Как самостоятельно подготовиться к егэ по химии – 7 важных советов, как готовиться к ЕГЭ по химии. Все нужные таблицы, формулы и пособия

Содержание

7 важных советов, как готовиться к ЕГЭ по химии. Все нужные таблицы, формулы и пособия

До ЕГЭ по химии осталось совсем немного — меньше полугода (вот тут календарь ЕГЭ-2018). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах — не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии — преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35. Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая — ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, — 40, за вторую — 20. Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии — когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное — не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов. В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их — не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) — наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций — обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций — ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/15.05.2008/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице — это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте.

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов — это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена — проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

mel.fm

Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по химии? / Блог

До экзаменов осталось немного времени. Химия считается предметом сложным и подготовиться или выучить за пару месяцев будет сложно. Поэтому, чтобы сдать ЕГЭ по химии готовься заранее.

Для этого нужно знать:

Структуру заданий.

Всего 35 заданий. Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по химии нет.

Структура экзаменационной работы состоит из 2 частей:

  • 1 часть — выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий)
  • 2 часть — ответы с развёрнутым ответом (6 заданий)

На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3,5 часа (210 минут).

Задания ЕГЭ по химии оцениваются:
  • 1 балл — за 1-6, 11-15, 19-21, 26-28 задания.
  • 2 балла — 7-10, 16-18, 22-25, 30, 31.
  • З балла — 35.
  • 4 балла — 32, 34.
  • 5 баллов — 33.

Всего: 60 баллов.

Требования:

  1. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
  2. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
  3. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
  4. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Что можно использовать?

Три официальные шпаргалки и непрограммируемый калькулятор:

  1. Таблица Менделеева,
  2. Таблица растворимости,
  3. Ряд напряжения металлов.

5 советов, чтобы сдать ЕГЭ по химии на максимальный балл:

  1. Если хочешь получить больше 90 баллов, нужно тратить на химию очень много времени.
  2. Подтянуть математику — нужно знать основные формулы для решения задач: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта.
  3. Повторить всю теорию. Идите от простого к сложному. И закрепляй ее решением тестов ЕГЭ по химии.
  4. Скачать тест демонстративного варианта или заниматься самостоятельно онлайн.
  5. Правильно распределять свое время, силы и не забывать об отдыхе. Рекомендации для распределения времени:
    • для каждого задания базового уровня сложности части 1 – 2–3 минуты;
    • для каждого задания повышенного уровня сложности части 1 – 5–7 минут;
    • для каждого задания высокого уровня сложности части 2 – 10–15 минут.

bingoschool.ru

Алгоритм обучения для подготовки к ЕГЭ по химии

Советы для подготовки к ЕГЭ по химии на сайте CHEM-MIND.com

Как грамотно сдать ЕГЭ (и ОГЭ) по химии? Если времени всего 2 месяца, а вы еще и не готовы? Да и с химией не дружите…

CHEM-MIND.com предлагает тесты с ответами по каждой теме и заданию, проходя которые вы можете изучит основные принципы, закономерности и теорию встречающуюся в ЕГЭ по химии. Наши темы по химии позволяют найти ответы на большинство вопросов встречающихся в ЕГЭ по химии, а наши тесты позволяют закрепить материал, найти слабые места, и отработать материал.

Все, что вам нужно — это интернет, канцтовары, время и CHEM-MIND.com. Лучше всего завести отдельную тетрадь для формул/решений/пометок и словарик тривиальных названий соединений.

  1. С самого начала нужно оценить свой текущий уровень и то количество баллов, которое вам необходимо, для этого стоит пройти вариант по ЕГЭ по химии. Если всё очень плохо, а нужны отличные показатели —  поздравляю, даже сейчас еще не всё потеряно. Надрессировать себя на успешную сдачу можно успеть и без помощи репетитора.
    Определитесь с минимальным количеством балов, которое вы хотите набрать, это позволит вам понять сколько заданий вы должны решить точно, чтобы получить необходимый вам балл.
    Естественно учитывайте, что всё может пойти не так гладко и решайте как можно большее число задач, а лучше по все. Тот минимум, что вы определили для себя — вы должны решать идеально.
  2. Перейдем к практической части -дрессировке на решение.
    Самый эффективный способ — следующий.  Выбираете только первый номер задания интересующего вас экзамена и решаете соответствующий тест. Около 20 решенных заданий гарантируют встречу всех типов задач. Как только начинаете чувствовать, что каждое увиденное вами задание вы знаете как решать от начала и до конца – приступайте к следующему заданию. Если не знаете, как решать какое-либо задание — воспользуйтесь поиском по нашему сайту. Решение на нашем сайте есть практически всегда, в ином случае просто напишите репетитору, кликнув на значок в левом нижнем углу – это бесплатно.
  3. Параллельно повторяем третий пункт для всех тестов по темам по химии у нас на сайте, начиная с

www.chem-mind.com

как подготовиться к экзамену за 6 месяцев

— Если до ЕГЭ осталось всего несколько месяцев, какой вариант подготовки в такие сроки вы считаете самым эффективным: курсы, репетиторы?

— Сразу хочу сказать, что если вы решили начать готовиться к итоговому экзамену по химии всего за несколько месяцев, лучший вариант — это не готовиться. Сдавать ЕГЭ нужно обдуманно, а подготовка на скорую руку, впопыхах, как правило, дает соответствующий результат: спонтанный, непредсказуемый и достаточно плачевный. Решение о сдаче экзамена по химии должно быть взвешенным, обдуманным. Желательно понять, что вы планируете сдавать экзамен, не позже сентября 11 класса (а лучше, конечно, раньше).

Что касается способов подготовки, то, по моему мнению, готовиться самостоятельно — самый надежный вариант. По крайней мере, уж точно самый ответственный. Репетиторам и преподавателям курсов, по большому счету, все равно, насколько хорошо (или плохо) вы сдадите экзамен. Главный человек, который должен быть заинтересован в результате — это вы сами. Важно понимать, что репетиторы и курсы — ни в коем случае не панацея, и сам факт того, что вы занимаетесь таким образом, никакого результата не гарантирует. Только самоконтроль даст возможность успешно сдать экзамен, все остальное может лишь в большей или меньшей степени помочь.

— Как правильно построить самостоятельную подготовку? И как понять, что именно нужно подтянуть?

— Любая подготовка должна начинаться с «ревизии», диагностики. Важно понять, как у вас обстоят дела с основными разделами химии, с тем, что выносится на экзамен. Наверняка окажется, что какие-то разделы вы знаете достаточно неплохо, какие-то — хуже, а какие-то просто не изучали в школе — это еще предстоит в 11 классе. Провести такую самодиагностику можно с помощью демонстрационного варианта ЕГЭ. Я рекомендую в течение 3–5 дней решать по одному варианту в сутки, а потом собрать статистику по каждому заданию: это поможет примерно понять уровень на начало подготовки.

— Каков наиболее эффективный алгоритм работы?

— Готовясь, начинайте с самых азов и только затем переходите к другим темам. Изучайте раздел за разделом, обязательно после каждого фрагмента теории решайте задания, смотрите на ошибки, думайте, почему они произошли. Уточняйте в книгах или в интернете все моменты, которые вызвали затруднения.

Полезно по завершении изучения больших блоков, например, неорганической химии, решить несколько «сборных» вариантов, которые состоят только из заданий этого блока, но подобраны вперемежку.

— Если школьная подготовка по химии слабовата, например, учитель в течение года много болел или в учебном заведении нет углубленного изучения этого предмета, а экзамен сдавать нужно. Все равно лучше самостоятельная подготовка?

— Самостоятельная подготовка в любом случае наиболее эффективна. Все остальное тоже может иметь место, конечно. Но без самостоятельной работы это бессмысленно. Если школьник выбирает экзамен по химии, значит, он это делает осознанно, в том числе — здраво оценивает собственные ресурсы.

littleone.com

Подготовка к ЕГЭ по химии с нуля

С наступлением нового учебного года перед будущими выпускниками стоит важная задача – подготовиться к ЕГЭ, сдать его на максимально высокие баллы и поступить в желаемый ВУЗ. Если ученик в дальнейшем планирует поступать в медицинский университет или на химический факультет, то и профильным предметом на экзамене, соответственно, будет химия. Это наука, на изучение которой понадобится немало времени и усердия. Если же раннее этому предмету не уделялось должного внимания, то ещё не поздно всё исправить. С чего же начать подготовку к ЕГЭ по химии «с нуля»?
  1. Составьте план занятий

    Досконально распишите время, отведённое на изучение той или иной темы; подберите учебники и интернет ресурсы, по которым вы будете заниматься. Сделать это можно как в блокноте или ежедневнике, так и в электронном формате в виде таблицы. Также будет полезно разделить все темы на определённые блоки и поэтапно разбирать каждый из них. Самое простейшее разделение: общая химия, неорганическая химия и органическая химия. Без прочных знаний общей химии, в которую входит строение атома, типы химических связей, гидролиз, электролиз и другие важные темы, изучение остальных блоков просто не имеет смысла. Если структурировать свою деятельность изначально, то в дальнейшем не придётся тратить уйму времени, которое сейчас особенно ценно, на подбор подходящего материала и ежедневное планирование.
  2. Найдите человека, который будет направлять и поправлять

    Готовясь к ЕГЭ по химии «с нуля», практически невозможно справиться без поддержки уже опытного и разбирающегося в этом предмете человека. Это совсем не обязательно должен быть репетитор, с которым вы будете заниматься индивидуально. Помощи можно и нужно просить у своего школьного учителя, который уже ни один год закладывает основы этой непростой, но интересной и важной науки. Может быть у вас есть знакомый, который обучается на химической специальности и готов оказать поддержку, отвечая на возникающие вопросы. Главное — не стесняйтесь спрашивать о непонятных моментах. Находясь на стадии обучения, задавать вопросы нужно обязательно, используйте для этого любую возможность!
  3. Есть три помощника,

    которые сделают за вас половину работы на экзамене, если вы сможете «найти с ними общий язык» Речь идёт о трёх важнейших таблицах, на которых базируется вся химия:
  • Таблица Менделеева

    содержит в себе ответы на многие поставленные вопросы и задачи, нужно только научиться правильно пользоваться ею и быстро ориентироваться. В этой таблице вы найдёте всё: от молекулярных масс элементов и валентностей, до количества протонов и нейтронов в ядре атома. По ней с лёгкостью можно определить к какой группе относится тот или иной элемент, а, следовательно, какими свойствами он обладает. Главное помните, что таблица продумана до мелочей и каждый элемент, цифра, буква или цвет ячейки находится на своём месте и определённо на что-то указывает.
  • Таблица растворимости кислот и оснований

    помогает нам узнать, как поведёт себя то или иное вещество при взаимодействии с водой: растворится либо выпадет в осадок, и какая среда при этом образуется (кислая, нейтральная, щелочная).
  • Электрохимический ряд напряжений металлов

    определяет возможность и результаты протекания химических реакций. Например, если вы умеете пользоваться этой таблицей, то знаете, что элементы, стоящие в ряду правее водорода, никогда не взаимодействуют с водой; элементы, находящиеся левее магния, реагируют с водой даже при комнатных условиях, а после магния и до водорода – реагируют при нагревании.
  1. Не зубрить, а понимать

Химия одна из тех наук, «механически запомнить» которую невозможно. Попытайтесь вникнуть во все изучаемые вами процессы, понять почему происходит так, а не иначе. Ищите во всех определениях, правилах, законах и формулах свою логику. Помните, что приобретённые знания должны отложиться в долгосрочной памяти, а бездумно заученные понятия забываются очень быстро. Обязательно делайте опорные конспекты, не просто переписывая информацию, а приводя описанное в параграфе в определённую собственную систему. Конспекты – это не обязательно стандартные записи в тетради, они могут быть выполнены, например, в виде таблиц и кластеров. В этом вопросе главное ваше понимание, запоминание и удобство выполнения.
  1. Уделяйте достаточное время решению задач и тестов

    Крепкие знания теоретического материала – это всегда очень хорошо, но мы готовимся к ЕГЭ, а значит решение тестовых заданий и непосредственно задач также занимает главенствующую роль. Нужно понять структуру заданий, какие способы решения применять в том или ином случае, а в этом может помочь только практика. Берите сборники пробных заданий ЕГЭ за несколько лет и решайте все варианты. Таким образом можно отследить с какими заданиями у вас совершенно нет проблем, а с какими возникают сложности. Исходя из этого можно будет работать над своими пробелами в теории.
  2. Главное – регулярность!

    Чтобы знать предмет на достойном уровне и сдать экзамен на хорошие баллы нужно постараться. Создайте для себя максимально комфортный график и условия, но не забрасывайте занятия. Успех ждёт только того, кто регулярно, пусть и небольшими шагами, идёт к своей цели. Специально для качественной самоподготовки к ЕГЭ по химии мы создали для ваш наше приложение по химии «ХиШник», в основе которого работают обучающие подсказки. Все задания подобраны по принципу от простого к сложному, поэтому устанавливайте «ХиШника» на свой компьютер — и занимайтесь с удовольствием!

hishnik-school.ru

как сдать ЕГЭ по химии — Учёба.ру

Елена Батаева,

преподаватель химии в школе «Интеллектуал»,

доцент химфака МГУ

В чем, по-вашему, самая большая сложность ЕГЭ по химии? Есть ли в этом году какие-то существенные изменения в структуре экзамена?

В этом году структура экзамена изменилась, в варианте 2017 года не осталось вопросов, которые предполагают выбор только одного ответа. Теперь все задания будут с выбором минимум двух ответов. Принципиально они не сложнее, но так как надо выбирать два раза, вероятность ошибки возрастает. Таким образом, получается, что экзамен стал чуть труднее.

Заданий теперь меньше — осталось 34 задания: пять — в части 2, которая раньше называлась «часть С»: решения этих заданий пишутся от руки, и их проверяет эксперт. И 29 заданий в части 1, той, которую проверяет компьютер. Стоит отметить, что именно в этой части дети делают больше всего ошибок. Почему это происходит, сложно сказать: мы не имеем возможности анализировать часть, которую проверяет машина, и апелляций по части 1 нет.

Скорее всего, существенная доля этих ошибок не зависит от конкретного предмета и связана с невнимательностью или волнением на экзамене. Экзамен по химии очень сложным назвать нельзя, те, кто нормально занимался на профильном уровне, должен, по идее, справиться. Но я смотрела статистику, несколько лет назад были такие цифры — 10-12% сдают предмет неудовлетворительно, то есть не набирают минимум, (а это всего 14 баллов из 60 первичных). Вторичный средний балл тоже очень невысокий — около 50 баллов из 100. Я не очень понимаю, как так получается, и меня это вопрос гложет. Что-то здесь не так.

Какие темы, по вашим наблюдениям, хуже всего даются школьникам? Какие вопросы традиционно считаются самыми сложными?

По моим ощущениям, хуже всего у школьников получается решать задания на проверку эмпирических знаний — свойств конкретных элементов и их соединений, то есть «Химия элементов». Есть задания, для решения которых надо предъявить довольно простое знание, — например, задания № 6 (выбрать вещество, которое реагирует с предложенным в задании), № 8 и № 9 (выбрать формулы веществ, участвующих в цепочке превращений из двух шагов). Есть задание № 11, в котором нужно соотнести вещество и несколько веществ, с которыми оно будет реагировать, — традиционно это задание оказывается одним из самых сложных.

Тяжело даются некоторые задания по органической химии, особенно задания № 18 и № 19, где требуется соотнести реагенты и продукты реакции. Дело в том, что в большинстве случаев продукт однозначен, но иногда бывает, что процесс описан неоднозначно. Ученик выбирает не тот вариант ответа, на который рассчитывал составитель. При этом, вполне возможно, что ход рассуждений был верным, и, если бы это задание проверял эксперт, то он понял бы, что мысль идет в правильном направлении, но при механической проверке просто фиксируется ошибка.

Сейчас таких «кривых» заданий становится меньше, ЕГЭ в этом смысле совершенствуется — по крайней мере, судя по тренировочным ЕГЭ, которые мы имеем возможность видеть.

Есть задания № 27, № 28 и № 29, которые, по сути, очень простые, но в них легко ошибиться. Это расчетные задачи, решение которых состоит из нескольких простых шагов. На любом этапе можно сделать ошибку и «протащить» ее дальше. Да еще и в ответе, где указано «запишите число с точностью до …», можно неудачно округлить.

Но самое неприятное для школьника задание, на мой взгляд, — это задание № 26, в которое входят вопросы по производству и области применения. Эти вопросы в школьной программе обсуждаются в разных темах, и не всегда в конце курса удается обобщить и повторить их. Ответ на вопрос этого задания требует не только воспроизвести информацию из различных разделов химии, но и применить общую эрудицию, которой у школьника может не быть. Это вопрос сразу про все: про жизнь, про производство, про применение. Редкий ребенок сможет ответить, для производства какого полимера используется терефталевая кислота, даже если в 10 классе он это знал.

Какие вопросы дают больше всего баллов? На что стоит обратить внимание?

Вся часть 2, которая пишется от руки и проверяется экспертом, в сумме дает 20 баллов. Каждое задание здесь «весит» больше одного балла: за задание № 30 можно получить до 3 баллов, за задание № 31 — максимум 4 балла, за задание № 32 — 5 баллов, а задания № 33 и № 34 дают до 4 баллов.

В задании № 31 в текстовой форме описано проведение эксперимента, и надо описать его в форме уравнений реакций. Это достаточно сложное задание, потому что если школьник не делал или не видел эксперимента, справиться тяжело.

Задание № 32 — органическая цепочка, одно из самых сложных, поскольку школьники тут могут что-то упустить: написать схему вместо уравнения, не написать все продукты и так далее.

Все задания части 2 достаточно сложные, но нужно попытаться их сделать. Даже если не все понятно — решить хотя бы часть задач, «отгрызть» хотя бы часть баллов, потому что там оценка суммируется: написал уравнение — получил 1 балл, посчитал — еще 1 балл, и так далее.

Как лучше готовиться к экзамену по химии?

В апреле к ЕГЭ начинать готовиться, конечно, поздновато. Правильной стратегией было бы все время учить химию, не задумываясь об экзамене, — химия, которую дают в школе на профильном уровне, несколько выше, чем требует ЕГЭ. Если школьник нормально учил этот предмет на профильном уровне, ему достаточно в апреле-мае взять с сайта ФИПИ вопросы, купить книжку с вариантами и по ним потренироваться с этой формой. Если что-то не получается, есть возможность подойти к преподавателю и поинтересоваться, мол, а что я делаю не так.

Любой школьный учебник по химии для профильного уровня подойдет для подготовки. Их несколько, и все профильные учебники приличные. «Профильный» или «углубленный» здесь ключевые слова, поскольку учебники для базового уровня не подходят для подготовки к ЕГЭ, они просто предназначены для другой аудитории.

Не все, конечно, зависит от самого ученика. Дело в том, что химия — это наука о веществе, и, по-хорошему, ее надо начинать со знакомства с веществом, с чувства вещества, чтобы она не стала набором странных и непонятных формул. В некоторых учебниках химия начинается с абстракции, со строения атома. Тогда она и становится набором формул, и это очень тяжело — у ребенка даже в 8 классе, как правило, не сформировано абстрактное мышление, психологически ребенок не готов к оперированию большим числом абстрактных понятий.

Химия — это вообще «про реальное», это экспериментальная наука, без опытов здесь никак, заучивать бесполезно. Официальная программа по химии начинается в 8 классе, но во многих школах за год до этого вводится пропедевтический курс: в течение года дети проводят реакции и опыты, а потом уже узнают про формулы.

Что может сделать школьник, если ему не повезло, и подобного курса не было? Сейчас в интернете выкладывается очень много видеозаписей опытов. Можно хотя бы смотреть, раз не можешь сделать сам. Когда есть привязка к чему-то реальному, все становится гораздо проще. Записи экспериментов имеются на портале «Российское образование», но на этом сайте очень сложно что-либо найти. Есть ресурс «Дети и наука», где в разделе «Химия» опубликованы по некоторым темам конспекты, описан конкретный, реальный эксперимент, и к нему снято видео. В крайнем случае можно все найти на YouTube.

www.ucheba.ru

Советы по подготовке к ЕГЭ по химии

На основании собственного многолетнего опыта подготовки к ЕГЭ по химии представим несколько важных советов для успешной сдачи экзамена.

Ответственное отношение к экзамену

Первое, с чего хотелось бы начать разговор о подготовке к ЕГЭ по химии, – это необходимость осознанного отношения к экзамену. Здесь крайне важно четко сформулировать собственную мотивацию сдачи ЕГЭ по химии. В большинстве случаев это поступление на химические, химико-технологические, медицинские и иные направления подготовки в высших учебных заведениях, в том числе участие в конкурсе на места, финансируемые из бюджетных средств. Практика показывает, что подготовка к экзамену по химии с формулировкой «сдам, а там разберемся» не отличается высокой эффективностью и нацеленностью на результат. В то же время более осознанную подготовку и, как правило, более высокие результаты демонстрируют участники ЕГЭ, которые не только знают, что химия им нужна для получения высшего образования, но и, например, предварительно определили перечень университетов, институтов и академий для поступления, начали знакомство с порядком поступления, интересуются конкурсом прошлых лет на отдельные направления обучения. Понимание важности достойного результата ЕГЭ по химии для достижения конкретной цели, личного успеха настраивает выпускника на ответственную и усердную подготовку.

Достаточное время для подготовки

С большой долей ответственности мы заявляем, что подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по химии за 2 недели, месяц или даже полгода практически невозможно. Мы не имеем в виду знакомство с форматом ЕГЭ, которому присущи шаблонность отдельных заданий экзамена и типовые виды расчетных задач, для школьников глубоко и основательно занимающихся химией. Здесь речь идет именно об освоении закономерностей химии, свойств и реакций неорганических и органических соединений, приобретении навыка решения различных расчетных задач и многих других разделов данного предмета. Для успешного овладения всем необходимым объемом знаний по химии требуется достаточное время. Исходя из нашего опыта, даже при среднем первоначальном владении химической дисциплиной самостоятельную подготовку для плодотворной сдачи ЕГЭ следует начинать заблаговременно (минимум за 2 года, то есть в 10 классе).

Наличие системы подготовки

Важной составляющей успешной подготовки является ее системность. Вне зависимости от формата подготовки, готовится ли будущий участник ЕГЭ самостоятельно, посещает ли подготовительные курсы или занимается с репетитором, обязательным элементом подготовки являются самостоятельные занятия. Для подготовки к экзамену необходимо выбрать удобное расписание для подготовки (дни недели, время начала занятия, продолжительность) и неуклонно ему следовать. Во время самостоятельной подготовки ничего не должно отвлекать от работы, важно рационально организовать рабочее место, обеспечить хорошее освещение и благоприятное влияние прочих факторов. Обращаем внимание, что несистемные занятия (например, разбор большого объема заданий на каникулах) всегда менее эффективны, чем регулярные занятия по расписанию.

Решение различных экзаменационных заданий

При подготовке необходимо главным образом решать задания ЕГЭ соответствующего года. В первую очередь рекомендуем выбирать материалы с пометками «допущено ФИПИ», «составлено экспертами ФИПИ» и т.д. Данные пометки, возможно, влияют на свободную конкуренцию на рынке учебных пособий, но опыт показывает, что подобные варианты в большей степени близки к материалам реальных заданий ЕГЭ, чем в случае других изданий. Вместе с тем следует отметить, что при подготовке следует решать различные материалы ЕГЭ, в том числе пособия прошлых лет, задания, не присутствующие в текущих материалах экзамена, а также расчетные задачи и задания из сборников, не связанных с форматом ЕГЭ, в том числе задания повышенной сложности и задания олимпиад различного уровня. Очевидно, данные задания не должны преобладать при подготовке к экзамену по химии, но они будут способствовать развитию творческих навыков решения задач различной сложности, повышению уверенности участника ЕГЭ в собственных силах, приобретению «иммунитета» экзаменуемого в случае нестандартного задания на экзамене.

Пристальное внимание к собственным ошибкам

Необходимо с особой осторожностью относиться к допускаемым ошибкам при решении экзаменационных заданий. Следует определять причину каждой допущенной ошибки. Необходимо отличать ошибки, допущенные случайно (например, единичная ошибка арифметического действия), или ошибки, обусловленные невнимательностью (причины данных ошибок тоже нужно анализировать), от ошибок, связанных с пробелами знаний, неправильным пониманием закономерностей, неверно заученными свойствами и реакциями. Последний вид ошибок требует детальной проработки, повторения теоретического материала. Рекомендуем придерживаться следующего принципа: лучше провести дополнительную работу над ошибками, выявленными на этапе подготовки, чем допустить ошибку на экзамене. Дополнительно советуем ознакомиться с пособием «Добротин Д.Ю., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии. М., 2019» (данное пособие публикуется ФИПИ ежегодно).

Тщательное изучение свойств и реакций неорганических и органических соединений

Отдельно хотелось бы остановиться на блоке заданий, связанных со свойствами и реакциями неорганических и органических соединений, которые неизменно вызывают значительные затруднения у участников ЕГЭ. Вероятно, именно многообразие свойств и реакций, наличие различных частностей, особенностей и исключений обуславливают сложность усвоения данного материала. В свою очередь, это приводит к тому, что у экзаменуемых зачастую не выстраивается стройная система генетических связей соединений, имеется определенная степень неуверенности при решении подобных заданий. По нашему опыту, для повышения результативности выполнения данных заданий ЕГЭ в стратегии подготовки к экзамену надо предусмотреть периодическое, многократное повторение теоретических разделов неорганической и органической химии. Безусловно, число повторений за время подготовки индивидуально для каждого участника ЕГЭ по химии и зависит от исходного уровня знаний. В результате подобного подхода свойства и реакции соединений от повторения к повторению запоминаются в большей степени, проясняется и дополняется общая система закономерностей свойств соединений. В идеальном случае экзаменуемый должен свободно владеть материалом данных разделов, безошибочно указывать продукты реакции по известным реагентам, без затруднений воспроизводить условия реакций, перечислять свойства рассматриваемых соединений.

Прочие рекомендации

Решение задач следует вести в письменном виде. Не стоит записывать решения на черновиках и отдельных листках. Записи следует вести в общей тетради.

При решении заданий полезно записывать уравнения реакций (даже если это не предусмотрено заданием).

Все новые реакции и свойства веществ следует сразу выписывать, не оставляя на потом. Новый материал следует выделять цветом, приклеивать стикеры и т.д. Периодически к отмеченным записям следует возвращаться для повторения.

При решении заданий под рукой всегда должны быть следующие материалы: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов).

Желаем Вам плодотворной подготовки и удачи на экзамене!

chemexam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *