ОСНОВЫ ДИНАМИКИ
ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
1. Как формулируется первый закон Ньютона?
2. Какие системы отсчета являются инерциальными и неинерциальными?
3. В чем состоит явление инерции?
4. В чем состоит свойство тел, называемое инертностью?
5. Какой величиной характеризуется инертность тела?
6. Какова связь между массами тел и модулями ускорений, которые они получают при взаимодействии?
7. Как определяется масса отдельного тела и в чем она измеряется?
8. Каким способом измеряют массу?
9. Что представляет собой эталон массы?
СИЛА. ВТОРОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
1. Что такое сила и чем она характеризуется?
2. Какие действия оказывает на тело некомпенсированная и скомпенсированная сила?
4. Какова единица измерения силы в системе СИ? Сформулируйте определение этой единицы.
5. Каковы способы измерения силы?
6. Как движется тело, к которому приложена сила, постоянная по модулю и направлению?
7. Как направлено ускорение тела, вызванное действующей на него силой?
8. Верно ли утверждение: тело всегда движется туда, куда направлена приложенная к нему сила?
9. Если на тело действует несколько сил, как определяется равнодействующая этих сил?
ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
1. Запишите и сформулируйте третий закон Ньютона.
2. Как направлены ускорения взаимодействующих между собой тел?
3. Два человека растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 50 Н. Что показывает динамометр?
4. Приведите примеры проявления третьего закона Ньютона.
СИЛА УПРУГОСТИ
1. Какие виды взаимодействий существуют в природе? К какому из них относится взаимодействие, приводящее к появлению силы упругости?
2. Вследствие чего появляется сила упругости?
3. Что такое деформация? Какую деформацию называют упругой, а какую пластичной? Назовите виды деформаций.
4. При каких условиях возникает деформация тел?
5. Что такое сила упругости? Какова природа этой силы?
6. Как направлены силы упругости?
7. Что такое реакция опоры или подвеса?
8. Перечислите особенности сил упругости.
9. Сформулируйте и запишите закон Гука.
10. Что такое жесткость? Какова единица жесткости в системе СИ?
11. Постройте график, иллюстрирующий закон Гука.
СИЛА ТРЕНИЯ
1. Какие силы называют силами трения?
2. Какова классификация основных видов трения?
3. Дайте физическую суть трения покоя. Напишите формулу закона, определяющего модуль силы трения покоя.
4. Что представляет собой коэффициент трения покоя?
5. Сделав чертеж и расчет, объясните, как на опыте определить коэффициент трения покоя.
6. В чем заключается физическая суть трения скольжения? Напишите формулу закона, определяющего модуль силы трения скольжения.
7. Что представляет собой коэффициент трения скольжения? От чего зависит его значение?
8. Охарактеризуйте трение качения.
СИЛА ТЯЖЕСТИ
1. Что называют силой тяжести? По какой формуле определяют модуль силы тяжести?
2. Зависит ли ускорение свободного падения тела от его массы?
3. Одинакова ли сила тяжести в различных точках земного шара?
4. Как изменяется сила тяжести при удалении тела от поверхности Земли?5. Куда приложена и как направлена сила тяжести, действующая на любое тело?
6. Какое числовое значение ускорения свободного падения используется в расчетах?
ЗАКОН ВСМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
1. Как формулируется закон всемирного тяготения?
2. Какой вид имеет формула закона всемирного тяготения для материальных точек?
3. Что называют гравитационной постоянной? Каков ее физический смысл? Каково ее значение в системе СИ?
4. Что называют гравитационным полем?
5. Зависит ли сила тяготения от свойств среды, в которой находятся тела?
СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ ТЕЛ
1. Что называется свободным падение тел? При каких условиях падение тел можно считать свободным?
2. Зависит ли ускорение свободного падения от массы тела?
3. Напишите формулы, описывающие свободное падение тел:
а) скорость тела в любой момент времени;
б) путь, пройденный телом к определенному моменту времени;
ВЕС ТЕЛА. НЕВЕСОМОСТЬ И ПЕРЕГРУЗКИ
1. Что называю весом тела?
2. В чем различие между весом тела силой тяжести, действующей на тело?
3. С помощью какого прибора определяется вес тела?
4. В каком случае вес тела равен силе тяжести, действующей на тело?
5. Как изменится вес тела при его ускоренном движении? Напишите формулы, по которым определяется вес ускоренно движущегося тела. Что такое перегрузка?
6. Как изменится вес космонавта при старте ракеты и при торможении приземляющегося корабля?
7. Когда наступает невесомость? В чем она проявляется?
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПОД ДЕЙСТВИЕМ НЕСКОЛЬКИХ СИЛ
1. Каков алгоритм решения задачи на движение тела под действием нескольких сил?
2. Как записывается и формулируется второй закон Ньютона, если на тело действуют несколько сил?
tatianavst.ucoz.ru
Семинар № 2 (Динамика Законы Ньютона)
1
ОСНОВЫ ДИНАМИКИ(1)
1.ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
1.Как формулируется первый закон Ньютона?
2.Какие системы отсчета являются инерциальными и неинерциальными?
3.B чем состоит явление инерции?
4.В чем состоит свойство тел, называемое инертностью?
5.Какой величиной характеризуется инертность тела?
6.Какова связь между массами тел и модулями ускорений, которые они получа- ют при взаимодействии?
7.Как определяется масса отдельного тела и в чем она измеряется?
8.Каким способом измеряют массу?
9.Что представляет собой эталон массы?
10.В результате взаимодействия двух тел скорость одного из них увеличилась. Как изменилась скорость другого тела?
2.СИЛА. ВТОРОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
1.Что такое сила и чем она характеризуется?
2.Какие действия оказывает на тело нескомпенсированная и ском- пенсированная сила?
3.Объясните, как устанавливают второй закон Ньютона для движения матери- альной точки, и какой формулой его выражают и как формулируют?
4.Какова единица измерения силы в системе СИ? Как формулируют определе- ние этой единицы?
5.Каковы способы измерения силы?
6.Как движется тело, к которому приложена сила, постоянная по модулю и по направлению?
7.Как направлено ускорение тела, вызванное действующей на него силой?
2
8.В чем заключается принцип независимости сил?
9.Верно ли утверждение: тело всегда движется туда, куда направлена прило- женная к нему сила?
10.Верно ли утверждение: скорость тела определяется только действующей на нее силой?
11.Bepно ли утверждение: силы есть, а ускорения нет?
12.Если на тело действуют несколько сил, как определяется равнодействующая этих сил?
13.Сформулируйте первый закон Ньютона, используя понятие силы.
3.ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
1.Запишите и сформулируйте третий закон Ньютона.
2.Верно ли утверждение: может ли какое — то тело действовать на другое, не ис- пытывая с его стороны противодействия?
3.Как направлены ускорения взаимодействующих между собой тел?
4.Могут ли уравновешивать друг друга силы, с которыми взаимодействуют ме- жду собой тела?
5.Выполняется ли третий закон Ньютона при взаимодействии тел на расстоянии посредством поля (к примеру, магнитного) или только путем непосредствен- ного контакта?
6.Почему при столкновении легкового автомобиля с грузовым повреждения у легковой машины всегда больше, чем у грузовой?
8.Приведите примеры проявления третьего закона Ньютона.
studfile.net
Движение тела под действием нескольких сил
Теоретически тела могут двигаться при воздействии на них одной силы: силы упругости, силы тяготения или силы трения. Но в реальности такие движения в земных условиях можно наблюдать очень редко. В большинстве случаев наряду с силами упругости и тяготения на тело всегда действует сила трения.
При прямолинейном падении тела в жидкости или в газе на тело действует две силы – сила тяжести и сила сопротивления газа или жидкости.
Если пренебречь всеми другими силами, то можно считать, что в момент, когда падение тела только начинается (v = 0), на него действует только одна сила тяжести Fт. Сила сопротивления отсутствует. Но как только движение тела началось, сразу же появляется сила сопротивления – сила жидкого трения, которая растёт с увеличением скорости и направлена против неё.
Если сила тяжести остаётся постоянной, направленная в противоположную сторону сила сопротивления растёт вместе со скоростью тела, обязательно настанет тот момент, когда они по модулю станут равными друг другу. Как только это произойдёт, равнодействующая обеих сил станет равной нулю. Ускорение тела также станет равным нулю, и тело начнёт двигаться с постоянной скоростью.
Если тело падает в жидкости, кроме силы тяжести, необходимо учитывать и выталкивающую силу, направленную противоположно силе тяжести. Но так как эта сила постоянна и не зависит от скорости, то она не препятствует установлению постоянной скорости движения падающего тела.
Как решают задачи механики, если на тело действует несколько сил?
Вспомним второй закон Ньютона:
Если в условиях задачи рассматривается движение нескольких тел, то уравнение второго закона Ньютона применяют к каждому телу отдельно и затем совместно решают полученные уравнения.
Решим задачу.
Брусок массой m движется по наклонной плоскости с углом α. Коэффициент трения бруска о плоскость µ. Найдите ускорение а бруска.
Для решения задачи необходимо построить чертёж и изобразить на нём векторы всех сил, действующих на брусок.
На брусок действуют три силы: сила тяжести Fт = mg, сила трения Fтр и сила реакции опоры N (сила упругости). Совместно эти силы сообщают бруску ускорение ā, которое направлено вниз вдоль плоскости.
Направим оси координат X параллельно наклонной плоскости, а ось координат Y перпендикулярно наклонной плоскости.
Вспомним второй закон Ньютона в векторной форме:
Для решения задачи нам необходимо записать это уравнение в скалярной форме. Для этого необходимо найти проекции векторов на оси X и Y .
Проекции на ось X. Проекция aх положительна и равна модулю вектора ā: aх = a. Проекция (Fт)х положительна и равна, как видно из треугольника АВD, mg sin α. Проекция (Fтр)х отрицательна и равна – Fтр. Проекция N вектора N равна нулю: Nх = 0. Уравнение второго закона Ньютона в скалярной форме записывается поэтому так:
ma = mg sin α – Fтр.
Проекциии на ось Y.Проекция aу равна нулю (вектор a перпендикулярен оси Y!): a = 0. Проекция (Fт)у отрицательна. Из треугольника ADC видно, что (Fт)у = -mg cos α. Проекция N положительна и равна модулю вектора Nу = N. Проекция (F) равна нулю: (Fтр)у = 0. Тогда уравнение второго закона Ньютона запишем так:
0 = N – mg cos α.
Откуда
N = mg cos α.
Сила трения по модулю равна µN, отсюда Fтр = µ mg cos α.
Подставим это выражение вместо силы трения в первое полученное скалярное уравнение:
ma = mg sin α – µ mg cos α;
a = g(sin α – µ cos α).
Ускорение a, меньше, чем g. Если трение отсутствует (µ = 0), то ускорение скользящего по наклонной плоскости тела равно по модулю g sin α, и в таком случае оно также меньше g.
На практике наклонные плоскости и используются как устройства, позволяющее уменьшить ускорение (g) при движении тела вниз или вверх.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Тест по физике II закон Ньютона в двух вариантах. Эталон.
Тест по теме: « II закон Ньютона». Эталон.
I вариант
Тело движется прямолинейно с постоянной скоростью. Какое утверждение о равнодействующих всех приложенных к нему сил правильно?
а) Не равна нулю и постоянна по модулю и направлению
б) Не равна нулю и постоянна только по модулю
в) Равна нулю или постоянна по модулю и направлению г) Равна нулю
Тело движется под действием постоянной по модулю силы, которая направлена в сторону движения тела. Выберите правильное утверждение.
а) Тело движется равномерно прямолинейно
б) Тело движется равноускоренно
в) Тело движется равнозамедленно
г) Тело движется по окружности
На рисунке показано направление векторов скорости и ускорения мяча. Равнодействующая всех сил, приложенных к мячу, направлена по вектору…
а) 1 в) 3
б) 2 г) 4
На рисунке представлен график изменения скорости тела с течением времени. На каком участке движения сумма всех сил, действующих на тело, не равна нулю и направлена в сторону, противоположную движению тела?
а) на участке 1 в) на участке 3
б) на участке 2 г) на всех участках движения
5. Найти массу тела, которому сила 20 Н сообщает ускорение 5м/с2.
а) 40 кг б) 100 кг в) 0,25 кг г) 4 кг
6. Физическая величина, определяющая, какое ускорение приобретает тело под влиянием определённого воздействия.
а) масса б) инерция в) инертность г) сила
7.На рисунке представлен график зависимости скорости тела от времени. Какой из рафиков показывает зависимость равнодействующей всех сил, приложенных к этому телу, от времени?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
От чего зависит
действие силы на тело?
а) От модуля силы
б) От модуля силы и её
направления в) От модуля силы и точки приложения г) От модуля силы, её направления и точки приложения.
Тело массой 2 кг, движется со скоростью 3 м/с и ускорением 2м/с2. Каков модуль равнодействующей сил, действующих на тело?
а) 4 Н б) 6 Н в) 10 Н г) 2 Н
Определите модуль и направление равнодействующей силы, если тело движется горизонтально, и на него действуют силы Н, Н.
а) 220 Н, по направлению б) 20 Н, по направлению
в) 20 Н, по направлению г) 0 Н, тело неподвижно.
Время выполнения: 15 минКритерии ценивания: 9 из 10 верно= «5»; 8 из 10= «4»; 7 из10= «3
II вариант
Равнодействующая всех сил приложенных к телу равна нулю. Выберите правильное утверждение.
а) Тело может только покоиться в) Тело движется равнозамедленно
б) Тело движется равноускоренно г) Тело движется равномерно прямолинейно или покоится
Тело движется равноускоренно прямолинейно. Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему сил правильно?
а) Не равна нулю и постоянна по модулю и направлению
б) Не равна нулю и постоянна по модулю
в) Равна нулю или постоянна по модулю и направлению г) Равна нулю
На рисунке показано направление векторов скорости и равнодействующей всех сил, приложенных к телу. Вектор ускорения тела направлен по вектору…
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
На рисунке представлен график изменения скорости тела с течением времени. На каком участке движения сумма всех сил, действующих на тело, не равна нулю и направлена в сторону движения тела?
а) на участке 1 б) на участке 2
в) на участке 3 г) на всех участках движения
Найти силу, под действием которой тело массой 2 кг движется с ускорением 0,5
а) 2 Н б) 1 Н в) 0,25 Н г) 4Н
Свойство тел, состоящее в том, что для изменения скорости тела необходимо, чтобы на него в течение некоторого времени действовала определённая сила.
а) масса б) инерция в) инертность г) сила
На рисунке представлен график зависимости равнодействующей всех сил, приложенных к этому телу, от времени. Какой из графиков показывает зависимость скорости тела от времени?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
8. Может ли тело находиться в движении при условии, что действующая на него сила направлена против его движения?
а) Такое тело может только покоиться
б) Такое тело может покоиться или двигаться прямолинейно равномерно
в) Может, но скорость его будет уменьшаться
г) Однозначно сказать нельзя
9.Тело массой 2 кг движется со скоростью 2 м/с и ускорением 3 м/с2. Каков модуль равнодействующей сил, действующих на тело?
а) 4 Н б) 6 Н в) 10 Н г) 2 Н
10.Определите модуль и направление равнодействующей силы, если тело движется горизонтально, и на него действуют силы = 140 Н, = 100Н.
а) 240 Н, по направлению б) 40 Н, по направлению F1
в) 40 Н, по направлению г) 0 Н, тело неподвижно.
Время выполнения: 15 минКритерии ценивания: 9 из 10 верно= «5»; 8 из 10= «4»; 7 из10= «3
infourok.ru
Из опыта применения модульно-блочных технологий
На рубеже XX–XXI века произошли радикальные изменения в жизни и сознании людей, которые привели к построению общества, нуждающегося в образованных, предприимчивых, способных ориентироваться в огромном потоке новой информации профессиональных кадрах.
В любой области промышленности в сферу деятельности вторглись компьютеры – незаменимые помощники и орудия труда. Идёт интенсивное внедрение новой техники, технологий, что ведет к увеличению производительности труда. Современная научно-техническая революция требует радикальных изменений и новых решений в вопросах образования в целом и в частности, в преподавании физики, являющейся одной из фундаментальных наук в построении нового мира.
Проводимая в стране модернизация образования как раз и предопределяет формирование целостной системы специальных знаний по предметам, умений глубокого анализа явлений, и самое важное, привитие потребности в постоянном пополнении знаний и как результат, приобретение опыта самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому, каждый из нас применяет свои, современные способы формирования системы научных знаний, дающие возможности интенсивного обучения.
Основой моей работы являются экспериментальные и теоретические исследования, проводимые как с целью подтверждения или закрепления изученного, так и поиск ответов на новые вопросы с использованием ранее полученных знаний. Впрочем, одно без другого невозможно, об этом я постоянно говорю ученикам: с одной стороны — полученные знания они должны уметь применять при выполнении экспериментов, решении качественных и расчётных задач, а с другой – уметь выполнять эксперимент и проводить исследования для получения новых знаний.
Конечно, кроме общих проблем, существующих в образовании, есть несколько, касающихся непосредственно преподавания физики – это, например, дефицит времени, отведенного на изучение физики в старших классах. Кроме этого, на данном этапе модернизации, поскольку пока ещё только ведётся работа по созданию научно-методических условий для введения профильного обучения на старшей ступени общего образования, существует некоторое несоответствие между обязательным минимумом содержания полного общего образования по физике и требованиями, предъявляемыми высшими учебными заведениями к абитуриентам при поступлении и дальнейшем обучении в высшей школе.
Учитывая эти факторы, каждый творчески работающий учитель понимает, что традиционная “классическая” модель обучения часто не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к образованию. Поэтому, каждый из нас применяет свои, современные способы формирования системы научных знаний по физике, дающие возможность интенсивного обучения.
Свою работу в старших классах (10-11) я провожу так, что, совершенствуя организацию учебной деятельности и уплотняя учебный материал, как можно больше времени оставляю на рассмотрение практического применения теории на примере решения задач и выполнении лабораторных работ. С этой целью при изучении курса 10-го и некоторых тем 11-го классов применяю модульно-блочные технологии.
Благодаря данной технологии обучения выделяю достаточное время для решения задач по всем темам в старших классах. Согласно тематическому планированию в 10-м классе, например, выделяю следующие модули, каждый из которых делю на соответствующие блоки:
1 модуль: Кинематика, 17 час. | 2 модуль: Динамика, 19 час. | 3модуль: Статика, 5 часов. | ||||||
1 блок: 6 ч., Равномерное движение | 2 блок: 11ч., Равноускоренное движение | 1 блок: 7ч., Законы Нъютона | 2 блок: 12ч., Силы в природе | 1 блок: 5ч., Условия равновесия тел.1 | 2 блок: Закон сохранения энергии | |||
4 модуль: Законы сохранения, 15 час | 5 модуль: Основы МКТ, 21 час. | 6 модуль: Термодинамика, 19 час. | ||||||
1 блок: 6ч., Закон сохранения импульса | 2 блок: 9ч., Закон сохранения энергии | 1 блок: 8ч., Основные положения, понятия, определения | 2 блок: 13ч., Газовые законы | 1 блок: 12ч., 1-й Закон термодинамики. Кол-во теплоты | 2 блок: 7ч., 2-й закон ТД, тепловые машины | 2 блок:, Конденсаторы | ||
7 модуль: Электростатика, 16 час. | 8 модуль: Постоянный электрический ток, 21 час. | |||||||
1 блок: 10ч., Закон Кулона, напряжённость, потенциал | 2 блок: 6ч., Конденсаторы, соединения конденсаторов | 1 блок: Законы постоянного тока | 2 блок: Ток в разных средах |
С учётом времени, выделенного на изучение раздела, один — два часа рассматриваю теоретический материал. При этом использую такие методы изложения темы, которые позволяют учащимся за более короткий временной срок усвоить требуемые программой знания. К таким методам отношу лекцию, сопровождаемую кратким конспектированием изучаемого материала учащимися в тетради, или рассказ учителя с элементами беседы.
В любом случае в начале изучения провожу беглый устный фронтальный опрос по формулировкам законов, формул, зависимостей, определениям, “настраивающий” учащихся на дальнейшее изложение материала. План лекции записываю до урока на доске. После компактного изложения материала отвечаю на вопросы учащихся, затем указываю вопросы, задачи и задания, в которых полученные знания находят своё отражение. Работу над ними я провожу на последующих уроках. Задавая вопросы по изученной теории, я требую полных содержательных ответов, включающих “проговаривание” определений, законов, формул, понятий.
Например, в 10-м классе на раздел “Динамика” отводится 19 часов. Весь раздел делю на два блока, соответствующие главам 3 и 4. За первый урок изучаю теоретический материал первого блока “Законы механики Ньютона” §§ 22-30, на втором уроке изучаю материал блока “Силы в механике” §§31-40.
На первом уроке краткий анализ письменной (контрольной работы) , сопровождающийся повторением основных вопросов раздела “Кинематика”. На доске записана тема и вопросы, на которые предстоит ответить в конце урока:
1) Что изучает динамика?
2) Какое движение называется движением по инерции?
3) Какую систему отсчёта называют инерциальной?
4) Почему равномерное прямолинейное движение и состояние покоя физически эквивалентны и взаимозаменяемы лишь в инерциальных системах отсчёта?
5) Сформулируйте первый Закон Ньютона.
6) Как движется тело, к которому приложена сила, постоянная по модулю и по направлению?
7) Как направлено ускорение тела, вызванное действующей на него силой?
8) Верно ли утверждение “силы есть, а ускорения нет”?
9) Как определяется равнодействующая, если на тело действует несколько сил?
10) Запишите третий, второй законы Ньютона.
11) Приведите примеры, когда тело можно считать материальной точкой.
Изложение материала в виде лекции с элементами беседы:
Механическое движение описывает кинематика, не объясняя физических причин его возникновения и изменения, отвечая лишь на вопрос “как движется тело?”. Динамика объясняет причины, определяющие характер механического движения, отвечает на вопрос, почему тело движется.
Для того, чтобы тело, находящееся в покое, изменило положение в пространстве, необходимо взаимодействие с другим телом.
Эксперимент 1.
Движение тележки в результате взаимодействия с рукой прекращается.
Две тележки скреплены пружиною и находятся в покое. Чтобы тележки не разъехались, привяжите их ниткой, если нить пережечь, тележки придут в движение.
Эти эксперименты доказывают, что для изменения положения тела необходимо взаимодействие тел.
Эксперимент 2.
С наклонного желоба без начальной скорости пускают шарик на разные поверхности: на песок; на ткань, на стол.
Что видим? Каждый раз шарик проходит до остановки большее расстояние. Если бы была абсолютно гладкая дорога, исключены внешние воздействия, тележка двигалась бы без остановки по инерции.
Принцип инерции:
Если на тело не действуют внешние силы, то оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Затем аналогично, с помощью экспериментов, приходим к формулировке второго и третьего законов Ньютона.
На втором уроке рассматриваем решение качественных и расчётных наиболее простых задач типа:
1. Как будет двигаться ракета, если на неё действует: а) постоянная сила; б) постоянно убывающая сила?
2. Почему суда (танкеры) , предназначенные для перевозки нефти, разделены перегородками на отдельные отсеки – танки?
3. На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра. К верхнему подвешивается груз, на площадку нижнего ставится стакан с водой. Стрелки динамометров устанавливаются на нули, чтобы не учитывать вес груза и стакана с водой. После этого груз опускается в воду так, чтобы он не касался дна и стенок стакана. Каковы показания обоих динамометров?
На третьем уроке выполняем лабораторную работу: “Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости”.
Четвёртый и пятый уроки посвящаю решению более сложных задач следующего содержания: шарик, массой 500г. скатывался с наклонной плоскости длиной 80см, имея начальную скорость 2м/с. Определить, какую скорость имел шарик в конце наклонной плоскости, если равнодействующая всех сил, действующих на шарик, равна 10 Н. На шестом уроке провожу самостоятельную работу с программированными заданиями (тесты) , на последнем – седьмом уроке учащиеся выполняют трехуровневую контрольную работу. Начиная с более простых задач, все ребята имеют возможность выполнять все уровни. Полученная оценка соответствует количеству правильно выполненных заданий.
Подобный подход к изучению темы позволяет усваивать теоретический материал большинству учащихся, на соответствующем уровне, минимальный из которых соответствует “Обязательному минимуму содержания образования” (Приказ МО РФ № 56 от 30. 06. 99г. “О введении обязательных минимумов содержания общего среднего образования”) .
Кроме этого, некоторые, наиболее способные учащиеся (таких немного в обычном или гуманитарном классах) , имеют возможность получить более глубокие знания посредством решения более сложных задач и подготовкой дополнительных докладов по теме. Если для таких учащихся ещё проводятся и факультативные занятия, то они являются хорошо подготовленными к поступлению в престижные ВУЗы, где получают хорошие специальности.
Литература
1.Г. Г. Левитас: “Технология учебных циклов”.
2. В. В. Гузеев: “Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии”.
3. М. Е. Бершадский: “Понимание как педагогическая теория”.
4. В. В. Гузеев: “Основы образовательной технологии: дидактический инструмент”.
5. М. Е. Бершадский, Е. А. Бершадская: “Методы решения задач по физике”.
6. С. П. Бабин “Модернизация школьного физического образования”, “Педагогический поиск”. (Региональный научно-педагогический журнал №7, 2005).
7. М. Е. Тульчинский: “Качественные задачи по физике”.
8. Л. А. Кирик: “Самостоятельные и контрольные работы”; (7-11 кл.).
urok.1sept.ru
Второй закон Ньютона » ГДЗ (решебник) по физике 7-11 классов
1514. На рисунке 191 схематично изображена повозка массой 20 кг, которую тянут силой 5 Н. Чему равно ускорение повозки? Трение не учитывать.
1515. Если повозку из предыдущей задачи тянуть силой 4 Н, то ее ускорение будет 0,3 м/с2. Чтобы ускорение повозки стало 1,2 м/с2, с какой силой нужно ее тянуть в том же направлении? Трение не учитывать.
1516. Сумка на колесиках массой 10 кг движется с ускорением 0,4 м/с2 под действием некоторой силы. Какой массы груз нужно положить в сумку, чтобы под действием той же силы ускорение сумки стало 0,1 м/с2? Трение не учитывать.
1517. Под действием некоторой силы игрушечный грузовик, двигаясь из состояния покоя, проехал 40 см. Малыш положил на грузовичок игрушку массой 200 г, и под действием той же силы за то же время грузовик проехал из состояния покоя путь 20 см. Какова масса грузовичка? Трение не учитывать.
1518. Шар для боулинга массой 4 кг движется со скоростью 4 м/с. В течение времени, за которое шар перемещается на расстояние, равное 4 м, на него действует сила, равная 4,5 Н. Направление силы совпадает с направлением перемещения шара. Какой станет его скорость? Каков характер движения?
1519. Решите предыдущую задачу для случая, когда направление силы противоположно направлению перемещения.
1520. Тело массой 2 кг движется под действием некоторой силы. Закон изменения скорости тела имеет вид: Vх = 0,2t. Какова сила, действующая на тело?
1521. Движение тела массой 12 кг под действием силы F1 описывается графиком зависимости проекции скорости от времени (рис. 192). Найдите проекцию силы Fх на каждом этапе движения. Постройте график зависимости проекции силы от времени Fx(t).
1522. Двое учеников тянут динамометр в противоположные стороны с силой 80 Н каждый. Что показывает динамометр?
80 Н
1523. Ящик массой 2 кг поднимается на веревке вертикально вверх (рис. 193). Какую силу необходимо приложить к веревке, чтобы груз поднимался:
а) равномерно;
б) с ускорением 2 м/с2?
1524. Канат выдерживает подъем с некоторым ускорением груза массой 200 кг и опускание с тем же по модулю ускорением груза массой 300 кг. Какой максимальной массы груз можно поднимать (опускать) на этом канате с постоянной скоростью?
1525. В недеформированном состоянии длина пружины равна 0,2 м. К ней подвесили груз массой 1,5 кг (рис. 194). Определите длину растянутой пружины, если ее жесткость 196 Н/м.
1526. Какой длины будет пружина из предыдущей задачи, если она с тем же грузом будет находиться в лифте, движущемся с ускорением 4,9 м/с2 при:
а) ускорении, направленном вверх;
б) ускорении, направленном вниз?
1527. Груз массой 20 кг лежит на полу лифта (рис. 195). Определите вес груза в следующих случаях:
а) лифт опускается (поднимается) равномерно;
б) лифт движется с ускорением 3 м/с2, направленным вверх;
в) лифт движется с ускорением 3 м/с2, направленным вниз.
1528. По горизонтальной плоскости перемещается груз массой 3 кг с ускорением 0,3 м/с2. Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н?
1529. Тело массой 0,5 кг начало двигаться под действием силы F (рис. 196). Коэффициент трения между телом и поверхностью равен 0,5. Определите ускорение тела, если модуль силы равен:
а) 3 Н;
б) 2,52 Н;
в) 5,55 Н.
1530. На тело массой 1,5 кг, лежащее на горизонтальной поверхности, начинает действовать сила F, направленная под углом α = 30° к горизонту (рис. 197). Коэффициент трения между телом и поверхностью равен 0,3. Определите ускорение тела, если модуль силы равен:
а) 3 Н;
б) 5 Н;
в) 6 Н.
1531. Грузовой автомобиль весом 50 кН движется равномерно по булыжной мостовой. Коэффициент трения 0,023. Определите силу трения, преодолеваемую автомобилем.
1532. Чтобы сдвинуть с места стол весом 400 Н, потребовалось приложить силу в 200 Н. После того, как стол сдвинули с места, для дальнейшего равномерного передвижения его достаточна была сила в 150 Н. Определите коэффициент трения покоя и коэффициент трения скольжения.
1533. Сила трения между железной осью и бронзовым вкладышем подшипника без смазки равна 1800 Н при нагрузке на ось 10 кН. Определите коэффициент трения скольжения железа по бронзе.
1534. Длина наклонной плоскости 4 м, высота 1 м. Определите, какая требуется сила, чтобы удержать в равновесии на наклонной плоскости груз весом 1000 Н. Трение в расчет не принимать. Если при наличии трения груз не скользит вниз, то чему равна сила трения?
1535. Лошадь везет воз весом 8000 Н вверх по уклону, подъем которого составляет 1 м на каждые 16 м пути. Определить силу тяги, пренебрегая трением колес о почву.
1536. Под действием силы F = 90 Н, приложенной под углом 60° к горизонту, чемодан массой 30 кг движется равномерно. С каким ускорением будет двигаться чемодан, если ту же силу приложить под углом 30° к горизонту?
1537. Бисер скользит по шелковой нитке, натянутой под углом 30° к горизонту (рис. 198). С каким ускорением движется бисер?
1538. Ящик массой 2 кг лежит на наклонных мостках, составляющих с горизонтом угол 30° (рис. 199). Какая сила удерживает ящик на наклонной плоскости? Чему эта сила равна?
1539. По наклонной плоскости с углом наклона 30° к горизонту равномерно соскальзывает тело массой 0,4 кг. Найдите силу трения скольжения. Каков коэффициент трения скольжения?
1540. Тело скользит по наклонной плоскости с углом наклона 30° (см. рис. 199). Коэффициент трения между плоскостью и телом равен 0,3. С каким ускорением двигается тело?
1541. Груз массой 1 кг положили на наклонную плоскость с углом наклона 30° (рис. 200). Коэффициент трения между грузом и плоскостью равен 0,2. Найдите силу F для следующих случаев:
а) груз удерживается на плоскости;
б) груз равномерно перемещается вверх;
в) груз перемещается вверх с ускорением 2,5 м/с2.
1542. По наклонной плоскости на машину закатывают бревно (рис.201). Масса бревна 100 кг, высота машины 1,2 м. Длина наклонных досок, по которым поднимают бревно, 3 м. Какая сила необходима, чтобы удержать бревно на наклонной плоскости?
1543. С помощью наклонных досок длиной 2 м поднимают бревно (см. рис. 201). Масса бревна 200 кг, высота подъема 0,75 м. Какую силу надо приложить к веревке?
1544. Ответить, не прибегая к расчетам по формуле:
а) С каким ускорением движется тело, если действующая на него сила в 2,7 раза меньше веса? в 14 раз меньше веса?
б) Во сколько раз вес тела больше действующей на него силы, если тело движется с ускорением 0,98 м/с2? 0,49 м/с2? 0,14 м/с2?
1545. На покоящуюся вагонетку весом 3500 Н начали действовать силой 70 Н. Сила трения 20 Н. Определите:
а) с каким ускорением движется вагонетка;
б) путь, пройденный вагонеткой в течение первых 10 с движения;
в) среднюю скорость за это время;
г) скорость в конце десятой секунды.
1546. Знаменитый итальянский ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи высказал следующие положения:
а) Если сила F продвинет тело m за время t на расстояние s, то та же сила продвинет тело с половинной массой в то же время на двойное расстояние.
б) Или та же сила продвинет половинную массу на то же расстояние в половинное время.
в) Или та же сила продвинет двойную массу на то же расстояние в двойное время.
г) Или половинная сила продвинет половинную массу на то же расстояние в то же время.
д) Или половинная сила продвинет все тело на половинное расстояние в то же время.
Верны ли эти положения?
1547. Покажите, что первый закон Ньютона находится в полном соответствии со вторым законом Ньютона.
1548. Покажите, что пути, проходимые в одно и то же время двумя телами, пропорциональны действующим силам, если массы тел равны, и обратно пропорциональны массам, если действующие на них силы равны.
1549. Какую силу нужно приложить к телу, масса которого 1 кг, чтобы оно стало двигаться с ускорением 5 см/с2?
1550. Под действием силы 5 • 10-3 Н тело движется с ускорением 0,2м/с2. Определите массу тела.
1551. С каким ускорением будет двигаться тело, масса которого 0,1 кг, под действием силы 2 • 10-2 Н?
1552. Тело, масса которого 100 г, начиная двигаться равноускоренно, в течение 4 с проходит 80 см. Определите величину силы, действующей на тело, если сила трения равна 2 • 10-2 Н. Какая потребуется сила, чтобы тело, пройдя указанное расстояние, продолжало двигаться дальше равномерно?
1553. Через блок перекинута нить, на которой подвешены два груза по 2,4 Н каждый. На один из грузов кладут перегрузок в 0,1 Н. Определите расстояние, пройденное этим грузом в течение 3 с.
1554. Тело, вес которого 0,49 Н, под действием силы начинает двигаться равноускоренно и, пройдя 50 см, приобретает скорость 0,72 км/ч. Определите силу, действующую на тело.
1555. Брусок (рис. 202) вместе с грузом весит 50 Н. Когда чашка А с грузами весит 20 Н, брусок движется по горизонтально установленной доске с ускорением 20 см/с2. Определите силу трения.
1556. Автомобиль весом 14 кН начинает двигаться с ускорением 0,7 м/с2. Сопротивление движению составляет 0,02 веса автомобиля. Определите силу тяги, развиваемую двигателем.
1557. После удара футболиста мяч весом 7 Н движется со скоростью 14 м/с. Определите среднюю силу удара, если удар длился 0,02 с.
1558. Поезд, вес которого 4900 кН, затормозили, когда он шел со скоростью 36 км/ч, после чего он, пройдя 200 м, остановился. Предполагая движение поезда от начала торможения до остановки равнозамедленным, определите тормозящую силу.
1559. Как будет изменяться деформация пружины, если ее вместе с подвешенным грузом (рис. 203) перемещать с ускорением вертикально вверх? вертикально вниз? Объясните.
1560. К гирьке весом 5 Н привязана нить, которая может выдержать натяжение 5,2 Н. Выдержит ли нить, если, потянув ее за конец вертикально вверх, попытаться заставить гирьку двигаться с ускорением 60 см/с2?
1561. На пружинных весах подвешен груз в 140 Н. Какой вес покажут они, если двигать их вертикально вверх с ускорением в 28 см/с2? Если двигать вниз с тем же ускорением? Если двигать вверх и вниз с ускорением 490 см/с2? Какой вес покажут весы, если они вместе с подвешенным грузом будут свободно падать?
1562. Подъемный кран поднимает груз 9,8 кН, лежащий на земле, с ускорением 1 м/с2, направленным вертикально вверх. Определить силу, действующую на стальной канат крана в момент отрыва груза от земли.
1563. По наклонной плоскости высотой 3 м и длиной 5 м скользит брусок весом 8 Н. Коэффициент трения 0,2. Определите ускорение движения бруска.
1564. На закрепленном динамометре подвешен легкий блок, весом которого можно пренебречь. Через блок перекинута нить, к концам которой подвешены два груза по 2,4 Н каждый. На один из них кладут перегрузок 0,1 Н. Каковы показания динамометра во время движения грузов?
kupuk.net