Смогут ли компьютеры заменить учителей (сочинение)
Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.
Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.
Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.
Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».
В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.
Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.
На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.
Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.
Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.
Учителей не хватает по всему миру, и компьютеры их не заменят
Завершилась крупнейшая международная выставка, посвященная технологиям в образовании – BETT-2020 в Лондоне. Разработчики смогли представить новейшие программы и сервисы в помощь учащимся и преподавателям, а педагоги рассказали о своем собственном опыте использования технологий. И оказалось, что тема эта противоречивая для всех стран, а не только для России.
БЫТЬ СМАРТФОНАМ В КЛАССЕ ИЛИ НЕТ?
Вопрос о том, нужны гаджеты в классе или нет, больше не стоит – учителя всего мира однозначно выступают за технологии. Это подтверждает и недавнее исследование компании Microsoft, в котором приняли участие более тысячи педагогов из разных стран. Проблема лишь в том, как всё это выглядит на практике и к чему приводит.
— Мы спросили учителей, какой они видят свою профессию через 10 лет, в 2030 году, — рассказывает Барбара Холзапфел, главный менеджер Microsoft Education. – Абсолютное большинство педагогов уже сейчас сталкиваются с новыми вызовами. Этническое и языковое разнообразие классов растет. Дети всё больше времени проводят в гаджетах, а традиционные навыки, такие как устный счет или письмо от руки, постепенно теряются. Сама роль учителя меняется с развитием интернета и IT (информационных технологий). И почти 38 процентов опрошенных нами учителей признаются, что не чувствуют себя достаточно готовыми к таким изменениям.
При этом нехватка хороших педагогов (да и вообще учителей!) ощущается все острее – и не только у нас в России, но и в других странах. Дело в том, что в школы пришло поколение Z, самое многочисленное за всю историю человечества. К 2030 году понадобится свыше 69 миллионов новых педагогов, чтобы учить их. И без использования технологий обеспечить детям качественное образование просто не получится.
СОСТАВИТ АНАЛИТИКУ ОЦЕНОК И РАЗРАБОТАЕТ ПРОГРАММУ
В прошлом веке фантасты были уверены, что в будущем учить детей будут машины. Но сегодня становится ясно, что заменить человека в таком тонком деле невозможно. Однако, девайсы и технологии могут сделать процесс обучения более эффективным – как для ребёнка, так и для педагога.
— 70 процентов учеников, которых мы опрашивали, уверены, что могут учиться эффективнее, — уверен Марк Спарвелл, старший менеджер Microsoft Education. – Детям важен контекст и цели учебы – если они не видят, как применить полученные знания в реальном мире, им неинтересно это учить. И чтобы обеспечить прорыв в образовании, нужно начинать не с покупки девайсов, а со встраивания во все школьные дисциплины технологий, которые позволят упростить получение знаний. Например, инструменты для иммерсивного чтения (чтения с полным погружением — прим. ред.) помогут в учебе детям с дислексией и СДВГ. Сервисы для групповой работы позволят распределить учебные задачи и развить навыки сотрудничества. А искусственный интеллект позволит автоматизировать проверку домашних заданий и даст развернутую аналитику по прогрессу каждого ученика.
Проблема ещё и в том, что помимо традиционных знаний, школам теперь нужно учить детей навыкам нового типа – умению работать в группах и общаться с другими людьми, стрессоустойчивости и эмоциональной гигиене, критическому мышлению и креативности.
— Содержание урока не уходит на задний план – меняется линза, через которую мы смотрим на занятие, — объясняет Барбара Холзапфел. – Даже самые привычные примеры можно использовать для получения навыков нового типа. Например, исторические персоны могут послужить примерами лидерства, а естественные науки — привить экологическое мышление.
УЧИТЕЛЯМ НУЖНА ПОДДЕРЖКА И ОТДЫХ
Сами учителя открыто признают, что не успевают следить за всем, что происходит даже в соседней школе. В результате им приходится заново изобретать велосипед — самим искать интересные сервисы, новые техно-фишечки, и думать, как встроить всё это в свой урок. На это уходит много времени, и без того высокая нагрузка растет ещё больше, а ответственность за свою работу никуда не девается. Такая ситуация способствует не только эмоциональному выгоранию учителей, но и напряженной атмосфере в классе.
— Учителя не могут учить детей эмоциональным и социальным навыкам, если они сами постоянно находятся в стрессе, — говорит Марк Спарвелл. – Поэтому страны, которые заботятся о росте качества образования, делают ставку на школьный климат и стараются обеспечить эмоциональное благополучие учеников и педагогов. В конце концов, то, что происходит в учительской, бывает даже важнее того, что происходит в классе. Директора школ в этом плане даже ещё более уязвимы и нуждаются в поддержке – ведь именно им потом предстоит идти к своим работникам и говорить им, что и как сделать. И важно, чтобы они чувствовали поддержку сообщества и уверенность в своих действиях.
Получается, что здоровая атмосфера в школе идет рука об руку с профессиональным развитием. И если психолога искусственный интеллект заменить не может, то выкроить свободное время для отдыха, творчества и саморазвития сумеет запросто. В конце концов, главное не то, сколько в школе компьютеров и умных досок, и разрешены ли ученикам смартфоны на уроках. А то, как все эти гаджеты и технологии используются на самом деле, за пределами формальных отчетов.
В ТЕМУ
Пять технологий Microsoft в помощь педагогам
1. Живые субтитры в блокноте OneNote. Новая опция автоматически конспектирует все, что говорит преподаватель — в прямом эфире! А если в классе есть ученики с неродным русским, то нейросеть может сразу делать перевод и вести для них текстовую трансляцию и на других языках.
2. Живой перевод Translator live. Он поможет перевести как текст, так и устную речь, хоть при живом общении, хоть при просмотре видео и онлайн-курсов на других языках.
3. Онлайн-трансляция занятий в Stream. Этот сервис позволяет записывать видео с экрана параллельно с аудио-комментариями. Обычно им пользуются блогеры, чтобы записывать, как они проходят компьютерные игры. Но для учителей он куда полезнее – видео-уроки могут посмотреть те, кто пропустил урок по болезни, или просто решил освежить в памяти какие-то темы с прошлых занятий. Кроме того, сервис распознает речь в видео и позволяет искать нужные моменты по произнесенным словам.
4. Лайки в презентациях PowerPoint. Материалы к уроку можно расшарить ученикам – тогда те, кто сидят на задних партах, не будут щуриться в попытках разобрать мелкий шрифт на слайде, а смогут просто посмотреть презентацию на своем телефоне и увеличить изображение. Ещё сервис позволяет ученикам оставлять вопросы к слайдам и ставить лайки. Если детям что-то показалось интересным или осталось непонятным, учитель получит обратную связь и сможет доработать эти моменты. Ну и конечно, живые субтитры работают и тут, поэтому кроме самой презентации ученик сможет получить и конспект урока.
5. Режим иммерсивного чтения в Word. Он позволяет разбить любой текст по слогам и подсвечивает нужную часть слова, чтобы ребенку было проще на нем сосредоточиться. Для каждого слова можно тут же посмотреть его значение, а функция “Чтение вслух” позволит проверить правильное произношение.
Школа будущего: сможет ли робот заменить учителяForPost
10-10-2019 13:10Учитель должен мотивировать ребенка собственным примером, заражая его любовью к предмету, ведь даже алгебру можно преподавать эмоционально. Во время выступления на форуме «Город образования» в Москве генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина рассказала, почему ни одному роботу это не под силу.
Научная фантастика XIX и XX веков полна рассказов о роботах, которые делают за людей повседневные дела. Я читала эти книги, когда была маленькой, но тогда казалось далеким будущее, а сейчас ясно, что роботизация скоро затронет все сферы жизни, включая образование. Мы в «Яндексе» решили делать машины без водителя два с половиной года назад. Еще через полгода я прокатилась на беспилотнике по занесенной снегом Москве. А год назад мы уже рассказывали про беспилотное такси, которое мы запустили в Иннополисе. Путь, на который я мысленно отвела десять лет, мы прошли за два с небольшим года. Больше я ничему не удивляюсь. Я убеждена, что беспилотные автомобили и роботы — не только будущее, которое мы готовим нашим детям, но и будущее, в котором предстоит жить нам самим, в том числе и мне.
Может ли робот заменить учителя?
Возьмем для примера голосовой помощник «Алису», которая может играть с ребенком в города, загадывать ему загадки, задавать задачки. Она делает ровно то, что годами проделывали с детьми взрослые. Самое интересное, что дети не воспринимают «Алису» как человека. Они прекрасно осознают, что она робот. Если «Алиса» не понимает ребенка, он не будет отворачиваться и плакать. Наоборот, он будет стараться говорить все лучше, все четче. Это здорово развивает речь. Возникает ощущение, что учителя станут не нужны. Им на смену придут роботы.
Тем не менее я твердо уверена, что никакие роботы никогда не заменят учителя. Вспомните себя в детстве — наверняка у вас был любимый предмет, которым вы, возможно, «заболели» еще до школы. Вы будете любить его, несмотря ни на что, даже если по нему попадется неважный педагог. А есть предметы, к которым ребенок изначально относится нейтрально — и в этом случае все зависит от учителя. Учебники и технологии тут совершенно ни при чем. Все дело в личности учителя.
Например, мои собственные лекции на мехмате — это определения, теоремы и доказательства. Студенты знают, что лекции есть на сайте. Они знают, что я никогда не отмечаю прогульщиков. Но когда я прихожу в аудиторию, там всегда толпа. Все потому, что даже алгебру можно воспринимать эмоционально. Если студенты видят, что я доказываю теорему с удовольствием, люблю алгебру, то и они тоже будут ее любить.
Творчество без рутины
Сейчас большую часть работы учителя составляет рутина. Под рутиной я понимаю не только заполнение бумажек, но и, например, проверку некоторых домашних заданий. Одно дело — читать детские сочинения, совсем другое — проверять ответы на десятки примеров.
Чем больше у учителя времени, тем сильнее он будет вовлекать и мотивировать детей, тем чаще он сможет заниматься с ними индивидуально. Новые инструменты призваны помогать и подсказывать, какие материалы добавить в план урока, но самое главное — они берут на себя рутинные операции. Мы в образовательных проектах в первую очередь хотели как раз избавить учителей от рутины. Собственно, из этой идеи и вырос Яндекс.Учебник — сервис, который помогает учителям вести занятия. У учителя, который работает с ним, высвобождается до трети времени — это очень приличный результат.
Школа будущего
Образовательный процесс становится не только адресным, но и более интересным. Помните книгу Яна Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»? Я читала ее в детстве, а сейчас читаю ее вслух и своему ребенку. В ней рассказывается про профессора, который изобрел уменьшающую жидкость, и двух детей, которые случайно ее выпили и стали меньше комара. Вместе с профессором они путешествуют через травяной «лес», а он рассказывает им о жизни растений и насекомых.
В будущем дети смогут оказаться на месте Карика и Вали. Например, есть стартап MEL Chemistry, который сделал бывший сотрудник «Яндекса» Василий Филиппов. Человек надевает VR-очки и попадает, например, в эпицентр химической реакции или путешествует между атомами.
Так можно преподавать химию, физику и биологию. В математике, в свою очередь, кому-то удобнее воспринимать формулы, а кому-то — образы. Когда система научится понимать, что удобнее ребенку, она сможет раздать всем детям в классе индивидуальные задания. Сложную тему освоить гораздо проще, если ее объяснили понятным лично тебе языком.
Другая важная особенность школы будущего — межпредметность. Ты видишь не только объекты, но и разноуровневые связи между ними. Например, изучая клетку растения, ты лучше понимаешь химические процессы, которые происходят внутри. В отличие от хороших учителей такие штуки можно внедрить повсеместно. Учителей тиражировать нельзя, но я верю, что в школе будущего расстояния не будут иметь значения.
Опытный педагог из крупного города может удаленно вести занятия у способных детей из небольших городов и поселков. Я верю, что расстояния скоро перестанут быть помехой. Занятия можно будет проводить дистанционно: ребенок получает индивидуальное задание, а потом учитель проверяет его и что-то попутно объясняет. Это повысит доступность образования: дети из небольших городов и поселков смогут обучаться у лучших педагогов, не тратя время и деньги на поездки. Учителей тиражировать нельзя, но я верю, что в школе будущего расстояния не будут иметь значения. Опытный педагог из крупного города может удаленно вести занятия у способных детей из небольших городов и поселков — мы уже опробовали эту схему в Яндекс.Лицее и знаем, что она работает.
Все дети разные: кто-то мыслит образами, а кто-то — формулами. Нельзя применять ко всем один и тот же шаблон, подход должен быть индивидуальным. Наша задача — понять, что ближе всего ребенку, и объяснить сложные вещи на понятном ему языке. А самое главное — школа будущего должна обеспечивать счастье ребенка, а не внушать, что успех измеряется зарплатой или должностью. Важно мотивировать ребенка собственным примером — я учитель, я увлечен своим делом и счастлив, и ты тоже можешь стать таким. Ни одному роботу это не под силу.
Источник: forbes.ru
Фото: Илья Вартанян, versiya.info, news.myseldon.com, tr.redsearch.org
4,573 просмотров всего, 16 просмотров сегодня
Загрузка…4,574 просмотров всего, 17 просмотров сегодня
Может ли компьютер заменить учителя? / Newtonew: новости сетевого образования
Кажется, дискуссия о том, сможет ли заменить компьютер учителя, ведётся с момента создания первой ЭВМ. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий только обострило эту проблему. По иронии судьбы, новыми способами получения информации в большей мере сегодня владеют именно школьники. Большинству учителей удаётся освоить лишь базовые навыки работы с компьютером и далеко не всегда – Интернет. При этом поток информации стал настолько велик, что иногда рассказ учителя кажется детям чем-то несущественным по сравнению с той же статьёй в Википедии (мы с детьми не согласны).
Так или иначе, но эта тема не даёт покоя учёным и представителям нового поколения, жизнь которых теперь тесно связана с Сетью. Так, недавно на страницах EdSurge появилась статья Эрика Хоровица, который размышляет о том, насколько важны для учителя метакогнитивные данные, попутно рассказывая об очередном эксперименте в этой области.
Фото: flickr.com.
«Если главным бичом вашего обучения была фраза «покажите свою работу», то вы в этом определенно не одиноки», — начинает автор свой рассказ. По мнению Эрика Хоровица, требования учителя продемонстрировать, как ученик пришёл к решению задачи, могут показаться 10-ти-летнему ребенку произвольными, однако они служат очень важной цели: позволяют взглянуть учителю на метакогнитивные процессы, которые руководят способностями школьника решать различные задачи. Именно метакогнитивный уровень мышления связан с умениями контролировать и направлять собственные познавательные интересы. Поэтому анализ детских работ, ошибок и исправлений, который помогает следить учителю за движением мысли ребёнка, даёт возможность педагогу находить и рассматривать сформированные у школьника метакогнитивные стратегии.
Так, по мнению Хоровица, одним из возможных преимуществ технологии компьютерных измерений является простота сбора и документирования информации о сложных метакогнитивных процессах, проходящих в голове ребёнка. В частности, можно использовать лог-файл компьютера, чтобы измерить процессы метапознания «онлайн» в тот момент, когда ученик решает задачи, нажимая клавиши или кликая мышкой, а не постфактум, когда задача решена и ученик пытается проанализировать свои решения. Новый способ сбора информации не только обеспечивает моментальный «взгляд внутрь головы» это также предотвращает ситуации, когда обучаемый неполно или неточно объясняет свои действия.
Фото: flickr.com.
В связи с этим встаёт вопрос: может ли технология компьютерного измерения метакогнитивных процессов быть столь же эффективна, как традиционный педагогический анализ деятельности ученика? Являются ли данные, содержащиеся в лог-файле, действительно важными?
По мнению Эрика Хоровица, исследование Марселя Винмана из Лейденского университета, недавно опубликованное в Learning and Individual Differences, отвечает положительно на этот вопрос. Так, в качестве объекта эксперимента Винман и его коллеги выбрали группу из 52-х учащихся средних школ. На протяжении всего проекта учёные отслеживали, как школьники работали в специальной компьютерной программе. С помощью этой программы они должны были выяснить, как различные факторы, такие как загрязнение среды или источники пищи, могут повлиять на популяцию выдр. У школьников была возможность отрегулировать значение каждого из пяти предложенных факторов, а затем запустить симуляцию, которая демонстрировала, как изменилась популяция выдр. Чтобы выяснить влияние различных факторов на жизнь выдр, ученики провели минимум 15 экспериментов.
При этом в процессе занятий школьников на компьютере в лог-файл записывались различные аспекты работы, каждый из которых становился материалом для измерения метакогнитивных процессов учеников. К этим аспектам относились общее число проделанных экспериментов, время, прошедшее между видимыми результатами одного эксперимента и началом следующего, частота прокрутки вниз для просмотра более ранних экспериментов или вверх, чтобы увидеть более поздние результаты, и число факторов, которые были изменены между экспериментами.
Фото: flickr.com.
После того, как студенты завершили свои эксперименты, экспертам были показаны логи ученической активности, и они оценили каждого студента по двум метакогнитивным показателям: 1) систематическому измерению; 2) полноте эксперимента. Первый индикатор отражал закономерность, с которой ученики искали подходящую стратегию влияния на популяцию выдр, например, путём многократного изменения одного фактора при постоянном сдерживании других факторов. Второй показатель демонстрировал, в какой степени школьники экспериментировали со всеми пятью факторами.
Чтобы эксперимент состоялся, необходимо было информацию лог-файла сравнить с данными самоанализа учеников, в котором дети описывали свои действия и объясняли причины тех или иных решений. Марсель Винман и его команда были, в основном, заинтересованы двумя вещами: 1) насколько измерения метакогнитивной деятельности, проводимые компьютером, соотносились с анализом действий учеников;; 2) как результаты двух разных способов измерения метакогнитивной деятельности прогнозировали обучение. Если измерения человеком и компьютером были бы согласованы и с одинаковой точностью прогнозировали результаты обучения, это доказало бы, что компьютеры могут заменить традиционные методы анализа важной метакогнитивной деятельности.
Фото: flickr.com.
Исследователи на самом деле обнаружили, что не было особой разницы между измерениями метакогнитивной деятельности, проводимыми человеком и компьютером. Почти все отдельные компьютерные измерения (например, частота прокрутки, время между экспериментами и т.д.) были соотнесены с теми или иными объяснениями учеников своей деятельности в процессе эксперимента (какие факторы предпочитали выбирать, как их меняли для получения нужного результата, зачем и т.д.).
«Безусловно, результаты Винмана далеки от совершенства», – говорит Хоровиц. Однако не стоит закрывать глаза на то, что компьютеры способны делать адекватные измерения таких важных для обучения показателей как планирование, разработка стратегии и оценка результатов работы. Теперь клики мышкой, просмотр страниц, удаление ответов становятся не только набором обычных рабочих операций, но и позволяют определить общий уровень квалификации студентов, а также пролить свет на причины выбора учеником той или иной стратегии в решении сложных проблем.
Конечно, эти исследования находятся в зачаточном состоянии и подобные результаты не могут дать полной картины способностей студента или определить их слабые и сильные стороны. Однако с каждым годом подростки начинают хранить в электронном виде всё большее количество учебной информации и своих расчётов, а это прямой путь к тому, чтобы дальше работать в этом направлении» — заключает Эрик Хоровиц.
Что же касается роли учителя, то при всей революционности подобных экспериментов, без участия человека они вряд ли бы представляли какую-то ценность. Пусть даже компьютеру удалось собрать необходимую информацию, но кто-то же должен её проанализировать и продумать, как использовать полученные данные в дальнейшем.
Фото: flickr.com.
Вариант развития, при котором компьютер на основе своих же сведений мог бы предложить программу обучения ребёнка, на данном этапе недоступен нам. Что не может не радовать. Ведь в той же повести Азимова машинное образование лишает человека творчества и возможности делать ошибки, необходимые для настоящего развития и нахождения собственного пути. Именно поэтому на вопрос «может ли заменить компьютер учителя?» — независимо от уровня развития технологий — можно смело ответить: «нет».
По материалам edsurge.com.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Смогут ли новые технологии заменить учителей? — ForPost-Технологии
24-10-2018 09:50
С развитием искусственного интеллекта и других компьютерных технологий, у профессионалов возникает опасение: не заменят ли машины представителей их профессии в обозримом будущем?
Данный вопрос бурно обсуждается и в сфере образования. Появились дерзкие смельчаки, которые утверждают, что в скором времени учителя вообще не будут нужны. Электронные учебники и компьютерные программы освободят общество от потребности в педагогах.
Оксфордский университет провел исследование, проанализировав 700 сфер деятельности, чтобы понять, какой из них угрожает наиболее существенный риск исчезновения. Выяснилось, что учителя относятся к категории, которой в ближайшие годы бояться нечего.
Учитель это не просто источник информации. Это человек, который даст жизненный совет, поможет выбрать карьеру, защитит того, с кем плохо обращаются сверстники в школе. И в конце концов, попробуйте представить себе поход класса в театр под предводительством робота. Учитель, для подрастающего поколения является путеводной звездой, нравственным ориентиром, наставником, заступником и старшим другом. Если сложить все эти ипостаси вместе, то получается, что скорее технологии заменят врачей, психоаналитиков и политиков, чем представителей уважаемой педагогической профессии.
Однако, эксперименты в роботизации педагогики уже ведутся давно, и как свежий пример можно привести робота-преподавателя, который появился в одном из высших учебных заведений США. В военной академии Вест-Пойнт, робот по имени «Bina48» провел студентам занятие по философии, для аудитории, состоящей из 100 слушателей.
«Основная цель эксперимента состояла в том, чтобы понять, может ли робот провести занятие в классе. Сможет ли он донести до студентов суть и вызвать интерес к предмету.» — рассказал преподаватель вуза Уильям Барри.
В память «Bina48» был загружен огромный объем информации о теории войны, политике, философии и план занятий, который составил Уильям Барри. Робот не мог, при этом, использовать какую-либо другую информацию из интернета, кроме загруженной, так как исследователи хотели, чтобы «Bina48» не уклонялся от учебного плана и выстраивал диалог, основываясь только на нем.
«Перед началом занятия мы думали, что оно будет носить развлекательный характер. Однако мы были крайне удивлены, когда студенты начали делать заметки, а робот без проблем отвечал на все задаваемые ему вопросы,» — поделились успешными результатами эксперимента преподаватели.
Однако, по мнению ученых, полностью заменить преподавателя искусственным интеллектом без потери качества обучения в ближайшее время не получится, но сами технологии могут помочь в самом осуществлении педагогического процесса, их можно комбинировать. Основная проблема — в восприятии самого процесса обучения учеником, ощущения ответственности перед живым преподавателем, общении и во многом другом.
Поэтому преподавателям, которые делятся с учениками своим жизненным опытом, формируют их мировоззрение и помогают им стать достойными членами нашего общества, точно пока не стоит волноваться. Никогда живое человеческое общение не заменит компьютер, как никогда электронный вариант учебника не может стать лучше настоящей книги.
Фото: terraoko.com, livingstonusd.org
1,372 просмотров всего, 4 просмотров сегодня
Загрузка…Сочинение на тему «Заменит ли компьютер преподавателя?»
- Главная
- Сочинения
- Сочинения на свободные темы
- Сочинене на тему «Заменит ли компьютер преподавателя?»
Компьютерная техника развивается с каждым годом. Роботы совершенствуются, развивается кибернетика, машины заменяют рабочих. И появилось мнение, что в недалеком будущем компьютеры заменят учителей. Так ли это? Вряд ли. Хотя бы потому, что выражение «Вложить в ученика часть души» еще никто не отменял. Работая с учеником, учитель действительно вкладывает в него эмоции, которые влияют на процесс развития. И передает не только технические знания, но и учит его общению.
Чему может научить бездушная машина? Если вы знаете, что такое перфокарты при обучении вождению, то многое встанет на свои места. Можно ли выучить Правила Дорожного Движения, не консультируясь с бывалым водителем? Попробуйте и поймете: в совершенстве, с помощью перфокарт, научиться водить автомобиль очень сложно. Гораздо эффективней будет задавать вопросы, моделировать сложные ситуации и узнавать что-то новое от человека. Машина здесь может играть только вспомогательную роль.
Даже если допустить то, что когда-нибудь изобретут машину, способную разговаривать – эффекта тоже будет мало. Представьте себе робота-учителя. Какие программы необходимо в него заложить? Вместе с общими знаниями, он должен уметь отвечать на вопросы. А теперь учтите детскую психологию, и скажите: какова вероятность того, что дети не будут шутить над машиной? Например, ставить вопросы так, что она будет теряться в ответах. Или игнорировать процесс обучения, глядя в окно или играя на уроке в карты. Заложить в программу робота адекватное чувство юмора и научить его контролировать процесс обучения – невозможно. Поэтому он тоже может быть только вспомогательным обучающим предметом, как перфокарты. А главная роль будет принадлежать преподавателю, который в зависимости от поведения учеников, может быть строгим, веселым, добрым или сердитым.
Следовательно, что мы имеем? С одной стороны желание автоматизировать процесс обучения. А с другой – желание отобрать у учителей вкладывать в свою профессию частичку своей души, лишив учеников возможности развивать уважение к старшим. Можно ли уважать машину? Это риторический вопрос, потому что психология учеников (как детей, так и взрослых) в этом вопросе совершенно непредсказуема.
И, самый главный вопрос: не придется ли нам для того, чтобы внедрить обучение детей компьютерами – вместе с этим лишить детей чувства юмора и заставить их вести себя так же, как машины?
Заменят ли роботы учителей: все за и против — Рамблер/новости
В 1977 году американский писатель-фантаст Айзек Азимов выпустил эссе «Новые учителя», в котором он предложил создать для каждого человека специальную обучающую машину, которая сможет анализировать его уровень знаний и, соответственно, автоматически задавать курс обучения.Чтобы пожилые люди не теряли воображения и творческих способностей и не стали обузой для постоянно уменьшающегося числа активных молодых людей, я часто выступал с предложениями модифицировать нашу систему образования таким образом, чтобы человек продолжал учиться до конца жизни. Но как это сделать? Откуда взять столько учителей, размышлял Азимов.
Спустя почти 40 лет этот вопрос остается актуальным. Сейчас мы живем в век инновационных технологий, и с каждым годом появляются новые изобретения, которые вытесняют когда-то незаменимые кнопочные телефоны, деревянные неуклюжие автомобили и перьевые ручки.
Но должно же остаться что-то незаменимое, проверенное временем и опытом, например, образование, — с этих слов началась конференция, организованная корпорацией Российский учебник на Международном московском салоне образования.
Во многих отраслях происходит вторжение искусственного интеллекта в деятельность человека. Не избежала этого и школа, в которой ИИ хочет встать на место учителя. Но значит ли это, что в будущем профессии преподавателя уже не будет, а детей станут обучать компьютеры и роботы?
Кто победит: искусственный или естественный интеллект — вопрос интересный, так как сейчас между ними присутствует некое противостояние. Наши дети все чаще предпочитают проводить выходной с планшетом, чем с родителями на природе, и тут явная победа ИИ. Но если ребенок упал и разбил коленку, он вряд ли побежит к планшету, верно? Так что естественный интеллект не сдает позиций, рассказал «Ридусу» вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию Корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.
Это напрямую связано и с противостоянием преподавателя и робота: никто не заметит учительской чуткости, личного примера, эмоциональной связи учитель-ученик. Учитель — не аудиокнига, тут важны личностные качества.
Вместо или вместе?
Но не все с этим полностью согласны. Например, директор по бизнес-развитию SkyEng Ларьяновский Александр уверен, что учителя можно частично заменить искусственным интеллектом. Конечно, до выражения эмоций роботам еще далеко, но помочь разобраться с рутинной работой и систематизировать данные ему точно под силу.Учителям бывает непросто держать под контролем целый класс, заметить у каждого слабое место. Машина это сделает за несколько секунд: проанализирует работу ученика, его ответы, чтобы потом выдать учителю всю информацию «по полочкам». В таком формате ИИ выступает не вместо учителя, а вместе, пояснил «Ридусу» Александр Ларьяновский.
Если роботы будут сотрудничать вместе с учителями, которые несколько лет обучались в университетах, стажировались и имеют немалый опыт за плечами, то кто будет учить самих роботов?
Чтобы обеспечить качественную связь ученик-робот-учитель, нужен надзорный орган, который будет контролировать все процессы: исправна ли система ИИ, правильно ли педагог понимает послания компьютера, а главное, нравится ли такой подход к образованию ребенку.
Для этого Александр Адамский, кандидат педагогических наук и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», предлагает институционально оформить отношения между ИИ, учителем, учеником и его родителями, чтобы были общие нормы и правила.Новичок в классе
Представителям системы образования стоит рассматривать роботов как новых учеников, которым тоже необходимо создать условия для работы.
Раньше существовала замечательная система парного обучения, когда один ученик помогает другому в учебе. Сейчас для нас роботы или искусственный интеллект — это и есть тот слабый ученик, которому нужно помочь. Причем помочь как ученикам, так и учителям, считает Адамский.
Если грамотно подойти к этому вопросу, ИИ действительно облегчит и усовершенствует работу учителей. Роботы могут стать своеобразным министерством образования, в котором будет обрабатываться большой поток данных.
Например, искусственный интеллект сможет дистанционно собирать все данные о ребенке: его успехи в учебе, участие в олимпиадах, оценки, рекомендации учителей, — огромный пласт информации будет доступен для родителей и учителей.
Учитель с душой
Рядом со мной на конференции сидела женщина лет 60−65, которая всю лекцию что-то динамично записывала в блокноте. В ее глазах было то полное несогласие со спикерами, то какое-то смирение. Очевидно, тема образования ее очень волновала, и женщина хотела задать вопросы экспертам, но из-за ограниченного времени микрофон ей так и не достался.
Как оказалось, Инна Ивановна — учительница истории в одной из московских школ. Большую часть жизни она проработала в школе, и как никто другой знакома со старой системой образования, в которой учитель был не просто лектором, а другом и примером для ребенка.
На конференцию женщина пришла не сама, «направили весь учительский коллектив, деваться некуда» — рассказывает учительница. С новыми технологиями Инне Ивановне приходится сталкиваться постоянно: электронные дневники, интерактивные доски, презентации для урока — ко всему уже привыкли.
Но понимание того, что скоро место учителя займет робот, пугает старшее поколение.
Я не против современных технологий, это замечательно. Как когда-то печатный станок создал новую эпоху, сейчас эту эпоху создает робот. Но уместно ли это для школы? Школа — это не контора по предоставлению услуг, это нечто больше. Сможет ли робот обучить ребенка ценностям, дружбе, взаимопомощи, рассказала учительница.
Инна Ивановна задала хорошие вопросы, на которые сейчас, наверное, ответить невозможно. Для этого должно пройти несколько десятков лет, чтобы дети, выращенные роботами, вышли в социум.
Уже сейчас есть сотни онлайн-сервисов по изучению языков, подготовке к ЕГЭ и тренировки решения логарифмов, но мне еще не попадались программы по обучению ребенка нравственности и честности. И такие программы вряд ли появятся, так как объяснить это на схеме невозможно. Нужен личный пример.
А как вы относитесь к новой экосистеме образования? Нужен ли робот в классе?