Правило проверяемые безударные гласные в корне слова 5 класс – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

План-конспект урока по русскому языку (5 класс): Конспект урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.»

Разработка урока русского языка  для 5 класса.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели урока:

. Предметные:

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Личностные:  

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

                                                         ХОД УРОКА

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного. Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».

На доске текст:

Л_са в д_ли в_днее

С_нее н_беса,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

(А.Блок)

Вопросы и задания

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

— Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

— Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

— Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

3. Сообщение темы урока.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда’рный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

— Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

— Какие позиции есть у звуков?

— Что мы записываем с помощью букв?

— Когда гласная буква занимает сильную позицию?

4.Закрепление изученного.

           а) Выпиши   слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» в один столбик, а «непроверяемая гласная» —  в другой.

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый,карандаш, речка, трясёт, висит, малина,огурец, стена, окно, дорога,полёт, листок, листик

 

           б) Объяснительный диктант.

 Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь),

           в) Самостоятельная работа.

 Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

 

             г).Устная работа.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

                д) Работа в группах.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

 

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

 

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

 

.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

 

                е) Устная работа с пословицами.

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

5) Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.  

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее задание. Найди 8  пословиц, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением.

 

План-конспект урока (5 класс) на тему: «Безударные гласные в корне слова».

Класс: 5

Тема:  «Безударные гласные в корне слова».   

Цели: Личностные: 

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

          Предметные:

  • Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.  

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Ход урока

1.Орг. момент

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

—  Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

-Итак, прочитайте  рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша — в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

-Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

-Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

-Вспомните, что такое орфограмма.

-Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

-Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

-Какую цель мы поставим перед собой?

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

-Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.  

2.Изучение нового материала                                              

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

1.Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся  снежки,

Режут снег  снегурки.

Снегирь – в словарь

2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп…шу в кино,    сп…шу упражнение,   св…ла гнездо,   св…ла в

школу, резиновые м…чи, стальные м…чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1.  «Четвертое лишнее»:  
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.
    Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.
    Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.
    Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
    Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке — пос..дел от старости.
Сл..зал сливки — сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо — св..ла пятно.
Пол..скать белье — пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой — зак..лю здоровье.
Прим..рять платье — прим..рять друзей.
Острые м..чи — футбольные м..чи.

3.Закрепление изученного материала

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.           

4.Итог урока

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

5.Оценивание

6.Домашнее задание

Базовый: упр.63 (пункт 1)

Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3)

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов» (5 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 класс

ТЕМА : Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов.

ЦЕЛИ: образовательные: учить пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных в корне; тренировать в подборе проверочных слов;

коррекционные: развивать умения объяснять написание безударных гласных, проверять себя; развивать умения думать, анализировать, обобщать, развивать внимание, память, моторику пальцев рук, артикулярную моторику; совершенствовать умения определять задачи предстоящей учебной деятельности;

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, работоспособность.

ОБОРУДОВАНИЕ: средства обратной связи, запись на доске, таблица «Безуд. глас.»

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

— Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Артикуляционная гимнастика.

2.АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

Разминка «Да» или «Нет».

— Слушаем меня внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

— В алфавите 33 буквы.

— Слово «щука» пишется с буквой «ю».

— В неделе 7 дней.

— В слове конь 3 буквы.

— В слове «цветы» ударение падает на букву «е».

— В слове всегда одна ударная гласная.

Показ ежика – это животное.

Фронтальный опрос-повторение по теме «Состав слова».

— Какие части слова вы знаете?

-Какая часть в слове самая главная, самая значимая?

-Что такое корень слова? Найдите корень в словах: рыбак, рыбалка, рыбный, рыболов, рыба.

-Какая часть слова называется приставкой? Назовите слова с приставкой.

-Какая часть слова называется суффиксом? Назовите слова с суффиксом.

-Какая часть слова изменяется? Для чего она служит?

Найдите слова с окончанием.

Упражнения в словообразовании.

При помощи приставок ( выставленных на доске) образовать слова с новым значением: — нёс-

При помощи какой части слова можно показать, что слова имеют маленький размер? (Слова: ложка(ложечка), стакан (стаканчик), булка (булочка), лес (лесок).

3.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧ-СЯ.

Введение в тему урока.

— Давайте сейчас мы с вами определим тему нашего занятия.

— Послушайте стихотворение и постарайтесь выбрать тему занятия.

(Гласные после шипящих.

Правописание безударных гласных.

Разделительный мягкий знак.)

— Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный стал под ударенье

Чтоб развеять все сомненья.

— Как называется тема нашего занятия?

— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?

(Безударную гласную надо проверить, подобрать проверочное слово)

— Что нужно сделать в первую очередь? (Поставь ударение в слове.)

— Что потом? (Подчеркни безударную гласную.)

— Что еще вы сделаете? ( Подбери проверочное слово, в котором на безударный гласный падает ударение.)

Выполнение упр.97, с.61

В ряду однокоренных слов выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть проверочное слово. Почему оно проверочное?

Чтение правила в учебнике на с.62.

Ф И З П А У З А.

4.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ. 1)Коллективное выполнение упр.98, с.62.

Работа у доски и в тетрадях.

2)Самостоятельная работа.

— Выполним следующее упражнение. Вам понадобится внимание, память и умение быть сосредоточенными.

— Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить. Через несколько минут я закрою слова в правом столбике.

лес, грибы

дерево, грачи

человек, нога

рыба, вода,

рога, коза,

поляна, трава

— Сейчас, вы опираясь на первое слово, запишите в тетради по памяти вторые слова, подберите к ним проверочные слова и напишите их, выделите ударные и безударные гласные.

-показываю образец: ряды – ряд.

— Какое правило вы использовали при написании слов с безударной гласной? Повторение правила.

3) Из текста, записанного на доске, выпишите слова с безударными гласными в корне, напишите к ним проверочные. На доске и в тетрадях.

На утренних и в…черних зорях все л…сные жители подают свои г…л…са. п…щат рябчики. Скр…пят жуки. Тр…щат сойки.

вечерних – вечер голоса – голос – отголосок

пищат – писк скрипят — скрип

трещат – треск

4)Вставь пропущенные безударные гласные в корне слов:

Сейчас я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и устно подобрать проверочное слово.

ос…нь, т…мнота, з…ленный, кр…снеют, л…ства, р…ды, т…шина, п…хучий, др…жит.

Доп. работа по карточкам для Яковенко, Буртасовой.

— Списать и вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова

Отг…в…рила роща з…л…тая

Берёзовым в…сёлым языком,

И журавли, печально прол…тая,

Уж не ж…леют больше ни о чём.

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

— Какую работу выполняли сегодня на уроке?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

6.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧ-СЯ.

7.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: правило с. 62, упр.99

РУССКИЙ ЯЗЫК

.2015г. 5 класс

ТЕМА : Правописание безударных гласных путём подбора однокоренных слов.

ЦЕЛИ: образовательные: учить пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных в корне; тренировать в подборе проверочных слов;

коррекционные: развивать умения объяснять написание безударных гласных, проверять себя; развивать умения думать, анализировать, обобщать, развивать внимание, память, моторику пальцев рук, артикулярную моторику; совершенствовать умения определять задачи предстоящей учебной деятельности;

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, работоспособность, культуру письма.

ОБОРУДОВАНИЕ : сигнальные карточки, запись на доске.

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

2.1. Словарная работа.

а). Словарный диктант: космос, свобода, верстак, инструменты, матрос.

(Проверка с помощью словарных слов, выставленных на доске.)

2.2. Фронтальный опрос-повторение по теме «Состав слова».

а).Дифференциация однокоренных слов на примере занимательности.

Прочитай про Андрюшку, который ещё не знал, что такое однокоренные слова.

Было дело — стал как-то Андрюшка похваляться, а папа сказал:

— Ты — хвастун!

— Нет, папа, я не хвастун, — ответил Андрюшка. – У меня нету хвостика. Это волк хвастун, зайка хвастун, у них есть хвостики

.

(По С.Антипову)

-Как бы ты объяснил Андрюшке слово хвастун? Это тот, кто с хвостиком, или тот, кто хвастает?

-Прочитай слова: хвостатый, хвастать, хвосты, хвастливый, хвастунишка, хвостище. Какие из них ты добавишь к слову хвостик, а какие к слову хвастун? Допиши ряды: хвостик, ________________

хвастун, ________________

-Выдели в данных словах корень, приставку, суффикс, окончание.

Ф И З П А У З А .

3.РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ МАТЕРИАЛОМ УРОКА.

3.1. Введение в тему урока.

-Как называются гласные, на которые падает ударение? А на которые не падает ударение?

-Какие гласные надо проверять: ударные или безударные?

-Какое правило проверки написания безударных гласных вы знаете?

3.2. Работа с сигнальными карточками.

(Учитель читает текст, а на доске выписаны слова с безударными гласными:

е о е о о о о

В л…су, б…льшие, чуд…са, п…ют, н…гами, г…ловой, по ст…ронам и т.д.

и а и а а а а

( Уч-ся с помощью сигнальных карточек показывают безударную гласную.)

В л…су живут б…льшие и маленькие чудеса. Чуд…са шумят, п…ют, сверкают красками. Чудеса под н…гами, над г…ловой и по ст…ронам.

Я стукнул по дуплистой осине. Из дупла высунулся к…стлявый грязный кулак.

__ Я те постучу! __ раздался скр…пучий голос.

В дупле жила Баба-яга. Или мне пок…залось?

3.3. Допиши словечко (Упр. 100, с.63)

(Коллективная работа у доски и с места.)

-подобрать слова в рифму, опираясь на рисунки

-объяснить правописание вставленных слов, подчеркнуть безударную гласную в корне.

3.4. Дидактическая игра «Один –много».

-Подбери однокоренные слова, обозначающие много предметов и наоборот:

Цвет – цв…ты, снег – сн…га, глаз – гл…за; окна -…кно, спины – сп..на.

3.5. Вставь пропущенные безударные гласные в корне слов:

с…ды, ч…сы, г…ра, л…сты, р…ка, д…ма, ст…на.

-Проверка при помощи сигнальных карточек.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

5.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧ-СЯ.

6.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: прав. с.62, упр.102.

РУССКИЙ ЯЗЫК

___________ 5 класс

ТЕМА: Правописание звонких и глухих согласных в корне слов.

ЦЕЛЬ: повторить и закрепить знания и умения уч-ся в проверке и написании слов со звонкими и глухими согласными; формировать навыки грамотного письма; корригировать речь, память и мышление уч-ся; воспитывать культуру письма, учебную мотивацию.

ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки «Звонкие и глухие согласные», запись на доске, таблица «Звонкие и глухие согласные в корне слов», словарные слова.

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ

2.1. Фронтальный опрос-повторение.

-Как называются гласные, на которые падает ударение?

-Как называются гласные, на которые не падает ударение?

-Какие гласные надо проверять?

-Какое вы знаете правило проверки безударных гласных?

— Прочитай. Как называются слова, записанные на доске?

-Выделите корень в словах, поставьте ударение.

-Назовите слова, которые нуждаются в проверке.

-Назовите проверочные слова.

________ к.тёнок, к.тик, к.тище, ок.тилась.

________хв.стище, хв.статый, хв.сты, хв.стик.

-Все ли безударные гласные можно проверить ударением? ( Нет.)

-Как надо поступать с непроверяемыми безударными гласными?

3.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧ-СЯ.

3.1. Словарная работа.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ— звуко-буквенный анализ;

ГЕОГРАФИЯ- толкование слова;

составление предложения.

( В шестом классе мы будем изучать географию и естествознание.)

3.2. Введение в тему урока.

— Прочитай слова, сравни произношение выделенных звонких и глухих согласных. (Упр.126, с.51)

-Вспомни и назови пары звонких и глухих согласных.

-Расскажите, как проверить написание звонких и глухих согласных?

-Работа по таблице «Звонкие и глухие согласные в корне слова».

3.3 Чтение и заучивание уч-ся правила в учебнике на с.52.

Ф И З П А У З А .

3.4. ( Устно.) Выполнение Упр.128, с. 52.

4.ПРИМЕНЕНИЕ УЧ-СЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА ПРАКТИКЕ.

4.1. Запиши слова по образцу. Подчеркни согласную в корне.

«Большие — маленькие».

Образец. Глаза – глазки.ё

(Лопаты, лошади, площади, грибы, рыбы.)

4.2. Творческое письмо. Подбери вторую часть к каждой пословице, Вставь пропущенные буквы.

У бере.ки слё.ки текут, а … родная матушка.

У курицы серё.ки, а … когда с неё кору дерут.

Нет лучшего дру.ка, чем … у петуха сапо.ки.

4.3. Выполнение упр.133, с.54.

-Списать, вставляя пропущенные буквы. (С каждой строчки 1-е словосочетание.)

— 1гр. уч-ся – самостоятельно, уч-ся 2-ой гр. – инд. помощь учителя.)

-Проверка самостоятельной работы при помощи сигнальных карточек.

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

6.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧ-СЯ.

7.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: ПРАВ. С.52, УПР.134 ( 1 гр.-5предлож., 2гр. – 3 предлож.)

РУССКИЙ ЯЗЫК

23.10.2015г. 5 б класс

ТЕМА : Проверочный диктант по теме «Состав слова».

ЦЕЛЬ : проверить качество знаний, умений и навыков уч-ся по теме «Состав слова»; формировать навыки грамотного письма; корригировать память, мышление уч-ся; воспитывать аккуратность, культуру письма, самостоятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске.

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

Беседа с уч-ся по теме «Состав слова»:

-Как проверить правописание безударной гласной в корне слова?

(г…ра — …, ч…сы).

-Как проверить написание парных звонких и глухих согласных?

(тра…ка, шка…).

-Что показывает разделительный мягкий знак? Когда он пишется?

(дерев…я).

-Как пишутся предлоги со словами?

-Как пишутся сочетания: «ча – ща», «чу – щу», «жи – ши»?

3.ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

1.Введение в тему урока.

2.Чтение учителем текста диктанта.

Осень.

Желтеет запоздалый цветок. Травы высыпали в землю свои семена, и под ветерком качаются их голые стебли. Кое-где зеленеет на пастбищах травка. Резкий ветер срывает с деревьев листья.

На полях убирают колхозники спелый картофель. Срезают на грядках капусту, тяжёлые светло-зелёные кочаны. В высокие груды насыпана красная морковка и сладкая репка.

Слова для справок: кое – где, кочаны.

3. Запись уч-ся текста диктанта.

4. Проверка учащимися написания диктанта в тетрадях.

5. Выполнение грамматического задания.

Разобрать слова по составу: высыпали, травка, колхозники, цветок.

( 2 группа уч-ся разбирает по составу три слова.)

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

5.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: повторить правила.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных гласных в корне слова» (5 класс)

Конспект урока.

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель: формирование навыка соблюдения орфографических норм в написании безударных гласных в корне слова.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся, мотивацию к творческому труду, работе на результат;

— формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные:

выделять корень слова;

— определять орфограммы в слове;

— различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

— подбирать однокоренные слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

— формировать умение формулировать тему, цель урока;

— развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

— развивать умение работать слушать и слышать партнёра, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, эффективно сотрудничать.

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации;

— строить речевое высказывание в устной и письменной форме осознанно и произвольно.

— овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей.

Тип урока: Урок формирования знаний.

Основые методы обучения (по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся):

объяснительно-иллюстративный

проблемного изложения

частично- поисковый

эвристический

исследовательский

репродуктивный

Ход урока.

1 учебный этап. Организационный.

Цель: создание эмоционально-чувственной сферы учащихся, мотивации к аналитическо-му и творческому труду, психологического настроя на работу (является одной из ключе-вых целей для развития личностных универсальных учебных действий).

Задача учителя: создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учитель:

— Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. А что мы желаем, говоря друг другу: «Здравствуйте»?

— Здоровья.

— Как вы понимаете это слово?

— Здоровье – основа (корень) жизни.

2 учебный этап. Актуализация знаний. Вызов.

Цель: актуализация изученного материала, целеполагание урока(является одной из ключевых целей для развития регулятивных универсальных учебных действий).

Учитель: Сегодня мы с вами на основе текста о здоровом образе жизни на время станем исследователями, которым предстоит сделать выводы по определённой теме. Поэтому ознакомьтесь с текстом и выполните задание к нему.

1)Учитель раздаёт текст учащимся.

2)Учащиеся читают текст и выполняют задания к нему в паре.

ТЕКСТ

Здоровье – это жизнь активная и физически, и умственно.

И человек должен вести здоровый образ жизни, ведь где здоровье – там и красота. Если тело больное, то и душа мучается. В здоровом теле – здоровый дух!

Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру.

Задания к тексту:

Выпишите однокоренные слова к слову здоровье и выделите в них корень.

Какие гласные в этом корне считаются трудными?

Можно ли объяснить правописание гласных в корне этих слов?

Как бы вы сформулировали тему и цели урока?

Учащиеся выписывают однокоренные слова к слову здоровье и выделяют в них корень,

аргументированно отвечают на вопросы.

Учитель:

— Давайте определим тему урока.

Учащиеся формулируют тему.Тема урока записывается на доске«Правописание безударных гласных в корне слова».

Сформулируйте цели, которые вы хотите поставить перед собой на этом уроке, запишите на лепестках и мы разместим их на нашем цветочке (лепестки ромашки укрепляются на доске магнитами).

Учащиеся предлагают цели:

— узнать,как проверить безударную гласную а корне слова;

— выяснить, все ли безударные гласные в корне слова можно проверить ударением;

-повторить, как найти корень слова.

3 учебный этап. Реализация. Получение новой информации.

Цель: введение правила правописания безударных гласных в корне слова(является одной из ключевых целей для развития познавательных универсальных учебных действий).

Получение новой информации реализутся посредством выполнения задания 1 методом проблемного изложения.

Учитель:

-Вы уже знакомились с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением»в начальной школе, а сегодня мы будем исследовать однокоренные слова, находить орфограмму по теме, делать выводы – составлять правило правописания безударных гласных в корне слова. И я хочу сейчас познакомить вас с руководством по дальнейшей работе:

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень в слове выделять.

Учащиеся записывают группы слов и подбирают однокоренные проверочные слова к каждой группе слов, делают вывод: нельзя подобрать однокоренное проверочное слово к 1 группе слов.

Задание 1

Образ, образец, образный -…

Красота, красивый, краса — …

Вопросы к заданию:

1.Можно ли подобрать однокоренные проверочные слова к каждой группе слов?

2.Какой вывод можно сделать?

Учащиеся формулируют правило правописания безударных гласных в корне слова.

Физминутка.

4 учебныйэтап. Закрепление полученнойинформации.

Цель: закрепление способа орфографического действия от нахождения в слове корня и установления проверяемая или непроверяемая в нём гласная до подбора однокоренного слова в целях проверки проверяемых гласных (является одной из ключевых целей для развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий). Проверка усвоения новой информации далее осуществляется посредством выполнения учащимися заданий №2,3 разными видами проверки.

Задание 2

Для закрепления правила учащиеся повторяют орфограмму (стр.12) и выполняют упражнение №30 (устно, по цепочке).

Учитель:

Задания в тестовой форме по этой теме есть и материалах экзамена по русскому языку. Давайте проверим, готовы ли вы выполнить эти задания.

Задание 3

Диктант-игра «Какое слово лишнее?» (самопроверка).

Дачник, подача, дачный.

Лесной, цветной, молочный.

Белка, беленький, белить.

Помидор, лесок, песок.

Собака, морковь, лисёнок.

Задание 4

Тест (взаимопроверка)

А1. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена проверяемая гласная?

1) в..сна, с..бака

2) к..тёнок, пр..ём

3) с..гласный, л..теть

4) м..тель, укр..шает +

А2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена непроверяемая гласная?

1) з..ма, кур..ца

2) к..рова, м..локо +

3) в..сьмой, ч..рнеть

4) под..брать, зв..нок

Закрепление правила по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» далее происходит посредством выполнения творческой работы. Учащиеся делятся на группы по 4 человека, каждая группа получает лист А4 и составляет проект.

Творческое задание.

Задание 5

Проект «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова».

5 учебный этап. Домашнее задание.

Цель: комментирование домашнего задания(является одной из ключевых целей для развития регулятивных универсальных учебных действий).

Дифференцированное задание.

«3» — параграф 1(проработать), упражнение № 24.

«4» — параграф 1(проработать), упражнение № 24, составить опорный конспект по теме.

«5» — параграф 1 (проработать), упражнение №24 , составить опорный конспект по теме, сочинение-миниатюра «Зри в корень».

6 учебный этап. Рефлексия.

Цель: осуществление рефлексии посредством выполнения проекта «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова» и заполнением рефлексивного листа(является одной из ключевых целей для развития коммуникативных универсальных учебных действий).

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую корректировку.

Учащиеся составляют проект «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова» .

В конце урока учащиеся заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Задание 6

Рефлексивный лист.

Формулировка цели урока

+

Знать правила правописания безударных гласных в корне слова;

Уметь применять данное правило на практике, находить данную орфограмму в слове;

Закрепить навыки морфемного разбора слова.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но не берусь объяснить другому. (4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

ТЕКСТ

Здоровье – это жизнь активная и физически, и умственно.

И человек должен вести здоровый образ жизни, ведь где здоровье – там и красота. Если тело больное, то и душа мучается. В здоровом теле – здоровый дух!

Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру.

Задания к тексту:

Выпишите однокоренные слова к слову здоровье и выделите в них корень.

Какие гласные в этом корне считаются трудными?

Можно ли объяснить правописание гласных в корне этих слов?

Как бы вы сформулировали тему и цели урока?

Руководство по освоению материала:

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень в слове выделять.

Задание 1

Образ, образец, образный -…

Красота, красивый, краса — …

Вопросы к заданию:

1.Можно ли подобрать однокоренные проверочные слова к каждой группе слов?

2.Какой вывод можно сделать?

Задание 2

Повторение орфограммы (стр. 12) и выполнение упражнения №30 (устно,по цепочке)

Задание 3

Диктант-игра «Какое слово лишнее?» (самопроверка).

Дачник, подача, дачный.

Лесной, цветной, молочный.

Белка, беленький, белить.

Помидор, лесок, песок.

Собака, морковь, лисёнок.

Задание 4

Тест (взаимопроверка)

А1. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена проверяемая гласная?

1) в..сна, с..бака

2) к..тёнок, пр..ём

3) с..гласный, л..теть

4) м..тель, укр..шает

А2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена непроверяемая гласная?

1) з..ма, кур..ца

2) к..рова, м..локо

3) в..сьмой, ч..рнеть

4) под..брать, зв..нок

Задание 5

Проект «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова» (групповая работа).

Задание 6

Рефлексивный лист.

Формулировка цели урока

+

Знать правила правописания безударных гласных в корне слова;

Уметь применять данное правило на практике, находить данную орфограмму в слове;

Закрепить навыки морфемного разбора слова.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому.(5 баллов)

2. Я сам всё понял, но не берусь объяснить другому.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание проверяемых гласных в корне слова»(коррекционная школа VIII вида)

Тема: Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Цели: повторение и закрепление правописания проверяемых безударных гласных в корне;

коррекция и развитие мышления через упражнения в анализе и синтезе;

формирование мотивации к чтению.

Ход урока:

  1. О.М. (правила поведения на уроке)

  2. Коррекционные упражнения: гимнастика для пальцев: «Молоточки били-били, в стенку гвоздики забили»; скороговорка: « На дворе горка, под горой норка»; упражнение на развитие кратковременной памяти: запомнить буквы на доске (а, о, у, е, и я, э, п, ы, ю), назвать их; определить, какая из букв лишняя и почему.

  3. Словарная работа:

севЕр – одна из сторон света.

Инструмент – предмет, с помощью которого мы выполняем определённую работу.

Объяснить значение слов, поставить ударение, выделить букву, которую необходимо запомнить, составить со словами предложения. Каких гласных букв, которые даны на доске, нет в словах?

  1. Тема урока:

  1. Повторение изученного:

— Как называются гласные, на которые падает ударение?

— Как называются гласные, на которые не падает ударение?

— Найдите в скороговорке однокоренные слова, выпишите их, выделите корень, поставьте ударение. Подчеркните ударную гласную =, безударную — . Какое из слов будет проверяемым, какое проверочным? Почему надо поверять безударную гласную в корне слова? Как проверить безударную гласную в корне слова? (правило).

2) Игра «Начинай с буквы С»: (активизация словаря, повторение правила правописания б.г.)

— комната для еды (столовая)

— мастер по дереву (столяр)

— член семьи (сестра)

— хвойное дерево (сосна)

— ночная птица (сова)

— часть комнаты (стена)

— окно — это рама и … (стекло)

— часть снега (снежинка)

— домашнее животное (свинья). Устно со словами составляются предложения.

3) Игра «Лесенка» (у доски работаю 2 ученика): вставить безударные гласные в слова.

Ш

А

Р

Ы

В

О

Л

Н

А

Г

Н

Е

З

Д

О

С

В

И

С

Т

О

К

В

Е

Р

Х

У

Ш

К

А

Р

Е

К

А

С

Л

О

Н

Ы

С

Т

Р

Е

Л

А

К

О

Т

Ё

Н

О

К

Х

Л

О

П

У

Ш

К

А

4)Остальные учащиеся выполняют задание «Покажи правильно гласную». Работа с сигнальными карточками а, о, е, я, и:

Свеча, спина, нога, перо, сады, дрозды, грачи, пятно, змея, число, ряды, лицо, сова.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного:

  1. Задание «Дополни предложения», объяснить правописание б.г.:

На снегу я увидел заячьи… (следы)

Осенью идут проливные … (дожди)

На небе зажглась яркая… (звезда)

На лугу росла зелёная… (трава)

  1. Развитие умения различать омонимичные корни:

Раз учительница в школе

Посоветовала Коле:

«Проверяя, не спЕши,

Букву к буковке спИши». (Найти ошибкоопасные места в стишке, подобрать проверочные слова).

Д…машний (дом, дама)

Б…лезнь ( бал, боль)

Скр…пучий (скрип, скрепка)

М…стерить (мост, мастер)

К…силка (косит, кость).

  1. Самостоятельная работа:

Стр. 61, упр.96 (для 2 группы)

Индивидуальные карточки (для 3 группы):

За м(о,а)рями, за г(…)рами,

За дремучими л(е,и)сами,

На пригорке теремок.

На дв(и,е)рях висит замок.

  1. Итоги урока. Оценки.

  2. Домашнее задание: индивидуальные карточки для учащихся 2,3 группы обученности с заданием по теме урока.

«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Конспект урока по русскому языку в 5 «В» классе

на тему:

«Безударные гласные в корне слова, проверяемые

ударением»

Дата проведения_______________

Подпись учителя______________

Тип урока: урок формирование новых знаний

Тема:  Безударные гласные в корне слова, проверяемые

ударением

Цели урока: знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова

(проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать

это правило на практике; умение принимать и сохранять

учебную цель и задачи, планировать собственную

деятельность в соответствии с учебной задачей, определять

цель урока, выбирать действия по достижению цели,

контролировать и оценивать свою работу и поученный

результат; создать положительный эмоциональный настрой на

изучение русского языка в пятом классе, учить бережно,

относиться к книге и к учебнику.

Оборудование: учебник, кроссворд, ноутбук,

мультимедийная презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

эвристический.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по прошедшей теме.

  • Что такое корень слова?

  • Какая морфема может дать дополнительную информацию, сможет поддержать корень, связать себя с ним?

  • На какую дополнительную информацию указывает приставка при-?

III. Объяснение нового материала.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – ударный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

— Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

— Какие позиции есть у звуков?

— Что мы записываем с помощью букв?

— Когда гласная буква занимает сильную позицию?

Объяснительный диктант.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку).

Устная работа.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

IV. Закрепление новой темы. Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

V. Подведение итогов урока.

  • Чем интересен был урок?

  • Чем особенно запомнился?

  • Какую орфографическую задачу решили?

  • Домашнее задание. Найди 8 пословиц, в которых в глаголах есть безударная гласная, проверяемая ударением.

VII. Комментирование оценок.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс

Правописание безударных гласных в корне  слов

(4часа) – 5 класс

( повторение в начале года)

Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.

Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников.

                                                Урок 1

Знать: понятие «орфограмма».

Уметь: находить орфограммы в корне с безударной гласной.

  1. Каллиграфическая минутка:  До, дз.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Понятие об орфограмме.

Запись на доске: дом – дома. В корне слова дом буква  о стоит под ударением, поэтому здесь можно написать только одну букву – о.  Другими словами, в написании гласной в корне слова дом нет выбора букв. В корне слова дома есть выбор буквы ( а или о?), так как эта гласная стоит в безударном положении. В корне слова дома есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограммами.

Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома – орфограмма в корне – буква о (проверочное слово-дом).

         Запись на доске:

                         Орфограмма (греч.)

Орфос (правильный)

Грамма (письмо)

VI. Чтение правила на с. 13

— Какие буквы называются орфограммами?

_Как вы понимаете выражение «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?

Учитель даёт образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчёркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя – та, которой определяется её выбор.

Запись образцов обозначения (объяснения) орфограммы:

ходить – ход

V. Записать по два примера с орфограммой в корне и окончании.

VI. На доске записаны слова. Учащиеся должны вначале прочитать только  те из них, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на обработку умения учащихся «видеть» орфограмму в слове, т.е. «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)

Затем слова, в которых нет орфограммы в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают  и графически обозначают орфограмму в корне. При подборе проверочных слов желательно использовать два способа: 1) изменение формы слова;  2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика. Ещё раз напоминаем о необходимости  обязательно графически объяснять выбор буквы.

Стрела, скрип, глядеть, загадывать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд.

Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена : 1) изменение формы слова;  2) подбором однокоренного проверочного слова.

VII. Упр. 23 письменно, один ученик работает у доски.

VIII. Объяснительный диктант (при записи диктанта безударные гласные в корне слов объясняются графически).

Я возвращался к себе в деревню. Тропинка шла по просеке в сосновом лесу.  Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озёра с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нём прогромыхали созревшие семена.

( По К. Паустовскому).

Домашнее задание: упр. 24; повторить слова, записанные в «Словаре корней».

                                                            Урок 2

Знать: о способах проверки написания безударных гласных корня.

Уметь: учитывать значение слова при подборе однокоренных слов и выборе гласной в корне.

  1. Каллиграфическая пятиминутка:  Е, е.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. На доске заранее написаны (или  на экране монитора) слова:

волна                                    вол

травить                                 травы

частичный                            частный

— Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика ? Почему?

IV. На доске заранее записаны слова. Выписать только те пары слов, в которых одно слово является опорным, проверочным для другого. Выделить корни в этих словах.

Число – чистый

белизна – белый

спешить – спешка

ползти – польза

лепить – лепка

Делается вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.

  1. Записать под диктовку слова, устно объяснив написание гласной в корне. Корень подчеркнуть.

Застеклить рамы (вставить стёкла в рамы), пломбировать зуб (вставлять пломбу), рисковать (подвергаться риску), отмечать (делать пометки в тетради), полезный урок (урок, который приносит пользу).

  1. Запись в «Словаре корней». Учитель объясняет значение слов долина, дол – пространство вдоль реки, расположение ниже окружающей местности («низ»). Даль, далеко – слова, противоположные по значению словам близость, близко и т.д.

Делается следующая запись (корни графически выделяются)

Дол (низ)                                                                     Даль

долина, Подольск                                            далёкий, дальний

(когда-то располагался                                  отдалять, удалённый

по нижнему течению                                      далече, далеко, удалиться,

реки), подол (низ платья),                             вдали

долой (сбросить, низвергнуть),

Устно с двумя-тремя словами составляются и записываются предложения.

  1. Записать под диктовку. Графически объяснить безударную гласную в корнях глаголов.
  2. Посветить фонарём, посвятить стихотворение, угостил конфетой, поседел от старости, посидел на скамейке, известил письмом, отворил дверь, отварили грибы, соединили провода.
  3. Домашнее задание : упр. 27; повторить слова из «Словаря корней».

                                           Урок 3

  1. Каллиграфическая пятиминутка: З, з.

Запись в «Словаре корней» : слав — слова, славить, прославлять, прославление.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Контрольный словарный диктант. При записи слов учащиеся должны выделить корень, указать часть речи.

Преподаватель, долина, удивительный, объединиться, преодолеть, преподаватель, соединение, далёкой лес, удивиться, удалиться, единственный, задавать тон, продавать.

  1. Выразительно прочитать записанный на доске отрывок из стихотворения А. Майкова.

                  Мой сад с каждым днём увядает;

                  Помят он, поломан и пуст,

                  Хоть пышно ещё доцветает

                 Настурций в нём огненный куст…

— Выписать  слова с проверяемой гласной в корне слова. Рядом написать проверочные слова.

— В каком слове безударная гласная в корне слова не проверяется ударением? (Настурций)

       Записываем в «Словарь трудных слов»: настурция, оранжевый, аромат. Устно составляем с данными словами предложение.

  1. Чтение правила на с.15
  2. Упр. 29. Проверка его выполнения.
  3. Предупредительный диктант.
  1. В единении сила народа. 2) Потянул ветерок, воду морщит, рябит. (Никитин). 3) Машенька обвела удивительными глазами свою комнату. (Чехов). 4) Поэты в своих стихах прославляют красоту родной земли.
  2. Домашнее задание : упр. 31; повторить слова из «Словаря корней»

                                                           Урок 4

Знать : виды орфограмм (гласные в корне).

Уметь: определять вид орфограммы (гласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный выбор гласной, проверяемой ударением (подбор разных форм слова или однокоренных слов с учётом значения слова) и не проверяемой ударением (справка в словаре или заучивание наизусть).

  1. Каллиграфическая пятиминутка: Ко, кл.
  2. Проверка домашнего задания
  3. На доске заранее записан (или на мониторе) текст.

Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударной гласной в корне, графически объяснить выбор орфограммы в корне.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуется, там на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин

                                                    (А. К. Толстой)

IV. Записать в «Словарь трудных слов» слова, проверив правильность из написания по словарю: директор, вестибюль, кабинет, картина, портрет. Устно составить с данными словами предложения.

  1. Составить таблицу: «Виды орфограмм (гласных) в корнях слов»

Учащиеся коллективно заполняют первую часть таблицы, затем самостоятельно – вторую часть, примеры берутся из стихотворения М. Рыльского, которое учитель вначале читает целиком, а затем по предложениям:

        Уж первый снег проносится, белея.

        И тихо падает . Уже вода

        Застыла на поверхности пруда.

        Листва редеет, и светлей аллея.

                                                             (М. Рыльский)

Один из учащихся выполняет эту работу на переносной доске или за компьютером. Это даст возможность быстро проверить правильность выполнения задания.

Вот как должна выглядеть запись в тетрадях и на доске (см. справа).

Вывод:

-Какие виды орфограмм (гласных) в корне вам известны?

Виды орфограмм (гласных) в корнях

                        Примеры

  1. Безударные гласные, проверяемые ударением

   

  1. Безударные гласные, не проверяемые ударением (словарные слова)

     

Белея – белый

вода — воды

листва – лист

редеет – редкий

светлей — светлый

аллея

— Какие способы проверки безударных гласных в корне вы знаете? Привести примеры.

VI. запись в «Словаре корней»:

                         тряс-

тряска, трясина, трястись, сотрясение, землетрясение, встряска.

      VII.Объяснительный диктант.

Рябину называют осенней красавицей. Рябина – полезная ягода. Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц. А птицы истребляют вредителей лесов.

(По Н. Анучину).

Домашнее задание: упр. 37

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *