Какие местоимения вы знаете 5 класс – Attention Required! | Cloudflare

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 60

Контрольные вопросы и задания.

1. Что вы знаете о тексте?

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить. 

Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.

Мы уже знаем, что тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.

2. Какие значимые части могут быть в слове?

Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

3. Чем отличаются приставки от предлогов?

Приставка – это значимая часть слова, пишется слитнопобежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.  Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.

4. Когда пишется разделительный ъ

, а когда — ь?

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил.

Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).

5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или изменить слово: дворы́ — дво́р, пчела́ — пчёлы;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.
Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой. 

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: берег – берега, морковка – морковный, хирург – хирурги, снежки – снежный.

Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л]

 – в слове солнце;
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: (место) местность, (опоздать) поздний.

6. В каких словах после ж, ш пишется ю?

Брошюра, жюри, парашют.

7. Какие части речи вы знаете?

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.

Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)

9. Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.

10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).

Читаешь, слушает, работаем, играете, напишут (поют

).

Помнишь, любит, слышим, решите, звучат (летят).

12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?

Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.

Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.

Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

volzsky-klass.ru

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 55

Контрольные вопросы и задания.

1. Что вы знаете о тексте?

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить. 

Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.

Мы уже знаем, что тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.

2. Какие значимые части могут быть в слове?

Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее

 лексическое значение всех однокоренных слов. 

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

3. Чем отличаются приставки от предлогов?

Приставка – это значимая часть слова, пишется слитнопобежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.  Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за

 товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.

4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил.

Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).

5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить слово: дворы́ — дво́р, пчела́ — пчёлы;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.
Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой. 

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: берег – берега, морковка – морковный, хирург – хирурги, снежки – снежный.

Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце;
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: (место) местность, (опоздать) поздний.

6. В каких словах после ж, ш пишется ю?

Брошюра, жюри, парашют.

7. Какие части речи вы знаете?

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.

Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)

9. Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.

10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).

Читаешь, слушает, работаем, играете, напишут (поют).

Помнишь, любит, слышим, решите, звучат (летят).

12. С какими стилями речи вы познакомились?

Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.

Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.

Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

Понравилось? Оцени!

volzsky-klass.ru

Какие вы знаете местоимения как они пишутся с предлогами 5 класс?

1. Что вы знаете о тексте?
Текст – это связанные между собой по смыслу и последовательностью предложения. Текст может быть написан или передан в устной форме. Основные признаки текста – смысловая целостность и связанность.
2. Какие значимые части могут быть в слове?
Приставка, корень, суффикс, окончание.
3. Чем отличаются приставка и предлог?
Приставка – часть слова, без которой то потеряет смысл. Поэтому предлог пишется отдельно, а приставка – слитно.
4. Когда пишется разделительный Ъ, а когда Ь?
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О.
Разделительный Ъ нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными
5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
Гласные: непроверяемые – надо проверять по словарю;
безударные – проверить ударением;
чередующиеся гласные в корне учатся, там к каждому чередованию свои правила.
Согласные: непроверяемые – надо проверить по словарю;
Сомнительные – подобрать однокоренное слово;
Непроизносимые – опять же, подобрать однокоренное слово.
6. В каких словах после Ж, Ш пишется Ю?
В иноязычных (обычно – французских).
7. Какие части речи вы знаете?
Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, причастие, деепричастие, союз, частица.
8. Назовите падежи существительных и их вопросы.
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чему?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?
9. Как изменяется имя прилагательное?
По родам, числам и падежам.
10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.
Местоимения пишутся с предлогами всегда отдельно.
11. Думаешь, мечтает, играем, кушаете, пишут; дышишь, болит, кричим, решите, смотрит.
12. С какими стилями речи вы знакомы?
Публицистический, разговорный, научный, художественный, официально-деловой.

topask.ru

Разработка урока по теме «Личные местоимения» 5 класс

Урок по теме «Личные местоимения» в 5 классе

Цель урока: актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, отрабатывать умение правильно писать местоимения.

Задачи урока:

  • развивать умения и формулировать определение понятий;

  • отрабатывать способ определения морфологических признаков местоимений;

  • формировать умение использовать местоимения в речи;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать внимание учащихся;

  • формировать УУД;

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;

  • развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Технологии:

проблемного обучения;

критического мышления;

игровая

Форма организации деятельности учащихся:

Планируемые результаты:

Предметные

Знать: личные местоимения 1, 2, 3 лица, их морфологические признаки, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами, их употребление.

Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их число и падеж, правильно писать местоимения с предлогами.

Метапредметные

Уметь извлекать информацию из разных источников, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников на уроке, совершенствовать мыслительные операции.

Личностные

Развитие познавательного интереса к предмету, понимание границы собственного знания и «незнания», формирование коммуникативных навыков, проявление положительное отношение к учебной деятельности.

Оснащение урока

  1. Оборудование: доска, компьютер, проектор.

  2. Материалы к уроку: презентация PowerPoint, проходной билет, карточки с личными местоимениями, карточки для проверочной работы.

План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Постановка учебной цели;

  3. Актуализация опорных знаний;

  4. Экспресс-ответы на вопросы. Тип контроля: проверка по эталону.

  5. Работа с орфограммами местоимений. Тип контроля: самопроверка.

  6. Проблемный вопрос;

  7. Работа в парах по таблице «Личные местоимения»;

  8. Физкультминутка;

  9. Творческая практическая деятельность. Редактирование текста.

  10. Рефлексия. Заполнение «Записок путешественника»;

  11. Итог урока;

  12. Обсуждение домашнего задания.

Сценарий урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие учителя

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

  1. Слово учителя.

— На партах у вас лежат улыбающиеся смайлики. Наклейте их на поля, если ваше настроение хорошее, если же нет – отложите в сторонку.

СЛАЙД 2

— Сегодня вы должны получить проходной билет на урок. Для каждого ряда будет загадка, отгадав которую вы получите проходной билет.

Загадки:

1 ряд. Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (Существительное)

2 ряд Очень занимательное

Имя …. (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представьте-ка себе,

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

3 ряд. Что без меня предметы?

Лишь названья,

А я приду – всё в действие придет. (ГЛАГОЛ)

— Молодцы, ребята, все отлично справились с заданием. А хорошее настроение нам будет поддерживать яркое лучистое солнышко, которое вы видите на слайде.

СЛАЙД 3

— Записываем в тетрадях число, классная работа, а для темы урока оставьте место. Сегодня мы продолжим путешествие в удивительную страну Морфологию и вспомним еще одну часть речи.

2) Постановка учебной цели.

1. Слово учителя.

— Я сейчас прочитаю вам небольшой текст, а вы отгадайте, о ком идет речь. Кто же это ОН?

«Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался ОН. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, ОН тоже останавливался. Когда я шел быстрее, ОН тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил ЕГО по спинке, и ОН остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, ЕГО уже не было.

— Кто же это ОН?

— Почему не угадали сначала, кто бежал? (Т.к. местоимения указывают на предмет, не называя его).

— Давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ей в тетрадь

3) Актуализация опорных знаний

1. Слово учителя.

— Местоимение – часть речи необычная, поэтому урок у нас сегодня пройдет не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимение.

СЛАЙД 5

— Все путешественники прежде всего узнают о городе нечто интересное. Давайте и мы проверим, готовы ли мы начать?

Экспресс-ответ СЛАЙД 6

Продолжите следующие фразы одним высказыванием:

  • Местоимение – это ? часть речи (самостоятельная)

  • Она указывает на предмет / признак / количество?

  • Но при этом что НЕ делает? (не называет его)

  • В предложении местоимения могут быть подлежащим/ определением / дополнением?

4) Формирование умений и навыков.

1) Слово учителя

— А теперь с некоторым запасом знаний мы отправляемся в путь. Наша первая остановка – «ПЕРЕКРЁСТОК ОРФОГРАММ». У вас на партах лежат листочки с названием данной станции. Вам необходимо выполнить задание: СЛАЙД 7

Остановка «Перекресток орфограмм».

Задание: раскрыть скобки

(у) меня, (к) нам, (возле) неё, (передо) мной, (с) вами

— Проверьте свою работу по образцу на слайде. СЛАЙД 8

— Итак, как пишутся личные местоимения с предлогами? (раздельно)

— Вот мы и добрались с вами до следующей станции, которая называется «МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ» СЛАЙД 9

— Ребята, посмотрите на табличку, на которой вы видите личные местоимения. Вы заметили, что они находятся не на своих местах. Их необходимо срочно рассортировать. Поработаем в парах. СЛАЙД 10

— Давайте внимательно послушаем друг друга и посмотрим, правильно ли вы выполнили задание. СЛАЙД 11

— Вспомним все морфологические признаки местоимения (род, лицо, число, падеж)

5) Физкультминутка

6) Творческая практическая деятельность

1. Слово учителя

— Вот мы и добрались до главной станции: «ДВОРЕЦ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ». Давайте зайдем в него и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи. СЛАЙД 12.

* Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх

* Велосипед стоял около забора. Он был старый.

* На озере росло много цветов и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

Вывод: местоимения, хотя и немногочисленная группа слов, очень необходимы в речи. Однако нужно научиться их использовать грамотно.

7) Рефлексия

Заполнение «Записок путешественника» ( Я знал / я узнал / я хочу узнать) СЛАЙД 13

8) Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.

— Каково ваше настроение на конец урока?

Окончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

infourok.ru

Урок на тему «Местоимения» 5 класс

Местоимение. 5 класс

Цель:

актуализация знаний о местоимении как части речи

Задачи:

-повторить морфологические признаки местоимения;

-совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи;

— упрочить орфографические навыки учащихся.

Оборудование урока: интерактивная доска, карточки, учебник

Формирование УУД:

Коммуникативные:

  • развитие основных видов речевой деятельности;

  • умение работать в группе;

  • умение слушать и высказывать мнение.

Регулятивные:

Познавательные:

  • анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.

  • синтез знаний.

  • построение сообщения в устной форме.

  • Планируемые результаты:

  • Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;

  • Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

  • Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
    для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
    индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

  1. Организационный момент: Добрый день, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте покажем, как мы хорошо можем работать

  2. Лексическая работа. Правильно прочитать слова:

Что, кого, магазин, портфель, километров, шоссе, яичница, алфавит, квартал (слайд2)

  1. Объяснение нового материала

3.1.Перед вами стихотворение – загадка

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

-о какой части речи идет речь? (местоимение) (слайд 3)

3.2 Тема урока «Местоимение» (записываем на доске) (слайд 4)

Отвечаем на вопросы:

— какое местоимение вы будете употреблять, рассказывая о себе (я)

— какое местоимение вы употребите, разговаривая с товарищем (ты)

— а какое местоимение вы будете употреблять в беседе о товарище (он)

3.3. Все что мы сегодня повторим и узнаем нового о местоимении, будем заносить в таблицу (слайд 5)

Морфологические признаки

Синтаксическая роль в предлож

пост

непост

3.4. Перед вами предложение. Прочитайте его внимательно.

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней (слайд 6)

Понятен ли вам смысл этого предложения?
— Кто он?

— От кого узнал?

— Какая погода?

— Через сколько дней она установится?

— Замените местоимения теми частями речи, на которые они указывают, запишите это предложение, местоимения занесите в таблицу

(Слава узнал от синоптиков, что хорошая погода установится через шесть дней) (слайд 7)

— Составить схему предложения

— Какова роль местоимения что?

3.5 Мы уже можем сделать вывод, что же такое местоимение

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим ,а также соединяет простые предложения в составе сложного.(слайд 8)

4 Закрепление. В данных предложения замените повторяющиеся слова местоимениями: (устно)

1.В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно ложился на землю 2.Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов. 3.Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе (слайд 9)

5.Работаем с карточками. Вставляем нужные местоимения на месте пропуска

1.На опушке молодого леса есть пруд. 2.…..бьет подземный ключ.3….. в болотах и вязких трясинах рождается Волга 4. Отсюда …… направляется в далекий путь 5. …… поэты и художники прославляют красоту родной реки (слайд 10)

-разбираем 5 предложение синтаксически

-сколько звуков в слове – рождается

— объяснить орфограмму в слове — вязких

6.Работа с учебником упр. 112

Читаем задание. Выполняем первое предложение у доски. Второе предложение выполняем самостоятельно.

7 Подводим итоги.

— с какой часть речи мы сегодня познакомились

— назовите, какие местоимения вы запомнили

— как они изменяются

— какую роль они играют в предложении

-какую оценку вы бы поставили себе за урок

Д/З п. 22 продолжить упр. по образцу 112

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе «Личные местоимения- сушествительные»

Тема.  Личные местоимения-существительные

Цель:

1. Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях;  расширить             представление  о  семантике  личных  местоимений, об особенностях  их склонения  и     нормах  употребления  в речи.

2.  Воспитание культуры  речи

3.  Развитие памяти,   внимания,  логики.

                                                              Ход  урока.

1.Оргмомент

2.Объявление темы  урока.

-Знакома  вам эта тема?

-Где вы  уже знакомились  с ней?

-Что вы  должны знать?

-Что должны уметь?

Учитель.  Правильно.   Сегодня  на уроке  мы будем  обобщать  и  систематизировать  знания,  полученные  ранее.

3.Беседа по вопросам (в ходе  беседы  составляется  опорная  схема  на интерактивной  доске)

-Что вы знаете  о местоимении?  

-Перечислите разряды  местоимений.

-Перечислите  личные местоимения.

-Почему они так называются?

-Перечислите признаки  личных  местоимений.

-Назовите  местоимения  1-го лица,  2-го лица, 3-го лица.

 4. Закрепление  знаний.

   1.Склонение  личных  местоимений.

 Учитель.  Проверим,  умеете  ли вы  применять  знания на практике

— Просклоняйте  в тетради  личные местоимения.

  Оцените  себя  заранее.

1 вариант  склоняют  местоимение  ТЫ

2 вариант  склоняют  местоимение  МЫ

2-е  учащихся работают  самостоятельно  у доски.

1 склоняет  местоимение  Я,  другой – ВЫ.

-Проверьте себя, оцените.

-Проверьте  работу ребят у доски, оцените.

2.Особенности  склонения  личных  местоимений  3-го  лица.

Отгадайте  загадку. О каких словах  идет речь?  Выпишите  личные  местоимения,  которые  помогут  вам отгадать.

Утром,

Так заведено,

Разомкнешь ресницы,

И к тебе  идет оно

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – он придет,

Тоненький,

Смущенный,

Он на цыпочках войдет

Долькою  лимонной.

Срок прошел – плывет она

В пелене  тумана.

Круглолица  и грустна,

Будто Несмеяна.  (Е. Кай)

(Солнце,  месяц,   луна)

-Какие местоимения  помогли  отгадать  слова?  (оно,  он,  она)

-Это личные  местоимения  какого  лица?

Наблюдение.

Учитель.  Обратите внимание  на предложение, записанное на доске.

                 На него  старуха  не взглянула,

              Лишь  с очей  прогнать  его велела.

-Прочитайте,  найдите  личные  местоимения. Формы  местоимений  какого  лица?  

-Какую  особенность  в склонении  личных  местоимений  3-го лица  заметили?

-Сделайте  вывод:  Когда  к личным  местоимениям  3-го лица  прибавляется  Н?

 

Проговорите в парах.

Учитель: С целью  закрепления  этого    правила  выполните  задание на листочках.

(Образуйте  падежные   формы  с предлогами)

к (он),  о   (она),  от (он),   над ( он),  вокруг  (они), напротив  (она).

3.   Работа в группах  

 — Исправьте  речевые  недочеты, используя  личные местоимения.

   Сделайте  вывод:  Для чего  нужны  в речи  личные  местоимения.

1) группа   Задание:  замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

В воздухе  кружился  желтый  лист.  Лист  медленно  летел  к земле. (Он).

2) группа.  Задание:  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

Ребята  отправляются  в поход   по родному  краю.  Ребята  соберут  много  интересных  материалов (Они)

3 группа.  Задание.  Замените  повторяющиеся  слова  местоимениями.  Учитель  познакомил  школьников  с  интересной  книгой  Игоря  Акимушкина.  Книга всем понравилась  (Она)

4 группа.  Задание.  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

Внизу  ласково  плескалось   море.  Море  манило  к себе (оно).

5 группа.  Задание.  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

В доме  у нас  жил ежик.  Ежик был ручной   (он)

Учитель.  Известный русский  лингвист  Реформатский  так  образно  писал  о роли местоимений:

Они,  “как  запасные  игроки”  на футбольном поле  или  “дублеры” в театре, выходят  на  поле, когда  вынужденно  “освобождают  знаменательные  слова”.

 4.Употребление  личных местоимений.

-Часто  ли вы  употребляете  личные  местоимения, например, я?

-Где еще  употребляется  личное местоимение?

-В поэтической речи  (в стихотворениях)

-Как вы думаете? Почему?  (В лирическом  произведении  поэт  часто  рассказывает  о своих  личных  чувствах,  переживаниях, о своем восприятии  жизни)

-Послушайте  отрывок  из стихотворения  А. Ахматовой  (читает ученик).

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где  лучшая в мире  стоит из оград.

Где статуи  помнят меня  молодой,

А я их  под невскою  помню водой.

В пушистой  тиши  между   царственных  лип

Мне  мачт  корабельных  мерещится  скрип.

Учитель: Вспомните, что вам известно  об  особенностях   употребления  в речи местоимений  Ты  и вы, вы и Вы  

Чтение стихотворения   А.С. Пушкина  «Ты и вы».

-В каком  новом  значении  выступают  местоимения  Ты и Вы  в данном стихотворении?

 5.Ошибки  в употреблении  местоимений.

Учитель. Очень  часто  допускаются  ошибки  в употреблении  личных местоимений.

Как правильно   сказать?   Я скучаю  по вам (вас)???

Откройте  учебники  на стр.   298,  прочитайте  материал  в рамке.  Выберите  выражение  и составьте  с ним предложение с прямой речью  

Выпишите местоимения

1) 1-е л    ед. ч    им.пад                             (я)

2) 3-е л    ед.  ч   ср . р  им.  пад               (оно)

3) 3-е л    мн. ч   род. пад                          (их)

4) 2-е  л   мн. ч   пр.  пад                          (вас)

5) 3-е л    ед. ч    род . пад  м . р               (его)

6) 1-е       мн. ч   дат.  пад                        (нам)

7) 2-е л    ед.  ч   род.  пад                        (тебя)

8) 2-е  л   ед.  ч   пр.  пад                         (тебя)

5.Подведение  итогов

— Что   вспомнили  о личных   местоимениях?

       Шуточные  вопросы

1) В каком   местоимении  2  звука, но одна буква?

2) Какие  два  личных   местоимения  мешают  движению  по дорогам?   (ямы)

3) Сколько   личных  местоимений  в слове  семья?   (семь  я)

4) Первый  слог — личное местоимение, второй — звук, который  издает    лягушка. вместе  овощ (тыква)

5)Когда  руки  бывают  местоимениями?  (Когда они вы мы  ты)

6.Оценки за урок

7.Домашнее задание.

 § 63, упр.   580

nsportal.ru

Урок: «Местоимение» 5 класс

Лагутик Л. В.

Урок русского языка. 5 класс.

Тема урока: Местоимение.

Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.

  1. Вступление в урок.

1. Контрольный словарный диктант.

Подчеркнуть «ошибкоопасные» места в словах.

Пахать землю, на соседнем огороде, участвовать в уборке урожая, выезжать на комбайне, в серьезной брошюре, раздаваться в вышине, соловьиная трель, налево по туристской тропе, продвигаться вперед сквозь чащу, пожалеть лисицу, о неуклюжем косолапом медведе, трусливом зайце и ловкой обезьяне, тяжелые колосья пшеницы.

2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное», содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)

Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чем-то не согласны. С чем? (Дети отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас скажите сами.

  1. Изучение темы.

1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.

Каждый, кто весел, пой с нами вместе.

— Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет петь?

Назовите слова-дублеры, заменяющие существительное, прилагательное.

Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.

Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.

С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.

— Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?

Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи: кто? что? какой? чей? сколько?

2. Шуточная викторина.

— Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная семья.?

— Если руки не вымыты, сколько местоимений потребуется для обозначения их признака?

— Какое местоимение отличается самомнением и всезнайством?

3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной. Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант).

Белка и волк.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

— Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)

— Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по лицам, числам и падежам).

— Найдите все падежные формы (по рядам) местоимений:

1 лицо 2 лицо 3 лицо

(Я, мне, меня, мы) (На вас, тебя, тебе) (Ее)

4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка». «Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.

Р_сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о_цвела весной и осталась на вишенк_ одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.

— Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по «цепочке» пропущенные орфограммы.

— Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно ли его исправить.

5. Письменное редактирование текста. (1-е и 3-е предложения сохраняем полностью. Вариант изменения 2-го: Она отцвела весной, и на деревце осталась одна ягодка.)

— Что нам помогает избежать повторения одинаковых слов? (Синонимы, местоимения)

  1. Итог урока. Выставление и комментирование оценок.

Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но слов-дублеров гораздо больше. Есть и вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними мы познакомимся позже.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Повторение».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *