Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 60
Контрольные вопросы и задания.
1. Что вы знаете о тексте?
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
Мы уже знаем, что тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.
2. Какие значимые части могут быть в слове?
Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
3. Чем отличаются приставки от предлогов?
Приставка – это значимая часть слова, пишется слитно: побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.
4. Когда пишется разделительный ъ , а когда — ь?
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил.
Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).
5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.
Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой.
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: берег – берега, морковка – морковный, хирург – хирурги, снежки – снежный.
Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л]
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: (место) местность, (опоздать) поздний.
6. В каких словах после ж, ш пишется ю?
Брошюра, жюри, парашют.
7. Какие части речи вы знаете?
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.
Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)
9. Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.
10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).
Читаешь, слушает, работаем, играете, напишут (поют
).Помнишь, любит, слышим, решите, звучат (летят).
12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?
Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.
Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.
Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.
Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.
Ответы по русскому языку. 5 класс
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 55
Контрольные вопросы и задания.
1. Что вы знаете о тексте?
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
Мы уже знаем, что тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.
2. Какие значимые части могут быть в слове?
Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее
лексическое значение всех однокоренных слов.Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
3. Чем отличаются приставки от предлогов?
Приставка – это значимая часть слова, пишется слитно: побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за
4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил.
Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).
5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить слово: дворы́ — дво́р, пчела́ — пчёлы;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.
Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой.
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: берег – берега, морковка – морковный, хирург – хирурги, снежки – снежный.
Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: (место) местность, (опоздать) поздний.
6. В каких словах после ж, ш пишется ю?
Брошюра, жюри, парашют.
7. Какие части речи вы знаете?
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.
Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)
9. Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.
10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).
Читаешь, слушает, работаем, играете, напишут (поют).
Помнишь, любит, слышим, решите, звучат (летят).
12. С какими стилями речи вы познакомились?
Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.
Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.
Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.
Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.
Ответы по русскому языку. 5 класс
Понравилось? Оцени!
volzsky-klass.ru
Какие вы знаете местоимения как они пишутся с предлогами 5 класс?
1. Что вы знаете о тексте?
Текст – это связанные между собой по смыслу и последовательностью предложения. Текст может быть написан или передан в устной форме. Основные признаки текста – смысловая целостность и связанность.
2. Какие значимые части могут быть в слове?
Приставка, корень, суффикс, окончание.
3. Чем отличаются приставка и предлог?
Приставка – часть слова, без которой то потеряет смысл. Поэтому предлог пишется отдельно, а приставка – слитно.
4. Когда пишется разделительный Ъ, а когда Ь?
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О.
Разделительный Ъ нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными
5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
Гласные: непроверяемые – надо проверять по словарю;
безударные – проверить ударением;
чередующиеся гласные в корне учатся, там к каждому чередованию свои правила.
Согласные: непроверяемые – надо проверить по словарю;
Сомнительные – подобрать однокоренное слово;
Непроизносимые – опять же, подобрать однокоренное слово.
6. В каких словах после Ж, Ш пишется Ю?
В иноязычных (обычно – французских).
7. Какие части речи вы знаете?
Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, причастие, деепричастие, союз, частица.
8. Назовите падежи существительных и их вопросы.
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чему?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?
9. Как изменяется имя прилагательное?
По родам, числам и падежам.
10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.
Местоимения пишутся с предлогами всегда отдельно.
11. Думаешь, мечтает, играем, кушаете, пишут; дышишь, болит, кричим, решите, смотрит.
12. С какими стилями речи вы знакомы?
Публицистический, разговорный, научный, художественный, официально-деловой.
topask.ru
Разработка урока по теме «Личные местоимения» 5 класс
Урок по теме «Личные местоимения» в 5 классе
Цель урока: актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, отрабатывать умение правильно писать местоимения.
Задачи урока:
развивать умения и формулировать определение понятий;
отрабатывать способ определения морфологических признаков местоимений;
формировать умение использовать местоимения в речи;
развивать критическое мышление;
развивать внимание учащихся;
формировать УУД;
воспитывать интерес и уважение к родному языку;
развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Технологии:
проблемного обучения;
критического мышления;
игровая
Форма организации деятельности учащихся:
Планируемые результаты:
Предметные
Знать: личные местоимения 1, 2, 3 лица, их морфологические признаки, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами, их употребление.
Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их число и падеж, правильно писать местоимения с предлогами.
Метапредметные
Уметь извлекать информацию из разных источников, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников на уроке, совершенствовать мыслительные операции.
Личностные
Развитие познавательного интереса к предмету, понимание границы собственного знания и «незнания», формирование коммуникативных навыков, проявление положительное отношение к учебной деятельности.
Оснащение урока
Оборудование: доска, компьютер, проектор.
Материалы к уроку: презентация PowerPoint, проходной билет, карточки с личными местоимениями, карточки для проверочной работы.
План урока:
Организационный момент;
Постановка учебной цели;
Актуализация опорных знаний;
Экспресс-ответы на вопросы. Тип контроля: проверка по эталону.
Работа с орфограммами местоимений. Тип контроля: самопроверка.
Проблемный вопрос;
Работа в парах по таблице «Личные местоимения»;
Физкультминутка;
Творческая практическая деятельность. Редактирование текста.
Рефлексия. Заполнение «Записок путешественника»;
Итог урока;
Обсуждение домашнего задания.
Сценарий урока
Организационный момент
Приветствие учителя
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Слово учителя.
— На партах у вас лежат улыбающиеся смайлики. Наклейте их на поля, если ваше настроение хорошее, если же нет – отложите в сторонку.
СЛАЙД 2
— Сегодня вы должны получить проходной билет на урок. Для каждого ряда будет загадка, отгадав которую вы получите проходной билет.
Загадки:
1 ряд. Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам. (Существительное)
2 ряд Очень занимательное
Имя …. (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представьте-ка себе,
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
3 ряд. Что без меня предметы?
Лишь названья,
А я приду – всё в действие придет. (ГЛАГОЛ)
— Молодцы, ребята, все отлично справились с заданием. А хорошее настроение нам будет поддерживать яркое лучистое солнышко, которое вы видите на слайде.
СЛАЙД 3
— Записываем в тетрадях число, классная работа, а для темы урока оставьте место. Сегодня мы продолжим путешествие в удивительную страну Морфологию и вспомним еще одну часть речи.
2) Постановка учебной цели.
1. Слово учителя.
— Я сейчас прочитаю вам небольшой текст, а вы отгадайте, о ком идет речь. Кто же это ОН?
«Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался ОН. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, ОН тоже останавливался. Когда я шел быстрее, ОН тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил ЕГО по спинке, и ОН остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, ЕГО уже не было.
— Кто же это ОН?
— Почему не угадали сначала, кто бежал? (Т.к. местоимения указывают на предмет, не называя его).
— Давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ей в тетрадь
3) Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя.
— Местоимение – часть речи необычная, поэтому урок у нас сегодня пройдет не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимение.
СЛАЙД 5
— Все путешественники прежде всего узнают о городе нечто интересное. Давайте и мы проверим, готовы ли мы начать?
Экспресс-ответ СЛАЙД 6
Продолжите следующие фразы одним высказыванием:
Местоимение – это ? часть речи (самостоятельная)
Она указывает на предмет / признак / количество?
Но при этом что НЕ делает? (не называет его)
В предложении местоимения могут быть подлежащим/ определением / дополнением?
4) Формирование умений и навыков.
1) Слово учителя
— А теперь с некоторым запасом знаний мы отправляемся в путь. Наша первая остановка – «ПЕРЕКРЁСТОК ОРФОГРАММ». У вас на партах лежат листочки с названием данной станции. Вам необходимо выполнить задание: СЛАЙД 7
Остановка «Перекресток орфограмм».
Задание: раскрыть скобки
(у) меня, (к) нам, (возле) неё, (передо) мной, (с) вами
— Проверьте свою работу по образцу на слайде. СЛАЙД 8
— Итак, как пишутся личные местоимения с предлогами? (раздельно)
— Вот мы и добрались с вами до следующей станции, которая называется «МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ» СЛАЙД 9
— Ребята, посмотрите на табличку, на которой вы видите личные местоимения. Вы заметили, что они находятся не на своих местах. Их необходимо срочно рассортировать. Поработаем в парах. СЛАЙД 10
— Давайте внимательно послушаем друг друга и посмотрим, правильно ли вы выполнили задание. СЛАЙД 11
— Вспомним все морфологические признаки местоимения (род, лицо, число, падеж)
5) Физкультминутка
6) Творческая практическая деятельность
1. Слово учителя
— Вот мы и добрались до главной станции: «ДВОРЕЦ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ». Давайте зайдем в него и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи. СЛАЙД 12.
* Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх
* Велосипед стоял около забора. Он был старый.
* На озере росло много цветов и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Вывод: местоимения, хотя и немногочисленная группа слов, очень необходимы в речи. Однако нужно научиться их использовать грамотно.
7) Рефлексия
Заполнение «Записок путешественника» ( Я знал / я узнал / я хочу узнать) СЛАЙД 13
8) Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.
— Каково ваше настроение на конец урока?
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
infourok.ru
Урок на тему «Местоимения» 5 класс
Местоимение. 5 класс
Цель:
актуализация знаний о местоимении как части речи
Задачи:
-повторить морфологические признаки местоимения;
-совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи;
— упрочить орфографические навыки учащихся.
Оборудование урока: интерактивная доска, карточки, учебник
Формирование УУД:
Коммуникативные:
развитие основных видов речевой деятельности;
умение работать в группе;
умение слушать и высказывать мнение.
Регулятивные:
Познавательные:
анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.
синтез знаний.
построение сообщения в устной форме.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;
Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
Организационный момент: Добрый день, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте покажем, как мы хорошо можем работать
Лексическая работа. Правильно прочитать слова:
Что, кого, магазин, портфель, километров, шоссе, яичница, алфавит, квартал (слайд2)
Объяснение нового материала
3.1.Перед вами стихотворение – загадка
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
-о какой части речи идет речь? (местоимение) (слайд 3)
3.2 Тема урока «Местоимение» (записываем на доске) (слайд 4)
Отвечаем на вопросы:
— какое местоимение вы будете употреблять, рассказывая о себе (я)
— какое местоимение вы употребите, разговаривая с товарищем (ты)
— а какое местоимение вы будете употреблять в беседе о товарище (он)
3.3. Все что мы сегодня повторим и узнаем нового о местоимении, будем заносить в таблицу (слайд 5)
Морфологические признакиСинтаксическая роль в предлож
пост
непост
3.4. Перед вами предложение. Прочитайте его внимательно.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней (слайд 6)
— Понятен ли вам смысл этого предложения?
— Кто он?
— От кого узнал?
— Какая погода?
— Через сколько дней она установится?
— Замените местоимения теми частями речи, на которые они указывают, запишите это предложение, местоимения занесите в таблицу
(Слава узнал от синоптиков, что хорошая погода установится через шесть дней) (слайд 7)
— Составить схему предложения
— Какова роль местоимения что?
3.5 Мы уже можем сделать вывод, что же такое местоимение
Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим ,а также соединяет простые предложения в составе сложного.(слайд 8)
4 Закрепление. В данных предложения замените повторяющиеся слова местоимениями: (устно)
1.В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно ложился на землю 2.Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов. 3.Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе (слайд 9)
5.Работаем с карточками. Вставляем нужные местоимения на месте пропуска
1.На опушке молодого леса есть пруд. 2.…..бьет подземный ключ.3….. в болотах и вязких трясинах рождается Волга 4. Отсюда …… направляется в далекий путь 5. …… поэты и художники прославляют красоту родной реки (слайд 10)
-разбираем 5 предложение синтаксически
-сколько звуков в слове – рождается
— объяснить орфограмму в слове — вязких
6.Работа с учебником упр. 112
Читаем задание. Выполняем первое предложение у доски. Второе предложение выполняем самостоятельно.
7 Подводим итоги.
— с какой часть речи мы сегодня познакомились
— назовите, какие местоимения вы запомнили
— как они изменяются
— какую роль они играют в предложении
-какую оценку вы бы поставили себе за урок
Д/З п. 22 продолжить упр. по образцу 112
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе «Личные местоимения- сушествительные»
Тема. Личные местоимения-существительные
Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях; расширить представление о семантике личных местоимений, об особенностях их склонения и нормах употребления в речи.
2. Воспитание культуры речи
3. Развитие памяти, внимания, логики.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Объявление темы урока.
-Знакома вам эта тема?
-Где вы уже знакомились с ней?
-Что вы должны знать?
-Что должны уметь?
Учитель. Правильно. Сегодня на уроке мы будем обобщать и систематизировать знания, полученные ранее.
3.Беседа по вопросам (в ходе беседы составляется опорная схема на интерактивной доске)
-Что вы знаете о местоимении?
-Перечислите разряды местоимений.
-Перечислите личные местоимения.
-Почему они так называются?
-Перечислите признаки личных местоимений.
-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
4. Закрепление знаний.
1.Склонение личных местоимений.
Учитель. Проверим, умеете ли вы применять знания на практике
— Просклоняйте в тетради личные местоимения.
Оцените себя заранее.
1 вариант склоняют местоимение ТЫ
2 вариант склоняют местоимение МЫ
2-е учащихся работают самостоятельно у доски.
1 склоняет местоимение Я, другой – ВЫ.
-Проверьте себя, оцените.
-Проверьте работу ребят у доски, оцените.
2.Особенности склонения личных местоимений 3-го лица.
Отгадайте загадку. О каких словах идет речь? Выпишите личные местоимения, которые помогут вам отгадать.
Утром,
Так заведено,
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – он придет,
Тоненький,
Смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна. (Е. Кай)
(Солнце, месяц, луна)
-Какие местоимения помогли отгадать слова? (оно, он, она)
-Это личные местоимения какого лица?
Наблюдение.
Учитель. Обратите внимание на предложение, записанное на доске.
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
-Прочитайте, найдите личные местоимения. Формы местоимений какого лица?
-Какую особенность в склонении личных местоимений 3-го лица заметили?
-Сделайте вывод: Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?
Проговорите в парах.
Учитель: С целью закрепления этого правила выполните задание на листочках.
(Образуйте падежные формы с предлогами)
к (он), о (она), от (он), над ( он), вокруг (они), напротив (она).
3. Работа в группах
— Исправьте речевые недочеты, используя личные местоимения.
Сделайте вывод: Для чего нужны в речи личные местоимения.
1) группа Задание: замените повторяющиеся слова местоимениями.
В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле. (Он).
2) группа. Задание: Замените повторяющиеся слова местоимениями.
Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов (Они)
3 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась (Она)
4 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями.
Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе (оно).
5 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями.
В доме у нас жил ежик. Ежик был ручной (он)
Учитель. Известный русский лингвист Реформатский так образно писал о роли местоимений:
Они, “как запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают знаменательные слова”.
4.Употребление личных местоимений.
-Часто ли вы употребляете личные местоимения, например, я?
-Где еще употребляется личное местоимение?
-В поэтической речи (в стихотворениях)
-Как вы думаете? Почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни)
-Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой (читает ученик).
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В пушистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
Учитель: Вспомните, что вам известно об особенностях употребления в речи местоимений Ты и вы, вы и Вы
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Ты и вы».
-В каком новом значении выступают местоимения Ты и Вы в данном стихотворении?
5.Ошибки в употреблении местоимений.
Учитель. Очень часто допускаются ошибки в употреблении личных местоимений.
Как правильно сказать? Я скучаю по вам (вас)???
Откройте учебники на стр. 298, прочитайте материал в рамке. Выберите выражение и составьте с ним предложение с прямой речью
Выпишите местоимения
1) 1-е л ед. ч им.пад (я)
2) 3-е л ед. ч ср . р им. пад (оно)
3) 3-е л мн. ч род. пад (их)
4) 2-е л мн. ч пр. пад (вас)
5) 3-е л ед. ч род . пад м . р (его)
6) 1-е мн. ч дат. пад (нам)
7) 2-е л ед. ч род. пад (тебя)
8) 2-е л ед. ч пр. пад (тебя)
5.Подведение итогов
— Что вспомнили о личных местоимениях?
Шуточные вопросы
1) В каком местоимении 2 звука, но одна буква?
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ямы)
3) Сколько личных местоимений в слове семья? (семь я)
4) Первый слог — личное местоимение, второй — звук, который издает лягушка. вместе овощ (тыква)
5)Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы мы ты)
6.Оценки за урок
7.Домашнее задание.
§ 63, упр. 580
nsportal.ru
Урок: «Местоимение» 5 класс
Лагутик Л. В.
Урок русского языка. 5 класс.
Тема урока: Местоимение.
Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.
Вступление в урок.
1. Контрольный словарный диктант.
Подчеркнуть «ошибкоопасные» места в словах.
Пахать землю, на соседнем огороде, участвовать в уборке урожая, выезжать на комбайне, в серьезной брошюре, раздаваться в вышине, соловьиная трель, налево по туристской тропе, продвигаться вперед сквозь чащу, пожалеть лисицу, о неуклюжем косолапом медведе, трусливом зайце и ловкой обезьяне, тяжелые колосья пшеницы.
2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное», содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)
Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чем-то не согласны. С чем? (Дети отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас скажите сами.
Изучение темы.
1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.
Каждый, кто весел, пой с нами вместе.
— Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет петь?
Назовите слова-дублеры, заменяющие существительное, прилагательное.
Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.
Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.
С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.
— Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?
Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи: кто? что? какой? чей? сколько?
2. Шуточная викторина.
— Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная семья.?
— Если руки не вымыты, сколько местоимений потребуется для обозначения их признака?
— Какое местоимение отличается самомнением и всезнайством?
3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной. Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант).
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
— Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)
— Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по лицам, числам и падежам).
— Найдите все падежные формы (по рядам) местоимений:
1 лицо 2 лицо 3 лицо
(Я, мне, меня, мы) (На вас, тебя, тебе) (Ее)
4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка». «Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.
Р_сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о_цвела весной и осталась на вишенк_ одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.
— Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по «цепочке» пропущенные орфограммы.
— Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно ли его исправить.
5. Письменное редактирование текста. (1-е и 3-е предложения сохраняем полностью. Вариант изменения 2-го: Она отцвела весной, и на деревце осталась одна ягодка.)
— Что нам помогает избежать повторения одинаковых слов? (Синонимы, местоимения)
Итог урока. Выставление и комментирование оценок.
Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но слов-дублеров гораздо больше. Есть и вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними мы познакомимся позже.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Повторение».
infourok.ru