Как в предложении выделить основу – Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи — Справочник по русскому языку — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Как выделить основу в предложении. Члены предложения

Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно - подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения - Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман . Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман . А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что - сказуемое. Итак, оба они - главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое - глаголом. Например:

Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик - это гриб (существительное + существительное).

Односоставные и двусоставные предложения

Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член - односоставными.

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами

В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния . Загремел гром . Мы идём в кино . А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк . Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. нео

Индивид.карточка "Выдели основу предложения"

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Выдели основу предложения.

1.Саша ловит в реке рыбу.

2. Синичка прилетела к окну.

3. Рыбак поймал большую щуку.

4. Ученик пишет мелом на доске.

Тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки Главные члены предложения

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Фамилия, имя ученика_________________________________________

В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):

1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.

…………………………………………………………………………

Фамилия, имя ученика_________________________________________


Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа  1 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа  2 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

Выделите грамматическую основу в предложения. 1)Хорошо в лесу ранней весной. 2)В Полдень идёшь по тропинке между зазеленевших

Чтобы выделить грамматическую основу в предложении, нужно знать, как ее определить.

Грамматическая основа в предложениях

Каждое предложение имеет главные слова или слово, которые являются его грамматической основой. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого вместе или раздельно. В предложении может быть как только подлежащее или только сказуемое. 

Подлежащее - это главное слово, то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы "кто" и "что". Чаще всего подлежащее является именем существительным, но может быть выражено и другой частью речи. Зачастую подлежащее находится в связке со сказуемым. При письме подлежащее выделяется одной сплошной чертой (подчеркивание).

Сказуемое - это главный член предложения, отвечает на вопрос "что делает" и его производные, обозначает действие подлежащего. Чаще всего сказуемое является глаголом. При письме подчеркивается двойной сплошной линией. 

Чтобы определить грамматическую основу, можно поискать в предложении главное слово, от которого задаются вопросы к другим словам. Как правило, это слово и будет подлежащим. 

Грамматические основы в предложениях

  1. Хорошо в лесу ранней весной. Грамматическая основа - хорошо. Это сказуемое, выраженное словом-состоянием. 
  2. В полдень идёшь по тропинке между зазеленевших деревьев. Грамматическая основа - идешь. Идешь - сказуемое, выраженное глаголом. 
  3. Но что это. Грамматическая основа - это. Слово "это" - подлежащее, выраженное местоимением.
  4. Лес оглашается птичьим гомоном. Грамматическая основа - лес оглашается. Лес - подлежащее, выраженное именем существительным, оглашается - сказуемое, выраженное глаголом.
  5. Это пернатые спешат устроить понадёжнее свои жилища. Грамматическая основа - пернатые спешат. Пернатые - подлежащее, спешат устроить - составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом.
  6. Берегите птиц. Грамматическая основа - берегите. Это сказуемое, выраженное глаголом. 
  7. Не разоряйте их гнёзда. Грамматическая основа - не разоряйте. Это сказуемое, выраженное глаголом с отрицательной частицей "не". 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *