Как готовиться к экзамену по русскому языку в 9 классе – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Тренировочные задания.

Содержание

Рекомендации по подготовке к устному экзамену по русскому языку в 9 классе

Рекомендации по подготовке к устному экзамену по русскому языку в 9 классе

На устном экзамене в 9 классе учащиеся должны прочитать публицистический текст. Прочитан он должен быть выразительно, правильно. Что же надо понимать под понятием «выразительно»?

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. У читающего должен присутствовать определенный набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот набор включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим произношением.

Читайте легко. Конечно же, прочитайте текст заранее, потому что вчитывающийся, медленно разбирающий слова прямо в процессе громких чтений не может считаться хорошим чтецом. Любая книга требует подготовки. Помните, что нельзя тараторить и торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем пойдет на пользу. 

Навык чтения характеризуется следующими основными качествами:

  • Правильностью;

  • Беглостью;

  • Сознательностью;

  • Выразительностью.

Все качества чтения проявляются при чтении одновременно и взаимно обуславливают друг друга. Улучшение одного качества непременно ведёт к улучшению другого качества.

Формирование правильности чтения.

Правильность – это безошибочность воспроизведения звуко-слогового состава слов с соблюдением норм орфоэпии.

Правильность чтения является основой для формирования беглого, осознанного, выразительного чтения.

Беглость – это чтение в темпе разговорной речи, при котором обеспечивается сознательное восприятие текста.

В норме учащиеся достигают беглости чтения к концу 5 класса, ~ 150-160 слов в минуту.

Техника определения беглости чтения:

– дается прочитать абзац незнакомого текста, 1-2 предложения дается для вчитывания, после этого дают ученику дочитать текст до конца абзаца и определяется количество слов за 1 минуту .

— затем задают 2-3 вопроса по содержанию прочитанного. Вопросы должны быть не только репродуктивного (воспроизводящего), но причинно-следственного характера.

Перед чтением желательно сделать партитуру текста. С помощью значков обозначить повышение или понижение тона, паузы, перечислительную и некоторые иные интонации. Особенно важно отработать интонацию конца предложения, так как для нашей местности характерно произносить конец повествовательного предложения с повышением тона.

Пересказ прочитанного текста

Прежде всего обращаем внимание ученика на то, что текст состоит из трех частей, то есть построен как рассуждение: тезис, доказательства, вывод.

Следовательно, запоминаем тезис и заключение-вывод, определяем проблему текста, формулируем ее в виде вопроса, затем обращаемся к доказательной части текста, которая отвечает на этот вопрос. В логической последовательности располагаем доказательства.

В варианте 1 проблему формулируем в виде вопроса: «Что помогло М.В. Ломоносову достичь таких выдающихся результатов?»

Доказательства располагаются по возрастающей:

  1. родился в далекой деревне;

  2. с детства много работал;

  3. вопреки семейной традиции страстно желал учиться;

  4. грамотно писал, считал;

  5. отправился в Москву;

  6. взял самые дорогие книги – учебники.

В заключительной части текста обобщим, сказав, что и в Москве его тоже ждали трудности, но Ломоносов их преодолел и достиг своей цели. Конкретно отвечаем на вопрос , который поставили себе после тезиса: «Страстная тяга к учебе помогла Ломоносову стать выдающимся ученым».

Монологическое высказывание

Третье задание представляет собой монологическое высказывание по предложенной теме . Можно выбрать один из трех вариантов:

  1. описание фотографии;

  2. повествование на основе жизненного опыта;

  3. рассуждение по заданной проблеме.

Как видим, здесь представлены все три типа речи, поэтому ученик может выбрать то, что ему интереснее.

Описание фотографии.

Описание фотографии желательно начать с назывных предложений. Назвать время года, место действия. Это может быть цепочка назывных предложений.

Весна. Конец мая. Деревня или небольшой поселок.

Простые двусоставные предложения конкретизируют статичное описание. На заднем плане одноэтажный деревянный дом утопает в зелени. Кусты разросшейся сирени теснятся за низеньким палисадником, скрывают старенький домик.

На переднем плане фотографии море цветущих одуванчиков. Зеленый цвет занимает большую часть фотографии.

Чтобы описать центральную часть фотографии, мы используем простые осложненные или сложные предложения. Описав внешние детали, стараемся понять внутреннее состояние героини.

В центре фотографии мы видим девушку. Она сидит, привалившись к огромному дереву. Ее взгляд мечтательно устремлен вверх, как будто она видит свое будущее. Юное лицо контрастирует с бурой потрескавшейся корой старого дерева. Джинсы и розовая майка подчеркивают молодость героини. Очевидно, девушка готовится к экзамену, о чем говорит нам стопка книг на коленях, вероятно, учебников. Думаю, она хорошо учится, любит читать, умеет мечтать.

Во второй части монолога проводим параллель с героиней. Я тоже люблю читать.

Далее полными распространенными предложениями отвечаем на поставленные вопросы.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Тренировочные задания.

                Подготовка к экзамену по русскому в форме ГИА.

                                   Тренировочные задания.        

                                             Вариант №1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

                                                 Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1- А7; В1-В9; С2.

  1. Я знала, что в первом отделении праздничного школьного концерта будет всего три номера и Лёва выступает последним. (2) Когда второй номер подходил к концу, я обернулась к Рудику и сказала:

-(3) Сейчас, между прочим, будет выступать мой брат Лев, очень талантливый музыкант. (4) Будущий лауреат! (5) Из Московской консерватории.

-(6) Чихали мы на таких!- ответил мне Рудик.

-(7) Будет пиликать классику?- поинтересовался он чуть погодя.

-(8) Конечно!

-(9) « Спи, моя радость, усни!…»- пожелал самому себе Рудик и подмигнул мне.

(10) Он прямо-таки разлёгся на своём месте, по-прежнему уперев ноги в спинку моего стула. (11) А Лёва с кларнетом в руках тем временем уже вышел на сцену…

(12) Я ждала выкриков Рудика, хитро подмигивавшего своим приятелям, хохота из последнего ряда, но было тихо. (13) И как-то торжественно.914) Я впервые смотрела на брата из зала.

(15) У него был совсем не артистический вид. (16) Нет, артистическим было только лицо, абсолютно отсутствующее.(17) «Весь в себе»,- так говорит в таких случаях мама.

(18) Он ещё не начал играть, но уже, кажется, мыслил музыкальными образами пьесы.

(19) А всё остальное было совершенно не для сцены: волосы слегка взъерошены, фигура сутулая, неестественная, словно о чём-то напряжённо задумавшаяся.(20) Костюм был тщательно отглаженный(я сама его гладила), а казался мятым и не Лёвиным, а чужим.

(21) Потом вышла Лиля с нотами, чтобы аккомпанировать Лёве.  (22) Лиля вела себя как на самом настоящем концерте: она вышла уверенным шагом, с независимо поднятой головой, с важностью поклонилась. (23) И наши пижоны, в том числе Рудик, невольно захлопали. (24) Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (25) Лёва сделал глубокий вдох, и его кларнет заиграл « Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (26) Я не слышала, как он играл: я волновалась, хотя знала о том, что Лёва никогда не ошибается на концертах. (27) И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза — так слушают хорошую музыку. (28) Рудик потрясённо глядел на сцену во все глаза, не отрываясь. (29) Потом все захлопали….

-(30) С добрым утром!- прямо в ухо гаркнул мне Рудик.(31) И сделал вид, что проснулся. (32) Но я теперь не принимала всерьёз его выходки.

                                                                                                          ( По А. Г. Алексину).

Алексин Анатолий Георгиевич(1924)- советский прозаик, драматург. Основное направление его творчества- психологическая проза для подростков. Характерная особенность повестей Алексина (« Мой брат играет на кларнете», « Поздний ребёнок» и др.)- обращение к остропсихологическим коллизиям, на фоне которых происходит формирование личности героев его книг.

                                                Вариант 1

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему рассказчица волновалась во время выступления брата?»

  1. Брат мог обидеться на то, что его номер поставили последним в первом отделении концерта.
  2. Школьная публика была не подготовлена к восприятию классических музыкальных произведений.
  3. Брат, волнуясь, часто допускал ошибки во время исполнения.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «артистический» (предложение 15)

  1. Предназначенный для артиста
  2. Свойственный артисту
  3. Исполненный с большим искусством
  4. Художественно значимый

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности  является фразеологизм.

  1. – Будет пиликать классику?- поинтересовался он чуть погодя.
  2. А всё остальное было совершенно не для сцены: волосы слегка взъерошены, фигура сутулая, неестественная, словно о чём-то напряжённо задумавшаяся.
  3. И наши пижоны, в том числе и Рудик, невольно захлопали.
  4. Рудик потрясённо смотрел на сцену во все глаза, не отрываясь.

А4. Укажите  ошибочное  суждение.

  1. В слове « праздничного» согласный звук (Д) является непроизносимым.
  2. В слове « сделать» первый звук (С).
  3. В слове « небольшую» мягкость согласного (л) на письме обозначена буквой Ь(мягкий знак)
  4. В слове « рассказ» звуков меньше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Пожелал
  2. Подмигнул
  3. Уперев
  4. Напряжённо

       А6. В каком слове правописание  приставки  зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

  1. Разложила
  2. Независимо
  3. Отглаженный
  4. Сделал

      А7. В каком слове правописание  суффикса определяется правилом « Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий?»

  1. Совершенно (предложение19)
  2. Торжественно(предложение13)
  3. Неестественная (предложение 19)
  4. Отглаженный (предложение20)

   Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

  В1. Замените разговорное слово  « пиликать»  в предложении 7 стилистически нейтральным  синонимом.  Напишите этот синоним.

  В2. Замените словосочетание « с важностью поклонилась»( предложение22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

  В3. Выпишите грамматическую основу из третьей части сложного предложения 25.

  В4. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  В5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при  вводном слове.

Нет, (1) артистическим было только лицо, (2) абсолютно отсутствующее. « Весь в себе»,(3) – говорит в таких случаях мама. Он ещё не начал играть,(4) но уже, (5) кажется,(6) мыслил музыкальными образами пьесы.

В6. Укажите количество  грамматических основ  в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие-) запятую(-ие) между частями сложного предложения,  связанными  подчинительной  связью.

Я знала,(1) что в первом  отделении праздничного школьного  концерта будет всего три номера и Лёва выступает последним.

Когда второй номер подходил к концу,(2) я обернулась к Рудику и сказала: — сейчас, между прочим, (4) будет выступать мой брат Лев, (5) очень талантливый музыкант.

В8. Среди предложений 20-24 найдите  сложное  бессоюзное  предложение. Напишите номер  этого предложения.

В9. Среди предложений 22-27 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

                                                          Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО  из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием  сочинения запишите номер выбранного задания.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение- рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Но я теперь не принимала всерьёз его выходки».

Приведите в сочинении  два  аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения  должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                                                             Вариант №2

  1. На последние деньги я стал играть в «чику» с компанией  Вадика. (2) Я, разумеется, не позволял себе чересчур увлекаться игрой, мне нужен был в день только рубль. (3) Получив его, я убегал, покупал на поселковом рынке литровую баночку молока, неторопливо обедал и садился за уроки. (4) Досыта всё равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, заметно прибавляла мне силы и побеждала голод. (5) Мне стало казаться, что я окреп, что голова теперь у меня кружится меньше.

(6) Вскоре Вадик заметил, что я слишком быстро выхожу из игры, и однажды остановил меня:

-(7) Ты что это – загрёб деньги и удирать? (8) Ишь шустрый какой, играй!

-(9) Мне уроки надо, Вадик, делать,- стал отговариваться я.

-(10) Кому надо делать уроки, Валечка, тот сюда не ходит, время зря не тратит.

(11) Я ничего не ответил ему и молча продолжил игру.  (12) Вадик хорошо бросал, но я бросал лучше. (13) Если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги.

(14) Я только что опять угодил в деньги и шёл собирать их, когда заметил, что Вадик неожиданно наступил ногой на одну из монет, рассыпавшихся по сторонам, и незаметно перевернул её. (15) Я подошёл к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, с ловкостью схватил её с земли и показал мне решку.

-(16) Ты перевернул её,- сказал я, посмотрев ему в глаза.- (17) Она была на орле, я видел.

(18) Он, ухмыльнувшись, сунул мне под нос кулак.

-(19) А этого ты не видел? (20) Понюхай, чем пахнет.

(21) Настаивать на своём было бессмысленно.

-(22) Давай сюда, моя очередь!- Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал её, крепко зажав в кулаке. (24) Обида перехлестнула во мне страх: за что они так со мной, что я им сделала?

-(25) Давай шайбу!- потребовал Вадик.

-(26) Ты перевернул ту монетку!- крикнул я ему, задыхаясь от возмущения.

-(27) Я видел, что перевернул, видел.

(28) Вадик быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня кулаком в лицо, и я упал. (29) Из носу у меня брызнула кровь.

(30) Я не ответил:  упираться  и  лезть  в драку  было бессмысленно. (31) Всё во мне как-то  затвердело и настолько сжалось в обиде, что у меня не было сил достать из себя слово. (32) Встав на ноги, я побрёл  прочь. (33) И только поднявшись на гору, я не утерпели, словно ненормальный, закричал, что было мочи, так, что слышал, наверно, весь посёлок: « Переверну-у-ул!».

                                                                                                     (По В.Г. Распутину).

Распутин Валентин Григорьевич (1937) – русский писатель и общественный деятель, яркий представитель «деревенской прозы». В его повестях и рассказах («Деньги для Марии», « Живи и помни», « Прощание с Матёрой», « Уроки французского» и др.) остро ставятся « вечные» нравственные проблемы человека.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: « Почему герой-рассказчик, понимая, что он бессилен противостоять Вадику, не стал избегать конфликта?»

  1. Мальчик хотел, чтобы Вадик в следующий раз принял его в игру.
  2. Герой-рассказчик постыдился уступать хулиганам без борьбы.
  3. Чувство поруганной справедливости оказалось сильнее чувства страха.
  4. Мальчику стало жалко оставлять выигранные деньги у Вадика.

             А2. Укажите , в каком значении употребляется в тексте слово « компания»(предложение10

  1. Объединение лиц для проведения экономической деятельности
  2. Действия, проводимые в рамках какого-либо мероприятия
  3. Общественное мероприятие
  4. Совокупность людей, вместе проводящих время

             А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Я, разумеется, не позволял себе чересчур увлекаться игрой, мне нужен был в день только один рубль.
  2. Если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги.
  3. Всё во мне как-то затвердело и настолько сомкнулось в обиде. Что у меня не было сил достать из себя слово.
  4. И только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно ненормальный, закричал что было мочи, так, что слышал, наверное, весь посёлок: « Переверну-у-ул!»

               А4. Укажите   ошибочное суждение.

  1. В слове «перехлестнула» согласный звук (т) является непроизносимым.
  2. В слове « отговариваться» второй звук (д).
  3. В слове « деньги» мягкость согласного (н) на письме обозначена буквой мягкий знак (ь).
  4. В слове « ловкость» звуков больше, чем букв.

                А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне  слова.

  1. Собирать
  2. Прибавляла
  3. Намагниченная
  4. Утерпел

                А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

  1. Сдвинуть
  2. Наступил
  3. Оттолкнул
  4. Бессмысленно

                А7. В каком слове правописание  суффикса наречия зависит от наличия той или иной приставки?

  1. Вскоре
  2. Заметно
  3. Неторопливо
  4. Досыта

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово  « загрёб » в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание  « с ловкостью схватил»  (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью  примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите  грамматическую основу  из первой части сложного предложения 5.

В4. Среди предложений 14-18 найдите предложение с  обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при  вводном слове.

Я,(1) разумеется, (2) не позволял   себе чересчур увлекаться игрой,(3) мне нужен был в день только один рубль. Получив его,(4) я убегал,(5) покупал на поселковом рынке литровую баночку молока,(6) неторопливо обедал и садился за уроки.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я только что опять угодил в деньги и шёл собирать их,(1) когда заметил,(2) что Вадик неожиданно наступил ногой на одну из монет,(3) рассыпавшихся по сторонам,(4) и незаметно перевернул её. Я подошёл к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты,(5) но он оттолкнул меня,(6) с ловкостью схватил её с земли и показал мне решку.

В8. Среди предложений 27-32 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

                                                        Вариант №3

  1. Пожилой джентльмен, доктор  Ф.Г. Колокольчиков, сидел в своём саду и чинил настенные часы- из них выскочила пружина. (2) Перед ним с унылым выражением лица стоял его внук Коля. (3) Считалось, что он помогает дедушке в работе. (4) на само же деле вот уже целый час, как он просто держал в руке отвёртку. (5) Вместо того чтобы самому поставить выскочившую пружину на место (дело на пару минут), Коля вынужден был ждать, пока дедушке эта отвёртка понадобится.

(6) Стальная спиральная пружина, которую нужно было загнать на своё место, была упряма, но и дедушка был терпелив и передавать дело в руки внука не собирался. (7) Казалось, что конца-края этому ожиданию не будет. (8) Это было обидно, тем более что из-за соседнего забора вот уже несколько раз высовывалась вихрастая голова Симы Симакова.  (9) И этот Сима Симаков языком, головой и руками подавал Коле знаки столь странные и загадочные, что даже пятилетняя Колина сестра Татьянка, которая, сидя под липою, пыталась затолкать растрёпанный репей в пасть лениво развалившейся собаке, вдруг завопила, изумлённая происходящим, и дёрнула дедушку за штанину, после чего голова Симы Симакова мгновенно исчезла.

(10) Наконец спиральная пружина, ужатая до нужной степени, с неохотой возвратилась на место.

-(11) Человек должен трудиться,- поднимая влажный лоб и обращаясь к Коле, наставительно сказал седой джентльмен.- (12) У вас же, Николай, такое кислое лицо, как будто бы я угощаю вас касторкой. (13) Ну-ка подай отвёртку и возьми клещи. (14) Труд облагораживает человека. (15) Тебе же, душа моя, душевного благородства  как раз не хватает. (16) Например, вчера ты съел, если не ошибаюсь, четыре порции мороженого, а с младшей сестрой не поделился.

-(17) Она врёт, бессовестная!- бросая на Татьянку сердитый взгляд, воскликнул оскорблённый Коля.- (18) Три раза  я давал ей откусить по два раза. (19) Она же пошла жаловаться да ещё по пути стянула с маминого стола четыре копейки.

-(20) А ты ночью по верёвке из окна лазил,- не поворачивая головы, безответственно ляпнула Татьянка.-(21) У тебя под подушкой есть фонарь. (22) А в спальню к нам вчера какой-то хулиган швырял камнем. (23) Он кинет да посвистит, а ты ему в ответ фонарём, который под подушкой лежит, посветишь.

(24) Дух захватило у Коли Колокольчикова при этих наглых, но правдивых словах бессовестной Татьянки, дрожь пронизала всё тело и прошла от головы до самых пяток. (25) Но , к счастью, занятый работой дедушка на её слова внимания не обратил, или просто старый джентльмен их не расслышал. (26) Украдкой бросив испепеляющий взгляд на Татьянку, Коля с тоской в глазах продолжал нести свою тягостную вахту около дедушки.

                                                                                                                      (По А. Гайдару)

Гайдар (Голиков) Аркадий Петрович (1904- 1941) – советский детский писатель. Самое известное его произведение- повесть « Тимур и его команда», которая учила юное поколение благородству, бескорыстию, мужеству и доброте в отношениях между людьми и положила начало развитию тимуровского движения в СССР.

                                                Вариант №3

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: « Почему Коля стоял перед дедушкой «  с унылым выражением лица»?» 

  1. Мальчик боялся, что сестра Татьянка выдаст его тайны дедушке.
  2. Коля не любил трудиться, всякая работа была ему в тягость.
  3. Коля не умел обращаться с механическими изделиями.
  4. Мальчик тяготился той ролью, которую отвёл ему дедушка.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово « душевный» (предложение 15)

  1. Искренний, относящийся с дружелюбием.
  2. Относящийся к душе
  3. Положительно  оцениваемый
  4. Относящийся к области психологии

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

  1. Пожилой джентльмен, доктор Ф. Г. Колокольчиков, сидел в своём саду и чинил настенные часы- из них выскочила пружина.
  2. У вас же, Николай, такое кислое лицо, как будто бы я угощаю вас касторкой.
  3. Она же пошла жаловаться да ещё по пути стянула с маминого стола четыре копейки.
  4. Он кинет да посвистит, а ты ему в ответ фонарём, который под подушкой лежит, посветишь.

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове « отвёртку» согласный звук (т) является непроизносимым.
  2. В слове « взгляд» последний звук- (т).
  3. В слове « спиральная» мягкость согласного (л) на письме обозначена буквой ь (мягкий знак).
  4. В слове « которую» звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.

  1. Терпелив
  2. Выскочила
  3. Минут
  4. Чинил

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»?

  1. Исчезла
  2. Поднимая
  3. Растрёпанный
  4. Развалившейся

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: « В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН»?

  1. Изумлённая (предложение 9)
  2. Настенные ( предложение 1)
  3. Безответственно (предложение 20)
  4. Мгновенно (предложение 9)

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово  « швырял» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание « с неохотой возвратилась» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу из первой части сложного предложения 8.

В4. Среди предложений 6-10 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

В5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

 Тебе же, (1) душа моя,(2) душевного благородства как раз не хватает. Например, (3) вчера ты съел,(4)если не ошибаюсь,(5) четыре порции мороженого,(6) а с младшей сестрой не поделился.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Стальная спиральная пружина,(1) которую нужно было вогнать на своё место,(2) была упряма,(3) но и дедушка был терпелив и предавать дело в руки внука не собирался. Казалось,(4) что конца-края этому ожиданию не будет.

В8. Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

                       Ответы на данные варианты.

                                      Вариант 1

А1-2

А2-2

А3-4

А4-2

А5-3

А6-1

А7-4

В1 играть или исполнять

В2 важно поклонилась или поклонилась важно

В3 который нравился

В4 10

В5 5,6 или 6,5

В6 3

В7 1,2 или 2,1

В8 22

В9 25

                                Вариант 2

А1-3

А2-4

А3-3

А4-4

А5-1

А6-4

А7-4

В1 взял, забрал, получил

В2 ловко схватил или схватил ловко.

В3 стало казаться

В4 14

В5 1,2 или 2,1

В6 2

В7 1,2 или 2,1

В8 28

В9 4

                                Вариант 3

А1-4

А2-2

А3-2

А4-1

А5-2

А6-4

А7-1

В1 кидал или бросал

В2 неохотно возвратилась или возвратилась неохотно

В3 это было обидно

В4 9,10 или 10,9

В5 1,2 или 2,1

В6 4

В7 1,2,4 или любая другая последовательность цифр.

В8 1

В9 6

 

                                                         

 

       

 

                                                 

       

                                           

советы учителям, ученикам и родителям – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

  1. Выразительное чтение прозаического текста.
  2. Пересказ с включением цитаты.
  3. Создание монолога по заданной теме.
  4. Участие в диалоге.

Что-то новое нас часто пугает. У многих коллег такая же реакция и на новую форму экзамена в виде устного собеседования. Кого-то пугает время на подготовку – от 1 до 2 минут, кому-то кажутся достаточно расплывчатыми критерии оценивания и сами формулировки заданий. Давайте разбираться.

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух?

Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей вплоть до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем…

В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверно, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения… Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических.

Русский язык. 9 класс. Диагностические работы

Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся — вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям — организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.

Купить
Учим говорить на актуальные темы и аргументировать

Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

Важно: эмоциональная реакция экзаменатора!

Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая, на наш взгляд, более значимая: помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика».

Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта: уметь видеть эмоции ученика, контролировать свои эмоции, поддерживать рабочий продуктивный настрой, помочь выразиться юному собеседнику. В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу.

С чего же начать, чтобы ученик чувствовал себя комфортно, уверенно и мог продемонстрировать необходимые умения как на обычном уроке, так и в формате устного собеседования экзаменатору?

Читайте также:


Русский язык. Русская речь. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5—9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.

Купить

Советы учителю

Вызывайте детей к доске

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!).

Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

Русский язык. Правописание. Культура речи. 9 класс. Рабочая тетрадь

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с входящим в систему «Алгоритм успеха» учебником «Русский язык. 9 класс» под редакцией А. Д. Шмелёва. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов «Правописание» и «Культура речи».

Купить

Читайте также:

Организуйте конкурсы и занятия в кружках

Для того чтобы рационально использовать время на уроке, подобные задания, модели, алгоритмы работы, можно с успехом использовать на элективных дополнительных занятиях. Это поможет и учителю, и ученикам сосредоточиться на этих навыках и спокойно их отрабатывать, совершенствуясь.

Итогом такой работы может быть конкурс «Юных ораторов», который может быть создан как раз на материалах заданий устного собеседования: выразительное чтение тех или иных отрывков из публицистики (конкурс «Юный телерадиоведущий»), описание картин или фотографий (конкурс «Юный экскурсовод»), умение участвовать в диалоге (игра «Интересная встреча с …»). Уверен, что у каждого учителя есть целый банк методических наработок, направленных на реализацию и формирование навыков устной коммуникации.

Корпорация «Российский учебник» приглашает всех любителей декламации принять участие во всероссийском проекте «Страна читающая». Сейчас в рамках проекта проходит конкурс «Читаем Блока».

Страна читающая

Советы ученикам

  1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.

  2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.

  3. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.

  4. Не бойтесь высказывать собственное мнение.

  5. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.

  6. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

Советы родителям

Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.

Чаще задавайте вопросы: как ты провел свое учебный день? что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? в чем ты чувствуешь себя более уверенным? какие задачи на завтра ты определил? как с ними готов справиться? что ты видел?

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Как подготовиться к устному экзамену. Как подготовиться к устному экзамену

Содержание:

Реклама

Устные экзамены — двойной стресс для абитуриента: к понятному волнению на вступительных испытаниях прибавляется страх публично отвечать. Как научиться правильно говорить и справляться с негативными эмоциями? Эти навыки пригодятся вам не только при поступлении.

Как справиться с волнением на устном экзамене

Не тушеваться на публике, говорить уверенно и грамотно учат на специальных курсах по ораторскому искусству. Программа подготовки строится на основе речевых упражнений, ролевых игр и выступлений. Конечно, под руководством опытных педагогов вы быстрее достигнете результатов, но и занимаясь дома можно добиться чистого и четкого произношения, избавиться от слов-паразитов и обрести уверенность в себе.

Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди, робкие и стеснительные от природы. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Не у вас одного от волнения путаются мысли, потеют ладони, слабеют колени, учащается пульс и срывается голос.

Феликс Кирсанов, автор программы обучения, преподаватель курса «Ораторское искусство и мастерство общения» «Orator.ru»:

– Уверенность в себе — это обычный навык, который способен развить в себе любой человек. Научиться общаться уверенно можно, только общаясь, одни лишь книжки тут не помогут — важна практика. При этом не обязательно непременно искать больших аудиторий или дожидаться устных экзаменов, практиковаться надо «здесь и сейчас», использовать любую ситуацию: не стесняться задать вопрос, переспросить, уточнить и т.д. Все наши достижения «идут» от головы, поэтому воспитывать уверенность в себе начинайте с правильных установок:

  • через страх перед аудиторией проходят все люди, волнение при публичных выступлениях — не патология, а нормальное явление (вместо: «я какой-то не такой»)
  • избавиться от скованности и неуверенности не так сложно, как может показаться
  • что бы мы ни сказали, всегда найдутся люди, которым что-то не понравится, и это нормально — негативной оценки окружающих не нужно бояться, воспринимайте ее, как должное.
Реклама

Спокойствие, только спокойствие

Даже волнуясь, можно произвести хорошее впечатление на приемную комиссию. Как выглядеть спокойным и уверенным:

  • отвечая по конспекту, время от времени смотрите в глаза экзаменатору
  • жесты должны быть свободными
  • говорите убежденно громким голосом, а не еле слышным шепотом
  • избегайте долгих и лишних пауз, частых запинок.

Все это придаст вам внутренней уверенности, которую почувствуют и педагоги: раз уверен — значит, знает.

Упражняйтесь и в непрерывности речи, например, 10 мин говорите о каком-либо предмете или явлении.

Что делать, если сбились с мысли:

  • проговорите про себя слова «потому что», «поэтому» — они помогают найти нужные слова и мысли
  • задайте про себя вопрос, связанный с темой ответа (например, какой ученый стоял у истоков данного направления? каким размером написано стихотворение?)
  • перейдите к смежной, родственной теме, с нее вы быстрее сможете вернуться к главному предмету обсуждения
  • возникла заминка — развейте последнюю мысль.
Экспресс-помощь
Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений — они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.
  • Потрите руки, глубоко вздохните — это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность — пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.
  • Прежде чем начать говорить, скажите про себя «два». В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.
  • Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму — они отвлекают не только вас, но и экзаменатора.

Сам себе диктор

Сначала определите свои речевые недостатки. Со многими из них можно справиться самостоятельно, без логопеда. Например, невнятная артикуляция — часто всего лишь небрежность произношения. Запишите свою речь на магнитофон и объективно оцените: вы скомкано произносите звуки, бубните, спотыкаетесь на трудных и длинных словах, говорите монотонно или немного шепелявите? С каждым из дефектов лучше разбираться по отдельности, а затем переходить к следующему. Сохраните первую запись — так вы сможете наблюдать прогресс и корректировать систему занятий.

Одно из самых эффективных упражнений — чтение вслух с выражением в размеренном темпе.

Достаточно читать по 15-20 мин ежедневно, чтобы устранить:

  • нечеткую дикцию
  • проглатывание звуков при слишком быстром темпе речи
  • монотонность, невыразительность речи
  • небольшой словарный запас.

Добиться чистого произношения, ясной и четкой речи помогут и другие упражнения:

  • Откройте словарь на тех буквах, которые вам сложно произносить (часто это бывают «л», «р» или «с»). Читайте слова каждый день по странице.
  • Произносите глубокий звук «ааааааааа», чтобы расслабить горло.
  • Перед тем, как начать говорить, опустите челюсть немного вниз. Это поможет создать небольшой промежуток между зубами, чтобы свободно произносить звуки.
  • Заведите словарик труднопроизносимых слов. Проговаривайте длинное и сложное слово по пять-шесть раз, пока не освоите его. Так вы пополните свой словарный запас и устраните общий недостаток всех абитуриентов — слабое владение русским литературным языком.
  • С помощью секундомера замерьте скорость речи. В среднем человек произносит 120-160 слов в минуту. Если вы говорите быстрее, наверняка «срезаете» часть звуков, вот почему ваша речь становится непонятной. Замедлить речь просто — нужно четко произносить все звуки и слоги.
  • Монотонная речь утомительна для слуха. Чтобы говорить выразительно, учитесь интонировать — произносить одно и тоже предложение, выделяя голосом разные слова и меняя его смысл:
    Я буду читать книгу — буду делать то, что сказано.
    Я буду читать книгу — то есть читать буду именно я, а не кто-то другой.
    Я буду читать книгу — то есть сделаю это в будущем.
    Я буду читать книгу — не пролистывать, а читать.
    Я буду читать книгу — именно книгу, а не журнал или газету.
Реклама

Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов-паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете «как бы», «типа», «э-э-э-э» и т.д. Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.

Полезно не только услышать, но и увидеть себя со стороны, свою мимику и жестикуляцию, сделав запись на видеокамеру. Чтобы не отвлекаться на устном экзамене, не беспокоиться, что делать с руками, куда поставить ноги, порепетируйте перед зеркалом, в какой позе вам удобно сидеть и стоять.

Скороговорки помогают добиться правильного произношения, ясной артикуляции и четкой дикции. Эти упражнения находятся на вооружении профессиональных музыкантов и дикторов.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (для свистящих и шипящих звуков).
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (на упругость «в», на звонкую, а не трескучую «р» и чтобы «л» не была «немецкой», когда язык не достает до зубов).
Цыплятам на подносе выносит просо Фрося, все косы Фроси — в просе (на чередование парных звуков).
Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру (это распевки на упругость губ («м»), активность языка («д»), на то и другое («бр»).

На зарядку становись!

Бороться с волнением можно не только на психологическом, но и на физическом уровне.

Ольга Ручьева, педагог-тренер «Учебно-театральной студии Ларисы Соловьевой»:

– Зачастую даже самый подготовленный к устному экзамену абитуриент в прямом смысле слова теряет голову. Во время речи не «сваливайте» голову вперед, назад или в сторону. Не вытягивайте шею вперед, желая быть более убедительным. Следите за осанкой. Не сутультесь! Зажатое тело — это скованная речь. Излишнее напряжение или вялость мышц тормозят процесс формирования мысли, голос становится тихим и монотонным. Неуверенный голос ставит под сомнение ваши знания. В стрессовых ситуациях дыхание часто становится поверхностным. Звучность голоса, хорошая дикция, четкая артикуляция зависят от глубины дыхания во время речи. Расслабьте мышцы живота, перед тем, как заговорить, ощутите, что дыхание «опустилось» в глубину. Произносите фразу на выходящем дыхании. Глубокое дыхание снимет излишнее волнение и напряжение в решающий момент.

Упражнения для осанки, дыхания и голоса:

  • Встаньте так, чтобы лопатки, задняя сторона плеч, ягодицы, икры слегка касались стены. Не пытайтесь «вдавливать» в стену шею и поясницу — это естественные изгибы позвоночника. Мышцы спины и груди максимально расслаблены. Представьте, что голова подобна воздушному шару, наполненному гелием, поэтому она стремится вверх, увлекая за собой позвоночник. Вообразите, что воздушный шар словно «витает» в воздухе от легкого дуновения ветерка. Сохраняйте это ощущение «плавающей» головы во время речи.
  • Чтобы расправить плечи — не напрягайте мышцы! Уравновесьте плечи. Для этого чуть приподнимите их вверх, слегка отведите назад и расслабьте. Пусть плечи пассивно упадут вниз. Повторите это упражнение несколько раз. Ощущайте легкость в плечах.
  • Зевок поможет снять напряжение с мышц, участвующих в формировании голоса. Зевок должен быть круглым, мягким, «сладким». Язык лежит расслабленный, «распластанный», не торчит «колом». Мягкое небо высоко поднято «куполом». Это упражнение растягивает мышцы глотки, позволяет говорить свободно.
  • После зевка произнесите несколько фраз. А теперь, уже не зевая, но сохраняя это ощущение, повторите те же фразы.
  • Вспомните, какой вздох облегчения вырывался у вас в детстве, когда ручка учителя скользила по списку учеников в классном журнале и останавливалась не на вашей фамилии. А теперь на таком же вздохе облегчения (на выдохе) произнесите гласный звук «а» или «о». Это освобождает дыхание и голос.

Чтобы перестроить диафрагму, перевести дыхание с грудного в глубокое, выполняйте вот такие упражнения:

  • выдыхая, произносите «ой-ой-ой», как будто испугались, сокращая мышцы живота
  • через нос бесшумно вдохните и через рот (губы слегка сжаты, как на «ф») шумно выдыхайте на счет 10 (постепенно увеличивайте количество выдохов, но вдох — только один)
  • надувайте шарики, контролируя подачу воздуха через диафрагму
  • тренируйте речевое дыхание: короткий вдох и ровный, а не затухающий долгий выдох (очередную порцию воздуха надо добирать во время ближайшей паузы в речи, когда возникло желание сделать вдох).

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе — School4You

Новый учебный год в разгаре. Результаты прошедших выпускных экзаменов снова дали понять, что школьное образование хромает на обе ноги и что форма теста как основного контроля знаний совершенно неудачна. Но глобальных изменений пока не предвидится, несмотря на вновь бурлящие обсуждения, и перед множеством детей и родителей снова замаячили на горизонте страшные буквы: ГИА! ЕГЭ! Предлагаю все-таки не паниковать, а двигаться к ним во всеоружии и с этой целью подробно поговорить о том, с чем эти блюда кушают. Разумеется, речь буду вести об экзаменах по русскому языку, и начнем с ГИА.

Государственная Итоговая Аттестация – это выпускной экзамен в 9 классе, оформленный, наподобие ЕГЭ, в виде теста, так сказать, его младшая сестренка. До введения ГИА экзамен по русскому языку представлял собой обычное изложение, иногда с дополнительными заданиями. Трудно сказать, почему именно эта форма работы была в свое время выбрана методистами. Задача ее в том, чтобы выяснить, насколько хорошо учащийся может понять и запомнить услышанный текст (основную суть и немаловажные детали) и передать его своими словами, грамотно (со всех точек зрения) оформив

Кстати, насколько мне известно, ГИА как окончательная и бесповоротная форма экзамена введена еще не везде, и некоторые школы могут выбирать: ГИА или изложение. При этом в основе ГИА все равно лежит это самое изложение, поэтому в любом случае один из главных предметов заботы при подготовке к экзамену – именно оно.

Итак, на что важно обратить внимание при подготовке к изложению.

Текст придется воспринимать со слуха, это серьезное препятствие, кстати, для визуалов – людей, у которых преобладает зрительный канал восприятия информации. Им есть смысл дополнительно поработать над этим: потренироваться в устном и письменном пересказе сначала небольших, а затем крупных фрагментов текста. На экзамене текст читают дважды, интервал между чтениями – 5-10 минут. Текст обычно художественный, а может быть и публицистическим, и такой вариант несколько труднее. С другой стороны, основные авторские идеи в публицистическом тексте заявлены обычно прямо, тогда как над художественным текстом придется, возможно, и поразмыслить: что же хотел сказать автор?.. Кстати говоря, этот вопрос, заданный самому себе, – наилучший способ понять основную мысль текста. А без понимания ее никакой, даже самый детальный пересказ не составит хорошего изложения.

Следует при этом сказать, что пересказывать текст дословно – не нужно. Поэтому ни в коем случае во время первого чтения текста не надо пытаться его законспектировать, записать за читающим. В этом случае возможно только уловить детали и упустить основной смысл, увлекшись мелочами. При прослушивании текста важно понять основное его содержание, а это получится только в том случае, если действительно слушать, то есть желательно вообще не делать никаких записей во время чтения.

Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно постараться ответить на такие вопросы. В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел? Последний вопрос можно задать себе после второго чтения, именно он поможет припомнить важные детали: образные слова и выражения, прямая речь и т.п.
Первые же три вопроса – это дорожка к составлению плана. Я уже писала о том, что умение работать с планом – это один из базовых образовательных навыков. Ничто так не помогает научиться структурировать материал и анализировать его, как эта работа.

У хорошего плана есть ряд достоинств:

Это самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

Планы бывают нескольких типов, основные из них – вопросный, назывной и тезисный.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждой смысловой части соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана важно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, как…, почему…, но не есть ли…, сделал ли… и т. п.). Секрет в том, что такие словосочетания предполагают только ответ «да» или «нет», а вопросы с вопросительными словами заставляют дать развернутый ответ, который ведет к следующему пункту плана и помогает увязать эти пункты между собой.

Назывной план – план в виде ключевых словосочетаний, часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста (например, «Разговор героев о дружбе»).

Тезисный план – план из тезисов (утверждений) глагольного строя, то есть это целые предложения (например, «Герои разговаривают о важности дружбы в жизни»). Такой план всегда чуть более подробен, его уместно применять для записи содержания достаточно больших текстов. Для работы с экзаменационным изложением лучше всего подходит назывной план.

Работа с планом начинается после первого чтения текста. Понятно, что сразу получится только некий скелет, который после второго чтения обрастет «мясом» важных деталей. После того как план готов, нужно попробовать пересказать текст по частям и в целом. Разумеется, в условиях экзамена не всегда на это есть время, но нужно постараться, поскольку эта работа – очередной этап самоконтроля, который поможет не только выяснить, насколько хорошо содержание текста улеглось в памяти, но и проверить себя, отметить то, что требует доработки. Только после этого можно приступать к написанию изложения.

Повторюсь: не нужно стремиться передать текст дословно. Изложение в рамках ГИА должно быть сжатым (в задании указан минимум – 90 слов), в рамках обычного экзамена – подробным. Необходимой для ГИА степени сжатости легко достигнуть, удалив маловажные детали, обобщив однородные и сосредоточившись на передаче только основных мыслей. За степень сжатости начисляются баллы, поэтому пренебрегать вниманием к этому не нужно.

При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок: повторения одних и тех же слов, неправильного употребления личных местоимений. Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

Сжатое изложение – одна из частей экзамена ГИА. Всего их три. Вторая представляет собой задания, часть из которых (А1 –А3) требует выбора ответа из уже представленных, часть (В1 – В14) требует поиска ответа. Интересно, что блок А в этом году претерпел серьезные изменения. В предыдущие годы в нем ставились вопросы преимущественно по содержанию текста, их было 7. Блок был призван оценить умение учащихся извлекать основную информацию из прочтенного текста и аргументировать те или иные тезисы. Иными словами, понимать смысл произведения – часто художественного – предлагалось в форме теста. Например:
«Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, «лучший Новый год в моей жизни»?
1) Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
2) Этот Новый год был наполнен подлинной радостью общения.
3) Рассказчик самостоятельно подготовил встречу Нового года.
4) Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола».
Даже не читая текста, вы догадались, я думаю, какой ответ правильный. Заметьте, это экзамен в 9 классе, то есть для 14-летних подростков такой вопрос. И еще пять подобных. Если такой подход к проверке знаний не шаг к оболваниванию населения, то бросьте в меня камень. Видимо, устроители экзамена тоже пришли к этой мысли, и количество заданий в этом блоке было уменьшено до шести, а в этом году и вовсе сокращено до трех. Одно задание связано с пониманием текста, точнее, с аргументацией тезисов, связанных с правильным пониманием, второе – с анализом его языковой составляющей (в каком значении употреблено слово, найдите его синоним и т. п.), а последнее задание этого блока определяет, насколько учащийся ориентируется в области средств речевой выразительности. Интересно, что львиную долю этих самых средств изучают на уроках литературы, а не русского языка. Метафоры, гиперболы, олицетворения и прочие тропы не появляются на страницах учебника русского языка совсем. Подобное задание есть и в ЕГЭ.

Блок В второй части экзамена должен выявить лингвистическую компетенцию учащегося. Иными словами, это вопросы непосредственно по программе русского языка. Найдите в тексте слово с такой-то орфограммой в корне, выпишите слово, в котором НН пишется в соответствии вот с этим правилом, найдите в предложении обособленное обстоятельство, укажите запятую, которая разделяет части сложного предложения и т. п. Чтобы верно ответить на эти вопросы, достаточно стандартного учебника, за его пределы вопросы традиционно не выходят.

В третьей части экзамена учащемуся предлагается выбрать один из предложенных вопросов и написать развернутый ответ-рассуждение (небольшого объема, требуемый минимум – 50 слов). Один из вопросов имеет отвлеченно-лингвистический смысл: для чего мы используем тире, например. Второй вариант немного проще, тема сочинения соотносится с текстом из второй части и во многом связана с верным его пониманием. Например: как вы понимаете смысл такой-то фразы, как вы понимаете смысл финала. От учащегося здесь требуется умение аргументировать свои мысли.

Предполагается, что писать сочинения-рассуждения ребенка учат и на уроках литературы (классические школьные сочинения), и на уроках русского языка, при изучении функциональных типов текста: описания, повествования и рассуждения. На практике дело частенько ограничивается сочинениями по литературе, и на этих уроках не учат созданию текста как такового, речь обычно идет только о содержании. Между тем, рассуждение – самый сложный тип работы. Школьникам вообще трудно создавать свои тексты, в этом во многом виновата и сама школьная программа, о недостатках которой я говорила раньше. Само понимание того, что доказательство – это мысль, безусловно подтверждающая или опровергающая тезис, представляет для школьников трудность. Вместо доказательств они тут и там предлагают в текстах просто иллюстрации. Развитию этой негативной тенденции способствует и ЕГЭ: там, как ни странно, под аргументами в сочинении понимаются примеры из художественной литературы или даже из жизни, причем это напрямую заявляется в задании. Разумеется, иллюстрация, наглядный пример как доказательство описаны во всех учебниках риторики, но не иллюстрация же к тезису… Например, утверждение о вреде алкоголя возможно подкрепить тем, что Ален Делон не пьет одеколон, и проверяющего это вполне устроит…

Таким образом, подготовка к ГИА распадается на три части: изложение, сочинение-рассуждение и собственно программа по русскому языку. Для последнего, как я уже говорила, достаточно стандартного учебника. Дополнительные пособия пригодятся только в случае трудностей с какой-либо конкретной темой, например, чтобы отточить навык правописания НН в прилагательных или для того чтобы лишний раз проверить себя и потренироваться.

Для подготовки к изложению стоит писать изложения, для подготовки к сочинению – сочинения. Банально, да, но это как раз тот случай, когда опыт, пусть и не всегда удачный, будет все же бесценным помощником, по крайней мере, позволит меньше волноваться на экзамене. Можно взять любой типовой сборник изложений для 9 класса и работать с ним: читать самостоятельно или слушать текст, тренироваться в составлении плана, в пересказе. Пробовать свои силы в рассуждении: стараться четко формулировать свои мысли по поводу прочитанного текста и передавать чужие, из перечня доказательств выбирать наиболее яркие, следить, чтобы вывод не повторял дословно тезис. И тогда – «не пропадет наш скорбный труд», такая работа обязательно даст результаты: и приличный балл на экзамене, и умения, которые пригодятся не только в дальнейшем обучении, но и во внеучебной жизни.

Разговор о Старшем Брате – ЕГЭ – продолжим в следующий раз.

Юлия Жабыко.

Как сдать итоговое собеседование по русскому в 9 классе

Уже через две недели около 20 тысяч девятиклассников Волгоградской области впервые пройдут обязательное собеседование по русскому языку. Это не экзамен, а допуск ко всем остальным экзаменам. И главная его цель – понять, насколько школьник владеет русским языком. Начиная с 2019 года без базовых навыков устной речи и «зачета» по собеседованию сдать ГИА в 9 классе не получится. Как будет проходить итоговое собеседование по русскому языку 2019, как к нему подготовиться, какие задания получат школьники и какие минимальные навыки необходимы ребенку для получения «зачета», рассказывают эксперты.

— На собеседовании будут проверять грамотное владение родным русским языком, а это, безусловно, очень пригодится в жизни: при поступлении в вузы, презентации своих проектов, идей и при будущем трудоустройстве, — рассказала «КП-Волгоград» первый заместитель председателя комитета образования, науки и молодежной политики региона Елена Логойдо. — В Волгоградской области к предстоящему нововведению готовы и педагоги, и школьники.

15 МИНУТ, ЧЕТЫРЕ ЗАДАНИЯ

На собеседовании по русскому языку ребятам предстоит выполнить 4 задания. На все про все отводится 15 минут.

Сначала нужно прочитать вслух текст о выдающихся россиянах примерно на 180 слов. Для того, чтобы пробежать его глазами и подготовиться, у школьника будет две минуты.

Второе задание — пересказ того же самого текста, при этом в него нужно «вписать» заданную цитату. На подготовку тоже две минуты. Можно составить короткий план, записать даты, имена, удачную мысль.

Третье задание — монолог. Тут уже школьник может выбрать, что ему ближе — описание, рассуждение или рассказ. В первом случае нужно описать что видишь на фото: что это за событие, где и когда оно происходит, кто в нем участвует. Во втором, рассуждать и ответить на вопрос, например, «нужно ли по утрам есть кашу?». Третий вариант — рассказ о событии. На подготовку есть минута.

Четвертое задание – это диалог с преподавателем по теме третьего задания. И тут уже большая роль отводится собеседнику. Кстати, это может быть любой прошедший обучение педагог, например, по истории, биологии. Его задача – разговорить школьника, создать в аудитории благожелательную атмосферу, располагающую к интересному разговору и размышлениям. У учителя будет и специальная «шпаргалка» с примерными вопросами.

Собеседование будут записывать на диктофон. Максимум можно набрать 19 баллов, чтобы получить «зачет» достаточно 10 баллов. У тех, кто не справился с заданиями с первого раза или не явился на собеседование по уважительной причине, будет еще две попытки — 13 марта и 6 мая.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА

Читайте выразительно, говорите эмоционально

Что делать, чтобы успешно пройти устное собеседование по русскому языку, советует учитель русского языка и литературы Волгоградского педагогического лицея имени Слипченко Людмила Ковалева.

Читайте публицистические тексты — выразительно, с размеренной интонацией, осмысливая их содержание. Обращайте внимание на правильную постановку ударения в словах, при необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю. Тренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество и порядок при счете.

При подготовке к пересказу выпишите ключевые слова, которые позволяют вам сохранить микротемы в прочитанном тексте. Во время пересказа забудьте о словах-паразитах, сленге, соблюдайте языковые нормы, определите место для цитаты, опираясь на логику и содержание текста.

Для монолога выберите близкую и понятную вам тему, не забудьте о примерном плане своего ответа. Используйте для тренировки жизненные ситуации. Например, опишите, что видите по дороге в школу или расскажите, как прошел день.

Во время диалога старайтесь, чтобы ваши ответы были развернутыми и эмоциональными. Включайте в ответ часть предложенного вопроса, а попрактиковаться в красноречии можно с друзьями и родителями.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Нужно выспаться и погулять

— Собеседование требует ясной мысли, смекалки и свежих сил, — считает директор научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения Полина Кучегашева. — От того, насколько правильно организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успех.

• Медики не рекомендуют менять обычный режим дня. Спать надо 8 — 9 часов, это важно!

• Физическая зарядка и правильное питание в период напряженного умственного труда просто необходимы.

• Накануне собеседования не сиди до поздней ночи, прогуляйся на свежем воздухе и хорошенько выспись. Не следует приходить в школу заранее, лучше прийти вовремя.

• Не снимайте напряжение медикаментами. Они могут «затормозить» мышление и реакцию.

Если чувствуешь перенапряжение:

• вспомни что-то приятное, что всегда повышает настроение;

• посмотри на приятную картинку, фотографию;

• переключись, как советовал Станиславский, на предметы, которые вызывают положительные эмоции;

• задержи немного дыхание и сделай глубокий выдох, это позволит успокоиться и снять возбуждение;

• во время стресса происходит сильное обезвоживание организма, поэтому первая помощь — глоток воды. Лучше всего подходят минералка, чистая вода или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны, а чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

ВАЖНО!

Основной период ГИА — 2019 начнется 24 мая и завершится 2 июля. Чтобы получить аттестат, девятиклассникам нужно сдать четыре предмета: обязательные русский язык и математику, а также два предмета по выбору.

Телефон «горячей линии» по вопросам ГИА в Волгоградской области: 8 (8442) 606-607.

Как сдать итоговое устное собеседование девятиклассникам. Изменения в итоговом собеседовании девятиклассников в 2019-2020 учебном году

Сдача устного экзамена – важный шаг для каждого выпускника 9 класса. Хотя задания по говорению достаточно просты, а оценивается итоговое собеседование по принципу «зачет»/ «незачет» и для многих девятиклассников — это волнительное событие.

Устная часть ОГЭ 2020 года для обучающихся 9 класса по русскому языку, будет проходить намного раньше, чем сдача остальных экзаменов девятиклассников.

В 2019-2020 учебном году итоговое собеседование пройдет в среду 12.02.2020 года.

Возможны две дополнительные попытки пересдачи — 11 или 12 марта и в самом начале мая 2020 года.

Впервые итоговое собеседование проводилось в качестве обязательного устного экзамена по русскому языку в 9 классах в 2019 году. Итоги этого экзамена показали, что существуют филологические проблемы у девятиклассников и в 2019-2020 учебном году итоговое собеседование претерпело определенные изменения.

Изменения в итоговом устном собеседовании

Изменилась формулировка задания №2

Итоговое собеседование — это работа с текстами. Первое задание включает в себя именно выразительное чтение текста – и это задание не изменилось.

А вот следующее задание поменялось кардинально: в 2020 году к слову пересказ добавилось прилагательное «подробный», то есть теперь главное условие получения 5 максимальных баллов за задание №2 является пересказ, близкий к тексту. Степень подробности пересказа не уточняется, главный упор на сохранение в пересказе всех микро тем текста.

Изменились критерии в оценивании задания №2

Так же внесены коррективы в критерии оценивания задания №2., а именно в 2019 году за задание №2 можно было получить 4 максимальных балла, в этом году количество баллов увеличено до 5. Дополнительный балл возникает в критерии П1 — «Сохранение при пересказе микротем текста».

Изменились критерии в оценивании задания №3 и 4

В критерии речевое оформление добавлено условие получения 1 балла за речевое оформление: участник собеседования может получить этот балл только если он допустил не более трёх речевых ошибок.

Изменилось количество максимальных баллов за весь экзамен

В 2020 году максимальный балл за итоговое собеседование увеличен с 19 до 20, а для получения зачёта за экзамен теперь надо набрать не 9, а не менее 10 баллов.

Как будет проходить устное собеседование

  • Устное собеседование будет проводится в своей школе, а это всегда вызывают меньше страхов и стрессов;
  • Итоговое собеседование длится не более 15 минут;
  • Количество заданий – 4:
  1. чтение вслух;
  2. подробный пересказ текста;
  3. монолог;
  4. диалог.
  • Время на подготовку к каждому заданию — 1-2 минуты;
  • За итоговое собеседование не ставятся оценки — действует система «зачёт-незачёт»;
  • Критерии оценивания вполне лояльные: надо набрать не менее 10 баллов;
  • Самым сложным испытанием оказалось задание №2 — пересказ текста, дело в том, что при пересказе необходимо отразить все 4 микротемы, имеющиеся в тексте;
  • Сроки проверки 5 календарных дней;
  • В случае осечки или отсутствия по болезни есть целых две попытки пересдачи экзамена;
  • Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.
  • Часть 1 состоит из двух заданий

    Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

    Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.

    Часть 2 состоит из двух заданий

    Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы будете читать и пересказывать, выполняя задания 1 и 2, Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.

    В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.

    В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут.

    На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.

    Необходимо постараться полностью выполнить поставленные задачи, а именно: говорить ясно и чётко, не отходя от темы – так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

    Как подготовиться самостоятельно к устному собеседованию

    1. Отрабатывать навык выразительного чтения:
    • Лучше выбрать исторический, политический или биографический текст;
    • Необходимо проверять часть известных слов на верно используемое ударение;
    • Тренируйте интонационную подачу текста, расставляя паузы и т.п. в нужных местах.
  • Пересказывайте прочитанный текст с цитированием:
    • Уделяя время формирования навыка включения цитаты в пересказ;
    • Практикуйте «стройность» пересказа по мысленному плану текста;
    • Отрабатывайте навык последовательного запоминания важных деталей прочитанного.
  • Отрабатывайте разные виды монологов:
    • Контролируйте свой сленг, слов-паразитов, некорректных предложений;
    • Анализируйте «красоты» своих предложений и проверяйте логичность изложений.
  • Отрабатывайте навык ведения диалогов:
    • Как можно чаще ведите к кем-либо диалог на разные темы под запись с последующим анализом;
    • Очищайте свою речь от «эканья», иных звуковых запинок и слишком длинных пауз;
    • Корректно отстаивайте свою точку зрения во время диалога.

    Вывод

    Изменения по устному собеседованию в 2020 года небольшие — они не повлияют на сложность экзамена. Ужесточение требований к выполнению задания №2, на самом деле, компенсированы добавлением ещё одного балла за сохранение при пересказе микротем текста. Поскольку это требование было актуально и в прошлом году, то изменение можно назвать нестрашным. А вот добавление условия в Критерий РО — это новый риск потерять балл.

    Подготовка к сдаче устного собеседования должна быть своевременной и включать в себя специфические упражнения о которых мы написали, так как итоговое собеседование по русскому языку в 2020 году станет пропуском к основному экзамену.

    «Ни пуха ни пера на устном собеседовании!»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *