Гуманитарное образование — это… Что такое Гуманитарное образование?
- Гуманитарное образование
совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. — важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании. В социалистических странах идейной и методологической основой Г. о. является марксизм-ленинизм.
Различают общее и профессиональное Г. о. Общее Г. о. даёт Средняя общеобразовательная школа, где изучаются наряду с естественнонаучными дисциплинами родной и иностранный языки, литература, история, обществоведение, различные виды искусства и др. В СССР предметы гуманитарного цикла преподаются также в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях независимо от их профиля. Общее Г. о. на более высоком уровне получают студенты вузов, также независимо от избранной специальности, в процессе изучения общественных наук (в СССР — философии, политической экономии, научного коммунизма, истории КПСС и др.) и некоторых социально-экономических дисциплин, например основ государственного права. Расширению и углублению знаний учащихся в области Г. о. способствуют факультативные занятия, организуемые в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах и др. (например, в советских вузах «Основы марксистско-ленинской эстетики», «Научный атеизм»). Специальное Г. о. в области философских, исторических, филологических, экономических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, различных видов искусства, культуры и др. осуществляется в основном университетами и отраслевыми вузами, а по ряду специальностей и средними специальными учебными заведениями (см. Высшее образованиеШирокое развитие Г. о. в СССР является частью мероприятий по дальнейшему подъёму культуры и образования народа, предусмотренных Программой КПСС.
Т. к. по мере научно-технического прогресса в гуманитарные науки всё шире проникают методы естественных и технических наук (кибернетики, математического моделирования и др.), а развитие естествознания и техники, в свою очередь, требует от специалистов всё более глубокой методологической подготовки и знания общественных наук, деление образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое приобретает в известной мере условный характер (см. Естественнонаучное образование, Техническое образование).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Гуманизм
- Гуманитарный
Смотреть что такое «Гуманитарное образование» в других словарях:
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых … Педагогический словарь
образование — I я, с. 1) только ед. Создание, учреждение, организация чего л. Образование новых государств. Образование музея. Синонимы: основа/ние, устро/йство, формирова/ние 2) только ед. Появлен … Популярный словарь русского языка
ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… … Современная энциклопедия
ОБРАЗОВАНИЕ — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При … Философская энциклопедия
Образование — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно–эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Энциклопедия социологии
ОБРАЗОВАНИЕ — в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством… … Профессиональное образование. Словарь
ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… … Социология: Энциклопедия
ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Толковый словарь по социологии
ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… … Российская социологическая энциклопедия
dic.academic.ru
ГУМАНИТАРНЫЙ — это… Что такое ГУМАНИТАРНЫЙ?
гуманитарный — ая, ое. humanitaire adj. 1. Связанный с науками, изучающими человеческое общество, человека и его культуру. Гуманитарное образование. БАС 2. В idées sociales, humanitaires Вяземский видит раскрашенных курв, бродящих по миру. 1843. А.Тургенев П.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГУМАНИТАРНЫЙ — (французское humanitaire, от латинского humanitas человеческая природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, например гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология,… … Современная энциклопедия
ГУМАНИТАРНЫЙ — (франц. humanitaire от лат. humanitas человеческая природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, напр. гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология, искусство, история и… … Большой Энциклопедический словарь
ГУМАНИТАРНЫЙ — ГУМАНИТАРНЫЙ, гуманитарная, гуманитарное (от лат. humanitas высокая образованность, букв. человечество) (книжн.). Относящийся к циклу наук о человеке и культуре (в противоп. наукам о природе). Гуманитарное образование. Гуманитарные науки.… … Толковый словарь Ушакова
ГУМАНИТАРНЫЙ — ГУМАНИТАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. Обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека. Гуманитарные проблемы. Гуманитарная помощь (бескорыстная помощь нуждающимся). 2. полн. О науках: относящийся к изучению общества, культуры и… … Толковый словарь Ожегова
гуманитарный — прил., кол во синонимов: 2 • гуманный (17) • общегуманитарный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Гуманитарный — (французское humanitaire, от латинского humanitas человеческая природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, например гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
гуманитарный — ая, ое 1) О науках: относящийся к изучению человеческого общества, его истории и культуры. Гуманитарное образование. 2) Обращенный к человеку, к его правам и интересам, человеколюбивый. Гуманитарный груз. Гуманитарная помощь. Синонимы:… … Популярный словарь русского языка
гуманитарный — ая, ое. [франц. humanitaire, от лат. humanitas человеческая природа, образованность] 1. Относящийся к наукам, изучающим историю и культуру человеческого общества. Г ые науки (общественные науки: философия, история, литературоведение, языкознание… … Энциклопедический словарь
гуманитарный — прил., употр. сравн. часто 1. Гуманитарными называют такие науки, специальности, образование и т. п., которые связаны с изучением культурного наследия человеческого общества, например истории, философии, литературы. Он поступил в гуманитарный вуз … Толковый словарь Дмитриева
dic.academic.ru
кто ты будешь такой? — Naked Science
Не упрощайте
Но для начала немного занудства. Многие уверены, что главное отличие между гуманитарием и технарем в том, что первый не может стать вторым, а вот второй первым – запросто. Это, конечно, не так. Надо рассказывать почему? В первую очередь потому, что для каждой стези нужны определенные способности – чтобы написать хорошую рецензию на спектакль, недостаточно знать буквы и любить театр, а чтобы преподавать философию в школе, мало прочесть Ницше, нужен определенный характер. А он, кстати, тоже влияет на то, к какой категории можно отнести того или иного человека.
Впрочем, и это упрощение. Людей можно делить на типы очень условно, даже если это касается такой, казалось бы, простой вещи, как градация гуманитарий/технарь. Как правило, у среднестатистического человека есть способности и к тому, и к другому, хотя часто в разной степени. Но главное, школьные оценки, вопреки расхожему мнению, очень мало говорят об истинных способностях.
Во-первых, потому, что в детском возрасте открываются вовсе не все из них. Склонность к логическому мышлению может «прорезаться», к примеру, лишь к двадцати годам, хотя это и крайность. До девяти лет мышление почти всех детей наглядно-образное, склонность к анализу начинает проявляться лишь после этого возраста – вероятно, по этой причине большинство детей в начальной школе испытывают сложности с арифметикой (обычно наклонности ребенка более-менее формируются в средней школе – к 10–13 годам, именно поэтому в большинстве учебных заведений все специальные предметы начинаются с этого возраста).
А во-вторых, любовь к тому или иному уроку часто формирует талант учителя. Причем может играть в этом решающую роль. Хороший педагог способен разбудить в ученике способности, о которых он даже не подозревал. И наоборот, отбить интерес к любимому предмету навсегда.
Кроме того, вешая на ребенка ярлык «гуманитарий/технарь» только на основании школьных оценок, родители, сами того не подозревая, оказывают на него давление. Чуткий ребенок внутренне решает: «дело ясное: я гуманитарий», и даже не пытается «сопротивляться», идя по накатанной дорожке и обнаруживая в сорок лет, что всю жизнь занимался не тем.
А еще нередко бывает так, что ребенка интересуют одни предметы, а способности он проявляет к другим. И занятие тем, что у него действительно получается, не вызывает у него никакого энтузиазма. В этом случае есть смысл задуматься над причиной. Не повезло с учителем? А может быть, он не в курсе, что есть множество специальностей, которые тоже входят в сферу его способностей?..
Все такие разные
И все-таки определить, каких наклонностей у нас больше, а каких меньше, можно. Для этого существуют специальные тесты. Не те развлекательные, которыми забит Интернет, а сложные, с множеством разноплановых вопросов. Именно они способны показать, какую сферу стоит выбирать для будущей профессии. Хотя их тоже нельзя назвать истиной в последней инстанции. Все по той же причине – чистых гуманитариев и технарей в природе примерно один-два на целую сотню. Да и итоги таких тестов часто носят вполне обобщенный характер. А ведь даже если человек стопроцентно является гуманитарием, это не означает, что он в равной степени сможет работать, например, литературным критиком, переводчиком, психологом или юристом. Все эти профессии хотя и относятся к гуманитарным, совершенно разные, и для того чтобы реализовать себя в них, нужны не только определенные способности, но и разный характер, и даже темперамент!
То же самое с технарем. Любая деятельность человека опирается на целый комплекс способностей. Математические таланты, конечно, нужны для инженера, но не менее важны пространственный интеллект и высокий уровень внимания. Да и сами математические способности опираются на целый ряд других – аналитические, комбинаторные, арифметические. Есть множество взрослых людей, которые реально с трудом складывают в уме простые арифметические примеры, но при этом отлично решают задачи по высшей математике и геометрии.
Так что помимо тестов, как ни странно, хорошо бы уметь следовать своей интуиции и, конечно, наблюдать. Если вы родитель – за ребенком, если еще пока не определившийся взрослый – за собой. Очень редко встречаются и «чистые» типажи. Итак…
Гуманитарий или технарь?
Гуманитарии любят общаться. И не просто общаться: они прекрасные ораторы. У вас, конечно, был знакомый, который, ничего не зная, прекрасно отвечал на экзамене. Так вот, в этот момент за него отвечал его внутренний гуманитарий. Такие люди могут поддержать беседу с любым или почти любым человеком, они умеют находить подход к людям, потому что, как правило, не так резки и прямолинейны, а главное, не так уверены в своей правоте, как это часто бывает с людьми с техническим складом ума. Гуманитарии признают несовершенство своих мыслей, часто сомневаются относительно своего видения ситуации и признают зависимость от обстоятельств извне.
Гуманитариев интересует внутренний мир человека, технарей – внешний или придуманный ими абстрактный мир цифр. Первые, как правило, более эмоциональны по сравнению со вторыми. Они ранимы, у них лучше развито образное мышление, им лучше дается изучение языков, они часто любят писать сочинения и даже стихи. Зачастую гуманитарии менее амбициозны и довольствуются малым и, имея огромный багаж знаний, готовы работать за копейки – педагогом, архивариусом или библиотекарем.
А кто же такой человек-технарь? По сути, его можно назвать некой противоположностью описанному типу. Он малообщителен (иногда крайне), целеустремлен, настойчив, амбициозен, энергичен и уверен в себе (или даже самоуверен). Знает себе цену и не готов работать за низкую зарплату. Его мышление отличается четкостью, логикой, последовательностью и высокой скоростью.
Впрочем, снова оговоримся: весь комплекс этих черт может быть присущ только ярко выраженному гуманитарию или технарю, подавляющее же большинство людей относится к смешанным типам.
Естественно-научный тип
Или, как его еще называют, «естественник». Такие люди проявляют большой интерес к наукам, которые нельзя назвать ни гуманитарными, ни точными: биология, палеонтология, антропология, археология, химия, география и т. д. Они страстно обожают что-то исследовать, за чем-то наблюдать и способны делать это годами. Устойчивы к «нудной работе», внимательны. Основной вопрос, который задают себе естественники: как устроен мир (или его составляющие)?
Именно эти люди в детстве мучают взрослых вопросами о том, почему деревья качаются, а луна – круглая. Ярко выраженного гуманитария, к примеру, могут не волновать подобные темы, и он будет задавать меньше вопросов об устройстве мира.
Тем не менее естественно-научный тип, как правило, тоже не бывает «чистым» – бОльшая часть людей делится либо на естественно-гуманитарный тип, либо на естественно-технический. А ведь еще бывают так называемые «творцы», хотя их редко выделяют в отдельную категорию, относя к гуманитариям. Это художники, дизайнеры, актеры, модельеры и прочие профессии искусства.
Системы способностей
Логическо-математические. И здесь опять же важны не оценки в школе, а прежде всего способность к последовательному мышлению, обобщению, умение оперировать системой символов, легко переходить от прямого к обратному ходу мыслей. Из таких людей получаются отличные математики, исследователи в различных дисциплинах и даже философы.
Пространственные. Такие люди видят мир в образах и способны сами их создавать. Это будущие чертежники, инженеры, художники и дизайнеры.
Социальные. Главная стезя таких людей – общение. Они очень хорошо чувствуют другого человека, понимают его состояние. Одарены так называемым «социальным интеллектом» – из них выходят отличные учителя, политики и продавцы.
Оценивающие. Эти люди тоже отлично разбираются в психологии и прежде всего умеют оценивать характерные черты личности, точно улавливая мотивы того или иного поведения. У них отлично развита рефлексивность. Из таких людей выходят хорошие психологи, врачи, социальные работники и юристы.
Кинестетические. Интеллект кинестетика присущ тем, кто работает в движении, находя в этом и удовольствие, и смысл жизни. Это прежде всего спортсмены, танцоры, а еще очень часто хирурги.
Лингвистические. С этим понятно: такие люди обладают лингвистическими способностями и творческим воображением: поэты, писатели, переводчики, историки.
Музыкальные. Этим людям присуще чувство ритма, размера, тона и интонации – они не слышат, а чувствуют музыку. Профессия – музыкант.
И снова дотошные психологи говорят, что ни один из этих типов интеллекта не существует по отдельности. Все они смешаны между собой, правда, часто в определенных комбинациях. Их можно выделить так: интеллектуалы-аналитики, художественно одаренные, лидеры и организаторы, психомоторно одаренные и способные к специфическому обучению (например, к литературе или музыке).
Скопировать ссылку
naked-science.ru
Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться?
Два «лагеря»: технари vs. гуманитарии
Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
– «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
– «Гуманитарный или технический склад ума — это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»
Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением — биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?
«Откуда дровишки?»
Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи — значит, «гуманитарий». | Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства. |
Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп — это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:
Кто выглядит более наивным?
Кто выглядит умнее?
У кого лучше получается найти подход к ребенку?
Источник иллюстраций: AdMe.ru
Границы мешают развиваться — пора развенчивать мифы!
Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:
- Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
- Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
- Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
- Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.
Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.
Льюис Кэрролл, преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, — гуманитарий или технарь? 🙂
ЛогикЛайк — за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей — первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.
Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.
А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?
Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:
- В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать, что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью — способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
- Исследователи не остановились на достигнутом и доказали, что человек обладает еще одной суперспособностью — нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом — чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки — «не ваше».
- Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
- Исследователи из Стэнфорда доказали, что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.
Как стереотипы влияют на наших детей
Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению — это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.
Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.
Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».
Успевать по школьной математике могут все
Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.
Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.
Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.
Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик, и сможете научить этому своего ребенка.
На стыке дисциплин
Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример — программист. Еще более яркий — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».
Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — способности, 99% — труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.
Так к чему готовить ребенка?
Учите его думать! А именно — рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.
Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:
- Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка — дети очень внушаемые).
- Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали — «междисциплинарным»).
- Помните про нейропластичность — стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.
При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а ЛогикЛайк поможет 🙂
logiclike.com
Кто такой гуманитарий, как определить, кто ты

…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Педагоги, которые обучают ребенка, знают о его способностях и без особого труда смогу сказать гуманитарий он или технарь. Что означают эти понятия знает почти каждый.
На сегодняшний день в обществе бытует определенный стереотип, если школьнику по нраву приходятся точные науки (алгебра, геометрия, физика), то он технарь, а вот если у школьника наблюдается предрасположенность к истории, языкам или литературе, то он 100% гуманитарий. В действительности все не так просто, поскольку существуют и смешанные типы. При выборе будущей профессии школьник всегда должен полагаться на свою интуицию.
Это интересно: честолюбивый и честолюбие — что означают эти термины?
Человек — гуманитарий: что это значит?
Делать новые открытия в области науки техники, а также вписывать свои имена в историю — это участь технарей. Гуманитарий — это человек, который привык созерцать все происходящее, при этом, не вмешиваясь в него, если нет такой необходимости. У него нет желания совершать что-то экстраординарное, выделяться и входить в историю, ему больше приходится по нраву изучать работы других ученых, в будущем оперируя ими во время диалогов. Гуманитарии, в отличие от технарей, осознают, что их мнение не является единственно верным, этим и обусловлено их отсутствие желания вести споры.
Это интересно: честолюбие — что означает этот термин?
Разумеется, что им может не нравиться мнение окружающих людей, но при этом они не настаивают на своем, потому что не видят в этом смысла. Гуманитарии — это, прежде всего, превосходные коммуникаторы, которым удается находить общий язык даже с незнакомцами, умело подбирая слова в любой сложившейся ситуации.
Гуманитарный тип мышления

В действительности дела обстоят совершенно не так, поскольку предметы увлечения человека не всегда говорят о складе его ума. Не стоит также забывать и о смешанных типах людей, которым хорошо даются все предметы. Но как понять, что ты технарь или гуманитарий?
В данном случае следует руководствоваться тем, что оговариваемый тип мышления позволяет осознать человеку о существовании иной интерпретации, мировоззрения, мышления, смысла и опыта. Параллельно с этим ему вовсе не обязательно с ним соглашаться, ему вовсе не обязательно относиться толерантно к людям с иной точкой зрения. Главное — отдавать себе отчет в том, что его слово не является законом, последней инстанцией.
Главное оружие — красивая речь
Как мы уже говорили ранее, люди с гуманитарным мышлением являются превосходными коммуникаторами, из них в большинстве случаев выходят отменные ораторы, психологи и преподаватели. Им с легкостью удается вступить в контакт с малознакомыми им людьми, умеют поддерживать беседу, даже если она им совсем неинтересна.
Стоит обратить внимание на то, что вражда является тоже способом коммуникации, однако те, кто в нее вмешан, заведомом отодвигают себя на край гуманитарного мира. Гуманитарии по складу своего ума, как правило, признают несовершенство своих мыслей, зависимость различных обстоятельств извне.
Каким бывает гуманитарное образование?
На сегодняшний день выделяют две совершенно разные «гуманитаристики»:
Одна из них не заостряет внимание на теоретизации бытия, а просто его преображает. Вследствие этого у человека начинается совершенно новая жизнь.
- Вторая, наоборот, специализируется на изучении вековых знаний. Именно этот вид гуманитаристики преподают в подавляющем большинстве вузов. Этот вид можно, в свою очередь, условно разделить на три типа: для «исследовательских» специальностей, для массовых профессий, различные курсы, которые разработаны для технарей.
Профессии для гуманитариев
К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.
Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.
Если вы относите себя к гуманитариям, то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.
Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.
Технарь и гуманитарий: отличия
Можно ли при необходимости стать гуманитарием или технарем? Ответ довольно сложный, изменить склад ума невозможно, однако развиваться можно всегда. Понять принадлежность человека к определенному типу можно не с помощью оценок в школе, а по мышлению и мировоззрению. Довольно часто успеваемость по определенной дисциплине зависит не от способностей школьника, а то множества других факторов, например, умения учителя заинтересовать ребенка.
Особенности гуманитариев:
очень эмоциональны;
- ранимы;
- любят писать стихи, сочинения и изучать языки;
- неуверены в себе;
- развитое образное мышление и воображение.
Что касается технарей, то им присущи следующие особенности:
- самоуверенные;
- энергичные;
- целеустремленные;
- некоммуникабельные, не любят разговаривать.
obrazovanie.guru
13 типов людей, глядя на которых понимаешь, что мир не делится на технарей и гуманитариев

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Разделение общества на технарей и гуманитариев является условным, тем не менее многие объясняют поступки окружающих (и свои тоже) тем, что относятся к одному из вышеуказанных типов. Это большая ошибка, так как не все технари похожи друг на друга, а разнообразие гуманитариев и вовсе ставит в тупик. Оксфордский профессор математики Маркус дю Сотой, например, уверен, что «нематематического склада ума» не существует. А знание математики, по его мнению, является способностью видеть шаблоны в окружающем мире. На это способен каждый, вопрос только в уверенности в себе.
Жить в обществе, где все можно объяснить с помощью правил и классификаций, достаточно удобно. Поэтому AdMe.ru придумал свою типологию гуманитариев, технарей и естественников. Конечно, охватить все группы людей в рамках одной статьи слишком сложно. Поэтому мы выделили только самых ярких представителей.
Технари
Прекрасно считают, ориентируются в пространстве, отличаются хорошо развитым логическим мышлением. Об их рационализме ходят легенды. Мы разделили этих загадочных людей на следующие группы.
1. Математики
Вовсе не обязательно иметь специальное образование, чтобы любить и уметь считать. Если ваш друг всегда знает, сколько ему придется заплатить в супермаркете (даже если тележка забита под завязку), в транспорте просчитывает количество билетиков до счастливого, а на вопрос «Долго ли тебе еще сегодня работать?» отвечает «Всего 8 % осталось сделать», будьте уверены: перед вами математик.
2. Программисты
Программист — не профессия, а состояние души (хотя многие удачно совмещают). В детстве люди этого типа с легкостью решают задачки по информатике, а через некоторое время вполне могут загореться идеей запустить собственный сайт, разработать какой-то интересный плагин или создать мобильную игру.
Программисты отличаются специфическим юмором, понятным только им и узкому кругу посвященных. Один из наиболее бородатых анекдотов «прогеров» является тому подтверждением: «Купил как-то программист шапку, а она ему как раз». Если вам сейчас смешно, вспомните, сколько было у вас за год по информатике в школе. Изучают языки (программирования), что делает их немного похожими на лингвистов.
3. Инженеры
Незаменимые в хозяйстве люди. Обладают отличной логикой и золотыми руками. Способны починить что угодно, чем часто пользуются друзья и родственники инженеров. Поменять проводку, починить протекающий кран, повесить полку и даже переустановить Windows — все это про них. Так что если ваш друг долгое время скрывается от бабушки, потому что у нее накопилась куча работы по дому, то, скорее всего, он инженер.
4. Шерлоки
www.adme.ru
В гуманитарных науках развивается новое направление — Digital Humanities. Что это вообще такое?
© София Ерёмина
Научный ландшафт меняется на наших глазах. Науки переплетаются друг с другом, образуя иногда очень неожиданные сочетания — например, Digital Humanities, цифровые гуманитарные науки. Направление бурно развивается: проводятся конференции, летние школы, а в Вышке недавно прошла целая неделя Digital Humanities. Что это за направление? Рассказываем.
На вопросы отвечают аспирант школы по филологическим наукам Даниил Скоринкин и доцент факультета гуманитарных наук Анастасия Бонч-Осмоловская.
Судя по названию, это какой-то гибрид «гуманитариев» с «технарями». Я прав?
Да. Но не в том смысле, что гуманитарии вдруг решили заняться физикой. Главное слово тут все равно humanities, то есть классические гуманитарные науки — филология, история, философия, культурология. Только изучать их предлагается по-новому — перестав игнорировать тот факт, что мир переходит в цифру.
Раньше у исследователей были под рукой десятки, сотни, в лучшем случае тысячи книг — сегодня речь идет о миллионах. Как изучать их, если на прочтение не хватит и тысячи лет? Раньше десятки тысяч рукописей пылились в архивах и были доступны лишь избранным — теперь они оцифровываются, снабжаются «умной» разметкой и инструментами интеллектуального поиска. Как анализировать и делать выводы из этого богатства данных? Раньше картография была уделом избранных — теперь расставить свои координаты на интерактивном глобусе может каждый. Как с помощью Google Maps узнать новое о торговле в античном мире, распространении чумы в средневековой Европе или авиаперевозках в послевоенном СССР? Все эти вопросы заставили гуманитарных исследователей освоить совершенно нехарактерные для них навыки и знания — анализ данных, data science, автоматическую обработку текста (text mining), теорию сетей, геоинформатику. Так и появились «цифровые гуманитарии».
А дать исчерпывающее определение Digital Humanities почти невозможно. На сайте whatisdigitalhumanities.com есть 817 разных вариантов — можете просто обновлять страницу в браузере и читайте один за другим:) Кстати, наше любимое определение звучит так: «DH is taking tools built by warmongers, oil companies, spy agencies & investment bankers and using them to study literature, philosophy, culture and the classics».
На самом деле формальные исследования гуманитарных объектов имеют богатую историю в XX веке — это и стиховедение, и исторические базы данных, и стилометрия. Для лингвистов же работа с корпусами текстов и статистическими данными давно стало мейнстримом. Фактически новый расцвет интереса к точными методам в гуманитарных областях связан с появлением новых возможностей — доступностью электронных текстов, развитием методов их автоматического анализа, новыми мощностями хранения и обработки, новыми инструментами работы с данными.
«Цифровые гуманитарии» создают интерактивные карты переписки французских просветителей, строят по письмам и дневникам социальные сети великих поэтов, конструируют 3D-модели Древнего Рима и автоматически превращают в изображения тексты голливудских сценариев.
Социальные сети поэтов? Это еще зачем?
Анализ сетей (и в первую очередь социальных) — развитая область науки с богатой историей и довольно сложной математикой под капотом. Представив объект исследования в виде сети, можно понять про него много нового и неочевидного, потому что сеть (в том числе и ваша личная сеть контактов в Facebook, например) — это строгая математическая абстракция, для которой придуман ворох разных формальных метрик, алгоритмов выделения сообществ, параметров значимости каждого конкретного узла и т.д. Всё это применяется в диапазоне от физики до социологии, и литературоведы тоже не остались в стороне. Хотя, конечно, в Digital Humanities есть элемент «we did it for fun», особенно когда речь идет о визуализациях сетей.
Получается, теперь каждый филолог или историк должен быть еще и программистом?
Не обязательно, хотя такие случаи встречаются всё чаще: например, доцент школы лингвистики Борис Орехов защищал диссертацию по лирике Тютчева, а теперь одновременно преподает программирование на Python и анализ текстов Шекспира. Но можно быть классическим филологом или историком и участвовать в Digital Humanities.
Как и всякая междисциплинарная область исследований, цифровые гуманитарные науки располагают к командной и проектной работе. Здесь мало исследователей-одиночек, зато много небольших research groups и research projects с разделением труда. Например, в составе Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ есть и компьютерщики, и лингвисты, специалисты по text mining, и филологи, и историки с философами. То же можно сказать и о научно-учебной группе «Цифровые исследования литературы».
А какие-нибудь открытия в этой области уже были?
Их довольно много. Например, именно цифровые гуманитарии с помощью статистики раскрыли Джоан Роулинг, когда та выпустила книжку под мужским псевдонимом. Оказалось, что атрибуция (определение авторства) художественного текста на основе частотностей слов работает удивительно хорошо. Писатель может подписаться чужим именем, но изменить свой стиль так, чтобы обмануть компьютер, оказывается не так-то просто.
А исследуя социальные сети персонажей, удалось установить, что плотность сети в комедии, например, устойчиво выше, чем в трагедии. И это хорошо согласуется с догадками литературоведов о том, что комическое больше нуждается в речевом выражении, чем трагическое (убивать, страдать и умирать можно и молча; а вот смеяться и высмеивать — едва ли).
Как становятся «цифровыми гуманитариями»?
Очень разными путями, и об этом как раз говорил наш коллега Франк Фишер в недавнем интервью. Среди «цифровых гуманитариев» можно встретить кого угодно: программистов и филологов, лингвистов и философов, математиков и историков, педагогов и журналистов. Главное, что все в какой-то момент осознали потенциал компьютерных методов в гуманитарных областях. Сам Франк просто не мог выбрать между computer science и литературой, в итоге изучал в университете и то, и другое. И только потом узнал, что он, оказывается, «цифровой гуманитарий».
Я терпеть не могу математику и программирование. Что мне делать?
Знание математики всегда полезно, но серьезная математика в Digital Humanities нужна далеко не везде. А что касается программирования — конечно, некоторый навык иметь желательно, но прелесть жизни в XXI веке заключается в том, что очень многое уже сделано за нас и остается только нажимать кнопочки. Например, для определения авторства и стилеметрии создан прекрасный инструмент под названием Stylo. Это программный пакет для языка R, но благодаря графическому интерфейсу его могут использовать и непрограммисты. Ну и не стоит забывать о возможностях стандартных всем известных инструментов анализа и обработки данных. До появления Stylo те же самые методы определения авторства успешно применяли в Excel.
Хорошо, а в Вышке этому учат?
Да. Курс по Digital Humanities читается на магистерской программе «Компьютерная лингвистика» с самого начала. С этого года идет майнор «Современные методы в гуманитарных науках» для студентов факультета гуманитарных наук. А группа студентов (из разных школ и факультетов, в том числе и с матфака) работает в научно-учебной группе «Цифровые исследования литературы».
www.hse.ru