Как отличить союзное слово от союза – Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему: Отличие союзов от союзных слов ( 7 класс)

Как отличить союз от союзного слова: признаки, особенности

Союз и союзное слово вроде бы и похожи, но отличаются друг от друга. Давайте поговорим, в чем заключаются эти различия.

Когда мы общаемся, то для качественного выражения своих мыслей нам не хватит пары слов, и потому мы используем сложные предложения. Для создания связей используются союзы или союзные слова, которые помогают разобраться, как одна часть предложения связана с другой. Кроме того, они могут обозначить место, время, связь, условия и так далее. Как раз передача всех этих значений и соединение основных частей возлагается на служебные части речи — союзы и союзные слова. Но что это такое и как их отличить? Давайте разберемся.

Что такое союз?

СоюзыСоюзыСоюзы

Союз представляет собой служебную часть речи и его постоянно можно встретить в предложениях:

  • Он позволяет соединять разные выражения, которые отвечают на единый вопрос
    Создает из нескольких простых высказываний одно
  • Образует сложные предложения путем соединения простых. Они должны быть зависимы друг от друга, а союзом обозначается их единство
  • Союзы встречаются разных типов. Так, сочинительные используются для однородных слов и соединяют несколько простеньких предложений. Они обозначают последовательные действия, факты и так далее. Кроме соединения, они бывают противительными и разделительными. В сложносочиненных предложениях любую из частей можно использовать отдельно.
  • Более того, каждая из рассматриваемых частей речи может использоваться в качестве средства связи, но при этом в сложноподчиненных предложениях все части зависят друг от друга и они не могут употребляться отдельно. Посредством союзов можно определить характер связи.
  • Такие союзы могут выражать, место и время, причины, цели, условия и так далее.
  • Еще важно отметить, что союзы не являются членами предложения, они только связывают все его части. Они не могут быть заменены знаменательными словами. Если союз состоит из одного слова, то он простой, а если их нескольких, то составной.

Что такое союзные слова?

Союзные словаСоюзные словаСоюзные слова

Под союзными словами, как правило, скрываются наречия или относительные местоимения. Они тоже позволяют создавать разные виды связей в предложениях. В отличие от союзов, они могут являться членами предложения, потому что они не зависят от других слов. К тому же, они заменяемы и для этого используются знаменательные слова.

Чем отличается союз и союзное слово: признаки

Союзы и союзные слова похожи только лишь потому, что оба могут соединять части сложноподчиненных предложений. Кроме того, одни и те же слова могут быть обеими частями речи. Различить их несложно:

Отличие союзов и союзных словОтличие союзов и союзных словОтличие союзов и союзных слов

Союзы никогда не являются членами предложения, а союзное слово может иметь его признаки. Для определения достаточно задать вопрос. Если это можно сделать, значит перед вами явно не союз.

  • Интонационно союзы при чтении никак не окрашиваются, то есть внимание на них не заостряется.
  • Союз нельзя применять с частицами, в то время как союзные слова позволяют это делать.
  • Распознать союз или союзное слово перед вами можно с помощью удаления их из предложения. Если смысл теряется, значит вы убрали союз.
  • Союз можно заменить на другой, но схожий по значению.

Научиться отличать две этих части речи важно, чтобы передать всю выразительность высказывания. Ведь произношение должно быть правильным по интонации. Логическое ударение позволяет выделять речевые единицы, являющиеся смысловым центром.

Видео: Русский 9. Союзы и союзные слова. Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Оцените статью

heaclub.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему: Отличие союзов от союзных слов ( 7 класс)

Союзы

Союзные слова

  1. Не являются членом предложения: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является).

1. Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).

  1. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, сравните: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину.  – Он сказал: сестра не вернется к ужину.

2.Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через улицу.

  1. На союз не может падать логическое ударение.

3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, ЧТО именно он будет делать завтра.

  1. После союза нельзя поставить частицы же, именно.

4.На союзное слово можно поставить частицы же, именно, сравните: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно будет делать завтра.

  1. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

5.Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, сравните: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.

Союзы

Союзные слова

  1. Не являются членом предложения: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является).

1. Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).

  1. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, сравните: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину.  – Он сказал: сестра не вернется к ужину.

2.Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через улицу.

  1. На союз не может падать логическое ударение.

3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, ЧТО именно он будет делать завтра.

  1. После союза нельзя поставить частицы же, именно.

4.На союзное слово можно поставить частицы же, именно, сравните: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно будет делать завтра.

  1. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

5.Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, сравните: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.

nsportal.ru

Союзы и союзные слова: в чем разница?

Союзы и союзные слова служат для связи частей сложного предложения. Но, несмотря на единство выполняемой функции, различить их порой достаточно сложно, хотя это и касается всего четырех слов что, чем, когда, как. В этой статье мы рассмотрим некоторые «хитрости» при разграничении союзов (С) и союзных слов (СС), а также прокомментируем их с опорой на примеры.

1.  С не является членом предложения, СС – напротив, является. Сравним: Я сказал, что приду в пять // Я сказал, что нужно сделать для достижения победы. В первом предложении к С что мы не можем поставить вопрос, во втором предложении к СС что вопрос может быть подобран. Первое время, вероятно, будет сложно ставить вопрос в неочевидных ситуациях, поэтому можно прибегнуть к такой хитрости: заменить СС, например, существительным по смыслу (заодно и определим падеж нашего СС): Я сказал, что нужно сделать для достижения победы → для достижения победы нужно делать (что?) первые шаги, усилия и др.

2.  Т.к. С незнаменательная часть речи и, следовательно, не является членом предложения, его можно безболезненно «опустить» – смысл предложения от этого ничуть не изменится, СПП превратится в БСП: Я предположил,что она настаивает на новой встрече

→ Я предположил: она настаивает на новой встрече. Этот метод разграничения С и СС является одним из самых простых, но эффективных.

СС – это местоимения и местоименные наречия, значит, знаменательные части речи. Они не могут быть, подобно С, «выброшены» из предложения, т.к. смысл сказанного исказится: Мария Ивановна не смогла угадать, как Ангелина отреагирует на сказанное → Мария Ивановна не смогла угадать: Ангелина отреагирует на сказанное. Как видим, предложение теряет смысл, ведь мы подразумеваем силу эмоциональной реакции (отреагирует бурно, спокойной др. в соответствии с методом 1), что не отражается в модифицированном варианте.

3. Опираясь на данные двух предыдущих пунктов, делаем вывод, что логическое ударение падает на СС, а не на С:

Я сказал,что (–) приду в пять.

Я сказал, что (+) нужно сделать для достижения победы.

Этот пункт ориентирован на наиболее подготовленных учеников, т.к. при разграничении интонации мало знаний, нужно и особое – «интонационное» – чутье.

4. Как правило, С и СС присоединяют разныепридаточные части. Так, СС чтоприсоединяет придаточные определительные, а С – придаточные изъяснительные: И почему-то мнена память пришли слова композитора о вечном отблеске, что бросает на нас искусство // Никто не знал кругом,что жизни счёт начнётсяс этой ночи.  В первом случае отблеске (каком?) …, во втором случае не знал (чего?)…. Соответственно СС и С.

NB! Метод № 4 не должен быть единственным, т.к. он не универсален. Сравните: Он сказал, что будет завтра // Он сказал, что будет завтра.  В обоих предложениях придаточные изъяснительные, но во втором предложении кто-то сообщает о наступлении завтра, т.е. завтрашнего дня, а в первом – о наступлении чего-то, и это что-то наступит именно завтра, т.е. в день, следующий за сегодняшним.

Кроме того, часто различают С и СС по указательным словам, которые располагаются в главной части предложения, но этот метод также не является универсальным.

Надеемся, что опираясь на сведения, изложенные в статье, Вы с легкостью сможете отличить союз от союзного слова даже в самом сложном случае.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

союзное слово что и союз что, в чем разница?

Союз не является членом предложения, и его можно заменить синонимичным союзом. А союзное слово является членом предложения.

союзные слова выступают в роли членов предложения, а союзы нет. он сделал это лучше, чем коля. (чем-союз) я знаю чем заменить эту картонку.

Союзное слово может быть членом предложения, а союз — нет. При помощи союзного слова не в сложноподчиненном предложении можно задать вопрос (т. . это либо относительные, либо вопросительные местоимения) Например: Я был у друга, КОТОРОМУ отдал книгу. КОТОРОМУ- союзное слово. 1.Можно задать вопрос отдал (какому?) которому, 2. оно является членом предложения — непрямое дополнение, А для себя (чтоб наверняка! ) С ПОМОЩЬЮ СЛОВА «КОТОРЫЙ» МОЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОС!

Союзные слова — это относительные местоимения или наречия (который, чей, что, кто, где и т. д.) , связывающие придаточную часть с главной, они в отличие от созов являются членами предложения и при произношении на них падает логическоеударение. Мы думали, что он приедет завтра. Что — сою, служит только дя связпредложений, членом предложения не является. Мы долго думали, что мы будем делать завтра. Что — союзное слово, является дополнением, н него падает логическое ударение, за ним стит какой-то смысл, содержание (что делать? — гулять, читать).

что можно заменить союзом что

touch.otvet.mail.ru

Журнал — Интернет-журнал «Филолог» — 1577823351

Главная > Выпуск № 26 > Союз или союзное слово?

 Наталья Медведева

Лариса Фоминых

 

Союз или союзное слово?

 

Natalya Medvedeva

Larisa Fominykh

 

Conjunction or connective word?

 

    The methods of differentiation between connective words and conjunctions which connect a subordinate clause in the complex sentence are analyzed in the article. Different methods of replacement of such words to determine their syntax role taking into account the type of subordinate clause are suggested; the materials for practice are given.

 

Разграничение понятий союз – союзное слово вызывает немалые трудности при обучении русскому языку. Причина затруднений заключается в том, что различия эти опираются на целый ряд грамматических понятий. Прежде всего необходимо знание тех местоимений, которые способны замещать знаменательные слова – члены предложения – и одновременно выступать средствами связи частей сложноподчиненного предложения. Однако школьники слабо усваивают разряды местоимений (в частности – относительные местоимения), что затем отрицательно сказывается при изучении синтаксиса сложного предложения. Имеется также группа наречий, которые тоже являются союзными словами в сложноподчиненных конструкциях, однако об этой их особенности в школьных учебниках не говорится. Наконец, знакомство с темой «Союз» происходит в конце изучения раздела «Морфология», поэтому на отработку новых понятий и приемы их разграничения обычно не хватает времени. Простой перечень подчинительных союзов не гарантирует от смешения их с союзными словами.

 

Существующие школьные учебники знакомят учащихся с признаками отличия союзов и союзных слов только в 9 классе при изучении сложноподчиненных предложений, когда речь идет о средствах связи главного и придаточного, однако без связи с морфологией и без организации системной пропедевтической работы в предшествующих классах трудно научить девятиклассников разграничивать эти явления.

 

Первая морфологическая тема, которая непосредственно связана с формированием понятия «союзное слово», – это относительные местоимения.

 

В традиционном учебнике для 6 класса под редакцией Н.М.Шанского [6] в эту группу включены слова, заменяющие имена существительные, прилагательные и числительные: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько. Те же сведения даются и в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Отличие только в том, что здесь вопросительные и относительные местоимения объединены в один разряд – вопросительно-относительные[5]. В УМК В.В.Бабайцевой [1] к местоимениям отнесена группа местоимений-наречий: где, когда, куда, так, там, потому и др. Таким образом, здесь круг относительных местоимений расширен. Основания для этого имеются: перечисленные наречия не имеют конкретного лексического значения, а обладают лишь указательной функцией. Во всех названных пособиях выделен главный признак относительных местоимений – быть средством связи простых предложений в составе сложноподчиненных и одновременно выступать в роли членов предложения.

 

Приемы узнавания союзных слов

 

Первый прием: синтаксический анализ придаточных предложений и прием восстановления (обычно из главного предложения) того знаменательного слова, которое в придаточном заменено относительным местоимением или наречием. Если такое восстановление возможно, перед нами союзное слово. Опустить его нельзя, так как нарушится смысл всего предложения. Примеры:

 

1. Где-то вверху было окошко, через которое лился солнечный свет. Свет лился откуда? – через которое, т.е. заменяются слова через окошко; это обстоятельство, следовательно, перед нами – относительное местоимение, выступающее в роли союзного слова. Дополнительный признак союзного слова – наличие перед ним предлога.

2.Мне приказано показать вам все, что вы захотите. Захотите что? – восстанавливаем слово все из главного предложения; это дополнение, а что – относительное местоимение; следовательно, что – союзное слово.

3.Я возвратился оттуда, откуда редко кому удается выбраться. Выбраться откуда? – оттуда, это обстоятельство, значит, союзное слово.

4.Вдруг перед нами появился старичок, что работал тут сторожем. Работал кто? – старичок, слово что замещает подлежащее; это относительное местоимение – союзное слово.

5. И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее – слава Богу – того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной. (А.Пушкин) Вздыхать по ком? – по Онегину (это ясно из контекста), следовательно, по ком – дополнение, выраженное относительным местоимением; это союзное слово.

 

Второй прием: в придаточной части заменить связующее слово указательным местоимением или наречием:

1.Припомни, что сказал сатирик. (А.Пушкин) – Сатирик это сказал.

2.Я был слишком наивен в ту пору, за что судьба наказала меня. (А.Пушкин) – Судьба наказала за это.

3.Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса. (Ф.Тютчев) – Жизнь многому нас учила.

4.Куда ни обращаю взор, везде синеет мрачный бор. (А.Фет) – Всюду синеет мрачный бор.

 

Третий прием: если придаточную часть можно превратить в самостоятельное вопросительное предложение, тогда средство связи в сложном предложении – союзное слово. Как правило, это конструкции с косвенным вопросом. Примеры:

1.Всем стало интересно, что же там, за оградой, происходило. – Что же там, за оградой, происходило?

2.Объясни, чего ты хочешь от меня. – Чего ты хочешь от меня?

3.Скажи мне кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? (А.Пушкин) – Что сбудется в жизни со мною?

4.Скажите, где конь мой ретивый? (А.Пушкин) – Где конь мой ретивый?

 

Четвертый прием – опора на интонацию: на союзное слово часто падает логическое ударение, например:

1.Я знаю, что нынче лежит на весах и что совершается ныне. (А.Ахматова) (Выделенные логическим ударением слова являются членами предложения – подлежащими: лежит и совершается нечто важное)

2.Нередко при общении с малознакомым человеком мы не знаем, как к нему обратиться (т.е. с помощью каких слов).

3.Ты лучше уточни, когда же нам встречать поезд (т.е. в какое время).

4.Вы даже не представляете, что вы для меня сделали! (сделали что-то важное).

 

Приемы узнавания союзов

 

1.Союз можно опустить, предложение при этом станет бессоюзным, и смысл его в основном не изменится:

 

1. Мать нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер. (А.Гайдар)

2. Как только наступает утро, базарная площадь наполняется людьми.

3. Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф.Достоевский)

4. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

 

2.Союз можно заменить другим, синонимичным, союзом:

 

1.Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса. – …что не слыхал моего вопроса.

2.Он пришел, несмотря на то что его не приглашали. – … хотя его не приглашали.

3.В лесу особенно чувствовался приход весны, оттого что клейкие листочки изливали приятный аромат. – … потому что клейкие листочки изливали приятный аромат.

4.Град так резко забарабанил по крыше, точно кто-то горох сыпал. – … будто кто-то горох сыпал.

 

3.Проанализировать структуру языковой единицы:

 

Союзы могут быть простыми:

1. Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Посл.)

2. Если бы не было вас на земле, я бы умчал на другую планету. (А.Решетов)

 

Союзы могут быть составными:

1.Разговор его похож на то, как будто кто-нибудь скребет по стеклу.

2.Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы. (К.Паустовский)

3.Перед тем как двинуться снова в путь, Алексей вырезал из можжевельника палки. (Б.Полевой)

4.Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я вел нечто вроде дневника. (В.Каверин)

 

Союзы и союзные слова

(Сопоставительная таблица)

 

союз

союзное слово

1) является служебной частью речи

1) является самостоятельной частью речи (относительным местоимением или наречием)

2) не является членом предложения

2)отвечает на вопрос и является членом предложения

3) обычно может быть заменен синонимичным союзом

3) может быть заменен эквивалентом слова из главной части

4) может быть опущен

4) не может быть опущен

5) может быть составным

5) выражено одним словом (иногда с предлогом)

6) не имеет логического ударения

6) может иметь логическое ударение

 

Придаточные предложения разных видов могут присоединяться к главному как союзами, так и союзными словами

 

1. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзами
Вид придаточного
ибо, так как, потому что, оттого что, по причине (вследствие, ввиду) того что, благодаря тому что и др.

Он чувствовал глубокое смущение оттого, что вынужден был молчать о дуэли. (К.Паустовский)

Учись на чужих ошибках, ибо у тебя не хватит времени совершить все ошибки самому. (Афоризм)

чтобы, для того чтобы, с той целью, чтобы, затем чтобы и др. Открою чистую тетрадь для музыки стихотворенья, чтоб думы черные прогнать. (А.Володеев)
если, кабы, раз, как скоро, когда (=если), коли Ничего не сделано, если осталось что-нибудь недоделано. (Посл.)
Вода Байкала прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух. (А.Чехов)
как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем  (тем) и др. Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце. (А.Пушкин) Чем больше человек дает людям и меньше себе требует, тем он лучше. (М.Горький)
2. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзными словами
Вид придаточного союзные слова
где, куда, откуда Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. (Афоризм)
2. Присоединительные что, отчего, зачем, почему и др. Ему надо было кое-что в городе, зачем он и приехал. (А.Пушкин)
3. Придаточные предложения, которые присоединяются союзами и  союзными словами
Вид придаточного союзы и союзные слова
а) Определительные;

 

 

 

 

 

 

 

 

б)Местоименно- определительные
союзные слова: который, какой, чей, где, что, куда и др.

 

 

 

союзы (редко): что, чтобы, словно и др.

 

 

союзные слова: кто, что, кому
Я думал о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. (А.Пушкин) Вот луг, где сладкий запах меда смешался с запахом болот. (Н.Гумилев)

 

Прием был такой, что больше мне приходить сюда не хотелось.

 

 

Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось. (С.Есенин)
2. Изъяснительные

 

 

 

 

 

союзные слова: что, где, каков, куда, когда, чей и др.

 

союзы: что, чтобы, будто бы, словно, ли  и др.

 

Пойду искать по белу свету, где оскорбленному есть чувству уголок. (А.Грибоедов)

 

Всего трудней постичь, что не единым хлебом жив человек. (А.Володеев)

 

3.Образа действия и степени союзные слова: как, насколько, сколько, поскольку;

 

союзы: что, чем, чтобы, будто, словно и др.
Дядюшка пел так, как поет простой народ. (Л.Толстой)

 

 

Эпитет Пушкина так отчетлив и смел, что иногда один заменяет целое описание. (Н.Гоголь)
союзное слово: когда (только при наличии в главном предложении слова тогда);

 

союзы: пока, когда, едва, чуть, в то время как, по мере того как и др.
Шкаф открывали тогда, когда надо было достать кондуит. (Л.Кассиль)

 

 

Как только стало темнеть, мы двинулись в путь. (А. Алексин) Не заводи седла, пока коня нет. (Пословица)
5. Уступительные союзные слова:  как, где, что, куда и др., если сочетаются с усилительной частицей ни;

 

союзы: хотя, пускай, несмотря на то что
Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России. (К.Паустовский)

 

 

 

Хоть ты и в новой коже, но сердце у тебя все то же. (И.Крылов)

 

Задание 1. Укажите номера предложений, в которых придаточные присоединяются к главному союзными словами.

1.Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень. 2.Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же. 3.Пока луна над нами не взошла и в светлый сумрак тьмы не обратила, взойдем в Мадрит. 4. Я не то, что вы предполагаете. 5. Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал. 6. Хоть он глядел нельзя прилежней, но следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести. 7. Она его не замечает, как он ни бейся. 8. Впервые свои покои запертые, где зимовал он, как сурок, двойные окна, камелек он ясным утром оставляет. 9.Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. 10. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту (над которой я так жестоко пошутил)… (А.Пушкин)

 

Задание 2. Укажите номера предложений, в которых придаточные присоединяются к главному союзами.

1. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 2. Один среди своих владений, чтоб только время проводить, сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить. 3. Он так привык теряться в этом, что чуть с ума не своротил или не сделался поэтом. 4. Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо. 5. Едва редела ночи мгла, Людмила к водопаду шла умыться хладною струей. 6. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью. (А.Пушкин) 7. Ноги ведут туда, куда хочет голова. 8. Свари слово во рту, прежде чем его выпустить. 9. Как аукнется, так и откликнется. 10. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. (Пословицы)

 

Ключи. Задание 1: 1, 4, 5, 7, 8. Задание 2: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10.

 

Литература

 

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1993.

2.Вознюк Л.В. Русский язык: синтаксис. Пособие для учащихся/ Л.В.Вознюк. – Тернополь: Навчальна книга – Богдан, 2006.

3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2000.

4.Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений для 6-7 кл. для общеобразоват. учеб. заведений/ Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др.; Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. ред. В.В.Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993.

5.Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

6.Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010.

7.Сабаткоев Р.Б. Русский язык: 9 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения /Р.Б.Сабаткоев. – СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

 

К 200-летию
И. С. Тургенева
Архив «Филолога»: Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)

philolog.pspu.ru

Как различаются союзы и союзные слова?

союзные слова, в отличие от союзов, могут быть членами предложения. Кто, что, который, какой, чей, сколько, когда, почему…

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз) не пойду сегодня в школу. ( можно без утери смысла убрать союз) Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке. (смысл при удалении союзного слова теряется.

союзное слово отвечает на вопрос, на него падает логическое ударение, является членом предложения, его нельзя выбросить из предложения без изменения смысла только союзы: потому что, так как, если, хотя и т. д. только союзные слова: который, какой, где, куда и т. д. могут быть и союзом, и союзным словом 3 слова: что, как, когда-нужно различать

Союзные слова: который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда. «Что», «как» и «когда» могут быть как союзами, так и союзными словами. Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно помнить: 1.В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет. 2.Союз можно заменить только союзом, о союзное слово -только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное: «Вспомни песни, что пел соловей». Слово «что» — союзное слово, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом «которые».

Союзные слова: который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда. «Что», «как» и «когда» могут быть как союзами, так и союзными словами. Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно помнить: 1.В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет. 2.Союз можно заменить только союзом, о союзное слово -только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное: «Вспомни песни, что пел соловей».

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *