Решение задач и уравнений (продолжение). Видеоурок. Алгебра 10 Класс
На уроке рассматривается методика решения однородных тригонометрических уравнений второй и первой степени, решаются уравнения с применением данной методики.
Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Уравнения и неравенства»
Тема: Преобразование тригонометрических выражений
Урок: Решение задач и уравнений (продолжение)
На уроке рассматривается методика решения однородных тригонометрических уравнений второй и первой степени, решаются задачи и уравнения с применением данной методики.
Определение: уравнение вида
называется однородным тригонометрическим уравнением второй степени относительно функций синус и косинус.
Пример:
· Разделить обе части уравнения на старшую степень одной из функций, например, , рассмотрев оба случая, т.е. когда и когда
· Решить полученное квадратное уравнение относительно тригонометрической функции.
Решить уравнение:
Решение:
1-й случай.
, т.к.
2-й случай.
Ответ:
Решить уравнение:
Решение: данное уравнение равносильно
Применяя методику решения для полученного однородного уравнения, имеем:
Первая система не имеет решений, вторая дает совокупность двух уравнений
Ответ:
Определение: уравнение вида
называется однородным тригонометрическим уравнением первой степени относительно функций синус и косинус.
Пример:
Решение примера однородного тригонометрического уравнения первой степени выполняется по аналогичной методике.
1)
Решение системы
Рис. 1.
2)
Ответ:
1) Решить уравнение:
Решение:
Ответ:
2) Решить уравнение:
Решение:
Ответ:
3) Решить уравнение:
Решение:
1-й способ.
Объединяя решения (см. рис. 2), получим:
Рис. 2.
Ответ:
2-й способ.
Используя формулы понижения степени, получаем:
Ответ:
На уроке рассматривались решения однородных уравнений.
На следующем уроке продолжается решение задач и уравнений.
Список рекомендованной литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы).-М.: Дрофа, 2002.
8. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
9. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983
Дополнительные веб-ресурсы
1. Интернет-портал Mathematics.ru (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Интернет-портал exponenta.ru (Источник).
Сделай дома
№№ 23.14(а, б), 23.15(a), 23.17(a) (Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.)
interneturok.ru
1. |
Тригонометрическое уравнение вида sinx = a
Сложность: лёгкое |
2 |
2. |
Тригонометрическое уравнение вида cosx = a
Сложность: лёгкое |
2 |
3. |
Тригонометрическое уравнение вида tgx = a
Сложность: лёгкое |
2 |
4. |
Тригонометрическое уравнение вида sin5x = a
Сложность: среднее |
3 |
5. |
Уравнение (разложение на множители, sin, cos)
Сложность: среднее |
3 |
6. |
Уравнение (использование формулы двойного угла)
Сложность: среднее |
4 |
7. |
Уравнение (разложение на множители, sin, tg)
Сложность: сложное |
3 |
8. |
Уравнение (введение новой переменной, sin)
Сложность: сложное |
2 |
9. |
Уравнение (введение новой переменной, tg)
Сложность: среднее |
2 |
10. |
Уравнение (равенство произведения нулю)
Сложность: сложное |
2 |
www.yaklass.ru
«Решение рациональных уравнений». 10-й класс
Основные методы решения уравнений высших степеней — замена переменной и разложение на множители, а также нетрадиционные методы, которые являются наиболее сложными для учащихся.
Определения:
Уравнения вида где называются биквадратными.
Уравнения вида называются возвратными, если его коэффициенты, одинаково удалённые от начала и конца равны между собой.
Уравнения вида где называются симметричными уравнениями третьей степени.
Уравнения вида где называются симметричными уравнениями четвёртой степени.
Уравнение вида называются однородным уравнением степени k относительно u и v, если — однородный многочлен степени k, то есть степень каждого его члена равна одному и тому же числу k.
Однородные уравнения относительно u и v обладают тем свойством, что если разделить всё уравнение на наивысшую степень одной из переменных, например, u (если u=0 не является корнем уравнения), то оно становится уравнением с одной переменной
Теорема. Если целое рациональное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то оно являются делителями свободного члена уравнения.
Теорема. Если уравнение с целыми коэффициентами имеет рациональный корень где - несократимая дробь, то p – делитель свободного члена, а q – делитель старшего члена.
1. Разложение на множители.
Решение уравнений тесно связано с разложением левой части на множители. Полезно вспомнить различные приёмы разложения многочленов на множители:
Вынесение общего множителя за скобки.
Применение формул сокращённого умножения.
Способ группировки.
Применение теоремы Безу.
Из “Сборника задач 8-9” М. Л Галицкого можно предложить задания № 9. 1-9. 3.
2. Замена переменной.
Метод введения новой переменной заключается в том, что для решения уравнения вводят новую переменную (подстановку) и выражают через y, получая новое уравнение
После этого получают совокупность уравнений, из которых находят корни исходного уравнения.
Решим уравнение:
Пусть , тогда
Ответ: -6; -2; -4
3. Биквадратные уравнения.
Для решения уравнение вида где надо сделать подстановку найти корни и квадратного уравнения и решить уравнения и
Решим уравнение:
Пусть тогда
Ответ: -1; 1.
4. Возвратные уравнения.
Уравнения вида можно решить, введя новую переменную
Решим уравнение:
Так как x=0 не является корнем уравнения, то разделим обе части уравнения на x2. Получим:
Пусть тогда
Ответ:
Из “Сборника задач 8-9” М. Л Галицкого можно предложить задания № 9. 25.
5. Симметричные уравнения
В уравнении вида где разделим обе части уравнения на x2, так какx=0 не является корнем уравнения, и сделаем замену
Решим уравнение:
Это уравнение является симметричным уравнением четвёртой степени. Так как x=0 не является корнем уравнения, то разделив обе части на x2 получим:
Пусть тогда:
Ответ: 1;
Из “Сборника задач 8-9” М. Л Галицкого можно предложить задания № 9. 24.
6. Однородные уравнения.
Однородные уравнения обладают тем свойством, что если разделить все члены уравнения на наивысшую степень одной из переменных, то оно превращается в уравнение с одной переменной.
Решим уравнение:
Пусть тогда получим:
Затем,
Ответ: 1.
Из “Сборника задач 8-9” М. Л Галицкого можно предложить задания № 9. 26; № 9. 27.
7. Метод неопределённых коэффициентов.
Довольно часто трудно увидеть требуемую группировку или формулу. Тогда можно сделать попытку реализовать метод разложения — метод неопределённых коэффициентов.
Рассмотрим уравнение четвёртой степени. Многочлен четвёртой степени можно разложить на множители так:
Решим уравнение
Учитывая сделанные выше рассуждения составим систему:
Так как произведение двух целых чисел равно 5, то b=1, d=-5 или b=-1, d= -5. Решением системы является a=-1, b=-1, c=2, d=-5. Тогда данное уравнение можно записать так:
Ответ:
Для успешного изучения материала можно включить следующие уравнения:
Материал этой статьи поможет при подготовке к урокам по данной теме в математических классах или работы математического кружка.
urok.1sept.ru
Тригонометрические уравнения. Алгебра, 10 класс: уроки, тесты, задания.
Вход Вход Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Новости Переменка Отправить отзыв- Предметы
- Алгебра
- 10 класс
-
Арккосинус и решение уравнения cos х = a
-
Арксинус и решение уравнения sin x = a
-
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнения tg x = a, ctg x = a
-
Методы решения тригонометрических уравнений
www.yaklass.ru