Компьютеры заменят учителей в будущем: Смогут ли компьютеры заменить учителей (сочинение) – Учителей не хватает по всему миру, и компьютеры их не заменят

Смогут ли компьютеры заменить учителей (сочинение)

computer-vs-teacher

Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.

Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.

Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.

Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».

В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.

Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.

На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.

Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.

Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.

Учителей не хватает по всему миру, и компьютеры их не заменят

Завершилась крупнейшая международная выставка, посвященная технологиям в образовании – BETT-2020 в Лондоне. Разработчики смогли представить новейшие программы и сервисы в помощь учащимся и преподавателям, а педагоги рассказали о своем собственном опыте использования технологий. И оказалось, что тема эта противоречивая для всех стран, а не только для России.

БЫТЬ СМАРТФОНАМ В КЛАССЕ ИЛИ НЕТ?

Вопрос о том, нужны гаджеты в классе или нет, больше не стоит – учителя всего мира однозначно выступают за технологии. Это подтверждает и недавнее исследование компании Microsoft, в котором приняли участие более тысячи педагогов из разных стран. Проблема лишь в том, как всё это выглядит на практике и к чему приводит.

— Мы спросили учителей, какой они видят свою профессию через 10 лет, в 2030 году, — рассказывает Барбара Холзапфел, главный менеджер Microsoft Education. – Абсолютное большинство педагогов уже сейчас сталкиваются с новыми вызовами. Этническое и языковое разнообразие классов растет. Дети всё больше времени проводят в гаджетах, а традиционные навыки, такие как устный счет или письмо от руки, постепенно теряются. Сама роль учителя меняется с развитием интернета и IT (информационных технологий). И почти 38 процентов опрошенных нами учителей признаются, что не чувствуют себя достаточно готовыми к таким изменениям.

При этом нехватка хороших педагогов (да и вообще учителей!) ощущается все острее – и не только у нас в России, но и в других странах. Дело в том, что в школы пришло поколение Z, самое многочисленное за всю историю человечества. К 2030 году понадобится свыше 69 миллионов новых педагогов, чтобы учить их. И без использования технологий обеспечить детям качественное образование просто не получится.

СОСТАВИТ АНАЛИТИКУ ОЦЕНОК И РАЗРАБОТАЕТ ПРОГРАММУ

В прошлом веке фантасты были уверены, что в будущем учить детей будут машины. Но сегодня становится ясно, что заменить человека в таком тонком деле невозможно. Однако, девайсы и технологии могут сделать процесс обучения более эффективным – как для ребёнка, так и для педагога.

— 70 процентов учеников, которых мы опрашивали, уверены, что могут учиться эффективнее, — уверен Марк Спарвелл, старший менеджер Microsoft Education. – Детям важен контекст и цели учебы – если они не видят, как применить полученные знания в реальном мире, им неинтересно это учить. И чтобы обеспечить прорыв в образовании, нужно начинать не с покупки девайсов, а со встраивания во все школьные дисциплины технологий, которые позволят упростить получение знаний. Например, инструменты для иммерсивного чтения (чтения с полным погружением — прим. ред.) помогут в учебе детям с дислексией и СДВГ. Сервисы для групповой работы позволят распределить учебные задачи и развить навыки сотрудничества. А искусственный интеллект позволит автоматизировать проверку домашних заданий и даст развернутую аналитику по прогрессу каждого ученика.

Проблема ещё и в том, что помимо традиционных знаний, школам теперь нужно учить детей навыкам нового типа – умению работать в группах и общаться с другими людьми, стрессоустойчивости и эмоциональной гигиене, критическому мышлению и креативности.

— Содержание урока не уходит на задний план – меняется линза, через которую мы смотрим на занятие, — объясняет Барбара Холзапфел. – Даже самые привычные примеры можно использовать для получения навыков нового типа. Например, исторические персоны могут послужить примерами лидерства, а естественные науки — привить экологическое мышление.

УЧИТЕЛЯМ НУЖНА ПОДДЕРЖКА И ОТДЫХ

Сами учителя открыто признают, что не успевают следить за всем, что происходит даже в соседней школе. В результате им приходится заново изобретать велосипед — самим искать интересные сервисы, новые техно-фишечки, и думать, как встроить всё это в свой урок. На это уходит много времени, и без того высокая нагрузка растет ещё больше, а ответственность за свою работу никуда не девается. Такая ситуация способствует не только эмоциональному выгоранию учителей, но и напряженной атмосфере в классе.

— Учителя не могут учить детей эмоциональным и социальным навыкам, если они сами постоянно находятся в стрессе, — говорит Марк Спарвелл. – Поэтому страны, которые заботятся о росте качества образования, делают ставку на школьный климат и стараются обеспечить эмоциональное благополучие учеников и педагогов. В конце концов, то, что происходит в учительской, бывает даже важнее того, что происходит в классе. Директора школ в этом плане даже ещё более уязвимы и нуждаются в поддержке – ведь именно им потом предстоит идти к своим работникам и говорить им, что и как сделать. И важно, чтобы они чувствовали поддержку сообщества и уверенность в своих действиях.

Получается, что здоровая атмосфера в школе идет рука об руку с профессиональным развитием. И если психолога искусственный интеллект заменить не может, то выкроить свободное время для отдыха, творчества и саморазвития сумеет запросто. В конце концов, главное не то, сколько в школе компьютеров и умных досок, и разрешены ли ученикам смартфоны на уроках. А то, как все эти гаджеты и технологии используются на самом деле, за пределами формальных отчетов.

В ТЕМУ

Пять технологий Microsoft в помощь педагогам

1. Живые субтитры в блокноте OneNote. Новая опция автоматически конспектирует все, что говорит преподаватель — в прямом эфире! А если в классе есть ученики с неродным русским, то нейросеть может сразу делать перевод и вести для них текстовую трансляцию и на других языках.

2. Живой перевод Translator live. Он поможет перевести как текст, так и устную речь, хоть при живом общении, хоть при просмотре видео и онлайн-курсов на других языках.

3. Онлайн-трансляция занятий в Stream. Этот сервис позволяет записывать видео с экрана параллельно с аудио-комментариями. Обычно им пользуются блогеры, чтобы записывать, как они проходят компьютерные игры. Но для учителей он куда полезнее – видео-уроки могут посмотреть те, кто пропустил урок по болезни, или просто решил освежить в памяти какие-то темы с прошлых занятий. Кроме того, сервис распознает речь в видео и позволяет искать нужные моменты по произнесенным словам.

4. Лайки в презентациях PowerPoint. Материалы к уроку можно расшарить ученикам – тогда те, кто сидят на задних партах, не будут щуриться в попытках разобрать мелкий шрифт на слайде, а смогут просто посмотреть презентацию на своем телефоне и увеличить изображение. Ещё сервис позволяет ученикам оставлять вопросы к слайдам и ставить лайки. Если детям что-то показалось интересным или осталось непонятным, учитель получит обратную связь и сможет доработать эти моменты. Ну и конечно, живые субтитры работают и тут, поэтому кроме самой презентации ученик сможет получить и конспект урока.

5. Режим иммерсивного чтения в Word. Он позволяет разбить любой текст по слогам и подсвечивает нужную часть слова, чтобы ребенку было проще на нем сосредоточиться. Для каждого слова можно тут же посмотреть его значение, а функция “Чтение вслух” позволит проверить правильное произношение.

Школа будущего: сможет ли робот заменить учителяForPost

10-10-2019 13:10

Учитель должен мотивировать ребенка собственным примером, заражая его любовью к предмету, ведь даже алгебру можно преподавать эмоционально. Во время выступления на форуме «Город образования» в Москве генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина рассказала, почему ни одному роботу это не под силу.

Научная фантастика XIX и XX веков полна рассказов о роботах, которые делают за людей повседневные дела. Я читала эти книги, когда была маленькой, но тогда казалось далеким будущее, а сейчас ясно, что роботизация скоро затронет все сферы жизни, включая образование. Мы в «Яндексе» решили делать машины без водителя два с половиной года назад. Еще через полгода я прокатилась на беспилотнике по занесенной снегом Москве. А год назад мы уже рассказывали про беспилотное такси, которое мы запустили в Иннополисе. Путь, на который я мысленно отвела десять лет, мы прошли за два с небольшим года. Больше я ничему не удивляюсь. Я убеждена, что беспилотные автомобили и роботы — не только будущее, которое мы готовим нашим детям, но и будущее, в котором предстоит жить нам самим, в том числе и мне.

Елена Бунина

Может ли робот заменить учителя?

Возьмем для примера голосовой помощник «Алису», которая может играть с ребенком в города, загадывать ему загадки, задавать задачки. Она делает ровно то, что годами проделывали с детьми взрослые. Самое интересное, что дети не воспринимают «Алису» как человека. Они прекрасно осознают, что она робот. Если «Алиса» не понимает ребенка, он не будет отворачиваться и плакать. Наоборот, он будет стараться говорить все лучше, все четче. Это здорово развивает речь. Возникает ощущение, что учителя станут не нужны. Им на смену придут роботы.

Тем не менее я твердо уверена, что никакие роботы никогда не заменят учителя. Вспомните себя в детстве — наверняка у вас был любимый предмет, которым вы, возможно, «заболели» еще до школы. Вы будете любить его, несмотря ни на что, даже если по нему попадется неважный педагог. А есть предметы, к которым ребенок изначально относится нейтрально — и в этом случае все зависит от учителя. Учебники и технологии тут совершенно ни при чем. Все дело в личности учителя.

Например, мои собственные лекции на мехмате — это определения, теоремы и доказательства. Студенты знают, что лекции есть на сайте. Они знают, что я никогда не отмечаю прогульщиков. Но когда я прихожу в аудиторию, там всегда толпа. Все потому, что даже алгебру можно воспринимать эмоционально. Если студенты видят, что я доказываю теорему с удовольствием, люблю алгебру, то и они тоже будут ее любить.

Творчество без рутины

Сейчас большую часть работы учителя составляет рутина. Под рутиной я понимаю не только заполнение бумажек, но и, например, проверку некоторых домашних заданий. Одно дело — читать детские сочинения, совсем другое — проверять ответы на десятки примеров.

Елена Бунина

Чем больше у учителя времени, тем сильнее он будет вовлекать и мотивировать детей, тем чаще он сможет заниматься с ними индивидуально. Новые инструменты призваны помогать и подсказывать, какие материалы добавить в план урока, но самое главное — они берут на себя рутинные операции. Мы в образовательных проектах в первую очередь хотели как раз избавить учителей от рутины. Собственно, из этой идеи и вырос Яндекс.Учебник — сервис, который помогает учителям вести занятия. У учителя, который работает с ним, высвобождается до трети времени — это очень приличный результат.

Школа будущего

Образовательный процесс становится не только адресным, но и более интересным. Помните книгу Яна Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»? Я читала ее в детстве, а сейчас читаю ее вслух и своему ребенку. В ней рассказывается про профессора, который изобрел уменьшающую жидкость, и двух детей, которые случайно ее выпили и стали меньше комара. Вместе с профессором они путешествуют через травяной «лес», а он рассказывает им о жизни растений и насекомых.

В будущем дети смогут оказаться на месте Карика и Вали. Например, есть стартап MEL Chemistry, который сделал бывший сотрудник «Яндекса» Василий Филиппов. Человек надевает VR-очки и попадает, например, в эпицентр химической реакции или путешествует между атомами.

Елена Бунина

Так можно преподавать химию, физику и биологию. В математике, в свою очередь, кому-то удобнее воспринимать формулы, а кому-то — образы. Когда система научится понимать, что удобнее ребенку, она сможет раздать всем детям в классе индивидуальные задания. Сложную тему освоить гораздо проще, если ее объяснили понятным лично тебе языком.

Другая важная особенность школы будущего — межпредметность. Ты видишь не только объекты, но и разноуровневые связи между ними. Например, изучая клетку растения, ты лучше понимаешь химические процессы, которые происходят внутри. В отличие от хороших учителей такие штуки можно внедрить повсеместно. Учителей тиражировать нельзя, но я верю, что в школе будущего расстояния не будут иметь значения.

Опытный педагог из крупного города может удаленно вести занятия у способных детей из небольших городов и поселков. Я верю, что расстояния скоро перестанут быть помехой. Занятия можно будет проводить дистанционно: ребенок получает индивидуальное задание, а потом учитель проверяет его и что-то попутно объясняет. Это повысит доступность образования: дети из небольших городов и поселков смогут обучаться у лучших педагогов, не тратя время и деньги на поездки. Учителей тиражировать нельзя, но я верю, что в школе будущего расстояния не будут иметь значения. Опытный педагог из крупного города может удаленно вести занятия у способных детей из небольших городов и поселков — мы уже опробовали эту схему в Яндекс.Лицее и знаем, что она работает.

Все дети разные: кто-то мыслит образами, а кто-то — формулами. Нельзя применять ко всем один и тот же шаблон, подход должен быть индивидуальным. Наша задача — понять, что ближе всего ребенку, и объяснить сложные вещи на понятном ему языке. А самое главное — школа будущего должна обеспечивать счастье ребенка, а не внушать, что успех измеряется зарплатой или должностью. Важно мотивировать ребенка собственным примером — я учитель, я увлечен своим делом и счастлив, и ты тоже можешь стать таким. Ни одному роботу это не под силу.

Источник: forbes.ru

Фото: Илья Вартанян, versiya.info, news.myseldon.com, tr.redsearch.org