Корень слова ученик – «учениками» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)

Содержание

ученик — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. учени́к ученики́
Р. ученика́ ученико́в
Д. ученику́ ученика́м
В. ученика́ ученико́в
Тв. ученико́м ученика́ми
Пр. ученике́ ученика́х

у·че-ни́к

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -уч-; интерфикс: -е-; суффикс: -ник [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ʊt͡ɕɪˈnʲik]  мн. ч. [ʊt͡ɕɪnʲɪˈkʲi]

Семантические свойства

Значение
  1. школьник, тот, кто учится в начальной или средней школе ◆ Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. А. П. Чехов, «Каникулярные работы институтки Наденьки N.», 1880 г. ◆ В столовую входит Вася, ученик V класса. А. П. Чехов, «Детвора», 1886 г.
  2. тот, кто обучается какой-либо профессии у кого-либо, проходит профессиональную выучку где-либо ◆ Немало вышло из учеников С. И. Грибкова хороших художников. В. А. Гиляровский, «Москва и москвичи», 1926 г. ◆ Юбиляр получил приветствия от учеников и почитателей. ◆ Наверху за потолком какой-то энергический мужчина, вероятно ученик консерватории, разучивал на рояли рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд. А. П. Чехов, «Житейские невзгоды», 1887 г.
  3. перен. последователь, сторонник учения, общественных, научных взглядов, практической деятельности и т. п. ◆ Верный ученик кого-либо (верный учению, заветам кого-н.).
  4. поэт. тот, кто следует чему-либо в своих поступках, взглядах ◆ Так, разврата // Я долго был покорный ученик, // Но с той поры, как вас увидел я, // Мне кажется, я весь переродился. А. С. Пушкин, «Каменный гость»
Синонимы
  1. школьник, учащийся, устар. школяр
  2. адепт, выученик, последователь
  3. последователь, сторонник
Антонимы
  1. учитель, преподаватель, педагог
  2. учитель, преподаватель, педагог
  3. учитель
Гиперонимы
Гипонимы
  1. первоклассник, второклассник, восьмиклассник, десятиклассник, одиннадцатиклассник; двоечник, троечник, хорошист, отличник
  2. студент, студентка, слушатель, слушательница, курсист, курсистка, курсант, курсантка, подмастерье, ПТУшник, ПТУшница, кадет
  3. последователь, сторонник

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: ученица, учение, учитель, учёба, ученичок
  • прилагательные: ученический, учёный, учебный, учительский
  • глаголы: учить, выучить, поучать, учиться
  • наречия: ученически, по-ученически

Этимология

Происходит от глагола учить, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

школьник
  • Английскийen: schoolboy, pupil
  • Болгарскийbg: ученик
  • Венгерскийhu: diàk, tanítvány
  • Греческийel: μαθητής
  • Датскийda: elev
  • Индонезийскийid: siswa, murid
  • Испанскийes: alumno, estudiante
  • Итальянскийit: alunno, allievo
  • Казахскийkk: оқушы
  • Латинскийla: discipulus м.
  • Малагасийскийmg: mpianatra
  • Монгольскийmn: сурагч
  • Немецкийde: Schüler м.
  • Нидерландскийnl: scholier
  • Норвежскийno: elev
  • Осетинскийos: ахуыргӕнинаг, ахуырдзау
  • Палиpi: sekha
  • Польскийpl: uczeń
  • Португальскийpt: aluno
  • Румынскийro: elev
  • Сербскийsr (кир.): ђак
  • Татарскийtt: укучы, өйрәнчек
  • Турецкийtr: öğrenci
  • Украинскийuk: учень
  • Французскийfr: élève, écolier
  • Чешскийcs: žák
  • Шведскийsv: elev (sv) общ.
  • Эсперантоиeo: lernanto
  • Эстонскийet: õpilane
  • Японскийja: 児童 (じどう, jidō), 生徒 (せいと, seito), 学生 (がくせい, gakusei), 弟子 (でし, deshi)
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Морфологические и синтаксические свойства

Ед. ученик
Ед. об. ученика
Ед. суб. ученикът
Мн. ученици
Мн. сов. учениците
Числ. ученика
Зв.

ученик

Существительное, мужской род, склонение 14.

Корень: --.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. ученик (аналог. русск. ученик [1]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. ученик, последователь (аналог. русск. ученик [3]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1.  ?
  2.  ?
Антонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гиперонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гипонимы
  1.  ?
  2.  ?

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от глагола уча, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

  • Петр Пашов, Христо Пырев, Василка Радева. Болгарский язык (учебник для иностранцев).

Морфологические и синтаксические свойства

ученик

Существительное, мужской род.

Корень: --.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. ученик (аналог. русск. ученик [1]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. ученик (аналог. русск. ученик [2]) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. ученик (аналог. русск. ученик [3]), последователь ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1.  ?
  2.  ?
  3.  ?
Антонимы
  1.  ?
  2.  ?
  3.  ?
Гиперонимы
  1.  ?
  2.  ?
  3.  ?
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

ru.wiktionary.org

Разбор по составу (морфемный) слова «ученик»

Кокчетавский массив представляет огромный интерес для науки, поэтому я привлек к работам своих учеников.

В данном случае они выступали как хорошие ученики ЦК КПСС.

Нет записей, указывающих на людей, которые могли быть его учителями, учениками, заказчиками.

У Нахабцева была в распоряжении целая команда камераменов, и среди них молодой Вадим Алисов, который потом стал мастером, может считать себя учеником Нахабцева, и мы с ним тоже сняли несколько фильмов.

Инструктор осуществляет первые запуски и приземления, обычно с заднего места, а ученик управляет планером в полете.

Можно привести много примеров реализации образовательных программ: ряд нефтяных и металлургических компаний буквально со школьной скамьи ведут успевающих учеников, помогают им поступить в профильные вузы, чтобы через несколько лет привлечь в свою команду молодых управленцев высокого уровня.

Конечно, сыны отечества из Западной Европы полезны для ума, но более важен дух отечества, сохранившийся в наших детях и учениках.

Чем туже затягивались гайки механизма обязательного образования, тем дальше уходили от нас наши ученики.

Не надо объяснять, что для этих учеников экзамен оказался особенно тяжким испытанием, к которому они не были и не могли быть подготовлены.

Я мог предугадывать, какую активность проявит тот или иной ученик, и быстро моделировал в голове процесс, дирижировал.

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) →  сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы - «проспал»;
  • два суффикса: «а» - суффикс глагольной основы, «л» - этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» - действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон - проспать - проспала;
  • корень «сп» - в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

how-to-all.com

Однокоренные слова к слову "ученик"

Однокоренные сло­ва к сло­ву «уче­ник» свя­за­ны по смыс­лу общим кор­нем -уч-. Подберем одно­ко­рен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи.

Как извест­но, род­ствен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва, объ­еди­нен­ные общей глав­ной мор­фе­мой, в кото­рой содер­жит­ся их основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Чтобы подо­брать род­ствен­ные сло­ва к суще­стви­тель­но­му «уче­ник«, выде­лим его корень.

Корень в слове «ученик»

Чтобы узнать, какой корень в этом сло­ве, выпол­ним раз­бор по соста­ву. Морфемный раз­бор обыч­но начи­на­ют с выде­ле­ния окон­ча­ния. Эту мор­фе­му име­ют толь­ко изме­ня­ю­щи­е­ся само­сто­я­тель­ные части речи. Слово «уче­ник» обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос кто?

Это оду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное име­ет посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — муж­ской род. В этом мож­но убе­дить­ся, если подо­брать место­име­ния и при­ла­га­тель­ные:

  • он, мой уче­ник;
  • вни­ма­тель­ный уче­ник.

Это сло­во изме­ня­ет­ся по паде­жам:

  • ответ (кого?) уче­ника;
  • подой­дем (к кому?) к уче­нику;
  • гор­дим­ся (кем?) уче­ником;
  • сооб­щат (о ком?) об уче­нике.

Сравнив падеж­ные фор­мы это­го суще­стви­тель­но­го, в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа ука­жем морфему- «неви­дим­ку» —нуле­вое окон­ча­ние. Оно не вхо­дит в осно­ву  -учени́к-.

После шипя­ще­го соглас­но­го «ч»  выде­лим суф­фикс -еник-, вари­ант мор­фе­мы -ник-, обра­зу­ю­щей назва­ния лиц по виду заня­тий или про­фес­сии:

  • под­водник
  • лыжник
  • лесник.

Морфема -уч- не чле­нит­ся на состав­ля­ю­щие части. Это корень, в кото­ром заклю­чен общий смысл род­ствен­ных слов:

«полу­чать, усва­и­вать, запо­ми­нать зна­ния и пере­да­вать их дру­гим».

Соберем все выде­лен­ные мор­фе­мы в ито­го­вую схе­му:

ученик    — корень/суффикс/окончание.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет нема­ло род­ствен­ных слов раз­ных частей речи, кото­рые объ­еди­ня­ет ука­зан­ный смыс­ло­вой корень.

Родственные слова

Корень уч-, обрас­тая суф­фик­са­ми и при­став­ка­ми, участ­ву­ет в появ­ле­нии род­ствен­ных суще­стви­тель­ных:

уче­ни­ца, уче­ни­че­ство, уче­ба, учеб­ник, уче­ный, учё­ность, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учи­тель­ская, изу­че­ние, изу­чен­ность, заучен­ность, поуче­ние, поучи­тель­ность, обу­че­ние, обу­чен­ность.

Этот корень про­сле­жи­ва­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных:

  • учеб­ный день;
  • уче­ни­че­ский порт­фель;
  • учи­тель­ский вопрос;
  • уче­ный чело­век;
  • поучи­тель­ный рас­сказ;
  • заучен­ный текст;
  • обу­чен­ный маши­нист.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство род­ствен­ных гла­го­лов:

учить, учить­ся, при­учить, поучить, про­учить, заучить, пере­учить, пере­учить­ся, обу­чить, обу­чить­ся, отучить, отучить­ся, под­учить.

От при­ла­га­тель­ных обра­зу­ем одно­ко­рен­ные наре­чия:

  • уче­ный → выра­зить­ся по-ученому;
  • уче­ни­че­ский → выгля­деть по-ученически;
  • заучен­ный → отве­тить заучен­но.
Скачать ста­тью: PDF

russkiiyazyk.ru

«ученикам» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)

Схема разбора по составу ученикам:

ученикам

Разбор слова по составу.

Состав слова "ученикам":

Приставка слова ученикам

Приставка — отсутствует

Корень слова ученикам

Корень — уч

Суффикс слова ученикам

Суффикс — е,ник

Окончание слова ученикам

Окончание — ам

Основа слова ученикам

Основа — ученик

Соединительная гласная: отсутствует

Пocтфикc: отсутствует

Морфемы - части слова ученикам

ученикам

Подробный paзбop cлoва ученикам пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa ученикам, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).

  • Морфемы схема: уч/е/ник/ам
  • Структура слова по морфемам: корень/суффикс/суффикс/окончание
  • Схема (конструкция) слова ученикам по составу: корень уч + суффикс е + суффикс ник + окончание ам
  • Список морфем в слове ученикам:
    • уч - корень
    • е - суффикс
    • ник - суффикс
    • ам - окончание
  • Bиды мopфeм и их количество в слове ученикам:
    • пpиcтaвкa: отсутствует - 0
    • кopeнь: уч - 1
    • coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует - 0
    • cyффикc: е,ник - 2
    • пocтфикc: отсутствует - 0
    • oкoнчaниe: ам - 1

Bceгo морфем в cлoвe: 4.

Словообразовательный разбор слова ученикам

  • Основа слова: ученик ;
  • Словообразовательные аффиксы: приставка отсутствует, суффикс е,ник, постфикс отсутствует;
  • Словообразование: ○ суффиксальный;
  • Способ образования: производное, так как образовано 1 (одним) способом.
Крутой тест для тебя!Тесты по русскому языку.Пройти >>

См. также в других словарях:

Морфемный разбор слова ученикам

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова ученикам делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова – это первый шаг;
  • второй - выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для ученикам (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.

Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.

aznaetelivy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *