Химические уравнения примеры: Ошибка 404. Страница не найдена • Онлайн-школа «Фоксфорд»

Содержание

Уравнения химических реакций | himiyaklas.ru

Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие. Если состав вещества мы выражаем с помощью химических формул, то как записывать химическую реакцию?

Для этого придумали уравнения химических реакций.

Исходные вещества, которые вступили в реакцию называются реагентами.

Вещества, образовавшиеся в результате реакции называются продуктами реакции.

Как записывают химическую реакцию? Слева записывают реагенты, справа – продукты, а между ними ставят реакционную стрелку.

реагенты → продукты

Реагенты и продукты записывают в виде химических формул.

Давайте запишем реакцию образования оксида алюминия Al2O3. Какие вещества будут исходными? Конечно же простые вещества: кислород (O2) и алюминий (Al):

Al + O2 → Al2O3

Но это еще не все. Есть такой физический закон: закон сохранения массы. В приложении к химии он звучит: «масса исходных веществ, равна массе продуктов реакции». А в нашей записи уравнения реакции слева один атом алюминия, а справа – два (Al2O3). Значит надо и слева взять два атома алюминия. Когда нам нужно указать, сколько нужно взять молекул вещества, нужно обозначить это числом перед химической формулой молекулы. Это число называется коэффициентом:

2Al + O2 → Al2O3

Теперь непорядок с атомами кислорода. Слева их два (O2), справа три (Al2O3). Непорядок. Мы конечно можем поставить дробный коэффициент:

2Al + 1,5O2 → Al2O3

Тогда и слева будет три атома кислорода (1,5O2), и справа три (Al2O3). Но, запомните раз и навсегда: коэффициенты могут быть только целыми числами. Чтобы в нашем уравнении коэффициенты стали целыми, их нужно просто удвоить:

Запомните, на экзамене все химические уравнения должны быть уравнены. Не уравненная реакция – не считается реакцией, за нее ставят ноль баллов.

На данном этапе обучения вы уже можете записывать реакции образования бинарных соединений из простых веществ.

Помимо обычной реакционной стрелки, формул реагентов и продуктов, коэффициентов есть еще несколько обозначений, используемых в записи химических уравнений: (приведенные ниже в качестве примера реакции, пока запоминать не нужно: всему свое время):

  1. Над реакционной стрелкой указываются условия в которых протекает реакция.

Не все реакции идут при нормальных условиях: часто нужно подогреть, повысить давление и пр. Это указывается над реакционной стрелкой в виде следующих обозначений:

  • t° – температура

  • кат. – реакция идет в присутствии катализатора. Катализатор – это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но не расходуется

  1. После химической формулы продукта:
  • ↑ – выделение газа

  • ↓ – выпадение осадка

  1. Две реакционные стрелки – в сторону продуктов и обратно.

Так обозначают обратимые реакции. Это реакции, которые протекают в данных условиях как в прямом, так и в обратном направлении. Продукт образуется, и одновременно разлагается на исходные вещества:

Химические превращения чрезвычайно разнообразны, поэтому не удивительно, что существует несколько классификаций реакций. С одной из них мы познакомимся сейчас. Опять же, реакции, написанные ниже, приведены в качестве примера, запоминать их пока не нужно. Различают:

  1. Реакции соединения.

В ходе этих реакций из нескольких веществ образуется одно:

  1. Реакции разложения.

Эти реакции – противоположность реакциям присоединения. Из одного вещества образуется несколько – происходит разложение:

  1. Реакции замещения.

Простое вещество реагирует со сложными и образуется другое сложное вещество и другое простое вещество:

  1. Реакции обмена.

Два сложных вещества реагируют друг с другом с образованием новых двух веществ. Молекулы обмениваются своими фрагментами.

Узнаем как составить уравнение химической реакции: примеры

Поговорим о том, как составить химическое уравнение, ведь именно они являются основными элементами данной дисциплины. Благодаря глубокому осознанию всех закономерностей взаимодействий химических процессов и веществ, можно управлять ими, применять их в различных сферах деятельности.

Теоретические особенности

Составление химических уравнений — важный и ответственный этап, рассматриваемый в восьмом классе общеобразовательных школ. Что должно предшествовать данному этапу? Прежде чем педагог расскажет своим воспитанникам о том, как составить химическое уравнение, важно познакомить школьников с термином «валентность», научить их определять данную величину у металлов и неметаллов, пользуясь таблицей элементов Менделеева.

Составление бинарных формул по валентности

Для того чтобы понять, как составить химическое уравнение по валентности, для начала нужно научиться составлять формулы соединений, состоящих из двух элементов, пользуясь валентностью. Предлагаем алгоритм, который поможет справиться с поставленной задачей. Например, необходимо составить формулу оксида натрия.

Сначала важно учесть, что тот химический элемент, который в названии упоминается последним, в формуле должен располагаться на первом месте. В нашем случае первым будет записываться в формуле натрий, вторым кислород. Напомним, что оксидами называют бинарные соединения, в которых последним (вторым) элементом обязательно должен быть кислород со степенью окисления -2 (валентностью 2). Далее по таблице Менделеева необходимо определить валентности каждого из двух элементов. Для этого используем определенные правила.

Так как натрий – металл, который располагается в главной подгруппе 1 группы, его валентность является неизменной величиной, она равна I.

Кислород — это неметалл, поскольку в оксиде он стоит последним, для определения его валентности мы из восьми (число групп) вычитаем 6 (группу, в которой находится кислород), получаем, что валентность кислорода равна II.

Между определенными валентностями находим наименьшее общее кратное, затем делим его на валентность каждого из элементов, получаем их индексы. Записываем готовую формулу Na2O.

Инструкция по составлению уравнения

А теперь подробнее поговорим о том, как составить химическое уравнение. Сначала рассмотрим теоретические моменты, затем перейдем к конкретным примерам. Итак, составление химических уравнений предполагает определенный порядок действий.

  • 1-й этап. Прочитав предложенное задание, необходимо определить, какие именно химические вещества должны присутствовать в левой части уравнения. Между исходными компонентами ставится знак «+».
  • 2-й этап. После знака равенства необходимо составить формулу продукта реакции. При выполнении подобных действий потребуется алгоритм составления формул бинарных соединений, рассмотренный нами выше.
  • 3-й этап. Проверяем количество атомов каждого элемента до и после химического взаимодействия, в случае необходимости ставим дополнительные коэффициенты перед формулами.

Пример реакции горения

Попробуем разобраться в том, как составить химическое уравнение горения магния, пользуясь алгоритмом. В левой части уравнения записываем через сумму магний и кислород. Не забываем о том, что кислород является двухатомной молекулой, поэтому у него необходимо поставить индекс 2. После знака равенства составляем формулу получаемого после реакции продукта. Им будет оксид магния, в котором первым записан магний, а вторым в формуле поставим кислород. Далее по таблице химических элементов определяем валентности. Магний, находящийся во 2 группе (главной подгруппе), имеет постоянную валентность II, у кислорода путем вычитания 8 — 6 также получаем валентность II.

Запись процесса будет иметь вид: Mg+O2=MgO.

Для того чтобы уравнение соответствовало закону сохранения массы веществ, необходимо расставить коэффициенты. Сначала проверяем количество кислорода до реакции, после завершения процесса. Так как было 2 атома кислорода, а образовался всего один, в правой части перед формулой оксида магния необходимо добавить коэффициент 2. Далее считаем число атомов магния до и после процесса. В результате взаимодействия получилось 2 магния, следовательно, в левой части перед простым веществом магнием также необходим коэффициент 2.

Итоговый вид реакции: 2Mg+O2=2MgO.

Пример реакции замещения

Любой конспект по химии содержит описание разных видов взаимодействий.

В отличие от соединения, в замещении и в левой, и в правой части уравнения будет два вещества. Допустим, необходимо написать реакцию взаимодействия между цинком и раствором соляной кислоты. Алгоритм написания используем стандартный. Сначала в левой части через сумму пишем цинк и соляную кислоту, в правой части составляем формулы получаемых продуктов реакции. Так как в электрохимическом ряду напряжений металлов цинк располагается до водорода, в данном процессе он вытесняет из кислоты молекулярный водород, образует хлорид цинка. В результате получаем следующую запись: Zn+HCL=ZnCl2+H2.

Теперь переходим к уравниванию количества атомов каждого элемента. Так как в левой части хлора был один атом, а после взаимодействия их стало два, перед формулой соляной кислоты необходимо поставить коэффициент 2.

В итоге получаем готовое уравнение реакции, соответствующее закону сохранения массы веществ: Zn+2HCL=ZnCl2+H2.

Заключение

Типичный конспект по химии обязательно содержит несколько химических превращений. Ни один раздел этой науки не ограничивается простым словесным описанием превращений, процессов растворения, выпаривания, обязательно все подтверждается уравнениями. Специфика химии заключается в том, что с все процессы, которые происходят между разными неорганическими либо органическими веществами, можно описать с помощью химических символов, знаков, коэффициентов, индексов.

Чем еще отличается от других наук химия? Химические уравнения помогают не только описывать происходящие превращения, но и проводить по ним количественные вычисления, благодаря которым можно осуществлять лабораторное и промышленное получение разных веществ.

Урок по теме: «Химические уравнения» 8 класс.

Урок по теме: «Химические уравнения».

Цели урока:

углубить и расширить знания учащихся о химических реакциях;

— совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций.

Задачи урока:

Образовательные:

— повторение изученного по теме материала;

— умение самостоятельно применять полученные знания.

Развивающие:

— развитие познавательного интереса к предмету химии;

— развитие навыков самостоятельной деятельности, самопроверки, учащихся.

Воспитательные:

— формирование диалектико-материалистических взглядов в результате осуществления взаимопревращений веществ.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение и обобщение изученного материала.

Прежде, чем сформулировать тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ребята взять листочек, ручку и ответить на несколько моих вопросов.

(Вопросы писывать не нужно. Записывайте только номер вопроса и ответ на него.)

    1. Если данные вещества в другие не превращаются,

А лишь форма их изменяется,

То явления данные как называются? (Физические явления.)

Приведите примеры физических явлений.

    1. Явления эти знаете вы,

В природе и в быту встречаются они,

А от первых явлений они тем отличаются,

Что из данных веществ, другие легко получаются. (Химические явления.)

Приведите примеры химических явлений.

    1. Великие учёные закон этот открыли

И этим для людей чудо сотворили.

Теперь мы уравнения можем составлять.

Как же сей закон звать и величать? (Закон сохранения массы веществ.)

Кем и когда был открыт закон сохранения массы веществ?

Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

    1. Состоит оно из двух частей,

Что знаком равенства соединяются.

До знака — стоят реагенты,

А после — те, вещества, которые получаются. (Химическое уравнение.)

Что такое химическое уравнение?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Химические уравнения. Тему формулируют ученики.) Эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.

Почему мы уделяем изучению данной темы достаточно большое внимание? (Учащиеся формулируют своё мнение.)

Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Превращения веществ — химические явления (химические реакции). Химическое уравнение — это условная запись химической реакции. Без неё нельзя объяснить ни один химический процесс, произвести расчёты ни учёному, ни ученику.

Теперь давайте определим с вами, что по данной теме мы уже знаем, что умеем делать и чему должны научиться сегодня.

1. Знаем определение химических уравнений.

2. Знаем формулировку закона сохранения массы веществ.

3. Знаем алгоритм составления химических реакций между простыми веществами.

4. Умеем составлять химические уравнения между простыми веществами.

5. Умеем расставлять коэффициенты в данных схемах.

На основе полученных знаний совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций. (Самостоятельно, правильно и желательно быстро составлять химические уравнения. Так сформулировали тему урока ученики.)

3.Самостоятельная работа на уроке каждого ученика. Задания расположены в порядке увеличения их сложности.

Каждый ученик вначале урока получает две карточки с заданиями и первого и второго варианта. Задания одной карточки он выполняет в классе, а второй дома.

Задание № 1.

Составьте уравнения по следующим схемам:

Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O

K2O + H2O = KOH

Al(OH)3 + HCl = AlCl3 + H2O

CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2

Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O

CaO + HCl = CaCl2 + H2O

Задание № 2.

Составьте уравнения реакций, протекающих между данными простыми веществами:

Na + P =

K + H2 =

P + O2 = P+3O

Ca + O2 =

Mg + N2 =

Na + H2 =

K + N2 =

Ca + P =

N2 + O2 = N+2O

K + Cl2 =

Задание № 3.

Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам:

серная кислота + гидроксид калия = сульфат калия + вода

оксид лития + вода = гидроксид лития

оксид магния + соляная кислота = хлорид магния + вода

оксид азота (V) + вода = азотная кислота

Выполнение каждого задания проверяем (слайды презентации – 1 и 3 задания, на доске – 2 задание). Ученики сами проверяют свои задания, задают вопросы, выставляют себе оценки. В конце урока они сдают листочки на проверку учителю.

Теперь, ребята, я попрошу вас вспомнить, какую цель мы поставили перед собой вначале урока и ответить каждого на вопрос: «Достигли ли лично вы поставленных целей или нет? В чём это проявляется?» (Каждый ученик отвечает на данные вопросы на отдельном листочке, который лежит у него на столе с начала урока, и сдаёт листок учителю.

)

4. Домашнее задание.

Ученики дома выполняют задание другого варианта, которое получили вначале урока:

на «3» необходимо выполнить первое задание;

на «4» — второе;

на «5» — второе и третье.

Конспект к уроку химии «Химические уравнения реакций. Закон сохранения массы вещества» 8 класс | Уроки по Химии

Конспект к уроку химии «Химические уравнения реакций. Закон сохранения массы вещества» 8 класс