Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Личные местоимения. Урок русского языка. 3 класс
Кривенко Е.А.
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Личные местоимения»
(образ. сист. «Школа 2100)
Цели:
— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
— познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
— упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
— воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
— развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Оборудование: выставка мини-сочинений с портретами «Мой друг и я» под названием «Не кричи о себе — пусть другие о тебе хоть тихо скажут»; иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны; демонстрационные и индивидуальные карточки-задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона, открытки, сделанные ребятами, — подарок гостям.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала.
1) Уч-ся рассказывает стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?
Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Учитель. Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
Учитель. Обобщите, пожалуйста, сказанное — расскажите правило, что вы знаете о местоимениях.
3) Сообщение предварительной темы урока.
Учитель. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись»…местоимения»).
3. Изучение нового материала.
1) Проблемная ситуация.
Учитель. Послушайте диалог.
Уч-ся (разыгрывают сценку).
— Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
— Да, хорошо.
— Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?
— Нет, её нет.
— А Вова? Он дома?
Фронтальная беседа.
Учитель. Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я)
Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку «я- 1- е лицо»). Юля, а как бы ты назвала себя и Адама одним словом? (Мы).
(«1-е лицо»).Местоимение мы означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».
Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Адама указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка «ты- 2-е лицо).
Юля, а как бы ты обратилась к Адаму, Вове, Кате, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы — «2 -е лицо»).
А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
Юля и Адам говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя — она, Вова — он («3-е лицо»).
Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Адама одним словом-местоимением? (Они) («3-е лицо»)
А каким словом назвать окно? (Оно) («3-е лицо»).
Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Уч-ся читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
2) Сообщение темы урока.
Учитель. Тема нашего урока: «Личные местоимения». (Открывается на доске).
3) Закрепление новой темы.
Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?
( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).
В «Толковом словаре» Ожегова записано:
1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.
Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).
Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
Работа по учебнику.
Чтение правила в учебнике.
Уч-ль вешает таблицу «Личные местоимения», убирает наборное полотно с карточками.
Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?
Уч-ся.
Он, Она, Оно.
Моё стихотворение —
Про местоимения…
Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Уч-ся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску).
4) Работа в тетрадях.
Массаж кистей рук.
1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.
3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.
Словарная работа.
Учитель. Запишите слова-отгадки, вместо каких местоимений 3-го лица единственного числа они употребляются.
он она оно
месяц луна солнце
… … …
Учитель. Какие из этих слов являются словарными? (Месяц).
Учитель. Запишите ещё по два словарных слова — существительных в каждый столбик. Можно, по желанию, больше слов.
Укажите род слов в каждом столбике.
Учитель. А к какому столбику относятся слова: кофе, туфля, шампунь, какао, кенгуру, мозоль, тюль, мозоль; брюки, каникулы, санки?
Физминутка (сидя).
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.
Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы — они, ромашка — она, лютик — он и т.д).
Учитель: запишите как можно больше пар — существительных и местоимений, их заменяющих.
«Четвёртое — лишнее».
Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).
Самостоятельная работа.
«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самопроверка.
Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.
Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.
Шарады.
Первый слог — личное местоимение,
Второй — детская болезнь.
А целое — тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это?
(Я — корь). (Картинка с подписью)
Хитрые вопросы.
1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
Ребус. 7 я (семья)
Итог урока.
Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
А на следующем уроке мы будем учиться правильно изменять — склонять личные местоимения: «Я горжусь им или ним? Мы с ними или ими дружим?»
Урок по русскому языку 3 класс «Личные местоимения».

Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: 493290
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
примеры предложений с личными местоимениями
Личные местоимения – это группа местоимений, указывающих на лицо или предмет. В русском языке восемь личных местоимений: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Личные местоимения называют лицо/предмет не конкретно, а по отношению к говорящему или пишущему. Например, слово «я» или «ты» может обозначать любого человека – все зависит от того, кто с кем говорит.
Я и мы – личные местоимения первого лица, они обозначают говорящего или группу, к которой он себя относит.
Ты и вы – местоимения второго лица. Они указывают на того или на тех, к кому обращается автор.
Он, она, оно и они – местоимения третьего лица. Они указывают на тех, кто не принимает непосредственного участия в коммуникации. Подразумевается человек, предмет или явление, о котором говорилось ранее или будет сказано.
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |
Единственное число | Я | Ты | Он, она, оно |
Множественное число | Мы | Вы | Они |
Местоимение – часть речи, заменяющая существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимения указывают на определенный предмет, лицо, свойство или число, но не называют их прямо.
Склонение личных местоимений по падежам
Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам (я, меня, мне), изменяются по лицам и числам (я – мы, ты – вы, она – они), а в третьем лице единственного числа – еще и по родам (он, она или оно).
Интересно, что личные местоимения в косвенных падежах меняются на слова, совсем не похожие на начальную форму. Например, в винительном падеже: я – меня, ты – тебя, он – его, она – её, оно – его, мы – нас, вы – вас, они – их. К счастью, носителям русского языка эти супплетивные формы хорошо знакомы с самого детства, и трудностей не возникает.
Таблица склонения личных местоимений
Единственное число | |
Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж | |
1-е лицо | Я. Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне |
2-е лицо | Ты. Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе |
3-е лицо | Он. Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём Она. Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о ней Оно. Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём. |
Множественное число | |
Склонение: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падеж | |
1-е лицо | Мы. Нас, нам, нас, нами, о нас |
2-е лицо | Вы. Вас, вам, вас, вами, о вас |
3-е лицо | Они. Их/них, им/ним, их, ими/ними, о них |
После предлогов в начале местоимений третьего лица появляется буква Н: за него; у неё; при них; в нём; о ней. Примеры:
- Я встретил её на улице.
- Я очень надеялся на неё.
- Мы с друзьями часто вспоминали их.
- Мы с друзьями часто вспоминали о нём.
Роль личных местоимений в предложении
В предложении личное местоимение чаще всего служит подлежащим либо дополнением.
Они отлично поработали. Поработали кто? «Они» – подлежащее.
Его попросили уйти. Попросили кого? «Его» – дополнение.
К личному местоимению невозможно прямо добавить определение: необходимо использовать обособленные определения или приложения.
- Мне, молодому и неопытному студенту, всё было в диковинку.
- Человек добрый и скромный, он был всеми любим.
Предложения с личными местоимениями. 10 примеров из русской литературы
Увидя его, они бросились было бежать. (А.С. Пушкин. «Дубровский»)
Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)
Наконец он решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича, которым дал слово. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)
Взяв булку, он дунул на неё и положил на стол. (И.А. Гончаров. «Обломов»)
– Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему. (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)
Одним словом, про них говорилось чрезвычайно много похвального. (Ф.М. Достоевский. «Идиот»)
– Ах, как хороша ты была! (И.А. Бунин. «Темные аллеи»)
Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем. (Е.И. Замятин. «Мы»)
В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. (А.П. Платонов. «Котлован»)
– У вас – девка невеста, у нас – жених… (М.А. Шолохов. «Тихий Дон»)
Читайте также: Указательные местоимения в русском языке, предложения с указательными местоимениями
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока «Личные местоимения» (3 класс, УМК «Школа России»)
Этапы, методы и приёмы | Хроно мет-раж | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
I. Самоопределение к деятельности | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу. | К: настраиваться на урок. | |||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний и мотивация Словесный метод. -беседа Практический | 7 мин | Орфографическая минутка «Мозговая атака»
7) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов (берёза) — Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром — Сегодня слово берёза поможет нам на уроке. | Писать под диктовку. Проверять собственные знания | П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | |||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи Словесный метод — беседа Объяснительно-иллюстративный Прогнозирование Практический | 7 мин | — Устно составьте предложение со словом берёза. — Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем. Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в музыке, живописи. О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок. — Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?) — Как можно исправить? — Прочитаем отредактированный текст. — Вместо какой части речи мы употребили эти слова. — Эти слова заняли место имени существительного. — Что вы знаете о местоимениях? — Слова, заменяющие другие ч. р., — «герои» сегодняшнего урока. Вы уже много знаете о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит цель? (познакомиться с местоимениями) Предлагаю вам игру «Вопрос — ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради Как ты говоришь о себе? (я) Как ты обращаешься к товарищу? (На ты.) Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.) Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно) Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы) Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.) Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они) Таблица на доске:
В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (записать два последних слова на доске, соединить их, добавить в конце е.) Как называются такие слова? (Записать слово местоимение на 1-й строке таблицы.) | Составлять предложение. Отвечать на вопросы Определять тему Ставить цель урока Записывать в тетрадь местоимения Смотреть на доску Слушать учителя | Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока | |||||||||||||||
IV. Открытие нового знания. Словесный метод — беседа — рассказ Наглядный метод — демонстрация Репродуктивный | 10 мин | Ребята, сейчас мне нужно 2 человека. Инсценировка. Разговор бабушки с внуком . — Алло! Это я. Ты слышишь меня? — Да, хорошо слышу. — Мама дома? — Нет. — А где она? — В парикмахерской. — А папа дома? — Его тоже нет. — Он где? — На работе. Ребята, вы поняли, что нам показали актеры? Каждое местоимение указывает на лицо. Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника диалога (второе лицо) указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком–то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): она, он. Посмотрите упражнение 156, какие местоимения ребята еще не назвали? Как вы думаете, почему эти местоимения назвали личными? (указывают на какое-то лицо или лица, личное, значит принадлежит кому-то, чему-то) — На каждой парте есть конверт. Он один. Значит, как вы будете работать? (В парах) — Я задам вам задачу потруднее: эти местоимения можно распределить на 3 группы. Как?
| Делать инсценировку Слушать учителя Работать с учебником, выполнять упражнение Работать с карточками в паре. Доставать из конверта слова, читать, отвечать на вопросы учителя. Распределять местоимения на группы. Искать необходимую информацию в учебнике. Слушать учителя Самостоятельно находить правило в учебнике, читать | Р: выполнять учебное действие П: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное К: Умение сотрудничать со сверстниками. Р: Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, и делать выводы. | |||||||||||||||
V. Динамическая пауза | 1 мин | — А теперь немного отдохнем вместе с нашими «героями». Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте) Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши) Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте) Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте) | Повторять за учителем | ||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Практический Словесный Репродуктивный | 5 мин | — Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями? («Надо потренироваться определять лицо и число местоимений.») — У вас на партах у каждого лежит карточка. — Прочитайте задание. Вставь пропущенные местоимения, определи лицо. Выполняйте. 1)_____ нарисую ёлочку. 2) А ____ что будешь рисовать? 4) А___, ребята, читали про Незнайку? 5) Вот из-за тучки выглянуло солнышко. ______ осветило землю. 6) На ветку дерева села ворона. ____ громко закаркала. 7) На другой ветке сидел воробей. ____ чистил пёрышки. — Проверим. Называйте местоимение, лицо и число. Если у вас так же, ставьте плюсик, если не правильно, исправляйте, ставьте минус. | Отвечать на вопросы Выполнять задание Осуществлять самопроверку, исправлять ошибки, фиксировать результат | К: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||||||||||||
VII. Включение в систему знаний. Практический Исследовательский Словесный | 5 мин | Работа с деформированным текстом на карточках. Работа в парах. Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением, указать число и лицо местоимений. Карточка. Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней), Но бабушкины руки люблю всего сильней. Проверка. (Слайд 13) | Работать с карточками Читать исправленный текст | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | |||||||||||||||
VIII. Итог урока. Словесный | 2 мин | — С какой частью речи познакомились на уроке? — Почему эта часть речи получила такое название? — Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание? — Как изменяются местоимения? — Какая была цель урока? Мы ее достигли? Домашнее задание: упр. 159, с.94 | Подводить итоги урока. | Р: осуществлять итоговый контроль | |||||||||||||||
IX. Рефлексия деятельности. Словесный | 2 мин | — Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок? Почему? | Анализировать свою работу на уроке | Р:анализировать собственную работу. |
Конспект урока русского языка «Местоимение. Личные местоимения» 3 класс, УМК «Школа России»
«Местоимение. Личные местоимения.»
Развивающие: развитие орфографической зоркости, умения проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи.
Воспитательные: воспитание культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, уважения к противоположному мнению, аккуратности и дисциплины труда.
Технологии проблемно-диалогического, группового обучения, обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающие технологии.
Методы: частично поисковый, беседа, моделирование, упражнение.
Приемы: постановка учебно-познавательной задачи, анализ.
Местоимение, личные местоимения.
Книгопечатная продукция: Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник русского языка 3 класс, 2 часть.
Презентация к уроку.
Технология обучения | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Средства обучения | Деятельность учащихся | Планируемые универсальные учебные действия |
I.Организацион ный момент Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | — Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Представьте, что у вас в руках чаша добра и счастья, осторожно перелейте часть доброты другу. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока. Откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |
II. Постановка учебной задачи. Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | На доске даны слова, прочитайте слова и в парах разделите их на группы по какому-либо признаку. Подберите название для каждой группы. На доске слова: Я, ГРУША, КРАСИВЫЙ, ТЫ, МЫ, ВХОДИТЬ, РАБОТА, ОНА, ЕХАЛ, ОН, ЕЛКА, ШКОЛА, ТЕТРАДЬ, ОНИ, УЧЕНИК. — Какое название вы дали последней группе слов? — Почему не смогли? — Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема нашего урока: «Личные местоимения». — Что вы уже знаете по этой теме? — Что мы не знаем ещё о местоимениях? — Мы знаем определение местоимения? — Почему их называют местоимением? — Мы знаем типы местоимений? — Что можем узнать нового о местоимении? — Чему мы будем учиться на уроке? | Учебник. Карточки со словами на доске. Слайд 1 | Читают слова, в парах, классифицирую (разделяют) слова по частям речи, характеризуют признаки изученных частей речи. Определяют тему урока. Формулируют учебные задачи: 1.Узнаю, что такое местоимение. 2.Узнаю определение местоимения. 3. Узнаю, какие местоимения называют личными. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе. Познавательные: формирование умения фиксировать информацию разными способами. Личностные: формирование стремления получить новые знания. |
III. Планирование учебной деятельности. Цель: Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи. | — Что необходимо выполнить перед тем, как приступить к изучению темы? — Составим план выполнения учебной задачи. — Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач?
— Что поможет нам выполнять учебные действия? Нам поможет выполнить учебник, новые знания. | План решения учебной задачи Слайд 2 | Определяют действия и их учебные задачи. Составляют план решения учебной задачи:
Выбирают средство обучения. | Регулятивные: формирование умения планировать деятельность. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить диалогические и монологические высказывания, выбирая средства языка с учётом ситуации и речевых задач. |
IV.Решение учебной задачи Цель: Выполнение учебных действий в устной и письменной речи. | — Начинаем решение учебной задачи. — С какого этапа начнем? — Что нужно узнать? | План решения учебной задачи. Слайд 3 | Формулируют задачу этапа: -узнаю, что такое местоимение -узнаю, что такое личные местоимения. | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы. Предметные: устанавливать связь между словами при помощи смысловых вопросов; находить главные члены предложения. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. |
1. Анализ языкового материала. Цель: Определение существенных признаков изучаемых языковых фактов. | Открываем учебники на странице 92, упражнение 156. — Кто изображён на первом рисунке? — Какое личное местоимение употребляем? — Когда его употребляем? Употребляем местоимение Я, когда указываем на того, кто говорит. — Кто изображён на втором рисунке? — Какое личное местоимение употребляем? — Когда его употребляем? Употребляем местоимение Ты, когда указываем на того, к кому обращаются с речью. — Кто изображён на третьем рисунке? — Какое личное местоимение употребляем? — Когда его употребляем? Употребляем местоимение Он, когда указываем на того, о ком или о чём говорят. — Кто изображён на четвёртом рисунке? — Какое личное местоимение употребляем? — Когда его употребляем? Употребляем местоимение Она, когда указываем на того, о ком или о чём говорят. — Кто изображён на пятом рисунке? — Какое личное местоимение употребляем? — Когда его употребляем? Употребляем местоимение Оно, когда указываем на того, о ком или о чём говорят. — Кто изображён на шестом рисунке? — Какие личные местоимения употребляем? — Когда их употребляем? Употребляем местоимение Вы, когда указываем на того, к кому обращаются с речью. Употребляем местоимение Мы, когда указываем на того, кто говорит. Употребляем местоимение Они, когда указываем на того, о ком или о чём говорят. — Какие местоимения мы выделили? — Почему вы считаете, что это личные местоимения? — Кто является лицом? — На кого указывает местоимение Я? — Есть ли ещё местоимения, которые указывают на говорящего? — На кого указывает местоимение Ты? — Есть ли ещё местоимения, которые указывают на того, к кому обращаются с речью? — На кого указывает местоимение Он? — Есть ли ещё местоимения, которые указывают на того, о кои или о чём говорят? Физминутка. Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп – хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два – туда. Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали Руки кверху мы подняли. Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. | Учебник. Слайд 4 | Выявление признаков изменения местоимений в соответствии с заданным вопросом. Рассматривают изображения, употребление местоимений. Выделили: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они -личные местоимения. Потому что, они указывают на предметы, но не называют их. | |
2. Обобщение признаков. Цель: Выявление роли падежа в речи. | — Какие местоимения встретили, выполняя упражнение? — Что их объединяет? — Кто догадался, почему их называют местоимениями? — Какие имена они заменяют? Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. — Что мы узнали о местоимениях? | Встретили личные местоимения — я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Местоимениями их называют, потому что они употребляются место имени. Местоимения заменяют имена существительные. | ||
3 Выдвижение гипотезы. Цель: Самостоятельное формирование представлений падеже. | Переходим ко второму этапу. Сформулируем гипотезу. — Что такое местоимение? Выделите признаки местоимений. — Как проверить правильность гипотезу? | Слайд 5 | Высказывают предположения, формулируют гипотезу. Местоимение это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Для того, чтобы проверить гипотезу, нам нужно прочитать определение местоимения. | |
4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом. Цель: Поиск нужной информации в учебном тесте. | -Для того, чтобы проверить себя, обратимся к учебнику. — Это определение или правило? Почему решили, что информацию получим из определения? Содержит основные признаки. -Как будем работать с определением? — Зачем? — Прочитайте определение для себя. — Теперь прочитай…(Один ученик читает вслух) — На сколько частей разделены? На три. — О чём говорится в первой части? Подчеркните волнистой линией. — Что говорится о местоимении? Подчеркните прямой линией. — О чём говорится во второй части? Подчеркните волнистой линией. — Что известно о личном местоимении? Подчеркните прямой линией. — О чём говорится в третьей части? Подчеркните волнистой линией. — Что известно о личных местоимениях? Подчеркните прямой линией. — Прочитайте то, что получилось . Выдели известное, новое, понятное, непонятное. — Что мне уже известно? — Что мне не известно? — Что узнал нового? — Что нужно запомнить? Сравним с гипотезой. Формулируем вывод. — Зачем нужно было обратиться к определению? — Что узнали? — Все ли признаки были нами выведены? -Подтвердилось ли наше предположение? — Сформулируем вопросы для самопроверки в парах. -Кто ответит на первый вопрос? -На второй? -На третий? … | Учебник. Слайд 6 Слайд 7 | Проверяют гипотезу по учебнику, выделяют главную мысль, определяют новые понятия. | |
5. Конкретизация способа но новом материале. Цель: Усвоение нового способа действия. | — Ребята, откройте учебник на странице 93, упражнение 157. — Что для этого нужно сделать? Прочитаем выразительно в парах. — Кто прочитает выразительно для всех? — Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в предложениях обращение. Вопросительное — по цели высказывания, по интонации — восклицательное. Обращение — солнце и дождик. Один учащийся списывает стихотворение у доски с комментариями, подчёркивая местоимения. Остальные выполняют в тетради. — Кто прочитает местоимения, которые подчеркнули во втором стихотворении? — Какие это местоимения? Докажите. — На что они указывают? — Чему учились, выполняя упражнение? — Возникли ли трудности? — Посмотрите на план. — Определим свое место в плане решения учебной задачи. — Можем ли перейти на следующий этап работы? Почему? — Чему нужно учиться на этом этапе? — Что нам поможет? — Давайте рассмотрим таблицу «Личные местоимения».Что можем ещё узнать о личных местоимениях. Изучите таблицу. — Что увидели? — Почему три лица? — С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек ? Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу. — С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? — Что объединяет местоимения 1ой строки? Эти местоимения употреблены в единственном числе. — Что объединяет местоимения 2ой строки? Эти местоимения употреблены во множественном числе. — С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят? Определим их в третью группу. Итак, местоимения бывают: 1 лицо – я, мы 2 лицо – ты, вы 3 лицо – он, она, оно они — Запишите эти местоимения в тетрадь. — Сравните местоимения первого строчки: я, ты, он, она, оно. — Местоимения какого лица и числа употреблены в упражнении 157? — Прочитайте. какое местоимение пропущено в предложении? У школы рос дуб. ___ широко раскинул свои ветви. -Что можно сказать о них? Сделаем вывод: Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч . — Что нужно было узнать? — Что узнал? | Учебник. Слайд 8 Слайд 9 | Находят и читают задания, выполняют упражнение, проверяют правильность выполнения работы в парах; фронтально. Обращаются к плану решения УЗ. | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез. Предметные: устанавливать связь между словами при помощи смысловых вопросов; находить главные члены предложения; устанавливать наличие в словах орфограмм, обосновывать написание слов. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. |
V. Тренировочные упражнения. | Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?
— Какие слова мы вставляли вместо точек? — Вместо каких слов они употребляются местоимения? -О каких местоимениях идёт речь? — Какие местоимения 1 лица встретились в предложениях? — Какие местоимения 2 лица встретились в предложениях? — Какие местоимения 3 лица встретились в предложениях? -Для чего существуют местоимения в речи? Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. — Что узнали, выполняя упражнение? — Чему учились? Попробуем сами вставить в предложение личные местоимения. На слайде записаны предложения с пропущенными личными местоимениями: … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? | Слайд 10 Слайд 11 | Выполняют упражнение, проверяют правильность выполнения работы в парах; фронтально. Определять наличие в тексте личных местоимений. Употреблять в предложении личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Выполняют упражнение, проверяют правильность выполнения работы фронтально. | |
Промежуточный контроль. Цель: Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи. | — На какой темой работали на уроке? — Какие задачи ставили перед собой в начале урока? — Что узнали о личных местоимениях? — С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать? — Чему нужно было учиться? Проверим себя. — С какой частью речи познакомились? — Почему эта часть речи получила такое название? — Что нового для себя узнали? — С какой группой местоимений работали? — Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица). — Что было трудным? — Ребята, я читаю текст, вы выписываете только местоимения. Наступило утро. Лесные поляны были мокрые и седые от росы. Я иду, и мой след тёмной полоской ложится на траву. Я присматриваюсь к другим следам. Они бегут тропинками, сливаются на дороге. Это тетёрка вывела птенцов на утреннюю кормёжку. — Давайте проверим, какие местоимения вы выписали. | Слайд 12 | Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату УД. Личностные: способность к самооценке. Предметные: формирование умений применения знаний. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. | |
VI. Рефлексия. Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | — Что нужно сделать на последнем этапе урока? — Оцените свою работу на уроке, для этого продолжите предложения. — Кто доволен своей работой? — Кто не доволен? — У кого возникли затруднения во время выполнения работы? — В чем причина трудностей? — Как себе помочь? | Слайд 13 | Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний: — Я доволен своей работой, потому что… — Мне было трудно…. Определяют трудности, пути их устранения. | |
Запишем домашнее задание. Страница 94, упражнение 159. Вам нужно прочитать эти предложения. Списать любые три предложения. Подчеркнуть в них местоимения. Найти загадку об одуванчике. Ответить на вопрос, почему цветок получил такое название. — Кто прочитает первое предложение? — На кого или на что указывают местоимения в этом предложении? — Определим лицо и число местоимений. Читаем второе, третье… | Учебник. |
Урок русского языка № Понятие местоимение. Личные местоимения» 3 класс
Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
цель урока: знакомство с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
Коррекционные цели: : формирование слухового восприятия и умение называть личные местоимения по алгоритму.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок) 3 мин
Начинается урок.
И друг другу помогать.
Ребята, я желаю вам на уроке работать активно, аккуратно, найти путь к новому секрету русского языка и предлагаю вам стать исследователями.
А кто такие исследователи, чем они занимаются?
Чистописание. 3мин
Внимательно исследуйте строчку букв, что вы заметили?
Запишите, в тетради только те буквы, которые не повторяются дважды, а писать мы будем под девизом: «Пишу правильно, красиво, чисто, аккуратно».
3. Актуализация знаний. . 10мин
Постановка и решение проблемной ситуации.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?
Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.
Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. Итак, начнем наше исследование.
Задание на карточках. Распределить слова по группам
ТАК ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?
Давайте запишем это в исследовательскую карточку
Продолжаем наше исследование.
Работа по учебнику. Стр.134 упр. 362
Давайте прочитаем текст. О ком этот текст?
Подумайте над лексическим значением слова.
Зайчонок – это животное.
— Давайте назовём грамматические признаки слова зайчонок.
Запись на доске: Зайчонок (кто?) – сущ., одуш., м.р., ед. ч.
Какой недостаток вы в тексте заметили?
— Как можно исправить этот недостаток?
Давайте отредактируем его, заменив в предложениях слово, зайчонок другими словами.
— Запишите 2 предложения т в исправленном виде, подчеркните местоимения.
— Вместо какой части речи, вы употребили слова он?
– О себе местоимение говорит так:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
Краткая историческая справка.
Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «антонимия», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» и «имени» с прибавлением суффикса (е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось местоимение.
Отгадайте, о чем идет речь.
Он нужен учителю и ученикам.
Он есть у нас в кабинете.
О чем идет речь?
-А я загадала мел.
-То есть, употребляя местоимение, я лишь указывала на предмет, но не называла его.
— Какую роль выполняет местоимение?
Запишем в исследовательскую карточку.
Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?
Местоимение — это часть речи…..
Исследовательская карточка
1.Местоимение – это
2.Употребляется вместо
3.Личные местоимения
4.Не называют предмет, а
6.ФИЗМИНУТКА
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
7.Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала.
Предлагаю продолжить наше исследование.
С помощью какого местоимения человек указывает на себя?
А когда вас много?
С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?
С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?
Итак, местоимения имеют лица. Поэтому они называются личными.
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
Местоимение Я указывает на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах.
Какие личные местоимения мы узнали?
Запишем в исследовательскую карточку
Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают?
Сравните местоимения второго столбика. На сколько предметов они указывают?
Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множ. числа.
Запишем в исследовательскую карточку личные местоимения.
8.Применение новых знаний на практике.
-Итак, наша с вами следующая задача на уроке – это повторить и применить изученный материал.
Работа в парах. Выпишите местоимения, определи лицо и число местоимений.
Образец: Я-1л.ед.ч,
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Самостоятельная работа.
«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
9.Первичное закрепление учебного материала.
Подведем итог урока.
Игра «Четвёртое лишнее»
Я, он, на, ты (предлог)
Я, яма, ты, вы (имя существительное)
Он, она, они, оно (мн. Число)
Мы, я, вы, они (ед. число)
Они, мы, но, он (союз)
— С какой частью речи познакомились?
– Почему эта части речи получила такое название?
– Что нового для себя узнали?
— Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке. Вы были активны, внимательны, старались, были настоящими исследователями. Итак, прочитаем нашу исследовательскую карточку. Что у вас получилось?
— Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение мы.
Рефлексия в конце урока
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов
и могу это объяснить одноклассникам.
но не уверен, что объясню другому.
Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о местоимении. Личные местоимения.» (3 класс)
Предмет: Русский язык
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цель: формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Задачи:
Познакомить с личными местоимениями;
развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выделять местоимение среди других частей речи, определять его грамматическое значение и роль в предложении;
Метапредметные: ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выделять необходимую информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы; слушать, слышать и понимать партнёров; оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, достаточно полно и чётко выражать свои мысли;
Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявление самостоятельности, личной ответственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
— конверт с письмом;
— карточки для парной и групповой работы;
— карточки со словами;
— «рукопись» для исследования;
— игрушки-телефоны для сценки;
— индивидуальные оценочные листы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Солнце раненько встаёт Мы урок наш проведём.
И спешит скорей в обход.
— Как, ребятушки живёте? Тихо девочки за парту сели,
— Как здоровье, как животик? Тихо мальчики за парту сели.
— Одолела вас дремота? На меня все посмотрели
— Шевельнутся неохота? И работать захотели.
— Всем командую: «Подъём!»
2.Актуализация опорных знганий и формирование затруднения в пробном действии.
— Здравствуйте, ребята! Девизом нашего урока будет пословица: «Грамоте учиться, всегда пригодится». Как вы её понимаете?
Перед тем как идти к вам на урок, мне пришло письмо от старого друга Учёного Кота. Послушайте его: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василий. Я очень прошу вашей помощи. Дело в том, что недавно я наводил порядок в своём Лукоморье и нашёл древнюю грамоту. Я очень люблю раскрывать тайны прошлого, но, к сожалению, не смог её прочитать, т.к. часть слов не сохранилась. Может быть, вы мне поможете расшифровать написанное?»
— Ребята, поможем моему другу? Давайте проведём научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи. Для этого откроем заседание клуба «Юный исследователь», надо пройти собеседование.
Блиц-опрос: -Мы изучаем раздел русского языка «Части речи»?
— К самостоятельным частям речи можно задать вопрос?
— Служебные части речи – это части речи, к которым нельзя задать вопрос?
— Имя существительное – это служебная часть речи?
— Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
— Имена существительные изменяются по родам?
— Имена существительные изменяются по числам?
— вы все прошли собеседование и приняты в клуб. Запишем в терадях дату и место нашего исследования.
Минутка чистописания.
— А кого называют исследователями? Какая орфограмма в этом слове?(СС)
Определите закономерность следования букв и продолжите запись: СС Ссс СсС СС……………
Хочу напомнить вам правило красивого письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
— Какова цель минутки чистописания? Самопроверка на полях (приём «Светофор»).
3.Постановка проблемы.
— На доске вы видите слова. Прочитайте. Ваша задача – распределить их на группы.
Давайте обсудим, как бы вы могли это сделать, по какому признаку(по признаку принадлежности к какой-либо части речи). Работа в тетрадях. Потом на доске, используя карточки. Объясните, почему вы так распределили слова. Что интересного заметили?
Солнце, я, ручей, весёлые, она, ты, яркое, весна, мы, они, звонкая, вы, он, оно.
1 гр.- это имена существительные, т.к. обозначают(называют) предметы и отвечают на вопросы кто? что?
2 гр.— это имена прилагательные, т.к. обозначают(называют) признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
— А слова 3 гр. на какие вопросы отвечают? Почему их отнесли в отдельную группу? Встречались ли мы с такими словами и где? Хорошо ли мы знаем эту часть речи?
— Сформулируйте тему урока. Какие задачи мы ставим перед собой?
Физминутка.
4.Совместное открытие знаний.
А) Определение местоимения (работа в парах).
-Прочитайте текст на карточке, обсудите в парах, справьте недостаток в нём.
Поднялась метель. Метель замела тропинки и дороги. Метель покрыла снегом дубы. Дубы росли вдоль дороги. Дубы были большие и важные.
— Прочитайте отредактированный текст. Вместо какой части речи мы употребили эти слова?(расшифровка первого символа в рукописи —место имени е)
— Давайте попробуем дать определение. Это часть речи? Какая? Почему?
Местоимение – это самостоятельная часть речи(т.к. это отдельная группа слов, к которым можно задать вопрос).
Б) Игра «Молчанка».
— Повернитесь друг другу и показывайте только жестами: я, мы, ты, вы, он, она, они, оно.
— Вы называли друг друга по имени? А что делали? (показывали, указывали)
— Что ещё можем добавить о местоимении?
— Какую роль выполняют местоимения, для чего они нужны? Кто сможет дать определение местоимению (по опорным словам на рукописи)? (
местоимения нужны, чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной, избегая повторов).В) Работа с правилом в учебнике.
— Сравним свой вывод с выводом в учебнике.
— Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы!
— Заполнение древней рукописи.
Г) Работа в учебнике (упр.291).
— Прочитайте текст, назовите местоимения и существительные, которые они заменяют.
— Запишите пары слов: сущ. + местоим.
Гусь – он, берега – на них, гусь – я, гусь, гусыня, гусёнок – мы.
— Личные местоимения указывают на лица, т.е. личное.
— Послушаем стихотворение:
Я и мы, Это, без сомнения,
Ты и вы, Всё местоимения.
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Д) Ролевая игра.
— Почему на рукописи 3 символа(лица)?
— Послушайте диалог. Скажите, какие местоимения вы услышите.
— Алло! Это 3 «Г» класс? Здравствуй, Вика. Это я Настя. Ты хорошо меня слышишь?
— Привет, Настя!
— Мне нужна Соня, Скажи, пожалуйста, она в классе?
— Нет, она ушла на кружок рисования.
— А Максим? Где он?
— максим ушёл на секцию футбола.
— А они скоро придут в класс?
— Не знаю.
— Как называла себя Настя, начиная разговор?(я – 1 лицо)
— Как бы Настя назвала себя и Вику одним словом, какое бы местоимение она употребила? (мы- 1 лицо)
— Как Настя обратилась к Вике, ко второму участнику диалога? (ты- 2 лицо) А если бы обратилась к нескольким участникам разговора? (вы- 2 лицо)
— Если обращаемся к учителю, к взрослому человеку, показывая уважение, тоже говорим – Вы.
— Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними? (он, она, они, оно- 3 лицо)
— Заполнение рукописи.
Е) Работа в парах.
— Заполните таблицы на карточках. Сравните местоимения 1 столбика, потом 2 столбика. Что интересного заметили?
— Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или на несколько предметов, лиц.
— А у каких местоимений можно определить род?
— Молодцы, ребята, вы восстановили древнюю рукопись Василия! Он будет очень благодарен!
— Какую задачу мы ещё должны решит с вами? (должны научиться правильно использовать местоимения в речи)
— Что нужно сделать, чтобы не забыть и уверенно пользоваться полученными знаниями? (закрепить практически, работая в группах, самостоятельно)
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А) Работа в группах.
— На обсуждение и выполнение заданий в группах – 5 мин. Затем один представитель группы защищает своё задание. Помните правила работы в группах.
1 группа – Вставить пропущенные местоимения.
Ночью выпал снег…… покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. ….. подняла в воздух лёгкие снежинки…… закружились в хороводе.
2 группа – Зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке. Доказать, почему.
Я. Они, на, ты
Ты, я, Яна, вы
Он, она, они, оно
Она, они, он, мы
3 группа – Деформированный текст.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке. Но бабушкины руки люблю всего сильней.
4 группа – Найти спрятанные местоимения в словах.
Тыква, корона, ягодный, вагон, кони, донор, мышка, перрон.
5 группа — Найти спрятанные местоимения в словах.
Здоровый, выставка, раскатывать, закон, пони, мыльница, концерт, пояс.
6 группа – Разгадать ребусы.
— Какие местоимения встречаются на дороге?(я мы)
— К какому местоимению нужно прибавить слог ло, получился неодуш. Предмет?( мы ло)
— За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?( за я ц)
— В каком местоимении 2 звука, 1 буква? (я)
Б) Итоговый тест.
— В конце любого исследования необходимо сделать выводы, как учёные, вы должны поделиться своими открытиями, но сделать это творчески. Я читаю высказывания, если вы с ним согласны, рисуете зелёную бусинку, если нет – красную.
1. Местоимение – это часть речи.
2. Местоимения называют предметы.
3. Слова я, он, но, вы, в — все местоимения.
4. К 1-му лицу относятся местоимения я, мы.
5. Местоимения они, вы, мы множественного числа.
6. Ко 2-му лицу относятся местоимения он, она, оно.
7. К старшим по возрасту и незнакомым людям нужно обращаться на Вы.
— Сравнение с эталоном. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?
6.Подведение итогов. Рефлексия.
— Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
— С какой частью речи познакомились?
— На какие вопросы отвечают личные местоимения?
— На сколько групп и какие делятся местоимения? Назовите их.
— Метод « Незаконченные предложения».
— Заполнение « Листа самооценки».
личных местоимений — GrammarBank
Таблица личных местоимений
его
4 Me
ее
это
нас
их
Местоимения субъекта | Местоимения объекта | Притяжательные местоимения |
I you he she it we они | Мой ваш его ее его наши их |
Предметные / именительные местоимения
I, you, he -А она, оно, мы, они. Они используются как подлежащее глагола. Они делают действие.
Это холодно. (Это предмет есть)
Она сегодня заплатила. (Она является предметом платного)
См. Подробности предметных местоимений.
Объект / цель Местоимения
Me, you, him, her, it, us, them. Они всегда являются объектом глагола, предлога или инфинитива. Кому / чему выполняется действие.
Сегодня она заплатила ему . (ему платят, а не платят.)
Я хотел, чтобы ее пришли в кино с меня .
(Я являюсь субъектом розыска; она является объектом розыска; он является объектом предлога с)
См. Подробности объектных местоимений.
Притяжательные местоимения
Мои, ваши, его, ее, их, наши, их . Они демонстрируют свою принадлежность, отвечая на вопрос «Чей?»
Эта машина моя . (Чья это машина? Это моя машина. Это моя .)
См. Подробности притяжательных местоимений.
См. Упражнение с притяжательным местоимением.
Внимание!
-Будьте осторожны, выбирая правильное местоимение при сравнении.
Кэрол любила шоколад больше, чем ему .
Кэрол любила шоколад больше, чем его.
Кэрол любила шоколад больше, чем х .
Кэрол любил шоколад больше, чем шоколад.
Избежать недоразумений можно, написав:
Кэрол любила шоколад больше, чем Джеймс.
Кэрол любила шоколад больше, чем Джеймса.
Поиск по сайту
↑ ▲▲▲▲▲▲▲ ↑ ,личных местоимений | Грамматика | Английский Клуб
Личные местоимения обозначают конкретных людей или вещи. Мы используем их в зависимости от:
- Число
- : единственное (например: I ) или множественное (например: we )
- человек: 1-й человек (например: I ), 2-й человек (например: вы ) или 3-й человек (например: he )
- пол: мужской (например: he ), женский (например: она ) или средний (например: it )
- case: субъект (например: we ) или объект (например: us )
Мы используем личные местоимения вместо человека или людей, о которых мы говорим.Меня зовут Йозеф, но когда я говорю о себе, я почти всегда использую «я» или «я», а не «Йозеф». Когда я говорю прямо с вами, я почти всегда использую «вы», а не ваше имя. Когда я говорю о другом человеке, скажем, о Джоне, я могу начать с «Джон», но затем использовать «он» или «он». И так далее.
Вот личные местоимения с примерами предложений:
номер | человек | пол | личных местоимений | |
---|---|---|---|---|
предмет | объект | |||
единственное число | 1-й | мужчина / женщина | Я | мне |
2-я | мужчина / женщина | вы | вы | |
3-й | мужской | он | ему | |
женский | она | ее | ||
средний | это | это | ||
множественное число | 1-й | мужчина / женщина | ср | нас |
2-я | мужчина / женщина | вы | вы | |
3-й | кобель / сука / средний возраст | они | им |
Примеров (в каждой паре первое предложение показывает предметных местоимений , второе — объектных местоимений ):
- Я люблю кофе./ Джон помог мне .
- Вы, , любите кофе? / Джон любит тебя .
- He работает быстро. / Рам побил его ?
- Она умница. / Знает ли Мэри ее ?
- Это не работает. / Может человек исправить это ?
- Ср поехали домой. / Энтони проехал нас .
- Вам нужен стол на троих? / Джон и Мэри обыграли у вас в парном разряде?
- Они сыграли парными./ Джон и Мэри обыграли против .
Когда мы говорим об одном предмете, мы почти всегда используем это . Однако есть несколько исключений. Иногда мы можем называть животное он / его или она / ее , особенно если животное домашнее или домашнее. Суда (и некоторые другие суда или транспортные средства), а также некоторые страны часто рассматриваются как женщины и обозначаются как она / ее . Вот несколько примеров:
- Это наша собака Расти. He — эльзасец.
- Титаник был отличным кораблем, но он затонул во время своего первого рейса.
- Моей первой машиной была Мини и я относился к ней как к жене.
- Таиланд открыл свою границу с Камбоджей.
Для одного человека иногда мы не знаем, использовать ли he или she . Для этого есть несколько решений:
- Если учителю нужна помощь, он или она должен обратиться к директору.
- Если учителю нужна помощь, он должен обратиться к директору.
- Если учителю нужна помощь, они должны обратиться к директору.
Мы часто используем или , чтобы ввести замечание:
- Иногда бывает приятно провести отпуск.
- Важно хорошо одеваться.
- трудно найти работу.
- — это нормально видеть их вместе?
- Это не заставило себя долго идти сюда.
Мы также часто используем it , чтобы говорить о погоде, температуре, времени и расстоянии:
- Идет дождь .
- Сейчас завтра будет жарко.
- уже девять часов?
- Это в 50 км отсюда до Кембриджа.
Местоимений — английская грамматика
Местоимения — это такие слова, как I , me (личные местоимения) или my , mine (притяжательные местоимения).
Личные местоимения | Притяжательные прилагательные и местоимения | Возвратные местоимения | ||
---|---|---|---|---|
предметная форма | Форма объекта | притяжательное прилагательное | притяжательное местоимение | |
я | я | мой | мой | я |
вы | вы | ваш | ваш | сами |
он | его | его | его | сам |
она | ее | ее | ее | сама |
это | это | его | его | само |
мы | нас | наши | наши | мы сами |
вы | вы | ваш | ваш | сами |
они | их | их | их | сами |
Личные местоимения — форма темы
пример: У нас есть книги.
Упражнение на личные местоимения — предметная форма
Личные местоимения — форма объекта
пример: книги для us .
Упражнение на личные местоимения — объектная форма
Притяжательные прилагательные
пример: Это наши книги.
Упражнение на притяжательные прилагательные
Притяжательные местоимения
пример: Книги наши .
Упражнение с притяжательными местоимениями
Возвратные местоимения
пример: он может нести сумки сам .
Упражнение на возвратные местоимения
Упражнение на возвратные и ответные местоимения
Относительные местоимения
Пример: это мужчина , который живет по соседству.
Упражнение с относительными местоимениями (см. Придаточные придаточные)
Смешанные упражнения
Упражнение с личными местоимениями и притяжательными прилагательными
,Тесты наместоимений — GrammarBank
1. Старуха жила одна, чтобы ухаживать за —-. A) кто-то / ее
B) кто-то / она
C) все / она
D) никто / ее
E) кто-то / она
A) Эти / мои
B) Эти / мои
C) Эти / мои
D) Эти / мои
E) Это / мои
A) это / его
B) его / его
C) его / его
D) его / его
E) его / его
A) их / их
B) они / они
C) они / они
D) они / они
E) они / они
A) ваш / он
B) мой / их
C) его / их
D) я / они
E) мой / их
A) я / друг друга
B) я / свои
C) мои / друг друга
D) я / свои
E) мои / их
A) я / нас
B) я / нас
C) я / наша
D) моя / наша
E) я / мы
A) любой
B) чужой
C) никто другой
D) все
E) ничейный
A) их / их
B) он / они
C) его / их
D) они / нас
E) его / их
A) это / его
B) он / их
C) он / их
D) это / его
E) это / их
Правильных ответов:
,