возле, вдоль.

  • Отымённые предлоги – это предлоги, образованные от имён существительных:

    насчёт, в течение, по поводу, вследствие.

  • Глагольные предлоги – это предлоги, образованные от глаголов (деепричастий):

    включая, несмотря на, начиная с, благодаря, спустя.

Большинство непроизводных предлогов являются многозначными: так, перед имеет пространственное значение – припарковался перед домом и временное – заболел перед отпуском. Производные предлоги в большинстве однозначны: так, напротив имеет только значение места – напротив дома, напротив окна.

Чтобы отличить производные предлоги от слов других частей речи и от сочетания слов, надо помнить что:

  1. Предлог можно включить в состав падежного вопроса:

    сидеть (около чего?) около реки,

    обойти (вокруг чего?) вокруг дома,

    остановиться (перед чем?) перед дорогой.

  2. Производные предлоги часто можно заменить синонимичными непроизводными предлогами:

    вдоль = по,   вследствие = из-за,   насчёт = о,   вместо = за,   рядом = у,   внутри = в,   несмотря на = вопреки.

  3. Наречные предлоги имеют при себе поясняющее слово (существительное или местоимение), наречия поясняющих слов не имеют:

    Вокруг меня было грязно (предлог) Вокруг было грязно (наречие).

    Автобус проехал мимо остановки (предлог) – Автобус проехал мимо (наречие).

Простые, составные и сложные

По составу предлоги делятся на простые, составные и сложные.

  • Простые предлоги – это предлоги, состоящие из одного слова:

    на, около, под, вблизи.

  • Составные предлоги – это предлоги, состоящие из нескольких слов:

    в связи с, в смысле, в отличие.

    Все составные предлоги являются производными.
  • Сложные предлоги – это предлоги, состоящие из двух простых предлогов, которые пишутся через дефис:

    из-за, из-под.

Правописание предлогов

Предлоги употребляются только со словами, которые изменяются по падежам, и пишутся с ними раздельно:

спать на кровати, добавить к трём, стоять между ними.

Предлоги необходимо отличать от приставок, которые пишутся слитно со словами, к которым они относятся. Чтобы отличить предлог от приставки надо запомнить что:

  1. Предлоги не употребляются с глаголами – у глаголов бывают только приставки:

    написал, погуляю, задумали.

  2. После предлога всегда можно поставить падежный вопрос:

    бабочка села на (что?) цветок,

    гуляли вдали от (чего?) дома.

  3. Между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное):

    бабочка села на синий цветок,

    гуляли вдали от моего дома.

После приставки к остальной части слова нельзя поставить падежный вопрос и между приставкой и корнем никакого слова вставить нельзя:

свернуть в проулок, почувствовать сладкий привкус.

В предлогах в течение, в продолжение, вследствие, в заключение, в завершение, наподобие, в отличие от на конце пишется Е.

Предлоги в течение и в продолжение имеют значение времени, они являются синонимичными и могут заменять друг друга:

в течение дня – в продолжение дня.

Примечание: у существительных течение, продолжение, следствие в предложном падеже пишется окончание И:

в течении реки, в следствии по делу, в продолжении книги.

Раздельное, слитное и дефисное написание предлогов не подчиняется никаким правилам, поэтому правильное написание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю.

Написание предлогов
слитнораздельночерез дефис
ввиду, взамен, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, вопреки, навстречу, наподобие, наперекор, напротив, насчёт, невзирая на, несмотря на, посередине (посредине), посредством, сверх, сбоку от в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в соответствии, в течение, в целях, во имя, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине, под видом из-за,
из-под,
по-над,
по-под

Примечание: выражение иметь в виду пишется в три слова.

Предлог несмотря на пишется слитно, а деепричастие, от которого он образован (не смотря) – раздельно. Чтобы отличить предлог от деепричастия стоит запомнить, что предлог несмотря на можно заменить предлогом вопреки, а деепричастие не смотря можно заменить деепричастием не глядя:

несмотря на неприятности – вопреки неприятностям,

не смотря в глаза – не глядя в глаза.

Предлоги падежей

Предлоги употребляются только со словами, стоящими в косвенным падежах, с именительном падежом предлоги не употребляются.

Предлоги вместе со словами самостоятельных частей речи составляют предложно-падежную форму:

возле реки, по реке, через реку, над рекой.

Большинство предлогов употребляется только с каким-нибудь одним падежом. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами и только два предлога (с и по) употребляются с тремя падежами:

Предлоги
с одним падежомс двумяс тремя
Р.без, близ, вблизи, в виде, ввиду, вдали от, вдоль, в зависимости от, в отличие от, вместо, вне, внутри, внутрь, возле, в отношении, вокруг, впереди, в порядке, в продолжение, вследствие, в области, в течение, во время, в деле, в духе, в заключение, в знак, во избежание, во имя, в качестве, в количестве, в начале, в кругу, в лице, в меру, в рамках, в противовес, вроде, в свете, в силу, в случае, в смысле, в результате, в ходе, в целях, в честь, в центре, вплоть до, в сторону от, до, для, за исключением, за счёт, из, из-за, изнутри, из-под, исходя из, касательно, кроме, кругом, мимо, наискось, накануне, напротив, наподобие, на дело, на предмет, на протяжении, на пути, не считая, незадолго до, начиная с, около, от, относительно, подле, позади, по мере, поперёк, после, посреди, посредине, посредством, прежде, поверх, помимо, против, путём, по линии, по поводу, по причине, по случаю, по части, ради, сбоку, сверху, свыше, сзади, снизу, среди, со стороны, с течением, умеждус
Д.благодаря, вопреки, вслед, в противовес, в направлении к, в отношении к, к, навстречу, наперекор, применительно к, по пути к, по отношению к, подобно, смотря по, согласно, соответственно, соразмерно, судя попо
В.включая, в борьбе за, в направлении на, в ответ на, исключая, не считая, несмотря на, невзирая на, про, с, сквозь, спустя, через (чрез)в (во), за, на, о, об (обо), подпо, с
Т.в соответствии с, вместе с, вслед за, в сравнении с, над (надо), наравне с, наряду с, перед (пред, предо), по сравнению с, следом за, согласно с, сообразно, соразмерно, в связи с, одновременно смежду, за, подс
П.при, по вопросу о, не говоря ов, на, о (об, обо)по

Правописание приставок и предлогов

Добрый день, мои друзья.

Сегодня я хочу показать вам две письменные работы, которые выполнили третьеклассники Саша и Маша. Они писали словосочетания под диктовку учителя, и вот что у них получилось.

Как вы думаете, кто из них справился с работой? Маша? Саша?

И те, кто проголосовал за Машу, и те, кто считает грамотным Сашу, ошибаются.

И в работе Маши, и в работе Саши очень много ошибок. А что это за ошибки и как их избежать, я сейчас постараюсь вам объяснить.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как отличить приставки от предлогов.

Что такое приставка? Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Вы слышите? Часть слова, значит, приставку надо писать слитно со словом.

А что такое предлог? Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Вы поняли? Часть речи, то есть отдельное слово. Значит, предлог надо и писать как самостоятельное слово, то есть отдельно от других слов.

А как же отличить, где приставка, а где предлог?

Давайте вернёмся к работам Саши и Маши. Возьмём ту, что написал Саша, и начнём разбираться. Предлагаю провести эксперимент: попробовать отделить одинаковые части от слов при помощи другого слова или вопроса.

Первое словосочетание «Побегать полужайке». Оба слова в этой работе начинаются со слога по-. Можно ли оторвать «по-» от «бегать» и между ними вставить какое-либо слово или вопрос? По быстро бегать. По (что делать?) бегать. Бессмыслица получается. Нет, слог «по-» от слова «бегать» отрывать нельзя. Значит, «по-» здесь приставка, и писать её надо слитно: побегать. Между приставкой и корнем нельзя вставить какое-либо слово.

Второе слово – «полужайке». А здесь между «по» и «лужайке» можно вставить какое-нибудь слово или вопрос? Побегать по зелёной лужайке, побегать по (чему?) лужайке. Ну что же, вполне даже неплохо между «по» и «лужайке» вставилось и слово «зелёной», и вопрос. Значит, здесь «по» – это предлог, и пишется он раздельно со словом «лужайке».

Следующее словосочетание – «накрыть настол». Накрыть. На (что сделать?) крыть. Смешно! Конечно, разделять «на-» и «крыть» нельзя. Здесь «на-» – это приставка.

«Настол». Накрыть на обеденный стол. Накрыть на (что?) стол. «На стол» пишем раздельно. Здесь «на» – это предлог.

«Подлезть подзабор». Что сделать? Подлезть. Слово с приставкой. Подлезть под (что?) забор, под высокий забор. «Под забор» пишем раздельно. Это отдельные слова.

«Спрыгнуть сдивана». Что сделать? Спрыгнуть. Слово с приставкой. Спрыгнуть с (чего?) дивана, с нового дивана. Слово с предлогом. Пишем раздельно.

«Врезаться вдверь». Что сделать? Врезаться. Пишем слитно – здесь приставка. Врезаться в деревянную дверь. «В» прекрасно отделяется от слова «дверь», значит, это предлог и «в дверь» пишем раздельно.

Ну и последнее словосочетание «оттолкнуться отстены». Что сделать? Оттолкнуться. Слово с приставкой. Оттолкнуться от (чего?) стены, от каменной стены. «От стены» – слово с предлогом.

Вот мы с вами и исправили ошибки в работах Саши и Маши.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова с приставками: побегать, накрыть, подлезть, спрыгнуть, врезаться, оттолкнуться. Какой частью речи являются эти слова? Все они отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают действия. То есть, это – глаголы. И, как видите, нет глаголов, перед которыми были бы предлоги. Глаголы с предлогами не употребляются!

Ну а какие слова написаны с предлогами? «По лужайке», «на стол», «под забор», «с дивана», «в дверь», «от стены». Всё это имена существительные. Значит, имена существительные употребляются с предлогами? И только с предлогами? Ну, конечно, нет! Имена существительные дружат и с предлогами, и с приставками. «По лужайке» – существительное с предлогом «по», «подарок» – существительное не с предлогом, а с приставкой «по-».

«На стол» – существительное с предлогом «на», «насыпь» – существительное с приставкой «на».

А как мы определяли слова с предлогами? Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или другое слово.

Друзья мои, я предлагаю и вам выполнить небольшую работу и разобраться – где приставка, а где предлог. Перед вами потешка, в которой и приставки, и предлоги спрятались в скобках. Уберите скобки и запишите приставки слитно, а предлоги раздельно со словами, которые стоят после скобок.

Молодичка-молода

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенёк,

Простояла весь денёк.

А теперь проверьте свою работу.

Глаголы «поехала», «зацепилась», «простояла» пишутся слитно с приставками. «По дрова» – можно вставить слово «берёзовые». По берёзовые дрова, значит, «по» – это предлог, пишется отдельно от слова «дрова».

За пенёк – за трухлявый пенёк. За – предлог, пишется отдельно от слова «пенёк».

Вот и подходит к концу наш урок. Что же необходимо запомнить?

Приставка – это часть слова.

Приставка со словом пишется слитно. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос или другое слово.  

Предлог – это самостоятельная часть речи. Он пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или ещё одно слово.

Вы знаете, друзья мои, мне очень понравилось одно стихотворение-запоминалка, которым я хочу поделиться с вами:

Где приставка, где предлог? 
Кто бы мне решить помог?
Правил тех совсем немного: 
У глагола нет предлога. 

Значит, «прилетел», «пошёл», 
«засолил», «поднёс», «загнать» –    
Буду слитно я писать.
Как с другими быть словами?

За предлогом слово вставим иль вопрос.

И вот, друзья, разделяются слова:

На чём? На столе… или на каменной стене.

Коль не вставляются слова – слитно я пишу тогда.

И ещё я хочу обратить ваше внимание на словарное слово «желать», у которого первый слог – же с гласной Е.

А чтобы его запомнить, запишите скороговорку:

Женя желает желе пожевать.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч.

«Правописание предлогов и приставок»

Открытый урок по русскому языку в 3 «Б» классе по теме

«Правописание предлогов и приставок»

Цель:

Научиться находить различие в написании приставок и предлогов.

Задачи:

1. Формировать умения отличать предлог от приставки.

2. Формировать навыки правописания приставок и предлогов.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;

  • формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, существительное, глагол.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы и ресурсы:

работа в группах, индивидуальная работа;

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.(5 мин)

 Наш урок мне бы хотелось начать со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.

Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»

— Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:

Шоферу – прямая дорога,

Летчику – ясное небо,

Пекарю – горы душистого хлеба,

 Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок.

— А что для счастья нужно ученикам?

— Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.

– Открываем тетради. Записываем: показ, который, обратите внимание у всех индивидуальный. Двадцать первое декабря. Классная работа.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.(7 мин)

-Что вы видите на экране?

Птица (с)летела (с)карниза. (Это предложение.) (слайд 2)

— Докажите.

— Какое задание вам предстоит выполнить? (списать, раскрыть скобки)

-Запишите это предложение в тетрадь, обозначьте графически орфограммы.

3. Этап выявления места и причины затруднения. (5мин)

— Проверьте себя (по эталону). Кто допустил ошибки? (слайд 3)

— В чем именно у вас возникло затруднение, в каких словах? Почему?

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить и что мы будем делать?

— А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.

Правописание приставок и предлогов. (слайд 4) (7 мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

— Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

— Научиться находить различие в написании приставок и предлогов.

Какие задачи мы поставим перед собой для достижения этой цели?

-Формировать умения отличать предлог от приставки.

-Формировать навыки правописания приставок и предлогов.

— Как отличить приставку от предлога?

— Где мы можем узнать это? (в учебнике, в справочнике, у учителя).

-Я предлагаю вам обратиться к учебнику. Откройте учебник на стр132 и прочитайте правило. (работа с правилом)

— Прочитайте, что такое приставка?

— Как она пишется со словами? Почему?

— Приведите примеры.

— Слова, какой части речи вы назвали?

— Предлоги с глаголами не дружат, поэтому они с глаголами не употребляются.

— Что такое предлог?

— Как пишется предлог с другими словами? Почему?

— Приведите примеры.

-А сейчас давайте закрепим, то, что мы сейчас узнали.

— Но перед этим давайте повторим правила работы в группе.

5. Этап реализации построенного проекта.(7мин)

Словарно-орфографическая работа.

Работа в группах.

Возьмите карточку 1. Внимательно прочитайте написанные слова.

(до)ехал (от)берега

(с)катился (под)дверь

(от)плыл (до)деревни

(под)сунул (с)горы

— На какие две группы разделили эти слова?

На слова с приставками и слова с предлогами

— Назовите слова с приставками?

— Докажите, обоснуйте свой ответ.

(Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

— Как пишется приставка с корнем?

(Приставка с корнем пишется слитно)

— Как найти приставку в слове?

(Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

Прочитайте слова с предлогами.

— Докажите, обоснуйте свой ответ

(Это существительные, между предлогом и существительным можно вставить вопрос или другое слово)

— Как пишутся предлоги с другими словами

(Предлог с другими словами пишется отдельно)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (7мин)

Составьте из слов словосочетания, соединив их стрелочкой на листочке.

— Проверьте свою работу по слайду. (проверяем вместе с проговариванием) (слайд 5)

Оцените свою работу в листе самооценки. 1

— Какую оценку каждая группа себе поставила?

-Запишите любые 2 словосочетания в тетрадь.

— Подчеркните предлоги и выделите приставки.

Физминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в группах.

-У вас на столах лежит карточка 2.

— Прочитайте задание.

— Выполните работу.

Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.

Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца. Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю, добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.


— Проверьте свою работу по слайду. (слайд 6)

— Оцените свою работу в листе самооценки. 2

— Какую оценку каждая группа себе поставила?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Составление кластера. Групповая работа.

1 группа – теоретики: с термином ПРЕДЛОГ

2 группа – теоретики: с термином ПРИСТАВКА

(Из листочков, данных в конвертах вы должны выбрать и приклеить только те строчки, которые относятся к вашему термину)

3 группа – практики: найдите слова с приставками, выделите приставки. (под стол, подъехал, на стол, надел, со стола, набрели, налетели, на мальчика, добежал, до речки у ребят, узнал)

4 группа – практики: найдите слова с предлогами, подчеркните предлоги. (под стол, подъехал, на стол, надел, со стола, набрели, налетели, на мальчика, добежал, до речки у ребят, узнал)

  • часть слова

  • часть речи

  • пишется отдельно

  • пишется слитно

  • служит для связи слов в предложении

  • служит для образования новых слов

  • дружат с глаголами

  • не дружат с глаголами

Приставка

  1. часть слова

  2. пишется слитно

  3. служит для образования новых слов

  4. дружат с глаголами

  5. нельзя вставить вопрос или другое слово.

Предлог

1.часть речи

2. пишется отдельно

3. служит для связи слов в предложении

4. не дружат с глаголами

5. можно вставить вопрос или другое слово.

— Проверьте свою работу по слайду. (слайд 7, 8, 9, 10)

— Оцените свою работу в листе самооценки. 3

— Какую оценку каждая группа себе поставила?

— Оцените работу своей группы за урок.

-Давайте вернемся к началу урока, вспомним какую цель, и задачи мы себе поставили?

— Как вы думаете, мы справились с поставленными целями на уроке?

— Теперь мы сможем правильно писать приставки и предлоги?

9.Этап рефлексии учебной деятельности.

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

— Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданием,
?– если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

— урок понравился и вы довольны своей работой,
— урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск