Кульминация примеры: Что такое кульминация в литературе – Кульминация — что это такое

Содержание

Кризис и кульминация в художественном произведении

Момент истины

Герой оказывается в кризисной ситуации, потому что «хотел как лучше, а получилось как всегда». На протяжении романа он гонялся за Х, будучи уверенным, что это решит все его проблемы, но в момент кризиса осознает, что ему нужно идти другой дорогой и искать Y — именно там лежит то, что ему нужно.

Осознание приходит именно в момент кризиса, потому что все остальные пути к спасению отрезаны.

Как правило, Х — это некая внешняя причина; что-то, что находится вне контроля главного героя. А Y — это некий внутренний ресурс.

Пример кризисной ситуации в романе

Юноша может бросать все силы на то, чтобы победить в гонке, в момент кризиса с позором проигрывает и получает травму, которая ставит крест на его спортивной карьере. Ему больше не к чему стремиться, его жизнь разрушена, он готов наложить на себя руки.

Желание победить в гонке — это Х.

Но тут наш герой начинает копаться в себе: а зачем ему нужна эта победа? Ну, победил бы он и…? Тогда бы его полюбила прекрасная Эмеральда. А без медали она его не полюбит? Зачем ему такая невеста, которая ценит его только во время триумфа?

Осознание того, что Эсмеральда — очень сомнительный приз, и все это время герой гонялся не за медалью, а за чувством собственной значимости — это Y.

Ужас перед ситуацией сменяется чувством просветленности: герой понимает себя, понимает свои истинные потребности и ищет реальный, а не надуманный выход из ситуации.

Кульминация в романе

Кульминация в художественном произведении строится на том, что герой больше не мечется, как мышь в ведре, а начинает четко действовать — с полным осознанием куда и зачем он идет. В результате пережитого кризиса, он принимает ответственность на себя, использует для разрешения конфликта внутренние ресурсы, и это доставляет и ему, и читателям большое удовлетворение.

Примеры удачной кульминации можно найти в любом популярном фильме или книге, когда герой придумывает необычный способ победить злодея или добиться желаемого результата.

Что нужно помнить

  • Герой должен сталкиваться с достаточно серьезными проблемами. Примеряя их на себя, читатели должны ужасаться.
  • Мотивации всех персонажей должны быть предельно ясными: главй герой поступает так, потому что ***, а злодей действует в силу того, что ***.
  • Герою следует вести себя так, чтобы читатель невольно восхищался им. Это очень важный момент, т.к. читатели отождествляют себя с ним и лично, «на своей шкуре» переживают все то, что вы пишете.

Никогда не ставьте героя в глупую ситуацию в кульминационный момент. Всем, наверное, знакомо чувство неловкости, когда персонаж книги или фильма ведет себя так, что хочется закрыть глаза — лишь бы не быть свидетелем позора. Стыд за увиденное или прочитанное — это не та эмоция, которую стоит вызывать в людях.

Филологические заметки, часть 4. Анатомия композиции – кульминация

Всем доброго дня! С вами снова я и четвертая часть филологических заметок, в которых я открою вам страшную масонскую тайну. Многие догадываются о ней, иные знают… но еще для очень многих она остается непостигнутой. Вот он, зловещий секрет: в самой своей основе композиция художественного текста – всегда одинаковая. И очень простая. Там должны быть завязка, развитие, кульминация и развязка. Всегда, везде, каким бы ни был текст.
Помимо этих обязательных частей есть еще такая штука, как экспозиция. «Классически» она стоит перед завязкой, то бишь, до того, как в тексте начнут происходить основные события. Но если сюжет развивается быстро и динамично, то может происходить и параллельно завязке, и даже отчасти вначале развития. Такое вот у нее особое, «гибкое» место в тексте. Экспозиция – это, образно выражаясь, расстановка декораций и действующих лиц. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король и было у него три сына…» – вот экспозиция. «Однажды собрал король своих сыновей и говорит им: отправляйтесь за тридевять земель…» – а вот это уже завязка. Рассказ о том, где и с кем будет происходить история, кончился, начались сами события.
Но если сюжет в тексте есть всегда, как ни крути, потому что в истории не может не происходить вовсе ничего, то любая из этих частей композиции запросто может продолбаться целиком и полностью по авторскому недосмотру, незнанию или неумению. Доводилось мне видеть даже рассказы, состоящие из одной длинной завязки, которые кончались на том самом месте, где наконец-то начинается хоть что-то интересное и существенное. В жанре философско-психологической прозы.
Чаще всего теряется угадайте что? Правильно, кульминация! Оттого в мире так много читателей, разочарованных финалами книг, которые читались с немалым интересом. Собственно, как финал людьми обычно воспринимается пара «кульминация-развязка». Но развязка теряется намного реже. А вот проблемы с тем, чтобы вытянуть кульминацию, бывают у очень и очень многих. И, как итог, хорошая история – разочаровывает читателя. Потому что книжка без хорошей кульминации – все равно, что секс без оргазма.
А проблемы такие чаще всего случаются… да-да, из-за непонимания, что такое сюжет и конфликт. Потому что:
1. Сюжет – это история, рассказанная определенным образом и в определенной последовательности.
2. Определенный образ и последовательность – это композиция.
3. Конфликт – это «хребет» и «ось» сюжета, на которой он держится.
4. И, значит, основная задача композиции – в том, чтобы как следует показать читателю конфликт, ничего не упустив.
Именно отсюда берутся эти самые обязательные части, без которых никуда и никак. В завязке задается то самое противоречие, которое ляжет в основу конфликта, его, скажем так, вводные и исходные. Дальше конфликт развивается, события движутся, эмоциональное напряжение, вызванное противоречием, нарастает… Доходит до самой высокой точки накала – и бум! Кульминация! В которой конфликт разрешается, достигнув наибольшего накала переживаний. Ну а в развязке мы видим, к чему разрешение конфликта привело. Чем, собственно, дело кончилось. Что изменилось и что со всеми участниками сталось.
Кульминация – это главная, самая яркая, сильная и выразительная часть текста. Именно здесь в ход должны идти «ударные» художественные приемы, начиная от ярких сильных метафор и красочно описанных переживаний и заканчивая шок-контентом (кровь, смерть, страх, любовь, секс – известный список вещей, вызывающих у читателя наиболее сильные чувства). Именно здесь злодей может почти убить героя. Именно здесь страдающие влюбленные могут наконец открыть друг другу свои чувства. Именно здесь все может стать совсем плохо, чтобы потом в последний момент вдруг прийти к счастливому завершению. Или не прийти, это уж зависит от того, что именно и как вы пишете.
Собственно, проблемы с кульминацией обычно возникают тогда, когда автор не понимает или хотя бы не чувствует, что кульминация событий должна совпадать с высшей точкой конфликта. Тогда может получиться «сбитая» кульминация, когда конфликт разрешается слишком рано, еще в последней части развития событий, или наоборот – слишком поздно, в развязке. А в момент наибольшего накала событий все просто бегают туда-сюда, а никаких сущностных изменений не происходит. Или еще бывает так, что кульминация прошла, а конфликт так и не разрешился – такая беда обычно случается, когда автор пишет открытый финал. Хотя на самом деле открытый финал – это не когда конфликт повис, а когда он разрешился, но непонятно до конца, хорошо от этого всем стало или все-таки не очень.
И опять мне первым делом вспоминается пример из Пушкина. Типичный и прямо классический открытый финал у «Евгения Онегина». Конфликт в отношениях Онегина и Татьяны разрешается в момент их разговора, на всем известной фразе «но я другому отдана и буду век ему верна». Все, решение Татьяной принято, она ставит точку в их отношениях, Онегин, так или иначе, принимает ее выбор, а дальше читатели остаются в непонятках. И спорят вот уже сотню лет: правильно ли поступила Татьяна, будет ли она счастлива с мужем, так Евгению и надо или его все-таки жалко, дурака. Вот это и есть открытый финал. Конфликт решен, но хэппи ли такой энд?
А теперь на том же самом примере можно посмотреть, почему кульминация находится именно в том месте, в котором находится. Собственно, конфликт между Татьяной и Евгением в сути своей прост: она в него влюблена, а он в нее нет. Очень простое, но очень драматически сильное противоречие. Из-за него происходит все, что происходит, но что бы ни происходило, вплоть до смерти Ленского, конфликт продолжает «висеть», ничего не меняется: она влюблена, он – нет. Поворотным моментом становится замужество Татьяны, в ее жизни все меняется и места для несчастной девической влюбленности там больше нет. Однако окончательно ситуация встает с ног на голову, когда об этом узнает Онегин. И теперь все совсем иначе: он – в нее влюблен, а она – ему отказывает, потому что слишком поздно, у нее есть муж и вообще. Вот изменение, кардинальное, и вот разрешение конфликта.
Притом в момент их разговора у Евгения, впервые за все время – очень сильные чувства, которыми он еще при этом и делиться не стесняется. И у Татьяны тоже самые сильные чувства, замуж она шла в потерянном и растерянном состоянии, а здесь – принимает сознательное решение, определяя всю свою дальнейшую жизнь. Итого: у обоих героев происходят самые важные, глубокие, меняющие их переживания за весь сюжет, а ситуация кардинальным образом изменилась. Высший эмоциональный накал конфликта – и самое бурное развитие событий. И вот она, кульминация!
Вроде бы, с кульминацией разобрались. Но хотя она и самая главная, и самая заметная – остальные части тоже очень важны. Без них тоже никак! И на них мы остановимся поподробнее в следующий раз 🙂

Елена Чаусова, при активной и всемерной поддержке Наталии Рашевской

Первая часть:
https://prodaman.ru/Chausova-i-Rashevskaya/blog/Syuzhet-a-chto-eto
Вторая часть:
https://prodaman.ru/Chausova-i-Rashevskaya/blog/Filologicheskie-zametki-chast-2-Fabula-i-drugie-zveri

Третья часть:
https://prodaman.ru/Chausova-i-Rashevskaya/blog/Filologicheskie-zametki-chast-3-Zanimatelnaya-konfliktologiya
Пятая часть:
https://prodaman.ru/Chausova-i-Rashevskaya/blog/Filologicheskie-zametki-chast-5-Anatomiya-kompozicii—usy-lapy-i-xvost
Шестая часть:
https://prodaman.ru/Chausova-i-Rashevskaya/blog/Filologicheskie-zametki-chast-6-V-lyuboj-neponyatnoj-situacii—dramatiziruj
Седьмая часть:
https://prodaman.ru/Chausova-i-Rashevskaya/blog/Chast-sedmaya-Konflikt-vnutri-i-snaruzhi

Текст целиком:
https://prodaman.ru/Chausova-i-Rashevskaya/books/Kak-ustroen-tekst-Filologicheskie-zametki

Обновление: 22.03.2018, 20:33 2621 просмотров | 73 комментариев | 7 в избранном

Значение слова «кульминация» в 11 словарях

существительное

Значение слова кульминация

Все словариСловарь УшаковаНачала Современного Естествознания. ТезаурусСловарь антонимов русского языкаТерминологический словарь-тезаурус по литературоведениюСловарь музыкальных терминовАстрономический словарьТезаурус русской деловой лексикиЭнциклопедический словарьСловарь ОжеговаСловарь ЕфремовойЭнциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

кульминация

кульминация, кульминации, жен. (лат. culminatio) (книж.).

1. Прохождение светила через меридиан (астр.).

2. перен. Точка высшего подъема, высшего напряжения.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

кульминация

(от лат. culmen (culminis) — вершина)

1) в широком смысле — точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-либо;

2) (в астрономии) прохождение светила через небесный меридиан, т. е. через наивысшее (верхняя кульминация) или наинизшее (нижняя кульминация) положение светила относительно горизонта; так, верхняя кульминация Солнца определяет истинный полдень.

Словарь антонимов русского языка

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

кульминация

(от лат. culmen, род. пад. culminis — вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Рб: композиция и сюжет

Син: кульминационный момент

Целое: сюжет

* «В большинстве хроникальных произведений кульминация отсутствует» (Г.Н. Поспелов).

«С особенной отчетливостью кульминация выступает в произведениях драматургии» (Л.И. Тимофеев). *

Словарь музыкальных терминов

кульминация

(от лат. oilmen — вершина) — момент наибольшего эмо­ционального напряжения в музыкальном произведении или какой-либо его части. Важный элемент музыкальной драматургии.

Астрономический словарь

кульминация

(от лат. culmen, род. п. culminis вершина)

1. Точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо.

2. В астрономии прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию (М), когда светило ближе к зениту (Z), и нижнюю (М), когда оно ближе к надиру (Z) (P, P Северный и Южный полюсы мира). 3. Момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку (сцена «мышеловки» в «Гамлете» У. Шекспира). 4. Момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении. Как правило, выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами.

Тезаурус русской деловой лексики

кульминация

‘высшая степень чего-либо’

Syn: верх (обр.), вершина (обр.), венец (кн., приподн., обр.), апогей (кн.), зенит (кн.)

Энциклопедический словарь

кульминация

(от лат. culmen, род. п. culminis — вершина),

  1. точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо.
  2. В астрономии — прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию (М), когда светило ближе к зениту (Z), и нижнюю (М’), когда оно ближе к надиру (Z’) (P, P’ — Северный и Южный полюсы мира).
  3. Момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий конфликт художественный. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку (сцена «мышеловки» в «Гамлете» У. Шекспира).
  4. Момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении. Как правило, выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами.

Словарь Ожегова

кульминация

КУЛЬМИНАЦИЯ, и, ж.

1. Прохождение светила через небесный меридиан (спец.).

2. Точка наивысшего напряжения, подъёма, развития чегон. (книжн.) К. событий.

| прил. кульминационный, ая, ое. К. момент.

Словарь Ефремовой

кульминация

  1. ж. Прохождение светил через небесный меридиан (в астрономии).
  2. ж.
    1. Период наивысшего подъема, развития, напряжения чего-л.
    2. Момент наивысшего напряжения в развитии действия, обычно предшествующий развязке (в литературоведении).
    3. Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, обычно выделяющийся высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами (в музыке).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

кульминация

— прохождение небесного светила через меридиан места, когда светило достигает наибольшей или наименьшей высоты над горизонтом. Различают верхнюю и нижнюю К. Нижняя К. случается обыкновенно под горизонтом и не может быть наблюдаема; только для околополярных звезд возможны наблюдения в обеих К., что дает одно из надежнейших средств для вывода координат звезд и изучения величины астрономической рефракции. Большие астрономические инструменты, пассажные, меридианные круги и пр. устанавливаются обыкновенно в плоскости меридиана места и позволяют наблюдать светила исключительно во время К.

В. В. В.

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову кульминация

Ассоциации к слову кульминация

Синонимы к слову кульминация

  • апогей
  • апофеоз
  • болезнь
  • венец
  • верх
  • верхами
  • верхи
  • верхованье
  • верхом
  • вершина
  • зенит
  • исход
  • конец
  • крайность
  • кульминационный

Однокоренные слова к слову кульминация

  • кульминационный
  • кульминировать

5 КУЛЬМИНАЦИЯ. Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.]

Кульминация — такой момент в развитии сюжета, когда любая борьба персонажей получает разрешение. Естественно, это происходит ближе к концу, насколько близко — зависит от природы истории, взятой за основу произведения. Иногда кульминация совпадает с самым последним событием, чаще, однако, несколько заключительных событий требуется, чтобы показать последствия того или иного разрешения конфликта.

Например, кульминация романа «Мы живые» — в сцене, где Андрей обнаруживает, что Кира — любовница Лео, и, как часть развития той же линии, речь Андрея, обращенная к Пати, когда он выступает открыто. Последующие события являются простым заключением.

Кульминация «Источника» — взрыв объекта Кортландт и испытание Рорка.

Основные проблемы «Источника»: конфликт Рорка против общества, конфликт Рорка с Доминик, которая полагает, что добро не может победить на Земле — что зло всесильно и побеждает всегда; конфликт Рорка с Винандом, который верит, что погоня за властью (власть — это управление людьми при помощи силы) является практическим средством обслуживания его собственных идеалистических ценностей; противостояние Рорка и Китинга, творца против подражателя, который пытается подняться, используя скорее других людей, чей свой собственный разум; борьба Рорка против Тухея, который намеренно следует дьявольской философии власти.

Взрыв объекта жилищного строительства решает все эти проблемы.

Взрыв Кортландта (и его последствия) показывает нам, как Рорк побеждает общество, Доминик возвращается к Рорку. Это убеждает ее, что добро победило безотносительно к тому, насколько ужасна сама борьба против зла. Когда Винанд пытается защитить Рорка в случае Кортландта, он приходит к пониманию, что вся его жизнь полицейского в целом ошибочна, что тот тип власти, который он искал — власть над людьми, может только разрушить его ценности, но не послужить им. Проект Кортландта — кульминация попыток Китинга длиною в жизнь подняться в качестве подражателя, — и финальный акт его безнадежного разрушения. Что касается Тухея, то он, находясь на вершине власти, мобилизует все силы общественного мнения, которые только может в этом случае, — и проигрывает.

Это образец сложной сюжетной кульминации — кульминации в действии, а не просто в обсуждении. Я должна прибегнуть к действию, которое драматизировано и решило бы все вышеперечисленные конфликты (и массу меньших), показывая в каждом случае, какая сторона выигрывает, какая проигрывает и почему. Не каждый роман является таким же сложным, как «Источник», но если вы понимаете метод, с помощью которого все эти конфликты были интегрированы в кульминацию, вы должны быть способны создавать кульминации для собственных произведений, которые могут включать меньшее количество проблем.

(Мне бы не хотелось, чтобы ваш первый роман оказался таким же сложным, как «Источник». Но в литературном творчестве не может существовать каких-либо запретов. Если вы чувствуете, что способны на это, дерзайте.)

Кульминация — такой момент действия, когда наихудшие последствия конфликта сюжета-темы обнажаются, и персонажи должны сделать решающий выбор. Вы можете судить о кульминации так: это разрешило центральный конфликт? Если нет, то произведение плохо выстроено.

Если вы знаете сюжет-тему, то вы будете иметь представление, что такое надлежащий кульминационный момент и хорошо ли (или нет) вы выстроите свое произведение. Если центральный конфликт просто иссякнет или будет решен неясно, так что читатель не сможет понять, какое же окончательное решение приняли герои, — это неудачное завершение.

Кульминация не должна происходить в один день или в одной сцене. Не существует правил относительно ее протяженности во времени, которое определяется природой истории и количеством проблем, которые должны быть решены. В театральной постановке кульминация может происходить в одной сцене, в романе она может быть представлена несколькими событиями. Но эти события должны являться частью одной последовательности. Например, взрыв Кортландта и испытание Рорка — несколько обособленных глав, но все события в этой части романа причинно связаны. Взрыв выделяет кульминацию, и другие события — такие как деятельность Тухея, отказ Винанда, испытание и победа Рорка — следуют из этой акции или включены в нее.

Термин антикульминация относится к развитию после кульминации того, что не следовало из нее. Например, это была бы антикульминация, если, после взрыва Кортландта, я бы показала Рорка и Винанда ссорящимися из-за неоплаченной комиссии по какому-либо зданию. Рассматривая проблемы, которые были решены между ними, подобная проблема не так важна. Она разрушила бы значение кульминации.

Никогда не решайте мелкие проблемы после кульминации. В истории с многочисленными связями проблемы незначительных персонажей, не включенных в кульминацию, должны быть решены до нее. В качестве примера возьмем подсюжет Ирины и Саши в романе «Мы живые». Это могло бы быть плохой антикульминацией, если бы я показала их судьбу — ссылку в Сибирь и их разлуку — после того, как рассказала о выстреле Киры на границе. Или в «Источнике», роман Китинга и Кэти важен на протяжении всей истории, и некоторые заключения следовало бы сделать. Но было бы неверно показать их последнюю встречу после поездки Доминик к Рорку на вершину здания Винанда.

Важно, однако, чтобы каждый конфликт был решен до конца истории. Раздражающий аспект плохо выстроенного романа заключается в том, что автор часто вводит в повествование второстепенные проблемы, а потом бросает, как если бы совершенно забыл об их существовании. (Конечно, в плохом романе даже главные проблемы не решаются.) В этом отношении у Чехова было золотое правило, которое касалось не столько романов, сколько пьес: «Никогда не вешайте ружье на стену в первом акте, если вы не предполагаете, что оно должно выстрелить в третьем». Это приложимо к любому элементу сюжетной структуры. (Нарушение этого правила называют «красной селедкой».)

Когда вы создаете сюжет, первое, что вы должны уяснить, это кульминация. Предположим, у вас имеется идея темы и предмета истории, но еще не продуман кульминационный момент. Тогда не следует развивать историю от начала. Если вы придумаете много интересных конфликтов и, по-видимому, связанных с ними событий, не зная, куда идти, и попытаетесь разработать кульминацию, чтобы решить их все, процесс будет мучительной умственной пыткой (и вы не преуспеете).

Таким образом, планируя произведение, определитесь с кульминацией как можно быстрее. Первым разработайте событие, которое драматизирует и решает проблемы вашей истории, затем выстраивайте остальное, используя сюжетные возвраты, спрашивая себя, какие события нужны, чтобы привести ваших персонажей в эту точку.

Это хороший пример действий в духе конечной причины. Чтобы определить, какие случаи включать в сочинение, вы должны знать его цель — то есть кульминацию. Только когда вы знаете это, вы можете начать анализировать шаги, служит ли каждый шаг достаточной причиной следующего, приведет ли персонажей логично к этому решающему событию.

Не существует правила, какой элемент будущего романа должен стать зародышем истории в вашем сознании. Удачливые писатели иногда способны разработать кульминацию первой, другими словами, они дают драматическую идею, которая составляет кульминацию истории, потом возвращаются назад, чтобы выстроить сюжет (что является очевидным удовольствием). Это дело совершенно во власти случая. Тип истории, которую вы хотите рассказать, — не случаен, он зависит от ваших предпосылок. Но думаете ли вы в первую очередь о персонаже и затем добавляете другие элементы, или об абстрактной теме, или о конфликтной ситуации — это случайность. Вы вольны начинать с чего угодно, потому что безотносительно к тому, с чего вы начнете, вы должны завершить круг и включить все другие элементы.

Единственное правило: вы должны знать, каким будет кульминационный момент (в драматическом выражении) раньше, чем начнете обрисовывать в общих чертах те шаги, которые к нему должны привести.

Следует добавить, что Бродвей полон первых актов. Многие авторы приходят с интригующим первым актом, но не знают, что делать с пьесой дальше. Сравните, хороший драматург начинает с третьего акта. Ему не обязательно писать третий акт или кульминацию — но он имеет ее в виду.

Однажды я спросила женщину-беллетриста, сочиняющую для книжных серий, о ее методе, и она легко ответила: «О, я подбрасываю связку характеров в воздух и позволяю им снижаться». Ее истории читаются так же. Это ужасный пример того, как не надо писать.

В подобной манере работают те современные писатели, которые начали с определенного задания, вроде — передать «настроение юности» или «мое исследование смысла жизни в подготовительной школе». Когда они работают, стандарт отбора — настроение момента. Результат — тип истории со странным набором событий, непонятно, почему один случай предпочтен другому, или что является целью всего произведения. За подобной мешаниной всегда стоит писатель, который начинает без определенного плана и затем пишет под диктовку собственных чувств.

Наилучшей метафорой для понимания отношения схемы к рассказываемой вами истории является калька по отношению к зданию. Никто не может начать с накопления прогонов или с отделки окон без кальки, плана, калька необходима, чтобы судить о силах и напряжениях и что где помещается. То же самое справедливо и для разработки романа.

Если вы можете помнить о схеме, вам не обязательно записывать ее, но полезно делать это, если история сложна. Вы должны держать историю в голове в общем виде и думать о соответствии с нею; когда вы записали план, вы можете обнаружить унылые отрезки, в которых ничего особенного не происходит, или упущения элементов, необходимых для драматизации более поздних событий.

Под записью схемы я подразумеваю не синопсис в обычном виде, который бы понял посторонний. Я делаю план коротким, насколько возможно, в манере, которую называю «стиль заголовка». Например, события, которые в окончательном варианте вошли в роман «Атлант расправил плечи», все были представлены в плане, но не по главам «Кто такой Джон Голт?» Эдди Виллерс, ТаггартТрансконтинентал, Джеймс Таггарт. Проблема на линии Колорадо. Уклонения Таггарта[4]. Когда я составляла план, я знала больше того, что отражается в заголовке, но записывала только то, что мне нужно, чтобы запомнить линию и посмотреть «с птичьего полета» на структуру сюжета.

Не существует правил, как детализировать или сжать ваш план. Тренируйтесь, чтобы знать, как много вы можете запомнить и сколько нужно записывать, чтобы увидеть итог и сохранять ясной структуру истории в памяти.

Когда вы подходите к моменту написания произведения, нет правила, которое диктует, что вы должны начать с первой главы и двигаться от нее вперед. Если план готов и вы знаете, куда идете, порядок работы над главами не является обязательным. Некоторые писатели начинают с конца или с той сцены, которую особенно хочется написать. Это допустимо при условии, что они достаточно умело скрывают швы — то есть умеют редактировать и объединять написанное в целое так, что читатель этого не заметит, как если бы писатель делал все по порядку, с самого начала.

Я всегда пишу с начала. Делаю заметки на сценах или диалогах, продвигаясь вперед, но не могу писать вне последовательности. Я имею дело с таким комплексом проблем, что очень многое зависит от того, что произошло раньше. Если я стану конкретизировать что-либо в середине, в то время как детали в начале не закрепились в сознании, я никогда не смогу интегрировать их в целое или хорошо написать какую-либо сцену.

Существует и другая причина, почему я не могу писать вне последовательности даже простую новеллу вроде «Гимна». Я всегда хорошо сознавала, что является предшествующим. Один из моих методов — иметь установочные эпизоды в начале истории, на которые я опираюсь позже, то есть в конце произведения я отсылаю читателя к каким-то моментам в первых главах. Например, в конце романа «Атлант расправил плечи» Эдди Виллерс неожиданно обращается к Дагни [в воображении], возвращаясь мысленно к их детству, которое было описано в первой главе; за одиннадцать лет до того, как пришла к концу, я знала, что пишу данный эпизод для этой цели. Я делала так с Пятнадцатым концертом Галлея: описание его в первой главе «Гимна» скопировано дословно в конце. Когда читатель приходит к этому описанию второй раз, те же самые слова приобретают более глубокий и полный смысл. В первой главе это обобщенная эмоциональная абстракция, в конце — философско-эмоциональное изложение идей романа.

Планирование таких небольших эпизодов, с целью их использования позже — личное предпочтение. Никакой писатель не обязан делать это, и я упоминаю о них, чтобы объяснить, почему предпочитаю писать от начала, поступательно продвигаясь вперед. Но это не абсолютный закон.

Единственный абсолютный закон: пишете ли вы от начала или от конца, или с середины, вы должны составлять план (схему) от конца.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

кульминация — это… Что такое кульминация?

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — (ново лат., от лат. culmen вершина). 1) прохождение звезды через меридиан. 2) высшая точка небесного светила над горизонтом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУЛЬМИНАЦИЯ 1) прохождение звезды чрез… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • кульминация — и, ж. culmination f., нем. Kulmination <лат. culmen (culminis) вершина. 1. астр. Прохождение через небесный меридиан. Сл. 18. Сочинить кульминации солнца, луны и планет. МАН 10 559. Верхняя кульминация. Нижняя кульминация. БАС 1. 2. перен.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • кульминация — верх, вершина, венец, апогей, зенит; высшая точка, точка, высшая ступень Словарь русских синонимов. кульминация см. высшая точка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е …   Словарь синонимов

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — (от латинского culmen, родительный падеж culminis вершина), 1) точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего либо. 2) В астрономии прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию, когда светило близко к зениту, и… …   Современная энциклопедия

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ, в астрономии прохождение одной из внутренних планет, Меркурия или Венеры, через солнечный диск. Кульминация Меркурия происходит каждые 13 лет, Венеры каждые 100 лет. Термин также обозначает прохождение любого небесного тела через… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Кульминация — (от латинского culmen, родительный падеж culminis вершина), 1) точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего либо. 2) В астрономии прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию, когда светило близко к зениту, и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — (от лат. culmen род. п. culminis вершина),1) точка высшего напряжения, подъема, развития чего либо.2) В астрономии прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию (М), когда светило ближе к зениту (Z), и нижнюю (М ),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ, кульминации, жен. (лат. culminatio) (книжн.). 1. Прохождение светила через меридиан (астр.). 2. перен. Точка высшего подъема, высшего напряжения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ, и, жен. 1. Прохождение светила через небесный меридиан (спец.). 2. Точка наивысшего напряжения, подъёма, развития чего н. (книжн.) К. событий. | прил. кульминационный, ая, ое. К. момент. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — светила, астрах. переход и мгновенье перехода светила через полуденник места; достижение наибольшей высоты. Кульминировать, перекатываться через меридиан. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • КУЛЬМИНАЦИЯ — (Culmination) прохождение всякого светила через полуденную или полуночную часть меридиана наблюдателя. Верхняя К. прохождение всякого светила через полуденную часть меридиана наблюдателя. Нижняя К. прохождение всякого светила через полуночную… …   Морской словарь

  • кульминация — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.кульмина́циякульмина́ции
    Р.кульмина́циикульмина́ций
    Д.кульмина́циикульмина́циям
    В.кульмина́циюкульмина́ции
    Тв.кульмина́цией
    кульмина́циею
    кульмина́циями
    Пр.кульмина́циикульмина́циях

    куль-ми-на́-ци·я

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -кульмин-; суффикс: -ациj; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: ед. ч. [kʊlʲmʲɪˈnat͡sɨɪ̯ə], мн. ч. [kʊlʲmʲɪˈnat͡sɨɪ]

    Семантические свойства

    Значение
    1. книжн. перен. точка высшего подъёма, высшего напряжения ◆ Разве вы забыли, что человек — это кульминация трёх миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, инферно, завесу над которым впервые приподнял Дарвин. И. А. Ефремов, «Час быка», 1968—1969 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. астрон. прохождение светила через меридиан ◆ В момент верхней кульминации светило поднимается на максимальную высоту над горизонтом.
    3. муз. высшая точка мелодии, или вершина, при условии совпадения её с наибольшим динамическим напряжением; эпизод, в котором есть наиболее эмоционально воздействующий момент, к которому подводит логика построения всей пьесы ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    1. апофеоз
    Антонимы
    Гиперонимы
    1. подъём
    Гипонимы

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от лат. culminatio «высшая точка, венец», далее из culminare «венчать», далее из culmen «верх, вершина, верхушка», далее из корня, родственного celsus «высокий, поднимающийся» (восходит к праиндоевр. *kel- «подниматься, выдаваться»).

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Библиография

    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *