Изложение как пишется правильно – Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Содержание

чем отличается от сочинения, как составлять план

Изложение – наиболее частая форма тестирования по русскому языку. О том, что такое изложение и как его писать, мы подробно расскажем в статье.

Перед переходом к практической части необходимо определиться с тем, что значит излагать. Излагать – это объяснять, толковать как устно, так и письменно информацию, которая была прочитана или услышана.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Мой мир

Что такое изложение

Изложение – это пересказ текста, прочитанного или прослушанного при помощи аудиозаписи. Наиболее распространенная форма – письменное изложение, так как она позволяет проверить не только степень натренированности памяти, но и правильность написания (без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Изложение – это не только воспроизведение текста, но и тренировка стиля речи, правильности изложения событий, понимание главной мысли автора, которую он хотел донести до читателя.

Какие существуют виды?

Краткое изложение – такая форма, которая предусматривает наиболее краткий пересказ, но в то же время с сохранением основных мыслей.

Подробное требует от ученика описания всего того, что он запомнил, до мельчайших подробностей. Это вид помогает развивать красоту речи и ее полноту. Повествование – главная роль заключается в описании событий в том порядке, который был в источнике.

Чем отличается изложение от сочинения?

Часто путают этот вид работы и сочинение. Запомните: это два различных способа написания мыслей. Первый вид направлен на грамотный и полноценный пересказ прочитанного или прослушанного текста. Сочинение – это лично ваши мысли и мысли ребенка, его видение той или иной проблемы. Оно не имеет ограничений по количеству слов, да и форма письма разнообразна.

Важно! Памятка, разработанная специально для облегчения написания, поможет гораздо быстрее научиться грамотно излагать содержание.

Если ваш ребенок готовится впервые писать такую работу, прежде чем начать, убедите его в том, что он сможет справиться со всеми поставленными задачами. Как показывает практика, школьники получают отрицательные оценки по данному типу работ именно по причине рассеянности.

Затем начинайте прочтение или прослушивание текста и приступайте к составлению плана.

Как составить план

После того как текст будет прочитан или прослушан ребенком, ему понадобится систематизировать свои воспоминания, которые касаются текста. План поможет справиться с этим.Он выступает в качестве основного элемента.

Мысленно разбейте услышанное на три части:

  • вступительную;
  • основную;
  • заключительную.

Это поможет правильно выстроить события и быстрее вспомнить текст. В ходе повторного прочтения или прослушивания определите для себя наиболее запоминающие слова (например на границе взаимодействия составляющих частей), которые также могут указывать на героев, их поступки и главную идею.

Дальнейшие действия

После того, как план изложения составлен, будет дано время на повторное прочтение. Поясните ребенку, что необходимо выделить опорные словосочетания. Они освежат воспоминания.

Попросите ребенка придумать ассоциацию к каждой части плана, а также представить себя на месте главного героя, прочувствовать личное отношение к ситуации,о которой пишется в отрывке.

Только после этих манипуляций можно начинать письменное изложение. Для облегчения задачи предложите школьнику разбить будущую работу на части и написать сначала вступительную, а затем и все остальные.

Именно раздельное написание всех составляющих поможет сократить количество грамматических ошибок, а самое главное, освежит воспоминания и передаст главную идею автора.

После того как все абзацы будут написаны, школьник должен соединить их в единое целое. Повторно перечитать их, определить соответствие плану, а также обратить внимание на все ошибка, как пунктуационные, грамматические, так и орфографические, и исправить их. Это необходимо не только для красоты воссозданного отрывка, но и для высокой оценки.

Это интересно: Как правильно писать сочинение: Цель и средства

Как правило, первая оценка (за пересказ текста) – всегда положительна, а за правильность написания нередко не превышает тройки по причине невнимательности детей школьного возраста, рассеянного внимания и незнания правил русского языка. От какого лица писать изложение? Писать необходимо с заменой первого лица на третье.

Стоит помнить и о том, что изложение – это воспроизведение своими словами мыслей автора, а не придумывание своих.

Как писать сжатое изложение

Простое письменное изложение, правила написания которого мы рассмотрели выше, отличается от сжатого тем, что краткое изложение не терпит полного описания

всех происходящих событий в отрывке текста. Для того чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить способы сжатия текста.

Далее следуйте действиям в памятке:

  1. В ходе первого прослушивания отрывка предельно внимательно обращайте внимание на отличительные детали каждого из абзацев. Ассоциируйте менее запоминающие предложения и мысли картинками. Ассоциативное мышление гораздо быстрее поможет вспомнить написанное.
  2. Определите микротемы каждого абзаца, так будет проще вспомнить не только о чем был отрывок, но и главную идею, которую хотел передать автор. Как правило, выделяется после первого прочтения текста.
  3. Рядом с определенными микротемами напишите слова-опоры, которые сориентируют вас и помогут правильно изложить мысли. Определите стиль и тип произведения.
  4. Второе прочтение дает возможность зафиксировать впечатления и подкорректировать микротемы. На этом этапе определитесь с количеством абзацев.
  5. Приступайте к написанию работы.

Важно! Начинать стоит с написания абзацев по раздельности, а уже после соединять их вместе. Так ученику будет проще заметить ошибки и исправить до сдачи работы преподавателю.

В ходе сжатия не допустите искажения смысла. Несмотря на то, что применяются принципы исключения и замещения, логическая структура мыслей автора в вашей работе не должна быть нарушена.

Это интересно: Описание осеннего пейзажа: сочинение по картине Левитана Золотая осень

Как начать пересказ, зависит от индивидуальности текста. Главное, не потеряйте основную мысль и не начните писать сочинение. В качестве слов-связок можно использовать: из этого следует, вот. Допускается использование вводных слов и всех конструкций, которые есть в русском языке. Ваша задача – излагать мысль, не отступая от смысла, передавая главную идею автора, при этом не допуская ошибок, как при написании слов, так и при расстановке знаков препинания.

Пример того, как писать изложение

Как научиться писать изложение

Вывод

Помогите подготовиться к школьнику к письменному пересказу, несколько раз попробовав написать его вместе с ним. Примеры достойных работ можно без труда найти в Сети. Достаточно усвоить алгоритм действий, вспомнить правила языка, и тогда «пятерка» будет гарантирована.

uchim.guru

Что такое изложение и как его писать

Что такое изложение и как его писать

Не знаю почему, но у школьников и их родителей слово «изложение» вызывает примерно такую же реакцию, как слова «диктант», «контрольная». На самом деле изложение – это просто упражнение, специальное речевое упражнение: письменный пересказ текста. Изложения бывают, конечно, контрольными (в конце четверти или года), но в курсе русского языка начальной и основной школы изложения проводятся прежде всего для ОБУЧЕНИЯ, а не для контроля. Письменное изложение текста развивает связную речь и одновременно помогает научиться писать грамотно. Именно поэтому в научной классификации упражнений по русскому языку изложение относят не только к группе специальных речевых, но и к группе неспециальных орфографических и пунктуационных упражнений. Проще говоря, изложение – это очень полезное обучающее упражнение, которое развивает речь и помогает научиться писать без ошибок.

Все наверняка помнят по своему школьному опыту, как писали контрольное изложение: учитель читал несколько раз текст вслух, ученики старались запомнить, составляли план и излагали текст по памяти.

ОБУЧАЮЩЕЕ изложение предполагает именно ОБУЧЕНИЕ письменному пересказу. На первых этапах ребёнок должен текст видеть, ему трудно сразу его воспринимать только на слух, поэтому начинаем с чтения и анализа текста, затем покажем, как составлять план и зачем он нужен, проанализируем орфограммы и знаки препинания и только потом – послушаем текст ещё раз и письменно его перескажем.

Покажу на примере, как начинается обучение изложению во 2-м полугодии 2 класса.

Надеюсь, этот алгоритм поможет с самого начала правильно организовать обучение или скорректировать действия ребёнка, если у него что-то не получается. Он удобен и для учителя, и для родителей или репетитора, которые занимаются с ребёнком индивидуально.

Как подготовиться к изложению

Этап 1. Зрительное восприятие: чтение и анализ текста, устный пересказ.

1. Прочитай заглавие. Можно предположить, о чём будет текст?
2. Прочитай текст про себя.

В зимнем парке

Наш парк зимой так красив! Лежит пушистый снег. Мороз. Снег скрипит под ногами. Я слышу каждый свой шаг.

На краю парка пруд. Он замёрз. Рыбаки долбят толстый лёд. Им нужна прорубь. А вдруг там живёт сказочная щука?

3. Сколько в тексте частей? Напиши: _______. Как ты догадался? (Делаем вывод: два абзаца, значит, две части) Как написана каждая часть? (Обращаем внимание: каждая часть начинается с отступа, его называют абзац или красная строка).
4. Перечитай вслух 1-ю часть. О чём в ней говорится? Расскажи. (Это устный пересказ, на уроке его лучше организовать в парах, тогда все дети перескажут текст, а не будут пассивно слушать кого-то одного).
5. Какое заглавие больше подходит к 1-й части? Выбери и подчеркни.
Зимой. Зимний день. Морозный зимний день.
(Выбираем и подчёркиваем третий вариант: ключевое слово «морозный» точнее передаёт содержание 1-го абзаца и помогает его запомнить.)

6. Перечитай 2-ю часть текста. О чём в ней говорится? Расскажи.
7. Какое заглавие больше подходит ко 2-й части? Выбери и подчеркни.
Пруд. Рыбаки на пруду.
(Второе заглавие точнее, ключевое слово «рыбаки».)
8. Перечитай последнее предложение. Чья это мысль? Какой человек мог так подумать? (Это мысль рассказчика, человека, от лица которого ведётся повествование. Так мог подумать человек, который знает сказки, у него развита фантазия…)

Этап 2. Составление плана.

9. Если мы запишем заголовки, которые ты выбрал к частям текста, получится план этого текста. План поможет пересказать текст:

1) Морозный зимний день.
2) Рыбаки на пруду.

Этап 3. Анализ орфограмм и знаков препинания.

10. Найди в тексте слова, в которых можно допустить ошибку. Подчеркни орфограммы-буквы, пробел между предлогом и соседним словом. Обозначь знакомые орфограммы. Запомни, как пишутся слова, которые нельзя проверить. (В тексте есть слова с орфограммами, которые дети уже изучали: с буквами безударных гласных в корне – красив, зимой, лежит и др., с буквами парных согласных на конце слова – мороз, лёд и т.д. Их надо найти, полезно эти слова записать и графически объяснить выбор написаний.) Обрати внимание на знаки в конце предложений. Там только точки? (Нет, есть восклицательный знак, вопросительный. Полезно прочитать вслух эти предложения с нужной интонацией.)

Этап 4. Восприятие текста на слух (слушание), запись.

11. Закрой текст. Послушай его ещё раз. Напиши изложение. Тебе поможет план текста. (План должен быть у ребенка перед глазами).

Этап 5. Самопроверка.

12. Проверь свою запись: подчеркни и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. Исправь ошибки, если они есть. (Можно затем дать ребенку возможность ещё раз увидеть текст и сравнить с ним свою запись.)

Ещё раз хочу уточнить: это самое начало, первые шаги. Здесь очень важно, чтобы в процессе подготовки, написания и проверки изложения участвовали все виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание и говорение.

buneeva.vsepravilno.com

Как написать изложение по русскому языку? :: SYL.ru

Под изложением понимается выполнение письменной работы, связанное с сознательным восприятием, осмыслением текста и передачей его содержания. При этом должны сохраняться все особенности первоисточника — художественные и стилистические.

Какими они бывают

Изложения бывают разных типов, в зависимости от характера текста.

1. Повествовательное изложение. Это то, в котором присутствует фабула (сюжет).

2. Описательное изложение (либо содержащее элементы описания чего-либо).

3. Изложение в форме рассуждения (или же содержащее его элементы).

Чаще всего тексты для изложений содержат в себе элементы всех типов. Очень важно уметь разделять текст на отрезки определенных видов, так как работать с каждым из них предстоит по-разному.

как написать изложение

Как написать изложение сюжетного типа

Самым простым считается сюжетный (повествовательный) тип изложения. Речь в таком, как правило, идет о жизни людей или целых стран, городов, о фактах и событиях. Чаще всего это повествование художественное, но может быть и вполне научным. Главное в нем — информация о событиях, происходящих в определённой последовательности. При этом обычно требуется написать изложение от 3 лица.

Наиболее частая погрешность такого типа работ — перебор однотипной информации и ничем не оправданное повторение синонимов. Хотите избавиться от данного недостатка — вчитайтесь в работы авторов-профессионалов. Хорошо структурированный текст обходится без ненужных повторов и предполагает некие закономерности при использовании форм глаголов.

На что обратить внимание

В повествовательном тексте уточните прежде всего основную мысль. Порой для этого достаточно вдумчиво прочитать заглавие. На следующем этапе материал разбивается на микротемы, в каждой из которых выделяется главное. Проще станет работать, если учащийся «пройдется» по каждому из фрагментов и уяснит для себя:

1. Содержит ли данный отрывок информацию, без которой нельзя обойтись в дальнейшем повествовании?

2. Какие из деталей необходимы, какие второстепенные? Можно ли без них обойтись и почему?

как написать изложение по русскому

3. Как можно лаконично сформулировать главную мысль каждого фрагмента?

4. В каких фразах и словах обнаруживается отношение к персонажам автора?

5. Кто в данном случае главное действующее лицо отрывка и как действия героя привязать к основному содержанию текста?

Переходим к описанию

Как написать изложение в виде описания? Таковое считается наиболее сложным из всех. Выполняя такую работу, требуется нарисовать статичную картину, несущую в себе изображение во всех подробностях определенного явления, портрета человека или неодушевленного предмета с выявлением всех его характерных признаков.

При написании работы данного вида очень важно не упустить ни одной мелочи. У читателя должен возникнуть эффект переноса в конкретную эпоху и среду, к которой относится тема работы. Умение создать яркое впечатление от собственного «опуса» не относится к простым навыкам, над ним требуется долго и упорно трудиться.

как написать изложение по русскому языку

Что для этого нужно

Как правильно написать изложение этого типа? Чтобы хорошо выполнить задание, следует решить вопросы:

1. Какие именно детали подаются автором для характеристики предмета и почему он выбрал именно эти, а не другие?

2. На каких признаках построено описание?

3. Каким образом элементы группируются между собой, а также сравниваются?

4. Какими языковыми средствами автор добивается поставленной цели?

Ответив на данный вопрос, ученик может считать, что подготовительный этап пройден. Когда речь идет о музейных экспонатах, коллекциях книг и картин или достопримечательностях, элементарная эрудиция может выручить в случае, если текст по прочтении отложился в голове не полностью.

Давайте рассуждать

Как написать изложение третьего вида? Рассуждения тоже доставляют немало трудностей ученикам. Для успеха такой работы важно наличие аналитического мышления и умения понять и передать не только, что происходит, но и почему, а также чего можно ожидать в перспективе.

как правильно написать изложение

Работая над данным типом, следует уточнить главную мысль всего высказывания, выделить его отдельные компоненты, построить план собственных рассуждений, снабдив их сложной и продуманной аргументацией. Текст следует воспроизводить от третьего лица, тщательно следя за отбором языковых средств.

О количестве написанного

Насколько подробно следует излагать текст? Как написать изложение по русскому языку, если в нем не слишком силен?

Подробную передачу прочитанного могут позволить себе ученики с хорошей памятью и способностью к логическому анализу, а также развитой письменной речью.

Если же ученик путается в отличиях между главным и второстепенным, не может постичь суть рассказа или обладает неважной памятью, ему приходится писать короче. В случае экзамена текст обязан быть изложен как минимум на 2 или 3 стандартных тетрадных страницах.

«Как написать изложение по русскому?» — головная боль не одного поколения школьников. Что же конкретно тут можно посоветовать?

Помните, что изложение по сути своей является неким «средним арифметическим» между сочинением и диктантом. «Из головы» выдумывать ничего не нужно, но предлагаемый готовый текст, тем не менее, следует понять, творчески осмыслить и грамотно воспроизвести.

написать изложение от 3 лица

Полезные советы школьнику

Учитель всегда дает подробные инструкции по технике пересказа, так что в нашей статье мы не будем повторять очевидные вещи. Попробуем «пробежаться» по самым проблемным пунктам.

Перед началом диктовки постарайтесь сосредоточиться, обязательно возьмите в руки карандаш или проверенную, хорошо пишущую авторучку. Пометки по ходу прослушивания делать очень важно, и будет крайне обидно, если процесс будет нарушен из-за внезапно закончившегося в ручке стержня или тому подобного.

Не забывайте о поставленных задачах. Ваша цель — с первых же строк определиться, к какому из перечисленных видов изложений относится данная работа. Не уяснив для себя этого важного вопроса, рассчитывать на успех ученик не может.

Авторские конструкции (например, в виде прямой речи) необходимо сохранить в первозданном виде. Для этого короткие цитаты лучше всего быстро записать на черновик карандашом.

Помните, что гораздо важнее передать идею и раскрыть полностью тему, чем завязнуть в мелких и порой несущественных подробностях.

И еще нюансы…

Зачитанную учителем инструкцию игнорировать ни в коем случае не следует, иначе высокой оценки не видать. Постарайтесь удержать смысл текста в голове в виде последовательности образов. Если план продиктованного текста обсуждается коллективно, лучше участвовать в этом наравне со всеми.

Не следует спешить записывать сразу же все во время начального прочтения. То же самое относится к перенесению текста из черновика на чистовик — спешить с этим не следует, лучше дождаться разрешения учителя.

Черновик следует заполнять свободно, оставляя пустые места. В эти «окна» позже можно будет дописать недостающую информацию. Ручку удобнее всего взять капиллярную или гелевую с тонким стержнем.

как написать изложение сочинение

Экономим время

Записывая пометки, для экономии времени прибегайте к сокращениям. Но постарайтесь не запутаться впоследствии в своих собственных аббревиатурах.

Время, отведенное на изложение, должно быть использовано максимально эффективно. Никогда не следует отвлекаться на что-либо постороннее.

Суть всей работы раскрывается последовательно в абзацах, каждый из которых содержит определенную микротему. Начните с обозначения главной мысли каждого из них, записав в качестве первого предложения основной тезис. Затем можно будет не спеша раскрыть его содержимое.

Маленькие хитрости

Внимательно контролируйте грамотность, чтобы не допустить ошибок. Слова, в написании которых сомневаетесь, лучше подчеркнуть и подумать над ними дополнительно. То же самое относится и к знакам препинания.

Если проблема никак не решается, вот небольшая подсказка, как написать изложение (сочинение). Воспользуйтесь тем, что это не диктант, конструкцию предложения всегда можно поменять, а сомнительное слово заменить синонимом без потери смысла. Из тех же соображений не стоит прибегать к длинным предложениям со множеством запятых и сложных конструкций — в них легко запутаться и допустить ошибку.

Готовая работа должна быть тщательно проверена. Перед тем как написать изложение на чистовик, черновик нужно внимательно прочитать не менее двух раз. При проверке следует обратить особое внимание на логическую взаимосвязь всех частей работы. Особое внимание следует уделить абзацам — их число должно соответствовать пунктам плана или быть чуть большим, но никак не меньшим.

Желаем всем успехов в такой творческой работе, как написание изложения!

www.syl.ru

Что такое изложение: как научиться его писать?

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

мальчик-пишет

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

дети-в-классе-пишут

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

учитель-диктует

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

дети-слушают-учителя

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

школьники-пишут

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

  1. Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
  2. После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
  3. Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
  4. В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.мальчик-задумался
  5. В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
  6. Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
  7. Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
  8. Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
  9. Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
  10. Гордо несём учителю на проверку!пятерки-в-дневнике

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

shkolala.ru

Ответы@Mail.Ru: как написать изложение

Основы написания изложения Основной задачей изложения можно назвать максимально подробное воспроизведение всего текста, с сохранением изначального стиля автора. Что касается сжатого изложения, то оно требует наличия способности в отборе основной информации, достаточно краткой передачи основного содержания, учитывая то условие, что главные мысли писателя, характеры главных героев, последовательность происшествий необходимо передавать без каких-либо изменений. Кроме того, надо уметь правильно выделять микротемы и обобщать полученную информацию. А как писать сжатое изложение? В нем необязательно сохранять полностью авторский стиль, но разрешается употреблять основные слова и словосочетания. Краткое изложение необходимо писать небольшим по объему, но не скудным по содержанию. Основой для написания изложения может стать и стихотворение, и проза. Помимо этого, для написания такой творческой работы может применяться и музыкальное произведение. Чтобы написать его, нужно выслушать музыку, изучить либретто и прочитать историю написания произведения. Советы по написанию изложения Если у вас на носу аттестация по русскому языку и надо писать изложение, вот несколько советов для ГИА изложения, как писать его. Прежде всего, нужно качественно изучить само произведение литературы. Это значит, его нужно не только прочитать, но и проанализировать текст. Про себя нужно ответить на такие вопросы как: «Что автор пытался донести до читателя (слушателя)?» ; «Какого рода настроение пытался передать писатель?» ; «Что за приемы он использовал?» ; «Какое первое впечатление производит его произведение?» . Основываясь на логических и эмоциональных выводах, вы сможете выстроить свою работу. Понятно, что для правильного написания работы необходимо проанализировать прочитанный текст и сделать на основе этого выводы. Подобная работа должна выявить ваше участие в подготовке к написанию изложения. Таким образом, верным написанием изложения станет то, в котором вы рассказываете основной сюжет, местами вставляя основные мысли и ощущения. Конкретного плана для написания изложения чаще всего не составляют, потому что оно полностью совпадает с композицией исходного текста. В данном виде творческой работы необходимо пересказать сюжет, объяснить его значение и выявить то, что автор хотел сказать читателю. Вот и все правила, как писать изложение.

составь план, прочитай текст несколько раз и опираясь на план пиши изложения)))

1)Если знаешь название текста, то попробуй найти текст и запомнить. 2)Если не знаешь какой текст, то нужно понять смысл текста и начало написать как в тексте, а затем расскрыть смысл начатого. 3)Запоминать, выписывать самое главное и затем дополнять мыслями.

touch.otvet.mail.ru

Как научить ребенка писать изложение: Советы. Методика

Изложение — это творческая работа. Письменный пересказ прочитанного и прослушанного текста. Дети учатся писать изложение в школе в 4-5 классе. Отрабатывать этот навык нужно раньше. В школьные годы будет поздно узнавать, как ребенка научить писать изложение. Тренируйте эту способность у малыша в раннем возрасте. Умение писать изложение развивает память ребенка, формирует понятие правильной речи. Он учится грамотно и лаконично излагать мысли, красиво говорить.

 Можно ли научиться писать изложение

Научиться можно всему, было бы желание. Здесь нужно желание не только малыша, но и его родителей. Им надо запастись терпением, свободным временем и хорошим настроением. И приступать к процессу как правильно научить писать изложение ребенка. Начинать надо с самого раннего детства. Читайте ему сказки, рассказы, басни, стихи. Рассматривайте иллюстрации, картинки в книгах. После чтения, попросите ребенка пересказать сюжет услышанной истории. После просмотра картинок, опишите вместе с ним увиденное. В момент пересказа у ребенка тренируется слуховая и зрительная память. Он учится запоминать и излагать содержание текста, описывать изображение рисунков.

В возрасте постарше, когда ребенок умеет читать сам, усложните задание. Пусть он самостоятельно прочитает текст и перескажет его. Начинайте с коротких произведений, постепенно увеличивая объем прочитанного.

Когда ребенок научится писать, начинается следующий этап обучения. Теперь прослушанный текст ему нужно написать. Это немного сложнее, чем просто рассказать.

Как научить ребенка писать изложение, правильно

В школе есть определенная методика как правильно научить писать изложение. Учитель на уроке два раза зачитывает текст. Сначала медленно, с интонациями, остановками на знаках препинания. Второй раз читает более бегло. В процессе чтения учителем текста, школьники отмечают важные моменты произведения и записывают их в черновик. Затем составляют план изложения. После этого начинают писать пересказ текста, излагают его своими словами, следуя пунктам плана и пользуясь записями из черновика. Таким методом можно пользоваться и дома. Начинайте с небольших, коротких текстов. Читайте большее количество раз. Ключевые моменты сюжета отмечайте вместе с ребенком. Попробуйте составить план изложения. После этого ребенок начинает писать пересказ. Если не получится с первого раза, не отчаивайтесь. Отдохните вместе с малышом, отвлекитесь на игры. И через некоторое время начните сначала. Написание изложение не должно быть для ребенка трудной задачей. Надо из этого процесса сделать увлекательное занятие. Можно писать вместе с ним, потом сравнить у кого получилось интересней и подробней пересказать историю. Обсудить какие моменты он запомнил, почему именно они его заинтересовали.

Если совсем ничего не получается, не может ребенок написать изложение. Ему трудно вспомнить о чем произведение, не знает с чего начать. Надо тренировать память и внимание. Играйте с ним в игры, развивающие память. Много читайте вместе. После каждого прочтения пусть ребенок рассказывает все что запомнил. Учите с ним стихи, басни. Тренируйте с помощью специальных упражнений на внимание зрительную память. И тогда проблемы как ребенка научить писать изложение не возникнет. Для него это будет несложно. Повторение — мать учения, не забывайте старую добрую пословицу. Чем больше времени вы уделяете занятиям, тем быстрее и легче ребенок научится выражать свои мысли на бумаге.

Читайте также:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ

Как Ребенку Привить Любовь К Чтению

 

razvitiedetei.info

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Как научить ребенка писать изложение

Тема: Как научить ребенка писать изложение.

1. Постановка цели. Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что (примерные варианты) может написать самое хорошее изложение.

— обязательно прочитают в классе,

— повесят на стенд как образец,

— пошлют в газету, журнал,

— включат в классный журнал «Наше творчество» (если его нет, то хорошо бы его завести),

— поставят  «лишнюю» пятерку в журнал,

— наклеят на обложку тетради красивую наклейку,

— дадут шоколадную медальку,

— прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребенка, но и класс, и учителя),

— покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам,

— покажут завучу, директору,

— прочтут на родительском собрании.

2. Постановка цели. Перед началом обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты).

— мальчики или девочки,

— первый, второй или третий ряд,

— первый или второй вариант,

— личное первенство.

Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.

3. Беседа. Вопросы по тексту. Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.

4. Чтение текста. Лучше поручить это ученику, который хорошо читает. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

5. Составление заголовка (не только тема, но и главная мысль). К каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.

6. Разделение текста на абзацы. Составление плана (главная мысль каждого абзаца). Текст делится на смысловые части. Каждая часть оазглавливается. Записывается план. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль. С обратной стороны каждого листочка дан   заголовок «Мой план». Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому переписать свой план, который он составил и записал во время коллективного обсуждения.

7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). После текста дана орфографическая подготовка.

8. Лексическая подготовка. Это подбор синонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. Ответы даны в «Словаре синонимов», «Словаре антонимов», «Толковом словаре». А что такое загадочное слово «перифраз»? Привожу пример. В изложении имеется предложение: Кошка хочет есть. Ученикам надо то же самое сказать по-другому. Наша пушистая любимица проголодалась. Мурка хочет есть. И.т.д стр.48,49,50.

9. Устный рассказ 2 – 3 человек. Пересказ изложения 2 -3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах – 1 раз, в более слабых – 2 раза.

10. Переписывание (желающие) своего плана. Раздаются листочки, и дети (кто хочет) переписывают свой план.

11. Повторное чтение текста учителем. Теперь – полное внимание. Дается возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

12. Составление черновика. Чаще это одновременно и беловик. С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложение вы отвели 2 урока, или если это контрольное изложение (обычно выбирается наиболее легкий текст).

13. Самопроверка. Можно обратиться к памятке для ученика. Ясно ли передал мысль. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Орфография. Пунктуация.

14. Чистовик. Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

15. Самопроверка.

Памятка для ученика.

1. Внимательно послушай рассказ, который прочтет тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.

2. Напиши варианты заголовка.

3. Составь план.

4. Сделай пересказ по плану сам.

5. Напиши изложение.

6. Проверь, ясно ли ты передал мысль, нет ли повторов одинаковых слов, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность, проверь знаки перпинания.

Приготовимся писать изложение.

Послушай текст, который тебе прочитает учитель (Это изложение целиком можно давать только в сильных классах).

Детство художника.

Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказки и быль сливались воедино.            (132).

Вопросы по тексту.

1. Где прошло детство художника?

2. Чему учил ребят их отец?

3. Где любили играть братья?

4. Что больше всего нравилось Вите на ярмарке?

5. Почему Васнецов счтал свое детство частицей детства народа?

6. Что нового вы узнали о художнике?

Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Детство художника

__________________                        ____________________

__________________                        ____________________

__________________                        ____________________

План:                                                Опорные слова

1. Детство братьев.                                Аполлинарий, в вятском селе

2. Отец художника – его                         был священником

первый учитель.                                помогал видеть, о могучих богатырях

3. Игры под деревом                                огромный, посадил, любили

во дворе.                                        превращались, расписные

4. Ярмарка на площади.                        узорчатые, лавочка

5. Детство Васнецова в его                        считал, верить, словались, сказка и быль

картинках.

Мой план:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Виктор Михайлович Васнецов, в небольшом вятском селе, Аполлинарий, священник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

де_ство-__________________                        с_ле-________________

зн_комил-_________________                        пом_гал- ____________

м_гучих-__________________                        ска_ки-______________

б_льшой-__________________                        нах_дился-___________

вя_-_______________________                        пом_гало-____________

ч_стицей-_________________                        площа_ь-_____________

д_бро-_____________________                        созд_вать-____________

к_ртины-__________________                        сл_вались-____________

Объясни правописание приставок

Пр_шло, п_могал, -кружающего, н_ходился, п_садил, с_здавать, в_едино.

Объясни правописание удвоенных согласных

Рассказы-______________________________

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Виктор Мизайлович Васнецов, в небольшом вятском, Аполлинарий, всященник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Могучий-_____________________

Огромный-_______________________

Учить (кого-нибудь)-______________

Подбери антонимы.

Светлый-_________________ создавать-______________________

Объясни значение слова.

Колодец-____________________________________________________________________

Укажи точное значение для каждого слова.

Известный -_____________________, великий-___________________________, знаменитый-______________________.

Слова для справок: чем-либо выдающийся, пользующийся большой известностью; тот, которого все знают; обязательно чем-либо выдающийся в большей степени.

Пунктуационная подготовка.

Прочти предложения. Обрати внимание на знаки препинания. Объясни их постановку или послушай объяснение учителя.

Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Васнецов  считал, что его детство было частицей детства его народа.

Перескажи текст по плану.

Напиши изложение «Детство художника».

Словари

Словарь синонимов.

Могучий – крепкий, дюжий, здоровый.

Огромный – гигантский, колоссальный, большой, великанский, исполинский.

Учить (кого-нибудь) – наставлять, образовывать, преподавать, знакомить, муштровать, вразумлять, умудрять.

Словарь антонимов

Светлый – темный.

Создавать – разрушать.

Толковый словарь

Колодец – узкая и глубокая яма, служащая для добывания воды.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *