Как связываются предложения в тексте – Определение в русском языке: функции и выражения, способы связи предложений, примеры

Способы связи предложений в тексте

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Способы связи предложений в тексте

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:

  • тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
  • тексты с параллельной связью;
  • тексты с присоединительной связью.

При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.

Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.

При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.

Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.

Присоединительная связь предложений в тексте  — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.

Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

План текста-рассуждения

План текста-описания

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Диалог

Способы сжатия текста

Памятки

Правило встречается в следующих упражнениях:

7 класс

Упражнение 328, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 388, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 390, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 391, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Средства связи предложений в тексте

Эта статья посвящена такому понятию, как средства связи предложений. Связанные предложения образуют текст. Поэтому для того, чтобы лучше разобраться в данной теме, прежде всего необходимо определить само понятие «текст». С этого и начнем.

Что такое текст?

Текст представляет собой произведение речи, которое состоит из ряда объединенных общей структурой и смыслом и расположенных в той или иной последовательности предложений. Он может иметь передающий основную мысль и тему высказывания заголовок. Ведущая тема в большом тексте распадается на несколько микротем, которым соответствует обычно абзац. Связность является важной особенностью текста. Следующее предложение всегда строится на основе предыдущего.

Признаки текста

Можно выделить следующие признаки текста:

  • наличие основной мысли и темы;
  • возможность или наличие заголовка;
  • обязательная смысловая связь между его предложениями;
  • наличие их последовательности;
  • применение различных языковых средств связи между отдельными предложениями.

Все эти признаки обязательно должны присутствовать для того, чтобы можно было говорить о том, что перед нами текст.

Разные средства связи в тексте

Разные средства связи предложений служат для того, чтобы текст достиг грамматической и смысловой связанности. Их делят на синтаксические, морфологические и лексические. Остановимся более подробно на каждом из них.

Лексические средства связи предложений

  1. Слова, принадлежащие к одной тематической группе. Например: «Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле».
  2. Лексические повторы (то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление однокоренных. Это повторение выражения или слова. В речи данный прием используется как яркое и популярное средство выразительности. Оно служит для достижения связности и точности текста, позволяет сохранить на всем его протяжении единство темы. В разных жанрах и стилях лексические повторы по-разному употребляются. Так, для официально-деловых и научных текстов это основное средство для создания связности. Описание также довольно часто использует повторы. Пример можно привести следующий: «Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания».
  3. Синонимические замены и синонимы (включая контекстуальные, описательные и синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения). Обычно эти средства связи предложений используются тогда, когда необходима образность, красочность речи: в стиле художественной или публицистической литературы. Пример: «Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи». Они могут связывать не только отдельные предложения, но и выступать как средства связи в сложном предложении, чтобы избежать повторов.
  4. Антонимы (включая и контекстуальные). Пример: «Друг спорит. Недруг же поддакивает».
  5. Словосочетания и слова со значением определенных логических связей, а также резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из этого следует и прочие. Пример: «Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд».

Морфологические средства связи

  1. Частицы, союзные слова и союзы в начале предложений. Пример, где используется это средство связи между предложениями: «Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло».
  2. Использование указательных, личных (в третьем лице) и других местоимений в качестве замены слов предыдущего предложения: «Человеку по наследству не передается язык. Появляется он только в процессе межличностного общения».
  3. Употребление наречий места и времени, которые могут относиться по смыслу сразу к нескольким предложениям. Они выступают при этом как самостоятельные. Пример, где используются подобные средства связи слов в предложении: «Справа виднелось озеро. Блестели его воды. Небольшие рощи зеленели. Везде здесь вас ждало спокойствие и тишина».
  4. Единство различных временных форм употребляющихся в тексте глаголов-сказуемых. Пример, где используется это средство связи между предложениями: «Неожиданно наступила ночь. Стало очень темно. Загорелись звезды на небе».
  5. Использование наречий и различных степеней сравнения прилагательных. Пример: «Место было замечательное. Лучше было нельзя и придумать» или «Мы взобрались на гору. Выше уже не было ничего в округе».

Синтаксические средства связи

  1. Синтаксический параллелизм, который предполагает наличие одинакового порядка слов, а также морфологической оформленности определенных членов предложений, стоящих рядом. Пример: «Детство — беззаботное время. Зрелость — серьезная пора». Еще один пример: «Прошел последний день, оставшийся до Рождества. Наступила ясная зимняя ночь. Поднялся месяц величаво на небо, чтобы посветить всему миру и добрым людям». Заметим, что все три эти предложения строятся по схеме «подлежащее + сказуемое». Текст благодаря такому приему, как синтаксический параллелизм, становится точным, «стройным» с точки зрения структуры. Одинаковое расположение соответствующих членов, кроме того, структурирует сообщаемую информацию и помогает нам установить связи между отдельными явлениями. Синтаксический параллелизм встречается в тексте довольно часто, однако не следует его специально «придумывать»: он «виден» традиционно посредством одинаковых форм. Синтаксический параллелизм используется и как средство связи в сложном предложении между его частями.
  2. Парцелляция (то есть деление) различных конструкций, изъятие какой-либо части из предложения и ее оформление (после точки) в качестве отдельного, самостоятельного неполного. «Любить свою страну — это значит жить одной жизнью с нею. Страдать, когда ей тяжело. Радоваться, когда у Родины праздник».
  3. Использование в тексте неполных предложений. Пример: «Знаете ли вы, о чем мы рассуждали? О живописи, музыке, литературе».
  4. Использование вводных предложений и слов, риторических вопросов, обращений. Пример: «Необходимо, во-первых, выяснить, что же важнее всего именно сейчас. Во-вторых, следует начать действовать незамедлительно».
  5. Использование обратного либо прямого порядка слов. «Я приеду утром. Приеду я, чтобы увидеть тебя».
  6. В тексте, помимо указанных, могут использоваться также ассоциативные или семантические связи частей.

Указанные средства связи предложений не являются строго обязательными. Использование их зависит от формы повествования, особенностей авторского стиля, содержания темы. Объединение может быть не только контактным, но также и дистантным (могут связываться и предложения, удаленные друг от друга). Следует отличать средства от указанных и средства связи частей сложного предложения. Они могут отличаться, но могут и совпадать с теми, что используются в простых. В частности, сложноподчиненные предложения средства связи часто используют такие, как союзы и союзные слова. Они же употребляются и для объединения простых предложений, хотя реже.

Способы связи предложений в тексте

Продолжим раскрывать интересующую нас тему. Отметим, что способы и средства связи предложений — разные понятия. Мы рассмотрели различные средства. Перейдем теперь к способам (иначе их называют видами). Их существует два: параллельная и цепная связь. Рассмотрим более подробно каждый из способов.

Цепная связь

Цепная (то есть последовательная) отражает развитие события, действия, мысли последовательно. В текстах с данной связью предложение соотносится со словосочетаниями и словами предшествующего: они как бы между собой сцепляются. В каждом предыдущем «новое» становится «данным» для предложения, следующего за ним.

Средствами данного вида связи обычно являются синонимические замены, повторы, союзы, местоимения, семантические ассоциации и соответствия. Он используется в русском языке во всех стилях. Это самый распространенный, самый массовый способ соединения в тексте предложений.

Пример: «Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым».

Параллельная связь

Параллельная связь присутствует тогда, когда предложения противопоставляются или сопоставляются между собой, а не связываются. Она основывается на похожих или одинаковых по структуре, то есть параллельных конструкциях, в которых употребляются обычно одинаковые по виду и времени глаголы-сказуемые.

Первое предложение во многих текстах, где присутствует параллельная связь, становится для всех последующих «данным». Они развивают и конкретизируют мысль, которая выражается в нем («данное» при этом во всех предложениях оказывается одинаковым, естественно, кроме первого).

Основные средства, использующиеся при параллельной связи: вводные слова (наконец, во-первых и др.), синтаксический параллелизм, наречия времени и места (сначала, там, слева, справа и др.). Она используется чаще всего в повествовании и описании.

Пример: «Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими нашей земли».

Заключение

Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели различные способы и средства связи предложений, которые используются в тексте для того, чтобы составить некоторое единство. Конечно, перечисленные нами явления не охватывают всего многообразия. Кроме того, часто бывает так, что в текстах используются одновременно средства, принадлежащие к различным уровням.

Конспект «Как связываются предложения в тексте»

Тема урока: Как связываются предложения в тексте. Цепная связь. Параллельная связь.

(Урок №13).

Цели урока:

Обучающие:

— познакомить с личностью Г.Я. Солганик;

— познакомить с понятием цепная связь предложений.

Развивающие:

— развить навык аналитической работы с текстом

Воспитательные:

— воспитать интерес к аналитической работе с текстом.

Оборудование: проектор, учебник, тетрадь.

План урока:

  1. Вводное слово. Заполнение журнала.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Новая тема.

  4. Закрепление новой темы.

  5. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока:

(Слайд №2) В книге «От слова к слову» Григорий Яковлевич Солганик рассказал следующую историю: (Слайд №3)

Однажды писатель Константин Паустовский принес свое первое произведение уже известному тогда писателю Исааку Бабелю. Повесть была написана от руки в единственном экземпляре, так как у молодого автора не было денег на машинистку. Через некоторое время Паустовский с ужасом узнал, сто рукопись потеряна. И он решился на отчаянный шаг: стал писать ее заново. К великому удивлению автора, текст стал восстанавливаться как бы сам собой; фразы (т.е. предложения) цеплялись одна за другую, и нить повести стала распутываться легко и быстро.

Когда работа была завершена, в дом ворвался сияющий Бабель и с порога крикнул, что пропажа нашлась. Писатели серили обе рукописи, и оказалось, что вторая почти точно повторяет первую

При первой мысли нам может показаться, что у Константина Паустовского просто прекрасная память, и это, безусловно, так. Но у памяти были помощники. Заключается эта помощь в особенностях построения самого текста, соединения его частей.

Мы уже знаем, что предложения в тексте не живут сами по себе. Предложения с помощью сцеплений объединяются в смысловые группы, чтобы выражать какую-то мысль. Чтобы в этом убедиться, попробуем самостоятельно выявить смысловые группы в тексте:

(Слайд №4).

Редкий случай

Однажды на Волге произошел исключительно редкий случай.

Большой орел стремительно спустился на воду и что-то схватил. Он попытался быстро подняться над водой и не смог. Беспомощно махая крыльями, орел поплыл по Волге. Некоторые наблюдатели полагали, что он от удара от воду повредил крылья. Другие – что кто-то схватил его из воды.

Рыбаки изловили орла, и вот что оказалось: орел вкогтился в огромную белугу. Хищная птица и рыба оказались ровными по силе. Орел не был в состоянии ни поднять рыбу, ни вытащить из нее свои крючковатые когти. Не лучше было и белуге: она не могла ни освободиться от орла, ни утащить его в воду.

Оба хищника стали добычей рыбаков.

Давайте попробуем выделить эти группы, их здесь 4: (Слайд №5).

  1. Сообщение об исключительности случая, который произошел на Волге.

  2. Рассказ об орле, который что-то схватил в воде, но не мог подняться в воздух.

  3. Рассказ о белуге, с которой орел не смог справиться и которая не могла от него освободиться.

  4. Сообщение о том, что оба хищника стали добычей.

Внутри смысловых групп есть такие предложения, которые крепко связаны друг с другом. Есть особые средства, которые помогают предложениям связываться. Прочитаем предложения и попробуем включить свое воображение: (Слайд №6)

  1. Из широкого горла вазы показалась круглая человеческая голова.

  2. Голова была совершенно круглая и совершено лысая.

  3. Голова огляделась и исчезла.

  4. Голова появилась снова, потом толстые пальцы схватились за край вазы, и наружу с трудом выбрался человек, который был сделан из нескольких шаров.

  5. Голова – шар, пузо – шар, даже его руки были сделаны из шаров.

  6. Больше всего он был похож на перекормленного младенца.

  7. На нем был черный свитер, желтые штаны до колен, а на ногах крепкие башмаки.

  8. Толстяк перевалился через край вазы и съехал на животе по ее округлому боку.

Можем ли мы назвать эти предложения текстом? (да).

Что помогает связываться предложениям? (слово «голова»). (Слайд №7) Это слово употребляется в каждом предложении и таким образом связывает все предложения между собой.

Такой способ связи между связями называется лексическим повтором. (Слайд №8). Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.

С употреблением повторов в речи нужно быть осторожными, потому что чаще всего речь становится некрасивой при частом повторении одного и того же слова, нужно стараться заменять их синонимами.

Теперь вернемся к 4, 6 и 7 предложениям.

Связистами этих предложений являются слова: человек, он, на нем. (Слайд №7). В данным случае существительное заменяется местоимением и осуществляется местоименная замена.

Теперь обратим внимание на предложение 8 в совокупности с теми, которые мы уже рассмотрели. Какие слова помогают связываться этим предложениям? (человек, толстяк). В данном тексте мы можем заметить, как слово толстяк является синонимом слова человек. – это пример синонимичной замены.

Разобранный текст является примером цепной связи предложений, которая схематически выглядит так: (Слайд № 9).

Цепная связь между предложениями предполагает, что каждое последующее высказывание раскрывает смысл предыдущего.

Происходит это с применением:

— лексического повтора;

— синонимов;

— замены слов.

Для закрепления понятия цепной связи выполним упражнение 41. (стр. 43). (Слайд №10).

Слова – «связисты»: дети – у них – им- они, мы – нас. (местоименная замена). Дети – ребята (синонимическая замена). Дети – детям (лексический повтор).

(Слайд №11). Безличные глаголы — глаголы, называющие действие или состояние вне отношения к субъекту действия, представляющие действие как происходящее само собой, независимо от деятеля, т. е. без действующего лица или предмета.

 Безличные глаголы обозначают:

  1. Явления природы: светает, холодаетсмеркается, вьюжит.

  2. Физические или психические состояния живых существ:

    лихорадитвзгрустнулось.

  3. Долженствование или желательность: следуетподобает, надлежит.

  4. Наличие или отсутствие чего-либо: хватаетнедостает.

Безличный глагол: живется.

Итог урока. Домашнее задание: упр. 43.

Как связываются слова в предложении? Что используется для связи слов?

Виды связи между предложениями в тексте: Последовательная Параллельная Ассоциативная (смысловая) Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений. Например: Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков) Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений. При цепном способе связи предложения связываются между собой путём повтора ключевого слова заменой синонимами (в том числе контекстными) повтором членов предложения. Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов. (Л. Колодный) . Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании. Например: Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти» . (М. Кольцов) . В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру. Такой приём называется синтаксическим параллелизмом (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения) . Средства связи предложений в тексте: Лексические: · Лексический повтор. Жил на краю деревни старый Бобыль. Была в Бобыля своя хата и собака. · Синонимическая замена. Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру. · Использование антонимов. Один был высокого роста, другой – роста низкого. · Родовидовые слова. В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз. Морфологические: · Употребление глаголов одного вида и одного времени. Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю. · Местоименная замена, т. е. замена существительного или другой части речи местоимением. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной. · Использование союзов, частиц, вводных слов. Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может. Синтаксические средства связи: · Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения. Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. · Парцелляция – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения. В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.

союзы и предлоги и междометия

ахха) ) ну и вопросы) ) слова связываются наобум))

Средство связи предложений в тексте: разновидности и особенности

В любом тексте, который нам когда-либо приходилось читать, все слова связаны между собой. Если бы это был хаотичный набор знаков, мы бы ничего не смогли разобрать. Однако далеко не всем удается быстро распознать, какое средство связи предложений в тексте выбрал автор. Выясним отличительные признаки каждого из них.

средство связи предложений в тексте

Лексические средства

Когда мы рассказываем какую-нибудь историю, то связываем в нашей речи не только слова. Помимо этого, нам необходимо выстроить сюжетную линию. Для достижения цели мы используем средство связи предложений в тексте. Выделяют их несколько видов. Две самые значимые группы — это лексические и грамматические средства.

Под первыми понимается соединение предложений с помощью слов. Разновидностью такого способа можно назвать синонимию. Например: В поле мы видели красивого коня. Вороной грациозно бежал вдаль. Таким способом мы избавляемся от ненужного повтора и избегаем ошибок.

Следующее средство связи предложений в тексте — использование слов-местоимений. Например: Я часто вспоминаю свое детство. Оно наполнено яркими красками беззаботной жизни.

Еще одним соединением является лексический повтор. С помощью одинаковых слов достигается связь предложений. Например: Как же прекрасно в лесу зимой! Лес — это кладезь свежего воздуха.

наименьшая единица текста

Грамматические средства

Помимо использования слов-заменителей, в русском языке активно привлекаются и другие способы. С помощью морфологических средств предложения связываются в единый текст.

Первое грамматическое средство связи предложений в тексте, которое мы назовем, — использование наречий. С помощью начальных «вдруг», «потом», «сразу» продолжается сюжетная линия. Например: Мы с другом отправились поиграть в футбол. Вдруг началась гроза, и нам пришлось остаться дома.

Следующим средством является единообразие времени и вида глаголов в тексте. Пример: Каждый вечер ученики готовятся к своим урокам. Для этого они повторяют правила.

Одним из самых распространенных грамматических способов является использование союзов. Это самая наименьшая единица текста в нашем языке. С их помощью соединяются не только сами предложения, но и его части, если оно сложное. Разновидностей союзов очень много, но все они выполняют важнейшую функцию: делают наш текст единым целым. Например: Очень бы мне хотелось поехать в летний лагерь. Но мама не позволит из-за плохих оценок.

Союзы

Способов соединения слов в русском языке очень много. Мы используем их, сами того не замечая. К примеру, союзы как средство связи предложений в тексте нам приходится употреблять ежедневно. Это одна из самых продуктивных служебных частей речи.

Делят союзы на два подвида: подчинительные (их больше) и сочинительные. Первые, как правило, используются для соединения двух простых предложений, где одна часть зависит от другой. Вторые же связывают самостоятельные конструкции.

Попробуем соединить два простых предложения с помощью союзов. Наши одноклассники занимаются футболом, (потому что) это полезно для здоровья. Таким образом, из двух простых получилось одно сложноподчиненное.

Еще пример: Я вышел на прогулку (и) солнце освещало двор. Теперь два обычных предложения соединились в одно сложносочиненное при помощи союза.

Таким образом, делаем вывод, что это маленькая, но очень важная часть речи.

союзы как средство связи предложений в тексте

Заключение

Изучив нашу статью, вы сможете самостоятельно выбирать средство связи предложений в тексте. Без этого наша речь станет бедной, прерывистой, непонятной. Грамотный человек всегда корректно соединяет предложения воедино, поэтому любой ваш рассказ будет звучать красиво и интересно. И главное — правильно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *