1.2. Общество и природа – SOOCIETY
Общество и природа — явления, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. Она возникла задолго до появления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.
Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа —homo sapiens.Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым условиям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термического приготовления качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, извержения вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня человеком. С увеличением численности людей все больше истреблялось животных, составлявших рацион человека.
В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климатических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.
Первоначально семья была полигамной. Родство устанавливалось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец — нет. Женщина в этих условиях занимала главное положение (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.
Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общественной собственности и уравнительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.
Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от присваивающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.
Увеличение количества населения привело к расширению посевных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Человек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.
Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую очередь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на один со страшным зверем. Так были уничтожены туры — огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиаторские бои с участием диких хищных животных.
С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200—300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов — лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сливались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пустыню, а водоемы — в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к измененной человеком среде обитания.
В то же время в искусственно созданных человеком условиях жизни появились и прекрасно себя чувствуют паразитические виды животных — тараканы, клопы, крысы и т.д. Борьба с ними, даже при использовании новейших химических препаратов, не приводит к истреблению паразитов. Напротив, они привыкают к ядам и продолжают размножаться.
С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, является причиной многих болезней.
В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.
Природа не смиряется с такими действиями человека. Она отвечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.
XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стали задумываться о том, как предотвратить пагубные последствия научно-технического развития. Особенно важным стали строительство и совершенствование очистных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по переработке бытовых отходов.
Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.
Во многих странах созданы заповедники и национальные парки, на территории которых запрещена активная деятельность человека, а животные и растения существуют в естественных условиях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в неволе. Государства принимают законы, устанавливающие ответственность за нанесение вреда природе.
Но силами одного государства невозможно решить все экологические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепланетарный, характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоединилось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Антарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной территорией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.
Большую работу по охране природы проводят и международные экологические организации. В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы, в 1963 г. — Всемирный Фонд дикой природы, а в 1971 г. — «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.
В нашей стране существует обширное экологическое законодательство. Конституция Российской Федерации объявляет землю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонарушениях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников природы, влекут за собой уголовную ответственность с лишением свободы на разные сроки.
Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны оставлять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда велика опасность возникновения пожара, собирать растения, занесенные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством экологического образования и воспитания. Основная роль в этом должна принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам массовой информации.
Таким образом, защита природы — дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы — нет. В фантастических романах и фильмах уже рисуют последствия экологических катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.
Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.
Вопросы и задания
1. Что понимают под словом «природа»?
2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?
3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?
4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?
5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?
6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?
7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?
8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?
9. Защита природы — дело не только государства, но и каждого чело века. Как каждый из нас может способствовать охране природы?
10. Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».
1.2. Общество и природа
Оценкаsoociety.ru
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Количество просмотров публикации ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА — 7288
Природа в философии принято понимать как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество — особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой принято понимать как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она воспринимается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа — это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.
В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.
Понятие ʼʼбиосфераʼʼ для обозначения живой оболочки земли ввел в 1868 ᴦ. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гᴦ. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие ʼʼноосферыʼʼ, сферы разума, преобразующего планету. Составными частями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.
Общество также имеет свои составные части:
■ Лнтропосфера — сфера жизни людей как биологических организмов.
■ Социосфера — область общественных отношений между людьми.
■ Биотехносфера — область распространения технического влияния человечества.
Взаимоотношение природы и общества — вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.
С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человека). В 20-м столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу.
Главная проблема антропологического влияния — несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема — проблема охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека.
Основные проблемы экологии: истощение недр, загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы — проблема социальной экологии — охрана человека, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического прогресса.
Особая проблема при взаимодействии человека и природы — проблема народонаселения, которая с течением времени приобретает все более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект — рост населения — ведет к усилению эксплуатации природы; численность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности! населения и его потребностями, не хватает материальных! средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населения.
Большинство этих проблем приняло глобальный, общепланетарный характер, выйдя за рамки государственных границ. Οʜᴎ представляет собой общечеловеческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства
Читайте также
Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле &… [читать подробнее].
Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику основных трактовок социального детерминизма — механической, диалектической, вероятностной. 2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории? 3. Что такое фатализм и волюнтаризм? 4. Почему… [читать подробнее].
В XX столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала… [читать подробнее].
Народы, населяющие разные континенты, регионы и страны, живущие в разных природно-социальных условиях, с точки зрения экологии могут рассматриваться как географические популяции человека. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография. … [читать подробнее].
Общество — это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность ecтecтвeнных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек,… [читать подробнее].
referatwork.ru
Отличия общества от природы и наоборот
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
Отличия природы от общества:
способна развиваться независимо от человека
обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
Сходство общества и природы – являются динамическими системами.
Основные формы взаимодействия общества и природы:
природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:
1. воздействие (влияние) природы на общество:
способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)
2. воздействие общества на природу:
истощение недр
загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
уничтожение растительного и животного мира
вырубка лесов
применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы
Рассмотрим примеры.
Взаимодействие общества и природы | Примеры |
Влияние природы на общество | Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий. |
Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек. | |
Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже. | |
Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления. | |
Влияние общества на природу | Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы. Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках. |
В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров. | |
29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера. |
studfile.net
Природа и общество: понятия и чем они отличаются
Для того чтобы тандем сосуществования общества и природы был гармоничным, следует глубже понять сущность каждого из данных явлений. Выявив точки соприкосновения обоих понятий и грани их различия, удастся наилучшим образом способствовать позитивному развитию этих двух систем. Ведь именно системой является как общество, так и природа. Потому логично будет применить при детальном их рассмотрении системный подход. А начать следует, собственно, с дачи определения каждому из рассматриваемых явлений.
Общество и природа: определение данных понятий
Рассмотрение в самом широком смысле понятия «природа» приводит к выводу, что сюда включается
Природа
«Общество» же – это совокупность человеческих индивидов, способных производить определенные видоизменения в этой самой окружающей реальности. Принято даже считать, что социум и есть продукт природы.
Общество
Как взаимодействует общество и природа
При введении В.И. Вернадским в научный лексикон понятия «ноосфера» стало более очевидно то взаимодействие, которое идет между человеческими индивидами и матушкой-природой. По большей части именно социум за последние столетия активно вносит преобразования в естественную среду обитания, создавая своим разумом и волей искусственную среду. Но природа чутко отвечает на все позитивные и негативные действия человечества, заставляя его приспосабливаться, а порой и даже выживать.
Такое тесное переплетение этих двух систем изучают как древнейшие науки (философия, история, биология), так и современные (социальная экология, обществоведение). И это правильно, ведь нельзя смотреть на основополагающие понятия однобоко. Изучение и анализ требуют разностороннего подхода.
В чем точки соприкосновения и схожесть понятий «общество» и «природа»
При различных методах изучения данных явлений можно прийти к выводу, что природа включает в себя социум, т.е. из естественной среды вследствие объективных обстоятельств вычленился человек. Только индивид смог собственной волей и действиями, прилагая разумные усилия, преобразовывать, а иногда и просто подчинять себе природу.
На данном этапе развития общества (как совокупности людей) и окружающей среды можно говорить о параллельном их существовании. Потому так важно понимать, в чем они схожи:
- Оба явления – динамически развивающиеся системы. В обеих есть элементы, структура, развитие (позитивное или деградация в определенных аспектах).
- При благотворном влиянии одного на другое происходят общие благоприятные изменения в этих двух сферах. Соответственно, негатив со стороны общества отзывается негативом в природе, и наоборот.
- В каждой системе есть полезные элементы, ведущие к прогрессу, и тлетворные, приводящие к разрушению и хаосу;
- Как в обществе, так и в природе есть живые организмы. Неодушевленные предметы характерны для природы в объективном смысле, а для социума – как результат его технологической деятельности.
В данный период времени невозможно представить одно понятие отдельно от другого. Но так было не всегда. Поэтому следует перейти к рассмотрению различий.
В чем различия общества и природы
Есть фундаментальные отличия одного понятия от второго, а есть еле различимые. Но важно знать все нюансы для гармоничного развития и общества, и природы:
- Общество в отличие от природы характеризуется наличием сознания, абстрактного мышления индивидов и наличием у них силы воли. Любая деятельность, производимая обществом, имеет субъективную основу. В природе же все протекает по объективным, не зависящим от воли ее элементов, причинам (другими словами, стихийно).
- Законы общества и законы природы также разнятся. Первые меняются довольно часто (в зависимости от политической, социальной обстановки). Вторые же фундаментальны, они существовали изначально и будут такими же в будущем.
- Природа изначально до появления человека могла самостоятельно существовать. Общество же без природы элементарно не выживет, ведь не будет ни места, ни средств даже для пропитания.
- Больший урон окружающему миру, безусловно, наносит общество. Техногенная и экологическая обстановка ввиду неразумной человеческой деятельности оставляет желать лучшего. Природа же всегда стремиться к увеличению благосостояния своих элементов, из которых она состоит. Поэтому различные природные катаклизмы – зачастую лишь ответ на негативное вмешательство в эту сферу людей.
- Но и общество старается обеспечивать экологическую безопасность, проводит природоохранные и восстановительные мероприятия. Природа же действует по инерции, создавая максимально благоприятные условия для стимулирования развития своих составляющих частей.
- Труд и активная деятельность как внутри (в сознании), так и вовне, отличает социум от того, что протекает по объективным причинам само собой в природе. Духовное саморазвитие присуще исключительно обществу.
Задача общества улучшать окружающую реальность, развиваться самому и способствовать поддержанию гармонии в природе (в т.ч. заботиться о растительном и животном мире). Ведь если волей социума будут предприняты кардинальные меры, которые приведут к уничтожению природы, то и жизнь человечества будет фактически невозможна.
vchemraznica.ru
Общество и природа (стр. 1 из 4)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Филиал Уральского государственного экономического университета
в г. Березники
Кафедра Общенаучных дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Общество и природа»
Выполнена:
студентом группы КДЗ-061 С.И. Хорошевой
Проверена:
Старшим преподавателем C.Н. Арашиным
Березники
2008
Содержание
Введение
1. Проблема отношения человека и природы в философии
2. Исторические формы отношения человека к природе
2.1. Античная философия, средневековая христианизированная
философия, философия Эпохи Возрождения
2.2. Философия Нового времени
2.3. Понятие о ноосфере
3. Проблемы во взаимодействии общества и природы
3.1. Проблема народонаселения
3.2. Экологическая проблема
Заключение
Список литературы
Введение
Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.
В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество и природа пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она — его часть. С нею человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития.[1]
С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце XIX века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу. Главная проблема антропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы.[2]
Цель исследования – установить аспекты взаимодействия общества и природы.
Задачи исследования:
— раскрыть проблему отношения человека и природы в философии;
— рассмотреть исторические формы отношения человека к природе;
— рассмотреть проблемы во взаимодействии общества и природы.
1. Проблема отношения человека и природы в философии
Проблема отношения человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе: человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму природную историю.
Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем он принципиально отличается от нее?
Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека, его места, роли, назначения в природе, мире.
Поэтому исследование отношения человека к природе с самого начала было связано с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от всех других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей — через посредство общественных связей с другими людьми.
Природа раскрывается людям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой.
Природа выступает для человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е. каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и «присваивает» природу.
КАК человек увидит природу и ЧТО он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», т. е. с точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.
Но это значит, что вопрос об отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего, социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.
Не случайно, что в античной философии интерес к человеку с особой силой выступил в эпоху начала кризиса древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречия разрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.
Обостренный интерес к человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности, нравственной и познавательной деятельности.
Не случайно, что позже интерес к человеку вспыхнул с новой силой в эпоху Возрождения — начало кризиса феодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это время европейское общество выступило против средневековой регламентации.
Костры Мигеля Сервета, Джордано Бруно, Лючилио Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального значения.
И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы. Отношения общества и природы остро встали в современную эпоху.
Современная социальная картина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира. Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.
В двух прошедших мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия, варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и гуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление»[3]. Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса.
Все сильнее слышатся голоса, полные тревоги за судьбу человека, человеческого общества.
В середине XVIII века К. Линней в своей «Системе природы ввел человека как особый вид homosapiens – человек разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин определил человека как «животное, делающее орудия»[4].
В ХХ веке американский палеонтолог В. Грегори назвал человека «разрушителем с большим мозгом»[5].
Рассмотреть отношения человека и природы – значит раскрыть специфическую позицию человека в природе, в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт философского исследования составляет его характерную черту.[6]
2. Исторические формы отношения человека к природе
2.1 Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека и природы, космоса. Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового разума. С другой стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный, совершенный, упорядоченный организм. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.
mirznanii.com
Понятие общества.общество и природа. Взаимодействие основных сфер общественной жизни (стр. 1 из 2)
ПЛАН:
1) Понятие общества.
2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.
3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.
4) Общественные отношения.
5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.
1) Понятие общества.
Термин «общество» многозначен.Обычно указывают на следующие значения этого слова:
* общество как группа лиц,объединившихся для современной деятельности
по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов,общество любителей пива,общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово «общество» синонимично словам «организация»,»союз»,»объединение». * общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество,феодальное общество,французское общество эпохи Реставрации,советское общество периода НЭП’а и т.д.).Здесь слово «общество» часто употребляется вместе со словами «стадия»,»этап»,»период». * общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны («общество потребления»,»информационное общество»,»традиционное общество» и т.д.).В этом случае слову «общество» обязательно предшествует его качественная характеристика.
* общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира,которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею.В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой,так и с природным окружающим их миром.Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.
Прежде чем перейти к характеристике взаимодействия общества и природы,необходимо обратить внимание на то сходство,которое существует между различными понятиями «общества».Это сходство можно увидеть,если внимательно присмотреться к самому слову: «общество» — от слов «общий»,»общность» (латинское societas также происходит от socius,что означает общий,совместный).
2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.
Если принять во внимание происхождение слова «общество»,становится необходимым для его подробной характеристике ввести в употребление понятие «системы» и рассмотреть общество с точки зрения системного подхода.
Система (от греческого «systema») — совокупность или сочетание частей и элементов,связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.
Говорят о Солнечной системе,речной системе,нервной системе.Системой является любая совокупность явлений,которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.В этом смысле системой является и то единство,составными частями которого являются общество и природа.
Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом.
Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею,так как:
* оно возникло в результате развития природного мира,выделившись на
определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека),
* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы,необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв,современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов,жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников сырья),
* темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды,климатических и географических условий.(Северные народы (эскимосы,эвенки,чукчи) — в местах их проживания суровые климатические условия,поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)
(Древние цивилизации Востока (древний Египет,цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек,климат засушливый,необходимы эригационные оросительные системы.Огромные трудозатраты и поэтому всегда сильное деспотическое начало.)
Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как: * оно вырабатывает различные средства приспособления,адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем,строить дома,шить одежду,создал искусственные материалы,необходимые для жизнедеятельности общества),
* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты,использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными,так и благотворными).
Крым-раньше более засушливый климат.занимались в основном рыболовством,после присоединения Крыма к России (1783),привезли экзотические
деревья,изменился климат (климат стал мягче).
В Голландии очень мало было плодородной земли,землю постоянно затапливало.Голландцы создали сеть плотин,осушительных каналов,за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования.
Было создано искусственное Рыбинское водохранилище,затопили села,деревни и пойменные луга.Сейчас там плохая экология и гниет все то,что находится под водой — отрицательное воздействие на природу.
Становится ли общество по мере своего развития более свободным,более независимым от природы? Еще недавно ответ мог быть только положительным — человек рассматривался как существо,способное подчинить,покорить себе природу (по принципу:»Мы не можем ждать милости от природы,взять их у природы — наша задача»).Сегодня очевидно,что общество не может быть от природы независимым.В чем-то мы в современном мире зависим от природы больше,чем когда-либо.Имеется в виду то обстоятельство ,что общество стоит сегодня перед экологической катастрофой,созданной хищническим,потребительским отношением к природе.Исчерпание природных ресурсов ,их загрязнение ставит перед человеческим обществом задачу выживания,сохранение рода человеческого.В этой связи нужно упомянуть,что ООН в в 1992 году приняла концепцию устойчивого развития,обязательную для всех государств и исходящую из необходимости обеспечить такое развитие общества,которое позволило бы сохранить природный мир и обеспечить выживание человечества.
3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.
Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов.
Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни.Обычно говорят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер:
экономическая- | политическая- | социальная- | духовная-
охватывает отно- |охватывает отноше-|охватывает отно- |охватывает от-
шения ,возникаю- |ния,связанные с |шения,связанные с|ношения,
щие в процессе |взаимодействием |взаимодействием |связанные с
производства,рас- |государства,партий|классов,социаль- | развитием об-
пределения,обмена |политических орга-|слоев и групп |щественного
и потребления ма- |низаций по поводу | |сознания,науки
териальных благ |власти и управле- | |культуры,
|ния | |исскуства
Данные подсистемы (сферы),в свою очередь,могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
* экономическая — производственные учреждения (заводы,фабрики),учреждения транспорта,фондовые и товарные биржи,банки и т.п.,
* политическая — государство,партии,профсоюзы,молодежные,женские и пр.организации и т.п.,
* социальная — классы,страты,социальные группы и слои,нации и т.п.,
* духовная — церковь,образовательные учреждения,научные учреждения и т.п.
4) Общественные отношения.
Для характеристике общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы.Важно показать,что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами,нациями,индивидами,возникающими а процессе экономической,политической,социальной,духовной жизни общества.Для обозначения этих связей используется термин «общественные отношения».
Виды общественных отношений:
материальные: | духовные:
по поводу поизвод-|политические ,
ства,распределения|правовые,
обмена и потребле-|нравственные,
ния материальных |идеологические
благ | и др.
5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.
Общество,таким образом,представляет собой определенную совокупность элементов,взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.Сферы общественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны.
Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).Все это обычно сопровождается апатией,смятением духа,но и — духовными поисками,интенсивными научными
исследованиями,усилиями деятелей культуры,направленными на осознание
истоков кризиса и путей выхода из него.Таков один из примеров,иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни.
Военный переворот (политическая сфера) как следствие экономического кризиса,резкое снижение уровня жизни (экономическая сфера),разногласие в обществе (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни общества.(Пиночет (1973) (военная хунта) пришел к власти в Чили в результате военно-фашистского переворота,установил режим жесточайшего террора,экономика улучшилась,разногласие в обществе,творческая интеллигенция ушла в п подполье.
Основные понятия: общество,система,общественные отношения,сферы общественной жизни
Вопросы и задания:
1) Дайте определения перечисленным выше понятиям.Проанализируйте их.
2) Приведите примеры благотворного и негативного воздействия общества на природу.
mirznanii.com