Корень в словах: Корень слова

Содержание

Корень и однокоренные (родственные) слова

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор
  5. Корень и однокоренные (родственные) слова

Корень – это основная часть слова без приставок и суффиксов, в ней заключен смысл слова. Графически корень выделяют с помощью дуги        .

Корень может состоять из одной, двух и более букв:

Бить, лить, пью, икра, мелок, снежинка, баран

В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).

Кофе, кофемолка, электрокофеварка

Слова с несколькими корнями называют сложными.

 

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.

Например:

ленточка (лента, ленточный)

подвязка (завязать, связка)

красный (краснота, прекрасный)

 

Однокоренные слова

Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.

Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:

Сказание, рассказывать, сказочно

Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:

Книга – книжный, заря – зо́ри

Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!

Например: родственными не являются слова белый и белка, гора и горит. Корни у них одинаковые, но смысл в них заключен разный.

Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Однокоренные слова и формы слова

Сложные слова

Окончание

Основа слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 41, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 162, Полякова, Учебник

Упражнение 43, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 44, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 48, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 49, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 55, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 81, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 162, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 62, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 3, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 146, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 117, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 157, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 188, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 193, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 14, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 159, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 52, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 114, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 152, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 165, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 21, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 189, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 101, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 57, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 78, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 89, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 134, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 60, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 96, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 138, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 392, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 393, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 4, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 6, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-3, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-6, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-9, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-12, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 77, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 40, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 41, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 160, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 111, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 26, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 28, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр.

23, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 44, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 77, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 48 — 49, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 51, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 149, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 26, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 46, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 77, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5. com, 2022

Пользовательское соглашение

Copyright

Что такое корень слова в русском языке

Каждое состоит из главной части и приставок, суффиксов, окончаний. Что же является основой каждого выражения?

Что такое корень

Корень — это главная часть слова в русском языке, в которой заключен смысл и то, что объединяет родственные слова в одну группу. Элементы, которые состоят из одной и той же основы, называются однокоренными.

Справка! Традиционно в школьной программе корень обозначается знаком «ˆ» (дуги) над ним.

Морфемой называется самая малая часть языка, которая несет некоторый смысл. Подразделяются они на два основных типа: основные и аффиксальные. Корень отражает изначальный смысл, поэтому эту часть можно назвать главной морфемой. К тому же, если без аффиксов слово может существовать, то без корня могут быть только союзы и междометия.

Отличительные признаки

  • Располагается в центре, что подчеркивает его значимость.
  • Является смысловым ядром.
  • Основной смысл выпадает на эту часть, аффиксы только могут его модифицировать .

Важно! Корень не во всех случаях несет какое-то значение. Явный пример тому слова «обуть» и «разуть», где основой выступает в обоих словах «у». Значение приобретается с помощью аффиксов, в данном случае приставок «об» и «раз».

Корень, как основа, объединяет родственные слова по общему значению.

Село – сельский – поселок – поселение

Они родственные, так как имеют одинаковое ядро «сел». Помимо этого их объединяет то, что они выступают в качестве предметов или признаков поселений людей, что подтверждается еще раз объединяющей морфемой.

Не являются родственными слова, имеющие одинаковый корень и не схожие по смыслу. Например: гора, горный, угореть, перегореть, имеют одинаковое ядро «гор», но разное значение не позволяет соединить их в одну морфологическую группу.

Иногда слова образуются из нескольких основ и называются многокоренными. Обычно они состоят из двух таких частей.

Голубоглазый, водолаз, теплолюбивый

Соединяются основы с помощью соединительных гласных ими выступают буквы «о» и «е».

Как определить корень

Для этого необходимо:

  1. Подобрать родственные слова: стол – настольный – столовый — столешница.
  2. Находим основную часть: «стол».
  3. Выделить морфему: стол – настольный – столовый — столешница.

Научившись выделять корень, человек понимает, что слова появляются не сами по себе, у них есть родственные элементы, а вместе — составляют определенный морфологический ряд. С точки зрения лексики нахождение основы помогает проверить правильность написания. Это сопособствует пониманию образования словоформ, что помогает расширить лексикон.

Полезное видео

Урок русского языка по теме «Родственные слова. Корень слова»

Цель: Углубление знаний детей об однокоренных словах.

Задачи:

  • создать алгоритм выделения корня в однокоренных словах;
  • развивать связную устную и письменную речь, творческое мышление, обогащать словарный запас;
  • воспитание у детей потребности совершенствовать свою речь; уважения речи других.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Игра “Вырасти дерево из слова-корня сад”. Какие слова выросли на вашем дереве?

Ш. Формулирование темы и цели урока.

  • С какими словами мы будем сегодня работать на уроке?
  • Сформулируйте тему урока.

Слайд 1.

Чему мы будем учиться на уроке?

(учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень)

IV. Повторение правил.

Вспомним! — Что такое корень слова?

— Как его найти в слове?

— Есть такое правило в стихах:

Слайд 2.

Корень слова — значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

V. Словарная работа.

Слайд 3.

1. Словарную работу снова мне поможет провести словарь Ожегова. Сегодня он расскажет нам о лексическом значении словарного слова тетрадь

2. Запишите слово в свою тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните “опасные” места.

3. Подберите к нему однокоренные слова, запишите их, выделите корень.

Слайд 4. Самопроверка.

Какие слова можно добавить ещё? (тетрадище)

Почему слово тетради нельзя добавить?

Гимнастика для глаз

Слайд 5. Лингвистическое задание “Найдите корень”

Петя Зайцев сказал, что слова СНЕГОВИК и СНЕГОВОЙ образованы от слова СНЕГ, поэтому общим для них является корень СНЕГ.

А Вова Колесников утверждает, что Петя ошибается. От слова снег образовано ещё и слово СНЕЖОК. Значит, корень во всех словах СНЕ-.

Кто из ребят прав? Почему?

В Лингвистике есть такое явление “чередование согласных в корне слова” (н-р, друг-дружба).

Какие звуки чередуются в словах СНЕГ-СНЕЖОК? Молодцы! Выбыли внимательны.

Задание. А теперь не ошибитесь при письме. Запишите под диктовку:

Наступила зима. Выпал белый снежок. Землю укрыло снеговое покрывало. Дети слепили снеговика.

* Найдите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните чередующиеся согласные буквы в корне слова.

Слайд 6. Проблемная ситуация. Обратите внимание!

Слова снег, снега – это неоднокоренные слова. Слово СНЕГА изменённая форма слова СНЕГ.

Иногда в корнях однокоренных слов происходит чередование согласных, как с словах СНЕГ – СНЕЖОК.

Поэтому важно обращать внимание не только на корень, но и на значение слова.

IV. Упражнения в нахождении корня слова.

1. Работа по учебнику.

а) Упр. 118. с. 75. (Два ученика выполняют по образцу у доски).

Какие однокоренные слова вы могли бы дописать в каждую группу?

Почему эти слова однокоренные? (Один корень, в котором заключен общий смысл слов.)

б). Работа с правилом. С.75

Слайд 7.

2) Игра “Рассели жильцов”.

— На доске два домика. В первом живут родственники с корнем -лед-, а втором с корнем -винт-. Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники.

Они потерялись и очень ждут от вас помощи.

  • / вариант — лед-.
  • // вариант — винт-.

Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино.

— Какие слова “остались на улице”? Почему?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. “Вы наверное устали?”

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.

3) Работа по карточкам (разного уровня сложности)

— Перед вами два варианта заданий.

В первом варианте три группы слов по четыре слова в каждой.

В каждой группе нужно найти лишнее слово. Выделить корень у однокоренных слов.

Во втором варианте три группы слов по пять слов в каждой. Здесь могут быть два лишних слова.

Выберите себе вариант карточки.

Вариант 1

уши корм нос
ушки крошки носик
услышал кормить носатый
ушастый кормушка носит *

Вариант 2

мёд дом рисунок
медик домик рис
медведь домашний рисовать
медовый домино нарисовал
сладкий хижина картинка

4. Упр. 120 на с. 76 (выполняется самостоятельно). Дополнительно.

По окончании работы взаимопроверка.

— Какое слово вы не записали? Дети. Хрустеть.

— А почему? Мне кажется, у него общая часть со словом хрусталь…

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Чему учились на уроке?

— Что надо уметь, чтобы правильно выделять корень в словах?

Слайд 8. Алгоритм выделения корня в слове вам предлагает Петя Зайцев.

Важно не торопиться, вдумываться в смысл слова

Если смысл слова понятен, подбирай однокоренные слова

Смотри одинаковую часть в однокоренных словах

Выдели корень. Помни о возможном чередовании согласных в корне слова

Самооценка. Как вы научились выделять корень в однокоренных словах? Оцените, используя сигналы светофора (в тетради).

Оцените свою работу на уроке: активность, работа в тетради (в дневнике)

Оценивание работы учащихся учителем на уроке.

VII. Задание на дом.

1) Упр. 101. с. 48 (“Дидактический материал”).

Слайд 9. Спасибо за внимание.

Какой корень в слове-работа

Корень — морфема русского языка. Как и все морфемы ее можно выделить при морфемном разборе. Есть схема, облегчающая работу.

Анализ морфемного состава слова

  1. Задать вопрос для определения части речи.
  2. Окончанием называют изменяемую часть слова. Меняем слово: спрягаем или склоняем, таким образом найдем эту часть.
  3. Основа — оставшаяся после отделения окончания часть слова. Там будем искать корень, приставку и суффикс.
  4. Корнем называют общую часть родственных слов. Чтобы корректно выделить, ищем максимально возможное количество однокоренных слов. 
  5. Приставку ищем перед корнем, в начале слова.
  6. Суффикс находится после корня, перед окончанием.

Не во всех словах присутствуют все морфемы.

Отсутствующее окончание называют нулевым. В неизменяемых словах (наречие, деепричастие) нет окончаний.

Встречаются слова с двумя корнями, например «чернорабочий», «работоспособность».

Много слов без приставки и без суффикса, как в нашем случае у слова «работа». В то же время можно найти и с несколькими приставками или суффиксами. В слове «необработанный» два суффикса и две приставки.

Суффикс «ся» (или «сь») , стоящий после окончания называют постфикс.
Функция суффикса — образование новых слов. Суффикс «л» используют для образования прошедшего времени глагола и он не входит в основу. В словах «сработался», «заработалась» постфиксы «ся», «сь» стоят в конце слова, после окончания. Суффикс «л» в этих словах образовал прошедшее время у глаголов и не входит в состав основы.


Морфемный разбор слова «работа»
  1. Вопрос, на который отвечает слово «что?» — существительное перед нами.
  2. «Работа», «работой», «работы», «работами» — так выделили изменяемую часть, окончание слова: «а».
  3. Основа — «работ».
  4. Однокоренные слова: «выработка», «безработица», «безработный», «отработка», «переработка», «неработоспособный», «обработать», «проработать», «разработать», «сработаться», «наработать», «металлообрабатывающий», «обработка».
  5. Приставки в слове нет.
  6. Суффикса нет.

Вывод:
Мы сделали морфемный разбор слова «работа» и нашли корень «работ». 

Корень и однокоренные слова

(«Spruce Tree Octopus Roots»by DBerry2006 is licensed under CC BY 2.0)

Здравствуйте, дороги подписчики.

Сегодня я хочу начать новый цикл уроков о корне слова и однокоренных словах. Наверное, вы слышали, что иврит – это язык с очень развитой корневой основой. И этот факт может облегчить и ускорить в разы его изучение. Конечно, поначалу очень трудно услышать и увидеть, как два вроде бы абсолютно не похожих друг на друга слова являются однокоренными. Но именно для этого я и пишу этот урок, чтобы показать и научить вас, как это делать.

Но сначала давайте определим, что же такое корень (шОреш) – שוֹרֶש. В иврите это обычно 3 (реже 2 или 4) согласных буквы, несущие в себе общий смысл данного и всех однокоренных слов. Корни бывают:

1. Стабильными — т.е. все бувкы корня сохраняют свое положение и произношение в любом слове

2. Нестабильными — в таких корнях одна, а порою и 2 согласные буквы могут выпасть или потеряться при произношении.

Часто в процессе словообразования к корню могут присоединиться дополнительные буквы – приставки, суффиксы и окончания. Из 22 букв алфавита 11 из них могут играть эту роль:

א ב ה ו י כ ל מ נ ש ת

Чтобы запомнить их, придумали даже специальное мнемоническое предложение:

Я Шломо пишу — (анИ шлOмo котЭв) — אני שלמה כותב

Буквы ו (вав) и י (йуд) частенько могут «встревать» между первой и второй или второй и третьей буквами корня.

А теперь давайте подкрепим все вышесказанное конкретными примерами.

1.

Корень .ח.ב.ר (хет, бет, рейш) — обозначает связь между людьми или предметами.

Соединять — (лэхабЭр) — לְחָבֶר.

Все инфинитивы (глаголы неопределенного времени) в иврите начинаются с буквы ל (лямэд).

Друг — (хавЭр) — חָבֵר — человек, с которым вас соединяет, связывает много общего.

Транспорт — (тахбурА) — תַחְבּוּרָה — средство, призванное соединить 2 точки в пространстве и помочь нам как можно быстрее попасть из одной в другую.

Тут в начале слова добавилась буква ת (тав), в конце буква ה (hей), а между второй и третьей буквами корня встала буква ו (вав).

Тетрадь — (махбЭрэт) — מַחְבֶרֶת — листки срепленные, соединенные вместе. Буква מ (мэм) – приставка, буква ת (тав) – окончание слова.

2.

Корень .ת.מ.ר (тав. мэм. рейш) — обозначает высоту.

Высокий — (тамИр) — תָמִיר — в разговорном языке применяется в основном как имя собственное. Буква י (йуд) встала между второй и третьей буквами корня.

Финик, финиковая пальма — (тамАр) — תָמָר — довольно выское дерево.

Дорожный знак — (тамрУр) — תַמְרוּר — должен быть помещен на возвышении, чтобы быть видным всем.

Здесь последняя буква корня ר (рейш) продублировалась, захватив с собой за компанию еще и ו (вав).

3.

Корень .ל.ח.ם (лямэд. хет мэм.) — обозначает еду и ведение боевых действий.

Боец — (лйохЭм) — לוֹחֶם

Буква ו встала между первой и второй буквами корня.

Война — (мильхама) — מִלְחָמָה — а где еще проявить себя настоящему бойцу?

Буква מ – приставка, ה – окончание.

Хлеб — (лЭхэм) — לֶחֶם — первое, что заканчивается во время войны (полное объяснение, как так получилось, что война и хлеб в иврите происходят от одного корня -это лекция минут на 30. Так что опустим его на этот раз).

В каждом из вышеприведенных примереов я дал всего по 2-3 однокоренных слова. Но поверьте, их гораздо больше. Не всегда, правда, связь может быть очевидна с первого взгляда. Но с другой сторны — в этом же и весь интерес найти ее. И поверьте, если вы уделите этому поиску совсем немного времени, вы уже никогда не забудете этого слова!

Итак, надеюсь, я смог показать вам, как, на первый взгляд, абсолютно не связанные для нашего русскоязычного уха слова, в иврите происходят от одного корня. Как умение вычленить и узнать этот корень способно облегчить нам жизнь в запоминание новых слов.

Отзывы, вопросы, комментарии и пожелания отправляйте мне на мейл: [email protected]

Для заказа индивидуальных уроков, звоните мне на +972-542112628.

Корень слова.

Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Корень слова — что такое и как его найти

Дом — вот что такое корень слова. Иногда с перестановкой мебели, но всё равно — дом, родина. Сопоставляя мы находим все морфологические двери и входим в бесконечные и интереснейшие покои русского языка. Слово обычно составлено из основы и его окончания. В основе находятся приставка, корень и суффикс, так называемые морфемы, то есть минимальные части слова, которые уже невозможно расчленять. Корневая морфема имеет лексическое значение, у остальных — значение грамматическое либо словообразовательное.

в русском языке

Всем нам известно, что в самом начале было Слово. И это наверняка был корень, то есть главная и определяющая часть. Основным лексическим значением распоряжается именно он. — это главная морфема, имеющая общую часть со всеми родственными словами. Он обязательно есть в каждом слове, даже без присутствия остальных морфем. А вот остальные морфемы без корня не живут! Например: дом , добавляем суффикс — домик. Ну и что такое это вот ик без корня дом ?!

Однокоренные слова

Так же и остальные родственные слова: домишко и домище , домовой и даже домоуправ — всюду один и тот же корень слова, имеющий отношение к слову дом . Такие слова называются однокоренными. Тут могут быть варианты. У слова дом получились все родственники существительными, но бывают родственники и вдалеке: лад, ладить, ладный, ладно.

Сложные слова

В слове бывает один корень и даже два — домоуправ например, опять же: первый корень — дом , второй — управ , от слова управление . Такие слова называют сложными. Правописание в них строго регулируется правилами орфографии.

Омонимические корни слов

А иногда даже лупа не помогает: невозможно определить, что такое корень слова. Ведь бывают и такие до смешного запутанные случаи, когда совершенно разные по значению слова имеют одинаковый корень. Это корни слов, называемые омонимическими, и их непременно нужно научиться различать. Омонимические — значит, совпадающие по звучанию, но абсолютно разные по значению. Носить — корень нос , и нос на лице — тоже с корнем нос . Как же быть? Даже зная, что такое корень слова и безошибочно его определив, необходимо соотнести эти слова по лексическому значению и установить, что однокоренными они не являются.

Корни связанные и свободные

Вот этот самый нос, который на лице, спокойно может обойтись без окончаний, даже умилительных — ах, какой носик! , тем более без амикошонских — ну и носяра у тебя! , то есть нос — корень самостоятельный, а потому называется свободным. Таких много. Но бывают и совершенно несамостоятельные корни, они выживают только в союзе с другими морфемами — приставками и суффиксами: понять например. Ну и как понять, что такое корень слова «понять «? Такие корни называются связанными . Ещё интереснее корни с одной буквой: обувь, обуть, разуть.

Перестановка мебели

Очень часто в корне происходят перемены — один звук заменяется другим, когда используются разные формы одного и того же слова или в родственных словах. Для правописания существуют определённые правила. Это называется чередованием, что касается как гласных, так и Мох — мха, ложь — лжи , бег- бежать , например. Различают чередование исторически сложившееся (историческое ) и фонетическое .

Современные превращения

В многие слова срастили корень с другими морфемами, опростили язык. Например: западный, заводской, торжество, печалиться и другие.

О том, что такое корень слова, знать необходимо для того, что безошибочно делать морфемный разбор. Кроме того, от данного понятия русского языка зависит и корректное написание многих орфограмм, потому что правила гласят, что необходимо подобрать однокоренные слова. Что это такое? Расскажем в данной статье.

Корень слова: определение понятия

Любое слово русского языка можно расчленить на морфемы — значимые части. Одни из них заключают в себе грамматическое содержание, другие — лексическое. К последним и относится корень. Именно в этой части заключено лексическое значение.

Корень слова — это основная его часть. Действительно, лексема может существовать без приставки, суффикса, иметь нулевую флексию. А вот без корня это будет ничего не значащий набор букв или символов.

Приведем пример: в словах «заводь», «водный» есть приставка и суффикс, соответственно. Если мы уберем их, значение «нечто, связанное с водой» останется. А вот если убрать корень -вод-, то они перестанут быть таковыми. Таким образом, мы доказали, что именно корень — носитель основного смысла.

Эта морфема может быть свободной (существовать без других частей) и связанной (не иметь смысла без приставок, окончаний и суффиксов). Так, корень лексемы «забегать» — свободный (бег — значение слова можно определить), а вот у лексемы «вить» корень связанный -в-, потому что отдельно без флексии и суффикса — это просто ничего не значащий слог.

Слово без корня

Есть в русском языке одно уникальное слово, которое корня не содержит: «вынуть». Зная, что такое корень слова, сложно себе такое представить! Однако так было не всегда.

Этимологически у данного слова корень имеется, однако, он утратился в процессе эволюции языка. Оно раньше писалось по-другому — «вынять». Со временем язык развивался, стали возникать такие глаголы, как «сунуть», «дунуть», «тронуть». По аналогии с ними изменился и «вынять» — он стал писаться и произноситься как «вынуть». Так что теперь формально данная лексема состоит лишь из приставки вы-, суффикса -ну- и флексии -ть. Корень выделяется только этимологически.

Какие слова являются однокоренными

Однокоренные слова — это те, которые в составе имеют один и тот же корень, лексическое значение у них также схоже. Лексемы «беда» — «бедный» — «бедность» — «обеднеть» — однокоренные, потому что имеют одинаковый корень -бед-, обозначающий несчастье, обездоленность.

Приведем еще пример: корень слова «искать» совпадает с морфемами в словах «поиск», «разыскивать», «поисковик», «заискивать». Таким образом, все эти лексемы — однокоренные.

Однокоренные слова таят в себе угрозу сделать ошибку при их идентификации. Следует четко понимать, что у них помимо одинаковой общей части должно быть и схожее значение. К примеру, в словах «водить» и «подводник» корень один и тот же, -вод-. Однако, значение у данных слов разнится: водить — управлять транспортным средством, а подводник — тот, кто работает под водой. Таким образом, данные омонимичные корни не образуют пару однокоренных слов.

Также ошибкой будет выделять как однокоренные слова формы одного и того же слова: «нянчить» — «нянчила» — «нянчили». Это лишь глагол нянчить, употребленный в форме единственного или множественного числа и женского рода.

Как искать корень слова

Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.

Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: «свет» — «светлый» — «светить» — «светло»; «зелень» — «зеленый» — «зеленеть» — «зелено»; «мир» — «мировой» — «мирить» — «мирно».

Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.

Например, в слове «подорожник» приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.

Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.

Дорога — дорожка.

Сухой — сушить.

Рука — ручка.

Собирать — собрать — соберу.

Умереть — умирать.

Блистательный — блестеть.

Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.

Язык — наш учитель. А каждое слово — урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные — это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета — родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница — предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар — родственные слова. Конфета — не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить — заниматься ловлей рыбы. Рыбка — это маленькая рыба. Рыбный — сваренный из рыбы. Рыбак — тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак — родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий — родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк — это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь — это родственные слова.

Окунул — погрузил в жидкость. Окунь, окунул — у этих слов нет общего значения.

Улов — количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов — это родственные слова.

Ловкий — искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий — у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок — вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть — громко крикнуть, издать крик. Корень — крик.

Серебристый — цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень — серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне — чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый — имеющий отношение к саду.

Сажать — то же, что садить.

Саженцы — растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа — это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. — СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. — Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли — …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса — …

3) Обладающий вкусом соли — …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку — с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Дом — вот что такое корень слова. Иногда с перестановкой мебели, но всё равно — дом, родина. Сопоставляя родственные слова, мы находим все морфологические двери и входим в бесконечные и интереснейшие покои русского языка. Слово обычно составлено из основы и его окончания. В основе находятся приставка, корень и суффикс, так называемые морфемы, то есть минимальные части слова, которые уже невозможно расчленять. Корневая морфема имеет лексическое значение, у остальных — значение грамматическое либо словообразовательное.

Что такое корень в русском языке

Всем нам известно, что в самом начале было Слово. И это наверняка был корень, то есть главная и определяющая часть. Основным лексическим значением распоряжается именно он. Корень слова — это главная морфема, имеющая общую часть со всеми родственными словами. Он обязательно есть в каждом слове, даже без присутствия остальных морфем. А вот остальные морфемы без корня не живут! Например: дом , добавляем суффикс — домик. Ну и что такое это вот ик без корня дом ?!

Однокоренные слова

Так же и остальные родственные слова: домишко и домище , домовой и даже домоуправ — всюду один и тот же корень слова, имеющий отношение к слову дом . Такие слова называются однокоренными. Тут могут быть варианты. У слова дом получились все родственники существительными, но бывают родственники и вдалеке: лад, ладить, ладный, ладно.

Сложные слова

В слове бывает один корень и даже два — домоуправ например, опять же: первый корень — дом , второй — управ , от слова управление . Такие слова называют сложными. Правописание в них строго регулируется правилами орфографии.

Омонимические корни слов

А иногда морфологическому разбору даже лупа не помогает: невозможно определить, что такое корень слова. Ведь бывают и такие до смешного запутанные случаи, когда совершенно разные по значению слова имеют одинаковый корень. Это корни слов, называемые омонимическими, и их непременно нужно научиться различать. Омонимические — значит, совпадающие по звучанию, но абсолютно разные по значению. Носить — корень нос , и нос на лице — тоже с корнем нос . Как же быть? Даже зная, что такое корень слова и безошибочно его определив, необходимо соотнести эти слова по лексическому значению и установить, что однокоренными они не являются.

Корни связанные и свободные


Вот этот самый нос, который на лице, спокойно может обойтись без окончаний, даже умилительных — ах, какой носик! , тем более без амикошонских — ну и носяра у тебя! , то есть нос — корень самостоятельный, а потому называется свободным. Таких много. Но бывают и совершенно несамостоятельные корни, они выживают только в союзе с другими морфемами — приставками и суффиксами: понять например. Ну и как понять, что такое корень слова «понять «? Такие корни называются связанными . Ещё интереснее корни с одной буквой: обувь, обуть, разуть.

Перестановка мебели

Очень часто в корне происходят перемены — один звук заменяется другим, когда используются разные формы одного и того же слова или в родственных словах. Для правописания существуют определённые правила. Это называется чередованием, что касается как гласных, так и согласных звуков. Мох — мха, ложь — лжи , бег- бежать , например. Различают чередование исторически сложившееся (историческое ) и фонетическое .

Современные превращения

В современном русском языке многие слова срастили корень с другими морфемами, опростили язык. Например: западный, заводской, торжество, печалиться и другие.

Морфемика — одна из сложнейших тем для ребенка. Правильно поделить слово на части сможет не каждый школьник. Тем не менее, умение правильно выделять части слова является необходимым условием для усвоения целого ряда правил русской орфографии.

Русский язык: что такое корень слова

Морфема — это значимая часть слова. Сначала при морфемном разборе выделяют основу и окончание. Основа — это неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая и указывающая на форму слова. Например, в слове «коровы» коров – это основа, а ы – это окончание. В основу слова входят следующие части слова (морфемы) – приставка, корень, окончание. Важной морфемой, обозначаемой при разборе слова дугой, является корень слова.

Что такое корень слова? Корень слова – это общая часть родственных слов. Какие слова называют однокоренными? В основе однокоренных слов лежит один корень, другие же морфемы отличаются. Например, высокий – высота, лист — листва, папа – папочка, сестра – сестринский.

Как найти однокоренные слова

  1. Существуют слова, имеющие одинаковые корни, но не являющиеся однокоренными. Так, в прилагательных «мирный» и «мировой» можно выделить корень -мир-, но слова не будут однокоренными, так как в первом случае прилагательное образовано от слова «мир» в значении «без войны», а во втором — в значении «то, что вокруг, вселенная». Лексические отличия слов не могут сделать слова однокоренными.
  2. Не следует смешивать однокоренные слова и формы одного слова. Например, слова «морковь» и «морковка» — это однокоренные слова, а «морковку» и «морковки» — это словоформы слова «морковка».
  3. Однокоренные слова необязательно принадлежат к одной части речи. Так, если «морковь» и «морковка» – существительные, то «бег» и «бежать» – существительное и глагол, а «весело» и «веселый» – наречие и прилагательное.
  4. Не забывайте, что кроме корня, в слове есть приставки и суффиксы. Если вы сможете их выделить, то найти однокоренные слова будет намного легче. Например, слово «подбородок». В нем можно выделить приставку под-, суффикс -ок и корень -бород-. Таким образом, теперь можно подобрать однокоренные слова: бородатый, борода, безбородый.
  5. Сложности могут возникнуть из-за исторических чередований согласных. Внешне корни отличаются, но смысл сохраняется. Дело в том, что раньше звучание русской речи отличалось от того, что можно услышать сегодня. Из-за исторических изменений в звуковом строе языка один и тот же корень в разных словах может звучать неодинаково.

Некоторые примеры:

  • к-ч»: рук/а — руч»/к/а
  • к-ц-ч»: л»ик/ — л»иц/о — л»ич»/н/ый
  • г-ж: ног/а — нож/к/а
  • г-ж-з: друг/ — друж/и/т» — друз»/йа
  • х-ш: ух/о- уш/и

Хотя конечные согласные в корнях отличаются, представленные пары слов являются однокоренными.

Что такое орфограмма корня

Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».

В первом случае нужно найти такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением. Например, в_дяной – вода, с_стра – сестринский, д_ловой – дело.

Во втором случае нужно найти такое слово, чтобы непроизносимая согласная была хорошо слышна. Например, чес_ный — честь, хрус_нуть — хруст.

Не только в этих случаях стоит помнить, что такое корень слова. Еще одно важное правило основывается на умении выделять корень.

Чередование гласных в корне

Из-за тех же исторических причин в некоторых однокоренных словах пишутся разные гласные. Например, в корнях с чередующимися гласными е-и (-бер- -бир-, -пер- — пир-, -мер- — мир-, -стел- -стил, -дер- -дир и др.) буква «и» пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

К чередующимся корням также относят:

лаг-лож, кас-кос, плав-плов, клан-клон, твар-твор, мак-мок, гар-гор, зар-зор, скач-скоч, равн-ровн, раст-рос-ращ.

Урок на тему «Корень слова» 6 класс

6 класс Русский язык

Тема: Корень слова. Однокоренные слова

Цели:

1. К концу урока: Все ученики расскажут правило однокоренные слова;

2.Большинство учащихся: найдут однокоренные слова в предложении;

3. Некоторые учащиеся: составят предложение с однокоренными словами.

Оборудование: карточки , опорная схема «Копилка русского языка»,рисунок деревьев, карточки, рисунок «Дядюшки Корнея» к дидактической игре, сказка, толковый словарь В.И. Даля.

Ход урока:

Ι. Организационный момент. Создание психологической комфортности.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

Тренинг «Лучик счастья» Деление на группы с помощью игры « Мозайка»

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

« Мозговой штурм» . Вводное задание.

Игра «Найди общую часть»

Прочитайте и найдите общую часть слова для каждого ряда родственных слов.

Школа Дети Сад

Школьник Детский Садовый

Школьный Детство Садовник

Проблемная ситуация

-Как называется общая часть родственных слов?

-Что такое однокоренные слова?

-Попробуйте найти общую часть по составу для каждой пары слов?

-Вот таким знаком ∩ в русском языке выделяют общую часть слов.

-Обозначьте в словах общую часть или можно сказать «выделите корень слова»

Слово учителя. Определение темы и цели урока. Путём логических рассуждений мы определили тему сегодняшнего урока русского языка. Тема урока: корень слова, однокоренные слова.

Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова».

Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.

Запишите тему урока в тетрадь.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Объяснение нового материала. Пробное задание . Работа с толковым словарем.

Найдите значение слова «корень» в словаре. (Корень- это

1)Подземная часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ.

2)Начало, источник чего-нибудь.

3)В грамматике — часть основы слова, в которой заключено его значение.

Почему слова сад, садовый, садовник называют родственными, или однокоренными? Потому что они близки по значению и звучанию. В них легко выделить общую часть- сад. Это и есть корень слова. Назовите слова, которые имеют один и то же корень. (Цвет — цветной, лёд – ледяной) Подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня? (Однокоренные или родственные.)

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Закрепление изученного материала .

Работа по учебнику. Выборочно-распределительная работа.

Выполнение упражнения 2. Найдите и выпишите однокоренные слова.

Игра «Копилка русского языка». Групповая работа.

Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

  1. группа — сад

  2. группа — лес

  3. группа — уч

Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания. Та группа, которая за семь минут запишет больше слов –выиграла .

Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

Вывод: чтобы найти корень слова, нужно подобрать несколько однокоренных слов. Общая часть этих слов и будет корнем.

Работа с текстом. Выборочное списывание. Самостоятельная работа. Чтение сказки

В. Волиной «Чужак». Найдите в тексте однокоренные слова.

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.

Вода

Подводник

Водицей

Водолаз

Водопадом

Водомерка

Водорослями

Водичка

Водяной

Воду

Воды

Проверка задания.

— Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.

Проблемный вопрос:Какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода? (Водитель)

— Обоснуйте свой ответ.

4.Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так , чтобы ясно выступала структура

вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

Конкурс «Собери листики»

Что же ветер натворил?
Все деревья оголил.
Сколько листиков кругом…
Мы сейчас их соберём. Задание. Запишите самостоятельно слова в два столбика. Какими однокоренными словами можно дополнить каждый столбик?

водопровод

Один листик «приземлился» ко мне на стол. К какому дереву этот листок? Почему? (Водопровод – можно отнести и в правый, и в левый столбик.) Почему корень в словах одинаковый, а мы записали слова в два столбика? (Смысл слов разный.)

Составление опорной схемы

-имеют общую часть;

-близки по смыслу.

Физминутка

Раз –подняться, потянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сядь..

Учебно-познавательная игра «Секреты Дядюшки Корнея»

Дядюшка Корней дал вам задания:

  • выписать только родственные слова;

  • выделить в них корень;

  • зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово;

  • объяснить по какому признаку вы его зачеркнули.

Сад, сажать, сажа, посадка

Лето, лететь, летний, летом

Гора, горный, гореть, гористый

Вода, водный, водитель, водопад

Вывод: В русском языке немало похожих слов, но не все они являются родственными.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.

Синквейн Солнце
большое, яркое
светит, греет, радует
Солнце очень горячее тело.
Шар

Солдат
Смелый, выносливый.
Защищает, охраняет, служит.
Он бережет родную Землю.
Воин.

Чтение с пометками «Сказка о чудесном дереве»

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

— Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

— Что такое корень слова?

— Как правильно определить корень в слове?

— Какие слова называются однокоренными?

— Каковы признаки однокоренных слов?

— Пользуясь техникой «Закончи предложение» , оцените свою работу на уроке.

— Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты…

— Получили оценки…

— Спасибо за работу. Урок окончен.

Рефлексия . На стикерах пишут свои пожелания.

ІV. Закрепление изученного материала.

V. Итоги урока.

VΙ. Домашнее задание. Выучить правило. 1. Придумайте сказки про корень

( «ход», «род», «дом», «вод» ….). 2. Выполните упражнение 9 на стр. 59

Rootcast: префиксы и префикс «In»

Префиксы являются ключевыми частями английских слов. Например, возьмем само слово до . Pre , что означает «до», — это исправление pre в слове pre fix. Fix , что означает «закрепленный», является «основой» или основной частью слова. Таким образом, фиксация pre этимологически представляет собой ту группу букв, которая «закрепляется» перед основой слова; то есть до исправлений начинаются со слова.

Сегодня мы сосредоточимся на префиксе в, , который может означать «в, включено или нет».

Два часто используемых значения в — «в» или «включено». Давайте рассмотрим несколько примеров. Например, В, может означать «в», например, в словах в ject, вбрасывать «в», и в flux, втекать «в». In также может означать «включено», используется в таких словах, как в писец, чтобы писать «вкл», и в вокэ, чтобы звонить «вкл». Следовательно, первые основные значения в — «в» или «включено».

Английский префикс в также может означать «не». Это более сложная часть этого префикса, но как только вы освоите ее, она станет очень ценной при расшифровке английской лексики. Некоторые примеры в , означающем «не», включают в в здравом уме или «не» вменяемый, в зависимый или «не» зависимый, и в действительный или «не» действительный.

Используя здравый смысл, контекст или процесс исключения, вам будет легче определить, означает ли в «в, включено» или «нет». Например, в ject, вбрасывать «в» не имеет смысла как «не вбрасывать». И наоборот, слово в слове в здравом уме имеет мало смысла как «на» в здравом уме или в здравом уме «в»; скорее «не» разумный — наиболее очевидный контекстуальный выбор.

В следующем руткасте мы снова обсудим префикс в , обращая внимание на изменения его правописания, когда он прикрепляется к различным основам. Просто запомните пока, что в может означать «в, в, в или нет», и вы быстро освоите этот префикс «в»!

  1. вводить : вбрасывать
  2. приток : приток
  3. вписать : написать «на»
  4. вызов : вызов «вкл»
  5. безумие : «не» здравомыслие
  6. независимый : «не» висит на чем-то
  7. недопустимо : «не» действительно

Корневые слова

Советы учителям

Я всегда использовал корневые слова для быстрого открывашка класса. Я даже использовал их, когда моя школа открылась для Книги Сэдлье-Оксфорда, так как они хорошо сочетаются друг с другом.

Сорок лет назад, в Милвуде, в моей первой школе, учителя разработал список корневых слов как часть всеобъемлющего 7-12 словарная программа. Мы разделили этот обширный список корней между уровни в классе и ожидаемые дети, которых будут учить и осваивать около 50 в каждый уровень класса. Конечно, это означает, что у каждого ребенка было не менее 300 основные корни в голове по окончании.

Со своей стороны, теперь, когда я больше не являюсь частью всеобъемлющей системы, я пошел с ядром 120 корней разбитых на 10-корневые наборы в My Root Sets . Я учу их очень просто, взяв всего несколько минут в день.

Я пишу на доске два или три раза в день, и мы проводим мозговой штурм. производные. Если студенты не предлагают достаточно слов, я всегда несколько для каждого корня, который я упоминаю. Учащиеся используют рабочий лист для производных производных , чтобы записать как минимум три слова, в которых используется корень.Потом, когда мы покрываем десять корней, я тестирую их над этими десятью.

Я очень горжусь тестами корневых слов , так как я использую большой список корней, которые я вызов Мой корневой словарь . Я строю тесты, используя слова, которые мы НЕ делали обсудить в классе. Определения, используемые в тесте на соответствие, всегда включить значение корня. Итак… студенты могут сделать 100% на проверять слова, которые они никогда раньше не видели, просто зная корни. Очень расширяет возможности, так как дает учащимся возможность разгадывать слова.

Студенты говорят мне, что сознательное знание корней очень полезно на ACT и SAT.

Полезные сайты


Информация на английском языке это сайт с возможностью поиска с обширными словами и определениями для сотен корней. Многие из слов также включают в себя истории и длинные объяснения.

Learn That Word — это краткий справочник по более чем 350 корням, по крайней мере, с одним примером для каждого, а также хорошим справочником по суффиксам.


Онлайновый этимологический словарь не совсем посвящен корневым словам, но иногда полезен для выяснения того, как корень вообще проник в слово.

 

Ресурсы для учителей


Мгновенный словарь Иды Эрлих — Организованный около 259 ключей к построению слов, эта книга станет прекрасным ресурсом, если вы хотите научить корневых слов для ваших студентов.Каждый ключ является корнем, префиксом, или суффикс, для которого Эрлих приводит 20 примеров, показывающих, как используется в словообразовании. @Амазонка

Проверьте Нео ниже:

Краткий справочник английского словаря Роджера Кратчфилда — организован по-разному и является частью комплексной программы, которую он предлагает, но также более обширна, чем вышеупомянутая книга. Оба хорошо работают вместе. @Амазонка

 


Словарь корней слов и сочетаний форм Дональд Дж.Borror — Я не знаю, как и почему, но обширный ресурс доступен бесплатно в Интернете. Загружаемая копия в обширных файлах DropBox доступна для доноров на сумму 25,00 долларов США

 

 


Слово в Слове Майкл Клэй Томпсон Это обширная программа охватывает 500 корней и включает в себя мероприятия и тесты для трех разных томов. Хотя собирался начать в шестом классе, материалы хорошо работают даже с пожилыми людьми[email protected]собственный сайт

Помощь с корнями слов | Как идентифицировать корневые слова

Когда вы поймете, как находить корневые слова и определять их значения, вы сможете выяснить определение новых, незнакомых слов. Читайте дальше, чтобы узнать больше о корневых словах и о том, как они могут помочь вам в декодировании.

Идентификация корневых слов

Что такое корневые слова?

Корневое слово, также известное как основное слово, является реальным и полным словом.Они могут употребляться в предложениях поодиночке и иметь собственные определения. Однако их также можно превратить в новые слова, добавив аффиксы. Аффиксы — это части слова, добавляемые к началу или концу корневых слов для создания совершенно новых слов. Аффиксы также известны как префиксы и суффиксы, которые будут описаны позже.

Семейства слов

Один из способов распознать корневые слова — познакомиться с семействами слов. Семейства слов относятся к группе слов, которые имеют одинаковые схемы букв. Их можно использовать не только для определения определенных слов, но и для их правильного произношения.Знание семейств слов может помочь вам легче идентифицировать корневые слова и расширить свой словарный запас. Существует множество различных семейств слов, но десять наиболее распространенных из них приведены ниже.

  • -ack — спинка, стеллаж, мешок, упаковка, отсутствие
  • -ake — сгребать, печь, саке, встряхивать, делать
  • -есть -мясо, отбить, посадить, читерить, подогреть
  • -лед — хороший, рис, специи, мыши, ломтик
  • -свет — ночь, право, бой, прицел, полет
  • -ock — часы, стук, флок, носок, рок
  • -руда — сердцевина, рана, пора, берег, прочее
  • старый — холодный, жирный, проданный, сложенный, рассказанный
  • uck — удача, бак, застрял, срывать, утка
  • unk — санк, чанк, ломоть, данк, плюх

Префиксы

Префиксы помещаются в начало корневых слов для создания новых слов.Префиксы имеют свои собственные определения, которые объединяются с определениями корневых слов, с которыми они связаны. Когда эта связь установлена, значение корневого слова изменяется. Таким образом, изучение префиксов и их значений поможет вам идентифицировать корневые слова и определять значения новых слов, с которыми вы сталкиваетесь. Некоторые распространенные префиксы и их определения приведены ниже с примерами того, как они связаны с корневыми словами.

Неподвижный : Неподвижный или неспособный двигаться.
Перезапуск : Чтобы начать заново.
Не согласен : Не согласен.
Предопределить : Определить до или принять решение до.

Суффиксы

Суффиксы помещаются в конце корневых слов для создания новых слов. Как и префиксы, они имеют свои собственные определения, которые связаны с определениями корневых слов. Когда они связаны с корневыми словами, они изменяют или усиливают значение корневого слова.Некоторые общие суффиксы и их определения приведены ниже с примерами того, как они связаны с корневыми словами.

Плантатор : Тот, кто сажает.
Актер : Тот, кто действует.
Бессильный : Без питания.
Выполнимо : Можно сделать.

Разрушь слово на части

Как только вы узнаете приведенную выше информацию, чтобы расшифровать слово, вам просто нужно найти эти отдельные части в новом слове.Найдя части, разбейте слово и отделите корневое слово от аффикса. Разделив части, вы определите их отдельные значения, а затем объедините значения, чтобы получить определение нового слова. В приведенном ниже примере новое слово — unreachable .

1. Разбейте слово на отдельные части: unreachable. В этом слове есть и префикс, и суффикс.

2. Определите индивидуальное значение каждой части.

UN = Not
Reach = добраться до
Умение = может быть

3. Соедините значения. Если бы это слово было просто достижимым, мы бы знали, что оно означает «доступный». Однако, поскольку к нему был добавлен префикс un-, мы знаем, что недостижимый означает недостижимый.

Словарь корневых слов — O

odous, odont — Что-то заостренное; зуб, шип.

одина — Боль.

oidema — Отек.

ойкос — Жилье.

масло — Яйцо.

oisophagos — Пищевод.

локтевой отросток — Локоть.

oligos — Мало, мало, скудно, мелко.

омия — Плечо.

omos — Локтевая кость.

омброс — Дождь.

omphalos — Пупок, пуповина.

на — Бытие (причастие от einein ).

онкинос — Крючок.

онкос — Насыпной, масс.

онома — Имя.

оникс — Коготь, коготь.

офтальм — Глаз.

ops — Глаз, лицо.

optikos — Для прицела.

ятрышник — яичко.

орос — Гора.

ортос — Прямо, правильно, верно, справедливо.

още — Мошонка.

osme — Запах, обоняние, обоняние.

осмос — Упорный.

osphresis — Запах.

остеон — Кость.

остракон — Шелл.

улон — Десны.

ура — Хвост.

мочеточник — мочеточник.

урон — Моча.

ус — Ухо.

ob — К, против, на пути.

occludere — Закрыть, закрыть, закрыть.

octo, octavus, -a, -um — Восемь.

oculus, oculi — Глаз.

olea, oleae — Масло оливковое, оливкового дерева.

olfacere — Понюхать.

omnis — Все, каждый.

optime — (нареч. ) Лучший, ну.

оптимус, оптима, оптимум — (прил.) Лучший.

opus, operis — (сущ.) Работать, нужно.

orexis, orexis — Аппетит.

origo, originis — Происхождение, источник, рождение, происхождение.

ornatus, ornata, ornatum — Украшенный.

oryza, oryzae — Рис.

зев, рот — (1) рот; (2) лицо.

os, ossis — Кость.

ostium, osti(i) — Входная дверь, вход, устье (реки).

ostrea, ostreae — Устрица.

ovis, ovis — Овца.

яичник, ovarii — Яичник.

ovum, ovi — Яйцо.

Фонетика для 3 класса | NC DPI

Что такое Phonics?

Акустика относится к способности запоминать отдельные звуки в разговорной речи и сопоставлять эти звуки с определенными письменными буквами английского языка. Учащиеся, обладающие сильными фоническими навыками, могут соединять отдельные звуки с буквами и использовать эти звуки для чтения слов.(Определение Орегонского университета)

В 3-м классе читатели смогут читать многосложные и неправильно написанные слова. Они будут знать 6 типов слогов и смогут применять их при разборе слов. Третьеклассники могут применять навыки анализа слов, чтобы читать слова, соответствующие их классу, в том числе используя значения общих греческих и латинских корней и аффиксов.

Как это выглядит?

Что такое фонетика и почему ребенку важно читать?

Помогите ребенку произнести жесткое слово.