Как определить словосочетание или нет: Словосочетание — урок. Русский язык, 8 класс.

Содержание

Урок 12. что такое словосочетание. из чего состоит словосочетание — Русский язык — 3 класс

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 12

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

Список литературы:

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы.
    М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое словосочетание;

Научимся:

  • определять словосочетание в предложении;
  • определять в словосочетании главное и зависимое слово;
  • приводить примеры словосочетаний.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов.

Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Прочитаем предложение.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

  • Пшеница (какая?) густая.
  • Созрела (где?) в поле.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

X

Пшеница (какая?)густая

X

Созрела (где?) в поле

Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.

Разбор заданий

Вариант 1.

Базовый уровень.

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

  • Листья (что сделали?) закружились.
  • Закружились (где?) в воздухе.
  • Листья (какие?) жёлтые.
  1. Прочитайте предложение.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

Повышенный уровень

  1. Прочитайте. Укажи словосочетания.

1. туча спит,

2. солнце скрылось,

3. скрылось за тучами,

4. бежит быстро.

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

X

  1. Лес (какой?)густая

X

2. Нашли (где?) в поле

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Катя выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Бежать в лесу

Пишет маме

Красное яблоко

Лес дремлет

Никита выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Бежать в лесу

Мама пишет

Красное яблоко

Лес дремлет

Кто из ребят выполнил задание правильно?

Вариант 2.

Базовый уровень.

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по ____________ и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Усталое солнце по небу гуляет.

  • Солнце (что делает?) гуляет.
  • Солнце (какое?) усталое.
  • Гуляет (где?) по небу.
  1. Прочитайте предложение.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Берёзе (какой?) _______

Щебечут (где?) __________

Повышенный уровень.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

1. солнце встало,

2. солнце красное,

3. скрылось за тучами,

4. ярко светит.

. 2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

X

  1. Море (какое?) тёплое

X

2. Купались (где?) в море

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Аня выполнила задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Красным шарфом

Красный шарф

Бежать в лесу

Бежал мальчик

Игорь выполнил задание так:

Словосочетание

Грамматическая основа

Роет в лесу

Осень наступила

Спит на земле

Крот роет

Кто из ребят выполнил задание правильно?

чем отличается словосочетание от предложения

Слова в языке не просто существуют по отдельности и в неизменном виде. В речи и на письме они могут изменяться, превращаясь в различные словоформы, группироваться в словосочетания или предложения. Предложения вместе образуют текст.

Строй связной речи изучает раздел науки о языке под названием синтаксис. Словосочетание, предложение и текст — это синтаксические единицы.

Что такое словосочетание. Примеры словосочетаний

Словосочетание — это синтаксическая единица из двух или более слов, которая выполняет назывную (номинативную) функцию.

Словосочетания могут быть простыми и сложными, а главным словом может служить глагол, существительное, прилагательное, местоимение, наречие, числительное.

Примеры словосочетаний
большой дом
женщина среднего роста
медленно двигаться
любит читать
слишком долго
по-весеннему теплый
группа из трех человек
дорогой костюм из итальянской шерсти
очень аппетитный с виду кремовый торт

Слова в словосочетании соединены подчинительной связью: какое-то слово всегда главное, а какое-то — зависимое, которое ему подчиняется.

Что такое предложение. Примеры предложений

Предложение — это синтаксическая единица, выражающая законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний, объединенных по смыслу и грамматически.

Предложения бывают утвердительными (Мы шли домой. ) и отрицательными (Дома никого не было.).

По цели высказывания предложения могут быть повествовательными (Из леса вышел человек.), вопросительными (Когда наш поезд?) или побудительными (Уходим отсюда!).

У предложения есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое. Если в предложении нет ничего, кроме грамматической основы, то это нераспространенное предложение. Если в предложении, помимо грамматической основы, есть второстепенные члены — это распространенное предложение.

Предложения бывают простыми и сложными. Простое предложение имеет одну грамматическую основу.
Примеры простых предложений: Моросило. Потом из-за туч выглянуло солнце. Охотники остановились на привал. Через полчаса они пошли дальше.

Сложное предложение содержит несколько грамматических основ. Связь между ними может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).
Примеры сложных предложений: Мы шли на рыбалку, а рядом с нами бежала собака. Андрей попросил, чтобы его встретили на вокзале.

Чем отличается словосочетание от предложения?

Предложение отличается от словосочетания тем, что предложение выражает законченную мысль. Словосочетание может использоваться только в составе предложения, само по себе оно не несет законченной мысли.

Словосочетание лишь называет что-то, а в предложение оформлено интонационно.

Предложение состоит из словосочетаний. Предложение — это более сложная синтаксическая единица, чем словосочетание.

Синтаксические связи между словами в предложении могут быть сложнее, чем в словосочетании, всегда построенном на подчинительной связи.

Словосочетание, виды подчинительной связи | Педагогический портал «Тривиум»

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчлененное понятие.

Например:  Заря (явление) — утренняя заря (явление и его признак) — любоваться зарёй (действие и явление, на которое оно направлено).

Подчинительная связь — связь, при которой одно слово зависит от другого.
В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово.

Главное слово — это слово от которого мы задаем вопрос.

Например: купать (кого?) щенка,быстро прочитать — прочитать (как?) быстро.

Запомни:

Подлежащее и сказуемое (грамматическая основа), которые являются главными и равноправными членами предложения, НЕ составляют словосочетание.


Виды подчинительной связи

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в общих для них грамматических формах (род, число, падеж).
Главное слово всегда существительное; зависимое может быть: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Например: красивая шляпка, наше право, второй ряд.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно меняются и формы зависимого слова.
Например: интересное занятие (Им.п.) — интересным занятием (Т.п.) — об интересном занятии (П.п.)

Управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога.
Зависимым словом при управлении может быть существительное или местоимение.
Например: ненависть к врагу, начало игры, попросить её.

Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу.
Главное слово может быть выражено практически любой самостоятельной частью речи, зависимое — деепричастием, наречием, инфинитивом, а также притяжательным местоимением 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Например: спать стоя, хорошо учиться, вовремя проснуться.


Классификация словосочетаний по главному слову

1. Глагольные
Например: составить план, стоять у доски, читать про себя.

2. Именные

  • Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
    Например: план сочинения, поездка по городу.
  • Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
    Например: достойный награды, весьма старательный, готовый помочь.
  • Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
    Например: два карандаша, второй из претендентов.
  • Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
    Например: кто-то из учеников, нечто новое.
  • Наречные
    Например: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Например: новая квартира, седоволосый человек.

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Например: весёлые прогулки по набережной, отдыхать зимой в горах.

Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.


Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

1. Синтаксически свободные
Например: высокий дом.

2. Синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Например: три сестры, анютины глазки.


Алгоритм определения вида синтаксической связи слов

1. При образовании нужного словосочетания определить как связаны между собой главное или зависимое слово:

  • если оба слова изменяются — это согласование;
  • если одно слово управляет другим в каком-либо падеже — это управление;
  • ели слова связаны только по смыслу и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания — это примыкание.

 

2. Проанализируйте зависимые слова в словосочетании:

  • если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное — это согласование;
  • если зависимым словом является  существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, — это управление;
  • если зависимым словом является деепричестие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного — это примыкание.

Урок «Словосочетание. Виды связи слов словосочетании»

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

8 класс

Конспект урока по русскому языку, 8 «А» класс
Тема урока: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании»
Цели урока: повторить изученное о словосочетании, систематизировать знания, создав опорную памятку о словосочетании
Средства обучения: раздаточные листы с заданиями, презентация.

Этап урока

Структура учебного материала

Деятельность учащихся

Использование ПК и других форм наглядности

Введение в тему занятия

Ребята, скажите, как называется наука, изучающая строй связной речи?

Какие единицы синтаксиса вы можете назвать?

Мы с вами уже познакомились со словосочетанием, и вот исходя из уже имеющихся знаний, предлагаю вам сделать следующее:

Синтаксис.

Словосочетание, предложение, текст.

Проблемное задание

Взгляните на доску, на ней вы видите ответы на вопросы одного из учеников 8 класса.

На доске запись: «Словосочетание – это соединение слов, которое служит для составления предложения.

Любые слова, соединенные вместе являются словосочетанием. Например: сложная задача, в течение часа, солнце светит, наскоро одеться.

Соединяются слова с помощью интонации.

Словосочетания бывают подчинительные. У подчинительных словосочетаний выделяют следующие виды связи: согласование, управление, примыкание. Например: сложная задача – управление; в течение часа – примыкание, солнце светит – согласование, наскоро одеться – примыкание».

Как вы думаете, какую оценку получил ученик? Почему? (вывести на понимание того, что такая ситуация складывается, когда нет четкого видения основных показателей словосочетания).

Каким образом можно систематизировать знания по вопросу? ( при помощи таблицы, схемы, памятки). Какой способ более приемлем в данном случае? (памятка, т.к. действуя по ее пунктам можно определить основные показатели).

Предлагаю тогда определиться, какие пункты должны быть в нашей памятке.

(сначала учащиеся работают самостоятельно в парах, затем обсуждаются варианты, приходим к общему мнению, записываем на доске.) Записываем на специальных бланках, заранее подготовленных для учеников.

После обсуждения и определения «рабочей версии»: а как вы считаете, любое ли словосочетание можно проанализировать по данным показателям? (определение проблемного вопроса)

Далее ведется работа по группам. Каждой группе дается задание, учащиеся его выполняют, затем отвечают по заданиям, остальные группы внимательно слушаю и фиксируют в памятке пункты.

Ученик при ответе на вопросы перепутал многие понятие, не дописал нужную информацию.

1. Определение словосочетания как единицы синтаксиса.

2. Не является словосочетанием.

3. Грамматическая связь слов в словосочетании.

4. Деление словосочетаний.

5. Виды подчинительной связи.

Слайд с ответом ученика

Слайд с пунктами памятки.

Работа по первому пункту памятки. Определение словосочетания. 1 группа

Определение слвосочетания

Задание.

Дано слово «словосочетание» и рядом даны характеристики. «слова», «два и более слова», «два и более самостоятельных слова», «по смыслу», «грамматически», «по смыслу и грамматически», «единица синтаксиса», «единица стилистики», «единица морфологии».

Выберете верные характеристики и запишите в памятке определение словосочетания.

Сравнение с определением на слайде.

Работа с характеристиками, запись в памятку.

Слайд с определением.

Работа по второму пункту памятки. Не является словосочетанием. 2 группа

Не является словосочетанием

Задание.

Так как словосочетание – это соединение самостоятельных слов, то необходимо помнить, что есть такие сочетания, которые не будут являться словосочетанием.

Запишите следующие пары слов, распределяя их по колонкам

Словосочетание – не является словосочетанием.

Широкая улица, идет дождь, в течение года, буду учиться, пойти в магазин, самый хороший, засучив рукава.

Сделайте вывод, по какому признаку определяли слова во второй столбик? Запишите в памятку.

(фиксируем в памятку)

Не является словосочетанием:

1. Грамматическая основа

2. Существительное с предлогом

3. Сложные формы будущего времени

4. Сравнительная степень

5. Фразеологизмы

Слайд «Не является словосочетанием)

Работа по третьему пункту памятки. Грамматическая связь слов. 3 группа

Грамматическая связь слов

Задание:

Слова в словосочетании связываются между собой грамматически. Наш незадачливый ученик написал, что слова «Соединяются слова с помощью интонации».

Верно ли это утверждение?

В словосочетаниях выделите средства связи и зафиксируйте в памятке примеры и средства связи слов в словосочетании.

Широкая улица, спросить ученика, гулять по набережной, шагать быстро.

Не совсем, интонация присутствует в связи слов, но кроме этого слова связываются с помощью предлогов и окончаний.

Работа по четвертому пункту памятки. Сочинительные и подчинительные словосочетания. 4 группа.

Сочинительные, подчинительные словосочетания

Задание:

Какое деление словосочетаний на группы существует?

Не рыба, а мясо, не приятель, а враг, красный и синий (подчинение)

Зашла с подругой, идти быстро, интересный рассказ (сочинение)

Есть ли здесь ошибка? В чем она заключается? Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему?

Запишите в памятку определения и приведите свои примеры словосочетаний, верно отнеся их к сочинению и подчинению.

Сверяемся по слайду на доске.

О делении словосочетаний на подчинительные и сочинительные.

Сочинение – это такой вид связи в словосочетании, при котором соединяются два равноправных слова.

Подчинение – это такой вид подчинительной связи, при котором есть главное и зависимое слово.

Слайд с определение сочинительной и подчинительной связи.

Работа по пятому пункту памятки. Виды подчинительной связи в словосочетании. 5 группа.

Виды подчинительной связи

Задание:

Перед вами три колонки со словосочетаниями. На основании каких общих признаков они объединены?

Сильный шум

Идти на компромисс

Спешил уйти

Первый урок

Передать другу

Пройти вперед

Отчаянный поступок

Встретить его

Его костюм

А как определить вид связи? Запишите в памятку в виде схемы.

(сравнение со слайдом доски).

Скажите, а почему словосочетание с местоимением его в роли зависимого слова относится к двум разным видам связи слов в словосочетании?

(в данных примерах это разные местоимения – личное и притяжательное)

Подберите свои примеры словосочетаний, характеризующих различные виды связи.

В первой колонке – с/с со связью согласование, во второй – управление, в третьей – примыкание.

(самостоятельная работа в памятке)

По зависимому слову.

Если зависимое слово прилагательное, причастие, местоимение, и они изменяются вместе с главным в роде, числе и падеже, то это согласование.

Если зависимое слово — существительное, местоимение, и оно стоит в определенном падеже при главном слове, то это управление.

Если зависимое слово – наречие, деепричастие, инфинитив, и оно связано с главным интонационно – примыкание.

Слайд с типами связи

Вывод

Вернемся к проблеме занятия. Можно ли проанализировать, опираясь на эту памятку сочетания слов?

Если останется время, то дать по два словосочетания на каждого для анализа, если нет, то предложить работу на дом.

Ответы учащихся (коллективная работа)

Выводится задание на слайд.

Самооценка деятельности

Самооценка деятельности — было понятно, нет, где возникали проблемы.

Все ли я понял

Да/нет

Было трудно

Да/нет

Было интересно

Да/нет

Теперь я могу

Работа на листах самооценки.

Домашнее задание

Дифференцированное задание на основе самооценки.

Ребята, скажите, каким образом можно закрепить изученный сегодня материал?

На основе самооценки вы можете выбрать одно задание из нескольких предложенных.

Поработайте с сочетаниями слов, определите словосочетания и дайте их характеристику, опираясь на записи в памятке.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились

2. составить 5-6 тестовых заданий по теме «Словосочетание», опираясь на пункты памятки.

Выполнить д/з

Ведется запись в дневниках

Слайд с домашней работой на экране

Универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель и проблему рока.

3. соотносить цели и результаты своей деятельности.

Познавательные УУД

1. Осуществлять отбор и систематизацию материала.

2. Владеть технологией продуктивного чтения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (образец, схема, таблица), соотносить её (схему, таблицу, образец).

4. Осуществлять коррекцию своей деятельности.

5. Анализировать, группировать, обобщать.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять взаимодействие в парах.

2. Умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Определение словосочетания — презентация онлайн

1. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

• Что называется словосочетанием?
Запишите всё, что вы знаете о
словосочетании.

3. Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным,
другое – зависимым.
От главного слова к зависимому задается вопрос.
вопрос
главное слово
зависимое
3

4. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

• Выберите только словосочетания из
предложенных сочетаний слов.
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа,
часы приёма, виртуозно играть, спустя
рукава.
• Почему не все сочетания слов являются
словосочетанием?
Словосочетаниями не являются :
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть
речи
Фразеологический оборот
5

6. Групповая работа

• Запишите словосочетания, объединив их в
блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться,
предл..жить помощь, к..сательная линия,
тв..рящий художник, с..деть прямо,
слушать вн..мательно, выб..рать подарок,
обж..гающий жар.

7. РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

• По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить
помощь, сидеть прямо, слушать внимательно,
выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий
жар.
• По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий
жар
Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать
внимательно
Типы связей слов в словосочетании
Согласование
Главное слово и зависимое стоят в одинаковых
грамматических формах ( род, число, падеж)
Это словосочетание типа «деревянный дом»
Предмет + его признак
Управление
От главного слова к зависимому
задается вопрос косвенного падежа
Дом из дерева, дорога к дому
Примыкание
Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу.
В роли зависимого слова чаще всего употребляются
неизменяемые части речи или формы слов:
деепричастие, наречие, инфинитив глагола,
простая сравнительная степень прилагательного,
Быстро бежать, очень красивый
8

9. АЛГОРИТМ

• Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос
к зависимому.
• Определить часть речи зависимого слова.
• Изменяется ли зависимое слово?
• Если нет – примыкание.
• Если да – изменить главное слово.
• Изменяется зависимое слово?
• Если да – согласование.
• Если нет – управление.

10. Результат работы

• Примыкание: Слегка прикоснуться,
сидеть прямо, слушать внимательно
• Согласование: Касательная линия,
творящий художник, обжигающий жар
• Управление: Читать книгу,
предложить помощь, выбирать подарок

11. Потренируемся …

• Определите тип связи в словосочетании
СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
• Должно быть, у каждого человека
случается своё счастливое время
открытий.

12. Потренируемся …

• Определите тип связи в словосочетании
В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
• Особое замечательное свойство
внимания, что оно подчинено воле, что
им можно управлять, им можно
пользоваться в делах добра, равно как и
зла.

13. Потренируемся …

• Укажите вид подчинительной связи в
словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ
СЕРДЕЧНО из предложения:
• Но пройдёт боль, и человек опять
почувствует не только филологически,
но сердечно, какое очарование живёт в
красоте речи.

14. Потренируемся …

• Из предложения выпишите
подчинительное словосочетание со
связью СОГЛАСОВАНИЕ.
• Я осторожно повёл её домой и подумал:
как бы я был счастлив, если бы у меня
была такая мама!

15. Потренируемся …

• Из предложения выпишите
подчинительное словосочетание со
связью ПРИМЫКАНИЕ.
• Медленно опускаться на парашюте.

16. Потренируемся …

• Из предложения выпишите
словосочетание, в котором использована
связь УПРАВЛЕНИЕ.
• Для России такой путь заказан.

17. РЕФЛЕКСИЯ


Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял
задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал,
что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для
жизни…
• Мне захотелось…

18. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Упражнения по теме «Словосочетание»

Все упражнения выполняются письменно. 

СЛ1. Что называют словосочетанием? Каковы признаки словосочетания?

СЛ2. Какие словосочетания называют простыми, а какие – сложными? Приведите по одному примеру.

СЛ3. Какие соединения слов не являются словосочетаниями? Приведите собственные примеры на каждый случай. 

СЛ4. Запишите в левый столбик словосочетания, а в правый – соединения слов, не являющиеся словосочетанием:

Соединения слов, являющиеся словосочетаниями Соединения слов, не являющиеся словосочетаниями
   

а) умный и обаятельный;

б) большой письменный стол;

в) читаю книгу;

г) Маша, Петя и Лена;

д) легко и свободно бежать по лесной тропинке ранним летним утром;

е) мы учимся;

ж) наступила весна;

з) Новый год;

и) несмотря на дождь;

к) не смотря под ноги.

 

В словосочетании всегда можно задать вопрос от главного слова к зависимому. Поэтому существует три типа подчинительной связи в словосочетании.

СОГЛАСОВАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово подчиняется главному в роде, числе и падеже.

Если меняется грамматическая форма главного слова, то автоматически меняется и грамматическая форма зависимого: уютный дом, уютным домом, об уютном доме; замечательная картина, замечательную картину, о замечательной картине; твоя сестра, твоей сестры, с твоей сестрой.

УПРАВЛЕНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово приобретает форму косвенного падежа. При этом выбор падежа «диктуется» главным словом: читаю книгу, интересуюсь книгой, думаю о книге; совещание учителей, восхищение учителями, мысль об учителях.

ПРИМЫКАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и (или) интонационно. Грамматического изменения при этом не происходит: иду быстро, очень хороший, сделать лучше.

 

СЛ5. Выпишите из текста все возможные простые словосочетания (переписывать предложения не нужно). Выделите в каждом словосочетании главное слово, обозначив его знаком (х). Укажите тип синтаксической связи.

Образец: Ваня и Лена неторопливо подошли к находившейся неподалёку от родительского дома школе .

Неторопливо подошли (Х) — примыкание.

Подошли (Х) к школе — управление.

Находившейся школе (Х) — согласование. 

Находившейся (Х) неподалёку — примыкание.

Неподалёку (Х) от дома — управление.

От родительского дома (Х) — согласование. 

Петька и Мишка устало плелись по пустынному, усеянному галькой берегу. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по лёгким волнам, которые набегали на берег. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

 

СЛ6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите в столбик все возможные простые словосочетания, укажите тип синтаксической связи.

(1) Городок наш Арзамас был тихий пров..нциальный весь в садах огороже..ых ветхими пок..сивш..мися заборами.

(2) Сады пр..мыкая один к другому образовывали (в)доль улиц сплош.. зелё..ые ма(с,сс)ивы (не)угомо..о зв..невшие пересвистами с..ниц и щеглов сн..гирей и м..линовок.

(3) Что(бы) мать отпустила на улицу Васька (не)давно заболевший простудой выпил воды и тихонько запел пес..ню которую слышал летом от пр..езжих комсомольцев.

(Из произведений Аркадия Гайдара «Школа» и «Дальние страны»)

 

СЛ7.  Выпишите только словосочетания, укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. В каких пунктах даны сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями?

 

А) быстро бежать

Б) осенние вечера

В) долго рассказывает

Г) странный и непонятный

Д) двое саней

Е) остался с носом

Ж) очень уютно

З) будем работать

И) недалеко от берега

К) несмотря на неприятности

Л) движущиеся силуэты

М) пойти за покупками

Н) играя с мячом

О) зайду завтра

П) пусть выбирает

Р) самое важное

 

СЛ8. Запишите словосочетания в столбик, укажите главное слово и тип подчинительной связи. Там, где это возможно, перестройте словосочетание таким образом, чтобы изменился тип подчинительной связи.

Московские улицы, фильм для детей, весенние цветы, украшения из золота, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противовоспалительное средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

 

СЛ9. Выпишите 10 словосочетаний с разными типами подчинительной связи, укажите главное слово.

В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи.

(И.С. Тургенев)

 

СЛ10. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Образец: Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением.

Тормозить, движение; пре­пятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; надеяться, (вопреки) обстоятельства; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; бес­покоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспеч­ность; бранить, беспечность; прибыть, (согласно) расписание.

СЛ11. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению. Укажите тип подчинительной связи.

Образец: Сестрин платок (согласование) — платок сестры (управление).

Дом с десятью этажами, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, трёхъярусный гараж, информационный отдел, фруктовый нож.

 

СЛ12. Выпишите по два словосочетания с каждым типом подчинительной связи. Обозначьте главное слово, укажите части речи.

Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не знал грамоты, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. 

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину. (Д.И. Фонвизин)

 

Урок № 8 Связь слов в словосочетании. Повторение и закрепление | Поурочные планы по Русскому языку 11 класс с казахским языком обучения

Урок № 8 Связь слов в словосочетании. Повторение и закрепление