Как решать химические уравнения 8 класс – Химические уравнения. Составление уравнений химической реакции. 8-й класс

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание:

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

2) Задание:

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

Mg + воздух = другое вещество

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.

Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

2Mg + О2 = 2 MgО

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

Al + O2 = Al2O3
          2       /6  3

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

Al + 3O2 = 2Al2O3
          6    =       6

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Al + 3O2 = 2Al2O3
1      /4          4
4 =                4
4 Al + 3O2 = 2Al2O3

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)

Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

Zn + O2 = ZnO­;
H2 + O2 = H2O;
Ba + O2 = BaO;
S + O2= SO2;
Na + O2 = Na2O2;
Fe + O2 = Fe3O4

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

urok.1sept.ru

Химические уравнения

На основании закона сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций. Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул и знаков.

В левой части уравнения записывают формулы или формулу веществ, которые вступили в химическую реакцию. Их называют исходными веществами, между ними знак «плюс», в правой части уравнения записывают формулы или формулу продуктов реакции, т.е. веществ, которые образуются в результате реакции, между ними тоже ставят знак «плюс», а между левой и правой частью уравнения ставят стрелку.

Химическую реакцию можно изобразить молекулярным уравнением. Т.е.

молекулярное уравнение – это уравнение, в котором исходные вещества и продукты реакции записаны в виде молекул. Если в результате реакции образуется осадок, то возле него справа ставят стрелку, направленную вниз (↓), а если выделяется газ, то возле него справа ставят стрелку, направленную вверх (↑).

После записи схемы уравнения находят коэффициенты, т.е. цифры, стоящие перед формулами веществ, чтобы число атомов до и после реакции было одинаковым.

Например, запишем уравнение реакции водорода с кислородом. Вначале укажем формулы веществ, вступивших в химическую реакцию – это водород (Н2) и кислород (О2), между ними ставим знак «плюс», в результате реакции образуется вода – Н2О. Между веществами левой и правой части ставим стрелку. Посмотрим, сколько атомов водорода в левой и правой части. Получается два атома водорода до и после реакции, а кислорода до реакции 2 атома, после реакции – один атом. Поэтому в правой части уравнения перед формулой воды ставим коэффициент 2. Но теперь в правой части уравнения стало 4 атома водорода, а в левой только 2. Чтобы уровнять число атомов водорода, необходимо в левой части уравнения перед водородом поставить коэффициент 2. Т.к. мы уровняли число всех атомов в левой и правой части уравнения, то теперь ставим не стрелку, а знак равенства.

Для правильного подбора коэффициентов в уравнении реакции следует выполнять некоторые условия:

·                   Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент. Например, в реакции горения бутана:

С4Н10 + О2 → СО2 + Н2

О. Перед формулой СО2 ставим коэффициент 4, т.к. в реакцию вступает 4 атома углерода, перед формулой воды ставим коэффициент 5, т.к. в реакцию вступает 10 атомов водорода. В результате реакции образуется 13 атомов кислорода, а до реакции 2 атома, значит перед формулой кислорода необходимо поставить коэффициент 6,5. А так как, коэффициент показывает не только число атомов, но и молекул, то следует удвоить коэффициент в уравнении. Получается, уравнение будет иметь вид: 4Н10 + 13О2 → 8СО2 + 10Н2О.

·                   Если в схеме реакции есть соль, то сначала уравнивают число ионов, образующих соль. Например, в результате реакции фосфорной кислоты и гидроксида кальция образуется соль – фосфат кальция и вода.

Н3РО4 + Са(ОН)2 → Са3(РО4)2 + Н2О. Эта соль состоит из фосфат-ионов с зарядом 3- и ионов кальция с зарядом 2+. Уравняем их число, записав перед формулой фосфорной кислоты коэффициент 2, а перед формулой гидроксида кальция – коэффициент 3.

·                   Если в схеме реакции есть атомы водорода и кислорода, то сначала уравниваются атомы водорода, а только потом кислорода. Из предыдущей схемы видно, что в левой части уравнения 12 атомов водорода, в правой – только 2, значит, перед формулой воды необходимо поставить коэффициент 6. Подсчитаем число атомов кислорода. До реакции их 14, после реакции тоже 14. Поэтому можно вместо стрелки поставить знак равенства.

·                   Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то начинать уравнивание следует с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число. Например, в реакции нитрата бария и сульфата алюминия образуется две соли – сульфат бария и нитрат алюминия. Наибольшее число ионов содержит соль – нитрат алюминия, поэтому сначала нужно уравнять ионы, которыми образована эта соль, т.е. ионы алюминия и нитрат-ионы. Ba(NO3)2 + Al2(SO4)3 → BaSO4 + Al(NO3)3. У алюминия заряд 3+, у нитрат-ионов  – 1-. Поэтому в левой части уравнения перед формулой Ba(NO3)2 ставим коэффициент 3. Перед формулой Al2(SO4)3 нужно поставить коэффициент 1, но он не ставится. Уравниваем остальные ионы. Ионов бария до реакции 3, после реакции 1, поэтому перед формулой BaSO4 ставим коэффициент 3, нитрат-ионов до реакции 6, поэтому в правой части уравнения перед Al(NO3)3 ставим коэффициент 2. Число атомов алюминия до и после реакции одинаково, т.е. 2. Ионов бария и сульфат-ионов до реакции и после реакции одинаково – по 3.

·                   Если число атомов какого-то элемента в одной части схемы уравнения четное, а в другой нечетное, то необходимо перед формулой с нечетным числом атомов поставить коэффициент 2, а затем уровнять число всех атомов. Например, расставим коэффициенты в реакции алюминия с кислородом. Al + O2 → Al2O3. В результате реакции образуется оксид алюминия – Al2O3. Число атомов кислорода до реакции четное, т.е. равно двум, а после реакции нечетное – 3. Поэтому перед формулой оксида алюминия ставим коэффициент 2. В результате у нас стало 6 атомов кислорода после реакции, значит, в левой части уравнения перед формулой кислорода ставим коэффициент 3. Начинаем уравнивать число атомов алюминия до и после реакции. До реакции 1 атом, после реакции – 4. Следовательно, в левой части уравнения перед формулой алюминия ставим коэффициент 4. Теперь число атомов каждого химического элемента в левой и правой части схемы уравнения одинаково, и стрелку следует заменить знаком равенства.

videouroki.net

Уравнения химических реакций. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

1. Химическая реакция

Сложность: лёгкое

1
2. Реагенты и продукты реакции

Сложность: лёгкое

1
3. Сколько атомов в формуле?

Сложность: лёгкое

1
4. Пропущенный коэффициент

Сложность: среднее

2
5. Найди ошибку в уравнении реакции

Сложность: среднее

2
6. Характеристика реакции

Сложность: среднее

3
7. Допиши уравнение

Сложность: сложное

3
8. Соответствие между реагентами и продуктами реакции

Сложность: сложное

3
9. Запиши уравнение реакции

Сложность: сложное

4

www.yaklass.ru

Разработка урока химии в 8 классе «Химические уравнения»

Урок химии в 8-м классе «Химические уравнения»

Учитель: Корниенко Наталья Николаевна.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области.

УМК О.С. Габриеляна.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

Образовательные:

    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,

    • ввести понятие «химическое уравнение»;

    • научить учащихся составлять химические уравнения.

Развивающие:

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

Оборудование: проектор, компьютер, нетбуки, электронное приложение к учебнику.

Дидактический материал: тесты и интерактивные задания электронного приложения к учебнику, тренажёр, презентация «Количественные отношения в химии, раздаточный материал, видеоурок «Молярный объём».

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока

I. Мотивационный этап

Учащиеся расшифровывают закодированное высказывание древнегреческого философа Платона «Что есть глаза для тела, то и познание для духа» (слайд №1 презентации), называют тему предыдущего урока и домашнее задание. Затем, дают вербальную самооценку степени выполнения домашнего задания, используя расшифрованное высказывание.

II. Актуализация знаний

1) Обсуждение домашнего задания — задачи на закон сохранения массы веществ (слайды №2-5):

1. В пассажирский самолет перед началом рейса погрузили 200 кг продуктов (масса без упаковки). Как изменилась масса авиалайнера после того, как в полете пассажирам предложили обед и все продукты были съедены?

2. Красный порошок меди (6,4 г) смешали с желтым порошком серы (3,2 г) и нагрели. Получили черный порошок, не содержащий красных крупинок меди и желтого порошка серы. Какова масса полученного черного порошка?

3. 60 г железных опилок нагревали с 32 г порошка серы. Из получившихся темно-коричневых кристаллов удалось с помощью магнита извлечь 4 г железа. Какова масса полученных коричневых кристаллов?

4. Юный химик решил попробовать перегнать школьный мел. Он собрал прибор для перегонки, поместил туда ровно 20 г мела (CaCO3) и сильно нагрел на газовой горелке. К его разочарованию, мел не перегнался, а только растрескался. Из прибора не вытекло ни капли жидкости. Когда мел остыл, Юный химик решил его взвесить и с удивлением обнаружил, что мела стало почти вдвое меньше: 11,2 г! Юный химик понял, что открыл закон несохранения массы мела при нагревании, а заодно опроверг известный закон сохранения массы! Юный химик немедленно сел писать письмо в Академию наук, но в это время в лабораторию зашел учитель и объяснил Юному химику, что в конце опыта в колбе находится уже не мел, а соединение кальция с кислородом. В доказательство учитель налил «мел» воду. «Мел» зашипел… Объясните, куда «исчезли» 8,8 г вещества?

1) Проверочная работа (карточки):

I Вариант

1. Расставьте следующие слова в таком порядке, чтобы получилась формулировка закона сохранения массы веществ.

ПРОДУКТОВ(1) РАВНА(2) ВЕЩЕСТВ(3) МАССА(4) МАССЕ(5) РЕАКЦИИ(6) ИСХОДНЫХ(7)

2. Почему масса железной окалины больше массы железа?

3. При взаимодействии 7 кг железа с серой образуется сульфид железа массой 11 кг. Сколько килограммов серы было взято для реакции?

II Вариант

1. Расставьте следующие слова в таком порядке, чтобы получилась формулировка закона сохранения массы веществ.

ИСХОДНЫХ(1) РАВНА(2) РЕАКЦИИ(3) МАССА(4) ПРОДУКТОВ(5) МАССЕ(6) ВЕЩЕСТВ(7)

2. Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины?

3. Взяли 2,56 г оксида ртути, а после реакции получили 1,95 г ртути. Какова масса образовавшегося в результате реакции кислорода?

III. Открытие новых знаний

Учащиеся формулируют закон сохранения массы веществ и высказывают свои суждения о его значении. Приходят к выводу о том, что этот закон позволит научиться составлять уравнения химических реакций.

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

2Mg + О2 = 2 MgО

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм

«Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

Al + O2 = Al2O3
          2       /6  3

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

Al + 3O2 = 2Al2O3
          6    =       6

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Al + 3O2 = 2Al2O3
1      /4          4
4 =                4
4 Al + 3O2 = 2Al2O3

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

Zn + O2 = ZnO;
H2 + O2 = H2O;
Ba + O2 = BaO;
S + O2= SO2;
Na + O2 = Na2O2;
Fe + O2 = Fe3O4

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

infourok.ru

Методическая разработка «Решение уравнений химических реакций в 8 классе. «

Методическая разработка по химии решение уравнений химических реакций

в 8 классе.

Решение уравнений химических реакций вызывают затруднения у немалого количества учеников средней школы во многом благодаря большому разнообразию участвующих в них элементов и неоднозначности их взаимодействия. Но так как основная часть курса общей химии в школе рассматривает именно взаимодействие веществ на основе их уравнений реакций, то ученикам необходимо обязательно ликвидировать пробелы в данной области и научиться решать химические уравнения, чтобы избежать проблем с предметом в дальнейшем.

Уравнением химической реакции называется символьная запись, отображающая взаимодействующие химические элементы, их количественное соотношение и получающиеся в результате взаимодействия вещества. Данные уравнения отражают сущность взаимодействия веществ с точки зрения атомно-молекулярного или электронного взаимодействия.

Al + O2 → Al2O3

1.Необходимо уравнять правые и левые части схемы согласно закону сохранения массы вещества, так как продукты реакции образуются из тех же атомов, которые изначально входили в состав исходных веществ, участвующих в реакции.

2.Закон сохранения массы вещества гласит, что количество атомов вступивших в реакцию должно равняться количеству атомов получившихся в результате взаимодействия. В нашей схеме во взаимодействии участвуют один атом алюминия и два атома кислорода. В результате реакции получаем два атома алюминия и три кислорода. Схему необходимо уровнять, используя коэффициенты для элементов и вещества, чтобы соблюдался закон сохранения массы вещества.

3. Уравнивание выполняют также через нахождение наименьшего общего кратного, которое находится между элементами, обладающими наибольшими индексами. В нашем примере это будет кислород с индексом в правой части равным 3 и в левой части равным 2. Наименьшее общее кратное и в этом случае будет равно 6. Теперь разделим наименьшее общее кратное на значение наибольшего индекса в левой и правой частях уравнения и получим следующие индексы для кислорода.

Al + 3∙O2 → 2∙Al2O3

4. Теперь остается уравнять только алюминий в правой части. Для этого в левую часть поставим коэффициент 4.

4∙Al + 3∙O2 = 2∙Al2O3

5. После расстановки коэффициентов уравнение химической реакции соответствует закону сохранения массы вещества и между его левой и правой частями можно поставить знак равенства. Расставленные коэффициенты в уравнении обозначают число молекул веществ, участвующих в реакции и получающихся в результате нее.

Задания для самостоятельной работы.

Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций:

1.Al + O2 = Al2O3

2.N2 + H2 = NH3

3.P + O2 = P2O3

4.Li + N2 = Li3N

5.Zn + HCl = ZnCl2 +H2

6.P + Cl2 = PCl5

7.CH4 = C + H2

8.Na + S = Na2S

9.HCl + Mg = MgCl2 + H2

10.Fe(OH)3 = Fe2 O3 + H2O

11.H2SO4 + Al = Al2(SO4)3 + H2

12.P2O5 + Na2O = Na3PO4

13.H2 + Cl2 = HCl

14.Zn + O2 =ZnO

15.Al + S =Al2 S3

16.Ca + N2 =Ca3N2

17.Ca + HCl = CaCl2+H2

18.Mg + O2 = MgO

19.Cu(OH)2 = CuO + H2O

20.P + Cl2 =PCl5

infourok.ru

Задания по теме «Уравнения реакций» 8 класс

Вариант 1

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Fe+HCl→FeCl2+H2

  2. NH3→N2+H2

  3. Fe+Cl2→FeCl3

  4. N2+O2→NO

  5. Mg+O2→MgO

Вариант 2

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. H2+N2→NH3

  2. CH4+O2→CO2+H2O

  3. Al+Cl2→AlCl3

  4. Zn+O2→ZnO

  5. P+O2→P2O5

Вариант 3

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Cu+S→Cu2S

  2. Ca+O2→CaO

  3. HI→I2+H2

  4. Fe+Cl2→FeCl3

  5. MnO2+H2→H2O+Mn

Вариант 4

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Al+S→Al2S3

  2. C+O2→CO2

  3. P+S→P2S5

  4. Li+O2→LiO

  5. H2O→H2+O2

Вариант 5

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. N2+O2→NO

  2. Ag+S→Ag2S

  3. C2H4+O2→CO2+H2O

  4. Mg+O2→MgO

  5. P+Cl→PCl3

Вариант 6

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Na+Cl2→NaCl

  2. H2S+O2→S+H2O

  3. Zn+HCl→ZnCl2+H2

  4. Al+O2→Al2O3

  5. C+H2→CH4

Вариант 7

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. CaCO3→CaO+CO2

  2. Al+S→Al2S3

  3. P+O2→P2O5

  4. HgO→Hg+O2

  5. N2+H2→NH3

Вариант 8

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. CuSO4+Fe→FeSO4+Cu

  2. H2O2→H2O+O2

  3. Cu+O2→CuO

  4. AgCl→Ag+Cl2

  5. KBr+Cl2→Br2+KCl

Вариант 9

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. HBr→Br2+H2

  2. Mg+O2→MgO

  3. Fe+HCl→FeCl2+H2

  4. BaCO3→BaO+CO2

  5. CO+O2→CO2

Вариант 10

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. MgCO3→MgO+CO2

  2. C+O2→CO2

  3. SnO2+C→CO2+Sn

  4. Al+Cl2→AlCl3

  5. Fe(OH)3+HCl→FeCl3+H2O

Вариант 11

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. H2CO3→H2O+CO2

  2. NaNO3→NaNO2+O2

  3. H2O→H2+O2

  4. Mg+O2→MgO

  5. CaCO3→CaO+CO2

Вариант 12

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. KClO3→KCl+O2

  2. NO+O2→NO2

  3. CuCl2+Al→AlCl3+Cu

  4. Cu(NO3)2→CuO+NO2+O2

  5. Fe(OH)2+HCl→FeCl2+H2O

Вариант 13

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. AgBr→Ag+Br2

  2. Na+H2O→NaOH+H2

  3. Fe(OH)2→FeO+H2O

  4. NaOH+HCl→NaCl+H2O

  5. CaO+H2O→Ca(OH)2

Вариант 14

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. CO2+H2O→H2CO3

  2. Al+Fe2O3→Al2O3+Fe

  3. Fe(OH)3→Fe2O3+H2O

  4. Na2SO4+BaCl2→NaCl+BaSO4

  5. CO2+Mg→MgO+C

Вариант 15

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. C+Na2SO4→CO2+Na2S

  2. CO+H2→CH4+H2O

  3. Si+H2S→SiS2+H2

  4. SiO2+C→Si+CO

  5. H2O+Na→NaOH+H2

Вариант 16

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Mg+CO2→MgO+C

  2. HNO2+H2O2→HNO3+H2O

  3. Fe+S→FeS

  4. MnO2+HCl→MnCl2+Cl2+H2O

  5. Fe+H2O→Fe3O4+H2

Вариант 17

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. C+CO2→CO

  2. Na+H2O→NaOH+H2

  3. BaO+H2O→Ba(OH)2

  4. Si+O2→SiO2

  5. NO2+Mg→MgO+N2

Вариант 18

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. NO2+SO2→SO3+NO

  2. NH3+Mg→Mg3N+H2

  3. NH4NO3→N2+O2+H2O

  4. NH4NO2→N2+H2O

  5. P+HNO3→H3PO4+NO2+H2O

Вариант 19

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. P+O2→P2O5

  2. H2CO3→H2O+CO2

  3. Fe+S→FeS

  4. Fe+CuSO4→Cu+FeSO4

  5. FeCl3+NaOH→Fe(OH)3+NaCl

Вариант 20

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. H2S+O2→SO2+H2O

  2. C4H10+O2→CO2+H2O

  3. CH5N+O2→CO2+H2O+N2

  4. Zn+HCl→ZnCl2+H2

  5. CuOH→Cu2O+H2O

Вариант 21

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Ca+Cl2→CaCl2

  2. Hg+O2→HgO

  3. Na+S→Na2S

  4. Ba+HCl→BaCl2+H2

  5. Cu+S→CuS

Вариант 22

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Al+O2→Al2O3

  2. Cu+O2→CuO

  3. Zn+HCl→ZnCl2+H2

  4. Hg+S→HgS

  5. K+S→K2S

Вариант 23

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Ca+O2→CaO

  2. Li+S→Li2S

  3. Mg+HCl→MgCl2+H2

  4. Fe+HCl→FeCl2+H2

  5. AgBr→Ag+Br2

Вариант 24

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. H2S+O2→SO2+H2O

  2. Ca+Cl2→CaCl2

  3. Ba+HCl→BaCl2+H2

  4. Mg+CO2→MgO+C

  5. BaO+H2O→Ba(OH)2

Вариант 25

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. MgCO3→MgO+CO2

  2. Fe(OH)3+HCl→FeCl3+H2O

  3. KClO3→KCl+O2

  4. H2+O2→H2O

  5. CO2+Mg→MgO+C

Вариант 26

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Fe2O3+CO→CO2+Fe

  2. H2S+O2 →H2O+S

  3. SiO2+Al→Al2O3+Si

  4. H3P+O2→P2O5+H2O

  5. KClO3+S→KCl+SO2

Вариант 27

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. P2O5+C→P+CO

  2. Li+O2→Li2O

  3. Cl2+H2→HCl

  4. Mn2O3+Si→SiO2+Mn

  5. Al+I2→AlI3

Вариант 28

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. H3N+O2→NO+H2O

  2. Al+S→Al2S3

  3. HI→H2+I2

  4. Cr2O3+Al→Al2O3+Cr

  5. Zn+O2→ZnO

Вариант 29

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Al+CuCl2→AlCl3+Cu

  2. HgO→Hg+O2

  3. Mg+O2→MgO

  4. CaCO3→CaO+CO2

  5. Li+O2→Li2O

Вариант 30

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. CH4→C+H2

  2. NO+O2→NO2

  3. KClO3→KCl+O2

  4. Ag+S→Ag2S

  5. Mn+H2→H2O+Mn

multiurok.ru

Как уравнивать химические уравнения?

Для того, чтобы научится уравнивать химические уравнения, сначала нужно выделять главные моменты и использовать правильный алгоритм.

Ключевые моменты

Выстроить логику процесса несложно. Для этого выделим следующие этапы:

  1. Определение типа реагентов (все реагенты органические, все реагенты неорганические, органические и неорганические реагенты в одной реакции)
  2. Определение типа химической реакции (реакция с изменением степеней окисления компонентов или нет)
  3. Выделение проверочного атома или группы атомов

Примеры

  1. Все компоненты неорганические, без изменения степени окисления, проверочным атомом будет кислород – О (его не затронули никакие взаимодействия:

NaОН + НCl = NaCl + h3O

Посчитаем количество атомов каждого элементов правой и левой части и убедимся, что здесь не требуется расстановка коэффициентов (по умолчанию отсутствие коэффициента – это коэффициент равный 1)

NaOH + h3SO4 = Na2SO4 + h3O

В данном случае, в правой части уравнения мы видим 2 атома натрия, значит в левой части уравнения нам нужно подставить коэффициент 2 перед соединением, содержащим натрий:

2NaOH + h3SO4 = Na2SO4 + h3O

Проверяем по кислороду — О: в левой части 2О  из NaОН и 4 из сульфат иона SO4, а в правой 4 из SO4 и 1 в воде. Добавляем 2 перед водой:

2NaOH + h3SO4 = Na2SO4 +2h3O

  1. Все компоненты органические, без изменения степени окисления:

НООС-СOOH + Ch4OH = Ch4OOC-COOCh4 + h3O (реакция возможна при определенных условиях)

В данном случае мы видим, что в правой части 2 группы атомов Ch4, а в левой только одна. Добавляем в левую часть коэффициент 2 перед Ch4OH, проверяем по кислороду и добавляем 2 перед водой

НООС-СOOH + 2Ch4OH = Ch4OOC-COOCh4 + 2h3O

  1. Органический и неорганические компоненты без изменения степеней окисления:

Ch4Nh3 + h3SO4 = (Ch4Nh3)2∙SO4

В данной реакции проверочный атом необязателен. В левой части 1 молекула метиламина Ch4Nh3, а в правой 2. Значит нужен коэффициент 2 перед метиламином.

2Ch4Nh3 + h3SO4 = (Ch4Nh3)2∙SO4

  1. Органический компонент, неорганический, изменение степени окисления.

СuO + C2H5OH = Cu + Ch4COOH + Н2O

В данном случае необходимо составить электронный баланс, а формулы органических веществ лучше преобразовать в брутто. Проверочным атомом будет кислород – по его количеству видно, что коэффициенты не требуются, электронный баланс подтверждает

CuO + C2H6O = Cu + C2h5O2

Cu+2 +2e = Cu0

2С +2 — 2е = 2С0

 

C3H8 + O2 = CO2 + h3O

Здесь O не может быть проверочным, так как сам меняет степень окисления. Проверяем по Н.

О2 0 + 2*2 е = 2O-2 (речь идет о кислороде из CO2)

3С (-8/3 ) — 20е = 3С +4 (в органических окислительно-восстановительных реакциях используют условные дробные степени окисления)

Из электронного баланса видно, что для окисления углерода требуется в 5 раз больше кислорода. Ставим 5 перед O2, также из электронного баланса м должны поставить 3 перед С из СО2, проверим по Н, и поставим 4 перед водой

C3H8 + 5O2 = 3CO2 + 4h3O

 

  1. Неорганические соединения, изменение степеней окисления.

Na2SO3 + KMnO4 + h3SO4 = Na2SO4 + K2SO4 + Н2О + MnO2

Проверочными будут водороды в воде и кислотные остатки SO4 2- из серной кислоты.

S+4 (из SO3 2-) – 2e = S +6(из Na2SO4)

Mn+7 + 3e = Mn+4

Таким образом нужно поставить 3 перед Na2SO3 и Na2SO4, 2 перед КМnO4 и MNO2.

3Na2SO3 + 2KMnO4 + h3SO4 = 3Na2SO4 + K2SO4 + Н2О +2MnO2

vashurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *