Как в словах выделять корень в – «Что такое корень слова. Роль корня в слове. Как выделить корень в слове.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

«выделить» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)

Схема разбора по составу выделить:

выделить

Разбор слова по составу.

Состав слова «выделить»:

Приставка слова выделить

Приставка — вы

Корень слова выделить

Корень — дел

Суффикс слова выделить

Суффикс — и,ть

Окончание слова выделить

Окончание — нулевое окончание.

Основа слова выделить

Основа — выдели

Соединительная гласная: отсутствует

Пocтфикc: отсутствует

Морфемы — части слова выделить

выделить

Подробный paзбop cлoва выделить пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa выделить, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).

  • Морфемы схема: вы/дел/и/ть
  • Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/суффикс
  • Схема (конструкция) слова выделить по составу: приставка вы + корень дел + суффикс и + суффикс ть
  • Список морфем в слове выделить:
    • вы — приставка
    • дел — корень
    • и — суффикс
    • ть — суффикс
  • Bиды мopфeм и их количество в слове выделить:
    • пpиcтaвкa: вы — 1
    • кopeнь: дел — 1
    • coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует — 0
    • cyффикc: и,ть — 2
    • пocтфикc: отсутствует — 0
    • oкoнчaниe: нулевое окончание. — 0

Bceгo морфем в cлoвe: 4.

Словообразовательный разбор слова выделить

  • Основа слова: выдели ;
  • Словообразовательные аффиксы: приставка вы, суффикс и,ть, постфикс отсутствует;
  • Словообразование: ○ приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный;
  • Способ образования: производное, так как образовано 1 (одним) способом.
Крутой тест для тебя!Тесты по русскому языку.Пройти >>

См. также в других словарях:

Морфемный разбор слова выделить

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова выделить делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова – это первый шаг;
  • второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для выделить (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.

Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.

«выделение» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)

Схема разбора по составу выделение:

выделение

Разбор слова по составу.

Состав слова «выделение»:

Приставка слова выделение

Приставка — вы

Корень слова выделение

Корень — дел

Суффикс слова выделение

Суффикс — ени

Окончание слова выделение

Окончание — е

Основа слова выделение

Основа — выделени

Соединительная гласная: отсутствует

Пocтфикc: отсутствует

Морфемы — части слова выделение

выделение

Подробный paзбop cлoва выделение пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa выделение, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).

  • Морфемы схема: вы/дел/ени/е
  • Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/окончание
  • Схема (конструкция) слова выделение по составу: приставка вы + корень дел + суффикс ени + окончание е
  • Список морфем в слове выделение:
    • вы — приставка
    • дел — корень
    • ени — суффикс
    • е — окончание
  • Bиды мopфeм и их количество в слове выделение:
    • пpиcтaвкa: вы — 1
    • кopeнь: дел — 1
    • coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует — 0
    • cyффикc: ени — 1
    • пocтфикc: отсутствует — 0
    • oкoнчaниe: е — 1

Bceгo морфем в cлoвe: 4.

Словообразовательный разбор слова выделение

  • Основа слова: выделени ;
  • Словообразовательные аффиксы: приставка вы, суффикс ени, постфикс отсутствует;
  • Словообразование: ○ приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный;
  • Способ образования: производное, так как образовано 1 (одним) способом.
Крутой тест для тебя!Тесты по русскому языку.Пройти >>

См. также в других словарях:

Морфемный разбор слова выделение

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова выделение делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова – это первый шаг;
  • второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для выделение (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.

Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.

Как выделить в слове корень

Невозможно положительно выделить корень слова, не осознав его толк. В нашей повседневной речи много слов, в которых легко выделить корень. А есть слова, которые имеют древние корни. Дабы разобраться в их составе, нужно осознать и их значение.

Инструкция

1. Корень – основная важная часть слова, его центр. Во многих случаях искания корня не требуются, так как слово состоит только из корня: стол, день. Но бывает, что слово “обрастает” приставками и суффиксами, так как корень служит для образования однокоренных слов. Однокоренные слова обязаны иметь не только идентичное написание, но и иметь всеобщее в лексическом значении. Скажем, слово “белый” и “белка” не будут однокоренными, так как у них нет ничего всеобщего в лексическом значении. У слова “белый” корень БЕЛ-, а у слова белка БЕЛК-. Подтвердить это примитивно, надобно каждого лишь подобрать однокоренные слова. БЕЛЫЙ – белеть, беловатый, белизна. БЕЛКА – бельчонок, беличий.

2. Частенько трудность вызывают слова, корень в которых велико запрятан среди приставок и суффиксов. Как ребёнку обнаружить корень в словах “наслаждаться”, “прекрасный”, “ощущение”, “земляника”, “малина”, “бить”, “преподавательница”, “обаятельный”? Дабы верно выделить корень в таких словах, нужно знать этимологию, то есть происхождение слова. лово “наслаждаться” случилось от слова “приторный”, значит, корень – СЛАЖД-. Увлекательная история у слова “ощущение”. В старину всякий владелец метил скотину, выжигая тавро на теле коня либо коровы. Для этого раскалённым в печи железом дотрагивались до звериного и держали, пока на теле его не оставался знак, тот, что не исчезал всю жизнь. И так пекло обожжённое место, что корень -ПЕЧ- тут будет обоснованным. Слово “земляника” случилось от слова “земля”, так как на земле подросла. Корень -ЗЕМЛ-. Вы думаете, что малину малиной назвали, так как крошечная? Совсем нет. У слова “малина” корень -МАЛИН-. Этимология этого слова еще загадка для нас, следственно корень надобно примитивно выучить.В слове “преподавательница” корень -ДА-, чай она даёт познания (от слова “дать”).Обаятельным человеком называли такого, тот, что может баять, то есть говорить прекрасно (корень -БА-).

3. Какой корень в слове “бить”? -БИ-. Был такой предмет в старину: било. Применялось оно для сбора людей на пожар либо по другому срочному делу. Да и теперь взамен этого предмета зачастую применяют то кусок рельса, то вагонный буфер. От этого слова возникли другие: битва (-БИ-), бойня (-БОЙ-), прибой (-БОЙ-), воин (-БО-), бивень (-БИ-). Трудно разыскать корень в этих словах потому, что корень тут с чередованием гласных, с беглым согласным и хитроумным И коротким (й).

4. В совокупности ряде случаев сложно определить корень слова, следственно обращайтесь к словарям. Особенно распространенным является Школьный общеобразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.

С необходимостью нахождения корня в слове учащиеся сталкиваются при выполнении морфемного разбора либо в итоге проверки его написания при подборе однокоренных слов. Не все школьники обладают в совершенстве навыком определения корня. Как же обучиться выделять основную часть

слова ?

Инструкция

1. Раньше каждого, вы обязаны знать, что корень – это исключительная непременная часть слова . Без приставки, суффикса и даже без окончания слова могут существовать. Без корня – нет.Обратите внимание на то, что, когда вы будете исполнять морфемный разбор слова , корень следует обозначать в последнюю очередь, позже приставок, суффиксов и т.д.

2. Помните, что корень – это всеобщая часть всех родных слов. Следственно, первое, с чего нужно начать нахождение корня слова – это составление цепочки однокоренных слов.Когда вы подберете довольное число родных слов, выделите их всеобщую часть, т.е.

корень .Но имейте в виду, что бывают обстановки, когда основная важная часть в этих слова х будет иметь несколько другой вид. Это дозволено увидеть на примере слов “несу” и “носить”. Обратите внимание, что в одном случае будет корень “нес”, а в ином – “нос”. Протекать сходственное может, если появляется чередование при изменении грамматической формы либо при подборе родных слов. В данном случае “е” чередуется с “о”.

3. Еще с исходных классов школьники знают, что в корне заключено всеобщее значение всех однокоренных слов. Но вы обязаны также помнить, что в русском языке есть слова с идентичным корнем, но в то же время не являющиеся родными. Если вы испробуете выделить основную важную часть в слова х “водяной” и “шофер”, то увидите, что она идентична – “вод”. Но эти слова невозможно считать родными.Помните, что при обозначении корня вы обязаны также обращать внимание и на лексическое значение, заключенное в нем.

4. Знайте, что вам могут встретиться слова не с одним, а сразу с несколькими корнями. Скажем, в слове “пешеход” сразу два корня – “пеш” и “ход”, которые связаны соединительной гласной “е”. А в слове “землетрясение”, которое образовано путем сложения от слов “земля” и “тряска”, – корни “земл” и “тряс”.Изменяйте форму слова , подбирайте родные, и вы без труда сумеете определить корень в всякий обстановки.

Корень – центральная морфема, которая непременно присутствует в всяком слове . Он выражает основное лексическое значение и является всеобщей частью родных слов. В русском языке зафиксировано больше 4000 корневых морфем, список которых непрерывно пополняется. Корни не закреплены за частями речи, они несут смысловую информацию о слове .

Инструкция

1. Дабы обнаружить корень в составе слова, подберите к нему родные (однокоренные) слова и выделите в них всеобщую часть. Скажем, «лесничество – лесник – лесок – лес». Всеобщая морфема у этих слов – «лес», которая и является корнем. Однокоренные слова могут относиться как к одной части речи, так и к различным: «старик – старость – старец», «ветхий – постареть – старуха – по-стариковски». В итоге подбора родных слов, выдается корень «-ветх-».

2. Обратите внимание на корни, совпадающие по звучанию, но абсолютно различные по значению. Их называют омонимичными. Скажем, в словах «гора – горный – гористый» (корень «–гор-»), также как и в словах «гореть – угореть – загореть – перегореть». Эти корни безусловно идентично произносятся, но лексическое значение у них разнится, следственно слова первой и 2-й групп однокоренными не являются.

3. Некоторые корни при подборе родных слов выдаются легко, но при этом в «свободном» виде (корень + окончание) никогда не встречаются. Они присутствуют в словах только в сочетании с аффиксами (приставками и суффиксами) либо другими корнями: «-де-» – «одеть – надеть – переодеть»; «-ня-» – «занять – отнять – снять – перенять»; «-пт-» – «птица – пташка – птенец»; «-сяг-» – «присяга – посягать», «-у-» – «обуть – разуть»; «-ул-» – «улица – проулок – закоулок – переулок»; «-й-» – «пойти – войти- перейти- зайти».

4. В русском языке есть одно слово даже с нулевым корнем – «вы-нуть». При подборе однокоренных слов, он чередуется с морфемой «-ним-» – «вынуть – вынимать».

5. Имейте в виду, что при образовании новых слов и форм в корнях допустимы чередования звуков. В итоге этого образуются варианты одного корня: «умолять – спрашивать – умоляю». Тут в корне «-прос-» имеются чередования согласных с/ш и гласных о/а.

6. В трудных словах бывает два и больше корней: «водонос – водопад – водосброс – водолей- водолаз – водохранилище». Зачастую в таких словах встречаются корни в усеченном виде: «корпункт – кор(респонтентский) пункт».

Видео по теме

Обратите внимание!
Если в родных словах происходит чередование в корне одного согласного с двумя, то они входят в состав корня: «любить – люблю», «слепой – ослепление» («л» в этих примерах не является суффиксом, а входит в корневую морфему).

В любом языке нереально представить себе слово, не имеющее корня. Есть и слова, состоящие только из корня: бор, дом, кол. Другие морфемы носят вспомогательную, дополняющую функцию, и только в корне заключено значение.


Корень в языкознании – это часть слова либо морфема, в которой заключено значение слова, его понятийное зерно. Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют независимого значения. Они только добавляют к основному значению добавочные оттенки. Обладающий русским языком очаровательно осознает, что «хвостик» – это вовсе не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в ином случае речь идет об одной и той же части тела звериного, т.к. корень у этих слов всеобщий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие идентичный корень, именуются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к различным (пуск – пускать – пусковой).

Трудные слова

Один корень в слове есть непременно. Но бывают слова, состоящие из 2-х корней. Такие слова именуются трудными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся идентично, но значения они имеют различные. Таковы корни у омонимов – слов идентичных по написанию, но различных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «адаптация для открывания двери, отмычка» пишутся идентично, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, скажем, «ключевая (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные либо согласные звуки в одном и том же корне в различных однокоренных словах пишутся по-различному, чередуются, скажем «бег – бежать» либо «положить – прилагательное». Осознать, как именно пишется корень в том либо другом слове, помогают правила. Изредка это зависит находится гласная под ударением, либо нет (загар – загорелый), изредка от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, скажем макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, протекающими в языке (историческое чередование) либо особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В итоге изменений в языке некоторые корни «срослись» с приставками, суффиксами. В таких словах дозволено выделить исторический (этимологический) корень и теперешний, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», теперешний – «завод». Такие корни именуются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, именуются свободными – таких в русском языке множество.

Видео по теме

Обратите внимание!
В слове могут протекать фонетические процессы: чередование гласных и согласных, чередование одного звука с двумя, могут возникнуть беглые гласные.

Полезный совет
Подберите однокоренные слова.Определите лексическое значение слова.Дабы осознать слово, “открепите” от него приставки и суффиксы.

Как найти корень в слове?

Кореньэто общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными). Так, в словах вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ой, под-вод-н-ый, под-вод­ник корень -вод- является общей частью родственных слов. Слова служебных частей речи состоят только из корней: в, для, через, только, но, под, или, либо, уже.

Некоторые корни могут существовать в языке в свободном виде, а некоторые — только в сочетании с другими морфемами. Например, корень -пут- в словах спутник, путёвка  выступает в сочетании с другими морфемами (с-, -ник-; -ёвк), но может быть и самостоятельным словом путь. Выступая самостоятельно, такие корни сопровождаются только словоизменительным элементом — окончанием. Корни в словах с-ня-ть — от-ня-ть — раз-ня-ть, при-вык-ну-ть — от-вык-а-ть не существуют в языке самостоятель­но. Они могут выступать только в сочетании с другими значимыми морфемами.

Во многих словах в современном русском языке приставки и суффиксы «срослись» с корнем и как самостоятельные морфемы не выделяются: заводской, забвение, западный, убожество, торжество, печалиться и т. д.

В слове может быть один корень (вода, земля, мороз, устойчивый, убирать, падать), а может быть несколько. Слова с несколькими корнями называются сложными (водопад, землеуборочный, морозоустойчивый, плащ-палатка, платье-костюм).

В корне слова может происходить чередование звуков, т.е. замена одного звука другим в разных формах одного и того же слова либо в родственных словах. В корне слова могут чередоваться:

1) гласные: гореть — загар (о//а), растереть — растирать (е//и), высохнуть — высыхать (о//ы);

2) гласные с нулём звука: сон — сна, день — дня;

3) согласные: друг — дружить — друзья (г//ж//з), носить — ношу (с//ш);

4) согласные с сочетаниями согласных: доска — дощечка — досточка (ск//щ//ст), ходить — хождение (д//жд);

5) гласный с сочетанием гласного и согласного: снять —снимать (я//им), сжать — пожинать (а//ин).

Чтобы правильно выделить корень, нужно:

1) выяснить лексическое значение слова;

2) подобрать однокоренные (родственные) слова;

3) определить общую часть этих слов.

А теперь потренируйтесь в нахождении корня в однокоренных словах. Щелкните мышкой по картинке:


Упражнения и задания по теме: «Корень. Однокоренные слова»

Упражнения и задания по теме: «Корень. Однокоренные слова»

Задание 1. Спишите. Выделите корень.

  1. Цвет, цветной, цветут.

Лёд, ледяной, леденеет.

Грусть, грустный, грустить.

2.Газетчик, лётчик, грузчик, ракетчик.

Носик, дворик, домик, столик.

Лесник, сапожник, маленький, осенний, зимний.

  1. Полёт, побег, поход. Записал, зарисовал. Списал, сделал, сбежал. Вынес, отнёс.

— Какие слова называются однокоренными? Обозначьте, какой частью речи является каждое слово.

Задание 2.Выпишите слова, состоящие только из корня.

  1. Север, утро, даль, мороз, урок, хлеб, карта, град.

  2. Радость, дуб, ум, окно, овраги, спорт.

— Подберите к записанным словам однокоренные прилагательные. Выделите корень.

Задание 3. Допишите к данным словам по образцу однокоренные слова. Выделите корень.

  1. Образец: ночь, ночной, ночует.

Крик, зелень, грозы.

Дело, вечер, боль.

Лень, треск, вред.

  1. Образец: синий- синенький

Белый, жёлтый, высокий, быстрый.

Тёплый, узкий, низкий, чистый.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень.

Козлик, к_за,  к_зёл,  к_озлёнок.  

Мёд, м_довый, м_док,  м_довик.

Задание 5 Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь.

Задание 6. Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.
В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.

Задание 7. Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе- ___________________________
Мастер по приготовлению пищи — _______________________________
Большая ложка для разливания супа — ____________________________

Задание 8. Подчеркни однокоренные слова.

Водичка, мороз, медведь, дом, морозный, столовая, заморозки, школьник, лист, заморозил.

Задание 9. Вычеркни из каждого ряда «лишнее» слово.

  1. Рябина, рябинка, рябой, рябиновый.

  2. Белка, беленький, белить, побелка.

  3. Крылья, крылатый, окрылить, крытый.

  4. Лось, лоскут, лосиный, лосёнок.

  5. Горный, горка, городок, гора

Задание 10. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова. 
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит.     (осина)

Задание 11. Запишите от каких слов образованы данные слова. Выделите корень.

Сосняк — _____________________

грибник — ____________________

тракторист — __________________

моряк — ______________________

росинка — ________________

Задание 12. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

    Проплясали по сн_гам

    Снежные метели.

    Сн_гири  сн_говикам

    Песню просв_стели.

Задание 13. Запиши текст. Подчеркни однокоренные слова.

    В лесу часто можно услышать барабанную дробь дятла. Барабанит он свои собственным носом. А вместо барабана у него —  сухое дерево

Задание 14. Выдели в словах корень синим цветом, а окончания -красным.

трава, траву, травой, траве

дождь, дожди, дождём, дождя

лисичка, лисичкой, лисичке, лисичку

Задание 15. Составьте предложения из слов. Запишите. Найдите однокоренные слова и выделите корень.

Леса, около, избушка, стоит, лесника. Часы, часовщик, старые, починил.

Урок русского языка «Корень как часть слова» 2 класс

Ход урока

Деятельность учащихся

1

Организационный момент. (1 мин)

1.Психологический настрой.
Весёлый прозвенел звонок, позвал ребят он на урок.

-Здравствуйте , ребята, садитесь.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Заходя в этот класс на урок.
Голосистою птицей весёлой 
Заливается школьный звонок.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Поделитесь, ребята, улыбкой,
Чтоб ответную искру зажечь.
-Подарите свои красивые улыбки друг другу.

Подготовка к работе.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

2

3

Каллиграфическая минутка (2 мин)

Словарно-орфографическая работа (3-5 мин)

1. Определение темы минутки чистописания:

-Начинаем наш урок с минутки чистописания.

Приготовьте рабочее поле, запишите число, классная работа.

-Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, отгадав загадку:

Кошка, миленькая кошка, 
Поиграем с ней немножко,
С кошкой мы, наверняка,
Не забудем букву …

-Какие звуки обозначает буква К?

-Составьте слова с буквой К в начале слова, в середине слова.

2. Контроль и оценка выполнения работы:

-Пропишите заглавную и строчную букву К к до конца рабочей строки.

— Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите. Слайд 1

Знакомство с новым словарным словом «корзина».

Ребята, а я то же загадала вам слово на букву К

Логическое задание

Отгадайте загадку.

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её не тяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?

КОРЗИНА Слайд 2

Что такое «корзина»? (ответы учащихся)

— Ребята, а где мы можем найти ответ на этот вопрос? (словарь, интернет, спросить у взрослых)

Этимологическая справка (уч-ся ищет ответ в словаре и читает словарную статью)

Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

Придумайте предложение со словом КОРЗИНА

(ответы учащихся)

Работа в тетрадях (минутка чистописания), самооценка учащихся своей деятельности

Поиск ответа в толковом словаре

Составление предложений со словом корзина

4

5

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

(4 мин)

Открытие «нового знания»

3. Открытие новых знаний

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны родного языка.

-Посмотрите внимательно на экран и скажите кого вы видите? ( мама, папа, дети) Слайд 3

— Как их можно назвать одним словом? (семья)

— Каково значение слова семья? (в интернете)

-Как дети не могут жить без родителей, так и дерево не может жить без корней.

Слайд 4

— Тему нашего урока узнаем, если прочтём слова, написаные через одну букву:

А К Л О Ц Р В Е С Н Я Ь нкоатк мчпавсртль всрлфоквна- КОРЕНЬ как часть слова.

— Получается, что без корня деревце жить не сможет.

Так и в русском языке у слова есть часть слова, которая называется корень. Без него слово не сможет существовать.

На доске появляется карточка:

КОРЕНЬ

— Какова тема нашего урока?

ТЕМА: Корень- как часть слова. Слайд 5

— Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковый корень? (Однокоренные или родственные)

Родственные слова Слайд 6

Давным — давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова — веточки и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня — папы, то ещё их называли родственными.

Вывод: делают дети: Общую часть родственных слов называют КОРНЕМ.

Обозначается корень вот так:

4. Первичное закрепление изученного.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик — словом.

Это слово,

Слово — корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

— Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их назовём и запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

Рассада, посадка, садовый, садовник.

— Прочитайте только корень -сад-.

Вам понятно значение этого слова?

Какой вывод отсюда следует?

БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Откройте учебник на странице 81 прочитайте правило, что называется корнем.

Вывод: корень-Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

Слайд 7

Физкультминутка

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснёт.

Работа в парах, работа у доски

Выделение корня в словах

6

Первичное закрепление нового материала (13 мин)

1. Выполнение заданий учебника

— Прочитайте слова под картинками на странице 81. Что объединяет эти слова? Слайд 8

— Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова?

(Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой)

2. Выполнение упр.1.

— Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.

Работу выполняем по рядам:

1 ряд — 1-2 строчки

Гриб — грибок — грибник (Общая часть — гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)

Город — городок — пригород (Общая часть — город, это корень слов. Слова являются родственными.)

2 ряд -3-4 строчки

Правда — правдивый — неправда (Общая часть — правд, это корень слов. Слова являются родственными.)

Лес — лесной — лесок (Общая часть — лес, это корень слов. Слова являются родственными.)

3 ряд- 5-6 строчки

Бросить — бросок — выбросить (Общая часть — брос, это корень слов. Слова являются родственными.)

Трава — травяной — травушка (Общая часть — трав, это корень слов. Слова являются родственными.)

-Проверим вашу работу. Слайд 9

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

Физкультминутка для глаз

Слайд 10

Игра «Третий лишний» (работа в паре) Слайд 11

Учитель. У вас на парте лежит карточка № 1 с заданием. Ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку однокоренных слов в тетрадь и выделите корень.

1 ряд.

Желток, железо, желтый, желтеть.

Носильщик, нос, носовой, носатый.

2 ряд.

Часовщик, часть, час, часики.

Печурка, печать, печка, выпечка.

3 ряд.

Циркуль, циркач, цирк, цирковой.

Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница.

Проверка.

Выполним упр.3. учитель читает текст.

Ребята, нам необходимо найти однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работа в тетрадях и у доски с использованием инструкции

9

Рефлексия деятельности. Итог урока. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

(3 мин)

Подведём итог урока:

— Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

Наше дерево принесло нам в конце урока плоды. Слайд 12.

Какие труды, такие и плоды.

У вас на партах лежат яблоки разного цвета. Положите своё яблоко в нашу корзину так:

-яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали; яблоко оранжевое, если думаете, что могли поработать лучше;

-яблоко зеленое, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой.

Слайд 17.

Домашнее задание: «Вырастить словесное дерево» из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились

-Я очень довольна вашей работой. Урок окончен. Давайте похлопаем себе за хорошую работу. Спасибо всем!

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка. Получают позитивный настрой от урока оценивание учащимися своей работы на уроке, класса

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Абрасёвой Оксаны Анатольевны, учителя начальных классов НОШ-д/с №9

 

Класс: 2
Тема урока: _ «Корень как часть слова».

Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.

Данный урок изучается в классе по программе «Начальная школа XXI века» в разделе «Как устроен наш язык», общая тема «Состав слова и словообразование» — это четвертый урок по этой теме (предыдущий урок «Окончание как часть слова».

 Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

  • предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

  • Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – принимать установленные правила нахождения корня в родственных (однокоренных) словах;

б) познавательных – строить небольшие высказывания в устной форме;

в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию;

Урок построен на основе различия детей по доминанте функциональной ассиметрии головного мозга (левополушарные, правополушарные и смешанного типа восприятия), различия по каналам восприятия ( аудиалы, визуалы и кинестетики), уровень владения главными надпредметными способами учебной деятельности (умения обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.), различия детей по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики). Также в данном классе отмечается средний уровень учебной мотивации и познавательной активности на уроках. Включая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения урока на основе системно-деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и задачи урока, справиться с реальными трудностями.

Содержание урока соответствует требованиям программы. Данная тема изучается в блоке « Как устроен наш язык».

Теоретическая цель этого блока: научно преподать картину о языке и развить логику мышления на основе содержания, дать целостное нерасчленённое представление о языке как системе. Авторы следуют строгой научной логике: фонетика, состав слова, лексика и т.д. (линейный принцип).

Все уроки блока «Как устроен наш язык» выстроены в следующей методической логике:

— проблемная ситуация;

— её обсуждение;

— наблюдение над языковой единицей или действием какого-то лингвистического закона;

— выполнение упражнений, позволяющих ученикам убедиться в действии выявленного ими языкового правила или самим осуществить поиск изучаемой единицы по тем характеристикам, которые ими были установлены.

Для решения поставленных задач была рациональна выбранная структура урока. 

1 этап – организационный момент имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса. 

2 этап — каллиграфическая минутка. На данном этапе учащиеся совершенствуют свои каллиграфические навыки. Цели этого этапа воспитывают аккуратность, настойчивость, терпение, усердие. Работу учащиеся оценивают сверяя с образцами написания буквы К. На этом этапе повторяется тема: «Фонетика», где учащиеся вспоминают какие звуки, обозначает буква К, приводят примеры.

3 этап — словарно-орфографическая работа. На этом этапе была проведена словарная работа с целью обогащения словарного запаса и интеллектуального развития учащихся. Учащиеся при помощи логического задания определили, что слово, с которым они познакомятся на уроке,- это слово КОРЗИНА. Здесь я использовала индивидуальную работу со словарем по нахождению лексического значения словарного слова. Целесообразным я считаю творческое задание по составлению предложений со словарным словом, при выполнении этого задания учащиеся вспоминают материал прошлых уроков – формы слова, окончание.

 4 этап — создание проблемной ситуации. Учащиеся выписывают из предложенных слов родственные слова, близкие по значению. На уроке используется работа в парах и индивидуальная у доски. При проверке задания выясняют, что должно быть ещё какое-то условие для определения родственных слов. Учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и
сформулировать проблему.

5 этап –открытие «нового знания». Учащиеся определили, что у некоторых слов есть общая часть – корень. Работая с правилом учебника, дети выясняют, что корень –это главная часть слова (эксперимент, проводимый на уроке, как раз показывает учащимся значимость корня). Учащиеся выбрали средства для построения нового знания с помощью изученных понятий, алгоритма нахождения корня. Учащиеся сами сформулировали тему урока и определили учебную задачу, что развивает интерес к уроку.

6 этап – физкультминутка. Использование здоровье сберегающих технологий.

7 этап – первичное закрепление новых знаний. Устная и письменная работа по учебнику с использованием инструкции с целью закрепления нового материала.

8 этап – домашнее задание. Домашнее задание было задано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы. Выполнение упражнения 3 на различие форм слова и однокоренных слов.

9 этапрефлексия деятельности. Итог урока. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний. До звонка читается учащимися вслух рифмовка, подводящая итог всей проделанной работе.

На данном этапе я сообщаю учащимся о своём отношении к уроку и благодарю учащихся за работу. Учащиеся также говорят о своих впечатлениях, которые получили во время работы на уроке.

На этапе формулирования  целей урока основной  учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Использование загадок позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету, такие задания  создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.

 Для решения поставленной задачи я  использовала  фронтальную форму работы. 

Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.

На уроке использовалась коллективная форма работы (работа со словарным словом, орфографическая минутка и др), работа в парах (нахождение слов близких по смыслу), индивидуальная работа (работа со словарём), творческая работа (составление предложения).

На уроке использовала следующий методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый — знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.    Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям была предложена проблемная ситуация, при решении которой они смогли приобрести новые знания.

Дидактические средства на уроке: презентация, раздаточный печатный материал (инструкция по нахождению корня), индивидуальная работа на карточках для сильных учеников.

На каждом уроке учащиеся оценивали себя сами, одноклассников, а также проводили оценку работы всего класса. Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Поддерживала темп урока. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

     — проведена физминутка;

     — чередование письменных и устных заданий;

     — работа у доски.

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей. На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Поставленные мной цели и задачи достигнуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку. Слайд 1

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны родного языка.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

— Какое слово состоит из 7 и буквы Я? (семья)

— Каково значение слова?

Возле школьного крыльца

Посадили деревца.

Петя — клен,

Ольху — Олег,

Роман Иванович — орех,

А бабушка Нина — березу и калину.

— Назовите членов семьи.

-А о какой семейке ещё идёт речь?

-Без чего не может существовать семья людей? (без родственников)

— А семья деревьев?

Слайд 3

— Узнаем, если прочтём слово, написанное через одну букву:

А К Л О Ц Р В Е С Н Я Ь — КОРЕНЬ

— Получается, что без корня деревце жить не сможет.

Так и в русском языке у слова есть часть слова, которая называется корень. Без него слово не сможет существовать.

На доске появляется карточка:

КОРЕНЬ

— Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковый корень? (Однокоренные или родственные)

Родственные слова

III. Каллиграфическая минутка

1.Повторение правил посадки и подготовки руки к письму.

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнение «Скалочка»

1. Покатать ручку между ладонями.

2. Покатать ручку между большим и указательным пальцами.

Слайд 4

-Запишите число и классную работу.

2. Определение темы минутки чистописания:

— Мы сегодня будем писать букву, которая спряталась в слове корень. Эта буква обозначает парный глухой твердый согласный звук.

(Во время интерактивного показа написания буквы)

Если ручкой я пишу, 
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке 
Аккуратно вывожу.

Слайд 5

IV. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности урока.

-Какова тема нашего урока? (Корень слова, корень — часть слова). Слайд 7

КОРЕНЬ

КАК ЧАСТЬ СЛОВА

— Откройте учебники на странице 74 и сформулируйте цели урока.

1. Работа с учебником. Слайд 8

— Прочитайте слова под картинками на странице 81. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик — это маленький дом, а домище — очень большой)

— Что их объединяет?

-Можно ли сказать, что дом, домик и домище — это формы одного и того же слова? Объясните, почему.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

2. — Что же такое корень? (Корень — подземная часть…и.т.д…)

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?

— Слово «корень» — слово многозначное. Оно хранит тайну русского языка. Хотите раскрыть тайну?!

— Послушайте сказку.

Слайд 9

Давным давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова — веточки и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня — папы, то ещё их называли родственными.

Вывод: делают дети: Общую часть родственных слов называют КОРНЕМ.

Обозначается корень вот так:

V. Первичное закрепление изученного.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик — словом.

Это слово,

Слово — корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

— Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их назовём и запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

Рассада, посадка, садовый, садовник.

— Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

Какой вывод отсюда следует?

БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

Слайд 10

Физкультминутка

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснёт.

1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

-Выполнение упр.1. Слайд 11

— Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь. (ИЛИ УСТНО)

Работу выполняем по рядам:

ПРОВЕРКА Слайд 11

1 ряд — 1-2 строчки

Гриб — грибок — грибник (Общая часть — гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)

Город — городок — пригород (Общая часть — город, это корень слов. Слова являются родственными.)

2 ряд -3-4 строчки

Правда — правдивый — неправда (Общая часть — правд, это корень слов. Слова являются родственными.)

Лес — лесной — лесок (Общая часть — лес, это корень слов. Слова являются родственными.)

3 ряд- 5-6 строчки

Бросить — бросок — выбросить (Общая часть — брос, это корень слов. Слова являются родственными.)

Трава — травяной — травушка (Общая часть — трав, это корень слов. Слова являются родственными.)

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

Игра «Третий лишний» (работа в паре) Слайд 12

Учитель. У вас на парте лежит карточка № 1 с заданием. Ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку однокоренных слов в тетрадь и выделите корень.

1 ряд.

Желток, железо, желтый, желтеть.

Носильщик, нос, носовой, носатый.

2 ряд.

Часовщик, часть, час, часики.

Печурка, печать, печка, выпечка.

3 ряд.

Циркуль, циркач, цирк, цирковой.

Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница.

Проверка.

Физкультминутка для глаз

Слайд 13

VII. Обобщение изученного

Упражнение в распознавании однокоренных слов.

Слова даны в таблице на карточках.

Игра «Засели домики» Слайд 14

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»?

Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

Зачеркните лишние слова.

-м—момор-ор-

-лис-

-мор-

-вод-

-лис-

-мор-

-вод-

лиса

морской

вода

лист

моряк

водичка

лисонька

море

водный

лисичка

мороз

подводник

лиственный

мухомор

водитель

лисий

заморский

подводить

Проверка.

— Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слова «лист» , лиственный не подходят? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

— Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

VIII. Словарно-орфографическая работа

Знакомство с новым словарным словом «корзина».

Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Слайд 15

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её не тяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?

КОРЗИНА

Запишите в тетрадь новое словарное слово, обозначьте ударение и безударную гласную, которую нужно запомнить.

Подберите однокоренные слова к слову корзина, выделите в них корень. (Корзинка, корзиночка)

Скажите, как можно использовать корзину в жизни?

(Собирать в корзину фрукты)

XI. Рефлексия.

Наше дерево принесло нам в конце урока плоды. Слайд 16.

Прочитаем пословицы о плодах.

На доске карточки:

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Какие труды, такие и плоды.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке

1. Я научился…

2. Я смог…

3. Мне понравилось…

4. Было трудно…

У вас на партах лежат яблоки разного цвета. Положите своё яблоко в нашу корзину так:

-яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали; яблоко оранжевое, если думаете, что могли поработать лучше;

-яблоко зеленое, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой.

Слайд 17.

Домашнее задание: «Вырастить словесное дерево» из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились.

Выделение корня в словах. Различение однокоренных слов и слов с корнями, совпадающими только по форме

Русский язык

Урок 30

ТЕМА: Выделение корня в словах. Различение однокоренных слов и слов с корнями, совпадающими только по форме

Цель: формировать умение находить однокоренные слова и отличать их от слов с корнями-омонимами; совершенствовать умение выделять в словах корень; развивать устную речь, внимание и интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: цветные карточки с буквами слова «природа», изображение плодов и цветов шиповника, рисунки стола и горы для игры «Рассели по домикам» , полоски с именами детей и отпечатанные слова для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сядьте ровно, повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Каждый пусть свою ладошку

Всю потрет ее немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

На доске изображены квадраты разных цветов.

и р п о р д а

Каждому квадрату соответствует определенная буква.

— Мысленно расположите квадраты в соответствии с цветами радуги, в результате чего буквы, находящиеся под квадратами, должны устроиться в определенном порядке, и тогда вы узнаете о чём мы будем говорить на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

Выписать однокоренные слова в два столбика.

Что может происходить с согласными в корнях родственных слов? (Ответы.)

В каких словах произошло чередование согласных?

ІІI. Актуализация знаний.

Давайте, вспомним с какой частью слова вы познакомились на прошлом уроке?Что такое корень?

Игра «Хлопок-молчок»

1) Что называется корнем?

Корень — изменяемая часть слова.

Корень — общая часть родственных слов.

Корень — часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

2) С каким утверждением вы не согласны?

Все однокоренные слова связаны по смыслу.

Во всех однокоренных словах есть общая часть.

Все однокоренные слова отвечают на один и тот же вопрос.

-Замените выражение одним словом.

Маленький гриб —_____________.

Тот, кто собирает грибы —___________.

Часть гриба под землей —____________.

Суп из грибов —_______________.

(Ответы: грибок, грибник, грибница, грибной)

— Что вам известно о том, как следует собирать грибы, чтобы ещё долго можно было на том же месте собирать грибы.

— Что общего в этих словах?

IV. Чистописание.

Найдите в этих словах букву, которая обозначает непарный согласный звук, он может быть мягким и твердым.

Пальчиковая гимнастика

н но ну ни

Запишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

Выделите корень, окончание в словах.

V. Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте тему на доске.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выделять корень в словах, и отличать от родственных слов слова похожие по форме.

VI.Изучение нового материала.

6.1. Отгадывание загадки и запись слов – отгадок.

1) На дворе — горой, а на столе — водой, (Снег.)

2) Помощник Деда Мороза, вылепленный из снега. (Снеговик.)

3) Девочка, которую слепили из снега дед и баба. (Снегурочка.)

4) Комки снега, которыми любят играть дети. (Снежки.)

6) Птица с красной грудкой, прилетает к нам зимой. (Снегирь)

-Найдите лишнее слово. Почему?

Важно обращать внимание на значение слов, так как в различных словах форма корней может быть похожей, а значение слов разным. Помните однокоренные слова должны быть связаны друг с другом по смыслу.

-Выделите в однокоренных словах корень. В каком слове произошло чередование согласных?

6.2. Работа по учебнику.

Упр162.

Внимательно посмотрите на рисунок. Что на нем изображено?

— Что вы знаете про шиповник? Почему он так называется?

Сообщение ученика о шиповнике.

Шиповник – это куст высотой до 2 метров. Шиповник называют дикой розой. Цветёт в мае- июне, плоды- красные шарики- созревают в августе, сентябре. Расти может везде: в саду, в лесу, по берегам рек и оврагов. Шиповник- лекарственное растение. В медицине обычно используют плоды. В них содержится аскорбиновой кислоты в 10 раз больше, чем в черной смородине и в50 раз больше, чем в лимоне. Используют шиповник при лечении желудка, печени, кишечника, при переломах и незаживающих ранах. Настои, чаи, сиропы из плодов шиповника улучшают зрение, повышают сопротивляемость организма болезням.

— Как нужно относиться к деревьям и кустарникам? Почему?

— Прочитайте текст.

— С чем сравнивает поэт куст шиповника? Почему он выбрал именно такое сравнение? (Ответы.)

Найдите в стихотворении слова синонимы.

-Запишем первые два предложения. У однокоренных слов выделите корень. Найдите слова-формы одного и того же слова, чем эти слова отличаются? Выделите окончания.

Найдите в стихотворении слово с похожим корнем, как у шиповника.

Физминутка

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди.

Сверху мостик, погляди.

Чтобы плыть ещё скорей,

надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

А теперь пора нам братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем.

VII. Закрепление.

Игра «Рассели по домикам» . Рисунок стола и горы

У первого домика хозяин слово стол, у второго – слово гора. Догадайтесь, где живут слова: горный, столовый, гореть, столб, столик, горький, горка.

Упр 164

VII. Подведение итогов урока.

-А сейчас мы посмотрим, какими внимательными вы были на уроке. Вам нужно будет на слух определить лишнее слово и доказать правильность своего выбора.

Так же, как и у кустов.

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Закончи предложение: Сегодня я научился………..

VIII. Домашнее задание. Упр. 165

VIIII. Рефлексия. Оставьте ваши фигурки с именами напротив той строки, которая более всего отображает ваше отношение к уроку.

1. Урок полезен, всё понятно

2. лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ёще придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *