Как называются разделы учебника русского языка – Разделы русского языка — Грамотей.ру

Русский язык. Разделы русского языка как науки :: SYL.ru

Русский язык довольно интересный и имеет длинную историю развития. За счет появления новых слов, заимствованных из других языков, и изменений привычных конструкций, совершенствуется и развивается русский язык. Разделы русского языка как науки делятся на большие блоки, в которые входят более узкие понятия и области.

Грамматика

Разбирая основные разделы русского языка, первое место можно по праву отдать грамматике. Она как наука изучает грамматический строй языка, закономерность построения осмысленных речевых отрезков – предложений, словосочетаний, текстов. Данные закономерности формулируются в виде общепринятых грамматических правил.

русский язык разделы русского языка

Грамматика как наука делится на:

  • Историческую. Это наука, которая изучает строение слов, словосочетаний, предложений путем сравнения разных этапов исторического развития языка.
  • Синхронную. Это наука, которая изучает строение слов, предложений и словосочетаний в синхронном плане.

Грамматика как наука о строении родного языка имеет свои подразделы. Сюда относится:

  1. Словообразование. Это наука, изучающая состав слов и способы их образования.
  2. Морфология. Данная наука изучает словоизменение и разряды слов, которые имеются в русском языке.
  3. Орфография. «Поднаука», сочетающая в себе основы морфологии и словообразования.
  4. Синтаксис. Наука, которая изучает предложение и сочетание слов в нем.
  5. Пунктуация. «Поднаука», которая на практике показывает теоретические основы синтаксиса.

Лексикология

Лексикология – вторая по объему область, которую изучает русский язык. Разделы русского языка довольно обширны и во многом переплетаются друг с другом. Лексикология изучает слово (что встречается в морфологии и словообразовании) и его состав.

Данный раздел рассматривает:

  • Слово, значение слова.
  • Взаимосвязь между словами.
  • Историю развития современной лексики.
  • Стилевое и функциональное отличие слов в разных сферах речи.

В связи с тем, что лексика – это не просто набор слов, а определенная система взаимосвязанных фактов, то раздел лексикологии – это наука не о единице слова, о целой лексической системе родного языка.

Предметом раздела можно назвать:

  1. Слово с точки зрения его теории.
  2. Строение словарного состава родного языка.
  3. Работу лексических единиц.
  4. Методы пополнения словарного состава родного языка.
  5. Взаимосвязь лексики и внеязыковых факторов.
разделы науки о русском языке

Русский язык имеет раздел, который базируется на лексикологии и грамматике. Его назвали стилистикой. Это учение о литературном слоге, о расчлененном использовании звуковых единиц в соответствии с ситуациями общения.

Фонетика

Фонетика является третьим по объему разделом, который изучает русский язык. Разделы русского языка были бы неполными без изучения звуков речи и всего, что с ними связано. Следовательно, предметом фонетики является звук. Многие знают, что сам по себе звук значения не имеет, но он является основой материальной оболочки слова.

основные разделы русского языка

В письменном виде звук изображается буквой. Она, в свою очередь, служит условным знаком для обозначения звука на письме.

Фонетика как наука состоит из двух подразделов:

  1. Орфоэпия. Этот раздел можно назвать практическим приложением фонетики, составляющим учение о нормах произношения.
  2. Графика. Отдельная наука, базирующаяся на основах фонетики. Ее цель — научить отображать звуки речи с помощью букв.

Другие науки о языке

Есть и другие разделы науки о русском языке, не менее важные:

  1. Культура речи. Является прикладной наукой к разделам наук о языке. Это учение о нормах литературного языка в области орфоэпии, стилистики, лексики и грамматики.
  2. Риторика. Этот раздел посвящен теории выразительной речи. Он рассказывает об эффективных методах формирования выразительной речи с целью составления ораторских выступлений, а также письменных текстов, имеющих агитационно-пропагандистский характер, способных убедить в чем-то людей.

Здесь были рассмотрены основные ветви, на которые опирается русский язык. Разделы русского языка, при глобальном изучении, имеют много подразделов и частных ответвлений, которые требуют отдельного рассмотрения.

www.syl.ru

Лингвистика и ее разделы. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

На этом уроке мы познакомимся с наукой лингвистикой. Мы узнаем, что изучает эта наука, как называют учёных, занимающихся изучением лингвистики. Рассмотрим мы и разделы этой науки, которые будем изучать в шестом классе.

На этом уроке мы совершим путешествие в загадочную и необыкновенную страну, которая располагается на нескольких материках и омывается двумя океанами, океаном Знаний и океаном Умений. Эта страна называется Лингвистикой.

Термин «лингвистика» происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Следовательно, лингвистика – это наука, изучающая язык. Синонимами слова лингвистика являются слова языкознание и языковедение.

Лингвистика изучает язык, рассматривает законы образования слов, построения предложений и словосочетаний.

Учёных, которые занимаются изучением лингвистики, называют лингвистами (или языковедами).

Давайте посмотрим на карту-схему страны Лингвистики (рис. 1). Мы видим, что эта страна лежит на нескольких материках. Изучая русский язык в шестом классе, мы познакомимся с жителями и достопримечательностями каждого материка, то есть подробно узнаем о разделах науки лингвистики.

Рис. 1. Разделы лингвистики

В лингвистике выделяют следующие разделы:

1) фонетика – раздел лингвистики, который изучает звуки речи;

2) лексикология – раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка;

3) фразеология – раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы), например, такие как: работать спустя рукава, считать ворон;

4) словообразование и морфемика – разделы лингвистики, изучающие, из каких частей состоят слова и как они образованы;

5) морфология – раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи;

6) орфография – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов;

7) синтаксис – раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений;

8) пунктуация – раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении.

 

Домашнее задание

  1. Что изучает лингвистика?
  2. Из каких разделов состоит лингвистика?
  3. Приведите пример фразеологизма.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. YouTube (Источник). 
  2. Examens.ru (Источник). 
  3. Mmmf.msu.ru (Источник).  

interneturok.ru

Изучение школьного русского языка. Разделы русского языка

Каждый раздел языка — это изучение определенных языковых явлений и лингвистических понятий. Вместе они образуют систему. Какие разделы в русском языке выделяют? Основных всего пять. Это изучение непосредственно языковых единиц. Выделяют также разделы речи в русском языке, в которых основой рассмотрения является культура речи и ее стилистические особенности. Также выделяют факультативные части. Но они не менее значимы. Рассмотрим их и то, как они взаимосвязаны.

Русский язык: разделы русского языка

Школьный курс построен таким образом, что уже в начальных классах ученики изучают все основные части. Они знают, что в русском языке выделяют такие разделы, как фонетика, лексикология, морфемика, морфология и синтаксис. Далее они более углубленно знакомятся с каждым из них, усваивают основные понятия.

Изучение русского языка

Фонетика

Первый раздел, с которого собственно начинается изучение систематического курса русского языка. Предметом фонетики являются звуки речи. Школьники узнают, что это за единица языка. Знакомятся с основными группами звуков речи, позиционными чередованиями, понятием сильной и слабой позиции, основами слогоделения.

Морфемика

Изучает основную минимальную единицу языка, имеющую значение, — морфему. В курсе русского языка школьники узнают, что это такое. Знакомятся со следующими морфемами: приставка, корень (несет в себе лексическое значение), суффикс, окончание, постфикс. Узнают их значение в составе слова. Выделяют словообразовательные и формообразующие морфемы. Учатся пониманию, в чем их отличие.

Словообразование

Этот раздел русского языка тесно связан с предыдущим. Словообразование изучает способы образования слов. Учит осознанному выбору тех или иных морфем. Не всегда выделяется в самостоятельный раздел русского языка, примыкая к морфемике.

Разделы русского языка

Лексика и фразеология

Самым интересным для учеников является при изучении русского языка, раздел русского языка, именуемый лексикологией. Самый обширный материал представлен именно по лексике. При изучении этого раздела школьники знакомятся с понятием слова. Также формируют представление об основных группах лексики. Тесно связана с лексикологией фразеология. Это наука об устойчивых сочетаниях слов. Красочный и богатый лексический материал очень нравится ученикам и привлекает их внимание.

Морфология

Пожалуй, самый сложный раздел. Основное понятие, изучаемое в курсе морфологии, — часть речи. В русском языке, раздел русского языка «Морфология» труден для понимания потому, что система частей речи, несмотря на имеющуюся классификацию, до сих пор вызывает трудности.

Для учеников иногда сложным оказывается отнести то или иное слово в определенную группу. Традиционно выделяют три группы частей речи: самостоятельные, служебные и особые. К последним относятся междометия, звукоподражания, модальные слова.

Русский язык

Помимо знакомства с частями речи, школьники изучают явления переходности в их системе. Усваивают основные грамматические категории каждого класса слов.

Синтаксис

Самый объемный раздел русского языка. Тесно связан с морфологией. Вообще эти два раздела объединяют традиционно в один, именуемый грамматикой. Дело в том, что изучение синтаксиса только тогда будет продуктивным и успешным, когда школьники научатся определять слово как часть речи в контексте. Основными синтаксическим единицами являются словосочетание и предложение.

Факультативные разделы

К ним относятся орфография и пунктуация. Первый из них тесно связан с фонетикой и морфемикой. Только знание звучащей речи поможет правильному написанию слов, чем и занимается орфография. Пунктуация русского языка, как раздел русского языка, — это верная расстановка знаков препинания. Она тесно связана с морфологией и синтаксисом.

fb.ru

Какой раздел науки о языке изучают в школе? Основные разделы русского языка

В лингвистике выделяют несколько основных разделов. Каждый из них занимается изучением того или иного круга лингвистических понятий и явлений. Сегодня мы рассмотрим, какие разделы науки о русском языке изучаются в школьном курсе.

Фонетика

Начнем знакомство с основного раздела языкознания – фонетики. Данная наука изучает звуки речи и особенности их функционирования. В фонетике рассматривается чередование звуков в зависимости от ударения, положения в той или иной части слова. Также рассматриваются сильные и слабые позиции звуков.

раздел науки о языке

Отдельно изучается такое понятие, как слог, и разделение слова на слоги согласно правилам русского языка. Относится к фонетике и интонация, ударение.

Орфография

Второй важный раздел науки о языке — орфография. Он занимается изучением правописания слов и их значимых частей. Благодаря орфографии мы знакомимся с правилами и орфограммами, учимся распознавать случаи, в которых нужно использовать правила для определения того, какую букву следует написать в том или ином слове.

Лексика и фразеология

Лексика и фразеология – наиболее интересный раздел науки о языке, изучающий лексическое богатство русской речи, а также функционирующие в ней фразеологизмы. Говоря о лексике, стоит отметить, что она занимается изучением таких понятий, как синонимы и омонимы, паронимы и антонимы, изучает она происхождение слов и их функционирование, выделяет активную и пассивную лексику русского языка.

Фразеология занимается изучением фразеологизмов, их значением и происхождением.

какие разделы науки о языке

Довольно тесно связана с лексикой и фразеологией лексикография – наука о словарях.

Словообразование

Еще один раздел науки о языке – словообразование. В нем изучается состав слов. Так, каждое слово имеет корень, который несет лексическое значение. Кроме корня, в слове могут быть окончание, суффикс или приставка. Кроме того, выделяют основу слова.

Словообразование изучает не только части слов, но и то, каким образом были образованы те или иные слова, какие из суффиксов образуют глаголы, а какие – прилагательные.

Зная основы словообразования, человек легче осваивает орфографию, так как два эти раздела весьма тесно связаны между собой.

разделы науки о русском языке

Морфология

Морфология – довольно объемный раздел науки о языке. Занимается изучением частей речи и их функционированием в речи. В ходе обучения школьники изучают главные и служебные части речи, правила их правописания, знакомятся с тем, как склоняются части речи, как определить род или падеж существительного или прилагательного, которое относится к нему.

Морфология также довольно тесно связана с орфографией, так как необходимо не только знать, как образуется слово, но и как оно изменяется. Ведь некоторые звуки, а следовательно и буквы при написании зависят от того, в каком падеже стоит слово.

Синтаксис и пунктуация

Наиболее сложный раздел науки о языке – синтаксис и пунктуация. Изучать его начинают уже в 8 и 9 классах. Самое первое, с чем знакомятся школьники – это понятие о словосочетаниях и типах, связях между словами. Затем они переходят к изучению главных и второстепенных предложений, учатся находить их и графически выделять.

После этого начинается изучение простого предложения, как двусоставного, так и односоставного. Изучается их классификация и функционирование в речи. Уже в 9 классе начинается знакомство со сложными предложениями, типами связи между ними, классификациями.

В ходе изучения предложений также происходит знакомство с пунктуацией русского языка, которая тесно связана с синтаксисом. Изучаются правила расстановки запятых, тире и двоеточия, точки с запятой. Дается краткая историческая справка об истории возникновения знаков.

раздел науки о языке изучающий

Стилистика

Изучая разделы науки о языке, ученики то и дело сталкиваются с таким разделом языкознания, как стилистика. Она занимается изучением стилей речи, их основных признаков и особенностей функционирования. Выделяют несколько основных стилей: художественный, научный, публицистический, конфессиональный, разговорный, эпистолярный.

В ходе обучения ученики учатся выделять признаки каждого из стилей и определять, к какому из них относится тот или иной текст.

Культура речи

Ну и последний раздел, который стоит упомянуть – культура речи. Она изучает письменные и устные нормы русского языка. Зачастую правила из этого раздела изучаются в ходе рассмотрения других разделов языкознания. Довольно тесно культура речи связана со стилистикой, орфоэпией и орфографией.

Выводы

Мы выяснили, какие разделы науки о языке изучают в школьном курсе. Среди них такие как фонетика и орфография, лексика и фразеология, словообразование и морфология, синтаксис и пунктуация, а также стилистика и культура речи. Практически все они тесно связаны между собой, знание одного раздела способствует усвоению правил из другого, смежного.

fb.ru

Тестовое задание по методике преподавания «Русского языка» в начальной школе

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Тестовое задание

по дисциплине:

«Педагогическое образование

Методика преподавания русского языка

в начальных классах»

Выполнила:

слушатель факультета ДПО

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №49 г.Сочи

им. Н.И.Кондратенко

Фатеева

Наталья Александровна

г. Москва, 2016 г.

Тестовые задания

Русский язык с методикой преподавания.

  1. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:

Цели, содержание, принципы, методы, приёмы и средства.

  1. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является

а) русский язык,

б) процесс обучения русскому языку,

в) исследование русского языка.

  1. Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология, философия.

  1. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:

1) Е.А. Баринова;

2) М.Т. Баранова;

3) А.В. Текучёв;

4) Л.П. Федоренко.

  1. Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая, воспитывающая.

  1. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной.

  1. Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:

1) связь теории с практикой;

2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;

3) преемственность и перспективность;

4) доступность;

5) внимание к языковому материалу;

6) развитие языкового чутья.

  1. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:

а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;

б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.

  1. Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и специфические.

  1. Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий А.В.Текучёв.

  1. Отметьте методы проблемного обучения:

1) слово учителя;

2) беседа;

3) эвристическая беседа;

4) исследовательский;

5) репродуктивный,

6) объяснительно-иллюстративный;

7) частично-поисковый.

  1. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

1) перфокарты;

2) упражнения из учебника;

3) сигнальные карточки;

4) дидактические карточки;

5) тесты.

  1. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.

  1. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:

1) под ред. Н.М. Шанского;

2) под ред. В.В. Бабайцевой;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

  1. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

  1. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:

1) фонетический;

2) лексический;

3) морфологический;

4) стилистический;

5) словообразовательный.

  1. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:

1) Под ред. В.В. Бабайцевой;

2) Под ред. Н.М. Шанского;

3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;

4) С.И. Львова.

  1. Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:

1. изучение нового материала;

2. контрольный урок;

3. лекция;

4. анализ письменных работ;

5. практикум;

6. закрепление изученного;

7. развитие речи;

8. семинар.

  1. Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:

1. проверка домашнего задания;

2. опрос учащихся;

3. подготовка к восприятию нового материала.

4. объяснение нового материала;

5. первичное закрепление изученного;

6. подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;

1) выполнение упражнений повышенной сложности;

6) самостоятельная работа;

  1. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:

1) «проверяю себя»;

2) объяснительный;

3) письмо по памяти;

4) комментированное письмо;

5) предупредительный.

  1. Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, свободный

  1. Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:

2. Выборочно-распределительное списывание;

1. Списывание со вставкой;

3. Творческое списывание.

  1. Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:

1) деловая игра,

2) дидактическая игра.

  1. Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и углублённая».

  1. Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы, внеклассная работа.

  1. Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:

1) вечера русского языка;

2) олимпиады;

3) лингвистическая газета;

4) кружок;

5) радиопередача.

  1. Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются интегрированные

  1. Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки словесности

  1. Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и Т.А.Ладыженской

  2. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и дедуктивный

  1. Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:

1) от частного к общему,

2) от общего к частному.

  1. Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и систематизирующую

  1. Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют лингвистическую компетенцию.

  1. Приём обучения является частью метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.

  1. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к теоретическим методам обучения.

  1. По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к практическим методам обучения.

  1. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:

1) индивидуальная;

2) групповая;

3) коллективная;

4) уплотнённая.

  1. Эвристическая беседа предполагает пошаговое решение проблемной ситуации.

  1. Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; зачёт.

  1. Пропедевтический этап изучения материала – это предваряющий его изучение перед основным курсом.

  1. Автором пособия «Русская речь» является Е.И.Никитина

  1. По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: рецептивные, репродуктивные, продуктивные.

  1. Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:

1) структурой;

2) дидактическими целями;

3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.

  1. На уроках развития речи осуществляется формирование коммуникативной компетенции.

  1. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:

1) годовое (календарное),

2) тематическое

3) поурочное.

  1. Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходящие по смыслу слова»:

1) рецептивная,

2) репродуктивная,

3) продуктивная.

  1. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к словесным методам обучения.

  1. Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решение проблемной ситуации.

  1. Современным способом проверки знаний является тестирование.

Методика изучения разделов современного русского языка.

Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии.

  1. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование орфографической зоркости учащихся.

  1. Изучение фонетики неразрывно связано с изучением графики.

  1. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:

а) многосоюзие;

б) ассонанс;

в) аллитерация;

г) благозвучие.

  1. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:

а) расширение словарного запаса учащихся;

б) обучение работе с орфографическими словарями;

в) работа над толкованием смыслового значения слова;

г) расширение знаний учащихся и языке.

  1. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и употреблением слова.

  1. В толковом словаре нельзя определить значение слова:

а) лексическое значение слова,

б) антонимы;

в) омонимы;

г) прямое и переносное значение слова.

8.Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, контекстуальный

9. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления или неупотребительной.

10.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:

а) метафора;

б) сравнение;

в) олицетворение;

г) эпитет.

11. В число лексических ошибок не входит:

  1. непонимание лексического значения слова;

  2. не различение слов паронимов;

  3. употребление слова в разговорной форме;

  4. Нарушение лексической сочетаемости слов.

12.Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и коммуникативной компетенции учащихся.

13.Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:

а) Активного

б) Пассивного.

Методика обучения морфемике и словообразованию

14. На процесс морфемного анализа не влияет:

1) фонетическая структура,

2) морфологические признаки,

3) орфографическое написание,

4) лексическое значение.

15. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:

1) лексикология,

2) этимология,

3) фразеология,

4) лексикография.

16. К упражнениям, формирующим лексические умения и навыки не относятся:

1) решение кроссвордов,

2) толкование лексического значения слова,

3) нахождение и исправление лексических ошибок,

4) составление текста по опорным словам.

17. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип

1) синхронический,

2) экстралингвистический,

3) структурно-семантический,

4) системный.

Методика обучения морфологии и синтаксису

25. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:

1) причастия,

2) деепричастия,

3) глагол,

4) категория состояния.

  1. Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их синтаксической роли в предложении.

  1. К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:

1) частицы,

2) обращения,

3) прямая речь,

4) вводные слова и словосочетания.

Методика овладения орфографией и пунктуацией

  1. Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется относительной грамотностью.

  1. Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как самостоятельный раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.

  1. К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и апостроф.

  1. Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической зоркостью

  1. Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется опознавательными признаками орфограммы.

  2. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется пунктуацией

  1. Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и выделяющие.

  1. К принципам русской пунктуации не относится

1) смысловой,

2) грамматический,

3) экстралингвистический,

4) интонационный.

  1. Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные

  1. Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:

  1. 7\7,6\8,5\9,8\6, — 2

4 — более 9 орфографических ошибок, — 1

3 — 0\0,1\0,01 (негрубые), — 5

2 — 2\2,1\3,04, — 4

1 — 4\4,3\5,0\7. — 3

39. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:

1) фонетика;

2) морфемика;

3) морфология;

4) лексика;

5) синтаксис.

41. Исключение из правил относятся к негрубым ошибкам.

42. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью методики преподавания русского языка, именуемой грамматика.

Методика развития речи учащихся.

43.Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами развития речи учащихся.

44.Результатом связной речевой деятельности учащихся является текст.

45.Признаками текста как речевой данности являются:

1) смысловая целостность,

2) грамматическая взаимосвязь,

3) членимость.

45. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:

1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,

2) изучение системы языковых разделов,

3) процесс формирования коммуникативной компетенции.

  1. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:

1) коммуникативно значимых норм,

2) присущей молодёжному слэнгу лексики,

3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,

4) норм, относящихся к безусловно принятым.

  1. Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:

1) анализ художественного текста,

2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,

3) замена ошибочных вариантов.

  1. Обучения разным видам речевой деятельности включает:

1) смысловое восприятие текста,

2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.

  1. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:

а) речь учителя,

б) молодежный слэнг,

в) чтение книг,

г) СМИ.

  1. К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:

1) описание,

2) повествование,

3) рассуждение.

  1. В каком типе изложения требуется краткая передача содеожания исходного текста:

1) выборочное,

2) близкое к тексту,

3) сжатое,

4) с языковым анализом.

52.Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:

1) функциональная стилистика,

2) практическая стилистика,

3) язык художественной литературы.

  1. Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию речевая ситуация.

  1. Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе

русского языка:

2. художественный,

1. разговорный,

5. публицистический,

3. научный,

4. официально-деловой.

  1. Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение изобразительно-выразительных средств языка.

  1. В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.

Углублённое изучение русского языка.

  1. Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного интереса учащихся к предмету.

  1. Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и закрепления.

  1. Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, тезисов, схем, таблиц.

  1. Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического эксперимента.

  1. Основу урока-семинара составляют доклады учащихся.

  1. Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, суд.

  1. Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая игра.

  1. Урок-зачёт совмещает функции уроков обобщения и контроля.

  1. Формированию умения вести научный спор способствует урок – дискуссия.

  1. Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой этикет.

  1. Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется малокомплектной.

  1. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии проектов.

infourok.ru

Раздел 5. Методика преподавания разделов курса русского языка

Методика преподавания фонетики и графики. Значение, задачи и место изучения фонетики в школе. Содержание и структура раздела.

Звук. Звуковая система русского языка. Классификация гласных. Сильная и слабая позиция гласных, их редукция. Классификация согласных. Звонкие и глухие (сонорные и шумные), твердые и мягкие согласные.

Вопрос о расширении содержания раздела фонетики за счет включения в него лингвистических понятий: фонема, позиционные изменения гласных звуков (редукция) и чередования согласных звуков (позиционное смягчение, озвончение, оглушение, уподобление и расподобление звуков).

Слог и его разновидности, характеристика слогов. Ударение и его особенности в русском языке.

Дальнейшее формирование (углубление) представления о соотношении звука речи и буквы, графической системе русского языка. Двойная функция йотированных букв. Связь фонетики с орфографией. Понятие об ассимилятивной и исконной (фонемной) мягкости и обозначение мягкости согласных на письме.

Наблюдение над звучащей речью, выполнение устных упражнений как основное требование к обучению фонетике в школе. Основные виды упражнений по фонетике.

Фонетический разбор как основной вид упражнений по фонетике, методика его проведения.

Реализация знаний по фонетике при изучении других разделов школьного курса русского языка.

Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков, знакомство с основными нормами русского произношения и ударения, работа над их усвоением учащимися. Использование в работе основных словарей и справочников.

Методика преподавания лексики и фразеологии. Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка.

Основные принципы изучения раздела: экстралингвистический, лексико-грамматический, семантический, диахронический.

Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии. Связь понятий «многозначность слова» и «переносное значение слова». Способы разграничения многозначных слов и омонимов. Синонимы и антонимы. Типы фразеологизмов.

Методы и приемы изучения лексики и фразеологии. Система и виды упражнений, используемых в процессе овладения ЗУНами. Роль и методика лексического разбора.

Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-стилистическая работа, обогащение словарного запаса, работа над тематическими группами слов. Работа со словарями.

Методика преподавания морфемики и словообразования. Значение, задачи и место изучения морфемики и словообразования в школе.

Содержание раздела. Работа над составом слова. Морфема и ее разновидности. Определение морфемы как наименьшей значимой (в лексическом или грамматическом плане) части слова. Введение понятия нулевого аффикса. Корневые морфемы и служебные. Основа слова как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова (морфемы).

Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы, словообразующее средство, словообразовательный тип, способ словообразования (аффиксальные и безаффиксные).

Трудности изучения данного раздела, методы и приемы работы над ним.

Система упражнений. Морфемный, словообразовательный и этимологический виды разбора, их задачи, различия и методика проведения.

Методика преподавания грамматики. Грамматика как раздел школьного курса русского языка, его значение, содержание и структура. Формирование целостного представления о грамматическом строе русского языка как конечная цель преподавания грамматики. Роль грамматики в усвоении норм литературного языка, развитии мышления, овладении орфографическими и пунктуационными умениями и навыками.

Содержание работы по морфологии. Особенности изучения частей речи и их категорий. Вопрос о количестве частей речи, их классификация.

Упражнения по морфологии. Особенности морфологического разбора, методика его проведения.

Связь морфологии и синтаксиса. Принцип изучения морфологии на синтаксической основе и синтаксиса на основе морфологии.

Значение, задачи и содержание синтаксиса как раздела грамматики.

Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школе.

Особенности формирования синтаксических понятий (словосочетание и предложение, виды связи в словосочетании и предложении, понятие о членах предложения и его грамматической основе, простое (полное, распространенное и осложненное) и сложное предложение, типы простых и сложных предложений, их классификация) и методика их изучения. Упражнения по синтаксису. Синтаксический разбор, методика его проведения. Модели различных предложений. Построение линейных и вертикальных схем, отражающих структуру предложений.

Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы; способы предупреждения и преодоления типичных грамматических ошибок.

Обогащение речи учащихся изучаемыми синтаксическими конструкциями, работа над синонимичными конструкциями. Наблюдение над готовым текстом и самостоятельное конструирование предложений изучаемого типа.

Методика обучения правописанию. Правописание, его нормы как обязательный атрибут письменной формы литературного языка. Соблюдение правил правописания как необходимый компонент письменной речи. Формирование умений и навыков правописания. Методика работы над теоретическим и практическим материалом.

Алгоритм как эффективный способ обучения применению изученного правила. Виды упражнений и письменных работ. Списывание готового текста, усложненное списывание, самодиктант, письмо по памяти, программированные упражнения, диктанты, их типология и классификация.

Диктанты с грамматическим заданием. Контрольные, итоговые диктанты. Требования к текстам диктантов. Целесообразность использования и методика проведения диктантов разных видов.

Обучение орфографии и пунктуации с компьютерной поддержкой.

Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация:

грубые/негрубые, однотипные, повторяющиеся. Исправляемые и учитываемые ошибки. Ошибки и описки. Разграничение орфографических и грамматических ошибок.

Нормы оценки диктантов, письменных работ.

Тестирование как средство проверки уровня грамотности. Особенности оценки тестирования.

Учет ошибок, их классификация и работа над ними.

Методика орфографии. Роль и место изучения орфографии в школьном курсе русского языка. Основные принципы русской орфографии. Зависимость методов и приемов обучения орфографии от принципов ее построения. Природа орфографического навыка и психологические основы его формирования. Орфографическая зоркость, способы ее развития. Понятие об орфограмме; типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Орфографическое правило, особенности его структуры, этапы изучения. Орфографический разбор, методика его поведения. Работа с орфографическим словарем. Обобщающая работа по орфографии ее значение для повышения грамотности учащихся.

Методика пунктуации. Значение, место и задачи пунктуационной работы в школе, ее содержание. Основы русской пунктуации и ее принципы: смысловой, интонационный, грамматический. Связь между пунктуационными правилами и синтаксической структурой предложения.

Понятие о пунктограмме и ее типах. Пунктуационные правила. Методика их изучения и работы над формированием пунктуационных навыков.

Принципы обучения пунктуации: принцип анализа строения, состава и типов предложения, смысловых и синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложения; принцип развития речевого слуха учащихся; принцип выразительного «чтения» знаков препинания; принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма; принцип системности и систематичности работы над пунктуацией.

Система упражнений (упражнения аналитические и синтетические), отбор дидактического материала для них. Пунктуационный разбор.

Трудные случаи пунктуации и методика работы над ними. Ознакомление учащихся с вариативным и факультативным употреблением знаков препинания с целью расширения их лингвистического кругозора.

Вопрос об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе (А.В. Текучев).

Методика развития речи. Развитие речи – обязательный компонент обучения родному языку. Язык и речь. Речь как процесс речевой деятельности. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Текст как продукт речевой деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции, владения видами речевой деятельности на основе речеведческих знаний – одна из основных задач современной школы.

Методика формирования базовых речеведческих понятий. Речь как использование средств языка для целей общения. Условия общения. Разновидности речи: устная и письменная формы речи, диалогическая и монологическая речь.

Методические принципы формирования коммуникативной компетенции: 1) принцип единства развития речи и мышления; 2) принцип взаимосвязи в развитии устной и письменной речи; 3) принцип связи речевой работы с изучением грамматики и правописания, с занятиями по литературе; 4) принцип взаимосвязанности обучения языковым операциям, текстовым действиям и коммуникативной деятельности в рамках речевых ситуаций различных типов.

Основные направления работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка, составляющие единое целое: 1) овладение нормами русского литературного языка; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Система работы по развитию речи: работа над развитием речи в процессе изучения языкового материала (формирования языковой компетенции) и работа на специальных уроках по развитию речи.

Культура речи как две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая (коммуникативно целесообразная). Нормализаторский, текстовый и собственно коммуникативный аспекты речевой культуры. Формирование основ культуры речевого поведения, обучение речевому этикету.

Методика работы над словом и обогащением словарного запаса учащихся.

Стилистический аспект, стилистическая направленность обучения русскому языку в школе. Значение, задачи, место и содержание работы по стилистике. Методика формирования основных стилистических понятий и изучения функциональных стилей: научного, делового, публицистического, художественного и разговорного.

Понятие о сфере употребления, задачах, целях и условиях общения; стилевых чертах, языковых средствах. Виды стилистических упражнений, их типология, последовательность проведения.

Связная речь как методическое понятие. Значение, задачи, содержание и этапы работы по развитию связной речи учащихся.

Системное формирование у учащихся рецептивных, репродуктивных и продуктивных текстовых умений (содержательных, композиционных, стилистико-языковых).

Лингвистические основы работы над связной речью. Усвоение основных речеведческих понятий («текст», «типы текста» и др.).

Основные характеристики текста, тема и основная мысль; развитие мысли в тексте, «данное» и «новое» в предложениях текста, цепной и параллельный способы связи предложений, деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста простой и сложный; композиция целого текста.

Методика обучения анализу и созданию текстов основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения. Методика обучения различным речевым жанрам. Упражнения по развитию письменной и устной связной речи учащихся. Изложения и сочинения, их типы и классификация. Методика подготовки к изложениям и сочинениям и методика их проведения.

Нормы оценки изложений, сочинений, устных высказываний учащихся. Ошибки речевые, стилистические, фактические, логические.

Значение работы на уроках развития речи со словарями различных типов.

Место, задачи и методика лингвистического, стилистического, лингвостилистического и комплексного анализов текста на уроках русского языка.

studfile.net

Основные разделы науки о русском языке

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

xn--e1aogju.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *