ученик — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | учени́к | ученики́ |
Р. | ученика́ | ученико́в |
Д. | ученику́ | ученика́м |
В. | ученика́ | ученико́в |
Тв. | ученико́м | ученика́ми |
Пр. | ученике́ | ученика́х |
у·че-ни́к
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3b по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -уч-; интерфикс: -е-; суффикс: -ник [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [ʊt͡ɕɪˈnʲik] мн. ч. [ʊt͡ɕɪnʲɪˈkʲi]
Семантические свойства
Значение
- школьник, тот, кто учится в начальной или средней школе ◆ Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. А. П. Чехов, «Каникулярные работы институтки Наденьки N.», 1880 г. ◆ В столовую входит Вася, ученик V класса. А. П. Чехов, «Детвора», 1886 г.
- тот, кто обучается какой-либо профессии у кого-либо, проходит профессиональную выучку где-либо ◆ Немало вышло из учеников С. И. Грибкова хороших художников. В. А. Гиляровский, «Москва и москвичи», 1926 г. ◆ Юбиляр получил приветствия от учеников и почитателей. ◆ Наверху за потолком какой-то энергический мужчина, вероятно ученик консерватории, разучивал на рояли рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд. А. П. Чехов, «Житейские невзгоды», 1887 г.
- перен. последователь, сторонник учения, общественных, научных взглядов, практической деятельности и т. п. ◆ Верный ученик кого-либо (верный учению, заветам кого-н.).
- поэт. тот, кто следует чему-либо в своих поступках, взглядах ◆ Так, разврата // Я долго был покорный ученик, // Но с той поры, как вас увидел я, // Мне кажется, я весь переродился. А. С. Пушкин, «Каменный гость»
Синонимы
- школьник, учащийся, устар. школяр
- —
- адепт, выученик, последователь
- последователь, сторонник
Антонимы
- учитель, преподаватель, педагог
- учитель, преподаватель, педагог
- учитель
- ‒
Гиперонимы
- —
- —
- —
- —
Гипонимы
- первоклассник, второклассник, восьмиклассник, десятиклассник, одиннадцатиклассник; двоечник, троечник, хорошист, отличник
- студент, студентка, слушатель, слушательница, курсист, курсистка, курсант, курсантка, подмастерье, ПТУшник, ПТУшница, кадет
- последователь, сторонник
- —
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от глагола учить, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
школьник | |
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Морфологические и синтаксические свойства
Ед. | ученик |
Ед. об. | ученика |
Ед. суб. | ученикът |
Мн. | ученици |
Мн. сов. | учениците |
Числ. | ученика |
Зв. | — |
ученик
Существительное, мужской род, склонение 14.
Корень: —.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- ученик (аналог. русск. ученик [1]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- ученик, последователь (аналог. русск. ученик [3]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- ?
- ?
Антонимы
- ?
- ?
Гиперонимы
- ?
- ?
Гипонимы
- ?
- ?
Родственные слова
Ближайшее родство | |
Этимология
Происходит от глагола уча, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Библиография
- Петр Пашов, Христо Пырев, Василка Радева. Болгарский язык (учебник для иностранцев).
Морфологические и синтаксические свойства
ученик
Существительное, мужской род.
Корень: —.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- ученик (аналог. русск. ученик [1]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- ученик (аналог. русск. ученик [2]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- ученик (аналог. русск. ученик [3]), последователь ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- ?
- ?
- ?
Антонимы
- ?
- ?
- ?
Гиперонимы
- ?
- ?
- ?
Гипонимы
- —
- —
- —
Родственные слова
Ближайшее родство | |
Этимология
Происходит от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
ru.wiktionary.org
Разбор по составу (морфемный) слова «ученик»
Кокчетавский массив представляет огромный интерес для науки, поэтому я привлек к работам своих учеников.
В данном случае они выступали как хорошие ученики ЦК КПСС.
Нет записей, указывающих на людей, которые могли быть его учителями, учениками, заказчиками.
У Нахабцева была в распоряжении целая команда камераменов, и среди них молодой Вадим Алисов, который потом стал мастером, может считать себя учеником Нахабцева, и мы с ним тоже сняли несколько фильмов.
Инструктор осуществляет первые запуски и приземления, обычно с заднего места, а ученик управляет планером в полете.
Можно привести много примеров реализации образовательных программ: ряд нефтяных и металлургических компаний буквально со школьной скамьи ведут успевающих учеников, помогают им поступить в профильные вузы, чтобы через несколько лет привлечь в свою команду молодых управленцев высокого уровня.
Конечно, сыны отечества из Западной Европы полезны для ума, но более важен дух отечества, сохранившийся в наших детях и учениках.
Чем туже затягивались гайки механизма обязательного образования, тем дальше уходили от нас наши ученики.
Не надо объяснять, что для этих учеников экзамен оказался особенно тяжким испытанием, к которому они не были и не могли быть подготовлены.
Я мог предугадывать, какую активность проявит тот или иной ученик, и быстро моделировал в голове процесс, дирижировал.
Разобрать слово по составу, что это значит?
Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
План: Как разобрать по составу слово?
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.Порядок полного морфемного разбора по составу
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
- Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
- Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
- Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
- Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
- Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Как найти морфему в слове?
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
- основа форы — «проспал»;
- два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
- словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
- корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
how-to-all.com
Однокоренные слова к слову «ученик»
Однокоренные слова к слову «ученик» связаны по смыслу общим корнем -уч-. Подберем однокоренные слова среди разных частей речи.
Как известно, родственными являются слова, объединенные общей главной морфемой, в которой содержится их основное лексическое значение. Чтобы подобрать родственные слова к существительному «ученик«, выделим его корень.
Корень в слове «ученик»
Чтобы узнать, какой корень в этом слове, выполним разбор по составу. Морфемный разбор обычно начинают с выделения окончания. Эту морфему имеют только изменяющиеся самостоятельные части речи. Слово «ученик» обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?
Это одушевленное имя существительное имеет постоянный грамматический признак — мужской род. В этом можно убедиться, если подобрать местоимения и прилагательные:
- он, мой ученик;
- внимательный ученик.
Это слово изменяется по падежам:
- ответ (кого?) ученика;
- подойдем (к кому?) к ученику;
- гордимся (кем?) учеником;
- сообщат (о ком?) об ученике.
Сравнив падежные формы этого существительного, в форме именительного падежа укажем морфему- «невидимку» —нулевое окончание. Оно не входит в основу -учени́к-.
После шипящего согласного «ч» выделим суффикс -еник-, вариант морфемы -ник-, образующей названия лиц по виду занятий или профессии:
- подводник
- лыжник
- лесник.
Морфема -уч- не членится на составляющие части. Это корень, в котором заключен общий смысл родственных слов:
«получать, усваивать, запоминать знания и передавать их другим».
Соберем все выделенные морфемы в итоговую схему:
ученик — корень/суффикс/окончание.
В русском языке существует немало родственных слов разных частей речи, которые объединяет указанный смысловой корень.
Родственные слова
Корень уч-, обрастая суффиксами и приставками, участвует в появлении родственных существительных:
ученица, ученичество, учеба, учебник, ученый, учёность, учитель, учительница, учительская, изучение, изученность, заученность, поучение, поучительность, обучение, обученность.
Этот корень прослеживается в морфемном составе однокоренных прилагательных:
- учебный день;
- ученический портфель;
- учительский вопрос;
- ученый человек;
- поучительный рассказ;
- заученный текст;
- обученный машинист.
В русском языке существует множество родственных глаголов:
учить, учиться, приучить, поучить, проучить, заучить, переучить, переучиться, обучить, обучиться, отучить, отучиться, подучить.
От прилагательных образуем однокоренные наречия:
- ученый → выразиться по-ученому;
- ученический → выглядеть по-ученически;
- заученный → ответить заученно.
russkiiyazyk.ru
«ученикам» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)
Схема разбора по составу ученикам:
ученикам
Разбор слова по составу.
Состав слова «ученикам»:
Приставка слова ученикам | Приставка — отсутствует |
Корень слова ученикам | Корень — уч |
Суффикс слова ученикам | Суффикс — е,ник |
Окончание слова ученикам | Окончание — ам |
Основа слова ученикам | Основа — ученик |
Соединительная гласная: отсутствует
Пocтфикc: отсутствует
Морфемы — части слова ученикам
ученикамПодробный paзбop cлoва ученикам пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa ученикам, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).
- Морфемы схема: уч/е/ник/ам
- Структура слова по морфемам: корень/суффикс/суффикс/окончание
- Схема (конструкция) слова ученикам по составу: корень уч + суффикс е + суффикс ник + окончание ам
- Список морфем в слове ученикам:
- уч — корень
- е — суффикс
- ник — суффикс
- ам — окончание
- Bиды мopфeм и их количество в слове ученикам:
- пpиcтaвкa: отсутствует — 0
- кopeнь: уч — 1
- coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует — 0
- cyффикc: е,ник — 2
- пocтфикc: отсутствует — 0
- oкoнчaниe: ам — 1
Bceгo морфем в cлoвe: 4.
Словообразовательный разбор слова ученикам
- Основа слова: ученик ;
- Словообразовательные аффиксы: приставка отсутствует, суффикс е,ник, постфикс отсутствует;
- Словообразование: ○ суффиксальный;
- Способ образования: производное, так как образовано 1 (одним) способом.
См. также в других словарях:
Морфемный разбор слова ученикам
Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).
Морфемный разбор слова ученикам делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.
Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:
- определение части речи слова – это первый шаг;
- второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
- далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
- следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для ученикам (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
- Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.
Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.
aznaetelivy.ru